Тема урока по географии «Атмосфера и климаты Земли»
Тема урока «Атмосфера и климаты Земли»
Цель урока: путем закрепления знаний по теме « Атмосфера и климаты Земли» формирование у воспитанников универсальных учебных действий:
познавательных: обобщение и систематизация знаний воспитанников о целостной системе факторов, обуславливающих особенности климата; развитие памяти, мышления; умение пользоваться тематическими картами
коммуникативных: развитие логического мышления, умение обобщать и анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; развивать речь;
личностных : воспитание чувства единения человека и природы, развитие умения применять теоретические знания к конкретной территории, расширение кругозора;
регулятивных: формирование устойчивых навыков по активизации познавательного интереса и географического мышления воспитанников.
Ресурсы: компьютер, проектор, экран для демонстрации компьютерной презентации к уроку, тестовый материал на карточках, атласы, таблицы, дневники наблюдения
Ход урока:
Деятельность учителя |
Деятельность воспитанников |
УУД |
||||||||||||||||||||||
Мотивационно-ориентировочный этап (2 мин) |
||||||||||||||||||||||||
Организационный момент (2мин.) Ребята! Прозвенел звонок и начинается урок географии. В дневнике наблюдения записываем сегодняшнюю погоду. Рита, какая сегодня погода? |
Воспитанники записывают в дневник наблюдения погоду. Рита проговаривает речевой материал, соблюдая правильное произношение: «Сегодня пасмурно, нет осадков, температура воздуха 0 градусов, ветер умеренный, северо-западный» |
КЛР |
||||||||||||||||||||||
Сообщение темы и плана урока (3 мин.) «Кажется дождик начинается», такую фразу произнес сказочный герой Винни-Пух. После неудачного полета на воздушном шаре за медом, он задумался, где на Земле нужен зонтик и просит ему помочь. Чтобы помочь Винни-Пуху и его друзьям: 1. повторим тему « Атмосфера и климаты Земли»; 2. Обсудим, где нужен зонтик на Земле. 3. Выполним условия сказочных героев говорить четко, ясно, следить за ударением. Быть внимательными на уроке. Думать и правильно отвечать на вопросы. |
«Кажется дождик начинается»
|
ПКЛР |
||||||||||||||||||||||
Беседа по теме занятия (30 мин.) «Атмосфера и климаты Земли»
1.Что такое атмосфера? 2.Что такое климат? 3. Что такое погода? 4. Погода и климат – это одинаковые понятия? Погоду и климат можно сравнить с характером человека. Климат – это взрослый человек, со сложившимся характером. Погода – это ребенок, у которого настроение меняется много раз в день. Какие причины влияют на образование погоды? Прочитайте стихи Какие причины прозвучали? Назовите причины, влияющие на климат.
Подтвердим эти слова доказательством. Для этого повторим, что изучали по теме « Климат ». 1.Определите изотерму января г. Каир и г. Оймякон. Где будет холоднее? Почему?
2.Определите изотерму июля
в/ Курске 4.Прочитайте предложение: чем ___________ к экватору, тем ___________ чем ___________ от экватора, тем ___________ 5. Определите сколько осадков выпадает в пустыни Сахара? На острове Ява? Почему?
6.Какое давление формируется у полюсов Земли и на экваторе? 7. Прочитайте предложения: В областях Н давления – осадков выпадает _______ В областях В давления – осадков выпадает _______ 8.Определите, какое будет давление:
Пасмурно, идут дожди - ______ давление 9.На климат влияют ветры. Назовите постоянные ветры.
10.Выберите правильный ответ: Пассаты – это_____ а/ ветры, дующие с запада на восток б/ ветры, дующие от тропиков к экватору в/ ветры, дующие у полюса 11.Какие ветры оказывают влияние на территорию г. Курска? 12.Прочитайте определение и назовите основные свойства воздушных масс. Воздушная масса – это большой объем воздуха с одинаковыми свойствами: 1. 2. 3. 13. Назовите типы воздушных масс. 14. Угадайте, какая это воздушная масса?
|
Тема «Атмосфера и климаты Земли» Отвечают на предложенные вопросы Высказывают свои предположения. Воспитанники пытаются сформулировать цель урока. Атмосфера – это воздушная оболочка Земли. Климат - изменения в состоянии погоды, повторяющиеся в данной местности из года в год. Погода – это состояние атмосферы: облачность, осадки, температура, сила и направление ветра в данной местности и в данное время. Читают стихи. От чего зависит погода? От места, в котором находишься ты Его высоты, широты, долготы; От времени года, ветра, давления; А так же – от настроения. Выбирают причины погоды и отвечают: От времени года, ветра, давления. Отвечают, какие причины влияют на климат: географическая широта, рельеф, давление, моря и океаны, течения, ветры, воздушные массы. Открывают атлас и работают с картой «Климатическая карта Земли». Отвечают на поставленные вопросы. 1. г. Каир – температура января = + 16 г. Оймякон - = -32 Холоднее в г. Оймяконе – это зависит от географической широты. 2. г. Дели – температура июля = +16 Антарктида = - 32 Теплее в г. Дели – это зависит от географической широты. 3.Солнечного тепла больше территория получает на экваторе.
4. Читают и дополняют предложения: чем ближе к экватору, тем теплее; чем дальше от экватора, тем холоднее. 5.По карте определяют осадки : в пустыне Сахара – 100 мм – В давление на острове Ява - 2000 мм- Н давление 6. Добавляют в предложения пропущенные слова: у полюсов – высокое давление на экваторе – низкое давление 7. Читают и дополняют пропущенные слова: В областях низкого давления – осадков выпадает много. В областях высокого давления – Осадков выпадает мало. 8.Читают и дополняют предложения: Пасмурно, идут дожди – низкое давление. Ясно, нет осадков – высокое давление.
9. Отвечают на поставленные вопросы: Постоянные ветры на Земле - это пассаты, западные ветры, северо - восточные и юго-восточные. 10. Выбирают правильный ответ: Пассаты- это ветры, дующие от тропиков к экватору. 11. Отвечают на вопрос: На территорию Курска оказывают влияние западные ветры, которые дуют с запада на восток. 12. Читают и дополняют определение: Воздушные массы – это большой объем воздуха с одинаковыми свойствами: 1. температурой 2. влажностью 3. запыленностью 13.По карточкам прочитают типы ВМ: АВМ – Арктическая воздушная масса УВМ - Умеренная воздушная масса ТВМ – Тропическая воздушная масса ЭВМ – Экваториальная воздушная масса 14. По карточке прочитывают погоду и определяют воздушную массу: а/ холодная, сухая погода – это АВМ б/жаркая сухая погода - это ТВМ в/ жаркая влажная погода – это ЭВМ |
ПКЛР |
||||||||||||||||||||||
Вспомним забавных героев из известного мультфильма « Вини Пух» Вам знакомы эти герои? После того как Вини Пух неудачно полетел на воздушном шарике за медом, он решил серьезно заняться географией. Стоит задуматься над фразой « КАЖЕТСЯ ДОЖДИК СОБИРАЕТСЯ», которую он по неосторожности сказал Пяточку.. И друзья стали рассуждать, где им на Земле понадобится зонтик от дожля. Кто рассуждал правильно? ОБСУЖДАЕМ. 1.ПЯТАЧОК сказал, что лучше всего полететь в центр материка Австралия, в гости к мишке коале. Давление в тропиках высокое и осадков выпадает много. Только вот зонтик сломался ( на него упал Вини Пух) 2.КРОЛИК рассуждал практически: « Я известный овощевод, и мне не безразлично будет дождь или нет. Лучше всего побывать на экваторе. Там ливни каждый день. Вот, что значит низкое давление. 3. СОВА А вот мне дождик ни к чему - перья намочит, еще чихать начну. Оставаться надо в Англии и зонтик купить. 4. ИА А я бы отправился на Северный полюс, летом там хорошо и от частых дождей зонтик пригодиться 5. А еще ИА , с грустью в голосе сказал: « Самый постоянный ветер пассат – он всегда дует от тропика к экватору». |
Называют сказочных героев: Винни-Пух, Ослик, Пятачок, Сова
« КАЖЕТСЯ ДОЖДИК СОБИРАЕТСЯ»
Высказывают свои предложения. Пятачок не прав. В центре Австралии высокое давление и осадков выпадает мало.
Высказывают свои предложения. Кролик прав. На экваторе давление низкое и осадков выпадаем много.
Высказывают свои предложения. Сова права. в Англии нужен зонтик, близко море и осадков выпадает много.
Высказывают свои предложения. ИА не прав. На Северном полюсе высокое давление – осадков мало и холодно. ИА прав : постоянный ветер - пассат дует от тропиков к экватору.
|
|||||||||||||||||||||||
Рефлексивно-оценочный этап (5мин.) ВЫВОД: Итак, мы помогли сказочным героям разобраться в климатических процессах, но в действительности знания о климате нужны и важны, так как этот природный компонент играет важную роль, как в жизни природы, так и в жизни человека. Домашнее задание: карточка с заданиями каждому воспитаннику. Какую работу вы будете выполнять – дается образец Подводятся итоги работы воспитанников на уроке и выставляются оценки в дневники |
Анализируется урок, достижение цели, общий результат.
Вместе с воспитанниками выполняют работу, используя климатическую карту. Определите климат:
( устно проговаривают) Записывают в дневник домашнее задание. |
КЛР |
Татьяна Шелдунова
Татьяна Шелдунова