12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ильина Мария Валентиновна84
Россия, Коми респ., п. Усогорск

ПОРТФОЛИО

Ильина Мария Валентиновна,

педагог – психолог

Образование

Высшее

Специальность

«Дошкольная педагогика и психология»

Квалификация

Преподаватель дошкольной педагогики и психологии.

Перечень документов (оглавление)

Содержание

1.

Лист самооценки

2.

Самоанализ и самооценка процесса и результатов профессиональной деятельности в форме информационно-аналитической справки

3.

Приложения (документы и материалы, подтверждающие результаты педагогической деятельности по критериям):

Лист самооценки

Критерии

Показатели

Оценка в баллах

Самооценка

1.Психодиагностическое сопровождение педпроцесса

Максимальное количество баллов по критерию - 15

1.1.Доля воспитанников за 2-3 года охваченных диагностическими (скрининговыми) процедурами (с приложением материалов, свидетельствующих о концептуальном подходе, целях и диагностическом инструментарии, которыми владеет педагог-психолог; справок (копий), копий приказов и т.п.).

1 балл – до 60%

2 балла – 60 -79 %

3 балла -80 –100 %

3

1.2. Доля педагогов, охваченных диагностическими процедурами (с приложением материалов, свидетельствующих о концептуальном подходе, целях и диагностическом инструментарии, которыми владеет педагог-психолог; справок (копий), копий приказов и т.п.).

1 балл –до 60%

2 балла –60 -79 %

3 балла -80 –100 %

2

1.3.Доля воспитанников, охваченных индивидуальными диагностическими процедурами; содержательный анализ запросов, цели и результаты диагностики (заверенная выписка из журнала учета видов работ за последние 2-3 лет, справка и т.п.)

1 балл - до 10 %

2 балл -11-20 %

3 балла - более 20%

1

1.4.Доля педагогов, охваченных индивидуальными диагностическими процедурами, содержательный анализ запросов, цели и результаты (заверенная выписка из журнала учета видов работ, справка и т.п.)

1 балл -до 10 %

2 балл -11-20 %

3 балла - более 20%

3

1.5.Доля участников экспериментальной и инновационной деятельности учреждения, охваченных психодиагностическими процедурами (план работы заверенный руководителем, аналитический отчет, диаграммы таблицы.

1 балл – до 60%

2 балла –60 -79 %

3 балла -80 – 100%

1

2. Коррекционно-развивающее сопровождение образовательного процесса

Максимальное количество баллов по критерию- 6

2.1.Доля воспитанников, охваченных индивидуальными коррекционно-развивающими процедурами (заверенная выписка из журнала учета видов работ)

1 балл - До 10 %

2 баллов - До 15%

3 баллов - До 20%

1

 

2.2.Оценки степени адаптации детей к условиям учреждения

*1,2 балла – бонус. Представлена объективная причина – состояние здоровья детей (подтверждается копиями карт нервно – психического развития с указанием диагноза).

Максимальное количество баллов по данному критерию – 3

1 балл - не меняется и не является оптимальной (или представлена только информация о степени адаптации, нет аналитических материалов (выводов, пояснений); нет подтверждающих материалов);

2 балла - наблюдается незначительная положительная динамика (представлены подтверждающие информационно-аналитические материалы о степени адаптации);*

3 балла – наблюдается значительная позитивная динамика или преобладает стабильно высокий уровень (представлены подтверждающие информационно-аналитические материалы о степени адаптации).

2

3.Результативность участия педагога – психолога в методической и научно - исследовательской работе 6

3.1. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта через открытые занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, круглых столах, конференциях, фестивалях

0 балл – нет

3 балла – да

3

3.2. Наличие публикаций по вопросам профессиональной деятельности

0 балл – нет

3 балла – да

3

4.Психопрофилактическое и здоровье сберегающее сопровождение образовательного процесса

Максимальное количество баллов - 12

4.1.Доля воспитанников, охваченных групповыми психопрофилактическими занятиями (с приложением конспектов занятий, фото или видео материал)

1 балл – 40 %

2 балла –41 - 50 %

3 балла - Более 50%

1

4.2.Доля педагогов (специалистов), охваченных индивидуальными психологическими консультациями, содержательный анализ запросов, цели и результаты (аналитический отчет)

1 балл – 40 %

2 балла –41 - 50 %

3 балла - Более 50%

2

4.3.Участие в организации и проведение ПМПк в ОУ (с приложением копии приказа о проведении)

3 балла – участвует в ПМПк

3

4.4. Повышение психологической компетентности педагогического коллектива (профилактика профессионального выгорания, работа с молодыми педагогами и др.) (с приложением аналитического материала, свидетельствующего о концептуальной компетентности, формах, целях, задачах и результативности такого вида деятельности с педколлективом за 2 года).

2 балла - выступление на педсоветах по результатам психологических исследований

3 балла – проведение семинаров, тренингов

3

5.Профессиональное развитие педагога

(Максимальное количество баллов по данному критерию –

9

5.1. Освоение программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки

(подтверждается наличием удостоверения, свидетельства, сертификата о повышении квалификации)

1 балл* бонусный - приведен пример применения применение в образовательном процессе полученных в ходе повышения квалификации знаний и умений.

(Максимальное количество баллов по данному критерию – 3)

1 балл – освоение программ повышения квалификации;

2 балла - освоение программ повышения квалификации проблемных курсов, стажировок, очной, очно-заочной или дистанционной форм обучения, и т.п.

1

 

5.2.Владение навыками пользователя персонального компьютера

(Максимальное количество баллов по данному критерию – 3)

1 балл – навыки владения ПК ограничены;

2 балла – пользовательский уровень владения ПК

3 балла – применение мультимедийных средств;

3

 

5.3. Наличие правительственных, отраслевых наград, почётных грамот, дипломов, благодарственных писем за профессиональные заслуги (предоставляются копии заверенные руководителем)

0 балл – нет

3 балла – да

3

6 Сохранение и укрепление здоровья детей

(Максимальное количество баллов по данному критерию – 6

6.1. Динамика состояния здоровья детей (подтверждается выпиской из аналитических отчетов, групп здоровья детей за 2 -3 года заверенной руководителем Дома ребенка)

*1,2 балла – бонус. Представлена объективная причина – состояние здоровья детей (подтверждается копиями карт нервно – психического развития с указанием диагноза).

Максимальное количество баллов по данному критерию – 3

(Баллы не суммируются)

1 балла – незначительная положительная динамика; *

2 балла – положительная динамика*

3 балла - значительная положительная динамика или стабильно высокий уровень

2

Самоанализ и самооценка процесса и результатов профессиональной деятельности в форме информационно-аналитической справки

Критерий 1. Психодиагностическое сопровождение педпроцесса

  1. Доля воспитанников за 2 – 3 года охваченных диагностическими (скрининговыми) процедурами

Психолого-педагогическое сопровождение наиболее востребовано в системе дошкольного образования в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов. Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка в ситуации взаимодействия.

Процесс психолого-педагогического сопровождения начинается с бережного и конфиденциального сбора информации.

Целью психодиагностического сопровождения является информационное обеспечение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Исходя из цели мною были поставлены следующие задачи:

Получить информацию об уровне развития психических процессов каждого ребенка;

Выявить состояние эмоциональной сферы дошкольников;

Выявить уровень готовности воспитанников подготовительных групп к обучению в школе;

Определить наличие проблем в осуществлении профессиональной деятельности у педагогов.

Полученные результаты используются при планировании воспитательно-образовательной и коррекционной работы, для организации групповой и индивидуальной работы с детьми, при планировании работы с педагогами ДОУ, для определения контингента родителей нуждающихся в помощи педагогов.

Для получения информации об уровне развития психических процессов я использую диагностический комплекс разработанный Е.А. Горбуновой на основании материалов М.М. Семаго, В.Л. Шарохиной и др., начиная со II младшей группы.

Готовность ребенка к школьному обучению определяется обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Каждая из этих сфер изучается рядом адекватных методик, направленных на выявление: уровня психического развития, наличия необходимых навыков и умений, состояния мотивационного отношения к школьному обучению.

Таким образом, групповыми диагностическими процедурами охвачено 8 групп, что составляет в среднем 82 % воспитанников ДОУ.

 

2012-2013 учебный год

2013-2014 учебный год

2014-2015 учебный год

Количество воспитанников (%)

79%

89%

78%

Среднее количество воспитанников (%)

82%

  1. Доля педагогов, охваченных диагностическими процедурами

Психодиагностика эмоционально-личностной сферы педагогов проводится по их личному запросу. Построение образовательного процесса в соответствии с новыми требованиями предполагает изменение практически всей системы деятельности педагога, пересмотр его взглядов на структуру коммуникации с детьми и родителями. Этот процесс требует больших эмоциональных затрат и зачастую вызывает растерянность и неуверенность в своей компетентности у педагогов. Все это привело к мысли более глубоко изучить данную проблему.

В 2013-2014 учебном году в нашем детском саду мною начал реализовываться проект по формированию коммуникативной компетентности педагогов, мотивации к самосовершенствованию. В рамках данного проекта были проведены диагностические процедуры, направленные на выявление типологических особенностей личности педагогов, оценку основных элементов коммуникабельности (способности к эмпатии, общительности, агрессивности, умения разрешать конфликты).

В вышеуказанных процедурах приняли участие 62,5 % педагогов. Полученные результаты показали необходимость продолжить работу по проекту.

  1. Доля воспитанников, охваченных индивидуальными диагностическими процедурами, содержательный анализ запросов, цели и результаты диагностики

Психологическое сопровождение направлено на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическое сопровождение предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. В нашем дошкольном учреждении для выявления состояния эмоциональной сферы ребенка я заполняю карты наблюдения и оценки эмоциональных состояний. Использую такие индивидуальные диагностические методики, как графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус» (проводится с детьми 4-5 лет с целью выявления состояния эмоциональной сферы ребенка, наличия агрессии, ее направленности и интенсивности); методика Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой «Волшебная страна чувств» (проводится с детьми старшего дошкольного возраста с целью исследования психоэмоционального состояния).

На основании полученных данных формируются коррекционные группы. Таким образом, проанализировав журнал учета видов работ, можно сделать вывод, что индивидуальными диагностическими процедурами ежегодно в среднем охвачено 8 % обучающихся.

  1. Доля педагогов, охваченных индивидуальными диагностическими процедурами, содержательный анализ запросов, цели и результаты

Индивидуальная диагностика педагогов проводится с целью решения текущих проблем и повышения интереса к психологическим знаниям. Данная форма диагностики проводится в виде анкетирования.

Такие диагностические процедуры помогают мне качественно подготовиться к педсоветам, родительским собраниям, семинарам, круглым столам; позволяют выявлять существующие проблемы для поиска путей решения.

Мною были проведены такие диагностические процедуры, как: опросник «Эмоциональное выгорание»; анкеты для выявления способности педагогов к саморазвитию, «Каков ваш творческий потенциал?»; «Изучение социально-психологического климата в дошкольном учреждении»; «Какой вы собеседник?» и др.

  1. Доля участников экспериментальной и инновационной деятельности учреждения, охваченных психодиагностическими процедурами

Проблема формирования познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии и педагогике, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности. В то же время имеет место недостаток информации о влиянии психологического самочувствия в семье на познавательную активность дошкольников. Несмотря на то, что бесспорно признается решающее значение психологического самочувствия ребенка и общения его с близкими взрослыми. В связи с этим в 2013 году мною было проведено экспериментально-психологическое исследование, целью которого является выявление влияния психологического самочувствия в семье на формирование познавательной активности.

Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что психологическое самочувствие детей 6-7 лет в семье оказывает непосредственное влияние на формирование познавательной активности.

Подобранные методики рассчитаны на детей подготовительной группы, следовательно, в экспериментальной деятельности приняли участие 10 % воспитанников ДОУ.

Критерий 2. Коррекционно-развивающее сопровождение образовательного процесса

2.1. Доля воспитанников, охваченных индивидуальными коррекционно-развивающими процедурами

Одним из направлений работы педагога по психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса в ДОУ является коррекционно-развивающее сопровождение: развитие школьно-значимых функций, познавательных процессов, снижение индекса тревожности, агрессивности, импульсивности.

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа в нашем ДОУ ведется по запросу педагогов или родителей (законных представителей) по следующим направлениям: работа с агрессивными детьми (сказкотерапия), работа с детьми, имеющими проблемы с эмоциональной стабильностью (коррекционно-развивающие занятия А.Ю. Кремляковой), работа с детьми с гиперактивностью (программа А.Л. Сиротюк), работа по развитию школьно-значимых функций (программа М.М. Безруких).

2.2. Оценки степени адаптации детей к условиям учреждения

Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям. Для многих детей приход в детский сад – это первый сильный стресс в их жизни; привыкание проходит бурно и более или менее продолжительно.

Для облегчения адаптационного периода детей мною проводятся игры и упражнения для детей раннего возраста, направленные на: сближение детей друг с другом и педагогом («Давай познакомимся!», «Раздувайся пузырь!», «Лови – лови!» и т.д.); освоение окружающей среды («Найди игрушку», «Чьи вещи?», «Как пройти?» и др.).

С целью диагностики степени адаптации каждого ребенка я провожу наблюдение за детьми в адаптационный период с заполнением листов адаптации.

Для оказания помощи родителям в воспитании малышей, повышения педагогической компетентности родителей, снижения напряженности адаптации детей раннего возраста при поступлении в ДОУ мною был разработан проект «В детский сад с радостью!». Данный проект создан для детей, не посещающих детский сад. Работа проводится в три этапа: консультация для родителей, игровые сеансы для детей и родителей, общее родительское собрание по итогам проведенных мероприятий.

Проанализировав степень адаптации детей к условиям учреждения, можно сделать вывод, что наблюдается позитивная динамика адаптации детей раннего возраста. Что свидетельствует о правильности выбранного пути в помощи малышам наиболее легко и комфортно привыкнуть к новым условиям.

Критерий 3. Результативность участия педагога – психолога в методической и научно-исследовательской работе

3.1. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта через открытые занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, круглых столах, конференциях, фестивалях.

Систематически провожу обобщение и распространение собственного педагогического опыта:

Являлась членом комиссии по проведению тематического контроля «Качество реализации общеобразовательной программы по разделу «Игровая деятельность»;

Входила в состав инициативной группы по подготовке к тематическому педсовету «Пути обогащения игровой деятельности – одно из условий формирования личности ребенка»;

Являлась членом комиссии по проведению тематического контроля «Качество реализации образовательной программы по разделу «Безопасность»;

Выступала на тематическом педсовете «Безопасность и дорожное движение»;

Являлась членом комиссии по проведению тематического контроля «Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме ДОУ»;

Провела семинар – практикум для педагогов «Формирование познавательной активности детей 6-7 лет в зависимости от их психологического самочувствия в семье»;

Приняла участие в районной родительской конференции «Обсуждение общественного проекта Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

Являлась членом комиссии по проведению тематического контроля «Качество образовательной деятельности в реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»;

Являлась членом комиссии по проведению тематического контроля «Развитие логического мышления дошкольников в процессе образовательной деятельности по ФЭМП и в повседневной жизни»;

Участвовала в методической декаде – фестиваля науки и творчества «Шаг в будущее»;

Приняла участие в районной родительской конференции «Сотрудничество семьи и школы в образовании, воспитании и развитии личности ребенка»;

Создала в социальной сети работников образования свой персональный сайт.

3.2. Наличие публикаций по вопросам профессиональной деятельности

Публикации в электронных СМИ:

«Проект по сопровождению семьи до поступления ребенка раннего возраста в ДОУ»;

Памятка «Капризы и упрямство малыша»;

Презентация «Организация игры»;

Презентация Психологическая безопасность».

Публикация в районной газете «Выль туйод».

Критерий 4. Психопрофилактическое и здоровье сберегающее сопровождение образовательного процесса

4.1. Доля воспитанников, охваченных групповыми психопрофилактическими занятиями

Для профилактики дезадаптации осуществляю психологическое сопровождение обучающихся в условиях ДОУ. Работа заключается в групповых занятиях с детьми. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятий определяется возрастом детей. Главным условием успешности работы является умение и желание играть с детьми. Работа проводится с воспитанниками средних и старших групп.

Целью таких занятий является снятие эмоционального и мышечного напряжения, помощь ребенку понять себя, стать увереннее, наладить отношения с окружающими, снизить тревогу.

Для достижения этой цели использую практические материалы для работы с детьми О.В. Хухлаевой с учетом особенностей каждого возрастного этапа.

Структура занятий с детьми средних групп состоит из: приветствия, разминки (активизация психических процессов, эмоционального и физического состояния детей), основного содержания (совокупность психотехнических упражнений и игр), рефлексии (эмоциональная и смысловая оценка занятия) и ритуала прощания.

Структура занятий с детьми старших групп следующая: подготовительный этап (снятие от речевых и мышечных напряжений), основной этап (совокупность психотехнических упражнений и игр), завершающий этап (анализ и усиление психотерапевтического группового взаимодействия через высказывания детей).

4.2. Доля педагогов (специалистов), охваченных индивидуальными психологическими консультациями, содержательный анализ запросов, цели и результаты

Целью консультативной работы с педагогами является оказание помощи в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, в актуализации личностных особенностей; содействие сознательному и активному присвоению нового социального опыта; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений; решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, самосознании и саморазвитии.

В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема общения с «трудными детьми». В связи с этим для педагогов были проведены индивидуальные консультации на тему «Особенности подхода к трудным детям».

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых, а нервная система ребенка далека от своего совершенства. Для эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом, эмоциями; создать благоприятную атмосферу и т.д. Для достижения этой цели были проведены следующие консультации: «Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми», «Роль педагога в эмоциональном развитии ребенка».

Наряду со многими проблемами сегодня педагоги все чаще говорят об агрессии слова, проявляющейся у детей дошкольного возраста. В связи с этим встала необходимость более детально изучить этот вопрос, найти пути решения. Данная цель была достигнута путем проведения консультации по такой теме, как «Речевая агрессия у детей».

Так же в своей профессиональной деятельности я не могла упустить такой феномен личностной деформации, как выгорание педагогов. С целью сохранения и повышения стрессоустойчивости, помощи преодоления негативных последствий было организовано индивидуальное консультирование «О синдроме профессионального выгорания педагогов».

Таким образом, проанализировав проделанную работу, можно сделать вывод, что индивидуальным психологическим консультированием было охвачено 48% педагогов. Результатом такого рода деятельности является повышение психологической компетентности педагогических кадров; повышение умения правильно понимать себя, должным образом оценивать свои мысли и поступки; возрастание умения принимать правильные решения в процессе столкновения с разного рода трудностями в воспитательно-образовательном процессе.

4.3. Участие в организации и проведении ПМПк в ОУ

С целью своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей проводится работа муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии.

Согласно Приложению 6 к Приказу Управления образования администрации муниципального района «______» № _____ от ______ года я являюсь членом психолого-медико-педагогической комиссии.

4.4. Повышение психологической компетентности педагогического коллектива (профилактика профессионального выгорания, работа с молодыми педагогами и др.)

Данное направление работы осуществляю путем проведения семинаров, тренингов, практикумов. За три года работы мною были проведены такие мероприятия, как:

Семинар – практикум «Общение воспитателя с родителями воспитанников»;

Семинар – практикум «Азбука общения»;

Тренинг коммуникативной компетентности;

Практикум «По обучению приемам саморегуляции педагогов»;

Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального истощения (выгорания);

Практическое занятие «Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период».

Критерий 5. Профессиональное развитие педагога

5.1. Освоение программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки

Особое место в деятельности каждого педагога занимает повышение профессионального мастерства. Педагог должен обладать компетентностью, умением использовать различные технологии. Курсы повышения квалификации являются одним из средств достижения этих целей.

С ______ по ______ я прошла обучение в ГОУДПО «КРИРО» по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения классификации воспитателей, старших воспитателей дошкольных образовательных организаций. Модуль 3. «Психолого-педагогические аспекты взаимодействия детского сада и семьи в развитии ребенка раннего возраста» в объеме 72 часов, регистрационный номер _____.

5.2. Владение навыками пользователя персонального компьютера

Современный педагог должен владеть основами работы на персональном компьютере. Владение работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием позволяет значительно интенсифицировать и облегчить труд.

В своей работе я пользуюсь как программой Microsoft Office Word для оформления конспектов занятий, подготовки консультаций для педагогов и родителей; электронной почтой и браузерами для поиска информации в сети интернет, обновления собственного мини-сайта, участия в конкурсах; так и программой Power Point для создания презентаций к педсоветам: «Организация сюжетной игры с детьми дошкольного возраста», «Психологическая безопасность детей в детском саду»; родительским собраниям: «Наши будни», «Год перед школой: формируем школьную зрелость», «Улыбка малыша в период адаптации» и др.

5.3. Наличие правительственных, отраслевых наград, почетных грамот, дипломов, благодарственных писем за профессиональные заслуги

Деятельность современного педагога невозможна без обобщения и трансляции собственного опыта. В результате участия в различных профессиональных конкурсах мною были получены следующие дипломы, благодарственные письма:

Диплом лауреата Всероссийского конкурса творческих работ «Неповторимый новый год!»

Благодарственное письмо за активное содействие в проведении и подготовку участников II Всероссийского конкурса юных художников «Семицветик»

Диплом II степени в общероссийском конкурсе «Безопасная дорога»

Диплом II степени в VI муниципальной выставке «Образовательная инициатива – 2014»

Благодарственное письмо за активное участие в районной родительской конференции «Обсуждение общественного проекта Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года»

Диплом участника республиканского конкурса «Детский сад – территория здоровья»

Сертификат участника всероссийского конкурса «Лучшая методическая разработка»

Диплом II степени в муниципальном профессиональном конкурсе «Лучшая методическая разработка».

Критерий 6. Сохранение и укрепление здоровья детей

6.1. Динамика состояния здоровья детей

Сохранение и укрепление здоровья детей – актуальнейшая проблема современного образования. Обеспечение развития дошкольника полноценной личностью возможно лишь при условии обеспечения физического здоровья, психоэмоционального благополучия ребенка, формирование потребности детей в здоровом образе жизни.

Для реализации поставленных задач в нашем ДОУ была составлена программа «Здоровячок», которая включает в себя решение вопросов психологического благополучия дошкольников.

В работе по сохранению и укреплению здоровья я осуществляю мониторинг особенностей развития психических процессов, поведения, эмоционально-волевой сферы, что позволяет в дальнейшем строить образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Также провожу групповые и индивидуальные занятия с детьми с целью снятия эмоционального и мышечного напряжения, преодоления стрессового состояния у детей, активизации речевых процессов, развития навыков общения.

Осуществляю психологическое просвещение, основной смысл которого заключается в том, чтобы знакомить педагогов, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности. Психологическое просвещение проходит в виде выступлений на педсоветах, родительских собраниях, бесед, семинаров, информационных папок, консультаций, а также, в оформлении собственного мини-сайта и блока информации на сайте детского сада.

Применение вышеуказанных форм работы позволили: улучшить показатель посещаемости в связи со снижением заболеваемости, улучшить состояние здоровья детей.

Приложение

Диагностический комплекс

группа

цель

диагностический инструментарий

II младшая группа

Диагностика уровня развития мелкой моторики

«Нарисуй дождик»

Диагностика уровня развития восприятия

«Найди одинаковые предметы»

Диагностика сформированности внимания

«Заштопай коврик»

Диагностика уровня словесной памяти

«Найди хозяина собачки»

Диагностика уровня развития словесно-логического мышления

«Мама и детеныш»

Средняя группа

Диагностика сформированности мышления

«Разложи геометрические фигуры»

Диагностика уровня развития сенсорного восприятия

«Соедини половинки предметов»

Диагностика уровня развития зрительной памяти

«Зрительная память»

Диагностика сформированности внимания

«Найди похожие фигуры»

Диагностика уровня развития словесно-логического мышления

«Кто где живет»

Старшая группа

диагностика умения сосредотачиваться, распределять внимание

«Построим домик»

 

Диагностика уровня развития саморегуляции, восприятия

«Дорисуй фигуру»

Диагностика сформированности мышления

«Зачеркни лишнее»

Диагностика уровня словесно-логического мышления

«Найди предметы на один звук»

Диагностика уровня развития памяти

«Запомни и подчеркни»

Подготовительная группа

Диагностика уровня развития мелкой моторики

«Проведи линии»

Диагностика сформированности сенсорного восприятия

«Нарисуй по точкам»

Диагностика уровня сформированности внимания

«Зашей коврик»

Диагностика умения сосредотачиваться, уровня развития кратковременной памяти

«Корректурная проба»

Диагностика характера логических связей и отношений между понятиями

«Зрительные анологии»

Приложение

Методики для определения готовности к школе детей подготовительных групп

цель

диагностический инструментарий

1

Определение степени «школьной зрелости»

«Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Йерасека

2

Диагностика уровня развития слухоречевой памяти

«10 слов»

3

Диагностика уровня сформированности произвольного внимания

 

Корректурная проба

4

Диагностика развития мелкой моторики

«Нарисуй по точкам»

5

Диагностика эмоционально-мотивационной готовности

Тест Д.В. Солдатова

Приложение

Конспект первого занятия с детьми средних групп

«Удивительный мир».

Цель: Знакомство. Способствовать сплочению группы, создание атмосферы доверия, формирование адекватной самооценки.

Материалы: клубочек пряжи яркого цвета, игрушка «Солнышко».

- Доброе утро, ребята! Я рада вас всех видеть. И хочу подарить вам солнышко. Появляется игрушка Солнышко. Здравствуй, солнышко! А теперь я передам солнышко Леночке. Здравствуй, Леночка! Я рада тебя видеть. Лена передаст солнышко Ване и скажет: «Здравствуй, Ваня! Я рада тебя видеть» и т.д.

- А теперь мы с вами немного поиграем в волшебную игру. Эта игра сделает так, чтобы мы крепко – крепко подружились. Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит этот клубок, чувствует, как его зовут, что хочет пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку. Когда клубок вернется к психологу, дети натягивают нить и видят объединившую их паутинку.

- Ребята, покажите, где у вас находятся хорошие ушки, красивые глазки, быстрые ножки. А теперь погладьте себя и скажите «хороший мальчик» или «хорошая девочка».

- Вы знаете, что в нашем детском саду живут домовые? Днем они тихо дремлют в укромных уголках, а вечером, когда мы все расходимся по домам, они вылезают, зажигают свечку и садятся вокруг неё. И тогда домовые начинают разговор. Они любят поговорить. Особенно им интересно рассказывать разные истории из тех, что случаются с нами днем. Но поскольку сами домовые днем спят, они очень любят слушать наши истории. Просто мечтают, чтобы кто-нибудь чего-нибудь о себе рассказал!

Причем все наши домовые – абсолютно разные, как и мы с вами. Один любит веселые истории, любит прыгнуть на ладошку и ждет, блестя глазами, когда с ним поделятся радостью! А вот его приятель больше любит истории грустные. Прижмется пушистым бочком, слушает и очень-очень рассказчику сочувствует. Третьему домовому нравятся истории сердитые. Брови насупит, кулачки сожмет и слушает, затаив дыхание, историю, в которой есть какой-нибудь злодей или обидчик. Сердится, сопереживает! Четвертый домовой предпочитает истории страшные. Пряниками не корми – дай послушать и испугаться! Только ушки мелко дрожат и шерстка дыбом становится. Пятый домовой любит удивительные истории про то, что, кажется, и на свете то не бывает. Слушает, раскрыв глаза, и удивляется!

Рефлексия.

- А теперь, когда наше занятие подошло к концу, давайте встанем, возьмемся за руки, закроем глаза и мысленно передадим друг другу радость.

Приложение

Консультация для педагогов

«Особенности подхода к «трудным детям»

В последнее время проблема общения с «трудными детьми» стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность «трудных детей» неуклонно растет.

Если в былые годы «трудными детьми» становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 6 – 11 лет. В настоящее время даже по отношению к детям – дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение «трудный ребенок». Так кого же можно отнести к категории «трудный ребенок»? На основании анализа современной научно-педагогической и психологической литературы понятию – «трудные дети» можно дать следующее обоснование – «наличие у детей и подростков отклоняющегося от нормы поведения». Для них характерна замкнутость, отдаленность от родителей и сверстников, проблемы с родителями и педагогами, а также нередки приступы гнева и ярости. В данном случае выделим следующие категории детей, относящихся к понятию «трудные дети». Это:

- тревожные;

- гиперактивные;

- агрессивные;

- импульсивные;

- замкнутые;

- медлительные дети.

«Тревожные дети»

Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.

Портрет тревожного ребенка.

Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.

Как выявить тревожного ребенка?

Опытный воспитатель или учитель, конечно, в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности, в общении с другими детьми.

Причины возникновения тревожности у детей.

До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.

Также тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:

  • Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями либо воспитателями;

    Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными);

    Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Как помочь тревожному ребенку.

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Рекомендуется проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях: повышение самооценки; обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях; снятие мышечного напряжения.

В работе с такими детьми используют игры – драматизации. Сюжеты выбираются в зависимости от того, какие ситуации тревожат ребенка больше всего. Применяются приемы рисования страхов, рассказов о своих страхах. В таких занятиях не ставится цель полностью избавить ребенка от тревоги. Но они помогут ему более свободно и открыто выражать свои чувства, повысят уверенность в себе. Постепенно он научится больше контролировать свои эмоции.

Тревожным детям часто мешает справиться с каким-то заданием страх: «У меня не получится», «Я этого не сумею», - говорят они себе. Если ребенок отказывается взяться за дело по этим мотивам, попросите его представить себе малыша, который знает и умеет намного меньше, чем он. Затем пускай представит себе другого ребенка, который наверняка справится с заданием. Ему будет легко убедиться, что он далеко ушел от неумехи и может, если попробует, приблизится к полному умению.

Теперь попросите его сказать: «Я могу…» - и объяснить самому себе, почему ему трудно выполнить это задание. «Я могу…» - ответить то, что уже сейчас ему по силам. «Я сумею…» - насколько он справится с заданием, если приложит все усилия. Подчеркните, что каждый что-то умеет, чего-то не может, но каждый, если захочет, добьется своей цели.

Уметь расслабляться важно всем детям, но для тревожных ребят – это просто необходимость, потому что состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц. Обучить ребенка расслаблению – не такая простая задача, какой она кажется на первый взгляд. Дети хорошо знают, что такое сесть, встать, пробежать, но что значит расслабиться – им не совсем понятно. Поэтому в основу некоторых игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Он заключается в следующем правиле: после сильного напряжения мышц само собой следует их расслабление.

Далее следует выявление и работа с агрессивными, гиперактивными и др. детьми.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.