12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хохлова Инна Анатольевна1538
Работаю в МОУ СОШ с.Новая Кука в Забайкальском крае с 2000г. Закончила ЗабГПУ им.Н.Г.Чернышевского, получила специальность учитель биологии и географии. Преподаю биологию в родной школе в 5_11 классах.
Россия, Забайкальский край, Чита
13

Урок «Половое размножение животных»



Тема. Половое размножение

Цель: формирование представлений о половом размножении животных в процессе работы с презентацией и выполнении познавательных заданий в рабочей тетради.

Задачи:

образовательная: рассмотреть характерные особенности полового размножения животных;

развивающая: осуществлять поиск необходимой информации, сравнивать, анализировать, формулировать выводы, фиксировать ответы в рабочей тетради;

воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученных заданий.

Тип урока: комплексное применение знаний, умений, навыков.

Метод проведения: эвристическая беседа, работа с презентацией и рабочей тетрадью.

Элементы основного содержания: гамета, зигота, семенник, яичник, оплодотворение, партеногенез, гермафродиты, обоеполые, раздельнополые, половое размножение.

Требования к результатам образования:

Предметные результаты:

ученик должен

иметь представление о характерных особенностях полового размножения животных;

знать основные свойства полового размножения; определения «гамета», «зигота», «семенник», «яичник», «партеногенез», «оплодотворение», типы оплодотворения.

уметь устанавливать отличия бесполого размножения от полового, преимущество полового размножения перед бесполым; отличать обоеполые организмы от однополых; сравнивать яйцеклетку и сперматозоид; приводить примеры животных с разными типами оплодотворения.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД: уметь выполнять задания данные учителем согласно установленным правилам работы; развивать навыки самооценки и самоанализа; уметь определять цель и ставить задачи, необходимые для ее достижения, формулирование темы урока.

Познавательные УУД: уметь работать с текстом, иллюстрациями и материалами презентации; выделять главное, давать определения понятиям; проводить сравнение биологических объектов, выделять их существенные признаки.

Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и отвечать на поставленные вопросы; слушать одноклассников, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения; работать в парах.

Личностные результаты: уметь соблюдать дисциплину и единые требования на уроке; уметь проводить самоанализ усвоенного материала; удовлетворение потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Междисциплинарные связи: география (среда обитания).

Внутри дисциплинарные связи: цитология, анатомия, экология.

Педагогические средства: презентация.

Информационно методическое обеспечение: учебник, рабочие тетради.

Организация деятельности учащихся: отвечают на тестовые задания; выполняют задания в рабочих тетрадях; слушают учителя, участвуют в диалоге, отрабатывают новые понятия, формулируют выводы.

Приемы деятельности учителя: эвристическая беседа, познавательные задания.

Измерители: познавательные задания, выполненные в рабочей тетради.

Критерии оценки выполнения заданий:

- даны определения ключевым понятиям; даны отличительные признаки полового размножения от бесполого и его преимущества; определены названия клеток, указан набор хромосом и их функции; установлены отличия обоеполых и раздельнополых организмов, приведены примеры таких организмов; названы типы оплодотворения, существующие в природе, приведены примеры животных с разными типами оплодотворения; подведены итоги урока.

Личная значимость изучаемого материала: понимание роли полового размножения.

УМК: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. (линейный курс).

Класс: 6а класс (общеобразовательный)

Учитель: Хохлова И.А.

/data/files/j1521364261.docx (Половое размножение)
/data/files/e1522922073.pptx (Половое размножение животных)

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Результаты / УУД

 

Организационный момент

1.Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

Цель: эмоциональный настрой на урок, развитие произвольности, самостоятельности.

Готовят рабочее место, внимательно слушают учителя.

Личностные результаты: уметь соблюдать дисциплину и единые требования на уроке

2.

Актуализация знаний

  1. Дает задание: выполнить тестовую работу по теме «Бесполое размножение», время 8-9 мин.

Цель: коррекция знаний.

Выполняют тестовую работу в тетрадях для контрольных работ (приложение тест)

Регулятивные УУД: уметь выполнять задания учителя согласно установленным правилам работы, развитие навыков самооценки и самоанализа.

3.Постановка темы и определение цели урока (мотивация)

3.1. Организует работу с фото на презентации и предлагает расшифровать тему урока.

«На слайде вы видите фотографию гиены с детенышами, попробуйте определить тему урока, обоснуйте свой выбор».

Цель: развитие аналитико-синтетической деятельности.

3.2. Теперь определим цели урока, используя задания в рабочей тетради

Определение темы урока, приводят аргументы, высказывают свое мнение и доказывают свою точку зрения.

Тема «Половое размножение животных»

Определяют цели урока: п.15 с.66 рабочая тетрадь; слайд №3.

Регулятивные УУД: уметь формулировать тему урока; определять цель и ставить задачи, необходимые для ее достижения.

4.

Комплексное применение знаний, умений, навыков.

Организует работу с рабочими тетрадями

Выполняют задания в рабочей тетради

Познавательные УУД: уметь работать с текстом, рабочими тетрадями выделять главное, давать определения понятиям.

Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и отвечать на вопросы; слушать одноклассников, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения.

Предметные результаты: знать определения «гамета», «зигота», «семенник», «яичник», «оплодотворение»

уметь сравнивать яйцеклетку и сперматозоид; отличать обоеполые организмы от однополых; приводить примеры животных с разными типами оплодотворения.

Познавательные УУД:

проводить сравнение биологических объектов, выделять их существенные признаки.

4.1. Предлагает выполнить задание №117 и дать определения понятию: гамета.

4.2. Учитель предлагает рассмотреть рисунки и фотографии половых клеток, обратить внимание на их размеры и строение.

4.3. Учитель предлагает обобщить изученный материал сравнив половые клетки и установить главные отличия, используя следующие критерии: размеры и особенности строения

Выполняют задание №117

Используя рисунок и всплывающие слова, предлагают наиболее подходящие слова. После того как учащиеся дали определения всплывает правильный ответ. Дети проверяют правильно ли они делали высказывания и записывают верное определение.

Рассматривают половые клетки- яйцеклетку, обсуждают ее размеры и строение

Рассматривают – сперматозоиды, обсуждают его размеры и строение

Учащиеся сравнивают половые клетки, устанавливают их отличия

4.4. Предлагает выполнить задание №121 и дать определения понятию: оплодотворение

Используя рисунок и всплывающие слова, предлагают наиболее подходящие слова. После данного определения учащимися всплывает правильный ответ. Дети проверяют правильно ли они делали высказывания и записывают верное определение.

 

4.5. Предлагает выполнить задание №122 и с помощью иллюстраций назвать типы оплодотворения и привести примеры животных с разными типами оплодотворения

Рассматривают иллюстрации, обсуждают в парах, что на них изображено, высказывают свою точку зрения и предлагают названия типов оплодотворения и приводят примеры животных. Слушают внимательно комментарии учителя и делают записи в тетрадях

Слушают внимательно дополнительный материл от учителя и делают записи в тетрадях

 
 

4.6. Предлагает продолжить выполнить задание №117 и дать определения понятию: зигота

Используя рисунок и всплывающие слова, предлагают наиболее подходящие слова. После данного определения учащимися всплывает правильный ответ. Дети проверяют правильно ли они делали высказывания и записывают верное определение.

 
 

4.7. Предлагает продолжить выполнить задание №121. Выполняя задание, дети дают определение термину «партеногенез»

Используя рисунок и всплывающие слова, предлагают наиболее подходящие слова. После данного определения учащимися всплывает правильный ответ. Дети проверяют правильно ли они делали высказывания и записывают верное определение. Осознают, что у некоторых организмов оплодотворение возможно и без участия мужской половой клетки.

 
 

4.8. Предлагает продолжить выполнить задание №117 и дать определения понятиям: семенник, яичник

4.9. Предлагает ответить на вопрос и сформулировать вывод: где образуются женские и мужские половые клетки?

Отвечают на вопрос и делают выводы.

 
 

4.10. Предлагает выполнить задание №120 и ответить на вопрос «В чем различия обоеполых и раздельнополых организмов?»

При анализе рисунка просит детей вспомнить строение органа растения, отвечающего за репродуктивные функции, т.е. цветка.

Просит найти «ошибку» на слайде, не обозначая какую именно – д/з!

Или обозначить какую именно ошибку нужно найти: как правильно называют растения, у которых на одном цветке есть и женские и мужские «органы», и как называются растения, у которых на одном цветке женские «органы», а на другом мужские.

Размышляют над заданным вопросом. Высказывают свою точку зрения, опираясь на иллюстрацию на слайде, подбирают пропущенные слова в предложении и фиксируют ответ в рабочей тетради.

Вспоминают, что у растений тоже есть «органы полового размножения» и делают вывод, что и для растений характерно половое размножение.

ФИКСИРУЮТ Д/З (ПО ЖЕЛАНИЮ)

Познавательные УУД: проводить сравнение биологических объектов, выделять их существенные признаки.

 

4.11. Учитель иллюстрирует примеры обоеполых животных, вводит новое понятие «гермафродиты».

Внимательно рассматривают примеры обоеполых организмов, фиксируют новое понятие

 

 

Осмысление и первичное закрепление знаний

  1. Предлагает выполнить задание №119 и написать названия клеток, обозначенных цифрами, их набор хромосом и функцию, которую они выполняют

Используя знания, полученные в начале урока, выполняют задание самостоятельно, после чего осуществляют взаимопроверку и сравнивают с эталоном ответа.

Предметные результаты: уметь устанавливать отличия бесполого размножения от полового, преимущество полового размножения перед бесполым; сравнивать яйцеклетку и сперматозоид.

Регулятивные : развивать навыки самооценки и самоанализа

Познавательные УУД:

проводить сравнение биологических объектов, выделять их существенные признаки.

 
  1. Предлагает выполнить задание №118 и установить отличия полового размножения от бесполого, указать его преимущество перед бесполым

Учащиеся вспоминают основные особенности бесполого размножения, устанавливают отличия полового размножения от бесполого, указывают его преимущество перед бесполым и делают записи в тетради

 

Рефлексия

Учитель предлагает ответить на вопросы

Отвечают на вопросы

Предметный результат: знают характерные особенности полового размножения;

умеют определять основные типы оплодотворения.

Личностный результат: удовлетворяют потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание- для всех

Индивидуально (по желанию): напоминает, что нужно найти «ошибку» на слайде, не обозначая какую именно – д/з!

Или обозначив ошибку: нужно найти как правильно называют растения, у которых на одном цветке есть и женские и мужские «органы», и как называются растения, у которых на одном цветке женские «органы», а на другом мужские.

Регулятивные УУД: уметь соблюдать единые требования на уроке.


 

Бесполое размножение

 

Вариант 1

 

Одноклеточные грибы дрожжи размножаются путём

почкования

деления

спорообразования

вегетативного размножения

Какой организм размножается вегетативно?

кошка

лягушка

голубь

многоклеточная водоросль

Форма размножения плодовых деревьев называется

прививка

луковица

клубень

спора

Верны ли следующие утверждения?

А. В мире живой природы различают бесполое и половое размножение.

Б. При бесполом размножении образуются особи, являющиеся копией материнского организма.

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

неверны оба суждения

Выберите три верных утверждения.

Деление как форма бесполого размножения характерна для

бактерий 4) простейших животных

птиц 5) ящериц

рыб 6) одноклеточных водорослей

 

Установите соответствие между организмом и формой его бесполого размножения.

Организм Форма бесполого размножения

А. Дрожжи 1. Почкование

Б. Чеснок 2. Вегетативное размножение

В. Цветковое растение гусиная лапка

Г. Гидра

Д. Картофель

Установите верную последовательность процессов, происходящих при почковании гидры.

Появляются щупальца, открывается ротовое отверстие.

На поверхности тела гидры образуются скопления де­лящихся клеток — почки.

Формируется дочерняя особь, которая соединена с ма­теринским организмом.

Почка увеличивается в размерах за счёт роста молодых клеток.

Установите соответствие между организмом и формой его

бесполого размножения.

Форма размножения

А. Вегетативное размножение.

Б. Почкование.

В. Деление.

Г. Спорообразование.

 

Живой организм

Гидра

Бактерии

Хвощ полевой

Лилия

 

 

Бесполое размножение

 

Вариант 2

 

Большинство шляпочных грибов (сыроежка, подберёзо­вик) размножается с помощью

семян

ядер

спор

корней

Использование участков побегов с почками у цветковых растений — это пример размножения путём

деления

почкования

спорообразования

вегетативного размножения

Цветковое растение тюльпан размножается с помощью

прививки

луковицы

клубня

корневища

Верны ли следующие утверждения?

А. В бесполом размножении принимают участие две особи.

Б. К формам бесполого размножения относят деление, поч­кование, вегетативное размножение и спорообразова­ние.

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

неверны оба суждения

Выберите три верных утверждения.

Спорами размножаются

1) бактерии

2) мох кукушкин лен

3) папоротник

4) гидра

5) гриб рыжик

6) эвглена

Установите соответствие между растением и способом его вегетативного размножения.

Растения

А. Яблоня

Б. Картофель

В. Ирис

Г. Тюльпан

 

Способ вегетативного размножения

1. Луковица

2. Корневище

3. Клубень

4. Прививка

Установите верную последовательность процессов, проис­ходящих при делении эвглены.

Молодые ядра и органоиды клетки расходятся.

Ядро материнской клетки вытягивается и делится.

Формируются две одинаковые дочерние особи.

В цитоплазме образуется перегородка, которая делит материнский организм.

Установите соответствие между организмом и формой его

бесполого размножения.

Форма размножения

А. Вегетативное размножение.

Б. Почкование.

В. Деление.

Г. Спорообразование.

 

Живой организм

Эвглена

Дрожжи

Мох кукушкин лён

Ирис

 


Половое размножение
DOCX / 5.69 Мб
Опубликовано в группе «УРОКИ, КИМы, ИГРЫ, практикумы, творческие задания по ИНФОРМАТИКЕ, МАТЕМАТИКЕ и другим дисциплинам.»


Комментарии (13)

сменить сортировку
Дедушка ГуРу, 02.04.18 в 17:55 2Ответить Пожаловаться
Вы написали "Цель: формирование представлений о половом размножении животных в процессе работы с презентацией".
Сложно оценивать работу, которая построена вокруг презентации, а самой презентации нет.
Отправляю на доработку. Если презентации нет напишите, попробую посмотреть так.
Евгений Алексеевич, 03.04.18 в 08:28 3Ответить Пожаловаться
Добрый день, Инна Анатольевна! Я уже видел Ваш урок, изучил его раньше и отзыв об уроке и системе Вашей работы написал Вам в личном сообщении. Есть там и презентация, кадры её в таблице, но, вероятно, она не загрузилась. А Вы проверяли загрузку? С уважением Е.Стручков
Дедушка ГуРу, 03.04.18 в 14:12 2Ответить Пожаловаться
Попробую оценить работу так как есть. Если будут дополнения, напишите. Я пересмотрю свою оценку.
Дедушка ГуРу, 03.04.18 в 14:16 2Ответить Пожаловаться
Совет не относящийся к конкурсу и не оценивающийся. В текстовом документе не используйте лишнее форматирование. примененный Вами разреженный на 2,25 пт шрифт (для написание "2. Метапредметные УУД" и еще в некоторых местах) затрудняет прочтение текста.

Отредактировано 03-04-2018 14:18

Хохлова Инна Анатольевна, 04.04.18 в 02:53 2Ответить Пожаловаться
Спасибо. Очень важны будут и критические замечание. Чтобы учитывать в дальнейшей работе. Опыта конечно при загрузке файлов еще нет, с этим к сожалению будут еще проблемы.
Дедушка ГуРу, 04.04.18 в 07:19 2Ответить Пожаловаться
Жаль, что не получилось загрузить в полном объеме. Отсутствие презентации привело к большой потери баллов. А загрузить её проще простого Все очень подробно описано главной странице сообщества в разделе Руководство по сайту для начинающих (https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/faq.html) в пункте Публикации.
А если будет желание следующую презентацию можно сделать с моей помощью на Мастер-класс Создание презентаций для урока (https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/groups/988)

Отредактировано 04-04-2018 07:22

Хохлова Инна Анатольевна, 04.04.18 в 13:16 2Ответить Пожаловаться
Сергей Николаевич, а презентацию тоже нужно к конспекту прикрепить? Я поняла, что требуется только конспект... За ссылки отдельное СПАСИБО!
Дедушка ГуРу, 04.04.18 в 18:27 2Ответить Пожаловаться
Ответ в коментарии Татьяна Александровна. От себя добавлю. Да требуется конспект (технологическая карта, сценарий или что-то подобное). Но если будет только конспект, то за техническое оснащение урока - ноль. В других пунктах минимум баллов. Ну а если весь урок крутится вокруг презентации - как без неё.
Смотрите если сможете решить проблему, я готов пересмотреть свою оценку. Как я понял этап оценки работ идет до 15 апреля 2018.
Медведева Татьяна Александровна, 04.04.18 в 15:51 2Ответить Пожаловаться
Инна Анатольевна, урок Ваш понравился, разнообразные формы работы. Вот выдержка из требований к оценке конкурсной работы: "Если вы заметили, что в конкурсной работе упоминаются файлы для скачивания (например презентация или аудио-файлы), но при этом сами файлы отсутствуют или вам не удается их загрузить, вы можете нажать на эту кнопку. Работа уйдет на дополнительную проверку модератору. При этом вам придется отложить оценку этой работы до устранения проблемы."
Хохлова Инна Анатольевна, 05.04.18 в 05:13 2Ответить Пожаловаться
Хорошо. Можно сегодня загрузить презентацию?
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.