12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мухамедова Наталья Александровна1948
Работаю учителем русского я зыка и литературы
Россия, Тюменская обл., Тюмень

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Портфолио

Файзуллиной Натальи Александровны

Студентки 1 курса

Группы 29ПОм142-з

Направления «Педагогическое образование»

Программы «Преподаватель высшей школы»

 

Тюмень 2015 г.


 

Оглавление

Методические рекомендации студентам: «Как организовать свою исследовательскую деятельность» 3

Книжные издания: монография одного автора, монография нескольких авторов, учебник, сборник 4

Периодические издания: журнал, газета 4

Полные собрания сочинений, избранные сочинения, публикации из собрания сочинений 4

Источники из Интернета 4

Диссертации и авторефераты диссертаций 5

Общепринятые сокращения мест издания 5

Компьютерная презентация на тему: «Использование Интернет-технологий в организации учебно-исследовательской деятельности студентов» 6

Реферат на тему: «Способы оценивания результатов учебно-исследовательской деятельности студентов». 11

Учебная программа: 37

«Основы учебно-исследовательской деятельности студентов» 37

2. Структура и трудоемкость дисциплины 38

I.Контрольные вопросы, выносимые на зачет 44

II.Контрольно-измерительные материалы для контроля и оценки знаний 47

 

  Методические рекомендации студентам: «Как организовать свою исследовательскую деятельность»

Выберите актуальную тему для своего исследования, ранее не изученную.

Выявите объект и предмет исследования.

Составьте гипотезу.

Используемую литературу оформляйте по ГОСТу.

Используете достоверные и первичные источники.

Замотивируйте себя на трудоемкую работу.

Регулярно посещайте консультации.

Грамотно распределяйте свое время.

Методические рекомендации педагогам

Составьте учебно-методические пособия

Составьте круг для написания исследовательской работы

Установите крайний срок сдачи на 2-3 недели вперед

Грамотно распределяйте свое время

Необходимо привлечь студентов к участию в научно-исследовательской конференции, методическом семинаре.

Включите лучшие работы в учебно-методическую литературу.

По месту расположения в документе различают библиографические ссылки:

внутритекстовые, помещенные в тексте документа;

подстрочные, вынесенные из текста в сноску;

затекстовые, вынесенные за текст документа или его части.

3.3. Допускается предписанный знак точку и тире, разделяющий области библиогра-фического описания, заменять точкой. 3.4. Заголовок ссылки может содержать имена одного, двух или трех авторов. Имена авторов, указанные в заголовке, не повторяются в сведениях об ответственности. 3.5. В области физической характеристики указывают либо общий объем документа, либо сведения о местоположении объекта ссылки в документе. 3.6. Внутритекстовую библиографическую ссылку заключают в круглые скобки.

Пример:

(Потемкин В.К., Казаков Д.Н. Социальное партнерство: формирование, оценка, регулирование. СПб., 2002. 202 с.)

3.7. Подстрочная библиографическая ссылка оформляется как примечание, вынесен-ное из текста документа в низ полосы. 3.7.1. Для связи текста документа с подстрочными библиографическими ссылками ис-пользуют знак сноски в виде цифр (порядковых номеров), букв, звездочек и др. 3.7.2. При нумерации подстрочных библиографических ссылок применяют единооб-разный порядок для всего данного документа: сквозную нумерацию по всему тексту, в пределах каждой главы, раздела, части т.п., или - для данной страницы документа

Памятка для студентов: «Правила оформления библиографических ссылок»

Библиографическое описание документов в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требова-ния и правила составления»


Библиографические ссылки – совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте документе, необходимых для его идентификации и поиска.

 Книжные издания: монография одного автора, монография нескольких авторов, учебник, сборник

Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2000. 312 с.

Есин Б.И., Кузнецов И.В. Три века московской журналистики. М.,1997. 160 с.

Мастерство журналиста / Под ред. В.М. Горохова, В.Д. Пальта. М., 1977. 263 с.

Средства массовой информации постсоветской России. М., 2002. 303 с.

Если указывается издательство:

Есин Б.И., Кузнецов И.В. Три века московской журналистики. М.: Триада, 1997. 160 с.

Периодические издания: журнал, газета

Журналист. 1997. № 6.

Аргументы и факты. 2005. 6 окт.

Если в дипломной работе используются подшивки периодических изданий (за год, несколько лет, ряд номеров и т.д.), источники можно оформить так:

Журналист. 1997–2002.

Журналист. 1997. № 6–12.

Журналист. 1997. № 3, 5, 8.

Аргументы и факты. 2005.

  Полные собрания сочинений, избранные сочинения, публикации из собрания сочинений

Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.: В 16 т. М., 1939–1953.

Успенский Г.И. Собр. соч.: В 9 т. М., 1957.

Толстой Л.Н. Новая азбука (1874–1875) // Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. Т. 21. М., 1957. С. 1–100

  Источники из Интернета

Российские правила каталогизации. Ч. 1. Основные положения и правила [Электронный ресурс] / Рос. библ. ассоц.,Межрегион. ком. по каталогизации. М., 2004. 1 CD-ROM. Загл. с этикетки диска.

Жизнь прекрасна, жизнь трагична… [Электронный ресурс]: 1917 год
в письмах А. В. Луначарского А.А. Луначарской / отв. сост. Л. Роговая; сост. Н. Антонова; Ин-т «Открытое общество». М., 2001. URL:http://www.auditorium/ru/books/473/.

Авилова Л. И. Развитие металлопроизводства в эпоху раннего металла (энеолит – поздний бронзовый век) [Электронный ресурс]: состояние проблемы и перспективы исследований // Вестник РФФИ. 1997. № 2. URL: http://www.rfbr.ru/pics/22394ref/file.pdf.

При наборе в Word Интернет-адрес зачастую становится ссылкой (синий шрифт и подчеркивание). Чтобы избежать этого, наведите курсор на адрес, нажмите правую кнопку мышки, щелкните «Удалить гиперссылку».

  Диссертации и авторефераты диссертаций

Свинцов В.И. Логические основы редактирования текста: дис. … д-ра филол. наук. М., 1977.

Кубанова Л.Г. Журналы «Русская книга» и «Новая русская книга» в диалоге литератур метрополии и эмиграции: автореф. дис. …канд. филол. наук. М., 1996.

  Общепринятые сокращения мест издания

Ленинград (с 1924 по 1991 г.) – Л.

Петроград (1914–1924) – Пг.

Санкт-Петербург (до 1914 и с 1991 г.) – СПб.

Москва – М.

Нижний Новгород – Н. Новгород

Ростов-на-Дону – Ростов н/Д

London – L.

NewYork – N. Y.

Paris – P.


Компьютерная презентация на тему: «Использование Интернет-технологий в организации учебно-исследовательской деятельности студентов


 


 


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Реферат на тему: «Способы оценивания результатов учебно-исследовательской деятельности студентов».

Выполнил:

Студент 1 курса

Группы 29ПОм142-з

Направление «Педагогическое образование»

Программа «Преподаватель высшей школы»

Файзуллина Наталья Александровна

Проверили:

Доцент, к.п.н., Патрушева И. В.

Тюмень, 2015 г

Содержание

Глава 1 Требования к написанию и оформлению учебно-исследовательской работе……………………………………………………………………………..13

Глава 2 .Критерии оценки учебно –исследовательской работы……………28


 

Глава 1 Требования к написанию и оформлению научно-исследовательской работы

 

1. Цели и задачи научно- исследовательской работы

Научно–исследовательская работа представляет собой самостоятельно проведенное исследование обучающегося, раскрывающее его знания и умение их применять для решения конкретных практических задач. Работа должна носить логически завершенный характер и демонстрировать способность обучающегося грамотно пользоваться специальной терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения.

Задачами научно – исследовательской работы являются:

-развитие навыков самостоятельной научно- исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач;

-проведение анализа существующих в отечественной и зарубежной науке теоретических подходов, входящих в сферу выполняемого исследования;

-проведение самостоятельного исследования по выбранной проблематике;

-демонстрация умений систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные;

-привитие интереса к научной деятельности.

2. Организация выполнения работы

2.1. Выдвижение проблемы исследования

Научно – исследовательская работа – это поисковое исследование, направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо проблемы.

В науке под проблемой понимается противоречивая ситуация, возникающая в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических положений.

Выдвижение обучающимся проблемы для научного исследования должно основываться на фактах окружающего мира. Наблюдение и анализ взаимодействия человека с природой, техникой,

информационными системами, обществом, другими людьми, а также самопознание может способствовать открытию школьником для себя проблемной ситуации, которая требует изучения[www.dissercat.com/content/uchebno-issledovatelskaya-rabota-studentov-kak-sredstvo-razvitiya-ikh-tvorcheskoi-deyatelnos].

2.2. Алгоритм работы над научной проблемой

Существует единый алгоритм, который отражает этапность работы над научно-исследовательской проблемой специалиста любого уровня:выбор проблемы;

сбор информации об уже имеющихся в науке знаниях по изу­чаемой проблематике;

анализ и обобщение полученных знаний по проблеме;

разработка концепции и планирование исследования;

подбор методов и методик осуществления исследования;

проведение исследования;

обработка полученных данных;

письменное оформление теоретического и эмпирического ма­териала в виде целостного текста;

представление работы на рецензирование;

представление к защите и защита работы.

2.3.Структурные компоненты научно-исследовательской работы

Структура работы должна быть представлена следующим образом:

титульный лист;

содержание;

введение;

главы основной части;

выводы;

заключение;

список литературы;

приложения.

Титульный лист является первой страницей научно-исследовательской работы и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, на базе которых осуществляется исследование. В среднем поле дается заглавие работы, которое оформляется без слова «тема» и в кавычки не заключается. После заглавия указывается вид научно – исследовательской работы. Ниже, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, имя, отчество исполнителя и далее фиксируется фамилия, имя отчество руководителя, его научное звание (если имеется) и должность. В нижнем поле указываются местонахождение учебного заведения и год написания работы.

Содержание помещается на второй странице. В нем приводятся названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять название глав и параграфов в тексте. При оформлении заголовки ступеней одинакового уровня необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все они начинаются с заглавной буквы без точки в конце. Номера страниц фиксируются в правом столбце содержания.

Главы и параграфы нумеруются по многоуровневой системе, то есть обозначаются цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер своей рубрики и рубрики которой они подчинены. Введение и заключение не нумеруются.

Во введении, фиксируется проблема, актуальность, практическая значимость исследования; определяются объект и предмет исследования; указываются цель и задачи исследования; коротко перечисляются методы работы. Все перечисленные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны друг с другом.

Работа начинается с постановки проблемы, которая способствует определению направления в организации исследования, и представляет собой знания не о непосредственной предметной реальности, а о состоянии знания об этой реальности. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?» В процессе формулирования проблемы важное значение имеет постановка вопросов и определение противоречий.

Выдвижение проблемы предполагает далее обоснование актуальности исследования. При ее формулировании необходимо дать ответ на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?

После определения актуальности необходимо определить объект и предмет исследования.

В литературе можно встретить трактование понятия объекта исследования в двух значениях. Во-первых, объект исследования интерпретируется как процесс, на что направлено познание или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Во-вторых, под объектом понимают носителя изучаемого явления, например, некоторые авторы в качестве объекта исследования выделяют представителей той или иной социальной группы.

Предмет исследования более конкретен и дает представление о том, как новые отношения, свойства или функции объекта рассматриваются в исследовании. Предмет устанавливает границы научного поиска в рамках конкретного исследования.

Кроме объекта и предмета исследования, во введении должны быть четко определены цель и задачи исследования.

Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.

Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начало до конца.

Важным моментом в работе является формулирование гипотезы, которая должна представлять собой логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.

Гипотеза считается научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям:

не включает в себя слишком много положений;

не содержит не однозначных понятий;

выходит за пределы простой регистрации фактов, служит их

объяснению и предсказанию, утверждая конкретно новую мысль, идею;

проверяема и приложима к широкому кругу явлений;

не включает в себя ценностных суждений;

имеет правильное стилистическое оформление [www.dissercat.com/content/uchebno-issledovatelskaya-rabota-studentov-kak-sredstvo-razvitiya-ikh-tvorcheskoi-deyatelnos]..

Главы основной части посвящены раскрытию содержания научно – исследовательской работы.

Первая глава основной части работы обычно целиком строится на основе анализа научной литературы. При ее написании необходимо учитывать, что основные подходы к изучаемой проблеме, изложенные в литературе, должны быть критически проанализированы, сопоставлены и сделаны соответствующие обобщения и выводы.

В процессе изложения материала целесообразно отразить следующие аспекты:

определить, уточнить используемые в работе термины и понятия;

изложить основные подходы, направления исследования по изучаемой проблеме, выявить, что известно по данному вопросу в науке,

а что нет, что доказано, но недостаточно полно и точно;

обозначить виды, функции, структуру изучаемого явления;

перечислить особенности формирования (факторы, условия,

механизмы, этапы) и проявления (признаки, нормативное и патологическое функционирование) изучаемого явления.

В целом при написании основной части работы целесообразно каждый раздел завершать кратким резюме или выводами. Они обобщают изложенный материал и служат логическим переходом к последующим разделам.

Структура главы может быть представлена несколькими параграфами и зависит от темы, степени разработанности проблемы в психологии, от вида работы обучающегося.

В последующих частях работы, имеющей опытно-экспериментальную часть, дается обоснование выбора тех или иных методов и конкретных методик исследования, приводятся сведения о процедуре исследования и ее этапах, а также предлагается характеристика групп респондентов.

При описании методик обязательными данными является: ее название, автор, показатели и критерии, которые в дальнейшем будут подвергаться статистической обработке.

В характеристику респондентов принято включать сведения о количестве испытуемых, их квалификации, возраст, пол и другие данные, значимые для интерпретации.

Далее приводится список всех признаков, которые были включены в обработку, описание математико-статистического анализа, сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий.

После этого в работе приводятся результаты исследования, таблицы. Если таблицы громоздкие, их лучше дать в приложении. В приложении можно поместить несколько наиболее интересных или типичных иллюстраций, рисунков и т. д.

Раздел экспериментальной части работы завершается интерпретацией полученных результатов. Описание результатов целесообразно делать поэтапно, относительно ключевых моментов исследования. Анализ экспериментальных данных завершается выводами. При их составлении необходимо учитывать следующие правила:

выводы должны являться следствием данного исследования

и не требовать дополнительных измерений;

выводы должны соответствовать поставленным задачам;

выводы должны формулироваться лаконично, не иметь большого количества цифрового материала;

выводы не должны содержать общеизвестных истин, не требующих доказательств.

Изложение содержания работы заканчивается заключением, которое представляет собой краткий обзор выполненного исследования. В нем автор может вновь обратиться к актуальности изучения в целом, дать оценку эффективности выбранного подхода, подчеркнуть перспективность исследования. Заключение не должно представлять собой механическое суммирование выводов, находящихся в конце каждой главы основной части. Оно должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования.

В конце, после заключения, принято помещать список литературы, куда заносятся только использованные в тексте работы источники. Причем использованными считаются только те работы, на которые есть ссылки в тексте, а не все статьи, монографии, которые прочитал автор в процессе выполнения научно - исследовательской работы.

В приложении определяются материалы объемного характера. Туда можно отнести первичные таблицы, графики, продукты деятельности испытуемых и др. По своему содержанию приложения могут быть разнообразного плана: справочники, нормативно-правовая документация и т.д. [www.dissercat.com/content/uchebno-issledovatelskaya-rabota-studentov-kak-sredstvo-razvitiya-ikh-tvorcheskoi-deyatelnos].

3. Требования к оформлению научно-исследовательской работы

3.1. Общие требования к оформлению

Научно- исследовательская работа, заявляемая на конкурс, должна быть оформлена в соответствии с едиными стандартными требованиями, предъявляемыми к данному виду научных работ.

Текст представляется на белой бумаге форматом А4 (297*210) на одной стороне листа.

При написании и печати следует соблюдать следующие правила:

Размер полей: левое — 3 см, правое — 1 см, верхнее — 2 см,

нижнее — 2,5 см;

Нумерация страниц—по центру внизу страницы;

Текст печатается через 1,5 интервала (5 знаков);

Абзац—1,25см;

На листе 29—30 строк;

Нумерация страниц начинается с титульного листа, которому присваивается номер 1, но на страницу он не ставится. Далее весь последующий объем работ, включая библиографический список и приложения, нумеруются по порядку до последней страницы;

Начало каждой главы печатается с новой страницы. Это относится также и к введению, заключению, библиографическому списку,

приложениям;

Название главы печатается жирным шрифтом заглавными буквами, название параграфов — прописными, выделение глав и параграфов из текста осуществляется за счет пропуска дополнительного интервала;

Заголовки следует располагать по середине строки симметрично к тексту, между заголовком и текстом пропуск в 3 интервала.

Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа;

Для компьютерного набора размер шрифта —14;

Порядковый номер главы указывается одной арабской цифрой (например: 1,2,3), параграфы имеют двойную нумерацию (например: 1.1, 1.2 и т.д.). Первая цифра указывает на принадлежность к

главе, вторая — на собственную нумерацию.

3.2. Требования к оформлению цитат и ссылок

Для подтверждения собственных выводов и для критического разбора того или иного положения часто используются цитаты. При цитировании следует выполнять следующие требования:

При дословном цитировании мысль автора заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой дана в

первоисточнике. По окончании делается ссылка на источник, в которой указывается номер книги или статьи в списке использованной литературы и номер страницы, где находится цитата, например: обозначение [4. С. 123] указывает, что цитата, использованная в работе, находится на странице 123 в первоисточнике под номером 4 в списке литературы.

При недословном цитировании (пересказ, изложение точек зрения различных авторов своими словами) текст в кавычки не заключается. После высказанной мысли необходимо в скобках указать номер

источника в списке литературы без указания конкретных страниц, на­

пример: [23].

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому

изданию, то ссылку следует начинать словами «Цит. По…» или «Цит.

по кн….» и указать номера страниц и номер источника в списке литературы, например: (Цит. По кн. [6. С. 240]).

Если цитата выступает самостоятельным предложением, то она

начинается с прописной буквы, даже если первое слово в первоисточнике начинается со строчной буквы и заключается в кавычки. Цитата,

включенная в текст после подчинительного союза (что, ибо, если, по­

тому что) заключается в кавычки и пишется со строчной буквы, даже

если в цитируемом источнике она начинается с прописной буквы.

При цитировании допускается пропуск слов, предложений, абзацев без искажения содержания текста первоисточника. Пропуск в

тексте обозначается многоточием и ставится в том месте, где пропущена мысль.

В цитатах сохраняются те же знаки препинания, что и в цитируемом источнике.

Если автор в приведенной цитате выделяет в ней некоторые

слова, то он должен это специально оговорить в скобках, например:

(подчеркнуто мною — О. К. или (курсив наш — О. К.).

В современной научной литературе используются внутри текстовые ссылки. Их оформление возможно в двух вариантах. Первый: за упоминанием автора в квадратных скобках указывают­сяпорядковые номера тех источников, на которые идет ссылка в тексте. Например: В трудах С. Л. Рубинштейна [4; 5; 7] раскрываются… Второй вариант: вслед за упоминанием автора, указывается год издания монографии, статьи в соответствии со списком использованной в работе литературы. Пример: В ряде работ С. Л. Рубинштейна (1957), А. Н. Леонтьева (1965), Б. М. Теплова (1956), А. А. Смирнова (1966) сформулированы новые подходы к изучению сознания.

Когда на одну страницу попадает две-три ссылки на один и тот

же первоисточник, то фамилия автора или порядковый номер указывается один раз. Далее в квадратных скобках принято писать [Там же]

или при цитировании [http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/489/80489/60857].

3.3. Требования к оформлению таблиц

Цифровые данные исследования группируются в таблицы, оформление которых должно соответствовать следующим требованиям:

Слово «Таблица» без сокращения и кавычек пишется в правом верхнем углу над самой таблицей и ее заголовком. Нумерация таблиц производится арабскими цифрами без знака номер и точки в конце. Если в тексте только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово «таблица» не пишется.

Нумерация таблиц и рисунков может быть сквозной по всему

тексту работы или самостоятельной в каждом разделе. Тогда она представляется по уровням подобно главам и параграфам. Например: в главе 2 таблицы будут иметь номера 2.1, 2.2 и т. д. Первый вариант нумерации обычно применяют в небольших по объему и структуре работах.

Второй — предпочтителен при наличии развернутой структуры работы

и большого количества наглядного материала.

Название таблицы располагается между ее нумерацией и собственным содержанием. Пишется с прописной буквы без точки в

конце.

При переносе таблицы на следующую страницу заголовки вертикальных граф следует пронумеровать и повторять только их номер.

Предварительно над таблицей поместить слова «Продолжение таблицы

8».

При фиксации сырых баллов в таблицах, если для этого нет

прямой необходимости, не принято писать фамилии, имена респондентов. Это профессионально неэтично.

Название таблицы, ее отдельных строк не должно содержать

сокращений, аббревиатур, не оговоренных ранее в тексте работы [http//window.edu.ru/catalog/pdf2txt/489/80489/60857]

3.4. Требования к оформлению иллюстраций

В качестве иллюстраций в исследовательских работах могут быть использованы рисунки, схемы, графики, диаграммы, которые обсуждаются в тексте. При оформлении иллюстраций следует помнить:

Все иллюстрации должны быть пронумерованы. Если в работе представлены различные виды иллюстраций, то нумерация отдельно для каждого вида.

В текст работы помещаются те иллюстрации, на которые в ней имеются прямые ссылки типа «сказанное выше подтверждает рисунок…».

Остальной иллюстрационный материал располагают в приложениях.

Номера иллюстраций и их заглавия пишутся внизу под изображением, обозначаются арабскими цифрами без номера после слова «Рис.».

На самой иллюстрации допускаются различные надписи, если

этому позволяет место. Однако чаще используются условные обозначения, которые расшифровываются ниже изображения.

На схемах всех видов должны быть выражены особенности

основных и вспомогательных, видимых и невидимых деталей, связей

изображаемых предметов или процесса.

При построении линейных диаграмм обычно используют координатное поле. По оси абсцисс в изображенном масштабе откладываются независимые факторные признаки, на оси ординат – показатели на определенный момент или период времени или измененные размеры какого-либо признака. Вершины ординат обычно соединяются штрихом, в результате чего получается ломанная прерывистая линия. На координатное поле можно наносить несколько линейных диаграмм для

наглядного сравнения результатов. На столбиковых и секторных диаграммах размер прямоугольников или секторов должен быть пропорционален изображаемым ими величинам.

3.5. Требования к оформлению приложений

Приложения по своему содержанию могут быть разнообразны. При их оформлении следует учитывать общие правила оформления.

Приложения оформляются как продолжения основного материала на последующих за ним страницах. При большом объеме или

формате приложения оформляются в виде самостоятельного блока в

специальной папке, на лицевой стороне которой дается заголовок «Приложения» и затем повторяют все элементы титульного листа исследовательской работы.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указания номера в правом верхнем углу, например: Приложение 1.

Каждое приложение имеет тематический заголовок, который располагается по середине строки под нумерацией приложения.

При наличии нескольких приложений они нумеруются арабскими цифрами по порядку без знака номер и точки в конце.

Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна

быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного

текста [http//window.edu.ru/catalog/pdf2txt/489/80489/60857]

3.6. Требования к оформлению библиографического списка

Список литературы исследовательской работы составляют только те источники, на которые в тексте имеются ссылки. При составлении списка в научных кругах принято применять алфавитный способ группировки литературных источников, где фамилии авторов или заглавий (если нет авторов) размещаются в алфавитном порядке.

Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1.84. «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления: ГОСТ 7.1.84 — введ. 01.01.86. — М., 1984. — 75 с. И с учетом кратких правил «Составления библиографического описания» (2-е изд., доп. — М.: Изд-во «Кн. Палата», 1991).

Правила оформления библиографических списков:

Для книг одного или нескольких авторов указывается фамилия и инициалы авторов (точка), название книги без кавычек с заглавной буквы (точка и тире), место издания (точка, двоеточие), издательство без кавычек (запятая), год издания (точка и тире), количество страниц в книге с прописной буквой «с» на конце (точка).

Пример: Перре-Клермон А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. — М.: Педагогика, 1991. — 248 с.

Для составительского сборника двух-трех авторов указывается название сборника (одна наклонная линия) далее пишется слово

«Сост.» (точка) инициалы и фамилия составителей (точка, тире), место издания (точка, двоеточие), название издательства (без кавычек, запятая), год издания (точка, тире), количество страниц в сборнике с прописной буквы «с».

Например: Советы управляющему /Сост. А. Н. Зотов, Г. А. Ковалева. — Свердловск.: Сред.-Урал. Кн. Изд-во, 1991. — 304с.

При оформлении сборника с коллективом авторов под общей

редакцией указывается название сборника (одна наклонная линия) да­

лее могут быть либо слово «Сост.» и перечисляется ряд составителей

(точка с запятой), слово «Под ред.» (точка), инициалы и фамилия редактора (точка, тире), место издания (точка, двоеточие), издательство

(запятая), год издания (точка, тире), количество страниц (прописная

«с», точка), либо слово «Под ред.» (точка), инициалы и фамилия редактора (точка, тире), место издания (точка, двоеточие), издательство

(запятая), год издания (точка, тире), количество страниц (прописная

«с», точка).

Например: Краткий толковый словарь русского языка / Сост. И. Л. Горецкая, Т. Н. Половцева, М Н. Судоплатова, Т. А. Фоменко; Под ред. В. В. Розановой. — М.: Русск. Яз., 1990. — 251 с..

Психология. Словарь / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

Для статей в сборнике указывается фамилия и инициалы автора (точка), название работы (точка, две наклонные линии), название

сборника (точка, тире), место издания (точка, тире), заглавная буква

«С» (точка), номер первой и последней страниц (точка).

Пример: Леонтьев А. Н. Общее понятие о деятельности // Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д. И. Фельдштейна.—М.: Междунар.педагогич. академия, 1994. — С. 112—121.

Для статей в журнале указывается фамилия и инициалы автора (точка), название статьи (две наклонные линии), название журнала

без кавычек (точка, тире), год издания (точка, тире), номер журнала

(точка, тире), заглавная буква «С» (точка) страницы (точка).

Пример: Айнштейн В. Экзаменуемые и экзаменаторы // Высшее образование в России. — 1999. — № 3. — С. 34—42.

 

3.6 Требования к тезисам

Тезисы – это положение, кратко излагающее идею, а также основные мысли исследования.

Требования к оформлению тезисов на бумажном носителе

В направляемых тезисах обязательно должны быть отражены:

1. Название секции.

2. Название работы.

3. Фамилия, имя, отчество автора.

4. Название учреждения, класс.

5. Фамилия, имя, отчество руководителя с указанием должности.

6. Объём не более одной страницы.

7. Параметры страницы: в соответствии с ГОСТом Р 6.30-2003

поля должны быть не менее – верхнее, нижнее, левое – 20 мм,

правое – 10мм.

8. Формат листа А-4 [http//window.edu.ru/catalog/pdf2txt/489/80489/60857].


 

Глава 2 .Критерии оценки научно-исследовательской работы

1. Оценка методологических характеристик работы

Требования

Оценка

Во введении:

В основном обоснована практическая актуальность темы для данной организации (ситуации)

Указан адекватный специальности объект дипломного исследования

Предмет дипломного исследования адекватен теме и цели сочинения, указывает на аспект или часть объекта

Цель дипломного исследования фиксирует ожидаемые результаты работы, адекватна теме и предмету

Последовательность поставленных задач в целом позволяет достичь цели; структура работы (оглавление) в целом адекватна поставленным задачам

В заключении:

В выводах представлены основные результаты работы[1]

Удовлетворительно

   

Во введении:

Обоснована практическая актуальность темы для данной организации (ситуации), на основе анализа степени разработанности вопроса в литературе в основном обоснована теоретическая актуальность темы

Указан адекватный специальности объект дипломного исследования

Предмет дипломного исследования адекватен теме и цели сочинения, указывает на аспект или часть объекта

Цель дипломного исследования фиксирует ожидаемые результаты работы, адекватна теме и предмету

Последовательность поставленных задач в основном позволяет достичь цели; структура работы (оглавление) в основном адекватна поставленным задачам

В заключении:

В выводах представлены все результаты работы

Хорошо

   

Во введении:

Обоснована практическая актуальность темы для данной организации (ситуации), на основе анализа степени разработанности вопроса в литературе аргументированно обоснованатеоретическая актуальность темы

Указан адекватный специальности объект дипломного исследования

Предмет дипломного исследования адекватен теме и цели сочинения, указывает на аспект или часть объекта

Цель дипломного исследования фиксирует ожидаемые результаты работы, адекватна теме и предмету

Последовательность поставленных задач позволяет достичь цели рациональным способом; структура работы (оглавление) полностью адекватна поставленным задачам

В заключении:

В выводах представлены все результаты работы в наиболее адекватной форме

Отлично

2. Оценка результатов, полученных автором дипломной работы

Характеристики содержания и результатов работы

Оценка

Полученные результаты в значительной степени соответствуют поставленной цели (цель работы достигнута в значительной степени)

В процессе анализа литературы отобраны в целом адекватные источники, продемонстрировано понимание решаемой проблемы

В конкретной (практической) ситуации выбрана адекватная цели управленческая технология (подход, инструмент, метод, процедура)

Технология (подход, инструмент, метод, процедура) описана

Технология (подход, инструмент, метод, процедура) осуществлена (реализована) в значительной степени

Продемонстрировано понимание подходов к оценке экономической эффективности предложенной технологии (подхода, инструмента, метода, процедуры)

Удовлетворительно

   

Полученные результаты преимущественно соответствуют поставленной цели (цель работы преимущественно достигнута)

В процессе анализа литературы отобраны адекватные источники, сделаны адекватныевыводы

Выбрана адекватная цели управленческая технология (подход, инструмент, метод, процедура), осуществлено обоснование выбора

Технология (подход, инструмент, метод, процедура) описана полностью

Технология (подход, инструмент, метод, процедура) преимущественно осуществлена (реализована)

Оценка экономической эффективности предложенной технологии (подхода, инструмента, метода, процедуры) в целом произведена

Хорошо

   

Полученные результаты полностью соответствуют поставленной цели (цель работы достигнута полностью)

Проведен детальный анализ адекватных источников, выводы самостоятельны и аргументированы

Отобрана наиболее адекватная цели управленческая технология (подход, инструмент, метод, процедура), обоснование выбора аргументировано

Представлено детальное описание технологии (подхода, модели, инструмента, метода, процедуры)

Технология (подход, инструмент, метод, процедура) осуществлена (реализована)полностью

Оценка экономической эффективности предложенной технологии (подхода, инструмента, метода, процедуры) произведена исчерпывающим образом в рамках конкретной ситуации

Отлично

3. Оценка оформления дипломной работы

Требования к оформлению дипломной работы

Оценка

1. Работа выполнена на стандартных листах бумаги формата А4, шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал полуторный

2. Поля: сверху - 2 см, снизу - 2,5 см, справа - 1 см, слева 3 см

3. Страницы пронумерованы арабскими цифрами, номер по центру вверху страницы, титульный лист не пронумерован

4. Заголовки расположены по центру строк. В заголовках отсутствуют переносы. В конце заголовков отсутствуют знаки препинания. Отсутствуют заголовки в конце страниц.

5. Знаки препинания проставлены непосредственно после последней буквы слова и отделены от следующего слова пробелом

6. Абзацы напечатаны с красной строки, при этом от левого поля имеется отступ 1,25 см.

7. Все таблицы и рисунки имеют нумерацию и названия (над таблицей справа, под рисунком слева)

8. На все таблицы и рисунки даны ссылки в тексте

9. При использовании заимствованного материала применены ссылки причем однотипные (либо постраничные, либо концевые)

10. Список литературы составлен в алфавитном порядке

11. Описание каждого источника в списке литературы содержит фамилию (фамилии) автора (авторов), заглавие, место издания, год издания, либо дату, если издание периодическое, адрес web-страницы, если используются ресурсы Интернет (печатается в начале описания источника)

 

Оценка "отлично" ставится за оформление научно-исследовательской работы, полностью отвечающее представленным требованиям.

Оценка "хорошо" ставится за оформление дипломной работы, в целом отвечающее представленным требованиям, но при наличии отдельных отступлений не более чем по двум требованиям.

Оценка "удовлетворительно" ставится за оформление дипломной работы, в целом отвечающее представленным требованиям, но при наличии отдельных отступлений не более чем по трем требованиям.

Не может быть поставлена положительная оценка за оформление дипломной работы, если полностью не выполнены требования 1, 2, 7, 8, 10.

Итоговая оценка научно-исследовательской работы

1. Оценка методологических характеристик дипломной работы

5

4-5

4

4-5

Хотя бы одна 3

2. Оценка результатов, полученных автором дипломной работы

5

4-5

4-5

4

3. Оценка оформления дипломной работы

5

4

4-5

4-5

Итоговая оценка

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

4. Характеристики результатов работы, повышающие итоговую оценку на один балл (повышающие баллы не суммируются)

1. Адекватно ситуации применена технология (подход, инструмент, метод, процедура), применяемая в других ситуациях, произведено аргументированное обоснование применения в данной ситуации.

Например: технология проектирования товара применена при проектировании услуги.

2. Сконструирована (на основе известных) адекватная ситуации технология (подход, инструмент, метод, процедура), произведено аргументированное обоснование конструкции.

3. Сконструирована адекватная ситуации оригинальная технология (подход, инструмент, метод, процедура), произведено аргументированное обоснование конструкции.

4. Использованы оригинальные методики оценки экономической эффективности осуществленной технологии (подхода, инструмента, метода, процедуры).

5. Самостоятельно сконструированы адекватные методики оценки экономической эффективности осуществленной технологии (подхода, инструмента, метода, процедуры).

6. Осуществлено внедрение результатов работы (технологии, подхода, инструмента, метода, процедуры) в практику деятельности организации.

[http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/489/80489/60857]

Заключение

Данная работа посвящена способам оценивания результатов учебно-исследовательской деятельности.

Контроль и оценка - важнейшие компоненты учебной деятельности: они помогают студенту осмыслить изученное, утвердиться в правильности своих знаний и умений, понять зависимость результатов труда от вложенного труда, а также постепенно овладеть приёмами контроля и критериями оценки.

 В теоретической части работы раскрывается сущность контроля и оценки, описываются формы, виды, методы организации контроля, сделана попытка разобраться в плюсах и минусах пятибалльной системы оценивания и безотметочного обучения, описаны новые системы оценивания: двенадцатибалльная, десятибалльная и балльно-рейтинговая.

         


 

Список литературы :

www.dissercat.com/content/uchebno-issledovatelskaya-rabota-studentov-kak-sredstvo-razvitiya-ikh-tvorcheskoi-deyatelnos

http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/489/80489/60857

http://s21.ozersk.chel.fcior.edu.ru/nd/poisk/trebov_nir.htm


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

  Учбная программа:  «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов»


 

Составитель: Файзуллина Наталья Александровна

Направления «Педагогическое образование»

Программы «Управление дошкольным образованием»

очной формы обучения

Тюменский государственный университет

2015

 1. Пояснительная записка

1.1. Цель дисциплины – формирование целостного представления студентов об основах учебно-исследовательской деятельности

Задачи дисциплины:

1. формирование теоретических знаний об исследовательской работе;

2. развитие познавательной активности студентов;

3. формирование творческого потенциала студентов

1.2. Формируемые компетенции в соответствии с ФГОС по направлению 050100.62 Педагогическое образование от 17.01.2011).

способностью логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);

способностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5);

готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

В результате освоения данной образовательной программой выпускник должен обладать знаниями, об основах исследовательской работы

1.3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

 иметь представление:

​ об особенностях научного познания и его методологических основах;

знать:

​ методы психолого-педагогического исследования;

​ содержание основных понятий и категорий научного поиска;

​ требования к опытно-экспериментальной работе, к оформлению результатов исследования;

уметь:

​ выбирать тему исследования, составлять его план;

​ подбирать из литературы и самостоятельно разрабатывать методы для осуществления исследования;

​ обобщать передовой педагогический опыт и организовывать собственную опытно-экспериментальную работу, делать необходимые выводы и обобщения.

  2. Структура и трудоемкость дисциплины

Структура и трудоемкость дисциплины (в каком семестре проводится, количество часов на аудиторную и самостоятельную работу, форма контроля – зачет или экзамен).

Тематический план

Семестр 1 (42 часа)

п/п

Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Форма проведения занятия

Оценочные средства

Лекции*

Семинарские

(практические) занятия*

Лабораторные занятия*

Самостоятельная работа*

     

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Модуль 1.

 

1.1.

Введение

2

2

           
 

Наука и научное познание

2

2

           
 

Наука и научное познание

2

2

           
 

Методы исследования психолого-педагогических проблем

6

4

         

2

 

Технология работы с информационными источниками

6

4

         

2

 

Категориально-понятийный аппарат и структура исследования

8

6

         

2

 

Организация исследовательской опытно-экспериментальной работы студентов

6

4

         

2

 

Требования к оформлению и защите курсовой и выпускной квалификационной работы (ВКР)

8

6

         

2

 

Зачетное занятие

2

2

           
   

42

32

         

10

Содержание дисциплины.

Студент должен:

иметь представление: о разработке, осуществлении научного поиска по какой-либо проблеме с помощью методов психолого-педагогического исследования; об особенностях научного познания и его методологических основах;

знать: сущность учебно-исследовательской работы и методы ее осуществления; содержание основных понятий и категорий научного поиска; требования к опытно-экспериментальной работе, к оформлению результатов исследования.

Место и роль учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов» в системе профессиональной подготовки выпускника. Цели, задачи и структура учебной дисциплины. Связь учебной дисциплины «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов» с другими дисциплинами.

Методологические основы и методы психолого-педагогического исследования. Технология разработки проведения опытно-экспериментальной работы. Вопросы учебно-исследовательской деятельности студентов. Выбор темы, составление плана, определение объекта, предмета, проблемы исследования.

Технология работы с научной литературой - один из важнейших вопросов, в значительной степени определяющий эффективность всей исследовательской работы.

Вопросы анализа и обобщения теоретического и экспериментального исследования, оформления и защиты курсовой и выпускной квалификационной работы.

Тема 1. Наука и научное познание

Студент должен:

знать: определение науки, области научных знаний, методы получения этих знаний;

уметь: понимать значение научных знаний для своей профессиональной деятельности.

Понятие о науке как специфической сфере человеческой деятельности, направленной на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире. Основная цель и основной продукт научной деятельности - получение новых знаний в тех или иных областях человеческой жизни.

Три основных группы научных знаний: естественные, общественные и технические. Междисциплинарный характер современной науки.

Эмпирические и теоретические уровни научного познания мира, методы исследования, используемые различными отраслями науки для получения новых знаний: метод эксперимента, метод обработки эмпирических данных, метод построения научных теорий и др. Научно-исследовательская деятельность как один из способов вхождения студентов в мир науки и научного познания педагогической действительности.

Тема 2. Методологические основы психолого-педагогического исследования

Студент должен:

знать: сущность и компоненты методологических знаний;

уметь: различать понятия «методология» и «методы»; видеть методологические основы собственного научного поиска.

Понятие о методологии научного знания как системе принципов, способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Особенности методологии науки и педагогики.

Компоненты методологического педагогического знания: общетеоретические законы и закономерности педагогики и психологии, более частные психолого-педагогические законы, методы и принципы психолого-педагогического исследования. Процессы интегрирования методологических знаний в современной педагогике.

Тема 3. Методы исследования психолого-педагогических проблем

Студент должен:

знать: сущность понятия «методы психолого-педагогического исследования»; многообразие видов методов исследования;

уметь: определять методы исследования для организации собственного научного поиска; разрабатывать методы исследования в соответствии с темой научной работы.

Понятие о методах психолого-педагогического исследования как совокупности приемов и операций, направленных на изучение психолого-педагогических проблем учебно-воспитательного характера.

Классификация методов исследования и многообразие их видов: наблюдение, анкетирование, создание преднамеренных ситуаций, тестирование, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта, изучение теоретической литературы и др.

Требования к разработке и использованию различных методов в исследовательской работе студентов. Анализ результатов использования тех или иных методов исследования.

Семинарское занятие

Методы психолого-педагогического исследования.

Самостоятельная работа

Подборка из литературы и разработка методов исследования для собственного научного поиска.

Тема 4. Технология работы с информационными источниками.

Студент должен:

знать: особенности работы с научной литературой; правила использования прочитанной литературы в собственном исследовании; требования к составлению плана своей работы;

уметь: правильно подбирать необходимую литературу по теме исследования; составлять план работы; цитировать автора в тексте своей работы с последующей ссылкой.

Работа с библиотечным каталогом и составление собственных каталожных списков, содержащих литературу по теме исследования. Подготовка первого варианта плана собственного научного исследования.

Особенности работы с научной литературой по теме исследования (монографии, сборники, энциклопедические словари, журнальные статьи, диссертации, авторефераты). Правила введения авторов в текст работы, цитирование, оформление сносок.

Использование в исследовательской работе кино-, теле-, фото-, видео-документов.

Семинарское занятие

Работа с библиотечным каталогом и составление собственных каталожных карточек.

Самостоятельная работа

Работа с научной литературой по теме исследования.

Тема 5. Категориально-понятийный аппарат и структура исследования

Студент должен:

знать: состав компонентов методологического аппарата исследования; особенности каждого из структурных компонентов, место каждого из компонентов в структуре собственного исследования;

уметь: составлять план своей исследовательской работы, формулировать объект, предмет, цель и задачи научного поиска.

Состав компонентов методологического аппарата исследования: тема, план, объект, предмет, проблема, цель, задача, гипотеза.

Характеристика каждого из структурных компонентов. Содержательное разнообразие видов научных работ: работы теоретического, опытно-экспериментального, практического характера.

Выявление содержательных особенностей категориально-понятийного аппарата применительно к теме исследовательской работы каждого студента.

Семинарское занятие

Определение сущности понятий: тема, план, объект, предмет исследования. Характеристика понятий: цель, задачи, проблема, гипотеза исследования.

Самостоятельная работа

Формулировка темы и составление плана собственного исследования. Определение объекта, предмета, цели и задачи собственного научного поиска. Особенности проблемы и гипотезы собственной научно-исследовательской работы.

Тема 6. Организация исследовательской опытно-экспериментальной работы студентов

Студент должен:

знать: особенности различных видов исследовательской работы; специфику опытно-экспериментальной работы как наиболее сложного и эффективного вида исследования;

уметь: выбирать и определять характер собственного исследования; использовать элементы педагогического эксперимента в собственном исследовании.

Различные виды исследовательской работы студентов: преимущественно теоретическая, преимущественно практическая, преимущественно опытно-экспериментальная. Характеристика особенностей каждого из видов научного поиска.

Опытно-экспериментальная работа как наиболее сложный вид исследования. Принципы, правила, порядок проведения экспериментальной работы, ее примерные этапы. Постоянная аналитическая деятельность студента - одно из необходимых условий эффективности осуществления плана эксперимента.

Семинарское занятие

Сущность трех видов исследовательской работы. Характеристика особенностей опытно-экспериментальной работы.

Самостоятельная работа

Возможности использования элементов педагогического эксперимента в собственном исследовании.

Тема 7. Требования к оформлению и защите курсовой и выпускной квалификационной работы (ВКР)

Студент должен:

знать: требования к оформлению результатов исследования;

уметь: оформлять свою работу в соответствии с требованиями.

Требования к оформлению титульного листа и плана работы. Различные виды планов в зависимости от характера проведенного исследования.

Подготовка и окончательное оформление списка литературы, примерное количество использованной литературы для курсовой работы и ВКР.

Требования к орфографической и стилистической грамотности работы, к соблюдению некоторых технических правил: поля, сноски, красные строки и т.д.

Возможные варианты защиты курсовой работы: на заседании предметной (цикловой) комиссии, на методсовете, в студенческой группе, в группе первокурсников и т.д. Оформление отзыва руководителя и рецензии преподавателя вуза или колледжа к защите.

Место ВКР в государственной аттестации студентов.

Семинарское занятие

Знакомство студентов с ранее выполненными курсовыми и выпускными квалификационными работами. Анализ особенностей оформления работ.

Самостоятельная работа

Составление карты-схемы «Технические требования к оформлению курсовой работы»

Зачетное занятие

Взаимоконтроль и обсуждение подготовленных материалов с точки зрения их оформления.

Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Задания для самостоятельной работы по темам.

 Контрольные вопросы, выносимые на зачет

Определите науку как форму познания. Укажите специфические черты науки.

Перечислите виды учебно-исследовательской работы. Покажите структуру курсовой и выпускной квалификационной работы.

Составьте формально-логическую модель по произвольному примеру. Укажите особенности обзора литературы по проблеме и по персоналиям.

Укажите структуру анализа теоретических источников и методических статей.

Перечислите правила оформления библиографического списка (монографии, учебники, учебные пособия, статьи из журналов и газет, Internet-источники).

Перечислите правила оформления текстовых ссылок.

Методологическая основа: подходы, теории, идеи.

Перечислите методы педагогического исследования: теоретические, эмпирические, методы качественного и количественного анализа. Приведите примеры.

Актуальность и способы её доказательства. Противоречие и его виды.

Цель научного поиска. Структура цели: целевое действие, целевой предмет и целевой объект. Приведите пример.

Выделение объекта и предмета. Степень динамичности объекта и предмета исследования.

Структура гипотезы. Функции гипотезы в исследовании.

Задачи педагогического исследования.

Охарактеризуйте этапы исследования на примере своей работы.

Виды педагогического эксперимента: лабораторный и естественный. Констатирующий и формирующий эксперимент.

Диагностический инструментарий. Критерии исследования.

Графическое представление полученных данных. Интерпретация результатов педагогического эксперимента.

Структура исследовательской работы.

Введение и основные его составляющие.

Содержание глав выпускной квалификационной работы.

Правила оформления исследовательской работы.

Математическая обработка результатов исследования. Обобщение и анализ результатов.

Подготовка работы к рецензированию. Составление доклада.

Творческие вопросы и задания

Педагогику называют и наукой, и искусством. Выскажите свою точку зрения и докажите ее правильность.

Что, по вашему мнению, должно считаться объектом педагогической науки – воспитание или образование? Приведите аргументы в пользу вашего выбора.

Дайте определение основных категорий педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая действительность.

Какие психологические понятия наиболее часто употребляются в педагогической литературе?

Объясните различие между социализацией и адаптацией к социуму

(т.е. к обществу).

Какие дополнительные знания и умения нужно усвоить учителю, если он хочет заняться научной работой?

В чем состоит различие позиций педагога-исследователя и педагога-практика по отношению к педагогической науке?

Дайте краткую характеристику единства и различий научной и практической деятельности в области педагогики.

Верно ли утверждение, что в наше время ученик, воспитанник больше не является объектом воздействия со стороны учителя и субъект-объектное отношение в педагогическом процессе сменяется субъект-субъектным?

В чем состоит различие между5 изучением ребенка: а) учителем; б) ученым? Может ли ребенок быть объектом для одного из них или для обоих?

В чем состоит различие между результатами педагогической науки и педагогической практики?

Какие виды знаний являются результатом научных исследований в области педагогики и каковы их способы получения?

Определите основные структурные элементы связи педагогической науки и практики.

Охарактеризуйте наиболее существенные различия между педагогическими закономерностями и принципами.

Перечислите факторы, обуславливающее возобновление цикла связи педагогической науки и педагогической практики.

Каковы функции изучения практического опыта в педагогическом исследовании?

При каких условиях становится возможной творческая деятельность учителя в системе связи педагогической науки и практики?

Зачем исследователю нужно знать методологию?

Что изучает методология?

Каковы уровни методологии?

Определите различие между методологической культурой ученого и педагога- практика.

Перечислите признаки, позволяющие отнести к сфере науки процесс и результат познавательной деятельности в области педагогики.

Охарактеризуйте соотношение между объектом исследования и его предметом.

В чём состоит типичная ошибка в постановке педагогической гипотезы и формулировании защищаемых положений?

В чем состоит принципиальное отличие между описанием новизны результатов проведенного исследования, с одной стороны, и определением его значения для науки - с другой?

Охарактеризуйте логику педагогического исследования, его основные этапы.

Должна ли модель того или иного педагогического объекта, например урока, полностью соответствовать реальному объекту? Аргументируйте свой ответ.

Раскройте функции теоретических и нормативных моделей изучаемых объектов в педагогических исследованиях.

В чем состоят особенности применения методов исследования в педагогике по сравнению с использованием методов в естественнонаучной сфере познания?

Тест № 1

по дисциплине «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов»

Методическое указание: выберите один ответ на каждый вопрос. Правильный ответ на 14 вопросов из двадцати предложенных, дает возможность получить зачет по данному курсу.

Не относится к гуманитарным наукам:

а). культурология б). астрономия в). педагогика г). история

Относится к научной деятельности:

а). лекция б). семинар в). реферат г). коллоквиум

Не входит в общий объем исследовательской работы:

а). введение б). титульный лист в). Оглавление г). приложение

Этот вид работы с литературными источниками содержит обзор по персоналиям:

а). конспектирование б). реферирование в). тестирование г). рецензирование

Правильное оформление журнальной статьи:

а). Голубева Е.И. Как составить реферат, Школьная библиотека. 2004.- №2. – С.12-13.

б). Голубева Е.И. Как составить реферат // Школьная библиотека.. - 2004.- №2. – С.12-13.

в). Голубева Е.И. Как составить реферат: Школьная библиотека. 2004.- №2. – С.12-13.

г). Голубева Е.И. Как составить реферат // Школьная библиотека. 2004.- №2. – С.12-13.

Методологическая основа исследования не включает:

а). идеи б). методики в). теории г). взгляды

К группе экспериментальных методов исследования относится:

а). сравнение б). тестирование в). моделирование г). обобщение

Алгоритм «…для явления А необходимо явление В, равно как и явление С» относится к алгоритмам:

а). связи построения б). связи управления в). связи порождения г). связи развития и преобразования

Проблема не формируется в виде:

а). проблемного вопроса б). проблемного ответа в). проблемной ситуации г). проблемной задачи

В структуру цели исследования не включается:

а). целевое действие б). целевая гипотеза в). целевой объект г). целевой предмет

Степень динамичности объекта и предмета определяется соотношением:

а). объект динамичнее предмета б). динамичность объекта и предмета равнозначны в). предмет динамичнее объекта г). объект и предмет не обладают динамичностью

В педагогическом исследовании не может применятся:

а). научное предположение (теоретически обоснованное предсказание)

б. эмпирическое предположение (связь между воздействием и результатом, если… то..)

в). рабочая гипотеза (первоначальный план)

г). нулевая гипотеза (что-то делаю, но не знаю, что получится)

С постановкой эксперимента связан класс задач:

а). первый б). второй в). третий г). четвертый

После проведения педагогического эксперимента осуществляется этап:

а). предшествующий б). подготовительный в). аналитический г). теоретический

Продукты проектной деятельности относятся к источникам:

а). письменным б). практическим в). предметным г). теоретическим

Для проверки достоверности заявленной в ВКР гипотезы достаточно критериев:

а). 1 б). 2-3 в). 5 г). более 5

Общим названием «рисунок» не обозначаются:

а). схемы б). таблицы в). диаграммы г). графики

В квадратной скобке указываются ссылки:

а). внутритекстовые б). затекстовые в). подтекстовые г). передтекстовые

В структуру курсовой работы не входит:

а). оглавление б). введение в). литература г). доклад к защите

На защиту выпускной квалификационной работы предоставляется:

а). 5 мин б). 10 мин в). 15 мин г). 20 мин

 Контрольно-измерительные материалы для контроля и оценки знаний

Контрольный тест №1

по темам «Наука и научное познание», «Методологические основы психолого-педагогического исследования», «Методы исследования психолого-педагогических проблем»

Задание. Выберите и укажите ответ, который является единственно верным вариантом.

1. Научное исследование:

А. Деятельность в сфере науки.

Б. Изучение объектов, в котором используются методы науки.

В. Изучение объектов, которое завершается формированием знаний.

Г. Все варианты верны.

2. Область действительности, которую исследует наука:

А. Предмет исследования.

Б. Объект исследования.

В. Логика исследования.

Г. Все варианты верны.

3. Принципы построения, формы и способы научно-исследовательской деятельности:

А. Методология науки.

Б. Методологическая рефлексия.

В. Методологическая культура.

Г. Все варианты верны.

4. Логика исследования включает:

А. Постановочный этап.

Б. Исследовательский этап.

В. Оформительско-внедренческий этап.

Г. Все варианты верны.

5. Обоснованное представление об общих результатах исследования:

А. Задача исследования.

Б. Гипотеза исследования.

В. Цель исследования.

Г. Тема исследования.

6. Метод исследования, который предполагает организацию ситуации исследования и позволяет её контролировать:

А. Наблюдение.

Б. Эксперимент.

В. Анкетирование.

Г. Все варианты верны.

7. Метод исследования, предполагающий, что обследуемый выполняет задания, проходит определённое испытание:

А. Интервью.

Б. Тестирование.

В. Изучение документов.

Г. Все варианты не верны.

8. Тип вопроса в анкете или интервью, содержащий в себе варианты ответа:

А. Проективный.

Б. Открытый.

В. Альтернативный.

Г. Закрытый.

9. Тип вопроса в анкете или интервью, предоставляющий респонденту возможность самостоятельно выстроить свой ответ:

А. Открытый.

Б. Закрытый.

В. Альтернативный.

Г. Прямой.

10. Метод исследования, предполагающий, что обследуемый отвечает на ряд задаваемых ему вопросов:

А. Манипуляция.

Б. Опрос.

В. Тестирование.

Г. Эксперимент.

11. В ситуации, когда возможно возникновение искажённых ответов, лучше применять:

А. Альтернативные вопросы.

Б. Закрытые вопросы.

В. Косвенные вопросы.

Г. Прямые вопросы.

12. Вопрос в анкете или интервью, допускающий односложный ответ:

А. Косвенный.

Б. Закрытый.

В. Проективный.

Г. Открытый.

13. Метод исследования, предполагающий выяснение интересующей информации в процессе двустороннего общения с испытуемым:

А. Интервью.

Б. Беседа.

В. Опрос.

Г. Все варианты верны.

14. Вид наблюдения, предполагающий, что исследователь является участником наблюдаемого процесса:

А. Опосредованное.

Б. Скрытое.

В. Включенное.

Г. Все варианты верны.

15. Методы исследования, основанные на опыте, практике:

А. Эмпирические.

Б. Теоретические.

В. Статистические.

Г. Все варианты верны.

16. Метод письменного опроса респондентов:

А. Тестирование.

Б. Анкетирование.

В. Моделирование.

Г. Все варианты не верны.

17. Эксперимент, который выявляет актуальный уровень развития некоторого свойства у испытуемого или группы:

А. Естественный.

Б. Формирующий.

В. Констатирующий.

Г. Лабораторный.

18. Исследовательский метод, связанный привлечением к оценке изучаемых явлений экспертов:

А. Тестирование.

Б. Эксперимент.

В. Беседа.

Г. Рейтинг.

19. Мысленное отделение какого-либо свойства предмета от других его признаков:

А. Моделирование.

Б. Абстрагирование.

В. Синтез.

Г. Все варианты не верны.

20. Воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения:

А. Конкретизация.

Б. Анализ.

В. Моделирование.

Г. Все варианты верны.

Контрольный тест №2

по теме «Технология работы с информационными источниками»

Задание. Выберите и укажите ответ, который является единственно верным вариантом.

1. Чтение книги для получения и переработки информации может быть:

А. Аналитическое.

Б. Беглое.

В. Скоростное.

Г. Все варианты верны.

2. Самая краткая запись прочитанного, отражающая последовательность изложения текста:

А. Конспект.

Б. План.

В. Реферат.

Г. Тезис.

3. Краткая характеристика печатного издания с точки зрения содержания, назначения, формы:

А. Рецензия.

Б. Цитата.

В. Аннотация.

Г. Все варианты верны.

4. Положение, отражающее смысл значительной части текста:

А. Тезис.

Б. Конспект.

В. План.

Г. Аннотация.

5. Конспект нужен для того, чтобы:

А. Выделить в тексте самое необходимое.

Б. Передать информацию в сокращенном виде.

В. Сохранить основное содержание прочитанного текста.

Г. Все варианты верны.

6. Точная выдержка из какого-нибудь текста:

А. Рецензия.

Б. Цитата.

В. Реферат.

Г. Все варианты верны.

7. При цитировании:

А. Каждая цитата сопровождается указанием на источник.

Б. Цитата приводится в кавычках.

В. Цитата должна начинаться с прописной буквы.

Г. Все варианты верны.

8. Критический отзыв на научную работу:

А. Аннотация.

Б. План.

В. Рецензия.

Г. Тезис.

9. Сжатое изложение основной информации первоисточника на основе ее смысловой переработки:

А. Реферат.

Б. Цитата.

В. Контрольная работа.

Г. Все варианты верны.

10. Критерии оценки учебного реферата:

А. Соответствие содержания теме реферата.

Б. Глубина переработки материала.

В. Правильность и полнота использования источников.

Г. Все варианты верны.

11. Установите верную последовательность структурных компонентов учебного реферата, указав рядом с цифрами буквы:

А. Основная часть 1.

Б. Список литературы 2.

В. Оглавление (план) 3.

Г. Заключение 4.

Д. Введение 5.

Е. Титульный лист 6.

Ж. Приложение 7.

Контрольный тест №3

по темам «Категориально-понятийный аппарат и структура исследования», «Организация исследовательской опытно-экспериментальной работы студентов», «Требования к оформлению и защите курсовой и выпускной квалификационной работы (ВКР)»

Задание. Выберите и укажите ответ, который является единственно верным вариантом.

1. Курсовая работа решает задачи:

А. Краткое изложение полученных выводов.

Б. Самостоятельный анализ концепций по изучаемой проблеме.

В. Определение актуальности, объекта и предмета исследования.

Г. Все варианты верны.

2. Не рекомендуется вести изложение в курсовой и дипломной работах:

А. От первого лица единственного числа.

Б. От первого лица множественного числа.

В. В безличной форме.

Г. Все варианты верны.

3. Основные характеристики курсовой работы:

А. Цель исследования.

Б. Объект исследования.

В. Предмет исследования.

Г. Задачи исследования.

Д. Все варианты верны.

4. Объект исследования в курсовой и дипломной работе отвечает на вопрос:

А. «Как называется исследование?».

Б. «Что рассматривается?».

В. «Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?».

Г. «Какой результат исследователь намерен получить?».

5. Установите последовательность в структуре курсовой работе:

А. Содержание 1.

Б. Введение 2.

В. Титульный лист 3.

Г. Основная часть 4.

Д. Приложения 5.

Е. Список использованной литературы 6.

Ж. Заключение 7.

6. Основная часть курсовой работы включает в себя:

А. Анализ литературы.

Б. Изложение позиции автора курсовой работы.

В. Результаты самостоятельно проведенного фрагмента исследования.

Г. Все варианты верны.

7. Важнейшие выводы, к которым пришел автор курсовой или дипломной работы:

А. Приложения.

Б. Введение.

В. Заключение.

Г. Основная часть.

8. Основные требования к дипломной работе:

А. Актуальность исследования.

Б. Практическая значимость работы.

В. Общий объем работы не менее 50–60 страниц печатного текста

Г. Все варианты верны.

9. Установите последовательность в структуре дипломной работе:

А. Приложения 1.

Б. Задание 2.

В. Титульный лист 3.

Г. Список использованной литературы 4.

Д. Введение 5.

Е. Содержание 6.

Ж. Основная часть 7.

З. Заключение 8.

10. Установите последовательность в определении основных характеристик дипломной работы:

А. Тема исследования 1.

Б. Объект исследования 2.

В. Цель 3.

Г. Актуальность исследования 4.

Д. Проблема исследования 5.

Е. Предмет исследования 6.

Ж. Задачи 7.

З. Гипотеза 8.

11. Затекстовая ссылка:

А. Делается в тексте сразу после окончания цитаты.

Б. Делается после изложения чужой мысли.

В. Оформляется в квадратных скобках.

Г. Все варианты верны.

12. При подготовке к защите дипломной работы необходимо:

А. Составить текст (тезисы) выступления примерно на 10 минут.

Б. Оформить средства наглядности (слайды и т. д.).

В. Составить варианты ответов на замечания рецензента.

Г. Все варианты верны.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (вопросы к зачету, экзамену, кейс, ситуационные задачи, тесты и т.п.).

Оценивание исследовательских работ.

Критерии оценки исследовательских работ

п/п

Критерий

Оценка (в баллах)

1

Тип работы

1 - реферативная работа; 2 - работа носит исследовательский характер

2

Использование известных результатов и научных фактов

1 - автор использовал широко известные факты; 2 - использованы уникальные научные данные

3

Полнота цитируемой литературы, ссылки на ученых

1 - использован учебный материал; 2 - кроме учебного материала, использованы специализированные издания; 3 - использованы уникальные литературные источники

4

Использование знаний вне учебной программы

1 - в работе использованы знания учебной программы; 2 - при выполнении работы интересы учащегося вышли за рамки учебной программы

5

Степень новизны полученных результатов

1 - в работе доказан уже установленный факт; 2 - в работе получены новые данные

6

Качество исследования

1 - результаты работы могут быть представлены на студенческой конференции; 2 - результаты работы могут быть представлены на конференции и в связи с доказательством нового положения; 3 - результаты уникальны и могут быть опубликованы в научной печати

7

Практическая значимость

1 - работа может быть использована в учебных целях; 2 - работа уже используется в своем учебном заведении; 3 - работа используется в нескольких учебных заведения; 4 - работа внедряется в неучебных организациях

8

Структура работы: введение, постановка задачи, решение, выводы

1 - в работе плохо просматривается структура; 2 - в работе отсутствует один или несколько основных разделов; 3 - работа структурирована, прекрасно оформлена

9

Оригинальность подхода

1 - традиционная тематика; 2 - работа строится вокруг новых идей; 3 - в работе доказываются новые идеи

10

Владение автором специальным и научным аппаратом

1 - автор владеет базовым аппаратом; 2 - использованы общенаучные и специальные термины; 3 - показано владение специальным аппаратом

11

Качество оформления работы

1 - работа оформлена аккуратно, но без «изысков», описание непонятно, неграмотно; 2 - работа оформлена аккуратно, описание четкое, последовательное, понятное, грамотное; 3 - работа оформлена изобретательно, применены нетрадиционные средства, повышающие качество описания работы

 

ИТОГО

 

 

Критерии оценки доклада

п/п

Критерии

Оценка (в баллах)

1

Качество доклада

1 - докладчик зачитывает доклад; 2 - докладчик рассказывает, но не объяснена суть работы; 3 - доклад четко выстроен; 4 - докладчик хорошо излагает материал и владеет иллюстративным материалом; 5 - доклад производит очень хорошее впечатление

2

Качество ответов на вопросы

1 - докладчик не может четко ответить на вопросы; 2 - докладчик не может ответить на большинство вопросов; 3 - докладчик отвечает на большинство вопросов

3

Использование демонстрационного материала

1 - представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком; 2 - демонстрационный материал использовался докладчиком не в полном объеме; 3 - автор предоставил демонстрационный материал и прекрасно в нем ориентировался

4

Оформление демонстрационного материала

1 - демонстрационный материал плохо оформлен; 2 - демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть неточности; 3 - к демонстрационному материалу нет претензий

5

Владение автором специальным и научным аппаратом

1 - автор владеет базовым аппаратом; 2 - использованы общенаучные и специальные термины; 3 - показано владение специальным аппаратом

6

Четкость выводов, обобщающих доклад

1 - выводы имеются, но они не доказаны; 2 - выводы нечеткие; 3 - выводы полностью характеризуют работу

ИТОГО

 

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (основная и дополнительная литература – не позднее 2009 года).

Рекомендуемая литература

Основная литература

Пастухова И. П. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб.-метод.пособие для студ. средн. проф. учеб. заведений / И.П.Пастухова, Н.В.Тарасова: - М.: Издательский центр «Академия», 2010.

1. Бережнова Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: Учеб. пособие для студ.сред. заведений / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 128 с.

2. Кузнецов И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. – 432 с.

4. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников/ М.: Сентябрь, 2003 -116 с. 5. Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов (Программно – методическое пособие). М.:ДАЕ, 2000.- 120 с.

Дополнительная литература.

Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов. - М., 2000.

С. Д.     Гуманитарные науки: психология и социология образования/ Соврем. гуманит. ун-т; науч. ред. С. Д. Смирнов. - Москва: Изд-во СГУ, 2005. - 215 с.; 20 см. - (Труды СГУ; Вып. 82). - Библиогр. в конце ст.

Далингер, В. А.. Поисково-исследовательская деятельность учащихся по математике [Электронный ресурс] : учебное пособие для пед. вузов / В. А. Далингер: учебное пособие для пед. вузов/ В. А. Далингер ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: Омский гос. пед. ун-т, 2005. - 456 с.

Завьялова, Т. П.. Научно-исследовательская работа педагога по физической культуре: учебно-методическое пособие для студентов, магистрантов, педагогов образовательных учреждений и системы дополнительного образования/ Т. П. Завьялова, И. В. Стародубцева; Тюм. гос. ун-т, Ин-т физ. культуры. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2014. - 100 с

Кукушкина, В. В.. Организация научно-исследовательской работы студентов (магистров): учебное пособие по направлению "Менеджмент"/ В. В. Кукушкина. - Москва: Инфра-М, 2014. - 265 с.

Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (иллюстративные материалы, необходимое оборудование и пр.).

Критерии оценки учебной программы: наличие всех основных структурных компонентов программы; соответствие тематики и содержания цели и задачам дисциплины; креативность в подборе учебного содержания и разработке форм и методов преподавания дисциплины; грамотность оформления.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.