Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………...................................................2
Предисловие………………………………………………………..................................................................3 Положение о смотре-конкурсе «Нравственно – патриотический центр»………………….............5
Список использованных источников……………………………………….............................................16
Пояснительная записка
В настоящее время усилено внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации.
Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, взгляды и жизненные позиции, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.
Большое значение в патриотическом воспитании имеет правильно организованная предметно – пространственная среда. Грамотно оформленные центры нравственно – патриотического воспитания способствуют ежедневному свободному доступу пополнения знаний воспитанниками о родной улице, городе, людях, внесших значимый вклад в историю города.
В данной учебно – методической разработке представлен практический материал для организации смотра – конкурса по нравственно – патриотическому воспитанию детей.
Материал учебно – методической разработки предназначен управленческому корпусу дошкольного образовательного учреждения: заведующим, старшим воспитателям, заместителям заведующего по УВР, полезно студентам педагогических учебных заведений.
Предисловие
Согласно Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р утверждена Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и плана мероприятий по реализации в 2016 - 2020 годах Стратегии, утвержденный 12 марта 2016 г. № 423-р. в число из основных направлений развития воспитания включено патриотическое, духовное и нравственное воспитание детей. К тому же модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Педагог должен строить работу с детьми на основе современных технологий и новых программ, должен быть творцом педагогического процесса. Творцом, который сформирует чувство любви к родному городу, воспитает положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет, разовьет желание узнать больше об особенностях родного города, людях, культуре, историческом прошлом города и окружающей его природе. Современный воспитатель – это творческий, заинтересованный человек, грамотный организатор и проектировщик среды развития и накопления ребенком положительных эмоциональных впечатлений.
Наш город – это золотой запас патриотизма, сплоченности народа, духовности, совокупность наследства, оставленного нам предками. Это – живая легенда, обычаи и традиции, богатства полей, лесов, достижения народа. Это ресурс для культурных практик детей, для реализации собственных замыслов и саморазвития, своеобразное хранилище различных материалов по истории и культуре славного города – героя Севастополя, его природе, экономике, хозяйству, достопримечательностям. Всё это должно быть отражено в нравственно – патриотических центрах, организованных в группах ДОУ.
Одним из мощных стимулов инновационной творческой деятельности педагога являются смотры-конкурсы. Дух профессионального соперничества стимулирует педагогов демонстрировать свои знания, умения, творческие находки, активизирует их на поиск новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса. Подготовка к конкурсам дает каждому педагогу возможность самореализации в соответствии со своими способностями и инновационным потенциалом.
Под смотром – конкурсом понимается проведение методической службой дошкольного образовательного учреждения проверок, наблюдений, обследований по определенной теме.
Тщательная подготовка предшествует проведению смотра-конкурса. Она включает в себя: разработку приказа о проведении смотра-конкурса в дошкольном учреждении (Приложение 1); разработку творческой группой дошкольного учреждения положения о проведении смотра-конкурса, которое утверждает руководитель ДОУ; разработку оценочных карт по критериям смотра-конкурса (Приложение 2). Результаты работы жюри смотра-конкурса должны быть оформлены в форме аналитической справки, которая содержит констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. Педагоги, участвовавшие в смотре – конкурсе, после ознакомления с результатами, должны поставить подпись под итоговым материалом контроля (приказом), удостоверяющую о том, что они поставлены в известность о результатах смотра-конкурса. Смотр-конкурс, проводимый на уровне ДОУ, обязательно должен быть внесён в годовой план ДОУ и отвечать его задачам.
Данный смотр – конкурс, разработанный мною, полезен и актуален в настоящее время.
«Утверждаю»
Приказ №_______от___________
Заведующий ГБДОУ «Детский сад №__ »
__________________________
(Ф.И.О.)
Положение о смотре-конкурсе «Нравственно – патриотический центр»
1. Общие положения.
Настоящее Положение определяет основные цели и задачи, порядок и особенности проведения смотра – конкурса «Нравственно – патриотический центр» среди педагогических работников дошкольного образовательного учреждения.
2. Цель и задачи смотра-конкурса.
2.1. Цель: – создание предметно – развивающей среды для приобщения детей и педагогов к изучению исторического своеобразия и культуры народов, проживающих в городе Севастополе.
2.2. Задачи:
– выявление творческих способностей педагогов при оформлении нравственно – патриотических центров, которые обеспечат эффективную реализацию ФГОС ДО; – побудить педагогов - участников конкурса к краеведческому поиску, чтению краеведческой литературы, посещению экспозиций, выставок, музеев, в которых представлены яркие страницы истории нашего города; – расширение знаний об истории города Севастополя.
3. Участники смотра – конкурса.
3.1. В смотре конкурсе принимают участие педагоги всех групп ГБДОУ «Детский сад №__ ».
4. Жюри смотра – конкурса.
4.1. Члены жюри выбираются из педагогического коллектива и утверждаются приказом заведующего ГБДОУ «Детский сад №__ »: председатель жюри - заведующий ГБДОУ «Детский сад №__ »; члены жюри: старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагог – психолог, председатель профкомитета.
5. Критерии оценивания:
– рациональное размещение нравственно – патриотического центра; – соответствие научно – методического материала возрасту детей; – воспитательная и развивающая направленность; – творческий и инновационный подход к оформлению; – содержание материала - количественное и качественное: наличие буклетов, альбомов, открыток, рисунков, фотографий, поделок, картин, стенгазет, карт, статей из газет, художественной литературы, подборок стихов и другое; – оценка мастерства педагогов при презентации нравственно – патриотического центра (владение материалом, умение связать рассказ с показом содержания уголка, культура речи и эмоциональность педагога при преподнесении материала, коммуникативная культура, по желанию педагогов – участие детей); – наличие консультационного материал для родителей (законных представителей).
5.1. Оценка работ, предоставленных на смотр – конкурс, проводится по 5-ти балльной системе.
5.2. Итоговый результат достигается путём суммирования баллов.
6. Подведение итогов смотра-конкурса:
6.1. Победители смотра–конкурса определяются жюри по сумме баллов, полученных за выполнение всех критериев. Если участники конкурса получили равное количество баллов, право решающего голоса имеет председатель жюри.
6.2. Результаты смотра-конкурса доводятся до педагогов на педагогическом совете, с предоставлением аналитической справки и фотоотчета.
Победители награждаются дипломом администрации ГБДОУ «Детский сад №___».
Приложение 1
ПРИКАЗ
№_____
от________г.
О проведении смотра-конкурса «Нравственно – патриотический центр»
В соответствии с годовым планом работы государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №__» на 20__ – 20__ учебный год и в целях создания предметно – развивающей среды для приобщения детей и педагогов к изучению исторического своеобразия и культуры народов, проживающих в городе Севастополе.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Провести смотр-конкурс среди всех возрастных групп ГБДОУ «Детский сад №__» в срок с______________ по_______________г.
2. Разработать положение о конкурсе в срок до ________________г.
3. Создать жюри для оценки критериев смотра-конкурса в составе:
Председатель: заведующий ГБДОУ «Детский сад №__» — ______________,
Члены жюри: старший воспитатель ГБДОУ «Детский сад №__» — ________________, музыкальный руководитель ГБДОУ «Детский сад №__» — _____________, педагог – психолог ГБДОУ «Детский сад №__» — ____________________, председатель профкомитета ГБДОУ «Детский сад №__» —________________.
4. Ответственность за организацию и проведение смотра-конкурса возложить на старшего воспитателя ГБДОУ «Детский сад №__» ______________.
5. Аналитическую справку по результатам смотра-конкурса предоставить до _________ г.
6. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Заведующий ГБДОУ «Детский сад №__» ______________
(ФИО)
С приказом ознакомлены: _______________ (Ф.И.О.) _______________ (Ф.И.О.)
_______________ (Ф.И.О.) _______________ (Ф.И.О.) _______________ (Ф.И.О.)
Приложение 2
Оценочная карта
смотра-конкурса «Нравственно – патриотический центр».
Ф.И.О. члена жюри: _________________________
Дата заполнения: «___»________________ 20__г.
№ п/п |
Критерии оценивания |
Группы |
|||
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
||
|
Рациональное размещение нравственно – патриотического центра. |
||||
|
Соответствие научно – методического материала возрасту детей. |
||||
|
Воспитательная и развивающая направленность. |
||||
|
Творческий и инновационный подход к оформлению. |
||||
|
Содержание материала - количественное и качественное (наличие буклетов, альбомов, открыток, рисунков, фотографий, поделок, картин, стенгазет, карт, статей из газет, художественной литературы, подборок стихов и другое). |
||||
|
Оценка мастерства педагогов при презентации нравственно – патриотического центра (владение материалом, умение связать рассказ с показом содержания уголка, культура речи и эмоциональность педагога при преподнесении материала, коммуникативная культура, по желанию педагогов – участие детей). |
||||
|
Наличие консультационного материала для родителей (законных представителей). |
||||
|
Итого |
Шкала оценок: 1 – отсутствие одного из критериев; 2 – неудовлетворительная подготовка (с серьезными замечаниями); 3 – удовлетворительно (с незначительными замечаниями); 4 – хорошо (выполнение критериев); 5 – отлично (имеются инновации в оформлении нравственно – патриотического центра, разнообразие материала нравственно – патриотического центра, соответствие материала требованиям охраны здоровья и жизни детей).
Приложение 3
Итоговый протокол
смотра – конкурса «Нравственно – патриотический центр»
№ п/п |
Итоговая оценка жюри |
Возрастная группа |
|||
Группа № 1 |
Группа № 2 |
Группа № 3 |
Группа № 4 |
||
1. |
Ф.И.О., заведующий |
||||
2. |
Ф.И.О., старший воспитатель |
||||
3. |
Ф.И.О., музыкальный руководитель |
||||
4. |
Ф.И.О., педагог-психолог |
|
|||
5. |
Ф.И.О., председатель профкомитета медицинская сестра |
|
|||
Оценка жюри |
Решением жюри I место по итогам смотра-конкурса присуждается воспитателям______________________________________________________группы №__ ГБДОУ «Детский сад №__»,
II место по итогам смотра-конкурса присуждается воспитателям______________________________________________________ группы №__ ГБДОУ «Детский сад №__»,
III место по итогам смотра-конкурса присуждается воспитателям______________________________________________________группы №__ ГБДОУ «Детский сад №__». Председатель жюри: ______________ ( Ф.И.О.) Члены жюри: _______________ (Ф.И.О.)
Приложение 4
Аналитическая справка по итогам смотра-конкурса «Нравственно – патриотический центр»
В соответствии с годовым планом работы государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №__» на 20__ – 20__ учебный год в период с ____г. по ____г. был проведен смотр-конкурс «Нравственно – патриотический центр».
Цели и задачи: создание предметно – развивающей среды для приобщения детей и педагогов к изучению исторического своеобразия и культуры народов, проживающих в городе Севастополе; выявление творческих способностей педагогов при оформлении нравственно – патриотических центров, которые обеспечат эффективную реализацию ФГОС ДО; побудить педагогов - участников конкурса к краеведческому поиску, чтению краеведческой литературы, посещению экспозиций, выставок, музеев, в которых представлены яркие страницы истории нашего города; расширение знаний об истории города Севастополя.
Объект исследования: предметно-развивающая среда по нравственно – патриотическому воспитанию.
Методы: анализ предметно-развивающей среды по нравственно – патриотическому воспитанию.
Проверяющий: жюри смотра-конкурса в составе: заведующий ГБДОУ «Детский сад №__» – Ф.И.О. (председатель), члены – старший воспитатель ГБДОУ «Детский сад №__» – Ф.И.О., музыкальный руководитель ГБДОУ «Детский сад №__» – Ф.И.О., педагог-психолог ГБДОУ «Детский сад №__» – Ф.И.О., председатель профкомитета ГБДОУ «Детский сад №__» – Ф.И.О..
В ходе смотра-конкурса было выявлено:
- в смотре-конкурсе приняли участие все воспитатели ГБДОУ «Детский сад №__»;
- анализ предметно-развивающей среды по нравственно – патриотическому воспитанию показал, что наполняемость нравственно – патриотических центров в группах №__ полностью соответствуют возрасту воспитанников и основной образовательной программе дошкольного образования ГБДОУ «Детский сад №__»;
- нравственно – патриотические центры эстетично оформлены и безопасны для детей;
- в организации нравственно – патриотических центров педагоги проявили творчество, используя новые образовательные педагогические технологии; педагогами собран обширный материал по заявленной теме;
- выявлены недостатки в рациональном размещении нравственно – патриотического центра в группе № __;
- консультативный материал для родителей воспитанников группы №__ недостаточно содержателен.
На основании итогового оценочного листа смотра-конкурса от ___г. решением жюри первое место было присвоено воспитателям группы №__ ГБДОУ «Детский сад №__» Ф.И.О., второе место было присвоено воспитателям группы №__ ГБДОУ «Детский сад №__» Ф.И.О., третье место – воспитателям группы №__ ГБДОУ «Детский сад №__» Ф.И.О..
Рекомендации:
Воспитателям группы №__ (Ф.И.О.) устранить выявленные недостатки.
Срок:___
Отв.:__
Воспитателям группы №__ (Ф.И.О) пополнить нравственно – патриотический центр консультативным материалом для родителей по данному направлению.
Срок:___
Отв.:___
Заведующий ГБДОУ «Детский сад №__» _____________
Список использованных источников:
1. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л.М.Волобуева.-М.: ТЦ Сфера,2005.-96 с.(Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
2. Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы / Н.А. Виноградова – М.: Айрис-пресс. – 2009.
3. Голицина Н.С. Система методической работы в ДОУ / Н.С.Голицына.- М.: Скрипторий 2003,2010.-Ч.2.-120 с.
4. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. – М., 2008.
5. Контроль в детском саду: планирование, анализ, практический инструментарий / авт.-сост. С.Е.Шамрай (и др.).-Изд.2-е, перераб.-Волгоград: Учитель, 2015.-188 с.