12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана Литвиненко59
Хабаровский край
2

Опыт работы по реализации регионального компонента на уроках литературы в 5 классе

Литвиненко С.Ю., учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 р.п. Хор

Опыт работы по реализации регионального компонента на уроках литературы в 5 классе

Задача учителя литературы в 5 классе открыть детям удивительный мир литературы. Составляя рабочую программу, мне хотелось, чтобы дети читали, чтобы им нравилось это делать, хотелось научить думать, размышлять о литературе, жизни, малой родине. Поэтому кроме основного курса литературы, на уроках внеклассного чтения и внеурочных занятиях реализуется региональный компонент. Здесь уместен метод проектов, который позволяет шаг за шагом формировать основные компетенции учащихся, приучать к самостоятельному литературному поиску, к различным приёмам работы с информацией, с библиотеками – книжными и электронными.

Представляю творческий проект по «Хехцирским сказкам» А.П.Лепетухина, которому в 2018 году исполнилось бы 70 лет.

Обращение к «Хехцирским сказкам» дальневосточного писателя А.П.Лепетухина обусловлено несколькими причинами:

Сказки продолжают курс региональной литературы, начатый в начальной школе: учащиеся ознакомлены с двумя сказками писателя. В программе по литературе 5 класса предусмотрено изучение авторской сказки, поэтому уместно включить в этот раздел дальневосточные сказки писателя.

Сказки позволяют узнать достопримечательности Дальнего Востока – Хехцирский заповедник.

Учат пятиклассников решать значимые для них проблемы: преодолевать эгоизм, совершать бескорыстные поступки, дружить.

Подготовка начинается с организации чтения. Учащиеся вовлечены в игру «Библиотека». Дефицит книги (в библиотеке оказалось всего три книги, одна из которых в читальном зале и электронная книга, скаченная из Интернета) даёт возможность формировать у пятиклассников библиографические навыки. На первом этапе осваивали различные формы чтения: в читальном зале, путём внутриклассного обмена, виртуальное чтение. Выбрали учеников-библиотекарей, которые организовывали чтение. Школьным библиотекарем был проведён инструктаж: как оформлять формуляр, какие требования предъявлять к читателям-одноклассникам – о сроке чтения, сохранности книги. Учитель информатики научила учащихся работать с электронной книгой: делать закладки, пометы, выделять текст, осуществлять простую навигацию по тексту. «Библиотекари» ведут экран чтения для конкурса «Лучший читатель» (критерии оговариваются заранее). Экран вывешивается в классе, и каждый может следить за ходом чтения, как своего, так и одноклассников.

Второй этап – активизация детского творчества. Для этого предлагаются задания, побуждающие сочинять, рисовать, анализировать прочитанное. Стимулом в работе стало участие в региональном конкурсе «Малая родина глазами ребёнка», организованном в рамках просветительского проекта «Гордость края глазами детей, или Сохраним историю вместе», на базе ХКДБ им. Н.Д. Наволочкина. Дети решили участвовать в номинации «Лучший фанфик», «Лучшая инсценировка», «Лучший видеоролик».

Класс разделился на творческие группы для выполнения заданий.

Задание группе «исследователей».

Отберите сведения о жизни А.П.Лепетухина – детского писателя. Какова творческая история «Хехцирских сказок»? Подготовьте рассказ о писателе и оформите работу в виде презентации.

Задание группе «экскурсоводов».

Подготовьте виртуальную экскурсию по Хехцирскому заповеднику, познакомьте учащихся с редкими растениями и дальневосточными обитателями. Какая существует легенда по возникновению Хехцирского заповедника?

Задание группе «литературоведов».

Придумайте викторину «Собери образ» для одноклассников по сказкам А.П.Лепетухина. Учащимся необходимо найти соответствие изображению героя и его описания, поступков. Представьте в левом столбике изображения героев, а в правом – их описание, поступки. Не забудьте предоставить правильный ответ.

Придумайте викторину «Узнай героя» для четвероклассников, на основе двух прочитанных ими сказок. Учащиеся должны угадать героя по описанию.

Задание группе «художников».

Создайте иллюстрации к произведению А.П.Лепетухина. Изобразите, какими вы представляете героев сказок? Изобразите понравившийся эпизод.

Задание группе «писателей».

Сочините фанфик по сказкам писателя. Пофантазируйте о том, в какую историю могут попасть герои хехцирского заповедника ? В какой ситуации они могут очутиться рядом с вами? А что тогда произойдёт? Чем закончится ваша история? Не забывайте, что фанфик – сочинение по мотивам оригинального литературного произведения.

Сочините синквейн о героях.

Задание группе «артистов».

Кукольный театр. Распределите роли в сказке «Волчья стая». Выучите слова «своего» героя. Подумайте, как нужно говорить за того или иного героя? Какие движения должна делать кукла, когда говорит?

Инсценирование сказки «Любовь и дружба». Выучить слова героя, подготовить выразительное чтение. Продумайте костюмы персонажа.

На следующем этапе возникла необходимость коррекции деятельности. Чтобы учащиеся смогли представить свою работу в соответствии с задуманным, провели урок внеклассного чтения, на котором представляли характеры героев, обсуждали их поступки, разрешали проблемные ситуации, выделяли мотивы. Труднее всего оказалось писать сочинение – фанфик по сказкам писателя. Несмотря на то, что ученики уже знакомы со сказкой и имеют некоторый опыт их сочинения, писать по мотивам оказалось сложно. Не могли придумать сюжет, хоть и понимали, что сюжеты надо искать в собственной жизни – на даче, реке, в лесу, игре, мечте, превращая их в сказочную реальность, но воображения не хватало. Предложила более лёгкое задание – написать сочинение по заданному началу, в данном случае по отрывку из последней сказки А.П.Лепетухина «Волчья сказка»:

«Вот, Петрович, мой подарок…Это волшебное семечко! Петруха, сажай его скорее в землю, потому что из него вырастет Дерево Исполнения Желаний...»

Итоговое мероприятие с презентацией творческого проекта по сказкам А.П.Лепетухина проводилось для учащихся 4-х и 5-х классов. Видеоролик проекта также представлен на классном родительском собрании. Заслуженной наградой для учащихся стала поездка в Хабаровск. Благодаря организаторам регионального конкурса «Малая родина глазами ребёнка», мы познакомились с ХКДБ им. Н.Д. Наволочкина. В краевом театре драмы состоялось награждение конкурсантов, и вместе с героями спектакля по произведению «Знакомые кота Егора» Н.Д. Наволочкина путешествовали по воображаемой стране.

Вот такое увлекательное знакомство с дальневосточной литературой у нас состоялось.

Инсценировку сказки «Любовь и дружба» можно посмотреть по ссылке https://nsportal.ru/video/2018/05/instsenirovka-skazki-a-p-lepetuhina-lyubov-i-druzhba

Сочинение фанфика по произведению А.П.Лепетухина «Хехцирские сказки» по ссылке

https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2018/05/29/fanfik-opasnoe-priklyuchenie-po-proizvedeniyu-a-p

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.