Интегрированный урок географии и математики для 6 класса «Оболочки Земли»
Интегрированный интеллектуальный урок географии и математики
Тема: «Оболочки Земли»
Учитель географии и математики: Гордеев Юрий Иванович
Не существует ни одной абсолютно изолированной от других знаний науки. Все они тесно связаны друг с другом. И задача любого учителя - максимально раскрыть эти межпредметные взаимосвязи.
Цели урока:
1. Выявить географические и математические знания учащихся;
2. Развивать познавательный интерес к географии, математике и интеллектуальных способностей учащихся;
3. Воспитывать стремление учащихся к глубокому познанию географии, желание к расширению кругозора школьников;
4. Формировать практические навыки и приёмы работы с различными источниками географической информации;
5. Формировать у учащихся чувства взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе;
6. Раскрыть межпредметную взаимосвязь географии и математики.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, физическая карта полушарий, атласы, жетоны для подсчета баллов участников игры.
Форма урока: урок – игра;
Тип урока: Урок обобщения и систематизации;
Игра рассчитана на 2 урока /data/files/h1479057825.docx (Урок "Оболочки Земли")
Учитель: Здравствуйте дети! Вот мы закончили изучение раздела «Оболочки Земли» курса географии 6 класса. Сегодня мы с вами проверим свои знания и умения. Для этого мы проводим урок- игру, который состоит из 7 туров. Урок отличается тем, что здесь будут не только теоретические вопросы, но и задачи, для решения которых нужны математические знания. Каждый из вас будет бороться за себя. На теоретические вопросы ответит тот, кто первым поднимет руку (Здесь учитель сам может выбрать способы ответа учащихся). За правильный ответ участник получит жетон. Карточки будут проверять члены жюри. По количеству жетонов будет оцениваться ваш труд. И так начинаем.
I тур. «В шутку и всерьез» вопросы для разминки.
Контур каких материков похож на треугольник? (Ю.Америка., С.Америка., Африка.)
Кенгуру, стоя на одной ноге весит 50кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (50кг)
В каком веке мы живем?(21)
Сколько дней в году?
Есть у горы и у треугольника. (вершина)
Вид ткани и учебное пособие по географии.(атлас)
Сколько разных букв в названии нашей страны? (5)
Когда сутки короче: зимой или летом? (Одинаковы)
Есть у растении и у уравнения (корень)
Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули-тянули и вытянули репку. Сколько глаз смотрело на репку?(12)
Бывает у геометрической фигуры и у падения лучей солнца.(угол)
Через какой период времени в году бывает на один день больше?
Какие два числа, если их перемножить, дают такой же результат, что и при их сложении? (2 и 2)
Бывает у людей, у домов, у фигур, у гор, маленькая и большая. Есть у вас и у меня. (Высота)
Находят у фигур и географических объектов. (площадь)
К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? ( в 11 раз)
Какое животное есть в каждом посёлке мира? (п-осёл-ок)
Какой остров, потеряв букву, становится геометрической фигурой (Куба)
11 тур. ПЛАН И КАРТА.
1.Вопросы:
1.Что такое план местности?
2. Что такое масштаб?
3. Как называется умение находить стороны горизонта?(ориентирование)
4. Назовите виды записи масштаба.(численный, именованный, линейный)
5.Что такое азимут?
6. Какого вида масштаба бывают топографические карты? (крупного)
7. От какой стороны горизонта ведется отсчет азимута? (северной)
8. Как называется линии на плане и карте, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой? (горизонтали или изогипсы)
9. Какой азимут соответствует направлению «юг»? (1800)
10.Чему равна длина экватора Земли? (40000км)
11.Какое максимальное значение имеет широта? (900)
12.Какое максимальное значение имеет долгота? (1800)
Практические задачи: (работа с карточками)
1.На карте в каком масштабе территория изображена наиболее подробно?
А)1:1000; Б)1:10000; В)1:100000; Г)1:1000000;
2. Укажите координаты точки, расположенной севернее других.
А)500с.ш.; Б)700ю.ш.; В)400с.ш.; Г)100 с.ш.;
3.Определите расстояние на местности, если на плане при масштабе 1:1000 оно равняется 3 см!( 30 м)
4. Определите масштаб карты, если расстояние на местности 300000 км равняется 3 см на карте! (1:100000)
5. Территория на карте уменьшена 1000000 раз. Напишите масштаб карты в виде численного и именованного масштаба. (1:1000000; 1 см-10 км)
6.Из Москвы вылетел самолет. Он пролетел 1000 км на юг, затем 1000 км – на восток, потом 1000 км на север, потом 1000 км на запад. Вернется ли он в Москву?
III тур. ЛИТОСФЕРА
1.Вопросы:
1.Назовите эры в истории развития Земли!
(архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой)
2.Назовите периоды эры «Мезозой»!
(триас, юра, мел)
3.Назовите периоды эры «Кайнозой»!
(палеоген, неоген, антропоген)
4.В каком эре и периоде появился человек?
(кайнозой, четвертичный)
5.В течении каких периодов жили динозавры?
(триас, юра, мел)
6. Сколько слоев имеет земная кора? (3)
7. Назовите виды пород, слагающих земную кору!
(осадочные, магматические, метаморфические)
8. Виды движения земной коры.
(вертикальные, горизонтальные)
9. На какие виды делятся равнины по высоте?
10. На какие виды делятся горы по высоте?
11. Из чего состоит земная кора? (из горных пород)
12.Из чего состоят горные породы?(из минералов)
2.Распределите нижеперечисленные отметки высот по своим ячейкам! (работа с карточками)
от 200 до 500 м;
более 2000 м;
до 200 м;
до 1000 м;
более 500 м;
от 1000 до 2000 м;
вид рельефа |
высота |
низменность |
|
возвышенность |
|
плоскогорье |
|
низкие горы |
|
средние горы |
|
высокие горы |
IV тур. АТМОСФЕРА
1.Вопросы:
1.Из каких слоев состоит атмосфера?
2. Как называется нижняя часть атмосферы?
3.Какой газ преобладает в атмосфере?
4. Какова толщина атмосферы?
5.В каких широтах толщина тропосферы больше?
6. Какой газ обеспечивает процессы горения на Земле?
7.Какой месяц в южном полушарии самый теплый? (январь)
8.Как изменяется температура воздуха при подъеме на высоту?
9. Нормальное атмосферное давление? (760 мм. р.ст.)
10. Какова причина образования ветра?
11.Сколько раз год и где Солнце бывает в зените?
12.Почему на Земле происходит смена времен года?
2. Установите соответствие: (работа с карточками)
Элемент измерения |
Прибор измерения |
1. атмосферное давление |
А. линейка |
2. осадки |
Б. компас |
3. влажность |
В. термометр |
4. угол |
Г. эхолот |
5. температура |
Д. гигрометр |
6. направление ветра |
Е. барометр |
7. азимут |
Ж. осадкомер |
8. относительная высота |
З. флюгер |
9. глубина |
И. транспортир |
10. длина |
К. нивелир |
3. Определить среднюю годовую температуру и амплитуду (работа с карточками)
месяц |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
t |
-19 |
-17 |
-11 |
5 |
10 |
16 |
19 |
16 |
10 |
2 |
-9 |
-17 |
Средняя температура |
Амплитуда |
4. Практические задачи: (работа с карточками)
1.Атмосферное давление на вершине горы 440мм, а у подножия 740мм. Найти высоту горы.
(Решение: 740-440=300. 300х10,5=3150м)
2.Температура у подножия горы 220 С, а на вершине -80 С. Найти высоту горы.
(Решение: 22+│-8│=30. 30:6=5 км)
3 . Определите угол падения солнечных лучей на параллели 500 с.ш. в день летнего солнцестояния.
(Решение: В день летнего солнцестояния солнечные лучи падают под углом 900 на северный тропик (23,50).Разница между параллелями 23,50 и 500 составляет 26,50. Поэтому угол падения лучей на параллели 500 равен 90- 26,5 = 63,50 )
V тур. ГИДРОСФЕРА
1.Вопросы:
1. Назовите состав Гидросферы. (Мировой океан, воды суши, вода в атмосфере)
2. Назовите части Мирового океана.(моря, материки, острова, полуострова, заливы, проливы)
3. Свойства океанической воды.(температура и соленость)
4. Самое соленое море. (Красное)
5. Причина образования течении в океане. (постоянные ветры)
6. Какие бывают течения? (холодные и теплые)
7. Что такое речная система? (река со всеми притоками)
8. Какие режимы реки знаете? (паводок, половодье, межень)
9. Назовите типы питания рек. (дождевое, снеговое, ледниковое, подземное, смешанное)
10. Какие бывают озера по происхождению?( карстовые, тектонические, остаточные, ледниковые, вулканические).
2. Составлена цепочка из показателей высот и глубин. Установите соответствие этих показателей с названием объектов. (работа с карточками)
8848 7495 1637 5642 1894 11022
Объекты |
Показатели |
- г. Джомолунгма |
|
- г. Эльбрус |
|
- пик Коммунизма |
|
- г. Народная |
|
- глубина Байкала |
|
- Марианский желоб |
VI тур. БИОСФЕРА
1. Выберите верный ответ! (работа с карточками)
1. Наиболее молодая из всех сфер Земли – Биосфера, так как она возникла только с появлением:
А) гидросферы Б) литосферы В) атмосферы Г) жизни на Земле
2. Впервые название «Биосфера» было дано:
А) К. Линнеем Б) Ж.Б. Ламарком В) В.И. Вернадским Г) В.Н. Сукачевым
3. Биосфера существует в основном за счет:
А) космической энергии и внутрипланетарной тепловой энергии
Б) внутрипланетарной тепловой энергии
В) космической энергии
Г) энергии Солнца
4. Экосистемы, в которых запрещен отстрел редких видов животных, сбор растений, называют:
А) заказником Б) сообществом В) агроэкосистемой Г) лесопарком
5. Причиной отрицательного воздействия человека на биосферу, проявляющейся в нарушении круговорота кислорода, является:
А)создание искусственных водоемов Б) сокращение площади лесов
В) орошение земель Г) осушение болот
VII тур. От слова “ТРЕУГОЛЬНИК” составить как можно больше слов связанных с предметом математики и географии. (3 мин).
( Варианты: кит, луг, ель, кол, лук, лён, грек, лето, утро, орел, тело, енот, крот, гель, угол, уголь, уклон, олень, корень, круг, угольник, ноль)
Подведение итогов. Награждение победителей.
Спасибо за участие!
Желаем вам удачи в завоевании вершин знаний!