Положение о проведении школьной конференции проектных работ «Первые шаги в Науку»
ПРИНЯТО от 25.08.2015№ 1 | УТВЕРЖДАЮ: |
Положение
о школьной конференции проектных работ обучающихся «Первые шаги в Науку»
1.Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано на основании п.20 ч.3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
1.2. Школьная конференция проектных работ обучающихся «Первые шаги в Науку» – одна из основных форм образовательной работы Гимназии по организации и совершенствованию учебной проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
1.3. Школьная конференция проектных работ обучающихся «Первые шаги в Науку» подводит итоги учебной проектной и исследовательской деятельности обучающихся Гимназии в рамках организации внеурочной деятельности за учебный год.
1.4. Школьная конференция проектных работ обучающихся «Первые шаги в Науку» в лице экспертного совета конференции проводит рецензирование работ и осуществляет консультирование авторов и руководителей всех представленных на конференцию работ, рекомендует лучшие работы к участию в муниципальном этапе окружной научной конференции молодых исследователей научно-социальной программы «Шаг в будущее».
2. Цели и задачи конференции
2.1.Формирование у гимназистов глубокого интереса к изучению естественно-научных, гуманитарных, художественно-эстетических, технических наук.
2.2.Развитие индивидуальных способностей обучающихся через научно-исследовательскую и проектную деятельность.
Создание предпосылок и условий для осуществления научно-исследовательской и творческой деятельности обучающихся в течение всего учебного года.
2.4.Мотивация учащихся и педагогов к применению проектной деятельности в образовательном пространстве школы.
2.5.Выявление творчески одаренных обучающихся.
2.6.Формирование банка данных «одаренных детей» для дальнейшего создания условий развития их способностей, интересов и склонностей.
2.7.Стимулирование внедрения новых образовательных технологий в Гимназии.
3.Участники и организаторы школьной конференции обучающихся
«Первые шаги в Науку»
3.1.Участниками школьной конференции проектных работ обучающихся «Первые шаги в Науку» являются обучающиеся Гимназии, преподаватели и администрация Гимназии в рамках организации дополнительного образования детей во внеурочной деятельности. По решению Экспертного совета конференции приглашаются для работы в жюри победители и призеры школьного этапа научно-практической конференции «Шаг в будущее» текущего учебного года.
3.2.Организатором школьной конференции проектных работ обучающихся «Первые шаги в Науку» является методический совет гимназии, который формирует программу, состав участников, экспертный совет конференции.
3.3.Экспертный совет конференции избирается методическим советом гимназии из числа высококвалифицированных авторитетных педагогов Гимназии, с учётом предметной направленности представленных на конференцию работ обучающихся не позднее, чем за две недели до даты проведения конференции.
4.Порядок проведения конференции
4.1. Школьная конференция проектных работ обучающихся «Первые шаги в Науку» проводится один раз в учебном году в два этапа:
I этап- предварительная защита и экспертная оценка проектов в творческих проектных мастерских,
II этап- заключительный.
4.2. Школьная конференция проектных работ обучающихся «Первые шаги в Науку» проводится по следующим направлениям:
Инженерные науки в техносфере настоящего и будущего;
Естественные науки и современный мир;
Математика и информационные технологии;
Социально-гуманитарные и экономические науки;
Прикладное искусство.
4.3.В каждом направлении могут быть выделены группы по параллелям классов.
4.4.Сроки проведения школьной конференции проектных работ обучающихся «Первые шаги в Науку» устанавливаются методическим советом Гимназии при планировании работы на учебный год.
4.5.Конференция проводится в один день. Подведение итогов осуществляется в день проведения конференции.
4.6.Заявки на участие в конференции, визитные карточки и тексты работ подаются в экспертный совет конференции не менее чем за 10 дней до её проведения. Приложение 5
4.7.На выступление участнику конференции предоставляется время по регламенту: 7 минут - выступление, 3 минуты - дискуссия, ответы на вопросы.
4.8.Каждый участник школьной конференции проектных работ обучающихся имеет право на собственную точку зрения, может выступать оппонентом по проблемам, рассматриваемым на конференции, в корректной форме задавать вопросы любому участнику конференции.
5.Требования к содержанию и оформлению работ
5.1. На школьную конференцию проектных работ обучающихся «Первые шаги в Науку» принимаются научные, исследовательские, прикладные и творческие проектные работы по направлениям, перечисленным в данном Положении. Рефераты не принимаются.
5.2. Работы должны быть выполнены обучающимися самостоятельно, содержать новые научные, инженерные, исследовательские или прикладные результаты. Авторы могут представить на конференцию несколько проектных работ. У работы может быть более трех авторов.
5.3. Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной. Если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение. Ценным является творчество, интеллектуальная продуктивность, открытие и генерация новых идей.
5.4. В работе необходимо четко обозначить теоретические и практические достижения автора, области использования результатов. В случае если результаты нашли применение, должны быть предложены подтверждающие материалы.
5.5. Вся работа выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата А4 (размеры: горизонталь – 210 мм, вертикаль – 297 мм). Текст печатается ярким шрифтом (размер шрифта – 12 кегель) через полтора интервала между строками на одной стороне листа. Весь машинописный и чертежный материал должен быть хорошо читаемым.
5.6. В состав работы входят следующие части: титульный лист, аннотация, план исследований и научная статья (описание работы). Эти части работы выполняются на отдельных листах и скрепляются между собой.
Аннотация и научная статья имеют стандартный заголовок. На первой странице каждой части сначала печатается название работы, затем посередине фамилии авторов, ниже указывается регион, город, учебное заведение, номер школы, класс. Сокращения не допускаются.
5.6.1. Титульный лист содержит следующие атрибуты: названия конференции и работы, страны и населенного пункта; сведения об авторах (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс) и руководителях (фамилия, имя, отчество, ученая степень и звание, должность, место работы). Сокращения не допускаются.
5.6.2. Аннотация должна содержать наиболее важные сведения о работе, в частности, включать следующую информацию: цель работы; методы и приемы, которые использовались в работе; полученные данные; выводы.
Аннотация не должна включать список литературы, благодарностей и описания работы, выполненнойруководителем. Аннотация печатается на одной стандартной странице в следующем порядке: стандартный заголовок, затем посередине слово «Аннотация», ниже текст аннотации. Приложение
5.6.3. План исследований должен содержать следующие разделы: проблема или вопрос, подлежащий исследованию, гипотеза; подробное описание метода; библиография (хотя бы три основные работы, относящиеся к предмету исследования). План исследований объемом не более четырех стандартных страниц печатается в порядке: стандартный заголовок, затем посередине слова «План исследований», ниже текст.
5.6.4. Научная статья (описание работы) в сопровождении иллюстраций (чертежи, графики, таблицы, фотографии) представляет собой описание исследовательской (творческой) работы.
Все сокращения в тексте статьи должны быть расшифрованы. Объем текста статьи, включая формулы и список литературы, не должен превышать 10 стандартных страниц. Для иллюстраций может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Иллюстрации выполняются на отдельных страницах, которые размещаются после ссылок в основном тексте. Не допускается увеличение формата страниц, склейка страниц иллюстраций буклетом и т.п. Нумерация страниц производится в правом верхнем углу. Основной текст доклада нумеруется арабскими цифрами, страницы иллюстраций - римскими цифрами.
На первой странице статьи сначала печатается стандартный заголовок, далее следует текст статьи, список литературы в порядке упоминания в тексте. Сокращения в названии статьи не допускаются.Если при выполнении работы были созданы компьютерные программы, то к работе прилагается исполняемый программный модуль для IBM совместимых компьютеров и описание содержания.
5.6.5. Сопровождающие материалы содержат отзывы на работу, рекомендации руководителей, рекомендательные письма, справки о внедрении или использовании результатов работы, другие сведения, характеризующие творческую деятельность автора.
5.6.6. По направлению «Прикладное искусство» авторы представляют реферат творческой работы по созданию моделей костюма, текстильного изделия, обуви, ювелирного украшения. По прибытию на Конференцию участник представляет оригиналы рисунков размером 40х60 см (фантазия на тему фигуры человека в различных ситуациях), живописи (натюрморт, выполненный акварелью, темперой или маслом), модель костюма, текстильного изделия, обуви или ювелирного изделия.
6.Регламент экспертизы и критерии оценивания работ
6.1.Экспертный совет кафедры проводит экспертизу и предварительное рецензирование всех заявленных на участие в конференции работ на I этапе.
6.1.Экспертный совет конференции проводит экспертизу и предварительное рецензирование всех заявленных на участие в конференции работ на заключительном этапе.
6.2.По результатам экспертизы и предварительного рецензирования работ экспертный совет проводит консультирование авторов и их научных руководителей, даёт рекомендации по изменению секции или презентации работы.
6.3. Дополнительно оценивается выступление (доклад) автора работы в своей секции на конференции. Приложение 2
6.4. Критерии экспертизы работ, критерии оценки доклада разрабатываются и принимаются методическим советом гимназии. Приложение 1
6.5.Критерии экспертизы работ, критерии оценки доклада могут быть пересмотрены, изменены, дополнены по решению экспертного совета по итогам конференции.
7.Подведение итогов конференции
7.1. По окончании работы экспертной комиссии выносится решение о победителях, призерах, присуждаются номинации. Приложение 3
7.2. Все решения экспертной комиссии заносятся в итоговый протокол и подписываются членами экспертной комиссии. Приложение 4
7.3. По окончании работы Конференции победителям (1 место) и призерам (2-3 место) вручаются дипломы.
7.4.В каждом из направлений (в каждой возрастной группе) определяется от трех до шести призовых места.
7.5.Работы, занявшие призовые места, публикуются на сайте гимназии.
7.6.Проектные работы победителей конференции рекомендуются для участия в муниципальном этапе научно-практической конференции молодых исследователей научно-социальной программы «Шаг в будущее».
Приложение 1
Критерии оценивания проектов
для 5-6-х классов
1.Критерий «Постановка цели, планирование путей ее достижения» (максимум 3 балла) | |
Цель не сформулирована | 0 |
Цель определена, но план ее достижения отсутствует | 1 |
Цель определена, дан краткий план ее достижения | 2 |
Цель определена, ясно описана, дан подробный план ее достижения | 3 |
2. Критерий «Глубина раскрытия темы проекта» ( максимум 3 балла) | |
Тема проекта не раскрыта | 0 |
Тема проекта раскрыта фрагментарно | 1 |
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы | 2 |
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы | 3 |
3.Критерий «Разнообразие источников информации, целесообразность их использования» ( максимум 3 балла) | |
Использована неподходящая информация | 0 |
Большая часть представленной информации не относится к теме работы | 1 |
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников | 2 |
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников | 3 |
Критерий «Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе» (максимум 3 балла) | |
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора | 0 |
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода | 1 |
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества | 2 |
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта | 3 |
Критерий «Соответствие требованиям оформления письменной части» (максимум 3 балла) | |
Письменная часть проекта отсутствует | 0 |
В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены серьезные ошибки в оформлении | 1 |
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру | 2 |
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами | 3 |
6. Критерий «Качество проектного продукта» (максимум 3 балла) | |
Проектный проект отсутствует | 0 |
Проектный продукт не соответствует требованиям качества ( эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) | 1 |
Продукт не полностью соответствует требованиям качества | 2 |
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) | 3 |
Критерии оценивания проектов
для 7-8-х классов
1. Критерий «Постановка цели, планирование путей ее достижения» (максимум 3 балла) | |
Цель не сформулирована | 0 |
Цель сформулирована, но план ее достижения отсутствует | 1 |
Цель сформулирована, дан схематичный план ее достижения | 2 |
Цель сформулирована, ясно описана, дан подробный план ее достижения | 3 |
2. Критерий «Глубина раскрытия темы проекта» ( максимум 3 балла) | |
Тема проекта не раскрыта | 0 |
Тема проекта раскрыта фрагментарно | 1 |
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы | 2 |
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы | 3 |
3.Критерий «Разнообразие источников информации, целесообразность их использования» ( максимум 3 балла) | |
Использована не соответствующая теме и цели проекта информация | 0 |
Большая часть представленной информации не относится к теме работы | 1 |
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников | 2 |
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников | 3 |
4.Критерий «Анализ хода работы, выводы и перспективы» ( максимум 3 балла) | |
Не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы | 0 |
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы | 1 |
Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте | 2 |
Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы | 3 |
5.Критерий «Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе» ( максимум 3 балла) | |
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора | 0 |
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода | 1 |
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества | 2 |
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта | 3 |
Критерий «Соответствие требованиям оформления письменной части» (максимум 3 балла) | |
Письменная часть проекта отсутствует | 0 |
В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены серьезные ошибки в оформлении | 1 |
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру | 2 |
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами | 3 |
7.Критерий «Качество проектного продукта» (максимум 3 балла) | |
Проектный проект отсутствует | 0 |
Проектный продукт не соответствует требованиям качества ( эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) | 1 |
Продукт не полностью соответствует требованиям качества | 2 |
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) | 3 |
Критерии оценивания проектов
для 9-10-х классов
1. Критерий «Постановка цели, планирование путей ее достижения» (максимум 3 балла) | |
Цель не сформулирована | 0 |
Цель сформулирована, но план ее достижения отсутствует | 1 |
Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее достижения | 2 |
Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее достижения | 3 |
2. Критерий «Постановка и обоснование проблемы проекта» (максимум 3 балла) | |
Проблема проекта не сформулирована | 0 |
Формулировка проблемы проекта носит поверхностный характер | 1 |
Проблема проекта четко сформулирована и обоснована | 2 |
Проблема проекта четко сформулирована, обоснована и имеет глубокий характер | 3 |
3.Критерий «Глубина раскрытия темы проекта» (максимум 3 балла) | |
Тема проекта не раскрыта | 0 |
Тема проекта раскрыта фрагментарно | 1 |
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы | 2 |
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы | 3 |
4.Критерий «Разнообразие источников информации, целесообразность их использования» (максимум 3 балла) | |
Использована не соответствующая теме и цели проекта информация | 0 |
Большая часть представленной информации не относится к теме работы | 1 |
Работа содержит не значительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников | 2 |
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников | 3 |
5. Критерий «Соответствие выбранных способов работы» (максимум 3 балла) | |
Заявленные в проекте цели не достигнуты | 0 |
Значительная часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта | 1 |
Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными | 2 |
Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты | 3 |
6.Критерий «Анализ хода работы, выводы и перспективы» (максимум 3 балла) | |
Не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы | 0 |
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы | 1 |
Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте | 2 |
Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы | 3 |
7.Критерий «Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе» (максимум 3 балла) | |
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора | 0 |
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода | 1 |
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества | 2 |
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта | 3 |
8. Критерий «Соответствие требованиям оформления письменной части» (максимум 3 балла) | |
Письменная часть проекта отсутствует | 0 |
В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены серьезные ошибки в оформлении | 1 |
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру | 2 |
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами | 3 |
9.Критерий «Качество проектного продукта»(максимум 3 балла) | |
Проектный проект отсутствует | 0 |
Проектный продукт не соответствует требованиям качества ( эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) | 1 |
Продукт не полностью соответствует требованиям качества | 2 |
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) | 3 |
Приложение 2
Критерии оценивания выступления и дискуссии
1.Критерий «Соответствие сообщения заявленной теме, цели и задачам проекта» (максимум 2 балла) | |
Соответствует полностью | 2 |
Есть несоответствия (отступления) | 1 |
В основном не соответствует | 0 |
2. Критерий «Структурированность (организация) сообщения, которая обеспечивает понимание его содержания» (максимум 2 балла) | |
Структурировано, обеспечивает | 2 |
Структурировано, не обеспечивает | 1 |
Не структурировано, не обеспечивает | 0 |
3.Критерий «Культура выступления-чтение с листа или рассказ, обращенный к аудитории » (максимум 2 балла) | |
Рассказ без обращения к тексту | 2 |
Рассказ с обращением к тексту | 1 |
Чтение с листа | 0 |
4.Критерий «Доступность сообщения о содержании проекта, его целях, задачах, методах и результатах»( максимум 2 балла) | |
Доступно без уточняющих вопросов | 2 |
Доступно с уточняющими вопросами | 1 |
Недоступно с уточняющими вопросами | 0 |
5. Критерий «Целесообразность, инструментальность наглядности, уровень ее использования» ( максимум 2 балла) | |
Целесообразна | 2 |
Целесообразность сомнительна | 1 |
Не целесообразна | 0 |
6. Критерий «Соблюдение временного регламента сообщения» (не более 10 минут) (максимум 2 балла) | |
Соблюден (не превышен) | 2 |
Превышение без замечания | 1 |
Превышен с замечанием | 0 |
7.Критерий «Четкость и полнота ответов на дополнительные вопросы по существу сообщения» (максимум 2 балла) | |
Все ответы полные, четкие | 2 |
Некоторые ответы нечеткие | 1 |
Все ответы неполные/нечеткие | 0 |
8. Критерий «Владение специальной терминологией по теме проекта, использованной в сообщении» максимум 2 балла) | |
Владеет свободно | 2 |
Иногда был неточен, ошибался | 1 |
Не владеет | 0 |
9.Критерий «Культура дискуссии – умение понять собеседника и аргументированно ответить на его вопросы» (максимум 2 балла) | |
Ответил на все вопросы | 2 |
Ответил на большую часть вопросов | 1 |
Не ответил на большую часть вопросов | 0 |
Приложение 3
Номинации
За практический результат работы
За творческий подход к работе
За актуальность исследования
За наличие авторской позиции
За оригинальное решение проблемы
Лучшая защита проекта
За умение одерживать победу при выполнении поставленных задач
За стремление к успеху и высоким результатам
За профессионализм, творческий поиск и упорный труд
За творческий подход и амбициозность
За эффективную работу и стремление к достижению высоких результатов
За технически грамотный анализ и подход
За светлый ум и точный расчёт
Приз зрительских симпатий
Проект - открытия
Проект - проблема
Проект – удивление
Проект – эврика
Проект – уникальность
Проект - обозрение
Проект - забавный
Проект – универсальный
Проект – академический
Проект – панорама
Проект – размышление
Проект – творчество
Проект – полёт фантазии
Проект – сюрприз
Проект - эрудит
Проект – мини
Проект – гармония
Проект – глобальный
Проект – исследование
Проект – свободный выбор
Приложение 4
Итоговый протокол
№ п\п | Название работы | Ф.И. автора (ов) | Ф.И.О. руковод. | класс | Критерии оценивания проектов (баллы) | Критерии оценивания выступления и дискуссии (баллы) | Итого (баллы) | ||||||||||||||||||
К.1 | К.2 | К.3 | К.4 | К.5 | К.6 | К.7 | К.8 | К.9 | К.1 | К.2 | К.3 | К.4 | К.5 | К.6 | К.7 | К.8 | К.9 | ||||||||
1. |
Члены экспертной комиссии:
Приложение 5
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
участника школьной конференции проектных работ «Первые шаги в Науку»
Автор проекта | |
Фамилия, Имя, Отчество | |
Класс | |
Эл. адрес | |
Ф.И.О. руководителя проекта | |
Тема проекта | |
Цель проекта | |
Задачи проекта | |
Краткие тезисы проекта | |
ЗАЯВКА
на участие в школьной конференции проектных работ «Первые шаги в Науку»
Фамилия, Имя, Отчество: | |
Класс: | |
Телефон, E-mail: | |
Тема проекта: | |
Руководитель проекта | |
Ф.И.О., должность, телефон | |
Ф.И.О., должность, телефон | |
2. |
С порядком и сроками проведения конференции ознакомлен (а):________________
Приложение 6
Отзыв
на проектно–исследовательскую работу «Эмоции и подросток (исследование эмоциональной сферы учащихся МАОУ№5 «Гимназия»)» ученицы 6 – а класса МАОУ №5 «Гимназия» г. Мегион Ханты-Мансийский АО-Югра Ивановой Виктории
Работа Ивановой Виктории посвящена вопросу изучения особенностей развития эмоционально – волевой сферы личности подростка на примере эмоционального состояния учащихся 6 – а и 6 – б классов МАОУ №5 «Гимназия» г. Мегион Ханты-Мансийский АО-Югра. Настя готовила работу на основе материалов, собранных в ходе изучения специальной литературы, касающейся детско-юношеской психологии, и данных, полученных в ходе анкетирования своих сверстников.
Актуальность данной работы не вызывает сомнений. Вопросы психики в подростковом возрасте всегда волновали психологов, т.к. хорошо понимали, что именно в период подросткового возраста закладываются основные черты характера, стиль поведения человека, его привычки, жизненные ориентации и т.д. И от того, насколько положительно будет пройден этот этап, будет зависеть дальнейшая взрослая жизнь человека, одним из факторов, могущих помешать нормальному (без отклонений) становлению личности, может стать перенесенный эмоциональный стресс. Важно не упустить момент и научить подростка управлять собственными эмоциями.
Автором проведена серьёзная работа по вопросу изучения особенностей развития эмоционально – волевой сферы личности подростка. Иванова В. с помощью анкетирования показывает, в каком эмоциональном состоянии пребывают подростки. Анастасия рассматривает разновидности эмоций и их причины. Автор на основе большого фактического материала рассматривает роль эмоций в жизни человека, способы управления своим настроением и душевным состоянием. Для осуществления исследования ученица использовала различные методики, в частности методику Айзенка, методику определения эмоциональной напряжённости, методику выявления эмоционального фона развития учащихся.
Работа выполнена на достаточно высоком уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес. Автор не только показывает результаты анкетирования, но и делает собственный анализ, выявляет причины таких результатов. Определение эмоционального состояния подростков, представленное автором в работе, может явиться путеводной звездой для учителей, психологов, работающих с детьми; оно показывает, на что, прежде всего, нужно обратить внимание в работе с детьми. Может послужить кратким пособием в общении с подростками и для родителей.
Работа чётко структурирована: имеются введение, постановка задач, основное содержание, выводы, список изученной литературы.
Научно - исследовательская работа Виктории Ивановой «Эмоции и подросток (исследование эмоциональной сферы учащихся МАОУ №5 «Гимназия» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Может быть рекомендована к защите на научно-практической конференции.
Дата: «______»______________ 20__ г. Подпись: __________/_______________ /