12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Скворцова Галина Аркадьевна1079 Россия, Татарстан респ., С.Новое Ильмово Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Урок географии «Географические координаты»
Урок географии
Тема «Географические координаты», 6 класс
Цель урока | Содействовать формированию у обучающихся целостной системы знаний по определению географических координат. | ||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
- обеспечить усвоение и закрепление понятий «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты»; - создать условия для формирования и закрепления умений определять географические координаты объектов на картах России, полушарий | - совершенствовать умение ориентироваться по географической карте; - продолжить формирование картографической грамотности; - развивать навыки работы с ЭОР. | - воспитывать чувство ответственности в работе, чувство уверенности в себе, самостоятельность, навыки самоконтроля, - воспитывать уважение к мнению других, толерантность в отношениях в паре | |
Основное содержание темы, термины и понятия | Усвоение содержания терминов и понятий: «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты»; определение географических координат географических объектов на карте. | ||
Планируемые результаты | личностные | метапредметные | предметные |
- понимание значимости знаний о географических координатах для практической жизни людей; - осознание необходимости понимать и читать карту - стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий | - познавательные умение давать определения понятиям, выявлять их главные признаки, сравнивать объекты; -развитие интеллектуальных способностей - регулятивные вырабатывание умения управлять своей познавательной деятельностью, выполнять учебные действия в соответствие с заданием; самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой - коммуникативные умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в паре | - усвоение понятий «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты»: - умение работать с картой (развитие картографической грамотности); - умение определять географические координаты объектов; - использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации | |
Организация образовательного пространства | |||
Оборудование | Ресурсы, в т.ч. электронные | ||
мультимедийный проектор, персональный компьютер на 2-х обучающихся, выход в Интернет на сайт «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов» | * учебник географии, географический атлас для 6 класса, стенная физическая карта полушарий, стенная физическая карта России: *электронные учебные модули: 1. 2. 3. 4. | ||
Межпредметные связи | - математика (модуль «Геометрия») - тема «Окружность и круг»,5 класс | ||
Формы организации учебной деятельности | - фронтальная; - в паре | ||
Методы обучения | - репродуктивный, частично-поисковый (эвристический) |
Технология изучения темы
Структурные элементы урока | Цели | Планируемые результаты | Форма работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание) | -актуализировать имеющиеся знания о географической карте, градусной сетке -мотивировать обучающихся к изучению темы | личностные -проявление интереса к поставленной проблеме регулятивные - умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью коммуникативные - вступать в речевое общение, участвовать в диалоге предметныепредметные знание понятий и терминов «экватор», «меридиан», «параллель», «нулевой меридиан», «градусная сетка» умение описывать и обобщать результаты образовательного опыта, связанного с содержанием темы | фронталь- ная работа | - настраивает учащихся на работу, создает благоприятные условия для деятельности | - настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке |
Все, что мы с вами будем делать, будет оцениваться - каждое ваше действие, каждое ваше слово. И от того, как четко, быстро, внимательно, организованно вы будете работать, зависит ваша оценка. - актуализирует знания и умения уч-ся по вопросам и заданиям (повторение и систематизация ранее изученных знаний) - формулирует проблему «Каждый из нас имеет домашний адрес. А как узнать «географический адрес» нашего населенного пункта?» | - записывают тему урока в тетрадь -отвечают на вопросы учителя, устно выполняют задания, используя атласы и стенные карты | ||||
1. Что такое параллели? 2. Одинаковы ли параллели по длине? 3. Назовите и покажите самую длинную параллель. 4. Что такое меридианы? 5. Все ли меридианы одинаковы по длине? 6. Что называют градусной сеткой? 7. Через какое количество градусов на карте проведены параллели и меридианы? 8. Где на карте можно увидеть обозначение числа градусов параллели и меридиан? 9. Назовите ближайшую к полюсу параллель. 10. Для чего на глобусы и карты наносят градусную сетку? | |||||
Тестирование (Слайд 4-5): 1. Точки пересечения воображаемой оси с земной поверхностью называются: А) меридианами Б) экватором В) полюсами Г) параллелями 2. Кратчайшая линия, проведённая по поверхности Земли от одного полюса до другого – это: А) меридианами Б) экватором В) полюсами Г) параллелями 3. Назовите самую длинную параллель: А) меридиан Б) экватор В) полюс Г) параллель 4. Длина параллелей от экватора к полюсам: А) уменьшается Б) увеличивается В) не изменяется 5.Направление север – юг указывает: А) экватор Б) меридиан В) параллель | Выбирают правильный ответ и заносят его в таблицу |
II этап. Учебно-познавательная деятельность. | - создать условия для усвоения обучающимися понятий «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты» -формировать умение определять координаты географических объектов | личностные понимать значимость знаний о географических координатах для практической жизни людей; - осознавать необходимость понимать и читать карту регулятивные - организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной целью, оценивать достигнутые результаты -осуществлять преобразование информации коммуникативные -умение организовывать учебное сотрудничество, работать в паре предметные знание - понятий и терминов «долгота»,«широта», «географические координаты» умение - определять координаты географических объектов | работа в паре индивидуа- льная работа | - обращает внимание обучающихся на план изучения нового материала: 1.Географическая широта и способ её определения. 2.Географическая долгота и способ её определения. 3.Определение географических координат географических объектов. 4.Определение географических объектов по заданным координатам. - объясняет алгоритм работы с ЭОР для реализации плана (инструктаж) - организует усвоение новых понятий через самостоятельную работу обучающихся - при необходимости оказывает консультативную помощь - предлагает выполнить в тетради тренировочные задания: а) на определение координат объектов б) на определение объектов по заданным координатам - заслушивает ответы, обобщает | - комплектование обучающихся в пары - изучают новый материал используя Интернет-ресурс http://fcior.edu.ru/card/1237/izobrazheniya-zemnoy-poverhnosti-i-ih-ispolzovanie-geograficheskie-koordinaty-i1.html --выписывают в тетрадь определения основных понятий темы - выполняют работу в тетрадях, используют карты атласа - зачитывают ответы, используя для наглядности стенные карты полушарий и России |
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность. | - организовать деятельность обучающихся по применению географических знаний и умений, полученных в процессе изучения темы - стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий на применение знаний и умений | личностные устойчивый познавательный интерес регулятивные умение выполнять учебные действия в соответствии с планом коммуникативные умение работать в парах предметные использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной практической деятельности | работа в паре | - организует деятельность обучающихся по применению новых знаний - заслушивает, корректирует ответы, делает выводы | -применяют полученные знания в новой ситуации, используя для выполнения заданий Интернет-ресурс - самопроверка |
IV этап. Диагностика качества освоения темы. | - установить степень изучения темы «Географические координаты» | Личностные устойчивый познавательный интерес регулятивные умение выполнять задание в соответствии с целью, оценивать достигнутые результаты коммуникативные умение выполнять учебные задания в паре предметные - использование приобретенных знания и умения в самостоятельной практической деятельности | работа в паре | - разъясняет алгоритм работы с данным видом Интернет-ресурса - предлагает обучающимся решить проблемный вопрос о «географическом адресе» нашего города, применив полученные на уроке знания - обобщает изученный материал темы «Географические координаты» | - каждая пара выполняет тестовые задания, используя ЭОР: -самопроверка -определяют географические координаты |
V этап. Рефлексивная деятельность. | - научить обучающихся: соотносить полученный результат с поставленной целью; оценивать результат своей деятельности | личностные - эмоционально-ценностное отношение к изучаемой теме регулятивные - умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью коммуникативные -умение осознанно использовать средства устной речи для представления результата предметные умение систематизировать знания по теме «Географические координаты» | фронталь- ная | - совместно с учащимися подводит итог урока, - оценивает деятельность каждой пары - оценивает индивидуальную деятельность каждого ученика | -дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения - обмениваются мнениями |
VI этап. Домашнее задание | - отработка навыков в определении географических координат объектов | -учитель предлагает, а обучающиеся записывают в дневник домашнее задание: - §2 - придумать и записать в тетрадь задания на определение: а) координат объектов б) объекта по координатам - для желающих: выполнить тестовое задание, используя ЭОР |
Используемая литература и сайты
Федеральный государственный образовательный стандарт: основное общее образование -
География: Примерная программа основного общего образования -
Е. М. Домогацких. География. Физическая географияс.6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / - М.: Русское слово, 2013г..