Портфолио профессиональной деятельности воспитателя
Пояснительная записка к презентации
Министерство образования, науки и
молодёжной политики Республики Алтай
Казённое образовательное учреждение «Коррекционная школа-интернат»
Портфолио
профессиональной деятельности
Кучугановой Любови Александровны
воспитателя
Г. Горно-Алтайск
2016год
Общие сведения о педагоге
Ф.И.О |
Кучуганова Любовь Александровна |
Дата рождения |
20 декабря 1975 года |
Образование, наименование учебного заведения, специальность по образованию, год окончания (при наличии нескольких, указать все) |
Образование высшее. Горно-Алтайский государственный университет, учитель средней школы по специальности «География, биология» от 30.06.1998г. Новосибирский государственный университет экономики и управления – «НИНХ» по специальности юриспруденция от 24.01.2009г. Бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Алтай «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай» - профессиональная переподготовка по направлению «Основы дефектологии» от 29.08.2016г. |
Должность, по которой педагог проходит аттестацию |
Воспитатель |
Место работы |
Казённое образовательное учреждение «Коррекционная школа-интернат» |
Общий стаж работы |
18 лет |
Стаж педагогической работы |
8 лет |
Стаж работы в должности |
4 года |
Стаж работы в данном учреждении |
8 лет |
Сведения о предыдущей аттестации (категория, дата присвоения) |
Соответствие занимаемой должности (вторая квалификационная категория), дата присвоения 5.12.2014г. |
Наличие ученой степени |
|
Награды, звания |
Благодарственное письмо министерства образования и науки РА от 2016 г. |
Контактные телефоны: рабочий, сотовый |
8(388)22-6-4072 8-960-967-04-03 |
|
burdyug20@mail.ru |
Персональный сайт педагога или личная страница на сайте образовательного учреждения |
https://infourok.ru/user/kuchuganova-lyubov-aleksandrovna. Дополнительный - учительский. сайт/Кучуганова |
Самоанализ профессиональной деятельности
Исходя из требований современной школы, творческой темой является «Здоровье сберегающие технологии, как необходимый аспект в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе развития мелкой моторики рук». Цель - обеспечение воспитаннику возможности сохранения и укрепления здоровья в условиях школы - интернат. Задачи - способствовать формированию у детей необходимых знаний, умений, навыков здорового образа жизни; развивать мелкую моторику рук; обучать детей использовать полученные знания в повседневной жизни.
Развитие мелкой моторики рук имеет неоценимое значение в укреплении и сохранении здоровья детей. Она положительно сказывается на развитии и совершенствовании психических процессов, таких как мышление, внимание, восприятие, особенно речи. Снимает эмоциональное напряжение, что благотворно влияет на психическое здоровье ребенка. Для достижения высокого результата работа по развитию мелкой моторики рук проводится постоянно. Время выделяется на коррекционно-воспитательных занятиях и самоподготовке в форме пальчиковой физкультминутки, кружке - вышивка крестом, работа с пластилином, яичной скорлупой и т.д.
Таким образом, развитие мелкой моторики рук, как составляющий компонент воспитательной работы по здоровьесбережению способствует комплексному психоэмоциональному и физическому развитию ребенка.
Раздел 1. Учебно-воспитательные результаты
при их позитивной динамике за последние три года.
1.1. Позитивная динамика уровня воспитанности обучающихся за последние 3-5 лет.
Проследить динамику результатов воспитательного процесса возможно только с помощью диагностики, которая определяет реальный уровень развития ребенка, его возможности и происходящие изменения.
Диагностика помогает организовать воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, создавать основу для коррекции личности, поведения, составить реальную картину о проблемах и переживаниях ребенка.
В условиях школы - интернат в воспитательном процессе предусматривается обязательное отслеживание уровня воспитанности. Диагностика проводится по методике Е.Д. Худенко. Цель – выявление уровня воспитанности по следующим направлениям: санитарно-гигиенические навыки, личностное развитие, межличностные отношения. Использовались следующие методы – наблюдение, устный опрос, в 4 классе вводится элементы анкетирования.
Динамика уровня санитарно-гигиенических навыков имеет положительный характер, что наглядно видно из нижеприведенной диаграммы.
Примечание - цвет цифр соответствует цвету легенды диаграммы.
Показатели направления личностного развития рассматривались по следующим параметрам: 1- соблюдение правил внутреннего распорядка школы; 2-слушать собеседника не перебивая, задавать вопросы, пользоваться фразеологическими стереотипами; 3-ориентироваться в понятиях «добро», «зло», «хорошо», «плохо»; 4-анализировать свои и чужие поступки.
Динамика показателей данного направления положительна.
Диагностика уровня межличностных отношений рассматривалась по параметрам: 1-играть в парах, группах; 2 – подчинять свои интересы интересам группы; 3-владеть общепринятыми нормами общения со старшими, сверстниками, взрослыми; 4- умения строить дружеские отношения; 5- умения обозначать и проанализировать конфликтную ситуацию.
Динамика данного направления имеет также положительный характер.
Исходя из вышеизложенного, необходимо отметить следующее - низкие показатели в первом классе, свидетельствуют о том, что дети поступают в школу – интернат не знакомые с условиями и требованиями проживания и поведения. В процессе коррекционно-воспитательной деятельности приходилось планомерно и целенаправленно проводить кропотливую работу по формированию и совершенствованию личностных качеств воспитанников, санитарно-гигиенических навыков, межличностных отношений в группе.
Таким образом, уровень воспитанности детей за 4 года имеет положительную динамику. Это наглядно видно из вышеприведённых диаграмм. Показателем и результатом работы стало получение грамоты за 2 место в конкурсе «Лучшая группа 2013-2014 учебного года» (приложение 1).
1.2. Увеличение количества обучающихся (в процентах), принимающих участие в предметных олимпиадах разных уровней.
В течение учебной недели в группе проводится самоподготовка. В её основе лежит самостоятельный труд каждого воспитанника. Осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку, особенно в отношении слабоуспевающих. Все приёмы самостоятельной рациональной работы по предмету формируются на уроке учителем. На самоподготовке же осуществляется закрепление этих навыков под руководством воспитателя.
(Приложение 2)
Результатом данной работы является участие детей в предметных олимпиадах совместно с учителем и благодарности за хорошую учебу.
(Приложение 3)
ФИ/класс |
Название мероприятия |
Результат |
Уровень |
1 класс |
Всероссийская занимательная викторина «На заснеженной полянке» |
Диплом 1 место, номинация «Я все знаю». |
Российский |
2 класс |
Конкурс «Лучшая тетрадь» по русскому языку |
Грамота (декабрь 2014г) |
ОУ |
2 класс |
Конкурс «Лучшая тетрадь» по русскому языку |
Грамота (декабрь 2014г) |
ОУ |
2 класс |
Конкурс «Лучшая тетрадь» по русскому языку |
Грамота (декабрь 2014г) |
ОУ |
Школьная олимпиада «Веселая математика» |
2 место, (грамота 2014г) |
ОУ |
|
Олимпиада по чтению |
Диплом 1 степени от 2016г. |
ОУ |
|
Школьная олимпиада «Занимательная грамматика» |
Грамота за 1 место от 25.05.2016г. |
ОУ |
|
За хорошую учебу |
Грамота от 23.05.2014г., 2015г., 24.05.2016г. |
ОУ |
|
2-3 класс |
Конкурс «Лучшая тетрадь» по математике |
Грамота (декабрь 2014г) |
ОУ |
Школьная олимпиада «Веселая математика» |
Грамота -3 место (2014 г.) |
ОУ |
|
Олимпиада по чтению |
Грамота от 30.04.2015г. |
ОУ |
|
За хорошую учебу |
Грамота от 22.05.2014, 2015г., 24.05.2016г. |
ОУ |
|
3 4-класс |
Олимпиада по чтению |
Грамота от 30.04.2015г. |
ОУ |
За хорошую учебу |
Грамота от 24.05.2016г. |
ОУ |
|
Жижелев К. 2-3-4 класс |
Конкурс «Лучшая тетрадь» по математике. |
Грамота (декабрь 2014г) |
ОУ |
Конкурс «Лучшая тетрадь» по русскому языку. |
Грамота (декабрь 2014г) |
ОУ |
|
Школьная олимпиада «Занимательная грамматика» |
Грамота за 3 место от 25.05.2016г. |
ОУ |
|
Олимпиада по чтению |
Диплом за 2 место от 2016г. |
ОУ |
|
За хорошую учебу |
Грамота от 23.05.2014г., 2015г., |
ОУ |
|
2 всероссийская олимпиада по русскому языку «Рыжий котенок» |
Диплом 3 степени (2013г) |
Российский |
|
3-4 класс |
За хорошую учебу |
Грамота от 2015 г., от 24.05.2016г. |
ОУ |
4 класс |
За хорошую учебу |
Грамота от 24.05.2016г. |
ОУ |
1.3. Динамика количества и качества творческих работ, обучающихся в воспитательном процессе.
Воспитательный процесс предполагает использование различных форм, методов и приемов, позволяющих раскрывать и развивать творческий потенциал детей. Значительные возможности для развития творческой деятельности воспитанников заложены в работе кружка «Молодцы». Все занятия построены так, чтобы дети активно, с интересом и удовольствием занимались.
Деятельность кружка в группе направлена на развитие творческих способностей и мелкой моторики рук. В первом классе работа проводилась по следующим направлениям – поделки из осенних листьев и рисование. Во втором классе добавились – поделки из пластилина, яичной скорлупы. В третьем и четвертом классе работа поделена на два блока - основной (вышивка крестом) и дополнительный (айрис - фолдинг).
Вышивка крестом введена в деятельность кружка в связи с тем, что развивает творческие стремления детей, мышление, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. Во время вышивки происходит тренировка тонких движений пальцев рук ребенка, что благотворно влияет на работу головного мозга, стимулирует развитие речевой, следовательно, и мыслительной деятельности, способствует развитию внимания. Так же вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость в достижении цели. Аккуратность, тщательность в исполнении работы, позволяют воспитанникам самоутверждаться и получать результат своего творчества. Таким образом, происходит ориентация детей на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.
Целесообразность деления на блоки кружка связана с тем, что вышивка крестом довольно утомительный вид творчества для детей данного возраста. Для поддержания интереса к вышивке, кружок имеет дополнительные занятия, позволяющие переключать внимание, снимать напряжение и разнообразить деятельность детей.
Динамика отражена в нижеприведённых диаграммах и имеет положительный характер.
Результатом работы стали награды, находящиеся в приложение 4.
ФИ/класс |
Название мероприятия |
Результат |
Уровень |
3 класс |
Городской фестиваль-конкурс искусства людей с ограниченными возможностями «Во имя Жизни!» |
Диплом 2 степени (вышивка) – декабрь 2015 г. |
МУ |
3 класс |
Городской фестиваль-конкурс искусства людей с ограниченными возможностями «Во имя Жизни!» |
Диплом 2 степени (вышивка) за участие – декабрь 2015 г. |
МУ |
4 класс |
Городской фестиваль-конкурс искусства людей с ограниченными возможностями «Во имя Жизни!» |
Диплом 3 степени (вышивка) – декабрь 2015 г. |
МУ |
4 класс |
Городской фестиваль-конкурс искусства людей с ограниченными возможностями «Во имя Жизни!» |
Диплом (декоративно-прикладное искусство) за участие – декабрь 2015 г. |
МУ |
4 класс |
Городской фестиваль-конкурс искусства людей с ограниченными возможностями «Во имя Жизни!» |
Диплом (декоративно-прикладное искусство) за участие – декабрь 2015 г. |
МУ |
4 класс |
Городской фестиваль-конкурс искусства людей с ограниченными возможностями «Во имя Жизни!» |
Диплом (вышивка) за участие – декабрь 2015 г. |
МУ |
1.4. Общественное признание учебно-воспитательных результатов (наличие грамот от органов власти за высокие достижения в подготовке обучающихся)
Школьный уровень (ОУ)
- Благодарность от 29.09.2013 года за профессиональное мастерство, талант, душевную щедрость в организации летнего оздоровительного сезона 2013 года.
- Благодарность от 24.05.2013 года за большой личный вклад в воспитание подрастающего поколения Республики Алтай, обеспечение образовательного процесса и многолетний добросовестный труд в области образования.
- Благодарственное письмо от 2014 года за активное участие в жизни школы, творческое отношение к работе, целеустремлённость, кропотливый труд.
- Грамота от 2014 года за инициативность, творчество и использование в работе новых информационных технологий.
- Благодарственное письмо от 2015 года за формирование нравственного развития личности воспитанников.
- Грамота от 08.05.2015года за активное участие в подготовке дня Победы.
- Благодарность от 27.03.2015 года за активное участие в мероприятиях, посвященных методической недели.
- Благодарность от 2015 года за хорошую подготовку в проведении общешкольного мероприятия «Осенины».
- Благодарственное письмо от 20.05.2016 года за организацию и совершенствование воспитательного и образовательного процессов, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности воспитанников 2015-2016 учебном году.
Муниципальный уровень.
- Благодарность от 2015 года за активное участие и помощь в проведении конкурса среди детей «Новогодняя игрушка».
- Благодарность от 2015 года за подготовку обучающихся в конкурсе рисунков «Рисуют дети войну», (МБУ ГАБС).
Региональный уровень.
- Благодарность от 2015 года за отличную организацию и компетентное руководство практикой студентов педагогического колледжа (БПОУ РА «Горно-Алтайский педагогический колледж».
- Благодарственное письмо за добросовестный труд в деле обучения и воспитания подрастающего поколения от Министерства образования и науки Республики Алтай от 2016 года. (приложение 5).
Раздел 2. Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся.
2.1. Динамика количества обучающихся, занимающихся в кружках, секциях, клубах, факультативах и т.д., руководство которых осуществляет аттестующийся педагог.
Количество кружков и секций, с каждым годом увеличивалось. Это видно из ниже приведенной диаграммы.
В первом классе дети адаптировались к новым условиям – условиям школы – интернат. Поэтому на протяжении первого класса проводилось наблюдение за детьми, и выявление способностей. Вовлечение в кружки и секции носит поэтапный характер, что позволяет вести детям активный, интересный образ жизни и не переутомляться.
Достижения детей и класса в целом имеет позитивную динамику. Дети по возможности вовлекаются в разные конкурсы, соревнования, фестивали и т.д. Не всегда удается занимать призовые места, получить грамоту. Своим воспитанникам объясняю «Победа хорошо, а участие лучше». Поэтому дети не расстраиваются и с удовольствием участвуют в том, что им предлагается. Активно принимают участие в общешкольных мероприятиях - линейка, посвященная 1 сентября; день воспитателя; день пожилого человека; в гостях у бабушки Маланьи; день России, 9 мая и т.д. (приложение 6).
2.2. Наличие обучающихся, посещающих внеурочные мероприятия педагога, занявших призовые места на конкурсах, конференциях, олимпиадах, соревнованиях разного уровня, успешно выполнивших проекты по предмету (направлению деятельности).
Результатом внеурочной деятельности являются нижеприведенная таблица грамот (приложение 7) и вышеприведенная (приложение 3-4)
Фамилия |
Название мероприятия |
Результат |
Уровень |
|
1 класс «А» |
||||
|
Победитель в играх «Звездопад» и «Листопад». |
Благодарность от 11.09.2012г. |
ОУ |
|
|
Лучший рисунок в конкурсе «Моя Мама». |
Грамота от 23.11.12 г. |
ОУ |
|
|
Лучший рисунок в конкурсе «Моя Мама». |
Грамота от 23.11.12 г. |
ОУ |
|
Общеклассные |
Операция «Читсюлька» |
Диплом 1 степени от 19.03.2013г. |
ОУ |
|
Смотр – конкурс бытовых уголков |
1 место – Грамота от 21.10. 2012г |
ОУ |
||
Конкурс «Я люблю тебя жизнь». |
1 место - Грамота от 26.02.2013г. |
ОУ |
||
2 класс «А» |
||||
|
За активную жизнь в лагере. |
Грамота от 28.08.2013г. |
ОУ |
|
За активное участие в жизни школы. |
Грамота от 24.12.2013г. |
ОУ |
||
Участие в 3 краевом фестивале «Поверь в себя». |
Грамота от 25.04.2014г. |
Региональный |
||
Активное участие в спортивной жизни. |
Грамота 2014г. |
ОУ |
||
3 место в легкоатлетических соревнованиях. |
Грамота от 03.10.2014г. |
ОУ |
||
|
За активное участие в жизни школа |
Грамота 24.12.2013. |
ОУ |
|
|
Конкурс рисунков, посвященной Афганской войне |
Грамота от 17.02.2014г. |
ОУ |
|
Всероссийский творческий конкурс «Самый главный человек» в номинации «Подарок своими руками» |
Диплом 2 степени от 06.12.2013г. |
Российский |
||
|
За активное участие в спортивной жизни школы. |
Грамота от 2014г. |
ОУ |
|
Первенство школы по легкой атлетике-3 место |
Грамота от23.09.2013г. |
ОУ |
||
Конкурс рисунков, посвященной Афганской войне |
Грамота от 17.02.2014г. |
ОУ |
||
Всероссийский конкурс декоративно - прикладного творчества «Пернатые друзья» |
Диплом участника от 23. 12.2013г. |
Российский |
||
Общеклассные |
Конкурс поделок из природного материала «Красота природы» |
Грамота за 3 место 2013 г. |
ОУ |
|
Смотр – конкурс бытовых уголков |
2 место - Диплом от 24.10.2013г. |
ОУ |
||
Соревнования, посвященные 23 февраля – номинация «Самые быстрые» |
Грамота от 20.02.2014г. |
ОУ |
||
Соревнования, посвященные 8 марта – номинация «Самые находчивые» |
Грамота от 07.03.2014г. |
ОУ |
||
Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни!» |
1 место - Грамота от 13.05.2013г. |
ОУ |
||
Конкурс «Лучшая группа 2013-2014 года» |
2 место -Грамота сентябрь 2014г. |
ОУ |
||
Операция «Чистюлька» |
Диплом победителя от 2013г., ноябрь; 2014г, январь |
ОУ |
||
3 класс «А» |
||||
|
Региональный открытый детский вокальный конкурс «Серебряный микрофон» |
Сертификат от 2014г., апрель |
Региональный |
|
|
3 место в легкоатлетических соревнованиях «Золотая осень» |
Грамота от 03.10.2014 г. |
ОУ |
|
|
Первенство школы по легкой атлетике |
Грамота за 3 место от 23.09.2015г. |
ОУ |
|
|
3 место в легкоатлетических соревнованиях «Золотая осень» |
Грамота от 03.10.2014 г. |
ОУ |
|
|
За участие в конкурсе рисунков на «День матери» |
Грамота от 21.11.2014 |
ОУ |
|
3 место в первенстве школы по лёгкой атлетике |
Грамота от 21.05.2015 |
ОУ |
||
За участие в 4 международном конкурсе рисунков «Дружат дети на планете» |
Грамота от 2014 г. |
Международный |
||
|
3 место в первенстве школы по лёгкой атлетике |
Грамота от 21.05.2015 |
ОУ |
|
1 место в первенстве школы по легко-атлетическому 4-х борью |
Грамота от 2015 г. |
ОУ |
||
За участие в 4 международном конкурсе рисунков «Дружат дети на планете» |
Грамота от 2014 г. |
Международный |
||
|
1 место в легкоатлетических соревнованиях «Золотая осень» |
Грамота от 03.10.2014 г. |
ОУ |
|
Занявший 2 место в первенстве школы по лыжным гонкам |
Грамота. 06.02.2015 |
ОУ |
||
За выразительное чтение стихотворения «Мой Алтай» в рамках праздника «Чага-Байрам» |
Благодарственное Письмо от 02.03.2015 |
ОУ |
||
Занявший 1 место в первенстве школы по лёгкие атлетики |
Грамота. 21.05.2015 |
ОУ |
||
За оригинальность и творчество в роли инопланетянина в празднике «День космонавтики» |
Благодарность от 12.04. 2015 |
ОУ |
||
За участие в конкурсе рисунков на «День матери» |
Грамота от 21.11.2014 |
ОУ |
||
Общеклассные |
За активное участие в конкурсе «Мой любимый сказочный герой» |
Благодарность от 15.03. 2015г |
ОУ |
|
За активное участие в общешкольном празднике, посвященном Дню космонавтики |
Благодарность от 12.04. 2015г |
ОУ |
||
За активное участие в общешкольном мероприятии «Был май - была победа!» |
Благодарность от 08. 05. 2015г |
ОУ |
||
3 место в конкурсе «Новогодняя игрушка» за коллективную работу «Новогодняя елка» |
Грамота от 2015г, январь |
Муниципальный |
||
4 класс «А» |
||||
|
3 место в первенстве школы по лёгкой атлетике |
Грамота от 23.09.2015 |
ОУ |
|
Спортивные состязания по национальным видам спорта «Чага-Байрам - 2016» |
Диплом 3 степени от 16.02.2016г. |
ОУ |
||
Первенство школы в младшей группы |
Грамота за 1 место от 20.02.2016г. |
ОУ |
||
Первенство школы по легкой атлетике |
Грамота за 3 место от 21.05.2015г. |
ОУ |
||
За участие в конкурсе рисунков «Рисуют дети войну» |
Благодарность От 2015 г. |
МУ |
||
|
3 место в первенстве школы по лёгкой атлетике |
Грамота от 23.09.2015 |
ОУ |
|
За участие в классном часу, посвященном 260-летию вхождения алтайского народа в состав Российского государства. |
Грамота от 22.04.2016г. |
Региональный |
||
За участие в конкурсе рисунков «Рисуют дети войну» |
Благодарность От 2015 г. |
МУ |
||
|
Первенство школы по лыжным гонкам. |
Грамота за 1 место от 06.02.2015г. |
ОУ |
|
Первенство школы по легкой атлетике |
Грамота за 3 место от 21.05.2015г. |
ОУ |
||
За участие в спортивных состязаниях по национальным видам спорта «Алтай Куреш»» |
Диплом 2 степени от 16.09.2016г. |
ОУ |
||
Первенство школы в младшей группе |
Грамота от 20.02.2016г. |
ОУ |
||
За спортивные достижения |
Грамота от 20.05.2016г. |
ОУ |
||
За участие в конкурсе рисунков «Рисуют дети войну» |
Благодарность От 2015 |
МУ |
||
|
3 место в первенстве школы по лёгкой атлетике |
Грамота от 23.09.2015 |
ОУ |
|
Конкурс рисунков «Животные Горного Алтая» |
Диплом 2 степени от 16.02.2016г. |
ОУ |
||
За участие в конкурсе рисунков «Рисуют дети войну» |
Благодарность От 2015 |
МУ |
||
|
2 место в первенстве школы по лёгкой атлетике |
Грамота от 23.09.2015 |
ОУ |
|
Первенство по легкой атлетике в младшей группе |
Грамота за 3 место от 20.02.2016г. |
ОУ |
||
За спортивные достижения |
Грамота от 20.05.2016г. |
ОУ |
||
Общешкольное мероприятие «Весна» |
Грамота от 20.05.2016г. |
ОУ |
||
|
За участие в конкурсе рисунков «Рисуют дети войну» |
Благодарность От 2015 |
МУ |
|
|
За участие в конкурсе рисунков «Рисуют дети войну» |
Благодарность От 2015 |
МУ |
|
Общеклассные |
За активное участие в творческой жизни школы |
Грамота от 20.05.2016г. |
ОУ |
|
За порядок и чистоту |
Грамота от20.05.2016г. |
ОУ |
||
За активное участие в проведении общешкольного мероприятия «Слава тебе, Победитель Солдат!» |
Грамота от 2016г. |
ОУ |
||
Конкурс стенгазет «Слава тебе, Победитель Солдат!» |
Диплом 3 степени от 2016г. |
ОУ |
Динамика, полученных грамот по уровням за 4 года приведена в нижеприведенной диаграмме. Больший процент (78%) приходится на грамоты общешкольного уровня. Наличие всех уровней показывает то, что дети максимально вовлечены в творческую и спортивную деятельность.
Раздел 3. Создание педагогом условий для приобретения
обучающимися позитивного социального опыта.
В классе созданы оптимальные условия для приобретения позитивного социального опыта, поскольку ведущей целью коррекционно-воспитательного процесса является социализация и адаптация в обществе ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3.1. Взаимопомощь в ученическом коллективе в рамках класса (группы), школы (ОУ, УДОД)
Взаимопомощь является основой в классе. В соответствии с этим действуют принципы - взаимодоверие, взаимоуважение, сотрудничество. Часто повторяем слова - «Мы едины и должны помогать друг другу, чтобы преуспеть», «Мы помогаем людям, чтобы они, в свою очередь, помогли нам».
В классе есть дети, которые в силу своих индивидуальных особенностей нуждаются в посторонней помощи и контроле. Таким образом, более сильные ребята помогают более слабым в трудовых делах (Влад Д. Ырысту К., Кирилл Ж. Ырысту К. И т.д.), на самоподготовке и в свободное время - Саша помогает читать Диме, Кирилл Владу и т.д. Вновь поступившие дети легко адаптируются в коллективе, поскольку их окружают заботой, помогают вникнуть в тонкости проживания в интернате, к требованиям и правилам поведения. В настоящее время дети дружные, активные, ответственные, живущие по вышеприведенным принципам.
3.2. Наличие органа ученического самоуправления в классе (группе).
С первого класса по настоящее время функционирует самоуправление. Все воспитанники задействованы. Должность подбиралась ребенку с учетом его индивидуальных особенностей и способностей. Так, командир класса выбран детьми путем голосования, остальные должности распределены с учетом, как выше сказано, способностей и пожелания ребенка. Наблюдается относительная стабильность в занимаемых должностях. Вновь прибывающие дети занимали места ушедших и прекрасно вникали в обязанности благодаря помощи детей класса.
Структура самоуправления в классе.
3.3. Активное участие обучающихся в самоуправлении класса (группы), школы (ОУ)
Участие детей в самоуправлении класса составляет 100% .
3.4. Участие обучающихся в органах ученического самоуправления класса (группы), школы (ОУ).
Классы начальной школы не участвуют в органах ученического самоуправления школы. К участию привлекаются дети с 6 по 9 класс.
3.5. Участие в социально направленной деятельности, как помощи пожилым людям, инвалидам, детям-сиротам и др.
Одним из важнейших направлений работы является участие обучающихся в социально направленной деятельности. В настоящее время она не носит масштабного характера, но элементы этой деятельности имеются. Так, дети класса участвуют в общешкольных мероприятиях, посвящённых Дню пожилого человека, Дню Победы и др. В самом классе имеются дети сироты. К ним воспитывается у других детей чувство милосердия, уважения. Уезжая домой на каникулы, дети подбадривают, тепло прощаются с Захаром Ф., Женей Г., а при встрече всегда проявляется искренняя радость. Посещали детей – сирот в ГУ РА «ПНИ» с поздравлениями. (Приложение 8)
3.6. Участие в проектах, направленных на благоустройство территории, улучшение качества окружающей среды.
Успешно организована работа по благоустройству территории - содержание в чистоте и порядке территории, закрепленной за классом. В классе, бытовке, спальне много разных растений. Дети вместе с цветоводом ухаживают за растениями – поливают, рыхлят землю, пересаживают, подкармливают и т.д. Провожу воспитательные мероприятия экологической направленности «Как ухаживать за комнатными растениями», «Зачем нужно убирать осенние листья» и др.
Таким образом, одной из определяющих ступеней системы непрерывного экологического воспитания является формирование экологической культуры. Ежегодно провожу предметные воспитательные мероприятия экологической направленности: игры, мини-проекты. Планируемые воспитательные мероприятия проводятся с участием не только школьников, но и педагогов (экологические субботники, экскурсии по замечательным местам города, в парк и др.). К датам, посвященным значимым природным явлениям, объектам (День птиц, День Земли, День воды и др.), провожу познавательные мероприятия. Учащиеся класса изготавливают кормушки и развешивают их вокруг школы.
(Приложение 8)
3.7. Взаимодействие сообщества обучающихся с местными властными структурами с целью решения тех или иных проблем местного социума.
С целью профилактики преступности, курения, сквернословия, предупреждения пожаров и выполнения правил дорожного движения проводятся встречи с работниками МЧС, МВД, ПДН, ГИБДД, здравоохранением. К таким встречам готовимся вместе со школой. (Приложение 8)
3.7. Наличие системы работы с родителями.
Как воспитатель, совместно с семьей осуществляю воспитание и гармоничное развитие ребенка, тем самым происходит теснейшая связь с родителями. Содержание работы с родителями включает три основных направления – педагогическое просвещение родителей в области дефектологии; вовлечение родителей в непосредственно воспитательный процесс; участие семей детей в управлении учебно-воспитательным процессом в классе.
Применяю групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, укрепление моего взаимодействия и семьи, усиление ее воспитательного потенциала, а так же привлечение родителей к воспитанию детей класса. Основным принципом при организации работы с родителями является открытость класса для семьи - каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается ребёнок.
В своей педагогической деятельности анализируя поведение каждого ребенка для родителей, стараюсь быть объективной и доброжелательной. Отмечаются обязательно положительные качества ребенка, его успехи в трудовых, творческих делах и личностном развитии. Демонстрируются творческие работы. Не даю общих рекомендаций, ставлю перед родителями конкретные задачи воспитания и соответственно, предлагаются конкретные советы. Замечания по поводу трудных детей делаю только во время индивидуальных бесед лично, по телефону или после собрания.
С родителями выстраиваю конструктивный диалог, что успешно и эффективно сказывается на воспитательном процессе. Так, например, Данил К. в 4 классе благодаря этому стал более спокойным, старается сдерживаться и мужественно сознаваться в проступках, не лгать. Иван К. стал более ответственным, сознательным и сдержанным.
Третий год проводится с родителями перед зимними каникулами, после детского Нового года беседы «Как провести новый год», «Зимние забавы», «Трезвый Новый Год». Раздавались памятки – буклеты о вреде алкоголя, обращение «Последнее пожелание Иванам» и т.д. Кроме того, постоянно выступаем на родительских собраниях по следующим темам – «Особый ребенок…», «Трудовое воспитание дома», «Развитие мелкой моторики рук», «Артикуляционная гимнастика, ее значение для ребенка». (Приложение 8)
Раздел 4. Обеспечение высокого качества организации учебно-воспитательного процесса на основе эффективного использования современных учебно-воспитательных технологий,
в том числе информационных технологий.
4.1. Систематическое использование проектных, исследовательских, развивающих, проблемных, разноуровневых, ТРИЗ, компьютерных средств обучения, модульного обучения, обучения в сотрудничестве, ИКТ, ЭОР, здоровьесберегающих (ЗСТ) и других современных образовательных технологий (далее - СОТ) в образовательном процессе и результативность.
Использование современных образовательных (воспитательных) технологий является одним из необходимых факторов повышения качества и эффективности воспитательного процесса. При работе с детьми с умственной отсталостью применяются в основном коррекционно - развивающие педагогические технологии. Они позволяют добиваться положительной динамики в воспитании, а так же обеспечивают у детей развитие познавательной активности, творческих способностей и т.д. В работе используются следующие современные технологии:
1. ТРИЗ, которое позволяет развивать креативные способности детей, особенно через театрализованные игровые виды деятельности.
2. Здоровьесберегающие позволяющие без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей, но и повысить качество и эффективность воспитательного процесса. Целенаправленно используется смена деятельности на самоподготовке, коррекционных занятиях, кружке в виде физкультминуток, пальчиковой гимнастики, зарядки для глаз, минутки отдыха и т.д. Это необходимо для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления, снятия у них мышечного статического напряжения, эмоциональной перегрузки. В рамках творческой темы планомерно идет развитие мелкой моторики рук.
3. Игровые технологии используются в работе для формирования личности воспитанника и осуществляется средствами разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей. На занятиях, где использую игровые технологии, складывается особая атмосфера творчества, активности.
4. Информационно-коммуникационные технологии открывают возможность на занятиях повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний. Использование ИКТ оживляют занятия за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. Кроме того, знания приобретаются по разным каналам восприятия, а значит, лучше усваиваются и запоминаются на более долгий срок.
5. Технологии арттерапии – применяются элементы оригамитерапии, музыкотерапии, сказкотерапии и др. Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на детей. Они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
6. Технология нравственного воспитания - способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств. На занятиях стараюсь воспитывать правильное отношение детей к сверстникам и взрослым, изучаем правила общения, культуру поведения и т.д.
7. Личностно-ориентированные технологии в школе – интернате направлены на организацию воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет способствовать формированию адаптивных, социально-активных черт воспитанников, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.
8. Технология портфолио, которая предполагает оценку творческой деятельности воспитанника. В портфолио дети включают результаты творческой деятельности и своего становления как личности. Портфолио является формой целенаправленной, систематической и непрерывной оценки - самооценки результатов воспитанника.
Результативность использования СОТ наблюдаю в повышении уровня развития эмоционально – волевой сферы детей, уровня развития познавательных процессов. У детей заметно вырос словарный запас. Несомненно, радует заметное развитие творческих способностей всех детей класса. Родители так же отмечают положительные результаты развития своих детей по социализации и общему развитию.
Таким образом, использование современных образовательных технологий способствует совершенствованию воспитательного процесса, переходу его на принципиально новый качественный уровень, соответствующий современным требованиям.
4.2. Разработка и использование новых цифровых образовательных ресурсов, методов фиксации и оценивания учебных достижений средствами ИКТ, контрольно-измерительных материалов.
Использование ЦОР осуществляется постоянно и оказывает необходимую помощь в воспитательной работе в следующем:
1. Подбор иллюстративного и дополнительного материала к занятиям, информационного материала для оформления стендов, плакатов и т.д. (сканирование, Интернет, принтер, презентация).
2. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов. Имеется личный сайт, на котором публикуются разработки, фотографии и т.д.
3.Создание презентаций в программе Рower Рoint, использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий (фотошоп), киностудия лайв.
4. Имеется личная медиотека по направлениям работы коррекционно-воспитательных занятий, самоподготовок и т.д.
В личной педагогический деятельности ЦОР стал мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимым для совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
4.3. Осуществление диагностики и отслеживание результативности использования СОТ, наличие системы мониторинга воспитательной деятельности.
Ежегодно осуществляю диагностику и отслеживание результативности использования СОТ по системе мониторинга МОУ ДОД ЦДТ «Кежемский районный центр детского творчества» Красноярского края, что видно из нижеприведенной диаграммы. Динамика положительна и имеет наивысший результат в 4 классе.
4.4. Обоснованность, уместность и результативность использования СОТ.
Обоснованность, уместность и результативность использования СОТ в моей воспитательной работе заключается в следующем - развитие индивидуальной траектории каждого воспитанника, его творческого потенциала; применение только тех педагогических технологий, которые позволяют сформировать ключевые компетентности воспитанника, в том числе информационные; положительная динамика воспитательного процесса; высокая мотивация к труду, творческой деятельности; сформированность потребности в здоровом образе жизни; снижение дезадаптации воздействию негативных факторов внешней среды; совершенствование духовного и нравственного здоровья обучающихся.
Использование современных образовательных технологий открыло новые возможности для меня, как педагога, в реализации потребностей личности ребенка в развитии творческого потенциала, позволило добиться высоких результатов в воспитании детей.
Таким образом, совершенствование духовного и нравственного здоровья обучающихся придают коррекционно - воспитательному процессу естественный характер, делают школу - интернат для ребенка комфортным местом общественной жизни, а деятельность — средством реализации и развития личностных особенностей.
Раздел 5. Наличие собственной методической системы педагога, апробированной в профессиональном сообществе.
5.1. Наличие научно-методических публикаций (в т.ч. выступлений на научно-практических конференциях, семинарах), отражающих отдельные элементы методической системы педагога в изданиях разных уровней различного уровня.
За период работы принимала участие:
1. В ноябре 2012 года в городском конкурсе декоративно-прикладного направления «Творчество: традиции и современность» в номинации «Традиционные виды рукоделия», проводимого БОУ РА «Институт повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования Республики Алтай». Получен диплом участника.
2. Занятие «Как пришить пуговицу» было после предоставлено на выставку работ республиканского семинара, проведённого в марте 2014 года.
3. В 2013 году в республиканском конкурсе программно - методической продукции образовательный учреждений Республики Алтай, посвященном 95-летию системы дополнительного образования детей в России. Получен сертификат участника. (Приложение 9)
5.2. Систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта (в форме мастер-классов, семинаров, проведения занятий на курсах повышения квалификации), в том числе через Интернет.
Постоянно принимаю участие в работе методического объединения воспитателей. За период работы выступала на МО по следующим темам «Игра, как средство развития познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями», ««Педагогические приемы коррекции по снижению тревоги у детей с умственной отсталостью», «Структура коррекционного занятия», «Реализация профессиональной ориентировки детей с умственной отсталостью через коррекционные занятия» и др. К докладам были подготовлены презентации, памятки для воспитателей, подобраны тематические ролики. Имеется положительный отзыв о работе руководителя МО (Приложение 9).
Принимала участие в семинаре и педсовете «Организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью» с темой доклада «Формы организации воспитательной работы внеурочной деятельности по ФГОС».
Написана программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Гармония», которая вошла в АООП школы.
Провела ряд открытых занятий «В гости к радости», «Прекрасный мир оригами», «Мужская работа», «Моя профессия – пчеловод» и другие. На данные занятия имеются положительные отзывы педагогов.
Принимаю участие во всероссийских интернет - конкурсах педагогического мастерства:
- edu.contest.net. в номинациях «Коррекционная и специальная педагогика» (занятие «В гости к радости», сценарий «День именинника»), «Организация воспитательного процесса» (самоподготовка «Осень», занятия «Поза, мимика и жесты», «Что мы едим»). Получены сертификаты участника и свидетельства о публикации в декабре, мае 2013года, июне 2014 года.
- Педразвитие («На лучшую методическую разработку, посвящённую социокультурному воспитанию детей»). Получен диплом.
- Инфоурок – создан собственный сайт и размещается материал – занятия, доклады, программа воспитательной работы, опыт работы и т.д. Получены дипломы и сертификаты.
- Имеются публикации на сайте школы - www.Skola8vida.ru. –разработки коррекционных занятий, информация о проведенных общешкольных мероприятиях и другие. (Приложение 9)
Раздел 6. Обеспечение непрерывности
собственного профессионального образования.
За период работы с 2012 по 2014 год прошла курсы в БОУ РА «Институт повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования Республики Алтай» следующим темам: «Система оценки достижения планируемых результатов» с 3 по 18 декабря 2012 года; «Летний отдых и оздоровление детей через создание профильных смен на базе пришкольных лагерей» с 5 по 20 марта 2013 года.
В 2016 году прошла профессиональную переподготовку по направлению «Основы дефектологии» в БОУ РА «Институт повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования Республики Алтай» в количестве 504 часа. (Приложение 10)
Для того чтобы идти в ногу со временем, успешно и эффективно строить воспитательный процесс постоянно занимаюсь самообразованием и повышением своего профессионального мастерства. Поэтому принимаю участие в МО, выставках методических разработок, различных конкурсах.
Посещаю занятия коллег, учусь у них, опыт применяю в своей работе, а так же делюсь со своим. Через печатные издания и электронные ресурсы, пополняю свою методическую копилку информацией в области дефектологии и олигофренопедагогики. Поскольку сейчас много возможностей для саморазвития, самообразования и самореализации.
В заключении хотелось бы отметить, что самое главное для воспитателя – великое терпение, которое заключается в необходимости проявлять к детям чуткость, постоянную заботу, оказывать помощь в трудных ситуациях, сопереживать в неудачах, вселять надежду в успех и собственные силы ребенка. И главное помнить, что внутренний мир воспитателя отражается на воспитанниках и соответственно на процессе воспитания. Каков воспитатель, таков и воспитанник. Как писал А.С. Макаренко: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — педагоги».
Кадырова Ольга Игоревна
Дементьева Ирина Михайловна
Сергеева Юлия Сергеевна
Кучуганова Любовь Александровна
Третьякова Ольга Сергеевна