12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Киселева Оксана Владимировна208
Педагог - психолог МАДОУ "Центр развития ребёнка - Детский сад 91" Строитель" г. Улан-Удэ, стаж 15 лет
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – Детский сад № 91 «Строитель» г. Улан-Удэ

Портфолио

ФИО:Киселевой Оксаны Владимировны

Должность:Педагог-психолог

Имеющаяся категория: первая

г. Улан-Удэ

Содержание профессионального портфолио:

Общие сведения о педагоге.

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности.

Результаты профессиональной педагогической, научно – методической деятельности педагога. Профессиональные достижения педагогического работника.

Приложения.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Раздел 1. Общие сведения о педагоге

Общие сведения об аттестуемом:

Фамилия, имя, отчество:Киселева Оксана Владимировна

Дата рождения:27.02.1981 г.

Место работы: МАДОУ «ЦРР-Детский сад № 91 «Строитель» г. Улан-Удэ

Занимаемая должность: педагог-психолог

Образование: высшее БГУ, дата окончания 2003 г.

Специальность и квалификация по диплому: Специальность «Дошкольная педагогика и психология», квалификация «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии»

Стаж работы: общий – 13 лет,

педагогический – 13 лет,

в данном учреждении – 13 года

Квалификационная категория: первая

Домашний адрес: г. Улан-Удэ, ул. Лебедева, д. 79

Телефон: 8-914-833-73-98

Повышение квалификации

Название курсов повышения квалификации

Кол-во часов

Дата

Место прохождения

1

«Психолого-педагогические основы организации работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»

40 часов

2016 г.

ГАУ ДПО РБ «БРИОП»

2

«Сопровождение ребенка-дошкольника в рамках егоиндивидуальной траектории»

2 часа

2016 г.

Всероссийский онлайн-вебинар,Издательство «Учитель»

3

«Диагностика индивидуальных особенностей дошкольников»

2 часа

2016 г.

Всероссийский онлайн-вебинар,Издательство «Учитель»

4

«Проектирование социальной ситуации развития ребенка в условиях ДОО и семьи»

48 часов

2016 г.

ГАУ ДПО РБ «БРИОП»

5

«Психокоррекционная работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»

2 часа

2016

Всероссийский онлайн-вебинар,Издательство «Учитель»

Итого: 94часа

Награждения

Название документа

Содержание

Кем выдан

Когда выдан

1

Серебряная медаль

За участие во Всероссийском конкурсе «Росточек: мир спасут дети» инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития дошкольного возраста за программу коррекции и развития социально-эмоциональной сферы старших дошкольников, отражающую продуктивной поиск ресурсов развития детей в условиях ДОУ, взаключительном этапе V Профессионального конкурса «Воспитатель года России – 2014»

Центр непрерывного бизнес-образования,

г. Новосибирск

2016 г.

2

Сертификат куратора

Всероссийского конкурса «Пусть небо будет голубым!»

Центр интеллектуального развития «Пятое измерение»

2016 г.

3

Диплом

Лауреата Всероссийского творческого конкурса для детей и педагогов «Созвездие талантов» на сайте «Sozvezdital.ru».

«Созвездие талантов» на сайте «Sozvezdital.ru»

2016 г.

4

Диплом

Всероссийского творческого конкурса «Академия творчества»

Сайт «Академия роста»

2016г.

5

Диплом

Лауреата именной премии работникам ДОУ «Признание»

Депутат Народного Хурала РБ Мантатовой Т.Е.

2016г.

6

Благодарственное письмо

За активное участие в проведении Первого открытого первенства Тарбагатайского района по шахматам среди доршкольников на призы депутата НХ РБ Кушнарева А.Г

Народный Хурал Республики Бурятия

2016 г.

7

Диплом

Лауреата-воспитанника Ильи Ш. Всероссийского творческого конкурса на сайте «Академия роста»

Сайт «Академия роста»

2016г.

8

Диплом

Победителя-воспитанника Ильи Ш. (II место) Международного творческого конкурса «Академия творчества»

Сайт «Академия роста»

2015 г.

9

Благодарственное письмо

За активное участие на Новогоднем детском балу-маскараде «Снег кружится».

Байкальский фонд поддержки детского развития

2015 г.

10

Диплом

За участие в городском конкурсе статей «Живет такой педагог…»

Улан-Удэнская городская организация профсоюза работников народного образования

2011 г.

Публикации в сети интернет:

Сайт Maam.ru для воспитателей детских садов, школьных учителей и педагогов: Сценарий оздоровительного досуга «Путешествие в джунгли» (подготовительная к школе группа).

Сайт урок РФ: Программа психолого-педагогического сопровождения МАДОУ «ЦРР-Детский сад № 91 «Строитель» г. Улан-Удэ; Рабочая программа коррекции и развития социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста МАДОУ «ЦРР – Д/С № 91 «Строитель» г. Улан-Удэ.

Сайт madou-91@ mail.ru: страничка педагога-психолога ЦРР № 91 «Строитель»


 

Официальные документы

Раздел 2. Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности

Киселевой Оксаны Владимировны

педагога-психолога МАДОУ «ЦРР-Д/с №91 «Строитель»

Я, Киселева Оксана Владимировна, работаю педагогом-психологом в МАДОУ «Центр развития ребенка – Детский сад № 91 «Строитель» г. Улан-Удэ.

Мое профессиональное кредо: «Психическая организация детства исключительно прекрасна, и этой красотой и грацией своей детство обязано той непосредственности, корень которой лежит в преимущественном развитии эмоциональной сферы» (В.В. Зеньковский).

Дети для меня смысл жизни. И поэтому из множества профессий я выбрала одну, но самую удивительную – педагог-психолог детского сада. Чтобы им быть, необходимо не просто обладать многими достоинствами и добродетелями, а ни больше, ни меньше – в душе оставаться ребенком. Да-да, ведь педагог - это образ жизни! Иначе дети и не примут, не пустят в свой мир. Обмануть ребенка сложно, он, как в сказке Г.Х. Андерсена, всегда все увидит и воскликнет: «А король-то голый!». Поэтому для многих педагогов общение с детьми – каждый раз своего рода экзамен. Маленькие мудрые учителя и проверяют тебя на прочность, и одновременно любят тебя всепоглощающей любовью, в которой можно растворится без остатка. Секрет их чистой любви прост: они открыты и простодушны. Если у нас плохое настроение или срыв, ребенок всегда даст шанс исправиться. И мы снова учимся у них.

Ребенок беззащитен, зависим от взрослого. И наша главная задача – сохранить все замечательное, что с такой любовью и трепетом вложила в него природа, помочь ему воспринимать мир в его гармонии.

Для меня моя профессия – возможность окунуться в атмосферу беззаботности и непосредственности. Кто сказал, что детство не вернешь? Сейчас я могу переживать его осознанно, наслаждаясь каждой минуткой, событием, ощущением. Каждый день я стремлюсь передать ребенку свою любовь и знания. И чудо происходит каждый день! Работая по зову сердца, я могу сказать с полной ответственностью – профессии лучше моей нет.

«Все мы родом из детства..», - писал Антуан де Сент-Экзюпери.

Впечатления детства откладываются в нашем подсознании на всю жизнь. Иногда, некоторые детские переживания проносятся с нами в течение колоссального промежутка времени и определяют наши поступки и наши отношения с людьми уже во взрослой жизни. Конфликты детского возраста определяют конфликты взрослой жизни. Тревоги во взрослой жизни, депрессивное настроение и аффекты являются следствием, эхом тех же переживаний в раннем детстве.

Дошкольное детство – это особый период в развитии ребенка, когда у детей развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. «Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по-своему видеть и понимать жизнь – это и еще многое другое несет в себе дошкольное детство»,- писал Л.А. Венгер.

В своей практической работе я сталкиваюсь с проявлением агрессивности, тревожности, неуверенности у детей. Сегодня на ребёнка обрушивается огромный поток информации, стремление родителей улучшить финансовое благополучие семьи, и как следствие – отсутствие их внимания к своим детям, а у детей из-за отсутствия внимания возникает трудность в усвоении норм этого мира. А в силу своего возраста они выбирают в качестве психологической защиты те эмоциональные и поведенческие реакции, которые уже усвоили, и которые способны обратить на них внимание: агрессия, замкнутость, капризы, страхи. Поэтому, в своей профессии дошкольного педагога-психолога главным считаю - помочь ребёнку научиться приспосабливаться к окружающему миру и научиться взаимодействовать с ним.

Ведь вся жизнь человека, это адаптация. От появления на свет и до последнего момента мы приспосабливаемся к условиям, которые нам диктует время, общество и деятельность. Каждому из нас, взаимодействуя с миром, необходимо чувствовать себя в этих условиях комфортно. Поэтому, организуя свою работу, я поставила перед собой следующие задачи:

создать условия в дошкольном образовательном учреждении, способствующие психологическому здоровью детей;

обеспечить эмоциональное благополучие всех участников воспитательно-образовательного процесса;

содействовать повышению психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей в закономерностях развития ребёнка, а также в вопросах воспитания и обучения.

Решение этих задач требует от меня огромного труда над совершенствованием своих знаний и личностных качеств. Если вы спросите меня: «Что самое трудное в нашей профессии?», то я отвечу следующее: «Очень сложно искать новые формы и методы работы, разбираться в проблемах человеческой души и сознания, но ещё труднее это быть в этих условиях Человеком в самом широком смысле этого слова, к которому тянуться дети и взрослые».

Исходя из этого, я выработала требования, которые предъявляю к себе, своим коллегам и родителям детей:

Прежде всего, надо «жить жизнью детей», только тогда мы сможем понять их.

Надо быть сдержанным и терпеливым. Развитие человека не терпит суетливости и

нервности.

Если я не права и понимаю это, то нужно попросить прощения и у ребёнка и у взрослого человека.

Надо доверять детям. Это поможет их взрослению.

Надо воспитывать в себе обязательность. Данное слово, но не выполненное разрушает

мой авторитет как психолога.

Хранить детские тайны. Это рождает доверие между взрослым и ребёнком.

Не требовать от ребёнка невозможного, учитывать его возрастные и индивидуальные

особенности.

Выражать недовольство собой, своей деятельностью, если что-то не получается у ребёнка.

Искать разные методы и способы, чтобы научить его, тому, что знаешь и можешь сам.

И самое главное требование, это «Не навреди».

От нашего с вами отношения к маленькому человеку зависит его взгляд на себя, жизнь, и взаимодействие с окружающим его миром.

Какими я вижу результаты своей деятельности?

Это ребёнок, который желает узнать всё новое, интересное; уверенный в себе и в своих возможностях; с адекватной самооценкой; умеет переживать за другого.

В заключение хочется привести слова философа Ральфа Эмерсона, которые мне очень нравятся: «…Если мы перестаем пытаться сделать что-то, кроме того, что уже умеем, мы перестаем двигаться вперед».

Найти актуальное и значимое, здесь и сейчас, для каждого ребёнка – вот главная, задача современного педагога-психолога.

Главной целью своей деятельности как педагога-психолога вижу в создании благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Следовательно, задачи работы педагога-психолога состоят в следующем:

1. Заботиться о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка.

2. Создать в группах атмосферу гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

3. Педагогам и родителям оказывать всестороннюю помощь в творческой организации (креативности) воспитательно-образовательного процесса и повышению психолого-педагогической грамотности всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Реализацию основных задач психологического сопровождения я осуществляю через выполнение следующих программ развития ЦРР:

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М. Гурович;

Примерная общеобразовательная программа «Открытие» / Под ред. Е.Г. Юдиной, Л.С. Виноградовой, Л.А. Каруновой, Н.В. Мальцевой, Е.В. Бодровой, С.С. Славина.

Key to learning (Г. Доля)

Авдеева Н., Князева О., Стеркина Р. Основы безопасности детей дошкольного возраста;

Каплунова И., Новоскольцева И. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки»;

Козлова С.А. Я – Человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру;

Николаева С.Н. Юный эколог;

Рыжова Н.А. Программа экологического образования дошкольников «Наш дом - природа»;

Содномов С.Ц., Раднаева Ж.Ё. Программа по бурятскому языку для русскоязычных дошкольных образовательных учреждений;

ТРИЗ;

Яковлева Л., Юдина Р. Старт: программа физического развития и воспитания детей.

Дошкольное образовательное учреждение предоставляет основные образовательные услугисогласно Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования/ Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой;

Творчески внедряю в воспитательно-образовательный процесс элементы следующих коррекционно-развивающих программ:

Е. О. Севастьянова «Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет» и т. д.

«Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками (серия «Психологическая служба») Л.И. Катаева;

«Я, ты, мы — эмоционально-личностное развитие детей от 3 до 6 лет» О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина;

«Коррекция развития интеллекта дошкольников» А.Л. Сиротюк;

«Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе» С.И. Семенака;

«Лесенка радости», «Тропинка к счастью», «Тропинка к своему я», «Профилактика психосоматических нарушений у дошкольников» О.В. Хухлаевой и др.

Достижение цели моей практической деятельности я вижу в реализации психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса и всех участников данного процесса, которое реализуется в следующих направлениях:

Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста.

Психолого-педагогическая диагностика детей раннего развития.

Психолого – педагогическая диагностика определения уровня умственного развития детей.

Психолого – педагогическая диагностика личностной и эмоционально – волевой сферы детей.

Психолого – педагогическая диагностика школьной зрелости. Психопрофилактическая работа с педагогами и родителями.

Современные требования к образовательному процессу включают организацию активной познавательной деятельности детей, формирование у них активной жизненной позиции. Сегодня образование ориентировано на использование современных методов, приёмов и технологий обучения при использовании цифровых образовательных ресурсов в работе с детьми.

В своей работе использую следующие технологии:

информационно-коммуникативные технологии (ЭВМ, аудио, видео);

технологии развивающего обучения (ТРИЗ);

технологии проектирования (работа в группах, парах; социально-активные приемы (методы): метод взаимодействия, метод экспериментирования, метод рефлексивной деятельности, метод наблюдения, сравнения; беседы, дискуссии);

технологии интегрированного обучения,

здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, динамические паузы, релаксация, арттерапия, музыкально-дыхательные тренинги, сказкотерапия, двигательная терапия, музыкотерапия, цветотерапия, звукотерапия, песочная терапия)

социоигровые технологии (коллективные дела, работа в малых группах на занятиях, тренинги на умение договориться, игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, режиссерская игра, сказкотерапия, метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки, тренинги, самопрезентации

технологии активного социально-психологического обучения (различные варианты «мозгового штурма», деловые игры, дидактические и ролевые игры).

Свою профессиональную деятельность строю с учётом следующих принципов:

научность – использование научно обоснованных в педагогической практике технологий и методик;

системность – организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса;

комплексность - совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, администрации и др.;

превентивность - обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций;

технологичность - использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе.

В своей педагогической деятельности опираюсь на следующие нормативно-правовые документы:

• Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

• Приказ от 30 августа 2013 года N 1014 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования;

• Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

• Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22 октября 1999 г. N 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе министерства образования РФ»;

• Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 12 ноября 2007 г. № 2405 «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога»;

• Письмо Министерства образования Российской Федерации от 24 декабря 2001 года N 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога- психолога образовательного учреждения»;

• Письмо МО РФ от 16.12.98 № 01-50-205ин/32-03 «О психолого-медико- педагогическом консилиуме»;

• Устав учреждения.

Работа с детьми проводится в кабинете педагога психолога, в котором созданы все необходимые условия для реализации образовательного процесса. Одним из условий успешной деятельности педагога-психолога является качество методического обеспечения. Для этого в кабинете имеется:

мебель для хранения игрушек, наглядных пособий, специальной литературы;
• видеотека для консультирования воспитателей, педагогов и родителей;
• рабочий стол педагога-психолога;

пакет нормативных документов, регламентирующих работу кабинета педагога-психолога;
• материалы и пособия для коррекционной работы с детьми раннего, младшего и старшего возраста;
• детский стол и стулья, которые удобны для работы как стоя, так и сидя;

Весь накопленный материал систематизирован и пополняется новой литературой.


 

Раздел 3. Результаты профессиональной педагогической, научно – методической деятельности педагога.

Профессиональные достижения педагогического работника.

На данный момент психологическое сопровождение является необходимым условием, обеспечивающим решение таких задач, определенных ФГОС ДО, как: позитивная социализация ребенка, его всестороннее личностное морально-нравственное и познавательное развитие, развитие инициативы и творческих способностей, охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Мною составлена рабочая программа психолого-педагогического сопровождения МАДОУ «ЦРР – Детский сад № 91 «Строитель», которая определяет содержание и структуру деятельности по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ЦРР в работе с детьми от 3 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ЦРР.

Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Моя деятельность направлена, с одной стороны, на создание условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте, а с другой, на содействие становлению тех психологических новообразований, которые создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды.

Объектом моей профессиональной деятельности в ЦРР выступают феномены внутренней жизни ребенка в возрасте до 7 лет. А предмет деятельности можно определить как психическое здоровье ребенка, охрана и укрепление которого происходит в ЦРР в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности (игре, изобразительной деятельности, конструировании, восприятии сказки и др.).

Развитие ребенка выступает как социокультурный процесс, осуществляющийся посредством включения ребенка в разнообразные сферы общественной практики, в широкий контекст социальных связей посредством доступных ему видов деятельности. Взрослый выступает как носитель мотивационно-смысловых образований, передавая их ребенку и обеспечивая его взросление путем организации специфически детских видов деятельности.

Своеобразие дошкольного детства состоит в том, что именно в данном возрасте в центре всей психической жизни ребенка находится взрослый как носитель общественных функций, смыслов, задач человеческой деятельности в системе общественных отношений. Вхождение ребенка в социальное бытие взрослых происходит в процессе освоения им образовательных областей.

Образовательные области не имеют узко предметный характер, а опосредуют все сферы общественного и индивидуального бытия ребенка. Их освоение, согласно ФГОС ДО, происходит на фоне эмоционального и морально-нравственного благополучия детей, положительного отношения к миру, к себе и другим людям. На создание такого «фона» и направлена моя деятельность, как педагога-психолога ЦРР.

Моменты, ориентирующие воспитанника в образовательных областях, определяются его индивидуальным избирательным отношением к их содержанию, интересам и склонностям. Они первоначально являются недостаточно осознанными и связанными с ситуативными побуждениями ребенка. По мере взросления эти моменты входят в сферу осознания, подвергаются анализу, на основе чего происходит «отбор» мотивационных тенденций, определяющих личностную активность воспитанника и приобретающих прогностический характер.

В разные периоды дошкольного детства достижение цели охраны и укрепления психического здоровья детей предполагается развитие:

- побуждений, мотивов и интересов;

- сознательного отношения к деятельности на уровне постановки целей и их достижения;

- способов проявления самостоятельности, относительной независимости, автономии от взрослых, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- результативности форм и видов детской активности, их созидательного характера;

- элементов творчества.

Введение нового стандарта дошкольного образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в детском саду, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации среды ЦРР, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога - психолога как полноценного участника воспитательно-образовательного процесса. Важное место занимают психическое здоровье детей, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Именно поэтому на современном этапе развития системы дошкольного образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения ФГОС на уровне каждого ЦРР.

Цели сопровождения в ЦРР:

создание психолого – педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

координация и планирование деятельности всех специалистов в рамках психолого-педагогического процесса детского сада;

создание организационных и методических условий для эффективной реализации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ЦРР.

Задачи психолого – педагогического сопровождения:

Психопрофилактика и психоконсультирование:

консультировать педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам содержания, правил проведения и использования диагностических методов, а также соблюдения этических норм диагностической работы;

участвовать в организации воспитательно-образовательного процесса детского сада, работать в направлении его «психологизации» (психологическое просвещение, консультирование и диагностирование персонала детского сада и родителей: передача им знаний о психологии детей, об их возрастных особенностях, оптимальных путях организации общения взрослого с детьми и общения детей разного возраста между собой, принципах организации детских групп и т.п.);

обеспечить психолого-педагогической поддержкой семьи и повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Психодиагностика:

анализировать результаты проведенных диагностических обследований и вырабатывать рекомендации по дальнейшей работе с субъектами образовательного процесса;

определять уровень психологической дистанции и стиль взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса;

оценивать индивидуально-психологические качества отдельных детей и уровни их умственного развития;

определять готовность детей к школе и на основе результатов диагностического обследования проводить соответствующую коррекционную работу.

Психокоррекция:

организовать психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса по всем направлениям работы ЦРР;

организовать работу по созданию благоприятных условий для развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка;

разработать рекомендации для воспитателей и родителей, приемы коррекционной работы с детьми;

формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

охранять и укреплять психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;

обеспечить эмоциональное благополучие и максимально возможное общее развитие детей.

Уровни психолого-педагогического сопровождения:

индивидуальное;

групповое;

на уровне ЦРР

Направление

деятельности

1. Психопрофилактическая работа

п/п

Цель работы

Виды

деятельности

Объект

деятельности

Сроки,

периодичность

1.1.

Создание условий для полноценного психического развития ребенка

оказание помощи в период адаптации; составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок детей

изучение медицинской документации для определения направлений индивидуальной работы.

дети

родители

педагоги

сентябрь

(по мере поступления детей)

1.2.

Формирование у педагогов потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах ребенка и собственного развития

круглый стол по теме: «Психологические особенности детей дошкольного возраста»

консультация «Эффективное педагогическое общение»

старший воспитатель, педагоги

январь

февраль

март

январь-март

   

2. Психодиагностическая работа

2.1.

Психолого-педагогическое изучение личности ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствия возрастным нормам, создания программ индивидуальной работы

обследование при поступлении в детский сад

подбор детей для занятий в подгруппах

наблюдение

анализ детской продуктивной деятельности

тестовые задания

с целью выработки рекомендаций и проведения индивидуальных занятий

дети

сентябрь

октябрь

ноябрь

март

в течение года

2.2.

Диагностика готовности детей к школьному обучению

обследование уровня интеллектуальных способностей;

изучение школьной зрелости

ребенок

родители

педагоги

сентябрь

октябрь

апрель

май

   

3. Развивающая сопровождающая работа

3.1.

Изучение индивидуальных особенностей невербального общения детей

составление схемы наблюдения поведения ребенка

наблюдение за эмоциональными проявлениями в различных ситуациях

использование жестовой речи у детей с трудностями в речевом развитии

ребенок

ноябрь

декабрь

январь

3.2.

Активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка

разработка и внедрение программ, направленных на развитие социально-эмоциональной сферы

разработка системы оздоровительно-педагогических занятий

оказание психологической помощи детям, находящимся в сложных жизненных ситуациях

ребенок

дети

педагоги

родители

октябрь

январь

февраль

в течение года

   

4. Консультативная работа

4.1.

Консультирование педагогов и родителей

проведение индивидуальных консультаций

участие в родительских собраниях

выступления на педагогических советах (по плану ЦРР)

родители

педагоги

старший воспитатель

в течение года

4.2.

Совместная работа с администрацией

участие в составлении планов воспитательно-учебных мероприятий

участие в формировании групп детей

старший воспитатель

заведующая

в начале года

4.3.

Участие в работе ПМПК

при формировании логопедических групп

обследование детей с особенностями в развитии

заведующая

старший воспитатель

логопеды

старшая медсестра

апрель

октябрь

март

Основными субъектами психологического воздействия в ЦРР являются:

• дети;

• воспитатели, педагоги;

• родители.

Основные этапы психолого – педагогического сопровождения:

1. диагностический;

2. уточнение выявленных затруднений или одаренности ребенка;

3. коррекционно – развивающий;

4. анализ промежуточных результатов сопровождения развития ребенка.

Диагностический этап предполагает открытие, констатацию затруднений в развитии ребенка или его интересов, которые могут поступить от родителей, воспитателей.

На этом этапе родители знакомятся с возрастными особенностями детей. При этом педагоги с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка, где учитываются 5 направлений дошкольного образования:

• социально – коммуникативное

• познавательное

• речевое

• художественно – эстетическое

• физическое

Диагностический этап – это и адаптационный этап. Адаптация – вхождение ребенка в новую среду и приспособление к ней.

В адаптационный период родители знакомятся с организацией жизни малыша в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у ребенка культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, с показателями адаптации.

Мы предлагаем родителям адаптационный лист, который они заполняют в течение месяца, а некоторые и дольше, пока у ребенка не закончится адаптационный период.

На этапе уточнения выявленных затруднений или одаренности ребенка воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от других педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленных затруднений или способностей ребенка.

По запросу воспитателей и с согласия родителей проводится диагностика познавательного и эмоционально – волевого развития дошкольников с целью создания программ развития на каждого ребенка.

Коррекционно – развивающий этап – это этап работы с ребенком, консультативной и другой работы с родителями, воспитателями.

На этом этапе воспитатели и педагог – психолог проводит коррекционно – развивающую работу с детьми, имеющими затруднения в развитии. Проводится консультативная работа с педагогами детского сада, воспитателями и родителями. Например, консультации и семинары по вопросам агрессивности дошкольников, тревожности, развитию познавательных процессов, развитию волевых усилий и т. д.

Для решения поставленных задач используютчя следующие коррекционно – развивающие программы:

• Ю. В. Останкова «Система коррекционно – развивающих занятий по подготовке детей к школе»

• И. Ярушина «Программа социально – психологической, коррекционно – развивающей работы с детьми»

• И. Л. Арцишевская «Занятия с гиперактивными детьми»

• Е. О. Севастьянова «Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет» и т. д.

На этапе анализа промежуточных результатов сопровождения развития ребенка воспитатели, педагог – психолог, педагоги ЦРР проводят корректировку индивидуальной программы или рекомендаций по сопровождению развития каждого ребенка.

Педагоги организуют разнообразные формы презентации развития одаренных детей: выставки авторских работ, концерты, моно – спектакли и т. д.

Родителям, чьи дети посещают подготовительную группу, мы объясняем, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение считать и писать, ребенку нужна психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои собственные силы. Эти приоритеты заложены в ФГОС ДО.

Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений.

Причины определения результатов освоения детьми образовательной программы дошкольного образования через целевые ориентиры согласно ФГОС ДО:

1. специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность);

2. системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации; отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат).


 

Блок 1 - Работа с детьми:

1.1. Психодиагностика

Система психодиагностической работы строится по следующим направлениям:

обследование при поступлении в детский сад;

анализ детской продуктивной деятельности

обследование уровня интеллектуальных способностей и индивидуальных особенностей детей, посещающих детский сад;

изучение школьной зрелости и готовности выпускников ЦРР к обучению в начальной школе;

изучение уровня психологического здоровья детей.

Параметры определения

показателей психологического здоровья

Изучаемые параметры

Диагности-ческие методики

Цель

исследования

Условия проведения

Статус ребенка в группе, его эмоциональное состояние, самооценка

«Два домика»

Изучение характера отношений со сверстниками у детей 4-7 лет, их симпатии и антипатии к членам группы

Ежегодно

(октябрь)

«Красивый рисунок»

Выявление эмоциональных особенностей ребенка

Ежегодно

(февраль)

«Лесенка»

Диагностика уровня самооценки ребенка, соотношение реального и идеального «Я»

Ежегодно

(октябрь-ноябрь)

«Цветопись»

Определение преобладающего фона настроения в группе в различные моменты, синхронизация эмоционального настроя

Ежегодно

(январь)

Познаватель-

ные психические процессы; помять, внимание, мышление, воображение, восприятие

«Пикограм-

ма»

Изучение состояния психических процессов дошкольников: мышления, смысловой памяти, воображения, уровня организации действий

Ежегодно

(январь)

«Тест Векслера»

Определение уровня развития умственных способностей и выявление детей с задержкой психического развития

По запросу

Личность ребенка

«Выбери нужное лицо»

Диагностика тревожности по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми

Ежегодно

(декабрь)

Проективные рисуночные тесты: «Рисунок человека»

Исследование личностных особенностей, динамических черт личности с другими людьми

Ежегодно

(сентябрь)

Рисунок несуществую-щего животного

Определение уровня развития воображения, контактности, наличия эмоциональной напряженности и тревожности

По запросу

«Плохой и хороший ребенок»

Выяснение степени самопринятия, наличия незрелости и инфантилизма, отсутствия критичности

По запросу

Методика изучения самоотноше-ния и само-принятия

Получение данных о внутренней гармонии и способности к самопознанию и саморегуляции, наличии актуальных для ребенка конфликтов, неприятия себя

1 раз в год

«Детский апперцеп-тивный тест»

Исследование вопросов соперничества, агрессивности, тревожности, страхов, отношения к родителям

По запросу

«Восьми-цветовой тест Люшера»

Изучение значимых аспектов личности, выявление наличия областей психологического и физиологического стресса

По запросу

Изучение особенностей развития общения

«Наблюдение – анализ»

Определение наличия коммуникативных потребностей

Ежегодно

(ноябрь)

1.2. Коррекционно-развивающая

и сопровождающая работа

Основной цель коррекционной работы является содействие полноценному психическому и личностному развитию детей.

Данный вид работы зависитот результатов, полученных в ходе обследования детей и включает в себя широкий спектр форм работы:

групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах) – подвижные игры, интеллектуальные игры;

индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах) – настольные игры, развивающие игры на компьютере;

элементы тренинговых занятий с педагогами и специалистами ЦРР;

занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению.

Блок 2 - Работа с администрацией, педагогами и родителями:

2.1. Психологическое просвещение и психологическая профилактика

Основное средство профилактики в развитии детей - информированность родителей (индивидуальные консультации, стендовая информация), повышение их психолого-педагогической культуры.

Деятельность педагога-психолога в этом направлении включает в себя:

консультации и рекомендации родителям и педагогам в период адаптации детей к условиям ЦРР;

Цель работы:

- создание условий для полноценного развития ребенка и его психологической защищенности и безопасности,

- обеспечение успешной (благоприятной) адаптации детей к условиям ЦРР.

оказание помощи детям, родителям и педагогам в период адаптации;

составление рекомендаций по предупреждению эмоциональных перегрузок детей;

организация наблюдения за поведением вновь поступивших детей, их эмоциональными проявлениями в течение дня;

анкетирование и беседы с родителями по вопросам адаптации детей к детскому саду;

подгрупповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей по предупреждению у детей «срыва», протеста против посещения детского сада;

участие в родительских собраниях.

2.2. Психологическое консультирование

Психологическое консультирование - «система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера».

Психолого-педагогическое консультирование проводится:

с администрацией, родителями и педагогами по вопросам развития и воспитания детей;

с администрацией и педагогами при составлении плана учебно-воспитательных мероприятий ЦРР с учетом возрастных особенностей детей;

при комплектовании возрастных групп в ЦРР;

при экспертной оценки используемых программ воспитания и обучения в детском саду;

2.3. Коррекционно-развивающая

и сопровождающая работа

тренинговые занятия с педагогами, специалистами ЦРР и родителями.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

ЦРР № 91 «СТРОИТЕЛЬ»

 

 


 


 


 


 


 

 

РАБОТА

С РОДИТЕЛЯМИ

РАБОТА

С КОЛЛЕКТИВОМ И АДМИНИСТРАЦИЕЙ

ЦРР

РАБОТА С ДЕТЬМИ

логопедические группы,

подготовительные к школе группы;

по заказу педагогов и родителей

 

 


 


 


 


 


 


 

 

Психопрофилактика и психологическое просвещение всех участников образовательного процесса;

Психологическое консультирование (индивидуальное, подгрупповое, групповое, по специально заданной теме (по интересам));

Психодиагностика

 

 


 

 

- Психокоррекционные занятия во всех возрастных группах, начиная со второй младшей;

- Психодиагностика детейпо всем направлениям

- Индивидуальная работа с детьми

- Работа с детьми в период адаптации (создание «Адаптационной группы»)

- Аутотренинг и релаксация со всеми участниками образовательного процесса в ЦРР

 

 


 


 


 


 


 


 


 

 

Анкетирование, тестирование;

Беседы;

Консультации психологического характера;

Психолого –педагогические консилиумы;

Семинары – практикумы;

Тренинги по вопросам использования и применения приемов и методов психологического оздоровления детей;

Курс «Познай себя»;

Лекции;

И т.д..

 

 


 


 


 


 

 

сказкотерапия,

арттерапия,

мелотерапия,

игротерапия

 

 

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.

На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указали JI.C. Выготский, A.B. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. ОБ этом писал К. Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие».

Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка: меняются взгляды на мир и отношения с окружающими, в связи с чем возрастает способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.

Идеи JI.C. Выготского о феномене «засушенное сердце» (отсутствии чувства), наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, -травленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряли актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения детей, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой активно взаимодействует ребенок.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу; возросло количество детей замкнутых, тревожных и агрессивных (чему способствует технологизация и информатизация с сгружающего мира); современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.

Все вышеперечисленное способствует возникновению такой проблемы, как низкая эмоционально-волевая готовность детей к школе. Дети не умеют регулировать свои аффекты, проявлять эмоциональную устойчивость, откликаться на прекрасное, проявлять чувство эмпатии, что в дальнейшем, сказывается на их обучении в школе.

Все это говорит о том, что особое внимание необходимо уделять развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, а также, что данная работа актуальна и важна.

В связи с этим мною была разработана программакоррекции и развитиясоциально-эмоциональной сферыдетей старшего дошкольного возраста.

Цель программы: развитие и коррекция социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Успешное социально-эмоциональное развитие дошкольников будет более успешным, если:

Вести мониторинг эмоционального развития дошкольников.

В системе, с учетом современных требований и принципов педагогики и психологии систематически осуществлять коррекцию негативных тенденций социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста посредством разнообразных форм и видов деятельности.

Организовать психологическое просвещение педагогов ЦРР по вопросам эмоционального развития детей предшкольного возраста.

Обеспечить сотрудничество детского сада с родителями по вопросам формирования социально-эмоционального благополучия детей.

Создать в ЦРР образовательно-развивающее пространство,

благоприятные психологические условия, способствующие социально- эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста.

Методологические основы программы:

Методологической основой программы выступают следующие концептуальные положения:

Теории Б.Ф. Скиннера - «Поведенческий подход»: ребенок мотивированно совершенствует действия, которые сопровождаютсяположительными эмоциями, и целенаправленно избегает действий,приводящих к негативным переживаниям.

Теории A.B. Запорожца, Я.З. Неверовича, Г.М. Бреслава, Л.И. Божович, И.М. Юсупова - «Деятельностный подход»: динамика эмоциональной сферыидет через закономерное (последовательное) формирование личностных и эмоциональных новообразований.

Теории A.B. Запорожца:

об амплификации психического развития -обогащение той или иной стороныпсихического развития дошкольников происходит на основе использования

возрастных возможностей его психики.

- о роли социальных эмоций в нравственном воспитании детей дошкольного возраста: формирование представлений о нормах морали связывается с осознанием моральной ценности доброжелательного отношения окружающим, а эмоциональное предвосхищение позволяет спроектировать и прочувствовать свое поведение.

Теории C. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина - о закономерностях психического развития личности ребенка дошкольного возраста:

Теории дифференциальных эмоций С. Томкинса: эмоции — это сложная

мотивационная система, имеющая три уровня проявления: нейрофизиологический, экспрессивный (выразительный), и импрессивный (переживательный).

Положения Ю.Ф. Змановского, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной:

в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия, физического совершенствования, работоспособности человека, от жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, вера в свои силы.

ребенок нуждается в организованной среде с заботливым, компетентным руководством взрослых).

Теории А.Н. Леонтьева о ведущем виде детской деятельности: ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Развитие, обучение и воспитание дошкольников строится посредством игры.

Теории О. М. Бондаревской о личностно-ориентированном образовании: ребенок нуждается в организованной среде с заботливым, компетентным личностно-ориентированном подходом взрослых.

Задачи программы:

Обогащать у детей знания об эмоциональной сфере человека.

Развивать у детей старшего дошкольного возраста гибкость поведения, способность адекватного реагирования на различные жизненные ситуации.

Формировать у всех участников воспитательно-образовательного процесса (детей, педагогов, родителей):

с целью повышения самооценки установку - «Я - хороший, ты - хороший»;

способность эмоциональнойсаморегуляции.

Учить участников образовательного процесса овладевать «языком» эмоций как способом выражения собственного эмоционального состояния.

С целью комплексного решения вопросов эмоционального развития и воспитания детей систематизировать:

методы диагностики эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста;

формы работы с педагогами МАДОУ и родителями по вопросам социально­эмоционального благополучия дошкольников.

Направления реализации программы:

Программа коррекции и развития социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста реализуется по следующим направлениям:

Педагог-психолог - родители.

Педагог-психолог - педагоги группы.

Педагог-психолог - дети.

направление (педагог-психолог - родители)

Содержание работы педагога-психолога в этом направлении заключается в оказании родителям психологической помощи, ориентированной на индивидуальную работу с ними.

Этапы работы:

налаживание контакта с родителями.

работа по разъяснению родителям возрастных и психологических особенностей детей (осуществляется в процессе индивидуальных консультаций). Цель - помочь родителям принять ребенка таким. Какой он есть.

выработка единого подхода к воспитанию ребенка.

На всех этапах работы важно учитывать уровень педагогической культуры родителей.

Фомы работы с родителями:

Индивидуальные консультации;

Подгрупповые консультации (7-10 человек);

Общие и групповые родительские собрания;

Стендовая информация для родителей по вопросам эмоционального развития дошкольников;

Открытые просмотры психолого-педагогической деятельности (показы психокоррекционных занятий с детьми);

Анкетирование, тестирование и интервьюирование родителей;

Организация работы клуба «Школа родителей» по вопросам психического развития детей, в т.ч. и социально-эмоционального;

Организация совместной деятельности родителей и детей (совместный труд, подготовка к утренникам и т.д.).


 

направление (педагог-психолог - педагоги группы).

Содержание работы в данном направлении заключается в оказании психологической и информационной помощи педагогам.

Приоритетные задачи:

ознакомление педагогов с особенностями и закономерностями развития социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;

обучение адекватным способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями;

организация помощи в создании условий, способствующих повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие положительных сторон личности ребенка;

формирование стрессоустойчивости у педагогов, умения грамотно реагировать в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

Формы работы с педагогами:

Индивидуальные консультации по ознакомлению с индивидуальными особенностями детей и выработке единой стратегии воспитания.

Семинары-практикумы, консультации,

Тренинги,

Релаксационные паузы для снятия эмоционального напряжения,

Открытые просмотры психокоррекционных занятий,

Ролевые игры,

Анкетирование,

Важным условием эффективной работы программы является активное участие педагога-психолога в планировании педагогического процесса, особенно в разделах «Самостоятельная деятельность детей» и «Совместная деятельность педагога и детей». Психолог может помочь подобрать игры и упражнения, а также оказать помощь в их проведении.

Диагностика индивидуальных особенностей педагогов.

III направление (педагог-психолог - дети)

Формы работы:

Диагностика индивидуальных особенностей детей;

Специально-организованная деятельность: проведение занятий, ролевых игр, релаксации, проведение психокоррекционных и развивающих игр, психологические этюды и т.д.

Принципы программы:

Ценностно-ориентированный принцип.

Эмоции выступают как ценность личности, которые определяют благополучие ребенка и его психологическое здоровье. Принцип предполагает также ориентацию ребенка на другого человека.

Принцип активности и свободы самовыражения ребенка.

Постановка ребенка в позицию самоконтроля и саморегуляции.

Принцип симпатии и участия.

Ребенок должен чувствовать себя в полной безопасности. Взрослый оказывает поддержку сам и, не навязывая, организует ее со стороны сверстников.

Принцип семейно - центрированности.

Предполагает направленность сотрудников МАДОУ на взаимодействие с ребенком и его семьей, привлечение родителей к развитию и воспитанию детей в условиях ЦРР и семьи.

Принцип результативности и гарантированности - реализация прав ребенка, родителей и педагогов на получение необходимой для них помощи и поддержки.

Принцип ценности личности и ее уникальности - признание самоценности личности ребенка, взрослого, их неповторимой индивидуальности. Предполагает построение воспитательно-образовательного пространства, ориентированного на максимальную реализацию индивидуальности участников ОП;

Гуманизации - образовательный процесс направлен на развитие личности ребенка как субъекта деятельности, образовательного пространства. Установление равноправных и партнерских отношений между участниками воспитательно-образовательного процесса, направленных на сохранность психологического, эмоционального здоровья ребенка.

Сотрудничества.

Данный принцип предусматривает сотрудничество всех служб МАДОУ (психологической, методической, коррекционной и медицинской), участников ОП. Данное сотрудничество создает благоприятные условия для развития и оздоровления детей (психологическое и нравственное здоровье, эмоциональнаяраскрепощенность детей).

Принцип комплексности.

Все цели и задачи эмоционального развития дошкольников планируются с учетом всех условий и факторов: состояния здоровья, индивидуальных особенностей детей, вида занятия и т.д.

Принцип занимательности - необходимо вовлекать всех участников ОП и социум в целенаправленную деятельность по социально-эмоциональному развитию детей, используя принцип занимательности.

Структура программы

Программа включает в себя следующие блоки:

Блок 1. Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.

Блок 2. Развитие коммуникативных способностей.

Блок 3. Знакомство с моральными чертами характера.

Блок 4. Психолого-педагогическая работа с педагогами.

Блок 5. Работа с родителями.

Содержание программы

Блок 1. Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.

Работа по данному блоку предполагает формирование у ребенка следующих знаний и умений:

о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе;

о средствах выражения различных эмоциональных состояний;

понимание ребенком значения эмоциональной окраски слова, его значения в процессе общения, а также того, как влияют отрицательные эмоции на состояние самого человека и других людей;

умения регулировать свои отрицательные эмоции.

Блок 2. Развитие коммуникативных способностей.

Данный блок включает в себя работу по обучению детей этически ценным формам и способам поведения во взаимоотношениях с другими людьми, способам ухода от конфликтов или их устанавливать контакты, сотрудничеству со всеми участниками образовательного процесса (дети-педагоги-родители). Кроме того, необходимо продолжать работу по:

формированию умения в адекватной форме делиться своими эмоциями,

раскрытию внутреннего мира ребенка,

- формированию у дошкольников чувства психологической защищенности.

Блок 3. Знакомство с моральными чертами характера.

Цель данного блока - формирование нравственного поведения детей в повседневной жизни.

Здесь детям необходимо:

дать понятие о парных качествах (добрый - злой),

формировать положительные черты характера,

уточнять способы преодоления негативных черт характера.

Блок 4. Психолого-педагогическая работа с педагогами.

Содержание данного блока заключается в оказании психологической и информационной помощи педагогам по социально-эмоциональному развитию детей и сферы человека в целом посредством различных психолого-­педагогических форм и видов деятельности.

Блок 5. Работа с родителями.

Работа данного блока заключается в осуществлении тесного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса с семьями воспитанников по вопросам воспитания, обучения, развития и оздоровления детей по данному направлению.

Реализация программы

Программа реализуется в три этапа:

1-й этап - Диагностический.

П-й этап - Коррекционно-развивающий.

111-й этап - Контрольный.

Методические рекомендации

Программа является коррекционно-развивающей, так как направлена не только на коррекцию уже имеющихся эмоциональных нарушений, но и на профилактику возникновения эмоционального дискомфорта у детей в детском саду, создание благоприятной атмосферы, характеризующейся доброжелательным общением.

Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Коррекция и развитие эмоциональной сферы дошкольников осуществляется, как в специализированной, так и в совместной деятельности.

Время проведения занятий зависит от возрастных и психофизических особенностей детей.

В каждой возрастной группе ставятся определенные задачи, что ребенок должен знать и уметь в определенном возрасте.

Применение групповой формы организации занятия способствует обучению детей отношениям друг с другом, со взрослыми.

В программе элементы игротерапии используются в форме терапии отношений, где игра выступает сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим его миром и людьми.

Рекомендации к проведению психокоррекционного занятия:

Проводится одно занятие в 2 недели (пятидневная рабочая неделя).

Общее число занятий: 20.

Продолжительность занятия для детей:

6 лет составляет - 25 минут,

7 лет - 30 минут.

Занятия проводятся во второй половине дня.

Количество детей в группе: 6-7 человек.

Форма проведения занятия - подгрупповая.

Отбор детей производится на основе диагностического обследования. В занятиях принимают участие все дети. С детьми, нуждающимися в коррекции социально-эмоциональной сферы, дополнительно проводится индивидуальная работа.

Методические приемы для организации психокоррекционных занятий:

Словесные и подвижные игры.

Проигрывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств.

Рассматривание иллюстраций, наглядных пособий.

Проблемные ситуации.

Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами.

Вопросы к детям

Игры-драматизации.

Алгоритм занятия:

Приветствие.

Беседа или проблемная ситуация (предполагает включение вопросов поискового характера).

Развивающая игра.

Подвижная игра.

Тематическое или свободное рисование.

Психогимнастический этюд,

Прощание.

Результативность своей работы по данной программе отслеживаю с помощью психодиагностики.

Цель диагностического обследования: изучить уровень знаний детей об эмоциональной сфере человека (уровень осведомленности детей о содержании различных эмоций, чувств, причинах их появления и способах выражения, а также о вербальном обозначении доступных дошкольникам эмоциональных модальностей).

Возраст детей - старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Группы - подготовительные к школе группы №№ 8, 10, 13

Общее количество обследуемых детей - 81 человек

Диагностические методы:

наблюдение,

беседа,

вопросы к детям (источник - Научно-практический журнал «Психолог в детском саду», 2007 г., № 1 , стр. 62)

График, составленный по каждой группе

(среднее значение уровня знаний детей - по итогам входной и промежуточной диагностик)

График, составленный по итогам входной и промежуточной диагностики (по блокам)

Вывод: Из сводной таблицы и графиков видно, что идет постепенный рост уровня знаний детей об эмоциональной сфере человека (в равнении: результаты входной и промежуточной диагностик), однако рекомендуется продолжать коррекционную работу с детьми по всем направлениям и разделам.

Углубленную коррекционную работу следует проводить по таким блокам, как:

сопереживание - 45,6%,

причины эмоциональных переживаний – 53,6 %.

Цель: определить уровень социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста (определить наличие тревожности, агрессивности и замкнутости детей, нарушений в поведении детей).

Диагностические методики:

Наблюдение за невербальным поведением ребенка и за поведением ребенка в игре Клюевой Н.В. и Ю.В. Филипповой;

Тест «Сказка» Л. Дюсс;

КРС;

«Лесенка» Хухлаевой;

Рисунок семьи;

Методика диагностики тревожности (модификация теста Амена).

Тест определения особенностей межличностных отношений Рене Жиля

п/п

Сфера проявления

Уровень

Низкий

(неблагополучие)

Средний

Высокий

1.

Затруднения в общении со сверстниками и взрослыми

37%

40%

24%

2.

Особенности внутреннего мира

41 %

50%

10%

Среднее значение

39%

45 %

17%

График:

уровни эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста


 


График:

уровни эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста

(среднее значение по каждому уровню)


 


Вывод: Из таблицы и графика видно, что у детей сформированы признаки социально-эмоционального неблагополучия. Устойчивые отрицательные эмоциональные состояния оказывают регрессирующее воздействие на процесс онтогенеза. Это свидетельствует о том, что у детей имеются сложности во взаимоотношениях с другими людьми, и в особенностях внутреннего мира. Причина состоит в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их в группах МАДОУ.

В связи с этим, необходимо запланировать и провести психокоррекционную работу с детьми по коррекции их эмоционального неблагополучия.

Цель: выявить степень взаимодействия родителей и детей, характер воспитания ребенка в семье.

Шкала 1. Нетребовательность - требовательность

Шкала 2. Мягкость – строгость

Шкала 3. Автономность - контроль

Шкала 4. Эмоциональная дистанция – близость


 

Шкала 5. Отвержение – принятие

Шкала 6. Отсутствие сотрудничества – сотрудничество

 

Шкала 7. Согласие с ребенком – несогласие

Шкала 8. Непоследовательность - последовательность

Шкала 9. Воспитательная конфронтация в семье

Шкала 10. Удовлетворенность отношениями с ребенком

Вывод: результаты диагностического исследования показали, что родителям необходимо обратить внимание на:

отсутствие сотрудничества (25%) с детьми - это говорит о нарушении взаимодействия между ребенком и родителями и отсутствие какого-либо стиля воспитания;

эмоциональную дистанцию (63%) в отношениях с детьми, т. к. это может способствовать недооценки ребенка и возникновению у него замкнутости и тревожности;

отвержение (35%) родителями детей, что способствует неблагоприятному развитию личности ребенка и его самооценки, поведенческих реакций в целом;

непоследовательность (49%) в отношениях с ребенком, вследствии которой возможно возникновение у ребенка эмоциональной неуравновешенности, неуверенности.

Анкета - Социально-эмоциональная сфера личности ребенка дошкольного возраста (автор - Матвеева Л.Г.)

Цель анкетирования - выявить уровень знаний родителей о социально-эмоциональной сферы личности ребенка. Количество опрошенных родителей - 100 человек.

Цель диагностического обследования: изучить сформированность психологической защиты педагогов в форме «эмоционального выгорания».

Диаграмма

«Показатели фаз развития стресса: напряжение, резистенция и истощение»

Вывод: из диаграммы видно, что у педагогов в основном преобладает тревожное напряжение (нервное перенапряжение), которое выражается в:

переживании психотравмирующих обстоятельств

неудовлетворенности

ощущении «загнанности в клетку»

тревоге и депрессии.

Индивидуальная работа с каждым воспитателем позволила выявить ряд факторов, способствующих возникновению высокой психоэмоциональной нагрузки:

увеличение количества детей в группах детского сада;

осознание ответственности за жизнь и здоровье детей;

усиленный контроль со стороны внешних организаций, контролирующих деятельность МАДОУ;

низкая оплата труда;

личностные качества: чрезмерная эмоциональная сдержанность (слишком выраженная склонность к соучастию и сопереживанию);

работа с «трудными родителями».

В связи с этим необходимо продолжать работу по формированию психоэмоциональной устойчивости педагогов к воздействиям внешней среды.

 

Результат

Рецензия, отзыв

1

Рабочая программа психолого педагогического сопровожденияМАДОУ «ЦРР – Детский сад № 91 «Строитель»

Рецензент, старший преподаватель Кафедры педагогики и психологии при БИПК и ПРО Т.Н. Сенгеева

Утверждена заведующей МАДОУ

«ЦРР – Детский сад № 91«Строитель»

Л.М. Убогаевой

2

Программа

коррекции и развития

социально-эмоциональной сферы

детей старшего дошкольного возраста

Рецензент, старший преподаватель Кафедры педагогики и психологии при БИПК и ПРО Т.Н. Сенгеева

3

Программа

по формированию готовности ребенка

к школьному обучению

«Дошколенок»

Утверждена заведующей МАДОУ

«ЦРР – Детский сад № 91«Строитель»

Л.М. Убогаевой

4

Адаптационная программа

«В детский сад с мамой»

Утверждена заведующей МАДОУ

«ЦРР – Детский сад № 91«Строитель»

Л.М. Убогаевой

 

 

Провожу работу по адаптации детей к ЦРР, по профилактике дезадаптации к школе.

Модель организации адаптационного периода

при поступлении ребенка в ЦРР

 

Адаптационная группа

 

 

Алгоритм постепенного вхождения в детский сад

Лекция-консультация с педагогом

 

 

 

Адаптационные занятия с детьми

Прогноз адаптации

 

 

Положительные результаты уровня адаптации детей раннего возраста к ЦРР № 91 «Строитель»

Положительные результаты психологической готовности

выпускников ЦРР к обучению в школе

Особое внимание в своей профессиональной деятельности уделяю вопросам преемственности ЦРР № 91 и школы № 56. Совместно с педагогом-психологом школы планируем и организуем мероприятия, направленные на подготовку детей к начальному школьному обучению и успешную адаптацию к школе выпускников детского сада: открытые просмотры занятий, консультации, анкетирование детей, педагогов, родителей; семинары-практикумы и др.

Мониторинг успеваемости выпускниковЦРР № 91, обучающихся в школе № 56

за 2015-2016 учебный год


 

По результатам успеваемости видно, что больший процент детей в школе обучается на 4 и 5.

Из беседы с психологом и учителями начальных классов были определены причины обучения 25% детей на 3 и 4 - дети часто пропускают в школу по причине болезни и часть детей из неблагополучных семей (в семье созданы плохие условия).

Провожу психофизическую коррекцию по снижению агрессивности, отработку способов борьбы с гневом, методов саморегуляции поведения, по снижению страхов детей, тревожности и др.

Снижение уровня тревожности и агрессивного поведения детей

Положительные результаты уровня развития познавательных процессов


 

Показатели уровня развития
творческого мышления детей старшего дошкольного возраста

Результативность коррекционно-развивающей работы подтверждает вышепредставленные диаграммы, на которых отражены усредненные уровниэффективности моей коррекционной работы. Т.е. это отображение в процентномсоотношении тех детей, которые вышли на средний уровень развития тех или иныхпсихологических качеств и новообразований.

В результате проведённой коррекционно-развивающей работы и по результатамитоговых диагностических исследований можно сделать следующие выводы: произошлакоррекция и устранение проблем у детей, нормализовались в достаточной степени детско-родительские отношения, произошло преодоление проблем развития личностной икоммуникативной сфер у детей, нормализация эмоционального состояния педагогов.

Следует отметить, что коррекционно-развивающая работа с отдельнымивоспитанниками строится на результатах не только диагностических исследований, но ина основании заключений ПМПК.

Считаю, что психологическое здоровьевоспитанников, снижение психоэмоционального напряжения, постоянная помощь детям с низким уровнем готовности к школе, поведенческим трудностям и детям с ограниченными возможностями здоровья –одно из основных направлений моей работы.

 

Создание условий

для физической активности

 

 

 

Питание с учетом

индивидуальной диеты

Индивидуальный подход

в организации занятий

 

 

Здоровый образ

жизни в ЦРР

 

 

 

Становление у детей

ценностей

здорового образа жизни

Становление у детей

ценностей

здорового образа жизни

 

 

 

Использование

разных форм

организации физической

активности

 

 

 

Создание условий

для творческого

самовыражения детей

в процессе физической

активности

 

 

 

Профилактика

по снижению

заболеваемости

 

 

 

Педагог-психолог

 

 

 

Психологические

особенности детей д/в

 

 

 

Психологические

особенности детей д/в

 

 

 

Социальное здоровье детей

детей

 

 

 

Адаптация ребенка

к МАДОУ

 

 

Адаптация к школе

 

 

 

В рамках направлений моей работы традиционным стало проведение «Недели психологии», мероприятия которой охватывают всех участников воспитательно-образовательного процесса.

«Забор психологической разгрузки»

«Уроки доброты», «День комплиментов»

Мною разработаны и успешно реализованы проекты:

«Давайте дружить»«Калейдоскоп эмоций»

 

В рамках просветительского направления своей деятельности оформила стенды для родителей: «Это важно знать!», «Советы психолога»,которые находятся возле моего кабинета и в коридорах ЦРР. В каждой группе детского сада имеются уголки психолога, в которых размещается и периодически меняется информация просветительского характера для родителей, согласно требованийЦРР и запросов родителей.

В своей работе с педагогами, родителями и детьми активно использую информационно-коммуникационные технологии для показа видео материалов, презентаций, развивающих игр. Так же использую в работе имеющиеся компьютерные игры, провожу тренинги, мастер классы, семинары-практикумы и т.д.

Выступаю на общих и групповых родительских собраниях с рекомендациями по темам: «Адаптация детей к ДОУ», «Возрастные особенности детей разного возраста»,«Дыхательные упражнения», «Компьютер и ребенок», «Стресс в детском возрасте», «Как родителям помочь ребенку справиться со страхами?» и мн.др.

В начале учебного года, и в преддверии какого-либо мероприятия вместе с воспитателями планируются тематические родительские собрания. Большое внимание в семейном воспитании уделяю использованию здоровьесберегающих технологий: психогимнастике, сказкотерпаии. релаксация, арттерапия, музыкально-дыхательные тренинги, цветотерапия, звукотерапия, песочная терапия).


 

Досуговое направление в работе с родителями самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное в организации. Любое совместное мероприятие позволяет родителям:

установить тёплые отношения между педагогами и родителями;

увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, трудности во взаимоотношениях,

укреплять детско-родительские связи;

делиться опытом с другими родителями.

Хотелось бы отметить добрую, тёплую атмосферу, царящую в зале при проведении родительских собраний, тренингов «Роль семьи в воспитании детей», «Скоро в школу мы идем!!!», «Снятие эмоционального напряжения», «Хорошее настроение –залог здоровья», «Управление эмоциональным состоянием» и т.д.

Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается любовь и внимание к близким, уважение и чувство гордости за родителей. Тренинги доставляют много радостных и волнующих минут.

Активное участие родители принимают в проектной деятельности. Провожу мастер-классы: «Играем вместе», «Лучшее сочинение о своей семье», «Песочные картины» и др..

Таким образом, использование различных форм взаимодействия педагога-психолога с семьёй способствует повышению эффективности работы с родителями, уверенности в своих силах и возникновению интереса к психологическому здоровью детей.

04.12.2016г. Киселева О.В.

Раздел 3. Приложения


 

Результативность участия в профессиональных конкурсах

Название профессионального конкурса

Название конкурсной работы

Учебный год

Уровень

Результат

«Воспитатель года России – 2014»

Программа коррекции и развития социально-эмоциональной сферы старших дошкольников, отражающую продуктивной поиск ресурсов развития детей в условиях ДОУ

2016

Всероссийский конкурс «Росточек: мир спасут дети» инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития дошкольного возраста Всероссийском конкурсе «Росточек: мир спасут дети» инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития дошкольного возраста

Серебряная медаль

«Пусть небо будет голубым!»

«9 мая»

2016

Всероссийский конкурс

Сертификат куратора

«Созвездие талантов» на сайте « Sozvezdital.ru »., номинация Сценарии праздников и мероприятий

Сценарий оздоровительного досуга «Путешествие в джунгли»

2016

Всероссийского творческого конкурса для детей и педагогов

Диплом Лауреата

Творческий конкурс «Академия творчества»

Декоративно прикладное искусство

2016

Международный творческий конкурс

Диплом педагога

Конкурс «Признание»

Лауреат именной премии работникам ДОУ «Признание»

2016

Городской конкурс

Диплом

Первое открытое первенство Тарбагатайского района по шахматам среди доршкольников на призы депутата НХ РБ Кушнарева А.Г

За активное участие в проведении

2016

Районный конкурс

Благодарственное письмо

Творческий конкурс «Наша армия сильна»»

«Танк в бою»

2016

Международный творческий конкурс

Диплом Лауреата

Творческий конкурс «Академия творчества»

«Африка»

2016

Международный творческий конкурс

Диплом победителя

Новогодний детский бал-маскарад

«Снег кружится»

2015

Городской конкурс

Благодарственное письмо

Городской конкурс статей

«Живет такой педагог…»

2011

Городской конкурс

Диплом

 

Фотоматериалы из архива профессиональной деятельности

Я играю роли: «Новый год»

«Золотая осень»

«Выпускной бал»


«Парад шляп»


Тренинг для педагогов из Монголии с участие детей гр. № 13

«Хорошее настроение – залог здоровья!»

Тренинг для воспитателей "Эмоционально-положительное отношение к детям.

Развитие эмпатии"

 

Опубликовано в группе «Психологи дошкольных образовательных организаций»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.