Положение о муниципальном проекте «Школа метапредметности»
УТВЕРЖДАЮ:
И.о.директора МБОУ «Канабековская ООШ»
___________ С.А.Сиразетдинова
ПОЛОЖЕНИЕ О МУНИЦИПАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ
«ШКОЛА МЕТАПРЕДМЕТНОСТИ»
Разработчик и руководитель проекта: Габсаитова Люция Ахнабовна, учитель биологии, отв. за метод.раб.
Информационная карта проекта:
Проект является методическим, краткосрочным.
География проекта
МБОУ «Канабековская ООШ»
Сроки реализации проекта
сентябрь 2017 – июнь 2018 года
Участники:
Администрация и педагоги МБОУ «Канабековская ООШ»
Проблема: недостаточный уровень сформированности метапредметных УУД у педагогов и недостаточность учебно-методических ресурсов для формирования у обучающихся метапредметных УУД.
КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА
Цель проекта: подготовка кадров для преподавания курсов дополнительного образования и разработка методических материалов, направленных на формирование у обучающихся метапредметных УУД.
Задачи:
Сформировать у педагогов целостное представление о метапредметных УУД
Организовать работу по выявлению и повышению уровня владения педагогами метапредметными умениями.
Создание пакета учебно-методических материалов, направленных на формирование у обучающихся метапредметных УУД (программы краткосрочных метапредметных курсов по формированию данного УУД, сценарии проведения внеурочных мероприятий, дидактические материалы)
Апробация наработанных материалов во внеурочной деятельности.
Краткое описание проекта.
Данный проект ориентирован на повышение профессиональной компетентности педагогов и создание учебно-методических , дидактических материалов для проведения внеурочных занятий.
Обоснование проекта:
ФГОС ООО ставит перед учителем задачи, направленные на формирование у обучающихся комплекса взаимосвязанных универсальных учебных действий. Для осуществления этих задач, а значит, для повышения качества образования учителям приходится отказываться от традиционных методов, появляется необходимость осваивать инновационные технологии и средства обучения.
Организация образовательного процесса на основе системно – деятельностного подхода предполагает использование такого средства и условия формирования метапредметных универсальных учебных действий обучающихся как смысловое чтение, аргументация, моделирование, публичное выступление и учебное сотрудничество.
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.
Универсальные способы действий осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Каким образом консолидировать усилия педагогов по формированию единого образовательного пространства, способствующего достижению метарезультатов?
Для этого возможно использование следующих средств и форм обучения:
Метапредметы,
Метапредметные программы,
Метакурсы (элективные, по выбору и т.д.),
Метапредметный урок,
Предметный урок + метапредметная тема,
Метапредметные задания,
Межпредметные проблемные ситуации,
Межпредметные, надпредметные проекты.
Формирование метапредметных компетентностей происходит при использовании в образовательном процессе определенных технологий обучения и воспитания:
Развивающего мышления;
Развитие критического мышления через письмо и чтение;
ТРИЗ;
Технологический компонент личностно-развивающего урока;
Метод проектов;
Исследовательская деятельность;
Тьюторские технологии
Работа педагогов в ходе реализации данного проекта позволит решить две задачи: повысить компетентность педагогов по выявлению и повышению уровня владения метапредметными умениями и создать пакет материалов для учебно-методического обеспечения этой деятельности.
Ожидаемый результат проекта:
В результате реализации проекта педагоги освоят или усовершенствуют собственные УУД:
Смысловое чтение
Аргументация
Моделирование
Публичное выступление.
Учебное сотрудничество
Продукт проекта:
Пакет учебно-методических материалов по формированию у обучающихся метапредметных УУД.
Положительные эффекты проекта:
Повышение уровня владения педагогами современными образовательными технологиями.
Педагоги будут знать операциональный состав каждого из перечисленных УУД, виды метапредметных заданий, используемых для формирования и развития указанных УУД.
Будут уметь выполнять метапредметные задания, используемые для формирования и развития перечисленных УУД.
Критерии эффективности проекта:
№ |
Критерий |
показатель эффективности |
1 |
Количество разработанных образовательных мероприятий |
не менее 2 |
2. |
Количество педагогов – участников в проекте |
не менее 4 |
Ресурсы:
Кадровые: педагоги МБОУ «Канабековская ООШ»
Административные: приказ реализации проекта, поощрение участников проекта.
Организационные: предоставление возможности и времени для проведения работы в ОО.
Материально-технические: возможность пользования электронной почтой, Интернетом для участия в Школе, компьютером для осуществления работы.
Риски проекта:
Риски |
Пути предупреждения |
Отсутствие потребности в участии в проекте со стороны педагогов |
Привлекательная реклама возможностей проекта Договоренность с администрацией о привлечении в проект перспективных педагогов, обладающих большим потенциалом роста и готовых к интенсивной работе по развитию собственного потенциала и организации образовательного процесса |
План-график реализации проекта
2017-2018 год.
№ |
Содержание |
Срок |
Ответственный |
1. |
Разработка концептуальной части проекта |
сентябрь 2017 |
Габсаитова Л.А. Сиразетдинова С.А. |
2. |
Составление плана реализации проекта |
сентябрь 2017 |
Габсаитова Л.А. |
3. |
Реклама проекта |
сентябрь 2017 |
Габсаитова Л.А. |
4. |
Формирование состава проектной группы |
сентябрь 2017 |
Габсаитова Л.А. |
Этап реализации проекта, октябрь - апрель |
|||
1. |
Составление и согласование с участниками плана-графика реализации проекта |
октябрь 2017 |
Габсаитова Л.А., участники проекта |
2. |
Прохождение КПК «Школа метапредметности» в ЦНМО Лысьва |
ноябрь 2017 январь 2018 |
Участники проекта |
3 |
Практикум для педагогов |
ноябрь 2017-март 2018 |
Участники проекта |
4 |
Учебно-методические семинары для участников проекта |
октябрь2017- март 2018 |
Габсаитова Л.А. Участники проекта |
5. |
Тренинги для педагогов, минииследования. смысловое чтение Аргументация Моделирование Публичное выступление Учебное сотрудничество |
ноябрь 2017 декабрь 2017 январь 2018 февраль 2018 март 2018 |
Габсаитова Л.А. Участники проекта |
6. |
Практикум по разработке программ для краткосрочных курсов на основе анализа мониторинга |
Участники проекта Габсаитова Л.А. |
|
7 |
Разработка и защита программ краткосрочных курсов: Смысловое чтение Аргументация Моделирование Публичное выступление Учебное сотрудничество |
март 2018 |
Атняшнева Г.Б. Давлетова Р.Г. Аниварова З.А. Габдурахманова И.Н. Сударикова Э.Ф. Миндиярова А.М. Абдулова Э.А. Габсаитова Л.А. |
8 |
Апробация краткосрочных курсов |
апрель 2018 |
Участники проекта Габсаитова Л.А |
Рефлексивно-обобщающий этап (апрель-июнь 2018г.) |
|||
1 |
Круглый стол «Итоги реализации проекта «Школа метапредметности» |
май 2018г |
Участники проекта Габсаитова Л.А |
2. |
Подготовка документов для итогового пакета и электронного сборника |
апрель 2018 |
Участники проекта Габсаитова Л.А |
3. |
Составление аналитической справки. |
май 2018 |
Габсаитова Л.А. |
4. |
Отчёт о реализации проекта на заседании методсовета |
май 2018 |
Габсаитова Л.А. |
Управление проектом
Руководитель и координатор проекта: Габсаитова Л.А., учитель биологии, отв. за метод.раб.
Исполнители проекта: педагоги ОО.
Техническое задание для руководителя проекта:
Представление проекта на заседании методсовета
Подготовка рекламы проекта.
Формирование состава проектной группы.
Разработка плана реализации проекта и представление его на согласование группы
Информационная и координационная поддержка деятельности проектной группы
Организация обучающих семинаров
Обобщение итогов работы по реализации проекта и представление анализа на заседании методсовета.
Сбор и подготовка материалов для публикации сборника по результатам работы в проекте.
Техническое задание для участника проекта:
Обучение на КПК «Школа метапредметности», обучение в рамках предлагаемых семинаров, путем самообразования.
Участие в обсуждении общих вопросов организации работы проектной группы
Участие в проведении миниисследования и анализе результатов.
Участие в работе круглого стола по итогам реализации проекта.
Участие в сборе и подготовке материалов для публикации в сборнике по итогам проекта.