Урок-презентация по географии «Климаты Земли» (7 класс)
Пояснительная записка к презентации
Урок « Климаты Земли»
Класс: 7.
Тип урока: комбинированный мультимедийный урок.
Цель урока: Формирование понятия о климатических поясах и факторах их образования.
Задачи урока:
Повторить и закрепить знания учащихся о циркуляции воздушных масс на Земле.
Познакомить учащихся с понятием «климатический пояс» и картой климатических поясов мира.
Выявить особенности распределения на Земле климатических поясов и причины их формирования.
Рассмотреть влияние климатообразующих факторов на Земле.
Создать условия для совершенствования навыков работы с картой климатических поясов, систематизирующей таблицей.
Способствовать развитию представления о взаимосвязи компонентов природы.
Оборудование: географические атласы для 7 класса, учебники, карта климатических поясов мира, климатическая карта мира, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока.
Учитель:/data/files/g1476116687.pptx (климат Земли)
Дорогие ребята, мне сегодня приятно видеть вас на уроке. И чтобы с хорошего настроения начать урок, давайте повернемся друг другу, улыбнемся и пожелаем успехов в освоении новых знаний! Итак, начнем, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (ответ учеников)
- Сегодня мы продолжим изучение климатических особенностей нашей планеты.
Слайд 1 – название темы урока «Климатические пояса. Климатообразующие факторы» (учащиеся записывают тему урока в тетрадь)
Учитель:
- Что мы сегодня вспомним, узнаем, чему научимся на уроке?
Слайд 2 - формулирование цели и задач урока.
Описывать климатические пояса. Выявлять факторы формирования климата.
Как и почему на Земле формируются климатические пояса. Какие факторы
влияют на климат.
Проверка домашнего задания.
Задания на доске
На схеме показать стрелочками направления движения постоянных ветров, подписать названия, подписать области атмосферного давления
На схеме обозначить районы формирования воздушных масс, поясов атмосферного давления. Дать краткую характеристику свойств воздушных масс.
Работа с остальными ребятами класса.
Слайд 3.
Вспомним героев известного мультфильма. После того, как Винни Пух неудачно полетал на воздушном шарике за медом, он решил заняться географией. Стоит задуматься над фразой «Кажется дождик собирается», которую он по неосторожности сказал Пяточку. Друзья рассуждали, где на Земле им понадобится зонтик от дождя.
Кто рассуждал правильно. Работая в группах, через минуту вам предлагается проанализировать ситуацию и объяснить ответ.
( каждой группе дается по 1 вопросу)
Слайд 4. (открыть когда отвечают группы)
1 группа. Пятачок сказал, лучше махнуть в Австралию, в самый центр, в гости к мишке – коале. Давление воздуха там подходящее – в тропиках высокое, и осадков в избытке. Только вот зонтик у него сломался ( на него Винни Пух упал). ( не прав, в в центре Австралии осадков мало, но давление действительно высокое)
Слайд 5.
2 группа. Кролик рассуждал практически.» я известный овощевод,, и мне не безразлично будет дождь или нет. Лучше всего в Южной Америке на экваторе побывать. Говорят, там ливни каждый день. Вот , что значит низкое давление и поднимающийся вверх теплый воздух» ( кролик прав, давление низкое, воздух поднимается вверх, т.к. хорошо нагревается от земной поверхности, поднимаясь, он охлаждается и выпадают осадки)
Слайд6.
3 группа. « А вот мне дождик ни к чему – перья намочит, еще чихать начну. Оставаться надо здесь – в Англии и зонтик купить» - заявила Сова. ( сова права в том, что в Англии действительно нужен зонтик, т. Как климат там морской и осадков выпадает много)
Слайд 7.
4 группа. « А я бы отправился на Северный пояс, летом там хорошо, и от частых дождей зонтик пригодится» - задумчиво размышлял ослик Иа. ( не прав, на северном поясе холодно, давление высокое и осадков выпадает мало)
Молодцы, а теперь проверим задание на доске.
Плюс задание слайд 1 интерактива.
Подведем некоторые итоги. Мы узнали о закономерностях распределения температуры, осадков, поясов атмосферного давления, постоянных ветров, перемещения ВМ. Из этой «мозаики» элементов климата необходимо составить целостную картину мира, и если мы правильно подберем и объединим элементы климата, то у нас получится портрет Земли, отображенный на карте « Климатические пояса Земли». Слайд 9
Землю условно разделили на огромные широтные полосы – климатические пояса. Известный климатолог Алисов выделял 13 климатических поясов.
Слайд10.
Термин климатический пояс « Климатические пояса – это обширные, достаточно однородные по климату области Земли.
Климатические пояса формируются под действием определенных ВМ.
Используя карту атласа « климатические пояса земли» перечислите климатические пояса земли.
Сколько климатических поясов выделяют на Земле? (13)
Почему количество названий поясов не соответствует числу поясов на карте? (Шесть поясов повторяются дважды относительно экватора)
Слайд11.
Существуют два вида климатических поясов:
Климатические пояса
основные переходные
( в течении года господствует одна ВМ) ( происходит смена ВМ посезонам)
Слайд10 ( каждый элемент получается по щелчку, использовать вместе с гиперссылками)
рассмотрим особенности основных климатических поясов.
какие ВМ формируются в районе экватора ( экв)
каковы там погодные условия в течении года
какие ВМ формируются в районе тропиков?
какими свойствами обладают ТВМ? ( жаркие и сухие)
какие ВМ господствуют в умеренных широтах?
Какими свойствами обладают УВМ? ( свойства изменяются в течении года)
какие ВМ господствуют в районе полюсов?
какими свойствами обладают АВМ? ( холодные и сухие)
В районе формирования ЭВМ выделяют экваториальный климатический пояс ( щелчок на поясе картинки, обратно – стрелка)
В районе формирования ТВМ – выделяют Тропический климатический пояс
В районе формирования УВМ - выделяют умеренный климатический пояс
В районе господства АрВМ и АнВМ - арктический и антарктический климатические пояса.
Выпишите в тетрадь основные климатические пояса, используя карту климатические пояса и области мира.
Слайд11. Проверка основных климатических поясов
Климатические пояса
основные переходные
Экваториальный
Тропический
Умеренный
Арктический
Антарктический
Задание группам: дайте характеристику климатических поясов и оцените климат с позиции влияния на жизнь и деятельность населения, используя карту климатические пояса и области мира и дополнительный материал:
Слайд 12 ( появляется таблица, группы дают характеристику одного климатического пояса)
Климатический пояс |
ВМ |
Особенности климата |
тем |
Осадки. |
Примеры адаптации человека |
Приспособленность к особенностям климата |
|
ян |
ию |
||||||
экваториальный |
ЭВМ |
Жарко и влажно в течении года |
+24° |
+24° |
2000мм |
Хижины из ветвей и листьев деревьев |
Защищают от палящих лучей Солнца |
тропический |
ТВМ |
Жарко и сухо |
+10° - +15° |
+32° |
100мм |
Жилища кочевников из козьих шкур в форме шатра Длинные легкие накидки |
Защита от сухого тропического воздуха Защищает от песчаных бурь |
умеренный |
УВМ |
Четкая выраженность смены времен года |
0° - -32° |
+16° |
300 – 600мм |
Жилища деревянные, |
Защищают зимой от холода, летом сохраняют прохладу |
Арктический антарктический |
АВМ |
Холодно в течении года |
-32° |
Ниже 0° |
Менее 100мм |
Меховые комбинезоны |
Оберегают от холода |
Проверка таблицы ( слайд14)
Трудно себе представить, чтобы очень влажная и жаркая, покрытая лесами территория около экватора сразу переходила в тропическую пустыню. Поэтому, вполне естественно, что между основными климатическими поясами существуют переходные климатические пояса.
- перечислите названия климатических поясов, которые у нас остались не названными
- что общего в их написании ( приставка суб)
- почему их называют переходными ( их формируют две воздушные массы)
Слайд 12. ( по щелчку смена картинки)
Летом в каждом переходном поясе господствуют ВМ того пояса, который расположен южнее, а зимой того, который расположен севернее
Летом в результате наклона земной оси солнце оказывается в зените над северным тропиком и происходит смещение воздушных масс и областей атмосферного давления к северу Земли. ( щелчек и движение солнышка)
Зимой солнце оказывается в зените над южным тропиком и происходит смещение воздушных масс и областей атмосферного давления к югу Земли. ( щелчок и солнышко смещается)
Таким образом, в районе между экватором и тропиком происходит перемещение (смена) воздушных масс и областей разного атмосферного давления. (эффект анимации на слайде) Поэтому этот район Земли получил название переходного субэкваториального пояса. Приставка «суб» в переводе с латинского означает «под». Субэкваториальный пояс – подэкваториальный.
Перемещение воздушных масс вслед за солнцем происходит в районе между тропическим и умеренным поясами и между умеренным и арктическим поясами (эффект анимации на слайде).
- какие ВМ формируют субэкваториальный клим.пояс
- какие ВМ формируют субтропический климатический пояс
- Какие ВМ формируют субарктический (субантарктический) пояс
Выпишите в тетрадь переходные пояса:
Слайд 13. ( проверка схемы)
Климатические пояса
Постоянные переходные
Экваториальный субэкваториальный
Тропический субтропический ( 2)
Умеренный субарктический
Арктический субантарктический
Антарктический
Слайд 15.
Если посмотреть на карту, то мы увидим, что границы климатических поясов не проходят строго по параллелям и местами отклоняются то к северу, то к югу.
Слайд 16 ( климатообразующие факторы)
Это объясняется тем, что на климат оказывает влияние рельеф, океаны, течения, суша, т.е. КОФ ( Слайд)
Закрепление.
Интерактивное задание на доске (слайды 2,3,4)
( Распределить климатические пояса по группам)
Географический диктант
в каком климатическом поясе весь год наблюдается высокая температура и выпадает значительное количество осадков
длинная и суровая зима здесь сменяется коротким летом, связанным с приходом умеренных воздушных масс
круглый год господствует сухая и холодная арктическая воздушная масса
Господствуют тропическая воздушная масса и воздушная масса умеренных широт
Этот климатический пояс формируют экваториальная и тропическая воздушные массы.
В течение года здесь господствует воздушная масса умеренных широт.
Зимой сюда приходят умеренные воздушные массы, которые приносят осадки в виде зимних дождей.
Домашнее задание.
Параграф 8, повторить п.6,7.
На контурной карте отметить климатические пояса
Доделать таблицу для переходных поясов.
Сложные творческие задания ( по желанию)
Вам предлагается несколько ситуаций. По одной из них напишите рассказ (желательно с иллюстрацией) /задания в карточках раздаются детям/
1.Вы отправляетесь в путешествие на Антарктический полуостров летом. Какой там климатический пояс? Расскажите, какую одежду возьмете с собой. Чем сможете заниматься на отдыхе с учетом природных условий?
2.Вы отправляетесь в путешествие на остров Врангеля летом. Какой там климатический пояс? Расскажите, какую одежду возьмете с собой. Чем сможете заниматься на отдыхе с учетом природных условий?
3.Вы отправляетесь в путешествие на Гавайские острова зимой. Какой там климатический пояс? Расскажите, какую одежду возьмете с собой. Чем сможете заниматься на отдыхе с учетом природных условий?
4.Вы отправляетесь в путешествие на озеро Байкал зимой. Какой там климатический пояс? Расскажите, какую одежду возьмете с собой. Чем сможете заниматься на отдыхе с учетом природных условий?
Рефлексия.
Какой ответ вы можете выбрать по сегодняшнему уроку?
-Я усвоил(а) материал полностью.
-Я усвоил(а) материал частично.
-Я не усвоил материал урока.
Итоги урока. Оценки за урок.