Урок черчения для учеников 9 класса по теме «Понятие о разрезе как изображении»
Тема. Понятие о разрезе как изображении. Слайд 1
Цели урока:
1. Образовательная:
- ознакомить школьников с понятием разреза как изображении предмета мысленно рассечённого плоскостью;
- сформировать у школьников знания о сходстве и различии между разрезом и сечением, о простых разрезах, об обозначении разрезов на чертежах;
- научить учащихся правильно выполнять чертежи деталей с применением разрезов;
- закрепить полученные знания путём выполнения упражнения.
2. Развивающая:
- развивать:
- пространственное, логическое, техническое мышление и конструкторские
способности при помощи выполнения упражнений;
- зрительную память;
- глазомер;
- эстетический вкус школьников (отрабатывать навыки красивого расположения изображений на листе) и способствовать дальнейшему развитию умений и навыков при работе с чертёжными инструментами.
3. Воспитательная:
- формировать познавательный интерес школьников к предмету;
- содействовать воспитанию терпения, аккуратности, внимания, усидчивости,
трудолюбия, необходимых для качественного выполнения чертежей;
- формировать навыки самостоятельной работы во время выполнения
упражнений.
Тип урока: изучение нового материала.
Ожидаемые результаты.
После этого урока учащиеся научатся:
находить сходства и различия между разрезом и сечением,
обозначать разрезы на чертежах;
научатся выполнять разрезы;
развивать свои способности работать чертёжными инструментами;
закреплять полученные знания путём выполнения упражнений.
Учебные пособия, чертежные инструменты, принадлежности и материалы.
Для учителя: учебник, учебные таблицы (слайды), дифференцированные карточки-задания, чертёжные инструменты, мел для работы на доске.
Для учащихся: учебник, ученическая тетрадь, чертёжные инструменты, карандаш, ластик, линейка, угольник, циркуль, чертежный лист формата А 4.
Структура урока
I. Оргмомент. Рефлексия настроения. – 1 мин.
ІІ. Актуализация опорных знаний – 3 мин
III. Мотивация учебной деятельности – 2 мин.
IV. Объявление темы урока и формирование ожидаемых результатов – 3 мин.
V. Изучение нового материала - 28 мин.
VI. Систематизация и обобщение знаний и умений - 45 мин.
VII. Итоги урока – 5 мин.
VIII. Инструктаж по домашнему заданию – 3 мин.
Ход урока
І. Организационный момент. Рефлексия настроения.
Создание рабочего настроения.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
Вводная беседа:
Что называется сечением?
С какой целью применяют сечение?
Как оформляют наложенные и вынесенные сечения?
Можно ли по сечению определить внутреннее устройство детали?
ІІІ. Мотивация учебной деятельности. Слайд 2
Учитель: усвоенный на данном уроке материал является необходимым для дальнейшего изучения курса черчения в школе, будет необходим во взрослой жизни, если они будут учиться в технических учебных заведениях, работать в конструкторских бюро и цехах различных заводов, предприятий и т.д.
IV. Объявление темы урока и формирование ожидаемых результатов
Учитель: Итак, откройте тетради и запишите тему урока «Понятие о разрезе как изображении». Она является первой в теме 3 «Разрезы на чертежах».
- Как вы считаете, какие цели и задачи нам нужно поставить перед собой, чтобы ответить на вопрос, содержащийся в теме урока. Можете воспользоваться началом фраз, которые я вам предлагаю. Слайд 3
Слова – помощники для учащихся: «я должен…», «я узнаю…», «я открою для себя…».
- Таким образом, на уроке нам предстоит выполнить большой объем работы:
находить сходства и различия между разрезом и сечением,
обозначать разрезы на чертежах;
научатся выполнять разрезы;
развивать свои способности работать чертёжными инструментами;
закреплять полученные знания путём выполнения упражнений.
Для этого нам необходимо будет рассмотреть на уроке следующие вопросы:
Понятие о разрезе как изображении.
Сходство и разница между разрезом и сечением.
Классификация разрезов.
Обозначение разрезов на чертежах
V. Изучение нового материала
Учитель: конструктору на производстве необходимо уметь при наличии малого количества изображений максимально выявить внутреннюю и внешнюю форму предмета. Этому также способствует такое изображение как разрез (слайд № 4,5)
Запись определения понятия «Разрез в тетрадь.
Учитель: На разрезе с помощью штриховки показывают то, что находится в секущей плоскости и за ней (слайд 2). Ту часть, которая оказалась в секущей плоскости, называют фигурой сечения. Следовательно, разрез включает в себя сечение. Между разрезом и сечением есть различие (слайд 6)
1.Работа в тетради: «Разрез отличается от сечения тем, что на нём показывают не только то, что находится в секущей плоскости, но и то, что находится за ней»
2. Работа с учебником. Сравнение по чертежу вида и разреза (с. )
Учащиеся делают вывод:
- штриховые линии, которыми на главном виде были изображены и внутренние очертания, теперь обведены сплошными основными линиями, т. к. они стали видимы;
- фигура сечения входящая в разрез, заштрихована; штриховка дана только там, где сплошные части детали попали в секущую плоскость;
- линия, находящаяся на передней, неизображаемой части предмета (контур среза), не показана.
3. Классификация разрезов.
Учитель: В зависимости от числа секущих плоскостей разрезы разделяют на простые и сложные. Сегодня рассмотрим простые (слайд 7).
Существует три простых разреза:
фронтальный (слайд 8),
профильный (слайд 9)
горизонтальный (слайд 10).
4.Работа в тетради:
1) фронтальный разрез - это изображение, полученное при мысленном рассечении детали секущей плоскостью, проходящей параллельно фронтальной плоскости проекций;
2) профильный разрез - это изображение, полученное при мысленном рассечении детали секущей плоскостью, проходящей параллельно профильной плоскости проекций;
3) горизонтальный разрез - это изображение, полученное при мысленном рассечении детали секущей плоскостью, проходящей параллельно горизонтальной плоскости проекций. (слайд 11)
5.Обозначение разрезов. Слайд 12 -14
Учитель: на одном чертеже может быть несколько разрезов. Каждый из них должен быть целесообразным. Разрезы обычно располагают в проекционной связи. Фронтальный разрез показывают на месте вида спереди, профильный - на месте вида слева, а горизонтальный – на месте вида сверху.
При условии, если секущая плоскость совпадает с плоскостью симметрии детали и разрез расположен в проекционной связи, его не обозначают. Во всех остальных случаях разрезы обозначают так же, как сечения, разомкнутой линией. Стрелки с буквами показывают направление взгляда. Стрелки к отрезкам разомкнутой прямой примыкают с внешних сторон. А буквы пишут с внешних сторон стрелок.
VI . Систематизация и обобщение знаний и умений.
Устный фронтальный опрос по изученному материалу по схеме «Вопрос - ответ»: Слайд 15 -22
1. Какое изображение называют разрезом? (Разрез - это изображение предмета, мысленно рассечённого плоскостью или несколькими плоскостями).
2. Для чего применяют на чертежах разрезы? (Для выявления внутренних очертаний детали).
3. Как выделяется фигура сечения, входящая в разрез? (Фигура сечения штрихуется).
4. Чем разрез отличается от сечения? (Разрез отличается от сечения тем, что на нём показывают не только то, что находится в секущей плоскости, но и то, что находится за ней).
Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
Практическая работа. Выполнение учащимися фронтального разреза (по карточкам - заданиям).
VII. Итоги урока.
Учитель: Все вопросы урока мы рассмотрели. Мне понравилась ваша работа на уроке. Учитывая ваши предложения, хочу выставить за работу на уроке следующие оценки …
Что было наиболее удачным на уроке?
Кого из своих товарищей вы хотели похвалить и поблагодарить? За что?
Что нужно сделать, чтобы было лучше?
И начнем с того, что сами у себя спросим: Слайд 23
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Теперь я могу…
Я научился:…
У меня получилось …
Меня удивило …
Урок мне дал для жизни …
Мне захотелось…
VIII. Инструктаж по домашнему заданию.
Проработать конспект, выучить определения. Практическую работу, начатую в классе, выполнить на формате А 4.
Учитель: Урок закончен. До свидания.