Урок «Понятие о географической оболочке» (География, 6 класс)

0
0
Материал опубликован 10 March 2019

Конспект урока 6 класс

Тема : «Понятие о географической оболочке»

Задачи урока:

- Сформировать представление о географической оболочке и ее свойствах;

- продолжить работу по обучению учащихся решать проблемные вопросы, обобщать материал и делать выводы;

- развивать познавательную активность, расширять кругозор, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование : схемы, карты

Ход урока :

Организационный момент

Приветствие

Проверка готовности учащихся к уроку

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала

Географическая оболочка – это комплексная оболочка земного шара, где соприкасаются и взаимно друг в друга проникают и взаимодействуют литосфера, гидросфера, биосфера и атмосфера. Географическая оболочка в своих границах почти совпадает с биосферой.

Это тесно взаимосвязанные между собой оболочки Земли, населенные живыми организмами.

- Вся ли атмосфера может войти в географическую оболочку?

- Почему на большой высоте организмы не могут существовать?

- Что является сдерживающими факторами на их распространение в высоту? (отвечают – озоносфера).

- А как дело состоит с нижней границей?

- Как вы думаете, где она проходит?

- Что в данном случае является сдерживающими факторами распространения жизни в глубину? (отвечают – температура и атмосферное давление).

Давайте откроем тетради, запишем тему урока, определение географической оболочки, ее границы – верхнюю и нижнюю, а также ее основные свойства, которые рассмотрим сейчас вместе:

Взаимное проникновение друг в друга слагающих географическую оболочку Земли газовой, водной, живой и минеральных оболочек и их взаимодействие определяет целостность географической оболочки.

В ней происходит непрерывный круговорот и обмен веществ и энергии. Каждая оболочка Земли, развиваясь по собственным законам, испытывает на себе влияние других оболочек и в свою очередь оказывает на них свое воздействие.

Влияние биосферы на атмосферу связано с фотосинтезом, в результате которого происходит интенсивный газообмен между ними и регулирование газов в атмосфере.

Растения поглощают из атмосферы углекислый газ и выделяют в нее кислород, необходимый для дыхания всем живым существам.

Благодаря атмосфере поверхность Земли не перегревается днем солнечными лучами и не слишком остывает ночью, что создает условия для существования живых особей.

Биосфера влияет и на гидросферу, так как организмы оказывают существенное влияние на соленость Мирового океана. Они забирают из воды необходимые им вещества, особенно кальций, для построения скелетов, раковин, панцирей.

Гидросфера для многих существ — среда существования, а вода крайне необходима для многих процессов жизнедеятельности растений и животных.

Воздействие организмов на земную кору особенно заметно в верхней ее части. В ней накапливаются остатки погибших растений и животных, образуются горные породы органического происхождения. Организмы участвуют не только в образовании горных пород, но и в разрушении их — в выветривании: Они выделяют кислоты, воздействующие на горные породы, разрушают их корнями, проникающими в трещины. Плотные, твердые породы превращаются в рыхлые осадочные (гравий, галька).

Ритмичность.

Как вы думаете, что это такое? И какие примеры ритмичности можете привести? (отвечают – смена дня и ночи, смена времен года, приливы и отливы и т.д.).

Как эти ритмы влияют на флору, фауну и людей?

Для чего нам необходимо знать об этом свойстве географической оболочке? (приводят собственные примеры и рассуждения).

Изменение одной из оболочек географической оболочки отражается и на всех других.

Примером может служить эпоха великого оледенения в четвертичный период.

Увеличение поверхности суши привело к наступлению более холодного и сухого климата, что повлекло за собой образование толщи снега и льда, покрывшего огромные площади на севере Евразии и Северной Америки, а это в свою очередь привело к изменению растительного и животного мира и к изменению почв.

Современная географическая оболочка — результат ее длительного развития, в процессе которого она непрерывно усложнялась.

Ученые выделяют 3 этапа ее развития.

I этап продолжался 3 млрд. лет и назывался добиогенным.

Во время его существовали только простейшие организмы. Они принимали слабое участие в ее развитии и формировании.

Атмосфера в этот этап отличалась низким содержанием свободного кислорода и высоким — углекислого газа.

II этап продолжался около 570 млн. лет.

Он характеризовался ведущей ролью живых существ в развитии и формировании географической оболочки.

Живые существа оказывали огромное влияние на все ее компоненты. Происходило накопление горных пород органического происхождения, изменился состав воды и атмосферы, где повысилось содержание кислорода, так как происходил фотосинтез у зеленых растений, уменьшилось содержание углекислого газа.

В конце этого этапа появился человек.

III этапсовременный.

Он начался 40 тыс. лет назад и характеризуется тем, что человек начинает активно влиять на разные части географической оболочки. Поэтому именно от человека зависит, будет ли она существовать вообще, так как человек на Земле не может жить и развиваться изолированно от нее. Кроме целостности, к общим закономерностям географической оболочки относят ее ритмичность, то есть периодичность и повторяемость одних и тех же явлений, и географическую зональность.

Географическая зональность проявляется в определенной смене природных комплексов от полюсов к экватору.

В основе зональности лежит различное поступление на земную поверхность тепла, света, осадков, а они уже отражаются на всех остальных компонентах, и прежде всего почвах, растительности и животном мире.

Зональность бывает вертикальная и широтная.

Вертикальная зональность — закономерное изменение природных комплексов как в высоту, так и в глубину.

Для гор основной причиной этой зональности служит изменение температуры и количества влаги с высотой, а для глубин океана — тепла и солнечного света.

Понятие «вертикальная зональность» значительно шире, чем «высотная поясность», которая справедлива лишь применительно к суше.

В широтной зональности выделяют наиболее крупное подразделение географической оболочки — географический пояс. Он характеризуется общностью температурных условий.

Следующая ступень деления географической оболочки — географическая зона. Она выделяется в пределах географического пояса уже не только общностью температурных условий, но и увлажнением, что приводит к общности растительности, почв и животного мира. В пределах географических зон (или природных зон) выделяют переходные области. Они формируются вследствие постепенного изменения климатических условий. К таким переходным зонам могут относиться лесотундра, лесостепи и полупустыни.

На Земле существует несколько географических (природных) зон:

зона арктических пустынь,

тундра,

лесная зона умеренного климатического пояса,

степи,

пустыни,

влажные и сухие субтропики,

саванны,

влажные вечнозеленые экваториальные леса.

Первые научные идеи о распределении растительного и животного мира в зависимости от климата принадлежали А.Гумбольдту. Он установил, что между ними существует тесная связь и климатические зоны являются зонами растительности и животного мира. Деление земной поверхности на географические (природные) зоны было предложено В.В.Докучаевым.

Подведение итогов урока

- Что такое географическая оболочка?

- Сколько есть этапов развития географической оболочки? Назовите их

Рефлексия

- Ребята, давайте подведем итог урока, какие новые знания вы получили на нем?

- Какие новые понятия вы узнали?

- Что такое географическая оболочка?

- Какие ее основные свойства?

- Какие вопросы в изучении новой темы вызвали у вас наибольшие затруднения?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.