Рабочая программа элективного курса «Черчение» (Для учеников 8 класса)
«Рассмотрено» на заседании ШМО _______________________ Протокол №___ от «30» августа 2018 г |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СШ№75 ________/Т.В.Терехина «30» августа 2018 г |
«Утверждаю» Директор МБОУ СШ№75 __________/Т.С.Пяткина Приказ №______ от «31» августа 2018 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
по черчению
для 8 А,Б,В класса
на 2018-2019 учебный год
.
Разработала: Лукьянова Т.В.
учитель технологии первой категории
г. Ульяновск ,2018 г.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе:
Федерального закона № 273- ФЗ 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации».
Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897.
Примерной программы основного общего и среднего (полного) общего образования по технологии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03– 1263).
Положения о рабочей программе МБОУ СШ№75, утвержденного приказом №354-од от 31.08.2017г.
Учебного плана МБОУ СШ№75 на 2017-2018 учебный год.
Рабочей программе к УМКА. Д. Ботвинникова, В. Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского. Черчение. 9 класс - Москва: АСТ: Астрель, 2017.
Черчение: Методическое пособие к учебнику А. Д. Ботвинникова, В. Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского «Черчение. 9 класс / В. Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский.- Москва: АСТ: Астрель, 2015.
Черчение. А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградова, И.С. Вышнепольский 9 класс - Москва: АСТ: Астрель, 2015.
Программа рассчитана на 34 учебных часа (1 часу в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений.
2. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники, учитывающего
многообразие современного мира.
Метапредметные результаты
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
• выделять общий признак двух или нескольких предметов и объяснять их сходство;
• объединять предметы в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты;
• строить рассуждение на основе сравнения предметов, выделяя при этом общие признаки;
• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать модели для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
• создавать абстрактный или реальный образ предмета;
• строить модель на основе условий задачи;
• создавать информационные модели с выделением существенных характеристик объекта;
• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического представления в текстовое и наоборот.
3. Предмет «Черчение» тесно связан с геометрией, информатикой, географией, технологией, изобразительным искусством.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
• выбирать рациональные графические средства отображения информации о предметах;
• выполнять чертежи и эскизы, состоящие из нескольких проекций, технические рисунки, другие изображения изделий;
• производить анализ геометрической формы предмета по чертежу;
• получать необходимые сведения об изделии по его изображению (читать чертеж);
• использовать приобретенные знания и умения в качестве средств графического языка в школьной практике и повседневной жизни, при продолжении
образования и пр.
Обучающийся получит возможность научиться:
• методам построения чертежей по способу проецирования, с учетом требований ЕСКД по их оформлению;
• условиям выбора видов, сечений и разрезов на чертежах;
• порядку чтения чертежей в прямоугольных проекциях.
Содержание образовательной программы
Графические изображения. Техника выполнения чертежей и правила их оформления.
Основные теоретические сведения. Углубление сведений о графических изображениях и областях их применения. Чертежи, их значение в практике. Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире и об общечеловеческом общении.
Культура черчения и техника выполнения чертежей. Чертежные инструменты. Систематизация правил оформления чертежей на основе стандартов ЕСКД: форматы, основная надпись, шрифты чертежные, линии чертежа, нанесение размеров, масштабы.
Практические задания. Знакомство с отдельными типами графической документации; подготовка чертежных инструментов, организация рабочего места; проведение различных линий; выполнение надписей чертежным шрифтом; нанесение размеров; выполнение эскиза
«плоской» детали.
Способы построения изображений на чертежах
Основные теоретические сведения. Проецирование как средство графического отображения формы предмета. Центральное и параллельное проецирование. Проецирование отрезков, прямых и плоских фигур, различно расположенных относительно плоскостей проекций. Получение аксонометрических проекций. Чертежи в системе прямоугольных проекций. Прямоугольное проецирование на одну, две и три
плоскости проекций. Сравнительный анализ проекционных изображений. Изображения на технических чертежах: виды и их названия, местные виды, необходимое количество видов на чертеже. Аксонометрическая проекция. Технический рисунок.
Практические задания. Сравнение изображений (нахождение чертежей предметов по их наглядным изображениям); указание направлений
проецирования для получения проекций предмета; нахождение правильно выполненных видов детали по наглядному изображению; выполнение чертежа предмета по модульной сетке; выполнение моделей (моделирование) деталей и предметов по чертежу.
Чертежи, технические рисунки и эскизы предметов
Основные теоретические сведения. Проекции элементов фигур на чертежах: изображения на чертеже вершин, ребер и граней предмета как носителей графической информации. Прямоугольные проекции и технические рисунки многогранников и тел вращения. Выявление объема
предмета на техническом рисунке. Развертки поверхностей некоторых тел. Проекции точек на поверхностях геометрических тел и предметов. Анализ геометрической формы предмета.
Построение чертежей предметов на основе анализа их геометрической формы. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предмета, использование условных знаков. Графическое отображение и чтение геометрической информации о предмете. Анализ графического состава
изображений. Графические (геометрические) построения: деление отрезка, угла и окружности на равные части; построение сопряжений.
Чтение чертежей и других графических изображений. Последовательность чтения чертежей деталей на основе анализа формы и их пространственного расположения. Эскизы деталей, последовательность их выполнения.
Практические задания. Нахождение на чертеже предмета проекций точек, прямых и плоских фигур; построение чертежей,
аксонометрических проекций и технических рисунков основных геометрических тел; нахождение проекций точек, лежащих на поверхности предмета; анализ геометрической формы предмета по чертежу; выполнение технических рисунков и эскизов деталей; выполнение чертежа детали по ее описанию; анализ содержания информации, представленной на графических изображениях. Деление отрезков и окружности на равные части; построение сопряжений; выполнение чертежей деталей с геометрическими построениями; построение
орнаментов и др. Сравнение изображений; нахождение элементов деталей на чертеже и на наглядном изображении; анализ геометрической формы деталей; устное чтение чертежа по вопросам и по заданному плану.
Построение чертежей, содержащих сечения и разрезы
Основные теоретические сведения. Сечения. Назначение сечений. Получение сечений. Размещение и обозначение сечений на чертеже. Графические обозначения материалов в сечениях. Разрезы. Назначение разрезов как средства получения информации о внутренней форме и устройстве детали и изделия. Название и обозначение разрезов. Местные разрезы.
Соединение на чертеже вида и разреза. Соединение части вида и части разреза. Соединение половины вида и половины разреза. Некоторые особые случаи применения разрезов: изображение тонких стенок и спиц на разрезах. Условности, упрощения и обозначения на чертежах деталей. Выбор главного изображения. Неполные изображения. Дополнительные виды. Текстовая и знаковая информация на чертежах.
Практические задания. Выполнение эскизов и чертежей деталей с использованием сечений; выполнение эскизов и чертежей деталей с применением разрезов; чтение чертежей, содержащих разрезы; нанесение на чертежах проекций точек, расположенных на поверхности предмета; дочерчивание изображений деталей, содержащих разрезы; выполнение чертежей деталей с использованием местных разрезов; построение отсутствующих видов детали с применением необходимых разрезов. Чтение чертежей с условностями, упрощениями и другой графической информацией о предмете.
Чертежи сборочных единиц
Основные теоретические сведения. Графическое отображение и чтение технической информации о соединении деталей и сборочных единицах. Виды соединений деталей. Изображение болтовых, шпилечных, винтовых и других соединений.
Изображение и обозначение резьбы на чертежах. Углубление сведений о сборочных чертежах, назначении и содержании чертежей сборочных единиц. Чтение сборочных чертежей. Деталирование.
Практические задания. Изучение чертежей различных соединений деталей; выполнение эскиза одного из резьбовых соединений деталей; чтение чертежей, содержащих изображения сборочных единиц; выполнение эскизов или чертежей деталей по заданному сборочному чертежу (деталирование). Чтение чертежей деталей, имеющих резьбу на наружной и внутренней поверхностях; выполнение эскизов
простейших деталей с изображением резьбы, обозначение резьбы.
Строительные чертежи
Основные теоретические сведения. Назначение строительных чертежей. Изображения на строительных чертежах: фасад, план, разрез. Масштабы строительных чертежей. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения на строительных чертежах: оконные и дверные проемы, лестничные клетки, отопительные устройства, санитарно-техническое оборудование. Порядок чтения строительных
чертежей.
Практические задания. Изучение строительных чертежей. Чтение строительных чертежей с условными изображениями. Чтение масштабов на строительных чертежах.
Тематическое планирование
№ раздела и тем |
Название темы |
Количество часов |
Количество часов |
Количество контрольных работ |
Количество контрольных работ |
По примерной (авторской) программе |
По рабочей программе |
По примерной (авторской) программе |
По рабочей программе |
||
1 |
Графические изображения. Техника выполнения чертежей и правила их оформления |
1 |
1 |
||
2 |
Способы построения изображений на чертежах |
3 |
3 |
||
3 |
Аксонометрические проекции. Технический рисунок |
4 |
4 |
||
4 |
Чертежи, технические рисунки и эскизы предметов |
10 |
10 |
||
5 |
Построение чертежей, содержащих сечения и разрезы. |
14 |
14 |
1 |
1 |
6 |
Строительные чертежи |
2 |
2 |
||
7 |
Резерв |
1 |
1 |
||
Итого: |
35 |
35 |
1 |
1 |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА «СРЕДНЯЯ ШКОЛА№75»
«Согласовано» Заместитель Директора по УВР МБОУ СШ№75 ______________ Т.В.Терехина «30» августа 2018г. |
Приложение к Рабочей программе по _____________________ кл _____ утвержденной приказом по школе № 390-од от «31» августа 2018г |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
элективного курса « черчение»
Класс : 8 а, б, в класс
Учитель: Лукьянова Татьяна Викторовна
Учебный год -2018-2019 учебный год
Ульяновск ,2018
№п/п по плану |
№п/п по факту |
Тема урока |
Дата по плану |
Дата по факту |
|
1 |
Понятие о стандартах. Практическая работа № 1 «Линии. Шрифт. Нанесение размеров». |
||||
2 |
Проецирование центральное, параллельное, прямоугольное на одну плоскость проекций. Практическая работа № 2 «Построение одной проекции предмета по наглядному изображению» |
||||
3 |
Проецирование на 2 и 3 плоскости проекций. |
||||
4 |
Виды на чертеже. Практическая работа № 3 « Построение чертежей в двух и трех видах по модульной сетке». |
||||
5 |
Аксонометрические проекции. |
||||
6 |
Построение аксонометрических проекций. |
||||
7 |
Построение аксонометрических проекций предметов, имеющих круглые поверхности. |
||||
8 |
Технический рисунок. |
||||
9 |
Проекции геометрических тел. |
||||
10 |
Изображение элементов предмета |
||||
11 |
Изображение элементов предмета |
||||
12 |
Изображение элементов предмета |
||||
13 |
Графическая работа № 1 «Построение чертежа аксонометрической проекции детали». |
||||
14 |
Порядок построения изображений на чертеже. |
||||
15 |
Построение третьего вида детали. |
||||
16 |
Построение третьего вида детали. |
||||
17 |
Графическая работа № 2 «Построение третьего вида по двум данным». |
||||
18 |
Нанесение размеров с учетом формы предмета. |
||||
19 |
Нанесение размеров с учетом формы предмета. |
||||
20 |
Геометрические построения, сопряжения |
||||
21 |
Графическая работа № 3 «Выполнение чертежа детали с использованием геометрических построений» |
||||
22 |
Развертки. Чтение чертежей. Практическая работа № 4 «Устное чтение чертежей». |
||||
23 |
Эскизы. |
||||
24 |
Эскизы. |
||||
25 |
Графическая работа № 4 «Выполнение чертежа предмета по аксонометрической проекции ». |
||||
26 |
Сечения |
||||
27 |
Графическая работа № 5 «Эскиз детали с выполнением сечений» |
||||
28 |
Разрезы |
||||
29 |
Разрезы |
||||
30 |
Разрезы |
||||
31 |
Разрезы |
||||
32 |
Графическая работа № 6 «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза» |
||||
33 |
Практическая работа № 4 «Условности и упрощения на чертежах. Чтение чертежей» |
||||
34 |
Графическая работа № 7 контрольная «Эскиз детали с натуры» |
||||
35 |
Первая четверть – 8 часов П.р.- 3 |
||||||
Тема: Графические изображения. Техника выполнения чертежей и правила их оформления- 1 час |
||||||
1 |
Практическая работа № 1 «Линии. Шрифт. Нанесение размеров». |
|||||
Тема: Способы построения изображений на чертежах- 3 часа |
||||||
2 |
Практическая работа № 2 «Построение одной проекции предмета по наглядному изображению» |
|||||
3 |
Практическая работа № 3 « Построение чертежей в двух и трех видах по модульной сетке». |
|||||
Вторая четверть-8 часов ГР.- 1 |
||||||
Тема: Аксонометрические проекции. Технический рисунок. |
||||||
1 |
Графическая работа № 1 «Построение чертежа аксонометрической проекции детали». |
|||||
Третья четверть -12 часов Гр.- 5 |
||||||
Тема: Чертежи, технические рисунки и эскизы предметов. Построение чертежей, содержащих сечения и разрезы. |
||||||
1 |
Графическая работа № 2 «Построение третьего вида по двум данным». |
|||||
2 |
Графическая работа № 3 «Выполнение чертежа детали с использованием геометрических построений» |
|||||
3 |
Практическая работа № 4 «Устное чтение чертежей». |
|||||
4 |
Графическая работа № 4 «Выполнение чертежа предмета по аксонометрической проекции ». |
|||||
5 |
Контрольная работа «Эскиз детали с выполнением сечений» |
|||||
Четвертая четверть- 9 часов Гр -3 |
||||||
Тема: Построение чертежей, содержащих сечения и разрезы. |
||||||
1 |
Графическая работа № 6 «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза» |
|||||
2 |
Практическая работа № 4 «Условности и упрощения на чертежах. Чтение чертежей» |
|||||
3 |
Контрольная работа по теме: «Эскиз детали с выполнением сечений» |