Портфолио педагога дошкольного образования

2
0
Материал опубликован 19 March 2018

Пояснительная записка к презентации

СЛАЙД 1

Современный педагог дошкольного образования должен быть конкурентоспособным, иметь высокую профессиональную компетентность.

Профессиональное развитие педагога ДОУ - длительный процесс, целью которого является формирование «мастера своего дела». Современному воспитателю необходимо быть компетентным, творчески активным, конкурентоспособным, уметь представлять себя в условиях ДОУ. Поможет в этом подборка материалов, характеризующая уровень его квалификации и содержащая основные направления профессионального роста, т. е. портфолио.

СЛАЙД 2

Положение о создании портфолио разработано в соответствии с Законом РФ "Об образовании", «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

СЛАЙД 3

Существует несколько подходов к определению понятия «портфолио». Портфолио – это:

способ фиксирования, накопления, и оценки (включая самооценивание)индивидуальных достижений специалиста в определённый период времени;

коллекция работ и результатов профессиональной деятельности, прогресс и достижения в различных избранных педагогом разделах и областях;

целенаправленная подборка материалов, характеризующих уровень квалификации педагога, своеобразный отчёт педагога о достижениях в профессиональной деятельности.

Эти материалы могут также называться «Педагогический портфель», «Методическая копилка воспитателя (специалиста)», «Педагогическое досье», «Творческая папка» и пр.

СЛАЙД 4

Основной смысл портфолио – «показать всё, на что ты способен».

Использование портфолио педагога помогает:

представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста педагогического работника.

портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: образовательной, творческой, самообразовательной; провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность.

СЛАЙД 5

Основные требования к оформлению портфолио:

1. В портфолио может быть включено всё, что служит свидетельством усилий, достижений и прогресса в профессиональной деятельности данного педагога. Педагог может выбирать из предложенного ниже перечня те или иные пункты самостоятельно.

2. При подготовке портфолио следует помнить о том, что, согласно требованиям к нему, каждый отдельный материал должен датироваться. В связи с этим возникает вопрос, материалы за какой период представляются в портфолио. Идеальный вариант - если в портфолио включены материалы за время, прошедшее с момента прошлой аттестации. В портфолио должны войти материалы, отражающие работу педагога как минимум на протяжении одного учебного года, с последующим накоплением до следующей аттестации.

3. Разработка портфолио является обязательной для каждого педагога дошкольной организации.

4. Портфолио педагога оформляется в папке – накопителе с файлами.

СЛАЙД 6

Основными принципами формирования и ведения Портфолио являются:

Принцип непрерывности (постоянное систематичное и последовательное пополнение Портфолио);

Принцип диагностико - прогностической направленности (отражение состояния профессионального роста, наличие параметров профессиональной деятельности);

Принцип интеракции (обеспечение эффективной обратной связи с субъектами образовательного пространства);

Принцип научности (обоснование целесообразности построения Портфолио на основе компетентностного, деятельностного, системного подходов);

Принцип индивидуально-дифференцированной направленности (оценку профессионализма в соответствии с требованиями результативности воспитателя ДОУ).

СЛАЙД 7

Процедура разработки и оценивания портфолио может состоять из трёх основных стадий.

Первая стадия. Организация и планирование

Эта начальная стадия влечёт за собой принятие решения со стороны педагога: педагог должен понять цель создания портфолио, осмыслить его назначение, его статус как средства контроля и оценки собственного развития.

В этот период должны быть проведены консультации с методистом или другими специалистами. Можно провести обучающий семинар по данной теме или рассмотреть данный вопрос на педагогическом совете или методическом совещании.

Вторая стадия. Собирание

Собирание - это основная стадия работы по созданию профессионального портфолио, процесс разработки, собирания значимых материалов, отражающих образовательный и профессиональный опыт педагога. Все собранные материалы должны ясно отразить критерии и стандарты, соответствующие уровню квалификации данного педагога.

Третья стадия. Презентационно - оценочная

Это стадия завершения работы с портфолио. Педагог может представлять материалы портфолио на педагогическом совете, либо на заседании аттестационной комиссии.

СЛАЙД 8

Существуют разные виды портфолио:

Аттестационный портфолио

Педагогический портфель

Портфолио ДОУ

Портфолио коллектива

Портфолио семьи

Портфолио дошкольника

СЛАЙД 9

Для нас интерес представляет аттестационный портфолио. Аттестационный портфолио поможет наглядно показать соответствие педагога заявленной квалификационной категории. В это портфолио могут войти материалы, показывающие владение педагогом современными педагогическими технологиями, устойчивость и динамику результатов его деятельности, наличие оригинальных разработок, оценку деятельности участниками пед. процесса и администрацией. Педагог может по желанию включать разные рубрики, которые, по его мнению, наиболее ярко покажут его профессионализм, творчество. В аттестационном портфолио представляются материалы только за межаттестационный период.

СЛАЙД 10

В Портфолио педагога ДОУ должны быть представлены следующие разделы:

Введение

Портрет

Папка профессиональных достижений

Папка достижений воспитанников

Папка подтверждающих документов

Папка экспертных оценок, отзывов, рекомендаций

Коллектор

СЛАЙД 11

В разделе «Введение» воспитатель представляет сведения о профессиональном статусе, стаже работы, образовании, личные данные. Эти сведения воспитателю помогает формировать руководитель дошкольного образовательного учреждения.

СЛАЙД 12

Раздел Портрет предназначен для представления информации об авторе портфолио, который имеет возможность представить себя любым доступным способом (здесь может быть эссе, фотография, характеристика и т.п.). В раздел «Портрет» воспитатель включает эссе «Я и моя профессия», в котором воспитатель в свободной форме может отразить следующие аспекты: мотивы выбора профессии, представления о качествах, необходимых для успешной профессиональной деятельности, этапы профессионального становления, личностные и профессиональные интересы, перспективы и достижения, изложить педагогическое кредо, дать самоанализ профессиональной компетентности, обозначить темы инновационной и экспериментальной деятельности, отразить творческие достижения и т.д.

СЛАЙД 13

«Папка профессиональных достижений» включает в себя следующие материалы: планы воспитательно-образовательной работы с детьми, доклады, сообщения на методических и педагогических советах, публикации, описание опыта работы, иллюстрации и самоанализ развивающей среды, конспекты открытых занятий, перечень разработанных дидактических и методических пособий, тексты проектов разной направленности, системы конспекты занятий или других форм организации работы с детьми, самоотчет о результатах работы за учебный год, видеозаписи разных форм работы с детьми, родителями, коллегами, результаты анкетирования и отзывы родителей и др. Данный материал служит в качестве иллюстраций и подтверждения профессиональных достижений, позволяет воспитателю создавать личный банк разнообразных по характеру и значимости творческих и методических материалов. В ходе работы над содержательным наполнением этого раздела Портфолио, воспитатель имеет возможность совершенствования ряда педагогических умений: аналитических, прогностических, рефлексивных, и др.

СЛАЙД 14

«Папка достижений воспитанников» включает сертификаты об участии воспитанников в различных конкурсах, спортивных мероприятиях, количественные и качественно проработанные данные диагностики продвижения детей в системе образовательного процесса, продукты детского творчества, сертификаты участия детей и педагога в проектах разного уровня и направленности. Материалы этого раздела Портфолио могут опосредованно свидетельствовать о качестве, уровне, содержании профессионально-педагогической деятельности воспитателя, служить иллюстрацией его профессионального творчества, активности, компетентности

СЛАЙД 15

«Папка документов» наполняется сертификатами об участии в конференциях, круглых столах, профессиональных и творческих конкурсах, документированными подтверждениями прохождения курсов повышения квалификации, прохождения стажировок, дипломы о профессиональной переподготовке или дополнительном профессиональном образовании, грамоты за успешную реализацию профессионально - педагогический или общественной деятельности. Материалы этой части Портфолио могут достоверно подтвердить уровень профессионализма и компетентности специалиста, а также уровень его притязаний, официальный статус.

СЛАЙД 16

«Папка экспертных оценок» включает в себя внешние и внутренние отзывы, рецензии, благодарственные письма, официальные отзывы о внедрении авторских технологий, патенты и т.п. Данные документы являются разнообразными и объективными формами оценки результативности деятельности педагога и могут стимулировать его к дальнейшему профессиональному росту.

СЛАЙД 17

Раздел Коллектор содержит, как правило, материалы, авторство которых не принадлежит педагогу (это могут быть материалы других педагогов - памятки, схемы, списки литературы, или найденные педагогом самостоятельно - статьи, иллюстрации и др. материал). 


Методические рекомендации по оформлению портфолио педагога
PPT / 888 Кб

Предварительный просмотр презентации

Портфолио воспитателя: разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС ДО Подготовила воспитатель Болякина К.А. г. Златоуст, 2018 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 39» 456209, Челябинская область, г. Златоуст, ул. Дворцовая д. 14 А, тел. 79 – 12 – 76, e-mail: zlatmdou39@gmail.com ИНН 7404006392 КПП 740401001 ОГРН 1027400579414

ТРЕБОВАНИЯ К КАДРОВЫМ УСЛОВИЯМ Положение о создании портфолио разработано в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

ПОРТФОЛИО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА Портфолио (от фр. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений. Портфолио педагогического работника – совокупность («портфель») учебной информации и индивидуальных образовательных достижений, полученных педагогом на обучающих курсах, семинарах, в процессе самообразования, его личные профессиональные достижения , а также достижения в развитии его воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования в межаттестационный период. Основной его смысл – «показать все, на что ты способен».

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПОРТФОЛИО представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста педагогического работника. портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: образовательной, творческой, самообразовательной; провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ПОРТФОЛИО: В портфолио может быть включено всё, что служит свидетельством усилий, достижений и прогресса в профессиональной деятельности данного педагога. Педагог может выбирать из предложенного ниже перечня те или иные пункты самостоятельно. Каждый отдельный материал должен датироваться и заверяться печатью ДОУ. Все материалы, которые вошли в портфолио, должны найти отражение в пояснительной записке, в которой следует указать, какие материалы включены в портфолио, и обосновать тот факт, что именно эти материалы являются свидетельствами профессионализма аттестуемого.

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЕДЕНИЯ ПОРТФОЛИО: Принцип непрерывности Принцип диагностико - прогностической направленности Принцип интеракции Принцип научности Принцип индивидуально-дифференцированной направленности

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПОРТФОЛИО Первая стадия. Организация и планирование Эта начальная стадия влечёт за собой принятие решения со стороны педагога: педагог должен понять цель создания портфолио, осмыслить его назначение, его статус как средства контроля и оценки собственного развития. В этот период должны быть проведены консультации методистом или другими специалистами. Можно провести обучающий семинар по данной теме или рассмотреть данный вопрос на педагогическом совете или методическом совещании. Вторая стадия. Собирание Собирание - это основная стадия работы по созданию профессионального портфолио, процесс разработки, собирания значимых материалов, отражающих образовательный и профессиональный опыт педагога. Все собранные материалы должны ясно отразить критерии и стандарты, соответствующие уровню квалификации данного педагога. Третья стадия. Презентационно - оценочная

ВИДЫ ПОРТФОЛИО: Аттестационный портфолио Педагогический портфель Портфолио ДОУ Портфолио коллектива Портфолио семьи Портфолио дошкольника

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ПОРТФОЛИО Аттестационный портфолио поможет наглядно показать соответствие педагога заявленной квалификационной категории. В это портфолио могут войти материалы, показывающие владение педагогом современными педагогическими технологиями, устойчивость и динамику результатов его деятельности, наличие оригинальных разработок, оценку деятельности участниками пед. процесса и администрацией. Педагог может по желанию включать разные рубрики, которые, по его мнению, наиболее ярко покажут его профессионализм, творчество. В аттестационном портфолио представляются материалы только за межаттестационный период.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПОРТФОЛИО Раздел 1 «Введение» Раздел 2 "Визитная карточка педагога» или «Портрет» Раздел 3 «Папка профессиональных достижений» Раздел 4 «Папка достижений воспитанников» Раздел 5 «Папка подтверждающих документов» Раздел 6 «Папка экспертных оценок, отзывов и рекомендаций» Раздел 7 «Коллектор»

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ В разделе «Введение» воспитатель представляет сведения: о профессиональном статусе, стаже работы, образовании, личные данные. Эти сведения воспитателю помогает формировать руководитель дошкольного образовательного учреждения.

ПОРТРЕТ Раздел «Портрет» предназначен для представления информации об авторе портфолио, который имеет возможность представить себя любым доступным способом (здесь может быть эссе, фотография, характеристика и т.п.). В раздел «Портрет» воспитатель включает эссе «Я и моя профессия», в котором в свободной форме можно отразить следующие аспекты: мотивы выбора профессии, представления о качествах, необходимых для успешной профессиональной деятельности, этапы профессионального становления, личностные и профессиональные интересы, перспективы и достижения, изложить педагогическое кредо, дать самоанализ профессиональной компетентности, обозначить темы инновационной и экспериментальной деятельности, отразить творческие достижения и т.д.

ПАПКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ планы воспитательно-образовательной работы с детьми, доклады, сообщения на методических и педагогических советах, публикации, описание опыта работы, иллюстрации и самоанализ развивающей среды, конспекты открытых занятий, перечень разработанных дидактических и методических пособий, тексты проектов разной направленности, системы конспекты занятий или других форм организации работы с детьми, самоотчет о результатах работы за учебный год, видеозаписи разных форм работы с детьми, родителями, коллегами, результаты анкетирования и отзывы родителей и др.

ПАПКА ДОСТИЖЕНИЙ ВОСПИТАННИКОВ В данном разделе размещаются: сертификаты об участии воспитанников в различных конкурсах, спортивных мероприятиях; количественные и качественно проработанные данные диагностики продвижения детей в системе образовательного процесса; продукты детского творчества; сертификаты участия детей и педагога в проектах разного уровня и направленности. Материалы этого раздела Портфолио могут опосредованно свидетельствовать о качестве, уровне, содержании профессионально-педагогической деятельности воспитателя, служить иллюстрацией его профессионального творчества, активности, компетентности.

ПАПКА ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ «Папка документов» наполняется сертификатами об участии в конференциях, круглых столах, профессиональных и творческих конкурсах, документированными подтверждениями прохождения курсов повышения квалификации, прохождения стажировок, дипломы о профессиональной переподготовке или дополнительном профессиональном образовании, грамоты за успешную реализацию профессионально - педагогический или общественной деятельности. Материалы этой части Портфолио могут достоверно подтвердить уровень профессионализма и компетентности специалиста, а также уровень его притязаний, официальный статус.

ПАПКА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК Этот раздел включает в себя: внешние и внутренние отзывы, рецензии, благодарственные письма, официальные отзывы о внедрении авторских технологий, патенты и т.п. Данные документы являются разнообразными и объективными формами оценки результативности деятельности педагога и могут стимулировать его к дальнейшему профессиональному росту.

КОЛЛЕКТОР Раздел Коллектор содержит, как правило, материалы, авторство которых не принадлежит педагогу (это могут быть материалы других педагогов - памятки, схемы, списки литературы, или найденные педагогом самостоятельно - статьи, иллюстрации и др. материал). 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.