12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трушина Светлана Юрьевна6491
Учитель музыки высшей квалификационной категории, педстаж работы 37 лет. 20 лет- музыкальный руководитель в ДОУ
Россия, Забайкальский край, Село Знаменка, Нерчинский район
2

Статья «Процесс реализации регионального компонента в музыкальном воспитании»

Процесс реализации регионального  компонента   в  музыкальном  воспитании

     Воспитание любви к музыке и фольклору своего народа, к родной песне и родному слову – очень важная воспитательная задача школы. Фольклорное наследие любого народа – это источник сохранения духовно-культурных достижений, имеющий признаки национальной принадлежности и самобытности. В нем выражены эстетические, нравственные идеалы и обогащения современной педагогики. Необходимо приобщать молодое поколение к ценностям, созданным различными народами,  формировать интерес к национальной культуре средствами музыкального искусства.
    Интеграция регионального компонента в программу «Музыка» базируется на концепции взаимодействия федерального и регионального компонентов содержания образования. Объективными факторами, позволившими активизировать этот процесс стали законодательные и нормативные акты в области образования РФ. Установленный объем национально-регионального компонента в среднем составляет не менее 30%, в том числе и для образовательной области «Искусство».
       На сегодняшний день, когда особо остро обострились проблемы нравственности, этики, морали, когда средства массовой информации очень часто несут в себе грубость, насилие, жестокость, обращение к народному творчеству, углубление и расширение сферы национальной музыки остается очень важной задачей, стоящей перед работниками культуры и народного образования. Кроме того, значительная часть подрастающего поколения живет в городах и воспитывается в отрыве от культуры народа, и поэтому проблемы, связанные с преемственностью традиций народа, сохраняют свою актуальность. Проживая в национальной республике, каждый человек должен быть знаком с традициями, обычаями и национальной культурой коренного населения.  Д. Б. Кабалевский писал: «Русские ребята не могут, полноценно расти, учиться и духовно развиваться, оставаясь глухими к музыке того народа, с которым постоянно общаются, чью речь музыкальную и разговорную постоянно слышат вокруг себя».
     Ценности  музыкальной культуры, как народной, так и профессиональной, при их включении в образовательный процесс, выполняют не только функцию просвещения, но и что особо важно, активно влияют на формирование мировоззренческих, нравственных, эстетических ориентацией личности. Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании является производной  культуры вообще, и музыкальной в частности. Народная и композиторская музыка, как часть национальной культуры несет в себе огромный социально-педагогический потенциал, который в настоящее время еще далеко не в полной мере нашел место в учебно-воспитательном процессе школ.
     Национально-региональный компонент (НРК)  в музыкальном воспитании является производной   национальной музыкальной культуры и в музыкальном воспитании предполагает активное использование  народной музыки и песен, произведений   композиторов, а также литературных произведений,    авторов и   фольклора, посвященных музыкальной тематике, в качестве дополнительного иллюстрационного материала для более целостного восприятия   музыкальной культуры разных народов.
     
В использовании  национально-регионального компонента в музыкальном воспитании учащихся учитель  ставит следующие цели:
1. Расширить у учащихся  знания о музыкальных традициях  этноса, передать духовный опыт и на его основе формировать положительные черты, качества, свойства личности через систематические и целенаправленные встречи с "золотым фондом"  народной и композиторской музыки.
2. Дать учащимся представление о национальном музыкальном творчестве как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы, вдохновения профессиональных композиторов и исполнителей.
3. Привить учащимся  бережное отношение к культурным традициям других народов на основе развития и совершенствования исполнительско-творческих умений и навыков с учетом их психолого-возрастных и регионально-этнических особенностей.
4. Сохранить и приумножить национально-культурное достояние региона.

   Включение национально-регионального компонента в процесс преподавания предмета «Музыка» в общеобразовательной школе способствует общему музыкально-этническому развитию, воспитанию глубоких музыкально-эстетических интересов, развитию творческих способностей, активному приобщению школьников к истории национальной культуры. Использование национально-регионального компонента на уроках музыки в  общеобразовательной школе помогает решать следующие задачи:
• 
патриотические и интернациональные - очевидно, что, приобщая учащихся  к музыкально-эстетическим традициям народа, а также достижению национальной музыкальной культуры, педагог воспитывает в детях уважение к своей Родине, формирует национальное и интернациональное самосознание;
• социальные - национальная музыка эффективное средство для становления и развития культуры личности, аккумулирующая огромные  духовные богатства десятков наций и народностей РФ, выраженные в музыкальном искусстве;
• психологические - национальная музыка в силу ее близости к восприятию и мышлению ребенка является эффективным средством для развития душевных качеств, воображения, фантазии, духовных потребностей и творческих способностей;
• эстетические - высокое нравственное содержание национальной музыки способствует воспитанию в духе гуманизма, стремлению к добру, правде, красоте, что играет важную роль при формировании высоких эстетических чувств и первооснов эстетических критериев, умений принимать и ценить музыкальные произведения и искусство в целом;
• экологические - национальная музыка воспевает красоту природы родного края, способствует воспитанию чувства восхищения, любви к ней, бережного и сочувственного отношения.

      В нашей школе в связи с изменением статуса школы,  (казачья)  с 2012 г помимо НРК  в программы   также  включено   использование краеведческого материала,  в частности,   и казачья тематика.
Приведу примеры некоторых тем по программе:  «Музыка» и «Мировая художественная культура» с использованием НРК и краеведческого материала. 
 

Класс 

  Темы  по программе -
        "Музыка"                                                         

Использование НРК и краеведческого материала

     1

Что ты рано в гости, осень к нам пришла.

Характерные  особенности и  отличия  осенней  природы на  просторах  центральной  части  России  от  природы  Забайкалья. Просмотр фото и репродукций  

     1

Ноги сами в пляс пустились.

Казачьи пляски. Особенности казачьих плясок.

     1

Зимние игры.
 

Зимние игры  в Забайкалье и   особенности
казачьих игр.
 

     1

Природа просыпается.

Природа Забайкалья. Фото, иллюстрации. 

     

Озорные частушки

Частушки Забайкалья.  Казачьи частушки

     2

Зима: поэт-художник -композитор

Фото зимней природы Забайкалья.
 

     2

Тембры -краски

Секреты изготовления старинных казачьих инструментов 

     3

Там русский дух… там Русью пахнет

Самобытной казачьей культуры в Забайкальском крае
 

     3

Рождество  Твое, Христе Боже наш...

«Приглашаем  посмотреть на Рождество в Забайкалье»  - видео

     3

Колокольные звоны на Руси

Колокола в Храме Казанской иконы Божьей Матери в г. Чите  (фото, видео)

     3

Что  такое пат­риотизм

Строевые казачьи песни

     3

Прощай, Масленица

Фото проведения праздника Масленицы в с. Знаменка в разные годы

     

Вечная память героям. День Победы

Встречи с  ветеранами  ВОВ с .Знаменка

     4

Россия – любимая наша страна…

Слушание гимна Забайкальского казачества

     4

Москва! Как много в этом звуке…

Песни о Москве в исполнении   фольклорных ансамблей  Забайкалья

     4

Россия – священная наша держава, Россия – любимая наша страна

Песни о России и Родине в исполнении   фольклорных ансамблей  Забайкалья

    5

Народная хоровая музыка.
Хоровая музыка в храме. 

Видео – Песнопения в храмах Забайкалья 

    6

Искусство -  память человечества

Оркестры в Забайкалье  

    6

Диалог метра и ритма

Метр и ритм в казачьих строевых песнях

    7

Лирические  образы в му­зыке

Лирические народные и казачьи песни

    7

Такие разные танц  и марши

Танцы казаков (слушание ,видео). Строевые казачьи  песни.

 Класс

Темы  по программе-
"
Мировая   художественная                                  культура"

     Использование НРК и краеведческого материала

    8

Особенности храмового зодчества. Храмовая архитеектура

Кафедральный собор Казанской Иконы Божьей Матери
в  г. Чите.   Свято-Восресенский собор.
в  г. Нерчинске

    8

Древнерусская иконопись.

 Иконы  в  храмах    г. Читы и г. Нерчинска 

    8

Всякая душа празднику рада.

Старинные и современные  праздники села Знаменка

    8

  Музыка в храме.

Видео – Песнопения в храмах Забайкалья

    9

Понятие об архитектурных  стилях

Архитектурные  стили в  Забайкальском крае

    9

 Виды архитектуры

Архитектурные строения  г. Нерчинска.

    9

Декоративно-прикладное искусство

Использование материалов школьного музея


      Одно из направлений реализации региональный компонента – это народная музыка (фольклор).
Современные средства массовой информации оказывают исключительно сильное влияние на формирование интересов и вкусов детей. Как помочь им разобраться в этом безбрежном музыкальном океане, как оградить их от всего лишнего, а порой и весьма вредного в художественном отношении. Одним из путей  в решении этих проблем может стать следующий: каждый ребёнок должен уже в раннем детстве прикоснуться к живительному источнику народной мудрости – фольклору. Ведь фольклор – это коллективное художественное творчество народа, веками вбиравшее в себя его жизненный опыт и знания. Главное место, безусловно, принадлежит песне – величайшему музыкально-поэтическому созданию народного пения. Русский народ – народ-певец, песнетворец. Он сложил беспредельное множество прекрасных песен. Песня многообразно отражает жизнь человека, раскрывает его духовную красоту и богатство, его думы и чаяния. Пение, и в особенности хоровое – один из самых любимых, популярных и массовых видов искусства в нашей стране.
        В последнее время радует то, что интерес к народной музыке особенно возрастает. При подготовке школьных концертов и фестивалей заметно, с каким удовольствием дети исполняют русские народные песни, танцы, инсценировки народных песен, и особенно играют на музыкальных инструментах, как шумовых, так и звуковысотных.  Внеклассная и внеурочная работа в школе могут оказать большую помощь учителю и детям в расширении своего кругозора, знаний о фольклоре. А ведь через фольклор можно расширить и углубить полученные знания на уроках литературы и музыки, пробудить интерес к изучению истории, культуры и быта народа. Эти занятия способствуют воспитанию в детях чувства любви и формированию правильного эстетического вкуса.
     Народные музыкальные произведения просты для исполнения и хранят в себе начало глубокой нравственности, что приобретает сегодня очень большое значение. Мнение поэтов и писателей, композиторов, многих выдающихся деятелей музыкальной педагогики, ученых, этнографов совпадает в том, что народные музыкальные произведения обладают большими воспитательными возможностями, которые необходимо использовать в качестве инструмента в воспитании интереса, любви и уважения подрастающего поколения к народным традициям и культуре.
     Анализ музыкально-педагогической литературы показал, что народной песне и музыке  как уникальному средству воспитания музыкально-эстетического вкуса,  должное внимание в свое время уделяли такие видные деятели русской школьной музыкальной педагогики, как А.Л. Маслов, Н.Я. Брюсова, Г.С. Виноградова, В.Н. и СТ. Шацкие, Б.В. Асафьев, Н.П. Гродзенская, К.В. Головская, О.А. Апраксина,  а также такие выдающиеся европейские композиторы и музыкально-общественные деятели, как Золтан Кодай и Карл Орф.  Многие из них настаивали на введении в программы музыкального воспитания народных песен, рекомендовали использовать как можно больше самых лучших и ярких образцов народного наследия в целях воспитания молодого поколения на самобытном, близком и родном материале.
 
                                                            Источники:
1. Разработка национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов. Материалы семинара-совещания руководителей органов управления образования России. – М., 1996.

2. Ворохова З.  Национально-региональный компонент: разработка и реализация // Народное образование, 2000. № 6

3. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 336 с. - ISBN 5 -691 -00462 – X.

4.  С. А. Лисицын  Региональный компонент – интегрирующее направление в обучении и воспитании.

http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,3212/itemid,118

5.Пелагеина Е. В. Внедрение регионального компонента на уроках музыки и во внеурочной деятельности
http://m.nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2015/01/15/vnedrenie-regionalnogo-komponenta-na-urokakh-muzyki-i-vo

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.