Урок «Понятие о географической оболочке» (География, 6 класс)
Конспект урока 6 класс
Тема : «Понятие о географической оболочке»
Задачи урока:
- Сформировать представление о географической оболочке и ее свойствах;
- продолжить работу по обучению учащихся решать проблемные вопросы, обобщать материал и делать выводы;
- развивать познавательную активность, расширять кругозор, воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока :
Организационный момент
Приветствие
Проверка готовности учащихся к уроку
Проверка домашнего задания
Изучение нового материала
Географическая оболочка – это комплексная оболочка земного шара, где соприкасаются и взаимно друг в друга проникают и взаимодействуют литосфера, гидросфера, биосфера и атмосфера. Географическая оболочка в своих границах почти совпадает с биосферой.
Это тесно взаимосвязанные между собой оболочки Земли, населенные живыми организмами.
- Вся ли атмосфера может войти в географическую оболочку?
- Почему на большой высоте организмы не могут существовать?
- Что является сдерживающими факторами на их распространение в высоту? (отвечают – озоносфера).
- А как дело состоит с нижней границей?
- Как вы думаете, где она проходит?
- Что в данном случае является сдерживающими факторами распространения жизни в глубину? (отвечают – температура и атмосферное давление).
Давайте откроем тетради, запишем тему урока, определение географической оболочки, ее границы – верхнюю и нижнюю, а также ее основные свойства, которые рассмотрим сейчас вместе:
Взаимное проникновение друг в друга слагающих географическую оболочку Земли газовой, водной, живой и минеральных оболочек и их взаимодействие определяет целостность географической оболочки.
В ней происходит непрерывный круговорот и обмен веществ и энергии. Каждая оболочка Земли, развиваясь по собственным законам, испытывает на себе влияние других оболочек и в свою очередь оказывает на них свое воздействие.
Влияние биосферы на атмосферу связано с фотосинтезом, в результате которого происходит интенсивный газообмен между ними и регулирование газов в атмосфере.
Растения поглощают из атмосферы углекислый газ и выделяют в нее кислород, необходимый для дыхания всем живым существам.
Благодаря атмосфере поверхность Земли не перегревается днем солнечными лучами и не слишком остывает ночью, что создает условия для существования живых особей.
Биосфера влияет и на гидросферу, так как организмы оказывают существенное влияние на соленость Мирового океана. Они забирают из воды необходимые им вещества, особенно кальций, для построения скелетов, раковин, панцирей.
Гидросфера для многих существ — среда существования, а вода крайне необходима для многих процессов жизнедеятельности растений и животных.
Воздействие организмов на земную кору особенно заметно в верхней ее части. В ней накапливаются остатки погибших растений и животных, образуются горные породы органического происхождения. Организмы участвуют не только в образовании горных пород, но и в разрушении их — в выветривании: Они выделяют кислоты, воздействующие на горные породы, разрушают их корнями, проникающими в трещины. Плотные, твердые породы превращаются в рыхлые осадочные (гравий, галька).
Ритмичность.
Как вы думаете, что это такое? И какие примеры ритмичности можете привести? (отвечают – смена дня и ночи, смена времен года, приливы и отливы и т.д.).
Как эти ритмы влияют на флору, фауну и людей?
Для чего нам необходимо знать об этом свойстве географической оболочке? (приводят собственные примеры и рассуждения).
Изменение одной из оболочек географической оболочки отражается и на всех других.
Примером может служить эпоха великого оледенения в четвертичный период.
Увеличение поверхности суши привело к наступлению более холодного и сухого климата, что повлекло за собой образование толщи снега и льда, покрывшего огромные площади на севере Евразии и Северной Америки, а это в свою очередь привело к изменению растительного и животного мира и к изменению почв.
Современная географическая оболочка — результат ее длительного развития, в процессе которого она непрерывно усложнялась.
Ученые выделяют 3 этапа ее развития.
I этап продолжался 3 млрд. лет и назывался добиогенным.
Во время его существовали только простейшие организмы. Они принимали слабое участие в ее развитии и формировании.
Атмосфера в этот этап отличалась низким содержанием свободного кислорода и высоким — углекислого газа.
II этап продолжался около 570 млн. лет.
Он характеризовался ведущей ролью живых существ в развитии и формировании географической оболочки.
Живые существа оказывали огромное влияние на все ее компоненты. Происходило накопление горных пород органического происхождения, изменился состав воды и атмосферы, где повысилось содержание кислорода, так как происходил фотосинтез у зеленых растений, уменьшилось содержание углекислого газа.
В конце этого этапа появился человек.
III этап — современный.
Он начался 40 тыс. лет назад и характеризуется тем, что человек начинает активно влиять на разные части географической оболочки. Поэтому именно от человека зависит, будет ли она существовать вообще, так как человек на Земле не может жить и развиваться изолированно от нее. Кроме целостности, к общим закономерностям географической оболочки относят ее ритмичность, то есть периодичность и повторяемость одних и тех же явлений, и географическую зональность.
Географическая зональность проявляется в определенной смене природных комплексов от полюсов к экватору.
В основе зональности лежит различное поступление на земную поверхность тепла, света, осадков, а они уже отражаются на всех остальных компонентах, и прежде всего почвах, растительности и животном мире.
Зональность бывает вертикальная и широтная.
Вертикальная зональность — закономерное изменение природных комплексов как в высоту, так и в глубину.
Для гор основной причиной этой зональности служит изменение температуры и количества влаги с высотой, а для глубин океана — тепла и солнечного света.
Понятие «вертикальная зональность» значительно шире, чем «высотная поясность», которая справедлива лишь применительно к суше.
В широтной зональности выделяют наиболее крупное подразделение географической оболочки — географический пояс. Он характеризуется общностью температурных условий.
Следующая ступень деления географической оболочки — географическая зона. Она выделяется в пределах географического пояса уже не только общностью температурных условий, но и увлажнением, что приводит к общности растительности, почв и животного мира. В пределах географических зон (или природных зон) выделяют переходные области. Они формируются вследствие постепенного изменения климатических условий. К таким переходным зонам могут относиться лесотундра, лесостепи и полупустыни.
На Земле существует несколько географических (природных) зон:
зона арктических пустынь,
тундра,
лесная зона умеренного климатического пояса,
степи,
пустыни,
влажные и сухие субтропики,
саванны,
влажные вечнозеленые экваториальные леса.
Первые научные идеи о распределении растительного и животного мира в зависимости от климата принадлежали А.Гумбольдту. Он установил, что между ними существует тесная связь и климатические зоны являются зонами растительности и животного мира. Деление земной поверхности на географические (природные) зоны было предложено В.В.Докучаевым.
Подведение итогов урока
- Что такое географическая оболочка?
- Сколько есть этапов развития географической оболочки? Назовите их
Рефлексия
- Ребята, давайте подведем итог урока, какие новые знания вы получили на нем?
- Какие новые понятия вы узнали?
- Что такое географическая оболочка?
- Какие ее основные свойства?
- Какие вопросы в изучении новой темы вызвали у вас наибольшие затруднения?