Урок «Понятие погода. Наблюдения и прогноз погоды. Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей»
Конспект урока 6 класс
Тема: «Понятие погода. Наблюдения и прогноз погоды. Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей»
Цель : создать условия для формирования у учащихся представления об погоде, знаний о погоде и её элементах, об организации наблюдения за погодой на метеорологической станции, приборах необходимых для метеорологических наблюдений: флюгере, термометре, гигрометре, осадкомере.
Планируемые результаты.
Личностные: воспитание эстетического восприятия природы, знание
основных принципов и правил отношения к окружающей среде, правил
поведения в природе и в чрезвычайных ситуациях, знакомства с профессией
геолога.
Метапредметные:
умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями
работы с учебником, географическим атласом.
Познавательные:
формирование представления у учащихся о погоде и её элементах, метеорологических наблюдениях, приборах необходимых для метеорологических наблюдений, основных правилах работы с
метеорологическими приборами.
Регулятивные: способствовать формированию и развитию умений и навыков практической деятельности по анализу текстовых и иллюстративных материалов; продолжить формирование навыков работы с картографическими пособиями и Интернет-ресурсами; развивать творческие
способности, способствовать формированию навыков исследовательской работы.
Коммуникативные: организовывать совместное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками, работать в группе, индивидуально и в парах.
Предметные: знать и объяснять понятие погода, основные элементы погоды, понятие о метеорологических наблюдениях и приборах, их назначение; определять основные метеорологические приборы и их назначение, знать основные цели и методы метеорологических наблюдений.
Ход урока:
Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку
Проверка домашнего задания
Что такое атмосферные осадки? ( это вода в жидком или твердом состоянии, выпадающая из облаков или осаждающаяся из воздуха.)
Какие виды осадков вы знаете? ( дождь, снег, град, роса, морось, иней, изморозь и др)
Какие виды облаков вы знаете? (слоистые, кучевые, перистые, слоисто - дождевые и др)
Чем облака отличаются друг от друга? (образуются на разных высотах, по структуре частиц, из которых они состоят и по форме.)
Почему не все облака дают осадки? (только облака с крупными кристаллами льда или каплями воды, несмотря на восходящие потоки воздуха, под действием силы тяжести, устремляющимися вниз, дают осадки. При условии, если они не успевают испариться в подоблачном слое.)
Почему возможен золотой или лягушачьи дождь?(когда смерч проносится над территориями, где есть озера или пруды, закопанный в земле клад, пониженное давление в центре смерча приводит к засасыванию всего, что встречается на пути, в том числе к засасыванию воды, нередко с ее обитателями, или того же клада, спрятанного на поверхности земли.)
Изучение нового материала
- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучение воздушной оболочки нашей планеты-атмосферы.
Открыли тетради, записали сегодняшнее число и тему нашего урока «Погода».
- Что такое погода?
С этим термином мы встречаемся очень часто в периодической печати, на радио и телевидении.
Погода - состояние тропосферы в данном месте в данное время. Погода характеризуется рядом показателей, которые называют метеорологическими элементами.
Прогноз погоды — научно-обоснованное предположение о будущем состоянии погоды в определённом пункте или регионе на определённый период. Составляется (разрабатывается) государственными или коммерческими метеорологическими службами на основе методов метеорологии.
Прогнозы делятся по заблаговременности периода, на который даётся прогноз:
сверхкраткосрочные (СКПП) — до 12 часов;
краткосрочные (КПП) — от 12 до 36 часов;
среднесрочные (СПП) — от 36 часов до 10 суток;
долгосрочные (ДПП) — от 10 суток до сезона (3 месяца);
сверхдолгосрочные (СДПП) — более чем на 3 месяца (год, несколько лет).
Оправдываемость прогнозов тем ниже, чем выше заблаговременность.
Прогнозы погоды делятся по типам в зависимости от целей, для которых они разработаны: прогнозы общего пользования (публикуемые в СМИ и на интернет-сайтах) содержат краткую информацию об облачности, атмосферных осадках, явлениях погоды, ветре, температуре, влажности воздуха и атмосферном давлении;
авиационные прогнозы содержат детальную характеристику ветра, видимости, явлений погоды,облачности;
морские и речные прогнозы содержат детальную характеристику ветра, волнения, явлений погоды,температуры воздуха;
сельскохозяйственные (агрометеорологические) прогнозы содержат детальную характеристикуатмосферных осадков и температуры воздуха.
Самый первый телевизионный прогноз погоды был показан в Англии 11 ноября 1936 года.
Прогноз погоды базируется на информации, полученной из различных источников. В мире существуют организации метеорологических наблюдений.
Например в России существует обширная сеть метеорологических станций (в мире их сейчас около 10000), постов, обсерваторий.
Ведутся аэрологические наблюдения с помощью радиозондов, воздушных шаров, метеорологических и геофизических ракет. Наблюдения на морях и океанах со специально оборудованных судов, автоматическими метеобуями. Метеорологические исследования опираются на новейшие приборы с использованием камер искусственного климата, авиации, спутниковой информации.
Кому же особенно необходима информация о погоде?
Главными потребителями метеорологической информации являются морской флот и авиация. Сведения о метеорологическом режиме широко используются при проектировании и эксплуатации различных сооружений — зданий, аэродромов, железных дорог, линий электропередач и т. д.
На первом месте по зависимости от погодных условий и климата стоит сельское хозяйство.
На продуктивность большое влияние оказывает влажность почвы и воздуха, количество осадков, света, тепла.
В конце XIX века сформировалась даже самостоятельная отрасль метеорологии — агрометеорология. По полученным метеорологическим данным составляются специальные карты погоды.
Ежедневно сотни специалистов самых разных профессий используют специальные карты погоды - синоптические.
Синоптическая карта (греч. συνοπτικός, «обозримый одновременно») — это географическая карта, на которой условными знаками нанесены результаты наблюдений многих метеостанций.
Такая карта дает наглядное представление о состоянии погоды в данный момент.
При последовательном составлении карт выясняются направления движения воздушных масс, развитие циклонов, перемещение фронтов.
Анализ синоптических карт позволяет предвидеть изменения погоды. Можно отследить изменения состояния атмосферы, в частности перемещение и эволюцию атмосферных возмущений, перемещение, трансформация и взаимодействие воздушных масс и пр.
В последние десятилетия синоптическая информация обогатилась результатами аэрологических наблюдений.
В последние годы также используется спутниковая информация о состоянии океанов и частей суши, где нет метеостанций. Фотографирование облачных систем со спутников позволяет обнаружить зарождение тропических циклонов над океанами. Синоптические карты составляют от 2 до 12 раз в сутки.
С древних времен у людей существовала необходимость предсказывать погоду. Благодаря наблюдательности и желанию узнать погодные условия появились народные приметы.
Например: ласточки летают над землей, голуби прячутся, мошкара лезет в лицо
- признаки ненастной погода, а голуби сильно воркуют - к жаркой солнечной погоде; мошкара вьется кругами, сверчок стрекочет поздно вечером, звезды на ночном небосклоне - признаки ясной погоды и др.
- Ребята, а какие вы знаете народные приметы?
Погода играет большую, а иногда даже решающую роль в человеческой истории.
Помимо изменений климата, которые вызывали постепенную миграцию народов (например, опустынивание Ближнего Востока и формирование сухопутных мостов между материками во время ледниковых периодов), экстремальные погодные явления вызывали меньшие по масштабу перемещения народов и принимали непосредственное участие в исторических событиях.
Одним из таких случаев является спасение Японии ветрами Камикадзе от вторжения монгольского флота Хана Хубилая в 1281 году.
Притязания французов на Флориду прекратились в 1565 году, когда ураган уничтожил французский флот, дав Испании возможность завоевать форт Каролину.
Совсем недавно ураган Катрина заставил более одного миллиона человек переселиться с центрального побережья Мексиканского залива в США, создав самую крупную диаспору в истории Соединенных Штатов.
Помимо такого радикального влияния на людей, погода может влиять на человека и более простыми способами.
Люди плохо переносят экстремальные значения температуры, давления, влажности и ветра.
Погода также влияет и на настроение.
Рекорды погоды — экстремальные метеорологические показатели, которые были официально зарегистрированы на поверхности Земли.
Самая низкая температура за всю историю была зафиксирована 21 июля 1983 года на Станции Восток, Антарктида −89,2 °C.
Самая теплая зафиксирована 13 сентября 1922 года в Альазизайи, Ливия. Тогда столбик термометра поднялся до 58 °C.
Признаками погоды является
- Ребята, а в каком слое атмосферы мы наблюдаем изменения погоды? (В тропосфере – нижнем слое атмосферы)
- А кто из вас знает как называется наука о погоде?
Синоптика – наука о погоде.
Приборы, которые измеряют погоду :
Термометр – прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и т.д.
Анемометр – прибор для измерения скорости.
Барометр-анероид – прибор для измерения атмосферного давления
Гигрометр – измерительный прибор, предназначенный для определения влажности воздуха
Психрометр – прибор для измерения влажности воздуха и его температуры
Флюгер – метеорологический прибор для измерения направления ветра.
Осадкомер, дождемер – прибор для измерения атмосферных жидких и твердых осадков.
Подведение итогов урока
Тест
1. Определите правильно назначение метеорологического прибора флюгера:
А) атмосферное давление
Б) скорость ветра
В) влажность воздуха
Г) направление ветра
2. Какое утверждение верно:
А. Термометр - прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и
так далее.
Б. Метеорология – наука о гидросфере
3. Какое утверждение верно:
А. С помощью барометра определяют влажность воздуха
Б. изучением погоды занимаются сейсмологи
1.Верно только А
2.Верно только Б
3.Верны оба высказывания
4.Оба высказывания неверны
Рефлексия.
- Были ли такие моменты на уроке, которые вами были не поняты?
- Можно ли положительно оценить Вашу личную активность на уроке?
- Как эти знания могут вам пригодиться?
- Достигли ли мы цели урока? Почему?
Домашнее задание