Урок географии в 7 классе на тему «Атмосфера и климаты Земли»

1
0
Материал опубликован 8 February 2016

Тема урока «Атмосфера и климаты Земли»

Цель урока: путем закрепления знаний по теме « Атмосфера и климаты Земли» формирование у воспитанников универсальных учебных действий:

познавательных: обобщение и систематизация знаний воспитанников о целостной системе факторов, обуславливающих особенности климата; развитие памяти, мышления; умение пользоваться тематическими картами

коммуникативных: развитие логического мышления, умение обобщать и анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; развивать речь;

личностных : воспитание чувства единения человека и природы, развитие умения применять теоретические знания к конкретной территории, расширение кругозора;

регулятивных: формирование устойчивых навыков по активизации познавательного интереса и географического мышления воспитанников.

Ресурсы: компьютер, проектор, экран для демонстрации компьютерной презентации к уроку, тестовый материал на карточках, атласы, таблицы, дневники наблюдения


 

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность воспитанников

УУД

Мотивационно-ориентировочный этап (2 мин)

Организационный момент (2мин.)

Ребята! Прозвенел звонок и начинается урок географии.

В дневнике наблюдения записываем сегодняшнюю погоду.

Рита, какая сегодня погода?

Воспитанники записывают в дневник наблюдения погоду.

Рита проговаривает речевой материал, соблюдая правильное произношение:

«Сегодня пасмурно, нет осадков, температура воздуха 0 градусов, ветер умеренный, северо-западный»

КЛР

Сообщение темы и плана урока (3 мин.)

«Кажется дождик начинается», такую фразу произнес сказочный герой Винни-Пух.

После неудачного полета на воздушном шаре за медом, он задумался, где на Земле нужен зонтик и просит ему помочь.

Чтобы помочь Винни-Пуху и его друзьям:

1. повторим тему « Атмосфера и климаты Земли»;

2. Обсудим, где нужен зонтик на Земле.

3. Выполним условия сказочных героев говорить четко, ясно, следить за ударением.

Быть внимательными на уроке. Думать и правильно отвечать на вопросы.

«Кажется дождик начинается»

ПКЛР

Беседа по теме занятия (30 мин.)

«Атмосфера и климаты Земли»

1.Что такое атмосфера?

2.Что такое климат?

3. Что такое погода?

4. Погода и климат – это одинаковые понятия?

Погоду и климат можно сравнить с характером человека.

Климат – это взрослый человек, со сложившимся характером.

Погода – это ребенок, у которого настроение меняется много раз в день.

Какие причины влияют на образование погоды?

Прочитайте стихи

Какие причины прозвучали?

Назовите причины, влияющие на климат.

Подтвердим эти слова доказательством.

Для этого повторим, что изучали по теме « Климат ».

1.Определите изотерму января г. Каир и г. Оймякон. Где будет холоднее? Почему?

2.Определите изотерму июля
Антарктиды и Дели.
Где будет теплее? Почему?


3. Где больше солнечного тепла получает территория:
а/ на экваторе б/ у полюсов

в/ Курске

4.Прочитайте предложение:

чем ___________ к экватору, тем ___________

чем ___________ от экватора, тем ___________

5. Определите сколько осадков выпадает в пустыни Сахара? На острове Ява? Почему?

6.Какое давление формируется у полюсов Земли и на экваторе?
а/ низкое давление
б/ высокое давление

7. Прочитайте предложения:

В областях Н давления – осадков выпадает _______

В областях В давления – осадков выпадает _______

8.Определите, какое будет давление:

Пасмурно, идут дожди - ______ давление
Ясно, мало осадков - _______ давление

9.На климат влияют ветры.

Назовите постоянные ветры.

10.Выберите правильный ответ:

Пассаты – это_____

а/ ветры, дующие с запада на восток

б/ ветры, дующие от тропиков к экватору

в/ ветры, дующие у полюса

11.Какие ветры оказывают влияние на территорию г. Курска?

12.Прочитайте определение и назовите основные свойства воздушных масс.

Воздушная масса – это большой объем воздуха с одинаковыми свойствами:

1.

2.

3.

13. Назовите типы воздушных масс.

14. Угадайте, какая это воздушная масса?

Тема «Атмосфера и климаты Земли»

Отвечают на предложенные вопросы

Высказывают свои предположения.

Воспитанники пытаются сформулировать цель урока.

Атмосфера – это воздушная оболочка Земли.

Климат - изменения в состоянии погоды, повторяющиеся в данной местности из года в год.

Погода – это состояние атмосферы: облачность, осадки, температура, сила и направление ветра в данной местности и в данное время.

Читают стихи.

От чего зависит погода?

От места, в котором находишься ты

Его высоты, широты, долготы;

От времени года, ветра, давления;

А так же – от настроения.

Выбирают причины погоды и отвечают:

От времени года, ветра, давления.

Отвечают, какие причины влияют на климат:

географическая широта, рельеф, давление, моря и океаны, течения, ветры, воздушные массы.

Открывают атлас и работают с картой

«Климатическая карта Земли».

Отвечают на поставленные вопросы.

1. г. Каир – температура января = + 16

г. Оймякон - = -32

Холоднее в г. Оймяконе – это зависит от географической широты.

2. г. Дели – температура июля = +16

Антарктида = - 32

Теплее в г. Дели – это зависит от географической широты.

3.Солнечного тепла больше территория получает на экваторе.

4. Читают и дополняют предложения:

чем ближе к экватору, тем теплее;

чем дальше от экватора, тем холоднее.

5.По карте определяют осадки :

в пустыне Сахара – 100 мм – В давление

на острове Ява - 2000 мм- Н давление

6. Добавляют в предложения

пропущенные слова:

у полюсов – высокое давление

на экваторе – низкое давление

7. Читают и дополняют пропущенные слова:

В областях низкого давления – осадков выпадает много.

В областях высокого давления –

Осадков выпадает мало.

8.Читают и дополняют предложения:

Пасмурно, идут дожди – низкое давление.

Ясно, нет осадков – высокое давление.

9. Отвечают на поставленные вопросы:

Постоянные ветры на Земле - это

пассаты, западные ветры, северо - восточные и юго-восточные.

10. Выбирают правильный ответ:

Пассаты- это ветры, дующие от тропиков к экватору.

11. Отвечают на вопрос:

На территорию Курска оказывают влияние западные ветры, которые дуют с запада на восток.

12. Читают и дополняют определение:

Воздушные массы – это большой объем воздуха с одинаковыми свойствами:

1. температурой

2. влажностью

3. запыленностью

13.По карточкам прочитают типы ВМ:

АВМ – Арктическая воздушная масса

УВМ - Умеренная воздушная масса

ТВМ – Тропическая воздушная масса

ЭВМ – Экваториальная воздушная масса

14. По карточке прочитывают погоду и определяют воздушную массу:

а/ холодная, сухая погода – это АВМ

б/жаркая сухая погода - это ТВМ

в/ жаркая влажная погода – это ЭВМ

ПКЛР

Вспомним забавных героев из известного мультфильма « Вини Пух»

Вам знакомы эти герои?

После того как Вини Пух неудачно полетел на воздушном шарике за медом, он решил серьезно заняться географией. Стоит задуматься над фразой « КАЖЕТСЯ ДОЖДИК СОБИРАЕТСЯ», которую он по неосторожности сказал Пяточку..

И друзья стали рассуждать, где им на Земле понадобится зонтик от дожля.

Кто рассуждал правильно? ОБСУЖДАЕМ.

1.ПЯТАЧОК сказал, что лучше всего полететь в центр материка Австралия, в гости к мишке коале.

Давление в тропиках высокое и осадков выпадает много. Только вот зонтик сломался ( на него упал Вини Пух)

2.КРОЛИК рассуждал практически:

« Я известный овощевод, и мне не безразлично будет дождь или нет.

Лучше всего побывать на экваторе. Там ливни каждый день.

Вот, что значит низкое давление.

3. СОВА

А вот мне дождик ни к чему - перья намочит, еще чихать начну.

Оставаться надо в Англии и зонтик купить.

4. ИА

А я бы отправился на Северный полюс, летом там хорошо и от частых дождей зонтик пригодиться

5. А еще ИА , с грустью в голосе сказал:

« Самый постоянный ветер пассат – он всегда дует от тропика к экватору».

Называют сказочных героев:

Винни-Пух, Ослик, Пятачок, Сова

« КАЖЕТСЯ ДОЖДИК СОБИРАЕТСЯ»

 

Высказывают свои предложения.

Пятачок не прав.

В центре Австралии высокое давление и осадков выпадает мало.

Высказывают свои предложения.

Кролик прав. На экваторе давление низкое и осадков выпадаем много.

Высказывают свои предложения.

Сова права.

в Англии нужен зонтик, близко море и осадков выпадает много.

Высказывают свои предложения.

ИА не прав.

На Северном полюсе высокое давление – осадков мало и холодно.

ИА прав : постоянный ветер - пассат дует от тропиков к экватору.

 

Рефлексивно-оценочный этап (5мин.)

ВЫВОД:

Итак, мы помогли сказочным героям разобраться в климатических процессах, но в действительности знания о климате нужны и важны, так как этот природный компонент играет важную роль, как в жизни природы, так и в жизни человека.

Домашнее задание: карточка с заданиями каждому воспитаннику.

Какую работу вы будете выполнять – дается образец

Подводятся итоги работы воспитанников на уроке и выставляются оценки в дневники

Анализируется урок, достижение цели, общий результат.

Вместе с воспитанниками выполняют работу, используя климатическую карту.

Определите климат:

Объект

Температура.

Янв. июля

Осад

ки

Давле-

ние

Вет

ры

ВМ

 

Якутск

           

Каир

           

( устно проговаривают)

Записывают в дневник домашнее задание.

КЛР

Комментарии
Комментариев пока нет.