Урок по биологии в 6 классе «Половое размножение животных»
Пояснительная записка к презентации
Тема. Половое размножение
Цель: формирование представлений о половом размножении животных в процессе работы с презентацией и выполнении познавательных заданий в рабочей тетради.
Задачи:
образовательная: рассмотреть характерные особенности полового размножения животных;
развивающая: осуществлять поиск необходимой информации, сравнивать, анализировать, формулировать выводы, фиксировать ответы в рабочей тетради;
воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученных заданий.
Тип урока: комплексное применение знаний, умений, навыков.
Метод проведения: эвристическая беседа, работа с презентацией и рабочей тетрадью.
Элементы основного содержания: гамета, зигота, семенник, яичник, оплодотворение, партеногенез, гермафродиты, обоеполые, раздельнополые, половое размножение.
Требования к результатам образования:
Предметные результаты:
ученик должен
иметь представление о характерных особенностях полового размножения животных;
знать основные свойства полового размножения; определения «гамета», «зигота», «семенник», «яичник», «партеногенез», «оплодотворение», типы оплодотворения.
уметь устанавливать отличия бесполого размножения от полового, преимущество полового размножения перед бесполым; отличать обоеполые организмы от однополых; сравнивать яйцеклетку и сперматозоид; приводить примеры животных с разными типами оплодотворения.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: уметь выполнять задания данные учителем согласно установленным правилам работы; развивать навыки самооценки и самоанализа; уметь определять цель и ставить задачи, необходимые для ее достижения, формулирование темы урока.
Познавательные УУД: уметь работать с текстом, иллюстрациями и материалами презентации; выделять главное, давать определения понятиям; проводить сравнение биологических объектов, выделять их существенные признаки.
Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и отвечать на поставленные вопросы; слушать одноклассников, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения; работать в парах.
Личностные результаты: уметь соблюдать дисциплину и единые требования на уроке; уметь проводить самоанализ усвоенного материала; удовлетворение потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Междисциплинарные связи: география (среда обитания).
Внутри дисциплинарные связи: цитология, анатомия, экология.
Педагогические средства: презентация.
Информационно методическое обеспечение: учебник, рабочие тетради.
Организация деятельности учащихся: отвечают на тестовые задания; выполняют задания в рабочих тетрадях; слушают учителя, участвуют в диалоге, отрабатывают новые понятия, формулируют выводы.
Приемы деятельности учителя: эвристическая беседа, познавательные задания.
Измерители: познавательные задания, выполненные в рабочей тетради.
Критерии оценки выполнения заданий:
- даны определения ключевым понятиям; даны отличительные признаки полового размножения от бесполого и его преимущества; определены названия клеток, указан набор хромосом и их функции; установлены отличия обоеполых и раздельнополых организмов, приведены примеры таких организмов; названы типы оплодотворения, существующие в природе, приведены примеры животных с разными типами оплодотворения; подведены итоги урока.
Личная значимость изучаемого материала: понимание роли полового размножения.
УМК: Сонин Н.И. Биология. Живой организм. (линейный курс).
Класс: 6а класс (общеобразовательный)
Учитель: Хохлова И.А.
Ход урока
Этапы урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Результаты / УУД |
Организационный момент |
1.Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Цель: эмоциональный настрой на урок, развитие произвольности, самостоятельности. |
Готовят рабочее место, внимательно слушают учителя. |
Личностные результаты: уметь соблюдать дисциплину и единые требования на уроке |
2. Актуализация знаний |
Цель: коррекция знаний. |
Выполняют тестовую работу в тетрадях для контрольных работ (приложение тест) |
Регулятивные УУД: уметь выполнять задания учителя согласно установленным правилам работы, развитие навыков самооценки и самоанализа. |
3.Постановка темы и определение цели урока (мотивация) |
3.1. Организует работу с фото на презентации и предлагает расшифровать тему урока. «На слайде вы видите фотографию гиены с детенышами, попробуйте определить тему урока, обоснуйте свой выбор». Цель: развитие аналитико-синтетической деятельности. 3.2. Теперь определим цели урока, используя задания в рабочей тетради |
Определение темы урока, приводят аргументы, высказывают свое мнение и доказывают свою точку зрения. Тема «Половое размножение животных» Определяют цели урока: п.15 с.66 рабочая тетрадь; слайд №3. |
Регулятивные УУД: уметь формулировать тему урока; определять цель и ставить задачи, необходимые для ее достижения. |
4. Комплексное применение знаний, умений, навыков. |
Организует работу с рабочими тетрадями |
Выполняют задания в рабочей тетради |
Познавательные УУД: уметь работать с текстом, рабочими тетрадями выделять главное, давать определения понятиям. Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и отвечать на вопросы; слушать одноклассников, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения. Предметные результаты: знать определения «гамета», «зигота», «семенник», «яичник», «оплодотворение» уметь сравнивать яйцеклетку и сперматозоид; отличать обоеполые организмы от однополых; приводить примеры животных с разными типами оплодотворения. Познавательные УУД: проводить сравнение биологических объектов, выделять их существенные признаки. |
4.1. Предлагает выполнить задание №117 и дать определения понятию: гамета. 4.2. Учитель предлагает рассмотреть рисунки и фотографии половых клеток, обратить внимание на их размеры и строение. 4.3. Учитель предлагает обобщить изученный материал сравнив половые клетки и установить главные отличия, используя следующие критерии: размеры и особенности строения |
Выполняют задание №117 Используя рисунок и всплывающие слова, предлагают наиболее подходящие слова. После того как учащиеся дали определения всплывает правильный ответ. Дети проверяют правильно ли они делали высказывания и записывают верное определение. Рассматривают половые клетки- яйцеклетку, обсуждают ее размеры и строение Рассматривают – сперматозоиды, обсуждают его размеры и строение Учащиеся сравнивают половые клетки, устанавливают их отличия |
||
4.4. Предлагает выполнить задание №121 и дать определения понятию: оплодотворение |
Используя рисунок и всплывающие слова, предлагают наиболее подходящие слова. После данного определения учащимися всплывает правильный ответ. Дети проверяют правильно ли они делали высказывания и записывают верное определение. |
||
4.5. Предлагает выполнить задание №122 и с помощью иллюстраций назвать типы оплодотворения и привести примеры животных с разными типами оплодотворения |
Рассматривают иллюстрации, обсуждают в парах, что на них изображено, высказывают свою точку зрения и предлагают названия типов оплодотворения и приводят примеры животных. Слушают внимательно комментарии учителя и делают записи в тетрадях Слушают внимательно дополнительный материл от учителя и делают записи в тетрадях |
||
4.6. Предлагает продолжить выполнить задание №117 и дать определения понятию: зигота |
Используя рисунок и всплывающие слова, предлагают наиболее подходящие слова. После данного определения учащимися всплывает правильный ответ. Дети проверяют правильно ли они делали высказывания и записывают верное определение. |
||
4.7. Предлагает продолжить выполнить задание №121. Выполняя задание, дети дают определение термину «партеногенез» |
Используя рисунок и всплывающие слова, предлагают наиболее подходящие слова. После данного определения учащимися всплывает правильный ответ. Дети проверяют правильно ли они делали высказывания и записывают верное определение. Осознают, что у некоторых организмов оплодотворение возможно и без участия мужской половой клетки. |
||
4.8. Предлагает продолжить выполнить задание №117 и дать определения понятиям: семенник, яичник 4.9. Предлагает ответить на вопрос и сформулировать вывод: где образуются женские и мужские половые клетки? |
Отвечают на вопрос и делают выводы. |
||
4.10. Предлагает выполнить задание №120 и ответить на вопрос «В чем различия обоеполых и раздельнополых организмов?» При анализе рисунка просит детей вспомнить строение органа растения, отвечающего за репродуктивные функции, т.е. цветка. Просит найти «ошибку» на слайде, не обозначая какую именно – д/з! Или обозначить какую именно ошибку нужно найти: как правильно называют растения, у которых на одном цветке есть и женские и мужские «органы», и как называются растения, у которых на одном цветке женские «органы», а на другом мужские. |
Размышляют над заданным вопросом. Высказывают свою точку зрения, опираясь на иллюстрацию на слайде, подбирают пропущенные слова в предложении и фиксируют ответ в рабочей тетради. Вспоминают, что у растений тоже есть «органы полового размножения» и делают вывод, что и для растений характерно половое размножение. ФИКСИРУЮТ Д/З (ПО ЖЕЛАНИЮ) |
Познавательные УУД: проводить сравнение биологических объектов, выделять их существенные признаки. |
|
4.11. Учитель иллюстрирует примеры обоеполых животных, вводит новое понятие «гермафродиты». |
Внимательно рассматривают примеры обоеполых организмов, фиксируют новое понятие |
||
Осмысление и первичное закрепление знаний |
|
Используя знания, полученные в начале урока, выполняют задание самостоятельно, после чего осуществляют взаимопроверку и сравнивают с эталоном ответа. |
Предметные результаты: уметь устанавливать отличия бесполого размножения от полового, преимущество полового размножения перед бесполым; сравнивать яйцеклетку и сперматозоид. Регулятивные : развивать навыки самооценки и самоанализа Познавательные УУД: проводить сравнение биологических объектов, выделять их существенные признаки. |
|
Учащиеся вспоминают основные особенности бесполого размножения, устанавливают отличия полового размножения от бесполого, указывают его преимущество перед бесполым и делают записи в тетради |
||
Рефлексия |
Учитель предлагает ответить на вопросы |
Отвечают на вопросы |
Предметный результат: знают характерные особенности полового размножения; умеют определять основные типы оплодотворения. Личностный результат: удовлетворяют потребности в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. |
Домашнее задание |
Объясняет домашнее задание |
Записывают домашнее задание- для всех Индивидуально (по желанию): напоминает, что нужно найти «ошибку» на слайде, не обозначая какую именно – д/з! Или обозначив ошибку: нужно найти как правильно называют растения, у которых на одном цветке есть и женские и мужские «органы», и как называются растения, у которых на одном цветке женские «органы», а на другом мужские. |
Регулятивные УУД: уметь соблюдать единые требования на уроке. |
Бесполое размножение
Вариант 1
Одноклеточные грибы дрожжи размножаются путём
почкования
деления
спорообразования
вегетативного размножения
Какой организм размножается вегетативно?
кошка
лягушка
голубь
многоклеточная водоросль
Форма размножения плодовых деревьев называется
прививка
луковица
клубень
спора
Верны ли следующие утверждения?
А. В мире живой природы различают бесполое и половое размножение.
Б. При бесполом размножении образуются особи, являющиеся копией материнского организма.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
неверны оба суждения
Выберите три верных утверждения.
Деление как форма бесполого размножения характерна для
бактерий 4) простейших животных
птиц 5) ящериц
рыб 6) одноклеточных водорослей
Установите соответствие между организмом и формой его бесполого размножения.
Организм Форма бесполого размножения
А. Дрожжи 1. Почкование
Б. Чеснок 2. Вегетативное размножение
В. Цветковое растение гусиная лапка
Г. Гидра
Д. Картофель
Установите верную последовательность процессов, происходящих при почковании гидры.
Появляются щупальца, открывается ротовое отверстие.
На поверхности тела гидры образуются скопления делящихся клеток — почки.
Формируется дочерняя особь, которая соединена с материнским организмом.
Почка увеличивается в размерах за счёт роста молодых клеток.
Установите соответствие между организмом и формой его
бесполого размножения.
Форма размножения А. Вегетативное размножение. Б. Почкование. В. Деление. Г. Спорообразование.
|
Живой организм Гидра Бактерии Хвощ полевой Лилия |
Бесполое размножение
Вариант 2
Большинство шляпочных грибов (сыроежка, подберёзовик) размножается с помощью
семян
ядер
спор
корней
Использование участков побегов с почками у цветковых растений — это пример размножения путём
деления
почкования
спорообразования
вегетативного размножения
Цветковое растение тюльпан размножается с помощью
прививки
луковицы
клубня
корневища
Верны ли следующие утверждения?
А. В бесполом размножении принимают участие две особи.
Б. К формам бесполого размножения относят деление, почкование, вегетативное размножение и спорообразование.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
неверны оба суждения
Выберите три верных утверждения.
Спорами размножаются
Установите соответствие между растением и способом его вегетативного размножения.
Растения А. Яблоня Б. Картофель В. Ирис Г. Тюльпан
|
Способ вегетативного размножения 1. Луковица 2. Корневище 3. Клубень 4. Прививка |
Установите верную последовательность процессов, происходящих при делении эвглены.
Молодые ядра и органоиды клетки расходятся.
Ядро материнской клетки вытягивается и делится.
Формируются две одинаковые дочерние особи.
В цитоплазме образуется перегородка, которая делит материнский организм.
Установите соответствие между организмом и формой его
бесполого размножения.
Форма размножения А. Вегетативное размножение. Б. Почкование. В. Деление. Г. Спорообразование.
|
Живой организм Эвглена Дрожжи Мох кукушкин лён Ирис
|
Половое размножение
DOCX / 5.69 Мб
Дедушка ГуРу
Евгений Алексеевич
Дедушка ГуРу
Дедушка ГуРу
Хохлова Инна Анатольевна
Дедушка ГуРу
Хохлова Инна Анатольевна
Дедушка ГуРу
Медведева Татьяна Александровна
Хохлова Инна Анатольевна
Хохлова Инна Анатольевна
Дементьева Ирина Михайловна
Буньков Андрей Владимирович