Положение об организационно-деятельностной игре «Научное погружение - реферат»
2.3.Проведение смотра достижений обучающихся по профильному предмету, апробация результатов их исследовательской работы.
2.4.Пропаганда творческой и научно – исследовательской деятельности, формирование у обучающихся активной жизненной позиции.
2.5.Мотивация учащихся и педагогов к применению проектной деятельности вобразовательном пространстве школы.
2.6.Подготовка школьников предпрофильных и профильныхклассов к обучению в образовательных организациях высшего образования и образовательных организациях среднего профессионального образования.
3.Участники и организаторы ОДИ
3.1.Участниками оргдеятельностной игры «Научное погружение - реферат» являются обучающиеся 9,10-х классов Гимназии, игротехники-наставники – выпускники 11-х классов, преподаватели и администрация Гимназии.
3.2.Организатором ОДИ «Научное погружение - реферат» для обучающихся является методический совет гимназии, который формирует программу, состав команд-участников, команду игротехников – выпускников и наставников-учителей, экспертной комиссии ОДИ.
3.3.Организаторы ОДИ – игротехники избираются методическим советом гимназии из числа высококвалифицированных педагогов Гимназии, с учётом предметной направленности, и старшеклассников, являющихся победителями и призерами проектно-исследовательских работ школьного, муниципального и регионального уровней.
4.Порядок проведения ОДИ и публичной защиты работ
4.1. ОДИ «Научное погружение - реферат» проводится один раз в учебном году для параллели 9-х, 10-х профильных классов в течение трех дней.
4.2. ОДИ «Научное погружение - реферат» для обучающихся проводится по направлениям:
Инженерные науки в техносфере настоящего и будущего;
Естественные науки и современный мир;
Математика и информационные технологии;
Социально-гуманитарные и экономические науки.
4.3.Сроки проведения ОДИ «Научное погружение - реферат» устанавливаются методическим советом Гимназии при планировании работы на учебный год: 10-е профильные классы – декабрь, 9-е классы –апрель.
4.4.Установочный доклад для игротехников проводится за 7 дней до проведения оргдеятельностной игры. Приложение4, 5.
4.5. В течение первого дня ОДИ под руководством игротехников проводится «мозговой штурм» по выбору темы реферата из общего списка предложенных тем, постановка задач, планирование работы в группе над рефератом, изучение основных источников по теме, составление библиографии, обработка информации (конспектирование, тезирование и др.), систематизация материала, определение основных понятий темы и составление плана согласно структуре реферата, пробное написание («сборка») чернового варианта реферата, публичный отчет работы в группах по итогам первого дня (Памятка1). Приложение 5
4.6. Во второй день ОДИ организуются для команд консультации игротехников в дистанционном формате. На третий день ОДИ выполняется корректировка чернового варианта реферата в соответствии с планом-структурой реферата: вводная часть, основная часть, где отображается основная суть проблемы и изложение объективных научных сведений по теме реферата, критический обзор источников, собственные сведения, версии и оценки, заключение с основными выводами, личной значимостью проделанной работы, возникшими трудностями и перспективами продолжения работы, оформление реферата по теме в соответствии с техническими требованиями, подготовка мультимедийного сопровождения и публичной защиты реферата в соответствиис критериями «Защита реферата» (Памятка 2).Приложение 5
4.7. Работы заслушиваются экспертной комиссией, состоящей из администрации школы, Методического совета гимназии, учителей – предметников, работающих в профильных классах. Защита является публичной.
4.8.На выступление участникамОДИ предоставляется время по регламенту: 7 минут выступление, 3 минуты дискуссия, ответы на вопросы.
4.9.Каждый участник ОДИ имеет право на собственную точку зрения, может выступать оппонентом по проблемам, рассматриваемым на публичной защите реферативных работ, в корректной форме задавать вопросы любому участнику научного погружения по выбранной теме.
4.10. Руководителем реферата является игротехник – выпускник и игротехник-наставник (учитель-предметник профильных классов). Деятельность руководителя включает в себя:
4.10.1. предложение или корректировка темы реферата, помощь в формулировке актуальности выбора темы и личной значимости;
4.10.2. обсуждение содержания и плана реферата согласно структуре;
4.10.3. рекомендации по подбору литературы;
4.10.4. планирование и контроль работы в группахпо теме реферата;
4.10.5. написание отзыва, содержащего анализ реферата и оценку исследовательских качеств учащихся, проявленных в ходе выполнения работы.
5.Требования к содержанию и оформлению работ
5.1.Тема реферата должна быть определена командой-участницей ОДИ из списка предложенных тем, утвержденных методическим советом гимназии. В процессе работы над рефератом допускается корректировка выбранной темы с последующим утверждением организаторов ОДИ. Приложение 8
5.2.Название темы должно быть сформулировано грамотно с литературной точки зрения.
В названии реферата следует определить четкие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими. Следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок, желательно избегать длинных названий.
5.3.Проблема, затронутая в реферативной работе, должна быть, как правило, оригинальной. Если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение. Ценным является творчество, интеллектуальная продуктивность, открытие и генерация новых идей.
5.4.Реферат должен быть структурирован (по главам, разделам, параграфам). Его следует составлять из 4-х частей: введения, основной части, заключения и списка литературы. В зависимости от специфики направления и тематики реферата к нему могут быть оформлены приложения, содержащие документы, иллюстрации, таблицы и схемы и т.д.
5.5. Общий объем введения, основной части и заключения должен составлять не менее 15 страниц машинописного текста, введение - 10-20% от объема названных частей, заключение - 5.
5.6. Формулировка темы и содержание частей реферата должны соответствовать требованиям, перечисленнымв приложении 5.
5.7. Реферат должен быть отпечатан и представлен в сброшюрованном виде. Оформление реферата производится в следующем порядке: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, разбитая на графы и параграфы, список литературы и Интернет-ресурсов, приложения. Каждая часть начинается с новой страницы.
5.8. Каждая страница нумеруется в правом верхнем углу. Счет нумерации ведется с титульного листа, на котором цифра не проставляется. Страница должна иметь поля: слева - не менее 3 см, справа – 1,5 см, верхнее и нижнее поле - 2 см.
5.9.Титульный лист содержит следующие атрибуты: полное название общеобразовательной организации, тему реферата, фамилии авторов и руководителя, место и год написания. Сокращения не допускаются. Вторая страница – оглавление (с точным названием каждой главы и указанием начальных страниц). Титульный лист, список литературы и Интернет-ресурсов, сноски оформляются на основе приложений. Приложение7
5.10.Таблицы, схемы, чертежи, графики, имеющиеся в тексте, а также возможные приложения нумеруются каждые в отдельности. Они должны иметь название и ссылку на источник данных, при необходимости - указание на масштабные единицы. Предпоследняя страница – «Литература» оформленная в соответствии с ГОСТом. Ссылки в тексте на источники (использованную литературу) указываются в квадратных скобках порядковым номером по списку источников. Например, Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект. – М.: Росткнига, 2011. – 63с. Ссылки на иллюстрации указывают порядковым номером иллюстрации, (например, рис. 1.2.). В списке использованной для написания реферата литературы должно быть указано не менее 4-х источников.Последняя страница – «Рецензия», оставляется чистым листом, впоследствии может быть заполнена руководителем или другим проверяющим.В тексте не допускается сокращение названий, наименований (за исключением общепринятых аббревиатур).
5.11. Вся работа выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата А4 (размеры: горизонталь – 210 мм, вертикаль – 297 мм). Текст печатается ярким шрифтом (размер шрифта – 14 кегль) через один интервалмежду строками на одной стороне листа. Весь машинописный и чертежный материал должен быть хорошо читаемым.
6.Критерии оценивания работ
6.1.Экспертнаякомиссияпо итогам публичной защиты работы в группах в течение первого дня ОДИ проводит корректировку работы в группах для устранениязамечаний в изложении объективных научных сведений по теме реферата.
6.2.По результатам оценивания публичной защиты реферата экспертнаякомиссия проводит консультирование авторов и их руководителей, даёт рекомендации по дальнейшей работенад выбранной темой, представлению реферата дляпубличной защитына заседаниях предметных кафедр. Приложение 6
6.3.Критерии оценивания реферата, критерии оценки доклада разрабатываются и принимаются методическим советом гимназии. Приложение 1
7.Подведение итогов ОДИ
7.1. По окончании работы экспертной комиссии присуждаются номинации. Приложение 2
7.2. Все решения экспертной комиссии заносятся в итоговый протокол и подписываются членами экспертной комиссии. Приложение 3
7.3. По окончании публичной защиты рефератов и подведения итогов ОДИ вручаются грамоты по номинациям. Приложение 2
7.4. Итоги публичной защиты работ в рамках ОДИ «Научное погружение - реферат» публикуются на сайте гимназии.
№ п/п | Критерий | Оцениваемое положение | Cумма баллов | ||
1 | Сформулирована актуальность | Актуальность сформулирована, не вызывает сомнений Актуальность сформулирована, но недостаточно обоснована Формулировка актуальности отсутствует | 2 1 0 | ||
2 | Определена цель работы | Определена четкая и достижимая цель Цель работы требует дополнительной корректировки Цель работы отсутствует | 2 1 0 | ||
3 | Наличие проблемы, сформулированной на основе анализа литературы | Сформулированная проблема логично вытекает из представленного анализа литературы Сформулированная проблема требует доработки (охватывает не все анализируемые вопросы) Отсутствует формулировка проблемы | 2 1 0 | ||
4 | Наличие и ясность формулировки познавательного вопроса | Познавательный вопрос сформулирован Познавательный вопрос сформулирован нечетко Познавательного вопроса нет | 2 1 0 | ||
5 | Глубина теоретической и практической проработки проблемы | Систематизация работ имеется Систематизация работ частичная Систематизация отсутствует | 2 1 0 | ||
6 | Наличие анализа использованных источников, собственные сведения и оценки | Приведен полный анализ Анализ имеется, но не полный Анализа нет | 2 1 0 | ||
7 | Наличие структуры реферата | Представлен подробный план-структура реферата Имеется примерный план реферата План- структура реферата отсутствует | 2 1 0 | ||
8 | Уверенное владение материалом реферата в соответствии со структурой | Уверенно владеет материалом Неуверенное владение материалом Не владеет материалом | 2 1 0 | ||
9 | Наличие ссылок в тексте на рассматриваемые работы | Все представленные положения других авторов имеют ссылки Ссылки даны частично Ссылок нет | 2 1 0 | ||
10 | Количество используемых литературных источников (наличие библиографического списка); наличие ссылок на Интернет-ресурсы | Нет 3 и менее 5 и менее | 0 1 2 | ||
11 | Аргументированность выводов по заявленной теме, грамотность и полнота ответов на встречные вопросы | Да Нет | 2 1 | ||
12 | Соблюдение технических требований к оформлению реферата | Да Нет | 2 1 | ||
13 | Соблюдение регламента выступления | Да Нет | 2 1 | ||
Эксперт_______________________ | Итого: | |
Критерии оценивания выступления и дискуссии
1.Критерий «Соответствие сообщения заявленной теме, цели и задачам реферата» (максимум 2 балла) | |
Соответствует полностью | 2 |
Есть несоответствия (отступления) | 1 |
В основном не соответствует | 0 |
2. Критерий «Структурированность (организация) сообщения, которая обеспечивает понимание его содержания» (максимум 2 балла) | |
Структурировано, обеспечивает | 2 |
Структурировано, не обеспечивает | 1 |
Не структурировано, не обеспечивает | 0 |
3.Критерий «Культура выступления-чтение с листа или рассказ, обращенный к аудитории » (максимум 2 балла) | |
Рассказ без обращения к тексту | 2 |
Рассказ с обращением к тексту | 1 |
Чтение с листа | 0 |
4.Критерий «Доступность сообщения о содержании реферата, его целях, задачах, методах и результатах» (максимум 2 балла) | |
Доступно без уточняющих вопросов | 2 |
Доступно с уточняющими вопросами | 1 |
Недоступно с уточняющими вопросами | 0 |
5. Критерий «Целесообразность, инструментальность наглядности, уровень ее использования» ( максимум 2 балла) | |
Целесообразна | 2 |
Целесообразность сомнительна | 1 |
Не целесообразна | 0 |
6. Критерий «Соблюдение временного регламента сообщения» (не более 10 минут) (максимум 2 балла) | |
Соблюден (не превышен) | 2 |
Превышение без замечания | 1 |
Превышен с замечанием | 0 |
7.Критерий «Четкость и полнота ответов на дополнительные вопросы по существу сообщения» (максимум 2 балла) | |
Все ответы полные, четкие | 2 |
Некоторые ответы нечеткие | 1 |
Все ответы неполные/нечеткие | 0 |
8. Критерий «Владение специальной терминологией по теме реферата, использованной в сообщении» максимум 2 балла) | |
Владеет свободно | 2 |
Иногда был неточен, ошибался | 1 |
Не владеет | 0 |
9.Критерий «Культура дискуссии – умение понять собеседника и аргументированно ответить на его вопросы» (максимум 2 балла) | |
Ответил на все вопросы | 2 |
Ответил на большую часть вопросов | 1 |
Не ответил на большую часть вопросов | 0 |
Приложение 2
Номинации
За практический результат работы
За творческий подход к работе
За актуальность исследования
За наличие авторской позиции
За оригинальное решение проблемы
Лучшая защита реферата
Зрительская симпатия
Реферат - проблема
Реферат - обозрение
Реферат – академический
Реферат – панорама
Реферат – размышление
Реферат – творчество
Реферат – глобальный
Реферат – исследование
Реферат – свободный выбор
Приложение 3
Итоговый протокол
№ п\п | Название работы | Ф.И. автора (ов) | Ф.И.О. руковод. | класс | Критерии оценивания реферата (баллы) | Критерии оценивания выступления и дискуссии (баллы) | Итого (баллы) | ||||||||||||||||||||||
К.1 | К.2 | К.3 | К.4 | К.5 | К.6 | К.7 | К.8 | К.9 | К.10 | К.11 | К.12 | К.13 | К.1 | К.2 | К.3 | К.4 | К.5 | К.6 | К.7 | К.8 | К.9 | | |||||||
1. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Члены экспертной комиссии:
Приложение 4
Памятка для игротехников (1 день ОДИ)
«Мозговой штурм» - выбор темы реферата. При выборе темы реферата учитывать мнение большинства и предложения с обоснованием выбора.
Распределение ролей в группе: капитан, докладчики (спикеры), аналитики, секретарь, хронометрист. Составление плана работы в группе для работы по теме реферата.
«Коллективный разум» - изучение основных источников по теме. Составление библиографии:
Важнейший этап в подготовке реферата – изучение литературы по данной теме. Отобрать ее вам поможет библиограф компьютерной библиотеки.
По систематическому каталогу определите круг основной литературы по теме: сборники, работы отдельных авторов.
По алфавитному каталогу познакомьтесь с названием других изданий данных авторов, которые могут Вам пригодиться.
Рекомендуем Вам воспользоваться электронным каталогом, где представлены все издания, находящиеся в муниципальных библиотеках города.
Обработка информации (конспектирование, тезирование и др.). Систематизация информации. Определение основных понятий темы.
Разработка логики исследования темы, составление плана согласно структуре реферата.
Реализация плана. Пробное написание («сборка») чернового варианта реферата.
Публичный отчет работы в группе: выбор темы, распределение ролей, план работы над рефератом, задачи на 2 день игры, трудности (графическая информация).
Памятка для игротехников (2 день ОДИ)
«Коллективный разум» - совместное повторение памятки 1 дня игры «Как работать над рефератом», корректировка чернового варианта реферата.
Анализ чернового варианта реферата в соответствии с планом-структурой реферата: вводная часть, основная часть, где отображается основная суть проблемы и изложение объективных научных сведений по теме реферата, критический обзор источников, собственные сведения, версии и оценки, заключение с основными выводами, личной значимостью проделанной работы, возникшими трудностями и перспективами продолжения работы над темой. Изучение требований к содержанию реферата.
Оформление реферата по теме в соответствии с техническими требованиями.
Распределение обязанностей в группе по завершению работы над рефератом: печать реферата, подготовка мультимедийного сопровождения, подготовка публичной защиты реферата.
Подготовка публичной защиты реферата в соответствии с критериями «Защита реферата».
Публичная защита реферата: выбор темы, актуальность и новизна, личные мотивы, практическая значимость работы, цель работы, задачи,основная суть проблемы и изложение объективных научных сведений по теме реферата, критический обзор источников, собственные версии и оценки, основные выводы, результаты и личная значимость проделанной работы, возникшие трудности и перспективы продолжения работы над темой.
Обратите внимание на критерии оценки реферата
Рефлексия работы в группе:
Выполнили поставленные задачи?
Что получилось хорошо?
Что было сделано ошибочно?
Что было выполнить легко?
Что было выполнить трудно?
Что узнал и чему научился?
Как я принимал участие в командной работе?
Получился ли запланированный результат совместной работы?
Приложение 5
Памятка для участников ОДИ (1 день игры)
Реферат ( с лат. - сообщать, доказывать) - краткое письменное изложение сущности какой-либо проблемы.
Учебный реферат - это новый, авторский текст.
Реферирование - создание нового текста, в котором излагается сущность вопроса на основе анализа, классификации, обобщения одного или нескольких источников.
ПАМЯТКА «КАК РАБОТАТЬ НАД РЕФЕРАТОМ»
Определите цель написания реферата в соответствии с поставленной темой, выделите проблему, основную идею.
Составьте его план, определите основное содержание.
При чтении литературы по теме реферата выделите основные идеи в положениях, доказательства, аргументы и выводы, чтобы затем сосредоточить на них внимание.
Классифицируйте выписки, сделанные при чтении рассматриваемых источников.
Проанализируйте собранный материал, сформулируйте цели и задачи работы.
Приступайте к созданию собственного текста исследования. Последовательно раскрывайте все предусмотренные планом вопросы, обосновывайте основные положения, подкрепляйте их конкретными примерами и фактами.
Проявите свое личное отношение к рассматриваемой проблеме; отразите в работе собственные мысли и чувства.
Старайтесь писать грамотно, точно и лаконично выражайте мысль, разделяйте текст на абзацы.
В пронумерованных сносках укажите, откуда взяты приведенные в тексте цитаты и факты.
Составьте, если это целесообразно, схемы, диаграммы, таблицы.
В конце работы подведите итоги и сделайте обобщающий вывод.
Самокритично прочитайте свою работу, устраните замеченные недостатки, скорректируйте объем, внесите поправки и оформите реферат, соблюдая требования к работе.
ПЛАН – СТРУКТУРА РЕФЕРАТА
Вводная часть.Обоснование выбора темы:
ее актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем;
новые современные подходы к решению проблемы;
наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке и желание в них разобраться;
противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте;
личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме.
II. Основная часть:
основная суть проблемы и изложение объективных научных сведений по теме реферата;
критический обзор источников;
собственные сведения, версии и оценки.
III.Заключение:
основные выводы;
результаты и личная значимость проделанной работы;
возникшие трудности и перспективы продолжения работы над темой.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА
Титульный лист должен содержать: полное название общеобразовательной организации, тему реферата, фамилии авторов и руководителя, место и год написания.
Вторая страница – оглавление (с точным названием каждой главы и указанием начальных страниц).
Страницы должны быть пронумерованы все, кроме первой – титульного листа. Общий объем реферата для обучающихся 10 класса – не менее 15 страниц, но не более 25 страниц (с иллюстрациями). В основной части реферата примерно 5-10 страниц. Заключение (2-3 страницы) должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части.
Рекомендуется использовать шрифты: Times New Roman , размер шрифта – 14 пт, расстояние между строками – 1 интервал.
Поля страницы: левое – 3 см, правое – 1,5 см, нижнее – 2 см, верхнее – 2 см.
Текст должен быть разбит на рубрики согласно плану.
При необходимости в конце реферата формируется приложение, состоящее из графиков, таблиц, иллюстраций и других необходимых дополнений к реферату.
Предпоследняя страница – «Литература», оформленная в соответствии с ГОСТом (Ссылки в тексте на источники (использованную литературу) указываются в квадратных скобках порядковым номером по списку источников. Например, Сизова Р.И.., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект. – М.: Росткнига, 2011. – 63с. Ссылки на иллюстрации указывают порядковым номером иллюстрации, (например, рис. 1.2.). В списке использованной для написания реферата литературы должно быть указано не менее 4-х источников.Последняя страница – «Отзыв», оставляется чистым листом, впоследствии может быть заполнена руководителем или другим проверяющим.
Памятка для участников ОДИ (2 день игры)
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ РЕФЕРАТА
Актуальность и новизна работы.
Практическая значимость работы.
Введение должно содержать обоснование актуальности выбранной темы.
Грамотно составленный план реферата.
Глубина теоретической и практической проработки проблемы.
Реферат должен представлять собой не набор отдельных фрагментов, а грамотно скомпонованный и представленный автором материал по выбранной теме и составлять основной объём реферата.
Если тема позволяет, нужно поставить опыты, использовать моделирование.
Заключение с выводом.
ЗАЩИТА РЕФЕРАТА
Уверенное владение материалом творческой работы (реферата), в соответствии со структурой реферата.
Компетентность и эрудированность докладчиков по теме работы.
Аргументированность выводов по заявленной теме.
Грамотность и полнота ответов на встречные вопросы.
Соблюдение временных интервалов (10 мин. публичная защита+ 3 мин. ответы на вопросы).
Сопровождение публичной защиты мультимедиа-презентацией (до 10 слайдов).
ОЦЕНКА РЕФЕРАТА
Реферат оценивается по следующим критериям:
Соблюдение требований к его оформлению.
Необходимость и достаточность для раскрытия приведённой в тексте реферата информации.
Умение свободно излагать свои идеи, отражённые в реферате.
Способность понять суть, задаваемых вопросов и формулировать точные ответы на них.
Приложение 6
Примерная структура доклада на защите реферата
1. Приветствие
Добрый день!
2. Представление
Наша группа (команда)
3. Название темыреферата
Представляем основные положения нашей работы:_____________
4. Актуальность выбора темы (обосновать свой выбор темы)
Актуальность и выбор темы определены следующими факторами:
Во-первых
Во-вторых
5. Краткое информирование о цели и задачах исследования
Цель написания по теме реферата ________
Основные задачи:
1.
2.
6. Краткое информирование о результатах, полученных в ходе проведенной работы
В ходе проведенной работы получены следующие результаты:
1) получены новые знания следующего характера____________
2) выдвинуты новые гипотезы, идеи_________
3) определены новые проблемы______________
7. Выводы по результатам проведенной работы
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1.
2.
3.
8. Информирование о перспективах дальнейшей работы по теме
Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях:
1.
2.
9. Благодарность за внимание к выступлению
Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению
10. Ответы на вопросы
Спасибо за вопрос!
Спасибо Вам, Ваш вопрос мне понятен.
У меня, к сожалению, нет ответа, т.к. рассмотрение данного вопроса мной не проводилось
11. Благодарность за внимание к выступлению
Приложение 7
Российская Федерация Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Мегион Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение №5 «Гимназия» Оргдеятельностная игра «Реферат»
12 кегль 1 интервал
Меломаны на грядках
20 кегль 1интервал
Авторы работы:
Иванова Мария,
Петров Павел,
……..,
обучающиеся 10г класса
Руководители работы - игротехники:
Петрова Мария Ивановна,
учитель информатики,
Сидорова Вероника,
обучающаяся 11м класса
Оформление списка литературы к реферату
Список литературы оформляется в алфавитной последовательности. В нем указываются: фамилия автора, инициалы, название работы, место и время ее публикации. Каждое из наименований нумеруется.
Например:
1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Мысль, 1990.
2. ...
3. ...
4. Бердяев Н.А. Утопический этатизм евразийцев// Россия между Европой и Азией:
Евразийский соблазн. М.: Наука, 1991.
5....
6. Вадимов А.В. Николай Бердяев: изгнание./ Вопросы философии, 1991, № 1.
7. ...
8. ...
9. Полторацкий Н. Бердяев и Россия (Философия Истории России Н.А.Бердяева). Нью-Йорк, 1967.
Оформление сносок является обязательным и возможно двумя способами:
постранично (все приводимые цифры или цитаты обозначаются по возрастающей цифрами или звездочками);
с опорой на список литературы (после цитаты в скобках указывается номер наименования в списке литературы и цитируемая страница).
Отзыв (образец)
на реферат ____________________ Ф.И.О.__________________________
группы обучающихся__________класса МАОУ №5 «Гимназия»
на тему «Правовые и политические учения XVII в. в Англии (Т. Гоббс, Дж. Локк)».
В работе рассматриваются вопросы, посвященные основным направлениям английской политической и правовой мысли XVII в. в Англии.
Работа посвящена актуальной теме, поскольку всемирная история политических и правовых учений – одна из важных составных частей духовной культуры человечества. Стоит отметить, что от начала революции в Англии исчисляется Новое время – период истории, сменивший средневековье.
В реферате на первый план выдвигается рассмотрение правовых и политических учений XVII в. в Англии, в частности учения и идеи Томаса Гоббса и Джона Локка.
В работе показана значимость политических и правовых учений, начиная с революции в Англии, рассмотрению которой посвящены труды отечественных и зарубежных ученых. В результате созданы определенные теоретические направления, концепции и научные подходы к данной проблеме.
Работа, бесспорно, раскрывает содержание выбранной темы и отражает наиболее значимые события, характеризующие период XVII в. в Англии.
Проблемы, поднятые в реферате, раскрывают суть рассматриваемого вопроса. Работа оценивается положительно и может быть представлена для защиты на предметной кафедре.
Руководитель: Т.Д. Дегтярева
Приложение 8
Примерные темы рефератов
Направление «Математика и информационные технологии»
Анаморфное искусство.
Расширяющаяся Вселенная.
Генетический код и квадрат Пифагора.
Фактралы.
Числа Фибоначчи.
Математические игры и головоломки.
Теория графов в решении задач.
Облачные технологии в информатике.
Системы электронных платежей, цифровые деньги.
Направление «Инженерные науки в техносфере настоящего и будущего»
Роль беспилотных комплексов в системе вооружения современной армии.
Физико-химические тайны внутренней среды организма.
Открытие бозона Хиггса и другие эксперименты на сверхмощных ускорителях.
Квантовая связь и безопасное будущее.
Муар – польза или вред? Муаровый узор. Физические основы возникновения муара.
Проект «Умная школа» - интеллектуальная система управления.
Магнитная активация воды.
Автономный транспорт в труднодоступных районах Западной Сибири.
Энергосбережение и энергоснабжение в условиях Крайнего Севера.
Применение нанотехнологий и умных материалов в нефтегазовой отрасли.
Поляризация света или «волшебная пленка» в IMAX.
Удивительные изобретения и новые технологии в строительстве.
Направление «Естественные науки и современный мир»
3D –печать и медицина глазами химика.
Ядерный реактор: радиохимия для медицины.
Ферменты вокруг нас.
Живая материя и проблема ее научного познания.
Системный подход к изучению живого: общая теория жизни.
Разнообразие биологических систем и процессов.
Биологический эксперимент: планирование, проведение, результат.
Компьютерное моделирование биологических процессов.
Фотосинтез и его значение для жизни на Земле.
Мутации и мутагены.
Состояние окружающей среды и здоровье человека.
Экологические и этические проблемы генной инженерии.
Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах.
Искусственные органы - проблема и перспективы.
Клонирование животных. Проблемы и перспективы. Научные и этические проблемы клонирования.
Влияние памяти на успеваемость учащихся нашего класса.
Направление «Социально-гуманитарные и экономические науки»
Качество жизни как комплексный показатель социального развития
г. Мегиона.
Прожиточный минимум в г.Мегионе как гарантия достойной жизни.
Пенсионная реформа: проблема и перспектива.
Платежный баланс страны и обменный курс валют.
Сравнительный анализ СМИ (60-70-гг и современность) или роль российских СМИ в отражении советского прошлого.
Роль политических ссыльных в развитии медицины Ханты-Мансийского автономного округа.
Влияние криптовалюты на экономику России.
История МАОУ №5 «Гимназия».
История улиц г.Мегиона.
Одежда как символ эпохи.
Мифы в истории России.
Правовое регулирование сферы государственных наград России.
Брачный договор как институт семейного права.
Правовое регулирование ответственности субъектов образовательных отношений.
Товарищество собственников жилья: особенности правового статуса.
Правовое регулирование сети Интернет в России.
Образование в Великобритании.
Существует ли американский язык?
Тема семьи в русской литературе.
Образ дождя в творчестве современных поэтов.
Символика жёлтого цвета в произведениях Ф.М. Достоевского и А.А. Ахматовой.
Роль газетного заголовка в эффективности печатных СМИ.
Собираем «зеркала»! («Снежная королева», «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях», «Светлана», «Алиса в Зазеркалье», «Ночь перед Рождеством» и др.).
Мир дворянской усадьбы и мир города в романах «Гордость и предубеждение» Джейн Остин и «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
Роль снов в русской классической литературе.
Своеобразие поэзии Виктора Цоя.
Современные бестселлеры - подлинная литература или дань моде.
СМС как современный эпистолярный жанр.
Рок-революция в России: взаимовлияние рок-поэзии и русской истории.
Библейские мотивы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Роман Булгакова в оценке священнослужителей.
Мир фэнтези в современной литературе.
Молодежный сленг. Как интернет влияет на язык?