Реферат «Преемственность формирования самооценки младших школьников в условиях системно-деятельностного подхода»
Реферат по дисциплине «Методология и методы статистической обработки информации»
на тему: «Реализация статистических методов при обработке результатов исследования по теме: «Преемственность формирования
самооценки младших школьников в условиях
системно - деятельностного подхода»
Оглавление
Введение.......................................................................................................3
1. Понятие и сущность статистических методов в исследовании....5
2. Методики статистической обработки информации.........................7
3.Реализация статистических методов при обработке результатов исследования по теме: «Преемственность формирования
самооценки младших школьников в условиях
системно - деятельностного подхода»....................................................12
Список использованной литературы....................................................22
Введение
В педагогической науке еще много невыявленных связей и зависимостей, дающих простор для научных изысканий. Важнейшим условием успешного развития педагогики является сотрудничество ученых и педагогов-практиков, которые, овладевая основными методами педагогического исследования, могут более целенаправленно изучать и анализировать свой опыт и опыт других педагогов, а также на научной основе проверять собственные педагогические находки и открытия.
На сегодня в педагогических исследованиях в основном применяют комплексные методики, требующие участия ученых разных специальностей: педагогов, философов, социологов, психологов, физиологов, медиков. Комплексность добавляет научно-педагогическим исследованием коллективный характер и обеспечивает возможность получения убедительных результатов. В последнее время предпринимаются серьёзные шаги по внедрению в психолого-педагогические исследования статистических исследований.
Теоретические методы исследования в психологии и педагогике дают возможность раскрыть качественные характеристики изучаемых явлений. Эти характеристики будут полнее и глубже, если накопленный эмпирический материал подвергнуть количественной обработке. Однако, проблема количественных измерений в рамках психолого-педагогических исследований очень сложна. Эта сложность заключается прежде всего в субъективно-причинном многообразии педагогической деятельности и ее результатов, в самом объекте измерения, находящимся в состоянии непрерывного движения и изменения. Вместе с тем введение в исследование количественных показателей сегодня является необходимым и обязательным компонентом получения объективных данных о результатах педагогического труда. Как правило, эти данные могут быть получены как путем прямого или опосредованного измерения различных составляющих педагогического процесса, так и посредством количественной оценки соответствующих параметров адекватно построенной его математической модели.
Математические и статистические методы в педагогике применяют для обработки данных, полученных методами опроса, эксперимента, наблюдения, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Эти методы помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Все чаще в педагогических исследованиях используют различные формы математического анализа. Для проведения этих подсчетов используют соответствующие математические формулы, применяют справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью методов математической статистики, позволяют установить количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.
В большинстве современных педагогических исследований присутствуют количественные данные, которые отражают абсолютные или ранжированные значения педагогических показателей (количество оценок, уровень обученности, количество пропущенных уроков и др.).
В связи с повышенным вниманием к анализу количественных данных, необходимо отметить, что в решении этой задачи педагоги-исследователи сталкиваются с объективными трудностями, связанными, с одной стороны, с недостатком специальной литературы, раскрывающей вопросы применения статистических методов в области педагогики, а с другой, с недоступностью изложения материала в имеющихся изданиях. Возможно, эти трудности связаны с тем, что методология отбора соответствующих данных, выбора методов, их анализа и интерпретации в области педагогики недостаточно разработана.
1. Понятие и сущность статистических методов в исследовании
Статистика— отрасль знаний, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения и анализа массовых статистических данных; изучение количественной стороны массовых общественных явлений в числовой форме.
Статистика опирается на такие диалектические категории, как количество и качество, необходимость и случайность, причинность, закономерность, единичное и массовое, индивидуальное и общее.
Общей методологией изучения статистических совокупностей является использование основных принципов, которыми руководствуются в любой науке. К этим принципам, как к своего рода началам относятся следующие:
1) объективность изучаемых явлений и процессов;
2) выявление взаимосвязи и системности, в которых проявляется содержание изучаемых факторов;
3) целеполагание, т.е. достижение поставленных целей со стороны исследователя, изучающего соответствующие статистические данные.
Это выражается в получении сведений о тенденциях, закономерностях и возможных последствиях развития изучаемых процессов.
Статистические методы—научные методы описания и изучения массовых явлений, допускающих количественное(численное) выражение.
Применение в педагогических исследованиях статистических методов – это возможность находить для некоторых педагогических явлений не только качественные, но и количественные характеристики. Для педагогической науки это имеет большое значение, так как очень многие процессы обучения и воспитания характеризуются высокой вариативностью в зависимости от субъективных и объективных факторов.
В настоящее время для анализа результатов педагогического эксперимента широко используются методы математической статистики. Статистические методы позволяют подойти к решению одной из сложнейших задач педагогики – количественной оценке педагогических явлений. Часто лишь обработка количественных данных и полученные при этом выводы могут объективно доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу.
При использовании методов математической статистики следует иметь в виду, что сама статистика не раскрывает сущности явления и не может объяснить причины возникающих различий между отдельными сторонами явления. Статистические методы в педагогике используются лишь для количественной характеристики явлений. Для того, чтобы сделать выводы и заключения, необходим качественный анализ.
Методы статистического исследования:
1. Статистическое наблюдение
2. Сводка и группировка данных
3. Расчет обобщающих показателей (абсолютные, относительные и средние величины)
4. Статистические распределения (вариационные ряды)
5. Выборочный метод
6. Корреляционно-регрессионный анализ
7. Ряды динамики
8. Индексы
Задача статистики – исчисление статистических показателей и их анализ, благодаря чему управляющие органы получают всестороннюю характеристику управляемого объекта. Управлять социально-экономическими системами нельзя, не располагая оперативной, достоверной и полной статистической информацией.
2. Методики статистической обработки информации
Между наукой-статистикой и практикой существует тесная взаимосвязь: статистика использует данные практики, обобщает и разрабатывает методы проведения статистических исследований. В свою очередь в практической деятельности применяются теоретические положения статистической науки для решения конкретных управленческих задач. Знание статистики необходимо современному специалисту для принятия решений, для анализа элементов экономики, в сборе информации, прогнозировании.
Для изучения предмета статистики разработаны и применяются специфические приемы, совокупность которых образует методологию статистики. Применение в статистике конкретных методов предопределяется поставленными задачами и зависит от характера исходной информации.
Правильное использование специальных методов статистической науки на каждом этапе позволяет получить достоверную информацию в результате педагогического исследования.
В психолого-педагогических исследованиях обычно применяются различные виды средних величин: средняя арифметическая, средняя геометрическая, медиана, мода и другие. Наиболее распространенными являются средняя арифметическая, медиана и мода.
Средняя арифметическая применяется в тех случаях, когда между определяющим свойством и данным признаком имеется прямо пропорциональная зависимость (например, при улучшении показателей работы учебной группы улучшаются показатели работы каждого ее члена).
Средняя арифметическая величина является производной, обобщающей количественные признаки ряда однородных показателей (совокупности). Выражая одним числом определенную совокупность, она ослабляет влияние случайных индивидуальных отклонений и акцентирует некую обобщенную количественную характеристику, наиболее типичное свойство изучаемого ряда показателей.
Определяя значение средней арифметической величины, следует придерживаться некоторых правил.
Средняя арифметическая величина может характеризовать только те признаки изучаемого объекта, которые присущи всей совокупности, но в разной количественной мере.
Средняя арифметическая величина не может характеризовать количественную меру тех признаков, которые одной части совокупности присущи, а другой нет, т. е. она не может отражать присутствие или отсутствие того или иного признака.
3) Средняя арифметическая величина должна включать все показатели, полученные в данном исследовании. Произвольное исключение даже некоторых из них неизбежно приведет к искажению конечного результата.
4) Средняя арифметическая величина обязана отражать только однородную совокупность.
5) Средняя арифметическая величина должна вычисляться на достаточно большой совокупности, размеры которой определяются в каждом конкретном случае отдельно.
6) Необходимо стремиться к тому, чтобы средняя арифметическая величина имела четкие и простые свойства, позволяющие легко и быстро ее вычислять.
7) Средняя арифметическая величина должна обладать достаточной устойчивостью к действию случайных факторов. Только в этом случае она будет отражать действительное состояние изучаемого явления, а не его случайные изменения.
8) Точность вычисления средней арифметической величины должна соответствовать содержанию изучаемого педагогического явления. В некоторых случаях нет необходимости в расчетах с большой точностью, в других - большая точность нужна при вычислениях, но совершенно не нужна в выводах.
Средняя арифметическая представляет собой частное от деления суммы величин на их число и вычисляется по формуле:
;
где Х – средняя арифметическая; X1, X2, Х3 ... Хn – результаты отдельных наблюдений (приемов, действий),
n – количество наблюдений (приемов, действий),
– сумма результатов всех наблюдений (приемов, действий).
Медианой (Ме) называется мера среднего положения, характеризующая значение признака на упорядоченной (построенной по признаку возрастания или убывания) шкале, которое соответствует середине исследуемой совокупности. Медиана может быть определена для порядковых и количественных признаков. Место расположения этого значения определяется по формуле: Место медианы = (n + 1) / 2
Мода (Мо) – наиболее часто встречающееся типичное значение признака среди других значений. Она соответствует классу с максимальной частотой. Этот класс называется модальным значением.
Важное значение при использовании в психолого-педагогическом исследовании математических методов уделяется расчету дисперсии и среднеквадратических (стандартных) отклонений.
Дисперсия равна среднему квадрату отклонений значения варианты от среднего значения. Она выступает как одна из характеристик индивидуальных результатов разброса значений исследуемой переменной (например, оценок учащихся) вокруг среднего значения. Вычисление дисперсии осуществляется путем определения: отклонения от среднего значения; квадрата указанного отклонения; суммы квадратов отклонения и среднего значения квадрата отклонения
Среднее квадратичное отклонение подтверждает типичность и показательность средней арифметической, отражает меру колебания численных значений признаков, из которых выводится средняя величина. Оно равно корню квадратному из дисперсии и определяется по формуле:
; (2)
где: – средняя квадратическая. При малом числе наблюдения (действий) – менее 100 – в значении формулы следует ставить не “N”, а “N – 1”.
Средняя арифметическая и средняя квадратическая являются основными характеристиками полученных результатов в ходе исследования. Они позволяют обобщить данные, сравнить их, установить преимущества одной психолого-педагогической системы (программы) над другой.
Статистическая проверка научной гипотезы. Доказательство статистической достоверности экспериментального влияния существенно отличается от доказательства в математике и формальной логике, где выводы носят более универсальный характер: статистические доказательства не являются столь строгими и окончательными – в них всегда допускается риск ошибиться в выводах и потому статистическими методами не доказывается окончательно правомерность того или иного вывода, а показывается мера правдоподобности принятия той или иной гипотезы.
Педагогическая гипотеза (научное предположение о преимуществе того или иного метода и т. п.) в процессе статистического анализа переводится на язык статистической науки и заново формулируется, по меньшей мере, в виде двух статистических гипотез. Первая (основная) называется нулевой гипотезой (Н0), в которой исследователь говорит о своей исходной позиции. Он (априори) как бы декларирует, что новый (предполагаемый им, его коллегами или оппонентами) метод не обладает какими-либо преимуществами, и потому с самого начала исследователь психологически готов занять честную научную позицию: различия между новым и старым методами объявляются равными нулю. В другой, альтернативной гипотезе (Н1) делается предположение о преимуществе нового метода. Иногда выдвигается несколько альтернативных гипотез с соответствующими обозначениями.
Важное значение при обработке данных психолого-педагогических исследований имеет графический метод обработки статистических данных. Познавательная ценность статистических графиков объясняется их способностью отображать реальную действительность в простом, ясном и наглядном виде. Визуальная интерпретация объективных статистических показателей позволяет облегчить познание предмета исследования, делает его более осязаемым. Таким образом, статистические графики могут дать новое знание о предмете исследования, которое в исходном цифровом материале непосредственно не проявляется. Выявление закономерностей, присущих тем или иным явлениям, факторов, их определяющих, дифференциация этих явлений во времени и пространстве - задачи, эффективно решаемые с использованием графического метода.
Наиболее широко известны и часто применяются линейные графики, линейные, столбиковые, круговые (секторные) и векторные диаграммы.
Графическое оформление результатов, тем не менее, не должно быть самоцелью. Это лишь средство более наглядного представления связей и зависимостей в изучаемых явлениях, и поэтому они всегда должны служить наглядным материалом в проведении качественного и количественного анализа собранного массового материала. Выбор того или иного вида графиков или диаграмм целиком определяется целью и задачами эксперимента и характером собранных экспериментатором данных.
3.Реализация статистических методов при обработке результатов исследования по теме: «Преемственность формирования
самооценки младших школьников в условиях
системно - деятельностного подхода»
Самооценка личности младшего школьника является объектом исследования многих психологов. Л.С. Выготский предполагал, что самооценка - обобщенное, (то есть устойчивое, внеситуативное) и вместе с тем дифференцированное отношение ребенка к себе. Л.И. Божович рассматривает самооценку как сторону самосознания личности, как продукт её развития, порождаемый всей её жизнедеятельностью. Самооценка, как и самосознание в целом, имеет общественный характер и обусловлена социальными условиями.
Формируясь в процессе всей жизнедеятельности личности, самооценка, в свою очередь, выполняет важную функцию в её развитии, выступает регулятором различных видов деятельности и поведения человека. Многие советские и зарубежные учёные изучали самооценку как свойство личности, выполняющее определенную функцию в её развитии, обусловливающее поведение и деятельность человека. Самооценка – это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Самооценка включает в себя выделение человеком собственных качеств, поступков и умений; их осознание и оценочное к ним отношение.
Самооценка может быть адекватной, завышенной и заниженной; и в зависимости от этого она может, как стимулировать активность человека, так и подавлять её. От самооценки человека зависит характер его общения с окружающими, развитие личности. Низкая самооценка способствует развитию у человека неуверенности в собственных возможностях. Во всех своих начинаниях и делах он ждет только неуспеха. Такая самооценка может сопровождаться эмоциональными срывами.
Адекватная самооценка даёт человеку нравственное удовлетворение, гармонию.
Прежде, чем определить форму самооценки детей младшего школьного возраста, необходимо обозначить основные факторы её формирования. Ребёнок стал школьником. В его жизни устанавливается новый распорядок дня, появляются новые обязанности и требования к его жизни. В связи с этим ребенок ко многому пытается перестроить своё отношение. У него появляются новые мотивы поведения – быть хорошим учеником, сделать так, чтоб именно его похвалил учитель. Это порождает новые переживания – желание добиться успеха, и боязнь оказаться неуспешным. Большое влияние на младшего школьника оказывает учитель, который дает ему знания, проверяет и контролирует выполнение им заданий, ставит отметки не только за знания, но и за поведение. Ребёнка волнуют замечания учителя, он старается сделать так, чтобы их не было.
Поступление в школу ставит ребёнка в новое положение в семье; у него появляются обязанности – и с этим считаются близкие. Родители интересуются его школьной жизнью, контролируют выполнение домашнего задания; хвалят за хорошие отметки, за положительные достижения и осуждают, если ребенок получает низкие отметки.
У младшего школьника появляются собственные взгляды, отношения, собственные требования и оценки. Опираясь на суждения учителя, родителей и товарищей он оценивает себя и своих товарищей. Очень часто его оценки не являются правильными, так как они в первую очередь говорят о его желаниях, а не о действительности.
В ходе учебно-воспитательного процесса у школьников постепенно возрастает требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только с объективными обстоятельствами. Второклассники, третьеклассники и в особенности ученики четвертого класса относятся к себе уже более критично, делая предметом оценки не только хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи.
Нередко у школьников наблюдается переоценка своих сил и возможностей. Завышенная самооценка вступает в противоречие с оценкой его другими людьми.
Из числа многообразных методик измерения самооценки у детей в данную работу включены те, которые являются наиболее адекватными в работе с детьми младшего школьного возраста.
1. Методика «Три оценки» А.И. Липкиной
Цель исследования: выявить складывающуюся у ученика оценочную позицию.
Процедура исследования
Для реализации методики ученикам предлагается выполнить любое учебное задание в письменной форме. Работу учеников необходимо оценить тремя оценками: адекватной, завышенной, заниженной. Перед раздачей тетрадей ученикам говорят: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании и поэтому они поставили разные отметки. Обведите кружком ту отметку, с которой вы согласны». Затем, в беседе с учениками, выясняются ответы на следующие вопросы:
1. Твоя работа заслуживает отметки «три», а учительница поставила тебе «пять». Обрадуешься ты этому или это тебя огорчит?
2. Какие отметки тебя радуют, какие огорчают?
3. Каким учеником ты себя считаешь: средним, слабым или сильным?
Обработка и анализ результатов
Уровень самооценки школьников определяется на основе полученных данных по следующим результатам: совпадение или несовпадение самооценки с адекватной оценкой учителя, характер аргументации самооценки:
а) аргументация, направленная на качество выполненной работы, б) любая другая аргументация, в) устойчивость или неустойчивость самооценки, о которой судят по степени совпадения характера выставленной учеником самому себе отметки и ответов на поставленные вопросы.
При обработке результатов, полученных в ходе проведения данной методики, можно использовать такие методы статистической обработки информации, как: нахождение среднего арифметического (Например, для определения соотношения количества учащихся, имеющих адекватную, завышенную или заниженную самооценку). При обработке результатов индивидуальной беседы с учащимися предполагается использование метода моды.
2. Методика «Лесенка»
Данная методика разработана В.Г. Щур и предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
Цель исследования: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди.
Материал и оборудование: деревянная (или нарисованная) лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).
Процедура исследования
Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребенком с использованием определенной шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди.
Беседа с ребенком начинается с непринужденного разговора о составе его семьи, о его близких родственниках, о друзьях и т.д. Затем экспериментатор показывает лесенку, на которой от центральной площадки идут три ступеньки вверх и три вниз. (В модифицированном варианте методики аналогичная лесенка рисуется экспериментатором на листе бумаги). При этом ребенку дается инструкция: «Посмотри на эту лесенку. Если рассадить на ней всех детей, то на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие ребята, ниже – просто хорошие, затем – средние, но еще хорошие дети. Соответственно распределены и плохие дети, т. е. на самой нижней ступеньке – самые плохие и т. д.». После этого ребенку дается фигурка человечка (можно использовать фигурки мальчика или девочки, в зависимости от пола ребенка). Экспериментатор просит поставить эту фигурку на ту ступеньку, которой сам ребенок, по его мнению, соответствует: «Куда ты сам (сама) себя поставишь?» При этом обязательно выясняется, почему ребенок выбрал именно данную ступеньку. Затем ребенку предлагают поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит мама, а также другие близкие взрослые: «Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама? Почему ты так считаешь?» Далее в зависимости от состава семьи, значимого окружения задаются примерно следующие вопросы: «Куда тебя поставят папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, друг, учительница? Куда мама и папа поставят братика или сестренку?» Во всех случаях психолог просит ребенка дать пояснения своему выбору.
Ребенка также спрашивают о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку (особенно если он по каким-либо причинам считает, что мама его туда не поставит), и кто – на самую нижнюю ступеньку. Помимо этих основных вопросов с ребенком ведется подробная беседа о том, почему он считает так, а не иначе, и какие у него отношения с разными людьми.
По мере ответов ребенка психолог фиксирует названные позиции (в варианте нарисованной лесенки это можно делать прямо на ее ступеньках).
Беседа с одним ребенком занимает примерно 20-30 минут.
Обработка и анализ результатов
Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста проявляют большой интерес к своим отношениям с другими людьми и, как правило, с готовностью участвуют в беседе на данную тему.
При оценке результатов необходимо прежде всего установить отношение ребенка к себе. В старшем дошкольном и младшем школьном возрастах подавляющее большинство детей считают себя «хорошими» и помещают себя на верхние ступеньки лесенки. При этом, как показывают данные В.Г. Щур, дети, поставившие себя на самую верхнюю ступеньку (т.е. причислившие себя к самым лучшим), практически никогда не могут обосновать такую самооценку. Дети же, не считающие себя самыми хорошими, подходили к оценке себя более объективно и критично.
Как правило, отношение других людей к ребенку воспринимается им достаточно дифференцированно: дети считают, что близкие взрослые (мама, папа, дедушка, бабушка, а также учитель) по-разному относятся к ним.
Наиболее важным для понимания сложившейся у ребенка самооценки является соотношение оценок «за себя» и «за маму». Благополучным является вариант, когда дети считают, что мама поставит их на самый верх лесенки, а сами себя ставят немного ниже – на вторую-третью ступеньку сверху. Такие дети, ощущая твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых, уже вырабатывают способность достаточно критически подходить к оценке себя как личности. Их автор методики называет «самыми благополучными».
Другой вариант – высокое мнение ребенка о себе совпадает с мнением мамы. Такая ситуация может быть характерна для детей:
действительно благополучных; инфантильных (все оценки размещаются на самой верхней ступеньке, но при этом нет обоснованных, развернутых формулировок, поясняющих такое приписывание); «компенсирующих» (выдающих желаемое за действительное).
И еще один вариант – дети ставят себя выше, чем, как они полагают, поставила бы их мама. Автор методики считает такую ситуацию неблагополучной для развития личности ребенка, так как расхождение оценок замечено ребенком и несет для него страшный смысл – его не любят. По данным В.Г. Щур, прогнозируемая ребенком низкая оценка со стороны матери во многих случаях бывает связана с наличием в семье более маленьких детей, которые, по убеждению испытуемых, будут помещены мамой на самую верхнюю ступеньку.
Вместе с тем именно для таких детей чрезвычайно важно, чтобы их позиция на верхней ступеньке была подкреплена кем-то из взрослых. В этой ситуации целесообразно задать вопрос: «А кто из близких все-таки поставит тебя на самую верхнюю ступеньку?» И, как правило, у каждого ребенка находится кто-то из окружающих людей, для кого он «самый хороший».
Если же дети не ожидают высокой оценки ни от кого из близких взрослых, они заявляют, что на самую высокую ступеньку их поставит друг или подруга.
Для младших школьников важно также выяснить прогнозируемую ребенком оценку со стороны учителя и проанализировать объяснения ребенка по этому поводу.
При обработке результатов, полученных в ходе проведения данной методики, используются такие статистические методы, как: медиана (для определения количественного соотношения детей, имеющих положительное и отрицательное отношение к себе), мода (при обработке результатов беседы).
3. Исследование уровня притязаний
Цель исследования: выявить самооценку и динамику уровня притязаний учащихся в экспериментальной ситуации.
Уровень притязаний является вариантом методического приема Ф. Хоппе. Испытуемому предлагается ряд заданий (от 14 до 18), отличающихся по степени трудности. Все задания нанесены на карточки, которые расположены перед испытуемым в порядке возрастания их номеров. Степень трудности задания соответствует величине порядкового номера карточки.
Исследования, проведенные с помощью этой методики, показали, что, как правило, испытуемые выбирают после успешных решений задания более трудные, и, наоборот, после ряда неудачных решений обращаются к заданиям более легким. Качество выполнения первого задания влияет на выбор следующего.
Экспериментальный материал
Предлагаемые задания могут быть по своему содержанию весьма различными в зависимости от образовательного уровня испытуемых.
Для проведения опыта необходимо заготовить карточки размером 12х7 см, на которых четко обозначить цифры от 1 до 14, и секундомер.
Процедура опыта
Карточки раскладываются в два ряда. После предъявления инструкции испытуемому предлагается выбрать задачу. После выполнения каждой последующей задачи экспериментатор предлагает каждый раз испытуемому: «Теперь берите задачу какой хотите трудности». Экспериментатор фиксирует время решения задачи и после каждой задачи говорит: «Эту задачу вы выполнили в срок. Ставлю Вам плюс» или «Вы не уложились во времени. Ставлю Вам минус».
Инструкция испытуемому
Перед Вами лежат карточки, на обороте которых написаны задания. Номера на карточках означают степень сложности заданий. Задания расположены по возрастающей сложности. На решение каждой задачи отведено определенное время, которое Вам неизвестно. Я слежу за ним с помощью секундомера. Если не уложитесь в отведенное время, я буду считать, что задание не выполнено. Задания Вы должны выбирать самостоятельно. Таким образом, испытуемому дается право самому выбирать сложность задания. Экспериментатор же может по своему усмотрению увеличивать или уменьшать время, отведенное на выполнение задания, тем самым произвольно вызывая у испытуемого переживание неудачи или удачи.
Обработка результатов
Экспериментатор записывает подробно все высказывания испытуемого, его реакции, а также и свои собственные замечания.
После того, как опыт закончен, следует задать испытуемому вопрос: «Чем Вы руководствовались при выборе задания?»
Данные, полученные в ходе эксперимента, можно обработать с помощью таких статистических методов, как: графическое изображение (данные эксперимента изобразить в виде кривой: на оси абсцисс откладываются порядковые номера пробы (выбор очередной задачи), на оси ординат – выбранные номера карточек. Знаком (+) отмечаются успешно выполненные задачи, знаком (-) – неуспешно выполненные); медиана (для определения количества учащихся, выполнивших то или иное задание верно).
Рассмотрев основные статистические методы, используемые в психолого-педагогических исследованиях, становится отчетливо видно, что такая наука, как статистика оказывает незаменимую помощь в решении вопросов управления качеством образования и во многом способствует развитию данной сферы деятельности. Применение статистических данных и проведение статистического наблюдения, с последующим анализом полученной информации, - неотъемлемая часть деятельности любого учреждения.
Список использованной литературы:
1. Гадельшина, Т. Г. Методология и методы психологического исследования: учеб. метод. пособие / Т.Г. Гадельшина – Томск, 2010. - 268с.
2. Граничина, О.А. Статистические методы психолого-педагогических исследований:учебное пособие/ О.А. Граничина – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена,2002. – 48 с.
3. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учебное пособие / В.И.Загвязинский,Р. Атаханов – М.: Академия, 2005.- 208 с.
4. Краевский, В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя/ В.В. Краевский — СамГПИ, 1994. - 165 с.
5. Липкина, А. И. Самооценка школьника/А. И. Липкина. - Москва: Знание, 1976. - 64 с.
6. Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования/ П.И. Образцов — Спб: Питер, 2004. - 268 с.
7. Рувинский, Л. И. Психология самовоспитания/ Л. И. Рувинский, А. И. Соловьева. - Москва: Просвещение, 1982. - 143 с.
8. Солдатова, Е. Л. Психология развития и возрастная психология: онтогенез и дизонтогенез/ Е. Л. Солдатова. - Ростов-на Дону: Феникс, 2004. - 384 с.