12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Засеева Инна Ахсарбековна30

Открытый урок по русскому языку в 9 классе

Тема урока: «Понятие о сложносочинённом предложении»

Дата проведения: 13 ноября 2019г

Образовательная цель урока:

создание условий для выяснения усвоения программного материала при изучении темы «Понятие о ССП», отработка умения находить ССП в тексте, различать ССП и ПП с однородными членами.

Задачи урока:

повторить теоретический материал по темам «Сложное предложение» и «Сложносочинённые предложения»;

совершенствовать умение различать сложное предложение и простое предложение, осложненное однородными членами;

совершенствовать пунктуационные навыки в предложениях данного типа;

закрепить теоретический материал по теме «Виды односоставных предложений»

Основные виды учебной деятельности: синтаксическое исследование, конструирование, подбор примеров с аналогичным строением, письменные творческие работы, пунктуационный тренинг.

Особенности роли педагога:

-создание проблемной учебной ситуации на основе подобранного материала;

-составление задания: формулировка, организация работы в группах, определение критериев и форм оценки работы (самооценка, оценка коллектива, оценка учителя).

Тип урока: комбинированный

Вид урока: практикум

Методы ведения урока: исследовательский, проблемный

Формы организации познавательной деятельности: аудиторная коллективная работа под руководством учителя, работа в группах, самостоятельная индивидуальная работа

Учащиеся должны знать: сложные предложения разных типов, группы ССП по значению и союзам.

Учащиеся должны уметь: определять смысловые отношения между частями ССП, расставлять знаки препинания в ССП; использовать ССП как способ избежания синтаксической монотонности – речевой ошибки, состоящей в употреблении одинаковых, однотипных синтаксических конструкций.

Приобретаемые навыки детей:

* коммуникативные навыки (ведение учебного диалога и полилога, владение монологической речью, способность к открытому эмоциональному общению);

* информационные умения (бегло, выразительно и осознанно читать объёмную информацию);

* интеллектуальные умения и навыки (анализ, сравнение, доказательство, определение понятий).

 

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

2. Приветствие, общий настрой учащихся.

Звучит композиция П.И.Чайковского «Времена года». На фоне музыки ученик читает стихи.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья, пожелтевшие, по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко – красные вянущих рябин.

(А. Толстой)

- Такие прекрасные строки об осенней сказочной поре были сказаны Алексеем Толстым. А ведь, на самом деле, сейчас волшебная, удивительная пора, которая заглянула к нам в класс, завораживая своими красками.

- Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите число, классная работа и оставьте строчку для темы урока, которую вы сами сформулируете немного попозже.

3. Грамматическая разминка.

- Я хочу, чтобы осень оставила свой отпечаток у вас в тетради. Запишем текст, расставляя знаки препинания.

Закончилось в…сёлое лето, и наступила з…лотая осень. Это в…лшебная и уд…вительная п…ра. Все д…ревья нар…дились в красивые и привл…кательные платья. Каждый листик р…зной, и цв…товая гамма неповторима.

- Правописание какой орфограммы нам нужно вспомнить, записывая данный текст?

- Подчеркните безударную гласную в корне слова. (слайд №3)

4. Актуализация знаний.

- Обратите внимание, что общего во всех предложениях? (союз И)

- Одинаковую ли синтаксическую функцию он выполняет в каждом из предложений? Что он связывает?

- Покажите графически, где однородные члены и сложное предложение.

- Как называются предложения с несколькими грамматическими основами, между которыми стоит союз И?

- То есть получается, что ССП – это… (дети заканчивают фразу)….сложное предложение, предикативные части которого связаны сочинительными союзами.(слайд №5,4)

- Тема нашего сегодняшнего урока, вы догадались, какая? (ССП)

Запишите, пожалуйста, её в тетрадь.

Целеполагание: Какие цели перед собой поставим?

1.дать понятие ССП

2. узнать о строении ССП

3. Узнать правила постановки знаков препинания в ССП

5. Работа с учебником, выполнение упражнения 60 с учебника(слайд №6)

6. Углубление понятия о сложносочинённом предложении.(слайд №7,8,9,10,11)

• Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера.

• НЕ ТО дым шел от костра, НЕ ТО туман поднимался над осенним болотом.

• Гром прошел по небу, А тучи, как птицы, с криком неслись против ветра.

Назовите группы сочинительных союзов (соединительные, разделительные, противительные).

7. Закрепление материала (работа у доски)

А) Продолжите каждый из начатых примеров так, чтобы получилось сложносочинённое предложение с союзом и. Запишите предложения, ставя знаки препинания.

Образец. Путники взобрались на гору…— Путники взобрались на гору, и перед их глазами раскинулось бирюзовое море.

Пронёсся первый порыв ветра… . Звёзды стали меркнуть… . Ворота распахнулись… . Солнце село… .

и. Работа у доски.

Задание. Записать предложения, расставить знаки препинания, объяснить.

1-й учащийся. Быстро несется вниз по течению красивый и сильный буксирный пароход«Ермак», t1644600091aa.gif по оба бока его медленно движутся навстречу ему берега Волги. (М. Горький.)

t1644600091aa.gif

2-й учащийся. Родина нам мать, t1644600091aa.gif  чужая сторона – мачеха. (Пословица.)

t1644600091aa.gif

3-й учащийся. t1644600091aa.gif  дым шел от костра, t1644600091aa.gif  туман поднимался над болотом.

 

Учитель диктует предложения, ученики составляют только схемы (на доске по цепочке)

1) Осенним вечером то скрипнет дверь, то тихо откроется калитка.

2) Было уже десять часов вечера, и над садом светила полная луна.

3) Перед ненастьем ласточки летают низко и рыба не клюёт.

4) В ветреный день леса шумят великим океанским шумом и вершины сосен гнутся вслед за пролетающим облаком.

5) Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

6) То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.

7) Луна взошла багровая и хмурая, звезды также хмурились.

8) Сердито бился дождь в окно, а ветер дул, печально воя.

 

 

8. Работа в группах и по карточкам.

1 группа

Расставьте знаки препинания в данных предложениях, выделите союзы. Запишите в два столбика: 1)сложносочиненные предложения 2)предложения с однородными членами.

Нина переводила глаза то на Любку то на Олю.

Прежде песни тоска наша пела а теперь наша радость поет.

Солнце поднялось и обогрело зееемлю.

Другой был Ванька Жуков ленивый мальчик с множеством планов.

Небо было там пурпурное теплое и ласковое.

Волчата ничего не поняли но замахали хвостиками.

2 группа

На листочках с текстами расставить знаки препинания, определить тип сложносочиненного предложения, выбрав один из предложенных ответов. В скобках укажите номер вашего ответа.

1.-сложносочиненное предложение с соединительными союзами;

2.- сложносочиненное предложение с противительными союзами;

3.- сложносочиненное предложение с разделительными союзами,

1) На кончиках лапок ёлочек поблескивали росинки смолы и виднелись пупырышки завязей будущих лапок.( __ )

2) Вышел утром на берег реки а по ней звон тонкий-тонкий еле уловимый. ( __ )

3) Ветром раскачивало рожь сушило и вот уже усы пустили колосья накололи на них солнце. ( __ )

4) Быстро приободрились ветки в комнатном тепле. Приободрились да не все. ( __ )

5) Горка с верандой обросла неслыханно яркой и густой бузиной но её истребили под корень. ( __ )

6) Огонь наших батарей плотнел усиливался впереди нас в селении тоже горело несколько хат и сараев. ( __ )

7) То засверкает зеркально прослойки слюды то багряным остывшим потоком выплеснется лава яшмы то обкатанная будто из подводного дворца вымытая непорочной чистотой блеснет со дна реки плита белого камня. ( __ )

3 группа

Составьте и запишите по образцу сложносочиненные предложения с общим для обоих предложений второстепенным членам.

Образец. В апреле…- В апреле растаял последний снег и запели птицы.

Ранним осенним утром…

После дождя…

В осеннюю ночь…

В октябре…

Осенью…

9.Творческое задание.

Закончите пословицы , использовав противительные союзы:

Не место красит человека, …

Не красна изба углами, …

Мягко стелит , …

Делу время, …

Близок локоть, …

Рад бы в рай, …

Не спеши языком, …

10. Проверка знаний. Тестирование.

- А сейчас проверим, как вы усвоили понятие ССП.

1. Найдите сочинительный союз: (слайд №11,12,13,14,15,16)

1) Едва 2) зато 3) словно 4) когда

2. Два простых предложения соединены в одно словом либо. Какое это предложение?(слайд №17)

1. Бессоюзное сложное предложение.

2. Cложноподчинённое предложение.

3. Cложносочинённое предложение.

4. Простое предложение.

3. Найдите сложносочинённое предложение (запятые не расставлены). ( слайд №18)

1. Была зима но все последние дни стояла оттепель.

2. Огонь в лампе дрогнул потускнел но через минуту снова разгорелся.

3. Тёплый ветер гуляет по траве гнёт деревья и поднимает пыль.

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. ( слайд №19)

1. Что-то тяжко застонало и стон перенёсся через поле.

2. За окном брезжил рассвет и кричали петухи.

3. В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.

5 . Между частями сложносочиненного предложения стоят знаки. ( слайд №20)

1. Точка, запятая, тире

2. Запятая, двоеточие, тире

3. Запятая, точка с запятой, тире.

Учитель комментирует выполнение заданий.

11. Рефлексия

Закончите предложения:

Мне было интересно…

Я сегодня понял(а), что …

Для меня было легко…

Для меня было трудно…

12. Домашнее задание

1)Написать сочинение-миниатюру на тему «Осень», используя ССП.

2)Упражнение 62

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.