Урок географии в 6 классе «Понятие о плане местности. Масштаб»

5
2
Материал опубликован 2 November 2017

Урок 2. Понятие о плане местности. Масштаб

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Используемые технологии:

здоровьесбережения,

информа­ционно-коммуникационные,

коммуникативно-диалоговой дея­тельности,

личностно ориентированного обучения,

развивающего обучения,

интеграционного обучения.

 

Цели: научить работать с планом местности, читать план мест­ности и измерять расстояния на планах местности с использова­нием масштаба, называть масштаб и его виды, определять рас­стояние по плану местности, переводить именованный масштаб в численный и обратно.

 

Формируемые УУД: 

предметные: объяснять значение понятий: план местности, масштаб', называть масштаб плана, карты и гло­буса; показывать изображения разных видов масштаба; приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой; читать план местности; определять (измерять) расстояния на плане;

метапредметные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать с нетекстовым компонентом;

личност­ные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Оборудование: учебники, электронные приложения, рабочие тетради, топографические планы, линейки, циркуль-измеритель.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель проверяет выполнение домашнего задания в рабочей тетради, разбирает с учениками вопросы и задания, вызвавшие затруднения.)

II. Работа по теме урока

Тема урока: «Понятие о плане местности. Масштаб». (Знакомство с планом урока.)

 

План урока

1. Что такое план местности?

2.    Условные знаки.

3.    Зачем нужен масштаб?

4.    Численный, именованный и линейный масштабы.

5.    Выбор масштаба.

 

Мы приступаем к изучению темы «План местности». У вас на столах планы местности. Подумайте, каких знаний нам не хватает для чтения плана. {Условные знаки, как определить рас­стояние, как держать план, как найти свое место на плане.)

1.   Что такое план местности?
(Ученики читают текст учебника на с. 11.)

  Для чего создаются планы местности? (Чтобы не заблудить­ся в походе.)

Перед отправкой в поход или в экспедицию нужно тщательно изучить местность, по которой предстоит идти. Выяснить наличие или отсутствие: болот, рек, мостов, бродов, дорог, населенных пунктов, родников и т. д. Планы местности составляют топогра­фы. Мы можем составить план небольшого участка местности — школьного двора, кабинета, своего дома, сада.

  Что такое топографический план?

(Работа в парах. Ученики читают текст учебника на с. 12, а за­тем обсуждают понятие топографический план с соседом по парте.)

2. Условные знаки

(Ученики читают текст учебника на с. 12, рассматривают рис. 6.)

  С чего следует начать знакомство с планом местности?
 (С условных знаков.)

Условными знаками изображают топографические объекты (растительные, водные, хозяйственные).

(Ученики рассматривают условные знаки на форзаце 1 учеб­ника.)

Каким цветом изображается растительность на плане? (Зе­леным.)

Назовите растительные объекты. (Кустарник, луг, лес.)

Какие водные объекты показаны на форзаце 1 учебника?(Болото, река, озеро, пруд.)

Каким цветом показаны водные объекты? (Голубым.)

Задание. Используя план форзаца 1 учебника, определите объ­екты, которые расположены по берегам реки Нары. {Луг, болото, кустарник, обрыв, впадает ручей, над рекой проходит линия элек­тропередачи.)

Задание. Используя план атласа, зарисуйте 15 условных знаков в рабочую тетрадь.

(Учитель на доске дает перечень условных знаков, которые будут часто использоваться на уроках. Например: лес, река, род­ник, колодец, болото, просека, обрыв, овраг, луг, шоссе, грунто­вая дорога, тропа, кустарник, одинокое дерево, фруктовый сад, пашня, огород.)

III. Первичная проверка знаний

Задание. Топографический диктант.

Замените слова условными знаками.

Привал мы устроили на лугу, на берегу озера, за озером нахо­дилась березовая роща. Вдоль озера проходила тропа. Недалеко от нас находился родник.

(Взаимопроверка по образцу.)

Задание. Учитель показывает условные знаки (заготовленные карточки) - ученики отвечают (фронтальная работа).

3. Зачем нужен масштаб?

Задание. Как, используя план форзаца 1 учебника, определить:

   насколько вытянута деревня Елагино;

   как далеко находится от сарая ольховый лес?

На плане есть масштаб, который позволит определить рас­стояние до любого объекта.)

- Что такое масштаб?

(Работа в парах. Ученики читают текст учебника на с. 13, а за­тем обсуждают понятие масштабе соседом по парте.)

Нам нужно сделать план школьного двора. План должен раз­меститься на листе бумаги формата А4. Ваши предложения. {Не­обходимо уменьшить расстояния на местности. Значит, мы должны <выбрать масштаб.)

4. Численный, именованный и линейный масштабы
(Ученики читают текст учебника на с. 13-15, рассматривают

рис. 7.)

Посмотрите на план форзаца 1 учебника, прочитайте масштаб, в котором выполнен план. На плане вы видите три вида масштаба:

 именованный - в 1 сантиметре - 100 метров,

 численный — 1 : 10 000 и линейный - линия, разделенная на равные отрезки. 

Линейный масштаб позволяет измерять расстояния на плане с помощью циркуля-измерителя.

(Ученики выполняют задания 1—5 на с. 14 учебника.)

Первое задание.

 

Численный масштаб

Именованный масштаб

1 :200

в 1 см — 2 м

1 : 500

в 1 см — 5 м

1 :2000

в 1 см — 20 м

Второе задание. Масштаб 1 : 25 — расстояние уменьшено в 25 раз, масштаб в 1 см — 50 м — расстояние уменьшено в 5000 раз (метры надо перевести в сантиметры).

Более крупный масштаб 1 : 25, так как уменьшение состав­ляет 25 раз. Чем меньше знаменатель масштаба, тем крупнее масштаб.

Третье задание. На форзаце 1 учебника расстояние уменьшено в 10 000 раз. Расстояние в 1 см соответствует расстоянию на мест­ности — 100 м, 2 см — 200 м, 10 см — 1000 м, или 1 км.

Четвертое задание. 1 : 5000, или в 1 см — 50 м.

Пятое задание. Расстояние от магазина до школы на плане — 5 см, а на местности - 100 м. Масштаб плана равен 100 : 5 = 20 м, т. е. в 1 см — 20 м, или в численном виде 1 : 2000.

5. Выбор масштаба

(Ученики читают текст учебника на с. 15.)

Как выбрать масштаб? Чем больше площадь местности, кото­рую нужно нанести на план, тем мельче масштаб.

Задание. Выберите масштаб, если выполняется план участка размером 500 м на 500 м. Размер вашего листа 20 см. {50 000:20 = 2500, масштаб 1:2500, или в 1 см — 25м.)

Задание. Определите площадь школьного участка (рис. 7 нас. 14 учебника).

(Самопроверка по образцу.)

IV. Закрепление изученного материала

Задание. Используя план форзаца 1 учебника, определите:

     расстояние от сарая до озера;

     длину оврага до моста;

     ширину реки Нара. (Взаимопроверка.)

Задание. Выполнить задания № 1—6 на с. 16 учебника. (Взаимопроверка.)

. Рефлексия учебной деятельности

   Я понял материал урока и умею определять расстояния на плане.

   Я знаю три вида масштаба.

  Я умею переводить численный масштаб в именованный.
Мы узнали, что «азбукой» плана являются условные знаки.

С помощью масштаба можно изобразить территорию в сотни раз большую, чем размер бумаги. Масштаб бывает трех видов: чис­ленный, именованный, линейный. Мы научились переводить численный масштаб в именованный и наоборот.

Домашнее задание

1. Прочитать § 3, 4.

2.   Выполнить задания № 1, 2, 4 на с. 10, 11 рабочей тетради; задания № 1, 4 на с. 15 рабочей тетради.

Комментарии

Плагиат! https://e-univers.ru/upload/iblock/d22/d22d777c84df4a6da1586b4eb89d2820.pdf

29 September 2021

Чужой материал https://e-univers.ru/upload/iblock/d22/d22d777c84df4a6da1586b4eb89d2820.pdf

29 September 2021