Дидактическая игра «Сооружение» (Формирование сплоченности коллектива)
Дидактическая игра «Сооружение»
Внеклассное мероприятие
Контингент участников: дети с нарушениями интеллекта (возраст 10-17 лет), родители, педагоги.
Цель игры: формирование сплоченности и сотрудничества в коллективе; развитие коммуникативных навыков.
Задачи игры:
- развивать умения действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью;
- учить доверять и помогать тем, с кем общаешься;
- учить эмоционально и содержательно выражать свои мысли;
- развивать умение вежливо отвечать на вопрос собеседника, кратко и корректно формулировать ответ;
- формировать речевые умения;
- развивать моторную ловкость и пространственную ориентировку.
Оборудование: стол, повязки на глаза, бруски от игры «Башня» или из деревянных строительных наборов.
Содержание игры:
Правила игры:
- Участники делятся на команды по два человека.
- Один человек – «условно зрячий»; второй – «условно незрячий».
- «Условно зрячий» дает команды своему партнеру словесные инструкции.
- «Условно зрячий» не может касаться или тактильно направлять «условно незрячего».
- «Условно зрячий» не может прикасаться к брусками или передвигать их.
- «Условно незрячий» завязывает глаза и только на слух выполняет инструкции «условно зрячего».
- «Условно незрячему» нельзя открывать глаза и смотреть до конца игры, т.е. до финала стройки.
- Во время игры разрешается задавать уточняющие вопросы друг другу.
Предварительная часть:
В начале игры на столе перед участниками лежат бруски, имеющие длинные и короткие, широкие и узкие стороны (как вариант, бруски от игры «Башня» или из деревянных строительных наборов). Задача: рассмотреть их, найти отличительные признаки.
Далее предлагается разделиться на пары и выбрать «условно зрячего» и «условно незрячего» (кто будет говорить инструкции и кто будет их выполнять).
После – объявляются правила игры.
Непосредственно игра:
«Условно зрячим» игрокам демонстрируется строение, состоящее из брусков, расположенных в разных плоскостях и положениях.
Задача: «условно зрячему» только с помощью словесных инструкций объяснить «условно незрячему» как поэтапно, один брусок за другим, построить аналогичное сооружение.
Рефлексия:
После завершения строительства участники обмениваются впечатлениями: кто как себя чувствовал в своей роли «зрячего», дающего инструкции, и «незрячего», выполняющего их.
Обсуждение выявленных затруднений в ходе игры: что было сложного? Как справились с трудностями? Какими способами можно было еще решить затруднение?
Подведение к мысли, что все люди разные и воспринимают мир по-разному. Возможно, что причина непонимания между людьми скрывается в неумении правильно донести свою мысль до собеседника.
Методические рекомендации по реализации игры:
Вариации:
Начало – 2 кубика в одной плоскости.
Усложнение – увеличение количества брусков и сложности их расположение в пространстве (3-4-5-6 брусков в два-три этажа; чередование расположения брусков на узких или широких ребрах, коротких или длинных)
Усложнение – строительство сооружения с опорой на схему, по памяти без опоры на образец.
Усложнение – строительство одного сооружения двумя и более парами по одному бруску по очереди.
Практическая значимость:
Данная игра полезна для использования педагогам, психологам, классным руководителям.
Данную игру можно использовать как разминочное или вступительное упражнение во время классных часов; психопрофилактических мероприятий, направленных на сплочение детского коллектива; во время психологических тренингов для педагогов; при работе с родителями по теме «детско-родительские отношения» и др.