Портфолио на 1 категорию

16
4
Материал опубликован 21 September 2016

ПОРТФОЛИО

КУЛИКОВА

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА

1983 г.р.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с. Объячево

учитель коми языка

Образование

2006 г. Сыктывкарский Государственный университет

Специальность

Филология

Квалификация

Филолог. Преподаватель.

Общий трудовой стаж

7 лет

В данном учреждении

2 года

Ученое звание

Нет

Почетное звание

Нет

Награды

Нет

Заявленная квалификационная категория

Первая

Результат самооценки в баллах

45 баллов

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Лист самооценки

3

 

Самооценка результатов педагогической деятельности в форме информационно-аналитической справки

1.

Критерий 1. Образовательные достижения учащихся

1.1.Обученность учащихся в динамике

6

6

 

1.2.Качество знаний всех учащихся по предмету

8

 

1.3.Количество учащихся, испытывающих интерес к изучению предмета

9

2.

Критерий 2. Организация и результативность внеурочной деятельности по предмету

11

 

2.1.Количество учащихся, ежегодно вовлеченных во внеурочную деятельность по предмету

11

 

2.2.Систематичность внеурочной деятельности по предмету

13

 

2.3.Наличие особых достижений учащихся по предмету

15

3.

Критерий 3. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий

20

 

3.1.Активное использование проектных и исследовательских технологий в образовательном процессе

20

 

3.2.Использование ИКТ в образовательном процессе

21

 

3.3.Использование технологий, обусловленных спецификой преподаваемого предмета

25

4.

Критерий 4. Профессиональное развитие учителя

34

 

4.1.Освоение программ повышение квалификации или профессиональной переподготовки

34

 

4.2. Методическая работа по предмету

34

 

4.3.Систематическая работа по обобщению собственного педагогического опыта в любой письменной форме

34

 

4.4.Трансляция обобщённого личного педагогического опыта

34

 

4.5. Участие в профессиональных конкурсах

35

 

Дополнительные критерии по выбору учителя

37

5.

5. Здоровьесбережение в образовательном процессе

37

6.

7. Вовлечение родителей в образовательный процесс

43

 

Приложения

49

Лист самооценки

Критерий

Показатели

Самооценка в баллах

1.Образовательные достижения учащихся

(за последние 3 - 5 лет)

1.1. Обученность учащихся в динамике

3

1.2. Качество знаний всех учащихся по предмету

3

1.3. Количество учащихся, испытывающих интерес к изучению предмета

3

2. Организация и результативность внеурочной деятельности по предмету (за последние 3 - 5 лет)

2.1. Количество учащихся, ежегодно вовлеченных во внеурочную деятельность по предмету

3

2.2. Систематичность внеурочной деятельности по предмету

1

2.3. Наличие особых достижений учащихся по предмету при позитивной динамике количества призеров, победителей

2

3. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий

3.1. Активное использование проектных и исследовательских технологий в образовательном процессе

3

3.2. Использование ИКТ в образовательном процессе

2+1

3.3. Использование технологий, обусловленных спецификой преподаваемого

Предмета

3

4. Профессиональное развитие учителя

(за последние 3 - 5 лет)

4.1. Освоение программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки

3+1

4.2. Методическая работа по предмету

0

4.3.Систематическая работа по обобщению собственного педагогического опыта в любой письменной форме: конспект, методическая разработка, публикация и т.д., в т.ч. через Интернет

2+1

4.4. Трансляция обобщенного личного педагогического опыта (в форме открытых уроков, мастер-классов, семинаров, проведения занятий на курсах повышения квалификации), в т.ч. через Интернет

3

4.5. Участие в профессиональных конкурсах

3

Критерии по выбору учителя (2 из 4)

5.Здоровьесбережение в образовательном процессе

Результаты работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся

3+1

7. Вовлечение родителей в образовательный процесс

Организация работы с родителями

3+1

Общее количество баллов - 46


 

Самооценка результатов педагогической деятельности в форме информационно-аналитической справки

Критерий 1. Образовательные достижения учащихся

1.1. Обученность учащихся в динамике

Одним из важнейших показателей учебного процесса является уровень обученности учащихся. Анализ результатов педагогической деятельности Куликовой Татьяны Ивановны показал, что уровень обученности учащихся по предмету «коми язык» стабильно составляет 100 % во всех классах в течение всей педагогической деятельности. Это можно проследить в таблице 1, где отмечены результаты за период 2013-2015 учебные годы (таблица 1, приложение 1).

Таблица 1

Позитивная динамика уровня обученности учащихся

за последние три года (в %)

Учебный год

Класс

Процент учащихся, освоивших государственные учебные программы по математике

2013-2014

5 «б»

5 «в»

6 «а»

6 «в»

7 «а»

7 «б»

7 «г»

8 «а»

8 «б»

100 %

100 %

100 %

100 %

100 %

100 %

100 %

100 %

100 %

2014-2015

5 «в»

5 «г»

6 «б»

6 «в»

7 «в»

8 «а»

8 «б»

8 «г»

9 «а»

9 «б»

100 %

100 %

100 %

100 %

100 %

100 %

100 %

100 %

100 %

100 %

Данные за 2013-2015гг. представлены так же в диаграмме 1.

Диаграмма 1

Из данных таблицы и диаграммы видно, что учащиеся имеют максимальный уровень усвоения знаний - 100 % за два последних года.

Результат получен благодаря индивидуализации и дифференциации педагогического воздействия, использованию на уроках здоровьесберегающих технологий в сочетании с гуманно-личностным подходом, применения в работе современных образовательных технологий. Со слабыми учениками регулярно проводится дополнительная работа по усвоению материала. В результате обученность всегда имеет стабильный уровень. (Приложение 1)

 

1.2. Качество знаний всех учащихся по предмету за последние два года

В педагогической деятельности большое внимание уделяется использованию современных образовательных технологий, которые способствуют повышению качества знаний по коми языку.

За последние два года качество обучения по коми языку (на примере одного класса 8 «А» - 9 «А») повысилось с 95 % до 98 % (таблица 2, приложение 2).

Таблица 2

Позитивная динамика качества знаний учащихся

за последние два года (на примере одного класса)

Класс (в динамике за 2 года)

2013 - 2014

2014 – 2015

8а – 9а

95 %

98 %

Диаграмма 2

Качество знаний одного класса по годам

Из данных таблицы и диаграммы видна положительная динамика качества знаний учащихся. Стабильные положительные результаты обучения достигаются благодаря грамотному использованию в своей работе разнообразных методов, способов и приемов обучения. (Приложение 2)

1.3. Количество учащихся, испытывающих интерес к изучению предмета

По запросу педагога в 6 «б» классе было проведено тестирование по диагностической методике направленности учебной мотивации (Дубовицкой Т.Д.) с целью определения количества учащихся, испытывающих интерес к коми языку. Методика проведена и обработана педагогом-психологом МБОУ «СОШ» с. Объячево Томша С.В. (таблица 3, приложение 3).

Таблица 3

Уровни мотивации

Коми язык

6 «б» всего из 16 чел.

Чел.

%

Внешняя мотивация (неустойчивая) от 0 до 10 б.

3

18

Внутренняя мотивация от 11 до 20 баллов

13

82

Высокий уровень внутренней мотивации 15 – 20 б.

10

63

Средний уровень внутренней мотивации 6 – 14 б.

6

37

Низкая мотивация от 0 до 5 баллов

-

-

 

Качественный анализ показал высокий процент детей по разделу «Интерес к предмету» - 13 учащихся 6 «б» класса показали степень проявления интереса к коми языку от 66% до 100%, набрав 4-6 баллов – это 82 % учащихся всего класса. Остальные три человека по шкале интереса набрали 33%, таким образом, из опрошенных учащихся класса не имеющих интереса к предмету детей нет.

В настоящее время 2 ученика Куликовой Татьяны Ивановны обучаются в Государственной общеобразовательной школе-интернат «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова г. Сыктывкара: Лихачев Максим, Пантелеев Юрий (приложения: 4 на диске, 11).

Интерес к предмету у детей прослеживается на фоне предметных недель. В неделе коми языка учащихся активно принимают участие в викторинах, играх, конкурсах.

Таблица №4. Участие в предметных неделях.

Учебный год

Классы

Количество учащихся, принимавших участие в предметной неделе.

2013-2014

5-9

Свыше 50%

2014-2015

5-9

Свыше 50%

Приложения 5, 6, 7.

Критерий 2. Организация и результативность внеурочной деятельности по предмету

2.1. Количество учащихся, ежегодно вовлеченных во внеурочную деятельность по предмету

Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и учащегося происходит становление личности.

Таблица 5

Количество учащихся, вовлеченных во внеурочную

деятельность по предмету

Год

Формы внеурочной деятельности

Количество участников

2013-2014

1. Неделя русского языка и литературы и коми языка:

- VIII районные «Юхнинские чтения». Приложение 8

- конкурс переводчиков. Приложение 5

- игра по станциям: станция «Зарни куд». Приложение 5

- конкурс чтецов: стихотворения В.А. Савина на коми языке. Приложение 5

2. Школьный тур всероссийской предметной олимпиады школьников. Приложение 9

3. Республиканская викторина «Я знаю о Куратове». Приложения: 12 на диске, 10, 11

4. IV открытые Радонежские школьные чтения «Вера и время». Приложение 13

5. IV Общешкольная конференция «Первые шаги в науку». Приложение 14

6. Республиканская творческая лаборатория «А медся гажа чужан муыд, а медся мыла чужан кыв». Приложения: 15 на диске, 16

7. Сотрудничество с учреждениями культуры (библиотекой (школьной, центральной), ЦИИиПТ. Приложения: 18 на диске, 17

1

15

20

5

69

1

1

1

2

Итого: свыше 35 %

2014 -2015

1. Декада культуры и искусства:

- конкурс переводчиков. Приложение 7

- конкурс чтецов: стихотворения коми поэтов о Великой Отечественной войне. Приложения: 19, 20, 21 на диске, 7

2. Школьный тур всероссийской предметной олимпиады школьников. Приложение 22

3. IX районные «Юхнинские чтения». Приложение 23 на диске, 24

4. Республиканский конкурс художественного слова среди детей и молодежи «Новые имена» - «Выль нимъяс». Приложение 17

5. «Коми кыв вылын Öтувъя диктант». Приложение 25

6. Просмотр спектакля «Асъя кыа» «Усть-Сысольские святки». Приложения 26, 27 на диске

7. Сотрудничество с учреждениями культуры (библиотекой школьной, центральной, ЦИИиПТ) Приложения: 18 на диске, 17

80

3

88

1

4

2

21

Итого: свыше 35 %

Из данных таблицы 5 видно, что количество учащихся, посещающих различные занятия во внеурочной деятельности по коми языку за период 2013 - 2015 гг. составляет более 35 % от общего количества учащихся.

Это обусловлено интересом обучающихся к предмету «коми язык», высоким уровнем мотивации к изучению этого предмета, возможностью для ребёнка проявить себя.

2.2. Систематичность внеурочной деятельности по предмету

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность - важнейшая часть работы учителя Куликовой Татьяны Ивановны. Она обоснована и систематична, имеет разнообразные формы: это и проведение предметных недель по коми языку, участие в конкурсах, проектах, реализация и участие в мероприятиях, посвященных культуре и традициям коми народа.

Таблица 6

 

Виды внеурочной деятельности

Используемые формы и методы

Результат

1.

Неделя русского языка и литературы и коми языка

- школьные олимпиады;

- конкурс чтецов;

- викторины;

- игра по станциям «Зарни куд» и др. внеклассные мероприятия по предметам.

1.Повышение мотивации к изучению предметов.

2.Постоянное участие в школьных олимпиадах и заочных конкурсах

3. Углубление знаний учащихся по предметам

4. Развитие творческих и иных способностей.

5. Развитие коммуникативных, социокультурных, ценностно-смысловых компетенций.

6. Формирование языковой и культуроведческой компетенций.

6. Воспитание у учащихся любви к родному языку, любви к Родине, гражданско-патриотическое воспитание учащихся.

2.

Сотрудничество с учреждениями культуру (библиотека, краеведческий музей, Центр культуры и досуга, Центр ИИиПТ )

- театральные недели;

- выставки;

- встречи с интересными людьми;

- различные формы уроков;

- викторины, конкурсы;

- внеурочные мероприятия.

3.

Конкурсы

- школьные конкурсы;

- районные конкурсы;

- республиканские конкурсы.

4.

Проектная деятельность

- Сбор материала;

- оформление альбомов и презентаций;

Куликова Татьяна Ивановна применяет новые формы проведения внеклассных мероприятий. Так, в системе внеурочной деятельности применяет такую инновационную форму, как проектная и исследовательская деятельность школьников (критерий 3.1). Составление проектов проводится с использованием интерактивной доски, сети Интернет, применением мультимедийных технологий (приложение 28 на диске). Выполненные работы используются при оформлении тематических стендов, как демонстрационный материал на уроке, для проведения внешкольных и внеклассных мероприятий.

Работы учащихся публикуются на сайте школы в разделе «Методическая копилка» (приложение 29), на мини-сайте http://nsportal.ru (приложение 30).

2.3. Наличие особых достижений учащихся по предмету

На уроках коми языка создаются условия для проявления школьниками сильных сторон их личности с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Использование индивидуальных, дифференцированных, творческих заданий на уроках способствуют развитию хорошо успевающих и одаренных детей, углублению их знаний и развитию интересов. Слабым школьникам такие задания позволяют испытывать чувство успеха, дают возможность проявить себя, свои сильные стороны. Учащиеся участвуют в различных конкурсах, в олимпиадах по коми языку.

Таблица 7

Год

Фамилия, имя учащегося

Конкурс

Уровень

Результаты

2013-2014

Сердитова Анна

VIII районные Юхнинские чтения

Муниципальный

Участник

(Приложение

8)

Лихачев Максим

Викторина «Я знаю о Куратове»

Республиканский

3 место

(Приложения 12 на диске,10)

Сердитова Анна

IV открытые Радонежские чтения «Вера и Время»

Школьный

Участник

(Приложение 13)

Чукилева Дарья

Конкурс чтецов

Школьный

3 место

(Приложение 5, 6)

Сердитова Анна

IVобщешкольная конференция «Первые шаги в науку»

Школьный

Участник

(Приложение 14)

Денисова Алина (5 класс)

Олимпиада по коми языку

Школьный

1 место

(Приложение 31)

Лихачев Алексей(5 класс)

Олимпиада по коми языку

Школьный

2 место

(Приложение 31)

Горбунов Никита(5 класс)

Олимпиада по коми языку

Школьный

3 место

(Приложение 31)

Андреев Владимир

(6 класс)

Олимпиада по коми языку

Школьный

3 место

(Приложение 31)

Юрковская Алина (7 класс)

Олимпиада по коми языку

Школьный

1 место

(Приложение 31)

Черных Илья (7 класс)

Олимпиада по коми языку

Школьный

3 место

(Приложение 31)

2014-2015

Юрковская Алина

Конкурс художественного слова среди детей и молодежи «Новые имена»-«Выль нимъяс»

Республиканский

Участие

(Приложение 17)

Смолев Егор

Конкурс художественного слова среди детей и молодежи «Новые имена» -«Выль нимъяс»

Республиканский

Участие

(Приложение 17)

Шаглеев Андрей

Конкурс художественного слова среди детей и молодежи «Новые имена» -«Выль нимъяс»

Республиканский

Участие

(Приложение 17)

Федорова Кристина

Конкурс художественного слова среди детей и молодежи «Новые имена» - «Выль нимъяс»

Республиканский

Участие

(Приложение 17)

Елина Екатерина

IX районные Юхнинские чтения

Муниципальный

Участник

(Приложение

23 на диске)

Беляева Валерия

Конкурс чтецов

Школьный

1 место

(Приложение 21 на диске)

Пименова Диана

Конкурс чтецов

Школьный

Участник

(Приложение 20 на диске)

Гурдиш Алина

Конкурс чтецов

Школьный

Участник

(Приложение 19 на диске)

Чегесов Сергей

Единый диктант на коми языке

Российский

Участник

Шулепова Юлия

Единый диктант на коми языке

Российский

Участник

(Приложение

25)

Беляева Валерия

Олимпиада по коми языку

Школьный

1 место

(Приложение 32)

Туголукова Диана

Олимпиада по коми языку

Школьный

2 место

(Приложение 32)

Низовцева Янина

Олимпиада по коми языку

Школьный

3 место

(Приложение 32)

Зизганова Светлана

Олимпиада по коми языку

Школьный

1 место

(Приложение 32)

Ракина Вера

Олимпиада по коми языку

Школьный

2 место

(Приложение 32)

Юрковская Алина

Олимпиада по коми языку

Школьный

1 место

(Приложение 32)

 

Малыгин Никита

Олимпиада по коми языку

Школьный

2 место

(Приложение 32)

 

Казаков Андрей

Олимпиада по коми языку

Школьный

3 место (Приложение 32)

Большое внимание уделяю работе с одарёнными учащимися. Число участников олимпиад, творческих, образовательных конкурсов растёт из года в год. В олимпиадах школьного уровня участвуют ограниченное количество, только лучшие обучающиеся по предмету.

Данные таблиц говорят о том, что познавательный интерес воспитанников определяется не только уровнем качественной успеваемости, но и активным участием учащихся в различных мероприятиях, что способствует:

- формированию общей культуры учащихся

- активизации мыслительной познавательной деятельности учащихся

- развитию творческих способностей воспитанников

- повышению качества образования.

Критерий 3. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий

3.1. Активное использование проектных и исследовательских технологий в образовательном процессе

Основная задача современной школы – вовлечение учащихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности образования. Один из способов решения этой задачи – использование метода проектов на уроках коми языка.

Коми язык – это тот предмет, который дает огромные возможности для разнообразных проектов: от небольших краткосрочных (в пределах одного урока) до длительных и глубоких, которые требуют большой подготовки. В своей педагогической деятельности систематически использую проектные и исследовательские технологии в процессе обучения. Применяю их как в ходе урока, так и во внеурочной деятельности.

Занимаясь проектной деятельностью, Куликова Т.И. учит ребят работать с источниками информации, отбирать материал, систематизировать его, обрабатывать, делать выводы, обобщать, расширяя свой кругозор.

Приобщать к проектно-исследовательской деятельности следует уже в младших классах. Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя. Начальный уровень реализации «исследовательского обучения» предполагает привлечение учеников всего класса. Тематика при этом довольно проста, разнообразна. Деятельность учащихся на этом уровне сводится к поиску информации по выбранной теме. Созданию своих «продуктов». Например, на уроке коми языка «Мам - медматысса морт (Мама - самый близкий человек)» Куликова Т.И. стремилась организовать работу таким образом, чтобы все этапы были подчинены поставленной цели – составить рассказ о своей маме. Чтобы достигнуть ее, планируется работа над развитием речи и содержанием текста: дети самостоятельно (с помощью клише) составляют план рассказа, находят дополнительную информации в интернете, в справочной и художественной литературе, описывают внешность и характер своей мамы и т.п. Но главное, на основе данной работы к концу урока учитель планировал привести детей к построению красивого текста об их самом близком и родном человеке. (Приложение 33 на диске, 34)

Активно занимаемся проектной деятельностью во внеурочное время, используя творческие проекты, которые предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

Во внеурочное время дети совместно с родителями и учителем собирают материал о своей школе, о легендах коми народа, про районы республики Коми и многое другое. Итогом этих исследований являются рисунки, буклеты, презентации: «Миян велöдчанiн (Наша школа)», «6 «б» класслöн кодзула пасъяс (Знаки зодиака 6 «б» класса)», «Коми республика» и др. (Приложение 35 на диске, 36).

Использование современных образовательных технологий способствует формированию новых компетенций учащихся: саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности; повышение личной уверенности каждого ученика, его самореализации и рефлексии; развитие исследовательских умений; развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов в процессе выполнения творческих заданий. Это доказано результатами тестирования, проведенного педагогом-психологом школы. (Приложение 3).

3.2. Использование ИКТ в образовательном процессе

Трудно представить себе современный урок без использования информационно-коммуникативных технологий. Применение ИКТ позволяет эффективно организовать как групповую, так и самостоятельную работу на уроке, способствует совершенствованию практических умений и навыков учащихся, позволяет индивидуализировать процесс обучения.

ИКТ можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, на этапе контроля знаний, умений и навыков.

Знания программы Word, Excel, Power Point, Paint (Приложение 38 на диске) и других Куликова Т.И. активно использует для подготовки уроков, занятий во внеурочное время, тестов, занимательных, дифференцированных, индивидуальных заданий. Умеет свободно редактировать и формировать текст, самостоятельно вставлять таблицы, графики, диаграммы, рисунки, фотографии в документ.

На уроках использует мультимедийные учебные пособия, обучающие программы, фильмы в формате DVD, тренажеры, цифровые образовательные ресурсы, ресурсы Интернета и т.д.

Ученики свободно ориентируются в информационном пространстве: создают школьные проекты с использованием ИКТ, выполняют учебные и творческие задания в электронной форме с использованием ИКТ, используют для представления своих работ самостоятельно выполненные компьютерные презентации. (приложение 35 на диске).

В социальной сети работников образования http://nsportal.ru/ имеет свой мини-сайт http://nsportal.ru/uchitel-komi-yazyka-kulikova-tatyana-ivanovna (приложение 30 на диске), где представлено ее электронное портфолио (приложение 28 на диске), зарегистрирована в качестве участника на сайтах http://info@zavuch.info, http://nsportal.ru, http://www.uchportal.ru. Для обмена методической информацией, для знакомства с опытом других учителей, для самообразования в своей работе использует информацию с таких образовательных сайтов как: http://nsportal.ru/, http://www.vgf.ru, http://www.moi-universitet.ru/, http://www.proshkolu.ru/ и других. Свои материалы разместила на сайте Объячевской средней школы http://www.mouososhsite.ru (приложение 39 на диске)

Для обмена информацией с коллегами использует электронную почту по адресу: kulikovna999@mail.ru.

Для обмена информацией с обучающимися создана страничка и группа в контакте (Приложение 40, 41 на диске).

Используя локальную сеть школы с выходом в Интернет, Куликова Т.И. проводит уроки, используя сайты, электронные образовательные ресурсы:

http://vk.com/club58812242 («Коми велöдысь» («Коми учитель»);

http://wiki.komikyv.ru/ (раскладка коми клавиатуры, распознавание коми текстов и многое другое)

http://dict.komikyv.ru/ (онлайн-словари)

http://komikyv.ru/ (блог лаборатории)

http://webspell.fu-lab/ru/ (сервис проверки правописания)

Финноугория – финноугорский культурный центр РФ

Традиционная культура народа коми – традиционная культура народов Европейского северо-востока России

Коми школа.ру – портал этнокультурного образования

Образовательный портал РК

Фестиваль педагогических идей – открытые уроки коми

http://www.proshkolu.ru/

http://1september.ru/

http://nsportal.ru/

http://www.mouososhsite.ru

Персональный сайт Тарабукиной З.А.

Персональный сайт Лушковой О.А.

Персональный сайт Солнечный Селезневой Елены

Коснырева М.В.Öтик-мöтик (игра) и многие другие

Сегодня без ИКТ учебный процесс, подготовка уроков, внеурочная деятельность не возможны. Используя программу Power Point, учитель и ученики создают презентации, проекты для проведения уроков коми языка и для внеурочной деятельности. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора на уроках, которым оснащен кабинет коми языка.

Куликовой Т.И. активно используются ресурсы Интернета, что позволяет иллюстрировать изучаемые темы фотографиями, справочным и другим материалом. Причём, обращение к возможностям Интернета практикуется и во время уроков. (Приложение 33)

На уроках используются мультимедийные диски, которые являются большим подспорьем в работе учителя. Постоянно используемые диски:

«Шондi нюм» (мультимедийное пособие для 5 класса);

«Финно-угорские и самодийские народы», «Уральская семья народов»; «Финно-угорский мир»;

«Лузская пермца, или «Алая лента Прилузья»; «Рождество в Прокопьевке»; «Шондiбанöй-олöмöй»;

«Школа лисёнка Ручпи», «Игры с Кикуруллю», «Ошпи в стране знаний»;

«Чолöм, дзолюк», «Кекöнач»;

«Коми народный костюм»;

«Литературная энциклопедия земли Коми» и другие.

«Небыд, мича, гора» («Мягкий, красивый, звучный», 2007) и «Шудторйöй, кодзулöй» («Счастье мое, звездочка», 2009) мультимедийные учебных пособия на коми языке часто используются на уроках коми языка для ознакомления с биографиями и творчеством коми писателей. Учителю не надо искать дополнительный материал, всё необходимое можно найти на дисках. Учащиеся с интересом знакомятся с творчеством коми авторов, легче запоминают.

Кроме этого, данные пособия используются в работе с одарёнными детьми. Мультимедийные учебные пособия помогают глубже исследовать творческое наследие коми писателей, способствуют изучению и закреплению литературоведческих терминов. Повышению интереса детей способствуют документальный материал (фотографии, факты из биографий), примеры из стихотворений коми поэтов, ассоциации с произведениями музыки и изобразительного искусства.

Использование ИКТ способствует развитию исследовательских умений, саморазвитию личности обучающихся, их самореализации и рефлексии; осознанию значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов в процессе выполнения творческих заданий. Кроме того, достигается: положительная динамика качества обученности; позитивная динамика участия обучающихся в различных конкурсах, растёт мотивация к предмету «коми язык» (см. критерии 1 и 2).

3.3. Использование технологий, обусловленных спецификой преподаваемого предмета

Нынешние дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. Учитель и ученики должны на уроках быть равноправными партнерами, активными субъектами учебной деятельности. Учитель не преподносит знания в готовом виде, а учит детей добывать их; делать маленькие открытия, искать, мыслить, творить. Задачи учителя воспитание людей, уверенных в собственных силах. Помочь в самоопределении и самоактуализации личности. Учитель должен любить детей, уважать их человеческое достоинство, как можно больше внимания уделять личности ученика, её психологии, интересам, запросам.

В МБОУ «СОШ» с.Объячево коми язык преподаётся только по программе «Коми язык как неродной». Объячевская средняя школа расположена в районном центре – крупном селе, где живут люди разных национальностей. Дети в классах, в основном, русскоязычные. Исходя из этого, основная задача – дать глубокие прочные знания по коми языку, научить обучающихся понимать коми разговорную речь, увеличить их словарный запас, по возможности научить общаться на коми языке. Но в каждом классе 3-4 ученика хорошо владеют коми языком. В данном случае Куликова Т.И. одной из основных задач считает создание условий для более углублённого изучения ими родного языка, развития их связной речи, повышения грамотности. В школе не изучается коми литература как предмет, поэтому учитель ставит перед собой ещё одну важную задачу – знакомство с жизнью и творчеством коми писателей. Татьяна Ивановна сама любит коми литературу, постоянно занимается с детьми по этому предмету, вовлекает учеников в научно-исследовательскую деятельность по коми литературе. Эти усилия учителя дают хорошие результаты. Кроме этого, постоянно даётся дополнительная информация по традиционной культуре коми народа. Таким образом, Куликова Т.И. стремится, используя современные технологии на своих уроках, дать углублённые знания по коми языку, литературе и традиционной культуре коми народа.

«Стратегия модернизации образования» в качестве главного результата рассматривает готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества. В этой связи меняется парадигма системы образования, которая от знаниевой составляющей переходит к компетентностной. Изучение коми языка в школе направлено на достижение следующих целей:

1. Развитие способности к общению на коми языке:

Речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); умение планировать свое речевое и неречевое поведение.

Языковая компетенция – систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях.

Социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной специфике Республики Коми; совершенствование умения строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; формирование умений выделять общее и специфическое в культуре России и Республики Коми.

Компенсаторная компетенция – дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации.

Учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению коми языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знаний.

2. Развитие и воспитание способностей и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению коми языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использование коми языка в других областях знаний; способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на русском и коми языках; личностному самоопределению обучающихся в отношении их будущей профессии; их социальной адаптации; формированию качеств гражданина и патриота.

Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире. Этого можно добиться при использовании инновационных технологий, которые направлены на необходимость развития мыслительной деятельности и коммуникативность, где учитель выступает как учитель-сценарист, режиссер, партнёр. Ключевые компетенции формируются лишь на опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению, чтобы его познавательная активность мотивировала выработку личностного знания.

Вот некоторые примеры интерактивных методик, которые Татьяна Ивановна использует в своей работе.

Во всех классах используется такая форма работы, как проект. Например, проект «Объячевская средняя школа» в 6 классе.

Используемый метод активизирует познавательную деятельность обучающихся. Дети сами ставят задачу и реализуют её: рисуют, фотографируют, описывают наиболее интересные места в школе. Шестиклассники в реальном равноправном сотрудничестве с учителем создают новый проект и, реализовав его, получают конкретный результат своей работы – презентацию. (Приложение 35: презентация «Миян велöдчанiн» (на диске).

Применяя игровую технологию, учитель на уроках коми языка организует ролевые или деловые игры. Например, элементы драмапедагогики. Они включают: а) составление диалогов на бытовые темы и их показ (проговаривание) перед одноклассниками (вживание в роль); б) пантомима и последующая словесная интерпретация показанного на коми языке; в) «застывшая картинка» или «застывшее фото» и работа в малых группах по составлению рассказа на тему жизненной ситуации на коми языке. Ученикам эти формы работы очень нравятся, они вносят в уроки элементы игры, являются важным средством развития речи учащихся. Как отмечает педагог-учёный Усова А.П., каждая игра, если она по силам ребёнку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, а действия организованны. (Приложение 42 на диске).

Методика погружения в язык. В связи с тем, что в последние годы всё больше приходит в классы «русскоязычных» детей, при обучении их коми языку используются элементы методики погружения в язык: многократные повторения слов, словосочетаний, предложений для запоминания, а также устная речь в микроколлективе.

Преподавание коми языка неразрывно связано с культурологическим аспектом, с этнопедагогикой (с наукой об опыте жизни коми народа). Знакомство с элементами традиционной коми культуры проводятся в форме мастерских. Например, «Акань» (Кукла), 5 класс, 2 часа. Класс делится на группы, каждая из которых получает определённое задание: а) какие были куклы у наших бабушек? Нарисовать, какими представляют (из соломы, бересты, дерева, матерчатые куклы); б) чему учила игра в куклы? (шить, вязать, воспитывать будущих детей, укладывать спать, готовить еду и т.д.); в) какие поверья существовали в этой игре? (кукле не давали имена близких, шили одежду из нового материала, не рисовали лицо. Всё это делалось для того, чтобы не сглазить родственников); г) найти в этимологических словарях коми языкала, не рисовали лицо. тараемся использовать новые технологии.

сведения о происхождении слова акань. Составить диалог между мамой и дочкой об игре в куклы; д) подобрать пословицы и фразеологизмы о куклах, найти стихотворения из книг об этой игрушке. Далее идёт обсуждение и работа в группах. Каждая группа выступает перед классом. Обязательным элементом этого урока является творчество: из имеющегося материала сделать матерчатую куклу, при этом соблюдать все полученные в ходе урока сведения о куклах. Заканчивается урок рефлексией (самооценкой в форме синквейна, в которой дети выражают своё отношение к тому, что делали на уроке).

Очень интересно проходит урок «Во гöгöр кытшовтöм» («Круглый год») по методике мастерских. Итогом этого урока является составление общего календаря по месяцам, куда войдут названия месяцев на коми языке, почему они так названы, пословицы, поговорки, стихотворения, небольшие рассказы о временах года, составленные ребятами кроссворды, рисунки.

В традиционных формах работы, таких как аудирование и перевод текста, используем метод эврики (дойти до истины). Читаем текст, переводим знакомые слова, ещё пять незнакомых слов можно перевести с помощью словаря. В целом текст переводится по смыслу, а не предложениями. Каждая пара составляет перевод текста, опираясь на слова, идёт обсуждение и класс доходит до истины – правильного понимания большого по объёму текста.

Куликова Т.И. использует блоки и опорные схемы при изучении основных тем грамматики. Это облегчает освоение новых знаний, приводит обучение в стройную систему.

Урок лабораторная работа.

Татьяна Ивановна использует этот метод при работе со словарями и средствами массовой информации на коми языке.

В кабинете коми языка МБОУ «СОШ» с. Объячево имеются различные виды словарей: словари антонимов, синонимов и омонимов коми языка, этимологические, словарь эпитетов коми языка, коми-русский и русско-коми тематические словари, иллюстрированный коми-русский экологический словарь, краткие зоонимический и ботанический словари, фразеологический и др.

Работа со словарями доставляет огромное удовольствие самому учителю, и этот интерес она старается прививать детям на уроках. Словарей в кабинете достаточно. Это очень удобно, все под рукой. Можно использовать онлайн-словари, так как кабинет оснащён компьютерной техникой, имеется подключение к Интернету.

Работа со словарями предполагает поиск нужной информации, которая обычно не лежит на поверхности, её приходится извлекать, осуществляя достаточно сложные мыслительные операции. Обогащается словарный запас детей, они узнают этимологию коми слов. Полученные знания используют в устном рассказе, ролевой игре, письменном сочинении, при выполнении проектных и исследовательских работ. Работа со словарями учит детей правильно пользоваться источниками, справочной литературой.

Журналы и газеты на коми языке – это источник для иллюстраций грамматических правил. В кабинете коми языка имеются периодические издания: журналы «Би кинь», «Войвыв кодзув», «Арт», газеты «Йöлöга», «Коми му». При изучении определённых тем (например, сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных сложных предложений в 9 классе) дети находят цитаты для подтверждения правил. При такой работе они знакомятся и с литературными произведениями, что тоже очень важно.

Урок фантазия. В учебной программе есть темы, которые предполагают использование фантазии детей. Например, в 5 классе в разделе «Дом. Квартира. Комната. Уголок» предусмотрен вид работы «Дом моей мечты». При его выполнении дети фантазируют: рисуют, находят в интернете и описывают жилище, в котором они хотели бы жить в будущем. В 6 классе подобный урок: «Мы – дизайнеры одежды». Здесь дети рисуют и описывают одежду, какую хотели бы носить. В 9 классе – описывают несуществующую профессию.

Урок-фантазия развивает детское образное мышление, связную речь обучающихся. Они задумываются о своём будущем, учатся планировать. Хотя, бывает, фантазируют и смешное, что рождает атмосферу свободного раскрепощённого общения на уроке. Приложение 35 на диске, презентации: «Люди-улыбаки», «Дом моей мечты».

Уроки дидактики. Ученики придумывают различные задания друг для друга. Это могут быть тесты, тексты с ошибками, кроссворды, ребусы и т. д. приложение 43.

Урок-диалог. Это уроки обобщения пройденного материала, когда учащиеся составляют вопросы по теме и опрашивают друг друга. Эта форма также используется при изучении разных тем как элемент развития речи, когда составляются и озвучиваются диалоги между парами обучающихся и внутри групп.

Урок афоризмов. Такой урок проводится по теме «Афоризмы, цитаты, стихотворения о коми языке и родном крае». Школьники подбирают афоризмы известных мыслителей, писателей, а затем идёт обмен мнений. Например: Николай Надеждин («Утренняя заря», СПб, 1839 год): «Зырянский язык сладкозвучен, богат, живописен. Какая красота! Какая живопись! Какая музыка! В зырянской поэзии соединяются и восточная антифония, и классический ритм, и романтическая рифма»; Иван Куратов: «В ком бы ни выражалась любовь к своему народу и родному языку, она, как любовь к матери, всегда почтенна и уже никогда не может быть смешна; она выражает чистую душу. Много есть зырян, говорящих с презрением о своём родном языке; это выражает их безнравственность…» По собранному материалу оформляется стенд в кабинете коми языка, ведётся дискуссия.

Часто ученики по просьбе учителя обращаются к жизненному опыту своих родителей, бабушек, дедушек. Например, при изучении тем «Коми национальная кухня», «Рождество», «Традиционная одежда», «Жильё», «Лекарственные растения», «Коми легенды и предания» они опрашивали своих близких, чтобы узнать, как можно больше информации.

Куликова Т.И. много внимания уделяет развитию монологической речи обучающихся. Не умаляя роли письменных ответов, сочинений, диктантов, тестирования, она считает необходимым на уроках коми языка умение обучающихся устно рассказать пройденный материал логично, с примерами. Опросить всех не удаётся, времени не хватает. Поэтому используется такой метод, как «тихий опрос». Пока класс работает самостоятельно, учитель проводит собеседование по определенной теме с одним из учащихся. Не все дети хорошо владеют коми языком, поэтому стесняются отвечать перед классом. Этот метод позволяет «разговорить» таких детей, выявить проблемы в усвоении материала, объективно выставить оценку.

Для развития устной речи, переводческих навыков и аудирования практикуются презентации обучающихся на определённые темы, анализ ответов товарищей, совместное выставление оценок.

Критерий 4. Профессиональное развитие учителя

4.1. Освоение программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки

Куликова Т.И. регулярно повышает свой профессиональный уровень через обучение на курсах повышения квалификации при КРИРО и ПК. В образовательном процессе приобретённые знания и умения применяет для проведения уроков с использованием исследовательских технологий и ЭОР для создания интерактивных презентаций, которые служат средством визуализации процесса на любом этапе урока, для проведения предметных недель. С 2013 года работает в классах, обучающихся в пилотном режиме по ФГОС. Полученные знания и умения использует для подготовки и проведения уроков по новым технологиям, составления методических разработок, проведения открытого урока на методической неделе в феврале 2015 года (критерий 4.4). Приложение 44, 45.

Таблица 8

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

Год

Название программы

Часы

Организатор

2013

«Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации учителей коми языка и литературы»

108

ГОУДПО «Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров»

(приложение 47)

2014

Коми язык в компьютерных технологиях.

4

Государственное образовательное учреждение высшего образования «Коми республиканская академия государственной службы и управления» (приложение 38 на диске)

2015

Участник районного Дня психологии

6

МБОУ «ОСШ» с. Объячево (приложение 47 на диске)

2015

Участник семинара «Реализация ФГОС» основного и общего образования»

6

МБОУ «ОСШ» с. Объячево (приложение 49)

Помимо обязательного повышения квалификации продолжаю заниматься по индивидуальной программе профессионального самообразования по теме «Специфика ФГОС на уроках коми языка» (Приложение 48 на диске).

4.2. Методическая работа по предмету

Показатель не раскрыт.

4.3. Систематическая работа по обобщению собственного педагогического опыта в любой письменной форме: конспект, методическая разработка, публикация и т.д., в т. ч. через Интернет

Свой педагогический опыт Куликова Т.И. обобщает на школьном, муниципальном и федеральном уровнях. Делится опытом работы в районной газете «Знамя труда», на своем сайте на nsportal.ru, на сайте Объячевской средней общеобразовательной школы.

Таблица 9

Год

Уровень

Письменная форма

2015

Школьный

Публикации разработок на сайте школы (приложение 39 на диске)

2015

Муниципальный

Заметка в газете «Знамя труда» (приложение 52)

2015г.

Федеральный уровень через Интернет

Публикации разработок на сайте http://nsportal.ru (приложения 50, 51 на диске)

 

4.4. Трансляция обобщенного личного педагогического опыта (в форме открытых уроков, мастер – классов, семинаров, проведения занятий на курсах повышения квалификации), в т.ч. через Интернет

Свой педагогический опыт Куликова Т.И. распространяет на различных уровнях: школьном, муниципальном, республиканском. Делится опытом работы на школьных педсоветах; проводит открытые уроки на уровне школы.

Таблица 10

Год

Уровень

Мероприятия

2015

2014

2013

Школьный

Муниципальный

Республиканский

Выступление на педсовете по теме «Урок. Каким он должен стать сегодня». (приложение 44)

Открытый урок «Мам – медматысса морт». (приложения 34, 44, 45)

Выступление на РМО учителей коми языка и литературы: (Приложение 53)

Выступление на конференции «Современные технологии обучения коми языку и литературе» (приложение 54)

 

  1. . Участие в профессиональных конкурсах.

Куликова Т.И. принимает участие в конкурсах муниципального и республиканского уровня.

Таблица 11

год

уровень

конкурс

Результат

2014

Муниципальный

Заочный конкурс интегрированных уроков «Коми язык +»

2 место (приложение 55 на диске)

2015

Муниципальный

Конкурс педагогического мастерства в рамках II районного педагогического форума «Образование: взгляд в будущее» в номинации: «Этнокультурная составляющая образовательной программы»

Участник (приложение 56 на диске)

2014

Республиканский

Викторина, посвященная 175-летию со дня рождения основоположника коми литературы И.А. Куратова

диплом за творческий подход (приложение 57 на диске, 10)

2014

Муниципальный

Конкурс инновационных проектов в области этнокультурного образования

Участник (приложение 58 на диске)


 


 

Здоровьесбережение в образовательном процессе

Изучение коми языка, как в младших, так и в старших классах связано с усвоением большого объёма информации. Требуется постоянное напряжения внимания и памяти, что может привести к переутомлению, усталости, снижению эффективности урока. Чтобы свести эти нежелательные моменты к минимуму – необходимо менять виды деятельности на уроке: слушать учителя, ученика, написать план ответа, самостоятельно прочитать текст, рассмотреть картину, выполнить творческое задание, поработать в паре, в группе и т.д. Проведение физкультминуток, динамических пауз, «зарядок для глаз» является важным компонентом урока.

Современный урок коми языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость на уроках коми языка вызвана спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений. Чтобы достигнуть высокой эффективности урока следует учитывать физиологические и психологические особенности детей, необходимо предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость. При планировании урока необходимо включать многократные зарядки – релаксации, отводя на них 3-5 минут.

Цель релаксации – снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, заинтересованность чем-нибудь новом, необычном. Следует помнить, что при проведении релаксации целью является не запомнить языковой материал, а освободить ученика на какое-то время от умственного напряжения.

Таким образом, особая роль релаксации на уроке коми языка определяется тем, что она позволяет без труда переключаться с одного вида речевой деятельности на другой. Снятия напряжения во время урока необходимо, чтобы весь урок проходил непринужденно, чтобы тон учителя был бодрым и дружелюбным, а для учащихся создавалась бы располагающая к занятиям обстановка.

Проведение физкультминуток является важным компонентом урока. Физкультминутка поднимает настроение учащихся. Важно умело их обыграть, привлекая при этом постепенно и ненавязчиво изучаемую лексику.

Динамические упражнения, построенные на движениях.

Чеччам чöла шум ни зык

Вöчам тадзи öти-кык, öти-кык.

Коскö пуктам кыкнан ки

Недыр чеччалыштам ми.

Киöн клоп да клоп

Кокöн топ да топ

Чöла пуксям да кывзам урок.

Упражнения для глаз:

Начертите на доске или другим способом букву Ö. Затем попросите детей глазами очертить ее сначала в одном направлении, потом необходимо поменять. При этом можно приговаривать скороговорку или рифмовку.

Öтчыд Öньö öмидз öктiс,

Öдва öкмис öти кöш.

Öвад öдöлитiс - вöтлiс,

Öньö скöрмис - корсьö нöш.

Öдзöс бокысь, öшинь улысь

Нöшсö корсьö, Öньö скöр.

Öгрö тьöтыс шуö: "Öвсьы,

Öпöть öмöй колö ньöр?"


 

Хорошим упражнением для глаз будет письмо. Например, сначала можно написать какие-нибудь большие буквы на доске. Затем перевести взгляд на свою парту и там глазами «написать те же буквы». Затем на любом маленьком предмете.

Можно использовать стихотворения с имитированием:

Юа кö ме йöв - ворса шы ни тöв.

Сёя кö ме рок - öдйö ветлас кок.

Сея кö ме нянь - быдма ён да шань.

Сёя кö ме шыд - лоа зэв ыджыд.

Особой популярностью у детей пользуются музыкально – танцевальные физкультминутки (приложение 59 на диске), а также пение песен на коми языке с использованием различных движений. Музыкальная зарядка на коми языке – веселый и эффективный способ обучения. Такие разминки нужны не только для смены вида деятельности, они помогают в изучении коми с детьми, ведь, как известно, легче запомнить слова и фразы на любом иностранном языке, если они сопровождаются действиями. К тому же музыкальная зарядка на коми языке легко превращается в игру.

Маръямоль.

Визув юö петö ёль, петö ёль, петö ёль

Быдмö сэтöн маръямоль, маръямоль, маръямоль.

Сикöтш вылö куим-нёль, куим- нёль, куим- нёль

Колö дзоридз маръямоль, маръямоль, маръямоль.

Муса зонмöй эн лы коль, эн лы коль, эн лы коль

Кыкöн корсям маръямоль, маръямоль, маръямоль.

Локта гортö гиль да голь, гиль да голь, гиль да голь,

Вая сьöрысь маръямоль, маръямоль, маръямоль.

Сöмын унасö ог доль , ме ог доль, ме ог доль

Кодкöд вота маръямоль, маръямоль, маръямоль.

Важное место в релаксации занимают игры. Они способствуют отдыху, вызывают положительные эмоции, легкость и удовольствие. Каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности. На начальном этапе естественным для учащихся являются игровые элементы деятельности, на следующем этапе нужен другой тип игры, который бы способствовал раскованности учащихся. Необычная деятельность привлекает внимание учеников и служит релаксацией.

Фонетические игры.

«У кого лучший слух?»

Цель: дифференциация на слух звуков родного и иностранного языка. Учитель объявляет учащимся, что он будет произносить русские и коми звуки. Задача учащихся распознать коми звуки и поднять руку, как только они услышат один из них. Если дети слышат русский звук, руку поднимать не надо. Учащиеся, которые ошибаются, выбывают из игры. Выигрывает команда, в которой осталось больше учеников.

"Гуси и стрижи - Дзодзöгъяс да джыджъяс"

Цель: дифференциация на слух и фонетическая отработка аффрикат [дз] и [дж]. Одна команда детей –гуси, а вторая команда-стрижи. Если команды слышат звук гусей [дз], то хлопают в ладоши и говорят слова "дзодзöг", если слышат звук [дж], сидят тихо (прячутся). Затем команды меняются заданиями.

"Найди пару - Корсь пара"

Цель: ищем глухие и звонкие согласные или букву и звук. Учитель раздает ученикам карточки с буквами/звуками. Выигрывает та пара, которая быстрее остальных нашла друг друга.

«Аукцион слов».

Цель: повторение изученных слов. Учащиеся стоят в кругу и по очереди называют слова. Тот, кто называет последнее слово на предлагаемый звук, тот победитель.

«Круг».

Цель: повторение изученных звуков. На полу чертится круг. Все участники встают за кругом, каждый по очереди называет слово. Если в слове есть предлагаемый звук, например, [Ö], все прыгают в круг; если этого звука нет, выпрыгивают из круга.

«Прочти по губам».

Цель: фонетическая отработка речевого образца. Игроки читают по губам ведущего слово или фразу и произносят ее вслух хором.

Лексические игры.

«Синонимы».

Цель: активизация лексики по любой теме. Игра в мяч. Учащиеся называют слова с тем же значением.

«Антонимы».

Цель: активизация лексики по любой теме. Игра в мяч. Учащиеся называют слова с противоположным значением.

«Снежный ком».

Цель: активизация или закрепление лексики по любой теме. Учащиеся стоят в кругу и по очереди называют слова. Один из учеников произносит слово по заданной теме. Следующий ученик повторяет это слово и добавляет еще одно свое и т.д. Выигрывает тот, кто назовет наибольшее количество слов в том порядке, в каком их называли ученики.

«Чего не хватает?»

Цель: закрепление лексики по любой теме. Учащиеся смотрят на тематические картинки или предметы в течение нескольких минут, затем закрывают глаза. Одна или несколько из картинок или предметов убираются. Задача учащихся назвать то, что было спрятано.

«Кого нехватает?»

Цель: закрепление в речи речевых оборотов. Прячется один или несколько учащихся из класса, ведущий отгадывает, кто это.

«Будь внимателен».

Цель: Называются слова по заданной теме, например, «животные». Если называется животное, учащиеся хлопают в ладоши; если называются слова по другим темам - топают ногами.

«Переводчик».

Цель: тренировка лексических и речевых навыков по любой теме. Игра в мяч. Учитель называет слово или предложение на русском, учащиеся - на коми (или наоборот).

«Глухой телефон».

Цель: тренировка речевых образцов по любой теме. Дети встают друг за другом в линеечку. Ученик, стоящий первым передает информацию о себе, следующие передают информацию, рассказывая об этом ученике. Последний, получивший информацию, должен сказать, что рассказал о себе первый ученик. Затем последний ученик встает в начало, и игра повторяется.

«Считай правильно».

Цель: активизация лексики по теме «Числительные». Учащиеся встают в круг. Ведущий бросает мяч и называет число на коми. Тот, кому бросили мяч, придумывает любое движение и выполняет столько раз, сколько было сказано. Все остальные хором считают вслух.

«Следы».

Цель: тренировка лексических навыков по теме «Числительные». По классу расклеиваются большие следы с числами от 1 до 10. Учащиеся должны перепрыгивать со следа на след, называя числа в прямом или обратном порядке. Тот, кто забудет, выходит из игры.

«Цвета».

Цель: активизация лексики по теме «Цвета». Водящий встает спиной к участникам игры и называет любой цвет. Участники отыскивают названный цвет на себе и, говоря, например, “перкаль”, переходят на другую сторону. Тот, у кого нет этого цвета, говорит одно предложение, например, “Меным кажитчö кольквиж рöм”. Тот, кто не сможет сказать предложение, становится ведущим.

Используя здоровьесберегающие технологии, учитель формирует у детей и подростков ценностное отношение к жизни и здоровью, которое позволит им успешно адаптироваться во многих сферах жизни.

Публикация «Здоровьесберегающие технологии на уроках коми языка» представлена Татьяной Ивановной на сайте в социальной сети работников образования http://nsportal.ru (приложение 51 диск).

6.Вовлечение родителей в образовательный процесс.

Куликова Т.И. функции классного руководителя 5 «в» класса выполняет первый год, и в своей педагогической деятельности опирается на поддержку родителей. Первая встреча с ними состоялось еще в мае 2014 г. на родительском собрании, целью которого было не только знакомство, но и обсуждение школьной формы, покупка рабочих тетрадей, ремонт класса. На данный момент классный руководитель вовлекает родителей в процесс совместного воспитания и обучения, ищет разнообразные формы взаимодействия с родителями: собрания, индивидуальные беседы и консультации, совместные мероприятия, посещение семей по мере необходимости, проведение совместных походов с родителями. Они принимают участие в школьных делах, всегда в курсе событий класса, оказывают поддержку классному руководителю, проводят воспитательные мероприятия, классные часы.

По запросу родителей Куликова Т.И. в этом году организует в летнем оздоровительном лагере на базе школы отряд "Журналисты".

По запросу родителей учащихся привлечены к внеурочным мероприятиям. Они посещают выставки Районного Центра ИИиПТ, мероприятия Детской и школьной библиотеки, «Станции юннатов», а также увлекаются спортом (приложение 17, 60). Дети - активные участники всех школьных мероприятий (приложение 61).

Большое внимание уделено духовно - нравственному воспитанию школьников. Куликова Т.И. помогает школьникам найти нравственную опору, которая составит основу личности. Учит детей отличать честь от бесчестия, смелость от безрассудства, мудрость от самовосхваления. Работает над тем, чтобы обеспечить успешное обучение каждого ученика, максимально подготовить их к будущей самостоятельной жизни.

По инициативе родителя Туголуковой И.П. был организован и проведен в конце декабря поход, приуроченный встрече Нового года. Родители подготовили сценарий праздника, территорию детского отдыха, ель, сыграли роль Деда Мороза и Снегурочки. Одним из ярких впечатлений остался момент появления Снегурочки. Дети, громко ее позвав, были ошеломлены увиденным, «помощник» Деда Мороза – Киреев С.И., отец Дианы Туголуковой, привез ее в санях, прицепленных к бурану. После веселых игр, катания на санках, ледянках и ватрушках, вкусного обеда детей также покатали в санях. (Приложение 62 на диске)

Активное участие родители приняли и в осеннем походе, организовав досуг детей.

В декабре 2014 г. родительский комитет в составе Туголуковой И.П., Низовцевой О.Н., Козловой В.П. оказал огромную помощь в постановке номера для выступления в школьном мероприятии, выпуске 2 стенгазет.

По просьбе мам девочек класса в январе состоялся классный час, посвященный здоровью и гигиене, который провела медсестра школы. По окончании мероприятия, она дополнительно побеседовала с девочками на интересующие их вопросы, рассказала об подростковых изменениях в их организме.

По запросу родителей Куликова Т.И. организовала поездку детей в г. Сыктывкар. По желанию родителей дети посетили музей Раисы Сметаниной, музей «Энштейна», боулинг-клуб «Релакс», детский центр «Рублик».

В конце марта мама Яши Гук Ирина Евгеньевна предложила взять на себя покупку рабочих тетрадей для 6 класса по скидке в г. Киров. Куликова Т.И. оперативно составила список необходимого и передала родителям учащегося.

Кроме того, родители посещают общешкольные собрания, уроки, классные часы, внеклассные и школьные мероприятия. Затем освещают результаты на собраниях.

В начале учебного года классный руководитель с родительским комитетом посетила семьи учащихся 5 «в» класса, познакомилась с родителями, составила акты жилищно-бытовых условий детей.

Образование и воспитание в классе - это совместная деятельность родителей и классного руководителя.

Таблица 12. Основные мероприятия 5 "в" класса за 2014-2015 учебный год (с привлечением родителей)

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

Родительские собрания:

1

"Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе".

16.09.2014г.

Классный руководитель, учителя-предметники (приложение 63)

2

"Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника"

23.10.2014г

Классный руководитель, психолог школы, родительский комитет

(приложение 64)

3

"Компьютер и здоровье школьника"

16.12. 2014г

Классный руководитель, родительский комитет (приложение 65)

4

"Культурные ценности семьи и их значение для ребенка"

12.03 2015г

Классный руководитель, родительский комитет класса (приложение 66)

5

"Вот и стали мы на год взрослей"

Май 2015

Классный руководитель, родители

Участие в общешкольных и классных мероприятиях:

1

- Поход

6.09.2014

Классный руководитель, родительский комитет (приложение 70)

2

- участие в кроссе нации

Сентябрь 2014

Класс

(приложение 67)

3

-участие в акции "Забота", поздравление учителей-ветеранов

Октябрь 2014

Классный руководитель, класс

4

- участие в конкурсе стенгазет ко Дню Учителя

Октябрь 2014

Классный руководитель, класс

5

- Знакомство с кружками ДДТ. Игра по станциям.

8.10.2014г

классный руководитель, руководители кружков,

библиотекарь

6

- Посвящение в пятиклассники

15. 10.2014

Классный руководитель, класс, родители. Приложение 68 на диске

7

-участие в празднике "Осенние зарисовки"

22.10.2014

Классный руководитель, класс, родители

8

- экскурсия на «Станцию юннатов»

12.11.2014г.

Классный руководитель

9

Беседа с сотрудником полиции на тему «Наркотики»

17.12.14

Сотрудник полиции, Классный руководитель

10

Новогодний поход

28.12.14

Классный руководитель, родители, класс (приложение 62 на диске)

11

Беседа медработника школы с детьми 5 «в» класса на тему «Гигиена»

14.01.2015

Медработник школы, Классный руководитель

12

«Брей-ринг» для 5 классов «Моя родина-Коми земля»

23..01.2015

Организаторы, Классный руководитель

13

Спектакль «Асъя кыа» «Усть-сысольские святки»

28.01.2015

Классный руководитель, родители

(приложение 27, 26 на диске)

14

«Ученик года - 2015»

18.03.2015

Классный руководитель, родители, класс

(приложение 69)

15

Спортивные мероприятия школы: «Зарница», соревнования по баскетболу, волейболу

Март-апрель

Организаторы, Классный руководитель, класс

16

Выпуск стенгазет к 1 апреля

1 апреля

Классный руководитель, класс

17

«День рекордов»

01.04. 2015

Организаторы

18

«Почта здоровья»

03.04.2015

Организаторы

19

Акция «Зарядка для жизни»

07.04.2015

Организаторы

20

«Поле чудес» на тему «Космонавтика»

08.04.2015

Классный руководитель, родители

21

«За честь школы»

08.04.2015

Классный руководитель, класс

22

-участие в благотворительной ярмарке "Доброе сердце"

18.04.2015

Классный руководитель, класс, родители.

23

Поездка в г. Сыктывкар

24. 04. 2015

Классный руководитель, родители

24

-участие в предметных неделях;(география, биология, история, математика, русский язык. литература)

В течение года

Учащиеся класса

25

-проведение классных вечеров,

-проведение классных часов

В течение года

Классный руководитель, родители.

26

-индивидуальные беседы с родителями,

-посещение квартир учащихся

По мере необходимости

Классный руководитель

Главным результатом совместной работы с родителями является:

- высокий уровень воспитанности учащихся 5"в" класса; (Приложение 71)

отсутствие пропусков уроков без уважительных причин;

доверительные отношения между учащимися, родителями, классным руководителем. (Приложение 72, 73)

Директор школы Масальцев В.М.

Комментарии

Возьму на заметку!

21 September 2016

Спасибо, хорошая работа

21 September 2016

Спасибо за работу

22 October 2016

Интересная работа

25 May 2021