12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация    Помощь
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Гришин Владимир Владимирович68
«Человек, идущий по Пути, берёт на себя ответственность и никогда от неё не уклоняется. Такие люди всегда остаются молодыми.» (Масутацу Ояма)
Россия, Крым респ., Николаевка
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Николаевская школа» Симферопольского района Республики Крым

 


 

РАССМОТРЕНО и принято на заседании МО классных руководителей

Протокол №__ от ___.___.___г,

Руководитель МО__________

_______________/ИОФ/

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР ___________ /Е.А.Бут/

____.____.____г.

 

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ «Николаевская школа»

_________Ю.В.Кузьмина

Приказ по школе от ___.___.___г. №_____-О

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности.

Кружок «Первые шаги в науку»

Класс: 5

Уровень образования: основное общее

Уровень изучения предмета: базовый

Срок реализации программы: 1 год

Количество часов по учебному плану:

- в год___34____

- в неделю__1__

Рабочую программу составил:

педагог-организатор Гришин В.В.

пгт Николаевка,2018

Рабочая программа кружка «Первые шаги в науку» разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности Черных Л. А. «Клуб Юных Астрономов»

в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).

Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.

Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (п. п. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).

Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.

Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.

Приказа «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования», утверждённого Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373

Санитарных правил и норм (СанПин 2.42. – 2821 10).

Учебного плана МБОУ « Николаевская школа» на 2018-2019 учебный год.

Разработана на основе следующего учебно-методического обеспечения:

1. «Занимательная астрономия» Перельман Я. И. Издательство: Центрполиграф, 2017 г.

Серия: Азбука науки для юных гениев

2. В. Владимиров: «Что такое астрономия и как люди её используют» Издательство: Капитал, 2017 г. Серия: Что? Когда и Почему?

3. Оксана Абрамова: «Астрономия» Издательство: АСТ, 2017 г. Серия: Почемучкины опыты и эксперименты

4. «Звездолеты. 5 моделей из бумаги» Издательство: АСТ-Пресс, 2014 г. Серия: Азбука моделирования

5. Сурова, Костюков: Космос. «Невероятные истории о ракетах и космических станциях, о героях и изобретателях» Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2017 г.

Серия: Для детей.

6. Дубкова С.И., Засов А.В. «Атлас звездного неба».- М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2003.

7. Керрод Робин. «Космическое пространство: иллюстрированный атлас для детей». – М.: ОНИКС 21 век, 2001.

8. Цветков В.И. «Космос. Полная энциклопедия» / Ил. Н. Красновой. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

Данная программа имеет научно-техническую направленность.

Она призвана удовлетворить познавательную жажду школьников в вопросах астрономии и современных исследований космоса, а также ознакомить ребят с современной космической техникой.

Программа также ориентирована на создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культуры. Она позволяет выйти за рамки решения чисто астрономических вопросов, постоянно привлекая внимание учащихся к вопросам космонавтики, начального технического моделирования и конструирования.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Программа предполагает три основных вида деятельности учащихся:

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.

Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

 

Проектная деятельность - это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Она позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Это и одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.

Конструкторская деятельность - позволяет учащимся работать в качестве юных исследователей, инженеров, математиков и даже писателей, предоставляя им инструкции, инструментарий и задания для межпредметных проектов. Учащиеся собирают модели, а затем используют их для выполнения задач, по сути, являющихся упражнениями из курсов естественных наук, технологии, математики, развития речи. Занимаясь конструированием, ребята изучают простые механизмы, учатся при этом работать руками, они развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию.

Задачи:

- способствовать формированию у учащихся научного мировоззрения;

- формирование базового минимума астрономических знаний;

- познакомить с природой планет и звёзд, строением Солнечной системы и звёздных систем; изучить строение, расположение, движение объектов на звездном небе;

- формирование основ естественнонаучного мировоззрения, целостного представления о строении Вселенной и месте в ней человека;

- формирование умения учиться, навыков самообразования;

- формирование знаний и умений в области технического творчества по созданию моделей космической техники.

- развивать пространственное и логическое мышление учащихся, воображение и фантазию;

- поддерживать познавательный и исследовательский интересы; инициативу и любознательность;

- способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся и их социальной активности;

- развивать пространственное и логическое мышление учащихся, воображение и фантазию;

- пробуждать любознательность и интерес к ракетно-космической технике, развивать стремление разобраться в их конструкции и качественно изготовить их простейшие модели и макеты;

- воспитывать эстетические чувства – чувство красоты, гармонии и радости в познания нового, неизведанного.

Планируемые результаты освоения курса

Личностные универсальные учебные действия

- положительное отношение и интерес к астрономии, конструированию и моделированию;

- наблюдательность и умение осмысливать результаты наблюдений;

- стремление к самостоятельному изучению науки, к самостоятельным наблюдениям;

- творческая активность и любознательность;

- эстетические чувства.

Регулятивные универсальные учебные действия

- формулировать и удерживать цель учебной деятельности на занятии;

- планировать собственные действия по наблюдению небесных объектов с опорой на памятки наблюдений.

Познавательные универсальные учебные действия

- пользоваться справочниками, энциклопедиями, интернет -ресурсами для поиска информации при подготовке выступления или проекта;

- находить, анализировать, сравнивать, оценивать на достоверность, фиксировать полученную информацию;

- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей-объектов космоса и ракетно-космической техники;

- умения применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- высказывать свою точку зрения, свое мнение при обсуждении различных астрономических вопросов;

- задавать вопросы друг другу, обращаться за помощью.


 

будут знать:

- что такое астрономия и астрономические приборы;

- что такое солнечная система и иметь представление о планетах и их спутниках; о малых телах солнечной системы;

- о форме и размере Солнца, о расстоянии до него и об использовании солнечной энергии; о солнечной активности;

- о спутнике Земли – Луне, ее загадках.

- звездах и созвездиях; греческие и латинские имена богов, встречающихся в астрономии;

- что такое галактика,строение галактик;

- о космических исследованиях и полетах в космос.

- общие астрономические понятия общие вопросы в исследовании космического пространства;

- основные конструктивные особенности изготовления простейших моделей космической техники;

- некоторые вопросы истории развития космонавтики;

- о космических исследованиях и полетах в космос.


 

уметь:

- объяснять:

а) смену времен года на Земле;

б)почему с Земли видна одна сторона Луны;

в) как происходят солнечные и лунные затмения;

- называть планеты солнечной системы;

- называть известные созвездия и звезды;

- обосновывать свою точку зрения о возможности существования внеземных цивилизаций и их контактов с нами;

- моделировать и конструировать простейшие макеты ракетно-космической техники и других объектов.

- пользоваться инструментами;

- разрабатывать рабочие чертежи изготовляемых моделей;

- самостоятельно изготавливать простейшие модели;

- пользоваться справочной литературой;

- составлять исследовательские проекты и рефераты.


 

Содержание курса

Вводное занятие (2 ч.)

1. Астрономия – наука о Вселенной. Астрономические приборы и обсерватории.

2. Моделирование и конструирование: простейшие астрономические приборы

Понятие об истории Вселенной. (1 ч.)

3. Всегда ли Вселенная была такой, в какой мы живем сейчас. Что думали древние о том, как произошла Вселенная. Что мы знаем о происхождении Солнечной системы. Что мы знаем о происхождении звезд и галактик.

Наша Солнечная система(6 ч.)

4. Общее представление о строении Солнечной системы. Что такое планеты. Планеты, похожие и непохожие на Землю.

5. Представление древних о нашем дневном светиле. Астрономический знак. Общие сведения о Солнце (расстояние до Солнца, размеры и масса по сравнению с Землей, температура). Что такое солнечные пятна. Что такое протуберанцы. Почему Солнце светит и греет. Солнце и жизнь на Земле.

6. Изменение вида Луны на небе. Астрономический знак. Общие сведения о Луне. Почему бывают лунные и солнечные затмения. Летали ли люди на Луну?

7. Моделирование и конструирование: изготовление стендовой модели лунохода.

8. Моделирование и конструирование: изготовление стендовой модели лунохода (продолжение).

9. Понятие о созвездиях. Небесные медведицы - Большая Медведица и Малая Медведица. Как найти Полярную звезду и по ней ориентироваться на местности. Размеры звезд по сравнению с нашим Солнцем.

Планеты и малые тела Солнечной системы. (2 ч.)

10. Сколько спутников у планет, и какие из них самые интересные. Какие из планет Солнечной системы можно увидеть только в телескоп. Есть ли планеты у других звезд.

11. Есть ли планеты у других звезд. Астероиды - крошечные планеты. Могут ли астероиды представлять опасность для землян. Понятие о метеоритах. «Хвостатые светила»- кометы. Могут ли кометы быть опасны для землян.

Галактики - звездные острова Вселенной. (1 ч.)

12. Что такое Млечный Путь. Как открыли нашу галактику. Как выглядит наша Галактика. Туманность Андромеды - галактика, похожая на нашу. Какими еще бывают галактики.

Палеокосмонавтика и космическая археология (4 ч.)

13. Одиноки ли мы во Вселенной. «За и против» «летающих тарелок» и их обитателей.

14. Моделирование и конструирование: предполагаемая модель НЛО.

15. Древние обсерватории, мегалитические сооружения и поиск следов палеоконтактов. Загадочные объекты и явления на Земле, возникновение или существование которых связанное с Космосом.

16. Космические явления и катастрофы, их влияние на Землю и жизнь человека. Космические легенды и мифы разных народов мира;

Ракетная и космическая техника прошлого и настоящего.(9 ч.)

17. История ракет и ракетных двигателей. Летательные аппараты в древних трактатах и легендах.

18. Моделирование и конструирование: изготовление стендовой модели древнего летательного аппарата.

19. Моделирование и конструирование: изготовление стендовой модели древнего летательного аппарата (продолжение).

20. Первый искусственный спутник Земли. Космические первооткрыватели: первые животные в космосе.

21. Моделирование и конструирование: изготовление стендовой модели первого искусственного спутника.

22. Моделирование и конструирование: изготовление стендовой модели первого искусственного спутника (продолжение).

23. История освоения космоса.Первый человек в космосе. Первый выход человека в открытый космос. Развитие космической техники.

24. Моделирование и конструирование: изготовление стендовой модели первой ракеты-носителя.

25. Моделирование и конструирование: изготовление стендовой модели первой ракеты-носителя (продолжение).

Космическая техника будущего. (3 ч.)

26. Космические технологии будущего.

27. Моделирование и конструирование: изготовление стендовой модели космической техники будущего.

28. Моделирование и конструирование: изготовление стендовой модели космической техники будущего (продолжение).

Планетоходы.(2 ч.)

29. Планетоходы: прошлое настоящее и будущее. Моделирование и конструирование: разработка и изготовление стендовой модели планетохода будущего.

30. Моделирование и конструирование: разработка и изготовление стендовой модели планетохода будущего(продолжение).

Экспериментальный ракетомоделизм. (2 ч.)

31. Моделирование и конструирование: разработка и изготовление оригинальной стендовой модели ракеты.

32. Моделирование и конструирование: разработка и изготовление оригинальной стендовой модели ракеты (продолжение).

Исследовательская работа. (2 ч.)

33. . Как сделать сообщение о результатах исследования.Выбор темы исследовательской работы выполнение проекта и изготовление стендовой модели.

34. Защита проекта.

 

 

.


 


 

Тематический план

раздела

Наименование разделов и тем

Учебные

часы

1.

Вводное занятие

2

2.

Понятие об истории Вселенной

1

3.

Наша Солнечная система

6

4.

Планеты и малые тела Солнечной системы

2

5.

Галактики - звездные острова Вселенной.

1

6.

Палеокосмонавтика и космическая археология

4

7.

Ракетная и космическая техника прошлого и настоящего

9

8.

Космическая техника будущего

3

9.

Планетоходы

2

10.

Экспериментальный ракетомоделизм

2

11.

Исследовательская работа

2

 

Итого:

34


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.