Портфолио педагога-библиотекаря
Черепушкина
Светлана Витальевна
Педагога - библиотекаря
ОГЛАВЛЕНИЕ
Общие сведения
Фамилия, имя, отчество, год и место рождения |
Черепушкина Светлана Витальевна 20.08.1980.г.р. Г.Назарово, Красноярского края |
|
Место работы: |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Новоалтатская средняя общеобразовательная школа №4 |
|
Образование (что, и когда окончил, специальность и квалификация по диплому): |
В 1999 году окончила Назаровский строительный техникум по специальности «Экономика, бухгалтерский учет и контроль», присвоена квалификация бухгалтер. 2015 г. - «Теория и практика работы педагога – библиотекаря», Сибирский институт непрерывного дополнительного образования, 520 ч - диплом
|
|
Трудовой и педагогический стаж: |
Стаж работы в должности библиотекаря – 7 лет, в должности педагога-библиотекаря – 2 года, в данном учреждении – 9 лет |
|
Аттестационная категория (дата последней аттестации, № приказа) |
нет |
|
Повышение квалификации (название образовательного учреждения, где проходил курсовую подготовку, год, месяц, проблематика курсов, количество часов) |
- 2010 г. - «Деятельность библиотекаря в контексте задач образовательной программы общеобразовательного учреждения», Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 72 ч.; - 2014-2015 г. - «Теория и практика работы педагога – библиотекаря», Сибирский институт непрерывного дополнительного образования, 520 ч. -2017г. - «Организация работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС», 72ч. |
|
Почетные звания и награды (название награды, № удостоверения) |
В 2014 году была награждена благодарственным письмом руководителя МКУ «Управление образования Шарыповского района» за высокий профессионализм, целеустремленность, за развитие интеллектуального, культурного, нравственного и творческого потенциала учащихся. |
ПАСПОРТ БИБЛИОТЕКИ
Наименование учреждения:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Новоалтатская средняя
общеобразовательная школа № 4
Почтовый адрес:
Телефон рабочий:
Ф.И.О. руководителя ОУ:
Ф.И.О. и официальное название должности школьного педагога-библиотекаря:
Черепушкина Светлана Витальевна
Общие сведения
Сведения о кадрах
График работы библиотеки:
-
Год основания библиотеки: 2004
Этаж: третий
Общая площадь: 42,8 м2
Наличие специального помещения, отведенного под библиотеку: да, нет
Наличие читального зала: да, нет, совмещен с абонементом
Наличие книгохранилища для учебного фонда: да, нет, совмещен с абонементом
Штат библиотеки: педагог- библиотекарь
Базовое образование заведующего библиотекой, сотрудников библиотеки: НСТ (1999)
Стаж работы в должности библиотекаря – 7 лет,
в должности педагога-библиотекаря – 2 года,
в данном учреждении – 9 лет
Владение компьютером: да
Понедельник-пятница
8.00 – 15.00
Наличие нормативных документов
Наличие отчетной документации
Сведения о фонде
-
Положение о библиотеке
Правила пользования библиотекой
Положение о порядке учета библиотечного фонда учебников
Годовой план работы
Должностные инструкции педагога - библиотекаря
Книга суммарного учета библиотечного фонда;
Инвентарные книги;
Тетрадь учета книг, принятых от читателей взамен утерянных;
Тетрадь учета книг, полученных в дар школе от бывших выпускников, родителей и учащихся;
Журнал выдачи учебников по классам;
Копии накладных;
Акты на списание;
Обменный фонд;
Учетная карточка для картотеки учета учебников.
-
Фонд художетственно-познавательной литературы
6.1.1 Художественная и методическая литература: 7442
6.1.2.Фонд учебной литературы: 4682
6.1.3. Электронные носители: 81
6.3.1 Расстановка учебного фонда: по предметам, по классам
7. Технические средства:
7.1. Компьютер – 2, подключение к сети Интернет
7.2. Сканер – 1
8. Библиотечное оборудование.
8.1. Стеллажи для книг двухсторонние – 15
8.2. Читательские столы – 6
8.3. Стулья - 12
План работы библиотеки
на 2016-2017 учебный год
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ БИБЛИОТЕКИ
- обеспечение учебного и воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов:
формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения;
привлечение каждого учащегося к систематическому чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи и мышления, познавательных интересов и способностей;
оказание помощи в широком распространении научно – педагогических знаний;
содействие в формировании экологической культуры и здорового образа жизни современного школьника .
содействие повышению научно – методического, педагогического мастерства работников школы;
Совершенствование традиционных и освоение новых технологий и методов работы с читателями.
- ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ БИБЛИОТЕКИ
Информационная — предоставление возможности использования информации вне зависимости от ее вида, формата и носителя;
Воспитательная – способствовать развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе;
Культурологическая — организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание, содействующих эмоциональному развитию учащихся;
Образовательная — поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в задачах развития школы и в образовательных программах по предметам.
- РАБОТА С БИБЛИОТЕЧНЫМ ФОНДОМ
Содержание работы |
Сроки |
Ответствен. |
|
1 |
Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации |
В течен. года |
Педагог-библиотекарь |
2. |
Комплектование фонда в соответствии с образовательной программой. |
В течен. года |
Педагог-библиотекарь |
3. |
Прием, систематизация, обработка и регистрация новых поступлений. |
В течен. года |
Педагог-библиотекарь |
4. |
Оформление подписки на периодику, контроль доставки. |
2 раза в год |
Педагог-библиотекарь |
5. |
Списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов. |
В течен.года |
Педагог-библиотекарь |
6. |
Работа по сохранности фонда – организация фонда особо ценных изданий, систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий, работа с должниками, обеспечение мер по возмещению ущерба при потере книг, работа «Книжкиной больницы», организация режима хранения и физической сохранности фонда, инвентаризация. |
В течен. года |
Педагог-библиотекарь |
РАБОТА ПО ПРОПАГАНДЕ
БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.
СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА.
1. |
Ведение справочно-библиографического аппарата с учетом возрастных особенностей пользователей (каталоги, картотеки, рекомендательные списки и тт. д.) |
В течен. года |
Педагог-библиотекарь |
2. |
Ведение библиотечно-библиографических уроков (по плану). |
В течен года |
Педагог-библиотекарь |
В настоящее время основными функциями школьной библиотеки являются- образовательная, информационная, культурная. А одной из ведущих задач библиотеки является - формирование у учащихся информационной культуры, культуры чтения и навыков независимого библиотечного пользователя. Для реализации этой задачи разработана программа, в основу которой положена примерная программа “Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам”,разработанная Г.Чулкиной, старшим научным сотрудником ГНПБ им. К.Д. Ушинского.
Занятия по программе библиотечно - библиографических знаний, проводимые библиотекой, дополняют, расширяют знания детей, помогают на практике закрепить теоретический материал.
Класс |
Тема |
Основные понятия |
Количество часов и кто проводит |
1 |
Знакомство с библиотекой. Правила пользования книгой |
Понятие о библиотеке. Абонемент и читальный зал. Правила обращения с книгой. |
1 час Педагог-библиотекарь |
2 |
Структура книги. |
Первое знакомство со структурой книг: обложка( переплет),корешок, страницы, иллюстрации. Оглавление (содержание), предисловие. |
1 час Педагог-библиотекарь |
Газеты и журналы для детей |
Понятие о периодической печати. Газета, журнал. Детские газеты и журналы. Читательское назначение, оформление, содержание. Рубрика, статья, заметка, журналист, корреспондент. Журнал нашей школы. |
1 час Педагог-библиотекарь |
|
3 |
Как читать книги |
Внешние условия чтения – тишина, освещенность, правильная поза. Формирование навыков самостоятельной работы с книгой. Внимание к тексту, художественные детали. Предисловие и послесловие. Роль иллюстрации. Обсуждение книг. |
1 час Педагог-библиотекарь |
Выбор книги в библиотеке |
Открытый доступ к книжному фонду: порядок расстановки книг в фонде, полочные разделители. Закладки. Книжные выставки. Первое знакомство с каталогом. Компьютер в библиотеке. Пластинки, диафильмы, кассеты с видео – аудиозаписями. |
1 час Педагог-библиотекарь |
|
4 |
Справочная литература |
Понятие об энциклопедиях, словарях, справочниках. Структура справочной литературы: алфавитное расположение материала, алфавитные указатели, предметные указатели. |
1 час Педагог-библиотекарь |
Научно – познавательная литература для детей. |
Разнообразие научно-познавательных книг. Серии научно-познавательных книг. Отличие научно – познавательной литературы от художественной. Авторы – ученые, журналисты, и другие. |
1 час Педагог-библиотекарь |
|
5 |
Структура книги. Как читать книги. |
Аннотация. Предисловие. Послесловие. Содержание. Словарь. Использование знаний о структуре книги при выборе, чтении книг, при работе с ними. Литература художественная и научно – популярная. Цели чтения. Способы чтения (просмотр, выборочное и полное чтение, изучение) |
1 час Педагог-библиотекарь |
Художественное оформление книги. Иллюстрации. |
Элементы оформления книги. Типы иллюстраций: фотографии, чертежи, Карты, рисунки, репродукции. Художники- иллюстраторы. Своеобразие манеры художников – иллюстраторов. Роль иллюстрации в восприятии текста. |
1 час Педагог-библиотекарь |
|
6 |
Справочная литература. Словари. Энциклопедии. |
Расширение понятий о справочной литературе. Типы справочных изданий для уч-ся 11 – 14 лет. Энциклопедии универсальные (БСЭ.ДЭ) и отраслевые (историческая, литературная, музыкальная и другие). Принципы использования справочного аппарата энциклопедий. Словари, их структура и принципы работы с ними. |
1 час Педагог-библиотекарь |
Структура библиотечных фондов. |
Библиотечно – библиографическая классификация и её использование в библиотеках. Принципы расстановки литературы в фонде. Периодическая печать. Компьютер и его использование в поиске информации. Нетрадиционные носители информации и их применение. Слайды, компакт -диски, дискеты, видеокассеты. |
1 час Педагог-библиотекарь |
|
7 |
Каталоги и картотеки |
Алфавитный и систематический каталоги в библиотеке. Структура каталогов. Картотеки. Использование каталогов и карточек для поиска информации. |
1 час Педагог-библиотекарь |
Научно – популярная литература. |
Цель чтения научно – популярной литературы: расширение кругозора, подготовка к докладу, реферату; приобретение навыков доступа к информации. Серии научно – популярной литературы для юношества. Способы чтения научно-популярной литературы. Использование научно-справочного аппарата книги. Вспомогательные указатели (именной, предметный, хронологический и другие), сводный алфавитный указатель к собранию сочинений. Иллюстрации в научно- популярной литературе. |
1 час Педагог-библиотекарь |
|
8 |
Периодические издания в библиотеке.
|
Профиль, читательское назначение периодических изданий. Отраслевые журналы. Молодежные журналы. Методы работы с периодическими изданиями. Использование систематической картотеки газетных и журнальных статей. |
1 час Педагог-библиотекарь |
Книги по искусству. |
Жанровое и тематическое разнообразие книг по искусству: Биографии, очерки творчества отдельных художников, монографии, мемуары, альбомы энциклопедии. Отражение книг по искусству в систематическом каталоге. |
1 час Педагог-библиотекарь |
|
9 |
Справочно – библиографический аппарат библиотеки. |
Понятие справочно – библиографического аппарата библиотеки. Алфавитный каталог. Систематический каталог. Алфавитно - предметный указатель. Систематическая картотека газетно – журнальных статей. Картотеки .Электронные каталоги и картотеки. Библиографические указатели. Справочная литература. Словари, справочники, энциклопедии. |
1 час Педагог-библиотекарь |
Методы самостоятельной работы с литературой. |
Методы самостоятельной работы с источниками информации. Алгоритм поиска и обработки информации при самостоятельной работе. Информация на компакт – дисках. |
1 час Педагог-библиотекарь |
|
10 |
Техника интеллектуального труда |
Основные виды творческой деятельности школьников. Методы работы с информацией. Анализ художественной, научно- популярной, учебной, справочной литературы. Информация на электронных носителях. Составление плана. Виды плана: простой и сложный. Конспектирование. Виды конспектов: текстуальный, свободный, смешанный. Тезисы. Систематизация конспектов, тезисов. Список использованной литературы. Оформление реферата, доклада. |
2 часа
Учитель информатики
Учитель литературы. |
11 |
Информационные технологии
|
Использование новых информационных технологий (мультимедиа, Интернет) в творческой деятельности школьников. |
1 час
Учитель информатики |
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Формирование личности ребенка формами и методами индивидуальной и массовой работы.
Индивидуальная работы с каждым пользователем библиотеки |
В течении года |
|
Праздник первого звонка «День Знаний» |
Сентябрь |
|
Экскурсия в библиотеку ребят ГПО и первоклассников «Книжкин дом» |
Сентябрь |
|
Беседы о правилах поведения в библиотеке и правилах пользования книгой. |
В теч. года |
|
Игра-путешествие для 1-2 классов «Живи безопасно» |
Сентябрь |
|
200 лет со дня рождения поэта, писателя, драматурга Михаила Юрьевича Лермонтова (1814–1841) |
октябрь |
|
Викторина для начальных классов «Приключение Незнайки и его друзей» по произведениям Н.Носова |
октябрь |
|
Книжная выставка к 60- летию произведения «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Н. Носова |
Октябрь |
|
Помощь в проведении календарных праздников |
В теч. года |
|
Международный день терпимости (толерантности) Проведение внеклассного урока с использованием ИКТ |
ноябрь |
|
90 лет сказке в стихах «Муха-цокотуха» К.И. Чуковского. Викторина для начальных классов |
ноябрь |
|
«Единственной маме на свете! » - праздник, посвященный Дню Матери России. |
ноябрь |
|
«Посвящение в читатели» - праздник для 1 класса |
декабрь |
|
Декада русского языка и литературы. - Литературный ринг - «Что за прелесть эти сказки» - викторина по сказкам А.С. Пушкина. - Викторина «Турнир грамотеев» - Литературная викторина с использованием ИКТ «По сказкам К.И. Чуковского» |
декабрь |
|
Викторина, посвященная180 -летию сказке «Конёк-Горбунок» П.П. Ершова. |
январь |
|
Литературный ринг «Школьные предметы» |
январь |
|
Конкурс к дню защитников Отечества. |
февраль |
|
Литературный ринг – «Животные – герои книг»- начальные классы |
февраль |
|
Помощь в проведении Дня защитников отечества |
февраль |
|
Международный женский день- подбор стихотворений, сценариев. |
март |
|
«Диалог о совести» - беседа в 9 классе |
март |
|
«Честная масленица» Культурные традиции русского народа. |
Апрель |
|
НЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ И ЮНОШЕСКОЙ КНИГИ |
Март-апрель |
|
Помощь и совместное проведение классных часов |
В теч. года |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
№ п\п |
Содержание работы |
Срок исполнения |
Ответственн. |
1.
2.
3.
4.
5.
|
Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, технический персонал, родителей. Обслуживание читателей в читальном зале: учащихся и учителей. Обслуживание на компьютере, выдача электронной информации.
Рекомендательные беседы при выдаче книг. Все учащиеся
Беседы, обзоры, выпуск бюллетеней о новых книгах, журналах, поступивших в библиотеку (все учителя и учащиеся) |
Постоянно
Постоянно
По мере необходимости Постоянно
По мере поступления |
Педагог-биб-рь Педагог-биб-рь Педагог-биб-рь
Педагог-биб-рь
Педагог-биб-рь
|
РАБОТА С АКТИВОМ БИБЛИОТЕКИ
Харитонова Рината 6 кл
Абатова Юля 6 кл
Петрова Снежанна 6 кл
Колногузенко Надя 6 кл
Цыганкова Настя 6 кл
Работа по сохранности библиотечного фонда
№ п\п |
Содержание работы | Срок исполнения |
1.
2.
3.
|
Ремонт учебников и художествен- ной литературы
в 1 – 11 классах
Помощь в оформлении выставок и стенгазет |
Весь год
В течение года(один раз в четверть)
В течение года |
ПЛАН РАБОТЫ С УЧЕБНЫМ ФОНДОМ.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Юный читатель»
в 1 класс
Пояснительная записка
Программа «Юный читатель» составлена на основе обобщения опыта работы школьных и детских библиотек в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
Актуальность: ценность детского чтения как источника развития личности и как фактора её социальной защищенности признана во всем мире. От того, что и как читает ребенок и читает ли вообще, во многом зависит, каким будет он сам и как будет воспринимать мир, в котором ему предстоит жить.
Книга как средство для совершенствования души и сегодня, в век информационных технологий, не уступает своих позиций. Хорошая книга, прочитанная неторопливо и с упоением, чарует и надолго остается в памяти и в сердце. Важно только, чтобы каждый ребенок нашел свою хорошую книгу. А для того, чтобы он сумел получить такую возможность, важно развивать и поддерживать интерес начинающего обучение школьника к книге, расширять круг его интересов. И, что очень важно, показать насколько чтение увлекательное занятие, чтобы с первого года обучения книга стала настоящим другом школьника, его постоянным спутником, с которым не скучно и интересно.
Цель программы: развитие интереса и любви к книге, привлечение к систематическому чтению, создание пространства для диалога ребенка и взрослого, привлечение детей к пользованию библиотекой.
Задачи программы:
дать широкое представление о многообразии литературы и способствовать расширению кругозора детей;
увлечь учащихся процессом чтения;
раскрыть творческие возможности ребенка как читателя;
способствовать более углубленному восприятию прочитанного материала и развитию интеллектуальных способностей и мышления ребенка;
повысить рейтинг книги в досуге школьников и стимулировать желание систематического общения с книгой;
формировать культуру чтения и навыки бережного обращения с книгой;
способствовать совместному творчеству детей и родителей.
Программа определяет мероприятия, которые познакомят первоклассников с хорошими и добрыми книгами, расскажут об их авторах, помогут развить интерес к познавательной литературе, развить творческую и познавательную активность, опираясь на их творческие возможности как читателей;
Содержание программы «Юный читатель» является продолжением изучения смежных предметных областей (обучение грамоте, литературное чтение) в освоении навыка чтения.
Программа знакомит с произведениями, представляющие различные области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Основные разделы программы включают произведения, составляющие золотой фонд детской литературы. Большое внимание уделяется игровым заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность.
Сроки реализации: программный материал рассчитан на 33 часа. Частота проведения занятий – один раз в неделю, продолжительностью 25 - 30 минут.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся (с использованием компьютерных технологий)
На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности: беседа;
чтения (громкие чтения по ролям);
обсуждения;
видеопросмотры;
литературные игры;
викторины;
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через анализ читательских формуляров, участие их в конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях и т.д.
Проведение занятий курса по программе предполагает следующий результат:
проявление устойчивого интереса к чтению книг
расширение словарного запаса
знание детских писателей и их произведений
навыки драматизации литературных произведений
развитие техники чтения
Требования к уровню подготовки обучающихся
К окончанию обучения по курсу "Юный читатель" в 1-м классе обучающиеся должны знать понятия: "стихотворение", "рифма", "рассказ", "звукопись".
Обучающиеся должны уметь:
осознанно и правильно читать плавным слоговым чтением тексты вслух (не менее 30 слов в минуту);
разъяснять заглавие текста;
прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам;
озаглавливать небольшие части текста, составлять простой план, пересказывать прочитанное с опорой на план из картинок;
относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру (рассказ, сказка, стихотворение);
отвечать на вопросы по содержанию текста (формулировать ответы, подбирать наиболее подходящие слова);
составлять устный рассказ по картинкам;
заучивать наизусть небольшие стихотворения и выразительно читать их с соблюдением соответствующих интонации, громкости и темпа речи;
формулировать свое отношение к героям прочитанных произведений.
Универсальные учебные действия, развиваемые в ходе обучения:
личностные универсальные действия:
использование приобретенных знаний в учении и повседневной жизни для исследования языковых явлений;
регулятивные универсальные действия:
– целеполагание – постановка учебной задачи;
– планирование хода рассуждений, составление плана художественного произведения;
– контроль правильности чтения, составления ответов-рассуждений;
– коррекция смысловых и речевых ошибок;
познавательные универсальные действия:
– применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, классификация) для установления языковых закономерностей;
– классифицирование художественных произведений по заданному основанию;
– анализ предложенного текста;
– синтез – составление целого текста из частей;
– построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
– смысловое чтение – как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
– установление причинно-следственных связей;
– построение логической цепи рассуждений;
– самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера;
коммуникативные учебные действия:
– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
– постановка вопросов для поиска и сбора информации;
– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников.
Учебно-тематический план курса
«Юный читатель»
1 класс — 33 часа
Номер раздела |
Название разделов |
Количество часов |
|||
всего |
1 класс |
||||
теория |
практика |
||||
I. |
Введение: Знакомство с «Книжкиным домом» |
1 |
1 |
||
II. |
Зачем нужно читать? |
1 |
1 |
||
III. |
Сказки А.С.Пушкина |
6 |
6 |
||
IV. |
Сказки русских писателей |
12 |
12 |
||
V. |
Сказки зарубежных писателей |
3 |
3 |
||
VI. |
Братья наши меньшие |
6 |
6 |
||
VII. |
Детские журналы |
4 |
4 |
||
Итого |
33 часа |
Курсы повышения квалификации
- 2010 г. - «Деятельность библиотекаря в контексте задач образовательной программы общеобразовательного учреждения», Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 72 ч.;
- 2014-2015 г. - «Теория и практика работы педагога – библиотекаря», Сибирский институт непрерывного дополнительного образования, 520 ч.
- 2017г. – «Организация работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС», 72ч.
- Участие в вебинарах:
Публикации
Сайт |
Название публикации |
Ссылка |
Конспекты-уроков.рф |
«Единственной маме на свете» |
http://xn----dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/class-chas/4-klass/file/3243-vneklassnoe-meropriyatie-edinstvennoj-mame-na-svete.html |
Педразвитие.рф |
«Там, на невидимых дорожках…» |
http://pedrazvitie.ru/raboty_nachalnoe_new/index?n=15503 |
Прошколу.ру |
«Фестиваль наук» |
Награды
Внеклассное библиотечное мероприятие
«Там, на невидимых дорожках»
Цели:
Образовательные:
создание условий для формирования читательских умений у учащихся, для обобщения и систематизации знаний о сказках;
закрепить и уточнить знания детей о сказках Александра Сергеевича Пушкина.
Развивающие:
- Развитие коммуникативных способностей, познавательного интереса, творческого мышления.
- Формирование навыков работы в команде, способствовать групповой сплоченности.
Воспитательные:
- Воспитание бережного и уважительного отношения к книге.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, проектор
Материалы: презентация, золотые рыбки, листы бумаги, ручки, кроссворд, грамоты участникам(приложение3).
Ход игры-викторины:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом ….
Ребята, скажите, пожалуйста, кто автор этого стихотворения …(А.С.Пушкин)
Правильно. Велик и разнообразен сказочный мир Пушкина. Царь Салтан и царь Дадон, царевна Лебедь и золотая рыбка, отважный царевич Елисей и хитрый работник Балда… Давайте вспомним и окунемся в сказочный мир и поможет нам викторина, посвященная творчеству великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Дети делятся на две команды, придумывают названия(названия можно взять из произведений А.С. Пушкина), выбирают капитанов(время – 3 мин). Ведущий представляет жюри, знакомит с правилами викторины.
Пожалуйста, представьтесь: 1 команда «Золотая рыбка» и ее капитан Антон, 2 команда «Кто ученый» и ее капитан Алина.
Ну что ж, команды представлены, пора начинать нашу викторину.
1 конкурс «Разминка»
За каждый правильный ответ команды получают по 1 золотой рыбке(приложение 2). Команды отвечают по очереди.
- «Сказка о рыбаке и ….» (рыбке)
- «Сказка о Золотом …» (петушке)
- «Сказка о попе и …» (о работнике его Балде)
- «Сказка о мертвой …» (царевне и семи богатырях)
- «Сказка о царе…»(Салтане)
- «У лукоморья…» (Дуб зеленый)
2 конкурс«Блиц-турнир»
Каждой команде дается по 10 вопросов. За 1 минуту вы должны ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ команда получает золотую рыбку. Готовы? Первой будет отвечать команда « Золотая рыбка» Уважаемое жюри, фиксируйте ответы.
1. Где жили старик со старухой?- У моря.
2. Какую птицу приобрёл царь Дадон, чтобы спасаться от врага? – Петушка.
3. Кого Балда взял к себе в братья, чтобы обмануть чёрта? – Зайчишку.
4. Кто стал мужем Людмилы? – Руслан.
5. У кого спрашивала царица о том, кто на свете всех милее? – У зеркальца.
6. Какое животное в одной из сказок пело песенки и грызло орешки? – Белочка.
7. Какой самый первый предмет потребовала старуха у золотой рыбки? – Корыто.
8. С кем Балда соревновался на море? – С чертёнком.
9. Что умело делать волшебное зеркальце? – Говорить.
10. Из чего был сделан гроб, в котором семь богатырей похоронили царевну? – Хрусталь.
Настала очередь отвечать второй команде «Кот ученый». Готовы?
1. Где жил старик со своею старухой из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке? – В землянке
2. Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? – Три раза
3. Кто заклевал до смерти царя в сказке А.С. Пушкина? – Золотой петушок
4. Какую просьбу старика не выполнила золотая рыбка? – Чтобы старуха стала владычицей морскою.
5. Откуда появились 33 богатыря в царстве князя Гвидона? – Из моря-океана.
6. Чем было опасно румяное яблоко старушки? – Оно отравленное.
7. Закончи знаменитую фразу из сказки А.С.Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам…»? – Урок.
8. С помощью чего королевич Елисей оживил свою невесту? – Поцелуя.
9. Сколько лет жили вместе старик со старухой? – 30 лет и 3 года.
10. Сколько сыновей было у царя Дадона? – 2 сына.
3 конкурс «Конкурс капитанов»
Назовите сказочных героев из стихотворения «У лукоморья дуб зеленый …»
Капитаны отвечают по очереди, если капитан больше не может назвать героя, она пропускает ход. Капитан, который назовет больше сказочных героев, получит 2 золотые рыбки, другой – 1 рыбку.
(Кот ученый, леший, 30 витязей, дядька морской (Черномор), колдун, богатырь, царевна, волк, Баба Яга, Кощей)
Физ. минутка.
Ветер по морю гуляет (поднимают руки через стороны вверх)
И кораблик подгоняет (помахивают руками)
Он бежит себе в волнах (сцепляют пальцы в замок)
На раздутых парусах (опускают руки)
Мимо острова крутого (расцепляют руки, садятся на корточки)
Мимо города большого (встают)
Пушки с пристани палят (хлопают)
Кораблю пристать велят (топают).
4 конкурс «Объясни слово».
Я вам говорю слово, а вы должны ответить, что оно обозначает. За каждый правильный ответ – золотая рыбка:
- лукоморье (морской залив)
-супостат (враг)
- явства (еда, пища)
-сенная девушка (служанка)
-толоконный лоб (глупый человек)
- душегрейка (теплая кофта без рукавов)
- перст (палец)
- оброк (деньги, по Пушкину)
5конкурс«Кроссворд»
Перед вами лежит кроссворд(приложение 1). В пустые ячейки вы должны написать ответы на вопросы. Отведенное время – 5 минут. За каждый правильный ответ команды получают по 1 рыбке.
Вот подошли к концу наши задания. Давайте подведем итоги. Капитаны команд, сдайте нашему жюри свои честно заработанные рыбки. (Подсчитывается количество рыбок в каждой команде)
Распределение мест по количеству набранных рыбок. Награждения грамотами (за 1 и 2 место). Пока жюри подводит итоги и подписывает грамоты, проводится рефлексия.
Рефлексия. Итоги игры.
Учитель: Ребята, вам понравилась литературная викторина?
Какое задание было самым интересным? (Ответы детей).
Какое задание было самым трудным? (Ответы детей).
Чему вы научились за время путешествия?(Ответы детей)
-Я бы хотела, чтобы после сегодняшнего дня у вас появилось желание продолжить путешествие в мир сказок.
«Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок» - писал А.С. Пушкин.
- Мне хочется, чтобы из сказок вы получали хорошие уроки добра, взаимовыручки. Ведь сказки Александра Сергеевича учат нас не быть жадными и лживыми, учат понимать чужую беду, помогать слабым. В сказках Добро всегда побеждает Зло. А ведь так и должно быть, правда?
Приложение1
Кроссворд
Как старуха обзывала своего мужа, отпустившего золотую рыбку?
Ветхое жилье старика и старухи?
Кто охранял царство Дадона от врагов?
Птица-чародей, убитая стрелой царевича?
Предмет, в котором плыли царица и Гвидон по морю?
Исполнительница песни «Во саду ли в огороде»?
Кто помог царевичу Елисею найти царевну?
Место встречи Балды с попом?
Тот, кого выудил из моря Балда?
Кто ходит по цепи и рассказывает сказки?
Приложение 2
Золотая рыбка
Приложение 3
Самоанализ внеклассного мероприятия
«Там, на невидимых дорожках…»
Детские сказки - это не просто выдуманные истории, которые интересны ребенку, но и прекрасный инструмент психотерапии, помогающий корректировать поведение ребенка, решать его психологические проблемы. Сказки действуют на ребенка завораживающе, увлекая его нитью повествования в неведомые страны вместе со сказочными персонажами. Дети воспринимают сказку как нечто само собой разумеющееся, что не вызывает у них ни критики, ни обсуждения.
Форма занятия: нетрадиционная – «Игра-викторина».
Такая форма проведения занятия существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всей группы, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление.
В основу построения данного занятия положен метод эмоционального погружения, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения: активизация творческого начала у учащихся путем воображения и фантазии.
При подготовке к занятию нами были учтены и возрастные и индивидуальные особенности учащихся: высокий интерес к чтению, развитые на достаточном уровне общеучебные умения и навыки, достаточно высокая мотивация, которая стимулировалась нетрадиционной формой занятия.
Цели:
Образовательные:
создание условий для формирования читательских умений у учащихся, для обобщения и систематизации знаний о сказках;
закрепить и уточнить знания детей о сказках Александра Сергеевича Пушкина.
Развивающие:
- Развитие коммуникативных способностей, познавательного интереса, творческого мышления.
- Формирование навыков работы в команде, способствовать групповой сплоченности.
Воспитательные:
- Воспитание бережного и уважительного отношения к книге.
Формы организации деятельности на уроке: групповая
Активность учащихся на разных этапах урока была высокой.
Вначале была разминка. Затем задания на мышление чередовались с заданиями на память, на движение, на сообразительность. Была проведена разминка, сопровождающаяся фрагментом стихотворения А.С. Пушкина.
На каждом этапе игры обучающимся предлагалось оценить свою активность и творческие находки. В младшем школьном возрасте начинается процесс самоформирования личности за счет развития структур сознания ребенка: мотивирования своих действий, критичности по отношению к себе и другим, рефлексии, самоответственности и т.д. У обучающихся возникает потребность в самооценке, как в основе формирования необходимости познать самого себя и своей внутренней позиции, правда, еще с ориентацией на авторитет внешней оценки (оценки педагога-библиотекаря).
Психологическая атмосфера на занятии была доброжелательной.
Вывод: викторина прошла на высоком эмоциональном подъёме, с высоким темпом. Все поставленные цели занятия удалось реализовать. Встреча со сказками А.С. Пушкина дала детям возможность почувствовать новые ощущения и пережить новые ситуации, а это лучший способ уйти от ежедневной рутины и скуки. Такие легкие эмоциональные встряски очень полезны для становления детской психики и благотворно действуют на нервную систему обучающихся.
Отзывы:
Акция к 80-летию Красноярского края. Изготовление и распространение буклетов «Символика Красноярского края»
«Фестиваль наук»
«Единственной маме на свете!»
«Посвящение в читатели» обучающихся 1 класса
Конкурс ко Дню защитников отечества «А ну-ка, парни!»
Работа кружка «Юный читатель»
«Осенний бал»
Акция «Помоги природе»