Беседа с учениками 8-11 классов
На тему «Понять – значит простить!»
Классный руководитель 9 класса
Алдошина А.В.
Учитель: Добрый день. Я очень рада встрече с вами. Всё доброе и прекрасное находится в душе человека, то есть внутри нас. Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу тепло своих сердец. (Учащиеся сидят полукругом, это позволяет им легко общаться друг с другом). Я приглашаю вас к разговору. Ребята я хочу подарить вам цветы в знак нашего знакомства! Мне очень приятно с вами познакомится. А теперь отдайте мне эти цветы они нужны мне для другого мероприятия.
Вы вернули мне цветы? Опишите ваши чувства? Вам обидно, неприятно, непонятно.
А если я скажу вам так. Извините меня пожалуйста. Через двадцать минут у меня следующее занятие, а я забыла цветы могли бы вы мне их отдать? Теперь вы знаете всю ситуацию, вам также обидно?
Вы понимаете меня и идете мне на встречу! Соответственно проходит обида. Вы прощаете меня.
Тема нашего разговора: понять - значит простить.
Обратите внимание на доску (на доске две картинки):
Девочка кричит на другую девочку.
Девочка, на которую кричали, плачет.
Ситуация.
- Посмотрите на рисунки и скажите, пожалуйста, что вы наблюдаете?
- Посмотрите, какое настроение у обиженной девочки ?
- Как вы считаете, из-за чего могли дети поругаться?
- А вас когда-нибудь обижали? Расскажите, какое было у вас настроение?
Умеем ли мы прощать? Все ли можно простить?
- Как вы думаете, исходя из темы, какова цель нашего разговора? Послушайте притчу:
Как-то два друга шли по пустыне много дней. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Его друг почувствовал боль, но ничего не сказал. А молча написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину».
Друзья продолжали молча идти по пустыне и через несколько дней нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и друг его спас. Когда, тонувший друг пришел в себя, высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тогда другой друг спросил - Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?И первый друг ответил: - Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает нам что-то хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Пусть тебе всегда будет легко и светло на душе.
Обида не должна храниться в нашем сердце и в нашей памяти. Пусть все обиды исчезают бесследно, ведь они мешают жить и радоваться жизни.
Ребята ваши мнения!
- Да, действительно, умение просить прощение, а тем более прощать – очень сложно, поэтому мы будем искать пути решения нашей проблемы. Умеем ли мы прощать? Все ли можно простить?
- А что значит – простить? Что мы должны вкладывать в это понятие? (это значит: я виноват, я признаю свою вину, но отпусти мне ее, а я постараюсь исправиться.
- Что такое прощение? Его можно определить, как заключение мира и понимание, подтверждение права другого человека иметь собственное мнение, даже если оно отличается от вашего. Оно должно идти от глубины души и со всей искренностью).
(Слайд 3 – Простить – это значит ...)
Простить – это значит перестать упрекать человека за нанесённую обиду, не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.
- Вы не замечали, что легче сказать «извини», чем «прости»? («Извини» – значит, выведи меня из вины, я не виноват, так получилось, а простить – значит покаяться в содеянном.)
- Можно ли научиться прощать?
- А всегда ли мы можем получить это прощение? (Слайд 6 – Как часто мы не замечаем, что обижаем очень близких и дорогих нам людей.)
- Я считаю, что простить – это значит:
Это значит – перестать упрекать человека за нанесенную обиду.
Не ждать, пока другой придет мириться,
Не таить обиду, перестать гневаться.
Гнев всегда порождает ответный гнев.
- Дополните ... (Я понимаю вас – это трудный путь – путь прощения.)
- У вас у каждого есть Близкие люди. Давайте напишем им письма, каждому из нас есть за что попросить у них прощение.
Легкая музыка (учащиеся пишут письма, используя партитуру чувств). (Слайд 7 – Партитура чувств: разочарование, доброта, счастье, печаль, обида, чуткость, забота, несчастье, примирение, веселье, дружелюбие, месть.)
- Можно ли научиться прощать? Можно, только человек учится этому всю свою жизнь.
- Как избавиться от уничтожающей все самые добрые чувства обиды? Постарайтесь успокоиться и проанализировать ситуацию. Задайте себе самому некоторые вопросы: что же мы хотели услышать от человека, который нас обидел, и почему?
- На сердечках, лежащих на ваших столах, напишите слова, которые вы хотели бы услышать от тех, кто вас обидел. Прикрепите эти сердечки не ватман.
- Получилось большое горячее сердце, способное прощать.
- Разрешите зачитать некоторые высказывания? (Учитель снимает несколько сердечек и зачитывает, прикрепляя их обратно.)
- Кому бы вы подарили это сердце?
- Давайте подарим его тому, кого мы хоть раз в жизни обидели. Представьте себе этого человека и мысленно подарите ему это сердце. Отпустите все обиды.
Рассказ про банку: Камни это близкие родный, щебень это материальные блага, песок нащи обиды, непонимание. Стремитесь к большему расставьте приоритеты ведь наша жизнь будет полной чашей и счастливой и без песка, те без обид и непониманий. Стремитесь к этому.
(Слайд 8 – Высказывание Б. Шоу.) Давайте возьмемся за руки
Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.
Спасибо большое за активное участие в сегодняшней беседе, я надеюсь вы многое для себя подчерпнули из этой беседы и я тоже многому научилась!