Урок географии «Географические координаты» (6 класс)
Урок географии
Тема «Географические координаты», 6 класс
Цель урока |
Содействовать формированию у обучающихся целостной системы знаний по определению географических координат. |
||
Задачи урока |
обучающие |
развивающие |
воспитательные |
- обеспечить усвоение и закрепление понятий «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты»; - создать условия для формирования и закрепления умений определять географические координаты объектов на картах России, полушарий |
- совершенствовать умение ориентироваться по географической карте; - продолжить формирование картографической грамотности; - развивать навыки работы с ЭОР. |
- воспитывать чувство ответственности в работе, чувство уверенности в себе, самостоятельность, навыки самоконтроля, - воспитывать уважение к мнению других, толерантность в отношениях в паре |
|
Основное содержание темы, термины и понятия |
Усвоение содержания терминов и понятий: «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты»; определение географических координат географических объектов на карте. |
||
Планируемые результаты |
личностные |
метапредметные |
предметные |
- понимание значимости знаний о географических координатах для практической жизни людей; - осознание необходимости понимать и читать карту - стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий |
- познавательные умение давать определения понятиям, выявлять их главные признаки, сравнивать объекты; -развитие интеллектуальных способностей - регулятивные вырабатывание умения управлять своей познавательной деятельностью, выполнять учебные действия в соответствие с заданием; самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой - коммуникативные умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в паре |
- усвоение понятий «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты»: - умение работать с картой (развитие картографической грамотности); - умение определять географические координаты объектов; - использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска географической информации |
|
Организация образовательного пространства |
|||
Оборудование |
Ресурсы, в т.ч. электронные |
||
мультимедийный проектор, персональный компьютер на 2-х обучающихся, выход в Интернет на сайт «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов» http://fcior.edu.ru |
* учебник географии, географический атлас для 6 класса, стенная физическая карта полушарий, стенная физическая карта России: *электронные учебные модули: 1. Изображения земной поверхности и их использование. Географические координаты. И1 2. Глобус и географические координаты. http://fcior.edu.ru/card/22304/globus-i-geograficheskie-koordinaty-kontrolnye-zadaniya.html 3. Изображения земной поверхности и их использование. Географические координаты. П1 4. Изображения земной поверхности и их использование. Географические координаты. К1 |
||
Межпредметные связи |
- математика (модуль «Геометрия») - тема «Окружность и круг»,5 класс |
||
Формы организации учебной деятельности |
- фронтальная; - в паре |
||
Методы обучения |
- репродуктивный, частично-поисковый (эвристический) |
Технология изучения темы
Структурные элементы урока |
Цели |
Планируемые результаты |
Форма работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание) |
-актуализировать имеющиеся знания о географической карте, градусной сетке -мотивировать обучающихся к изучению темы |
личностные -проявление интереса к поставленной проблеме регулятивные - умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью коммуникативные - вступать в речевое общение, участвовать в диалоге предметныепредметные знание понятий и терминов «экватор», «меридиан», «параллель», «нулевой меридиан», «градусная сетка» умение описывать и обобщать результаты образовательного опыта, связанного с содержанием темы |
фронталь- ная работа |
- настраивает учащихся на работу, создает благоприятные условия для деятельности |
- настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке |
Все, что мы с вами будем делать, будет оцениваться - каждое ваше действие, каждое ваше слово. И от того, как четко, быстро, внимательно, организованно вы будете работать, зависит ваша оценка. - актуализирует знания и умения уч-ся по вопросам и заданиям (повторение и систематизация ранее изученных знаний) - формулирует проблему «Каждый из нас имеет домашний адрес. А как узнать «географический адрес» нашего населенного пункта?» |
- записывают тему урока в тетрадь -отвечают на вопросы учителя, устно выполняют задания, используя атласы и стенные карты |
||||
1. Что такое параллели? 2. Одинаковы ли параллели по длине? 3. Назовите и покажите самую длинную параллель. 4. Что такое меридианы? 5. Все ли меридианы одинаковы по длине? 6. Что называют градусной сеткой? 7. Через какое количество градусов на карте проведены параллели и меридианы? 8. Где на карте можно увидеть обозначение числа градусов параллели и меридиан? 9. Назовите ближайшую к полюсу параллель. 10. Для чего на глобусы и карты наносят градусную сетку? |
|||||
Тестирование (Слайд 4-5): 1. Точки пересечения воображаемой оси с земной поверхностью называются: А) меридианами Б) экватором В) полюсами Г) параллелями 2. Кратчайшая линия, проведённая по поверхности Земли от одного полюса до другого – это: А) меридианами Б) экватором В) полюсами Г) параллелями 3. Назовите самую длинную параллель: А) меридиан Б) экватор В) полюс Г) параллель 4. Длина параллелей от экватора к полюсам: А) уменьшается Б) увеличивается В) не изменяется 5.Направление север – юг указывает: А) экватор Б) меридиан В) параллель |
Выбирают правильный ответ и заносят его в таблицу |
II этап. Учебно-познавательная деятельность. |
- создать условия для усвоения обучающимися понятий «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты» -формировать умение определять координаты географических объектов |
личностные понимать значимость знаний о географических координатах для практической жизни людей; - осознавать необходимость понимать и читать карту регулятивные - организовывать свою деятельность в соответствии с поставленной целью, оценивать достигнутые результаты -осуществлять преобразование информации коммуникативные -умение организовывать учебное сотрудничество, работать в паре предметные знание - понятий и терминов «долгота»,«широта», «географические координаты» умение - определять координаты географических объектов |
работа в паре индивидуа- льная работа |
- обращает внимание обучающихся на план изучения нового материала: 1.Географическая широта и способ её определения. 2.Географическая долгота и способ её определения. 3.Определение географических координат географических объектов. 4.Определение географических объектов по заданным координатам. - объясняет алгоритм работы с ЭОР для реализации плана (инструктаж) - организует усвоение новых понятий через самостоятельную работу обучающихся - при необходимости оказывает консультативную помощь - предлагает выполнить в тетради тренировочные задания: а) на определение координат объектов б) на определение объектов по заданным координатам - заслушивает ответы, обобщает |
- комплектование обучающихся в пары - изучают новый материал используя Интернет-ресурс http://fcior.edu.ru/card/1237/izobrazheniya-zemnoy-poverhnosti-i-ih-ispolzovanie-geograficheskie-koordinaty-i1.html --выписывают в тетрадь определения основных понятий темы - выполняют работу в тетрадях, используют карты атласа - зачитывают ответы, используя для наглядности стенные карты полушарий и России |
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность. |
- организовать деятельность обучающихся по применению географических знаний и умений, полученных в процессе изучения темы - стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий на применение знаний и умений |
личностные устойчивый познавательный интерес регулятивные умение выполнять учебные действия в соответствии с планом коммуникативные умение работать в парах предметные использовать приобретенные знания и умения в самостоятельной практической деятельности |
работа в паре |
- организует деятельность обучающихся по применению новых знаний - заслушивает, корректирует ответы, делает выводы |
-применяют полученные знания в новой ситуации, используя для выполнения заданий Интернет-ресурс http://fcior.edu.ru/card/22304/globus-i-geograficheskie-koordinaty-kontrolnye-zadaniya.html - самопроверка |
IV этап. Диагностика качества освоения темы. |
- установить степень изучения темы «Географические координаты» |
Личностные устойчивый познавательный интерес регулятивные умение выполнять задание в соответствии с целью, оценивать достигнутые результаты коммуникативные умение выполнять учебные задания в паре предметные - использование приобретенных знания и умения в самостоятельной практической деятельности |
работа в паре |
- разъясняет алгоритм работы с данным видом Интернет-ресурса - предлагает обучающимся решить проблемный вопрос о «географическом адресе» нашего города, применив полученные на уроке знания - обобщает изученный материал темы «Географические координаты» |
- каждая пара выполняет тестовые задания, используя ЭОР: -самопроверка -определяют географические координаты |
V этап. Рефлексивная деятельность. |
- научить обучающихся: соотносить полученный результат с поставленной целью; оценивать результат своей деятельности |
личностные - эмоционально-ценностное отношение к изучаемой теме регулятивные - умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью коммуникативные -умение осознанно использовать средства устной речи для представления результата предметные умение систематизировать знания по теме «Географические координаты» |
фронталь- ная |
- совместно с учащимися подводит итог урока, - оценивает деятельность каждой пары - оценивает индивидуальную деятельность каждого ученика |
-дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения - обмениваются мнениями |
VI этап. Домашнее задание |
- отработка навыков в определении географических координат объектов |
-учитель предлагает, а обучающиеся записывают в дневник домашнее задание: - §2 - придумать и записать в тетрадь задания на определение: а) координат объектов б) объекта по координатам - для желающих: выполнить тестовое задание, используя ЭОР http://fcior.edu.ru/card/1240/izobrazheniya-zemnoy-poverhnosti-i-ih-ispolzovanie-geograficheskie-koordinaty-k1.html |
Используемая литература и сайты
Федеральный государственный образовательный стандарт: основное общее образование - http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2587
География: Примерная программа основного общего образования - http://window.edu.ru/window_catalog/files/r37186/f 14-o.pdf
Е. М. Домогацких. География. Физическая географияс.6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / - М.: Русское слово, 2013г..