Портфолио педагога-психолога
ПОРТФОЛИО
Ильина Мария Валентиновна,
педагог – психолог
Образование |
Высшее |
Специальность |
«Дошкольная педагогика и психология» |
Квалификация |
Преподаватель дошкольной педагогики и психологии. |
Перечень документов (оглавление)
№ |
Содержание |
1. |
Лист самооценки |
2. |
Самоанализ и самооценка процесса и результатов профессиональной деятельности в форме информационно-аналитической справки |
3. |
Приложения (документы и материалы, подтверждающие результаты педагогической деятельности по критериям): |
Лист самооценки
Критерии |
Показатели |
Оценка в баллах |
Самооценка |
1.Психодиагностическое сопровождение педпроцесса Максимальное количество баллов по критерию - 15 |
1.1.Доля воспитанников за 2-3 года охваченных диагностическими (скрининговыми) процедурами (с приложением материалов, свидетельствующих о концептуальном подходе, целях и диагностическом инструментарии, которыми владеет педагог-психолог; справок (копий), копий приказов и т.п.). |
1 балл – до 60% 2 балла – 60 -79 % 3 балла -80 –100 % |
3 |
1.2. Доля педагогов, охваченных диагностическими процедурами (с приложением материалов, свидетельствующих о концептуальном подходе, целях и диагностическом инструментарии, которыми владеет педагог-психолог; справок (копий), копий приказов и т.п.). |
1 балл –до 60% 2 балла –60 -79 % 3 балла -80 –100 % |
2 |
|
1.3.Доля воспитанников, охваченных индивидуальными диагностическими процедурами; содержательный анализ запросов, цели и результаты диагностики (заверенная выписка из журнала учета видов работ за последние 2-3 лет, справка и т.п.) |
1 балл - до 10 % 2 балл -11-20 % 3 балла - более 20% |
1 |
|
1.4.Доля педагогов, охваченных индивидуальными диагностическими процедурами, содержательный анализ запросов, цели и результаты (заверенная выписка из журнала учета видов работ, справка и т.п.) |
1 балл -до 10 % 2 балл -11-20 % 3 балла - более 20% |
3 |
|
1.5.Доля участников экспериментальной и инновационной деятельности учреждения, охваченных психодиагностическими процедурами (план работы заверенный руководителем, аналитический отчет, диаграммы таблицы. |
1 балл – до 60% 2 балла –60 -79 % 3 балла -80 – 100% |
1 |
|
2. Коррекционно-развивающее сопровождение образовательного процесса Максимальное количество баллов по критерию- 6 |
2.1.Доля воспитанников, охваченных индивидуальными коррекционно-развивающими процедурами (заверенная выписка из журнала учета видов работ) |
1 балл - До 10 % 2 баллов - До 15% 3 баллов - До 20% |
1 |
2.2.Оценки степени адаптации детей к условиям учреждения *1,2 балла – бонус. Представлена объективная причина – состояние здоровья детей (подтверждается копиями карт нервно – психического развития с указанием диагноза). Максимальное количество баллов по данному критерию – 3 |
1 балл - не меняется и не является оптимальной (или представлена только информация о степени адаптации, нет аналитических материалов (выводов, пояснений); нет подтверждающих материалов); 2 балла - наблюдается незначительная положительная динамика (представлены подтверждающие информационно-аналитические материалы о степени адаптации);* 3 балла – наблюдается значительная позитивная динамика или преобладает стабильно высокий уровень (представлены подтверждающие информационно-аналитические материалы о степени адаптации). |
2 |
|
3.Результативность участия педагога – психолога в методической и научно - исследовательской работе 6 |
3.1. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта через открытые занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, круглых столах, конференциях, фестивалях |
0 балл – нет 3 балла – да |
3 |
3.2. Наличие публикаций по вопросам профессиональной деятельности |
0 балл – нет 3 балла – да |
3 |
|
4.Психопрофилактическое и здоровье сберегающее сопровождение образовательного процесса Максимальное количество баллов - 12 |
4.1.Доля воспитанников, охваченных групповыми психопрофилактическими занятиями (с приложением конспектов занятий, фото или видео материал) |
1 балл – 40 % 2 балла –41 - 50 % 3 балла - Более 50% |
1 |
4.2.Доля педагогов (специалистов), охваченных индивидуальными психологическими консультациями, содержательный анализ запросов, цели и результаты (аналитический отчет) |
1 балл – 40 % 2 балла –41 - 50 % 3 балла - Более 50% |
2 |
|
4.3.Участие в организации и проведение ПМПк в ОУ (с приложением копии приказа о проведении) |
3 балла – участвует в ПМПк |
3 |
|
4.4. Повышение психологической компетентности педагогического коллектива (профилактика профессионального выгорания, работа с молодыми педагогами и др.) (с приложением аналитического материала, свидетельствующего о концептуальной компетентности, формах, целях, задачах и результативности такого вида деятельности с педколлективом за 2 года). |
2 балла - выступление на педсоветах по результатам психологических исследований 3 балла – проведение семинаров, тренингов |
3 |
|
5.Профессиональное развитие педагога (Максимальное количество баллов по данному критерию – 9 |
5.1. Освоение программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки (подтверждается наличием удостоверения, свидетельства, сертификата о повышении квалификации) 1 балл* бонусный - приведен пример применения применение в образовательном процессе полученных в ходе повышения квалификации знаний и умений. (Максимальное количество баллов по данному критерию – 3) |
1 балл – освоение программ повышения квалификации; 2 балла - освоение программ повышения квалификации проблемных курсов, стажировок, очной, очно-заочной или дистанционной форм обучения, и т.п. |
1 |
5.2.Владение навыками пользователя персонального компьютера (Максимальное количество баллов по данному критерию – 3) |
1 балл – навыки владения ПК ограничены; 2 балла – пользовательский уровень владения ПК 3 балла – применение мультимедийных средств; |
3 |
|
5.3. Наличие правительственных, отраслевых наград, почётных грамот, дипломов, благодарственных писем за профессиональные заслуги (предоставляются копии заверенные руководителем) |
0 балл – нет 3 балла – да |
3 |
|
6 Сохранение и укрепление здоровья детей (Максимальное количество баллов по данному критерию – 6 |
6.1. Динамика состояния здоровья детей (подтверждается выпиской из аналитических отчетов, групп здоровья детей за 2 -3 года заверенной руководителем Дома ребенка) *1,2 балла – бонус. Представлена объективная причина – состояние здоровья детей (подтверждается копиями карт нервно – психического развития с указанием диагноза). Максимальное количество баллов по данному критерию – 3 (Баллы не суммируются) |
1 балла – незначительная положительная динамика; * 2 балла – положительная динамика* 3 балла - значительная положительная динамика или стабильно высокий уровень |
2 |
Самоанализ и самооценка процесса и результатов профессиональной деятельности в форме информационно-аналитической справки
Критерий 1. Психодиагностическое сопровождение педпроцесса
-
Доля воспитанников за 2 – 3 года охваченных диагностическими (скрининговыми) процедурами
Психолого-педагогическое сопровождение наиболее востребовано в системе дошкольного образования в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов. Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка в ситуации взаимодействия.
Процесс психолого-педагогического сопровождения начинается с бережного и конфиденциального сбора информации.
Целью психодиагностического сопровождения является информационное обеспечение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Исходя из цели мною были поставлены следующие задачи:
Получить информацию об уровне развития психических процессов каждого ребенка;
Выявить состояние эмоциональной сферы дошкольников;
Выявить уровень готовности воспитанников подготовительных групп к обучению в школе;
Определить наличие проблем в осуществлении профессиональной деятельности у педагогов.
Полученные результаты используются при планировании воспитательно-образовательной и коррекционной работы, для организации групповой и индивидуальной работы с детьми, при планировании работы с педагогами ДОУ, для определения контингента родителей нуждающихся в помощи педагогов.
Для получения информации об уровне развития психических процессов я использую диагностический комплекс разработанный Е.А. Горбуновой на основании материалов М.М. Семаго, В.Л. Шарохиной и др., начиная со II младшей группы.
Готовность ребенка к школьному обучению определяется обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Каждая из этих сфер изучается рядом адекватных методик, направленных на выявление: уровня психического развития, наличия необходимых навыков и умений, состояния мотивационного отношения к школьному обучению.
Таким образом, групповыми диагностическими процедурами охвачено 8 групп, что составляет в среднем 82 % воспитанников ДОУ.
2012-2013 учебный год |
2013-2014 учебный год |
2014-2015 учебный год |
|
Количество воспитанников (%) |
79% |
89% |
78% |
Среднее количество воспитанников (%) |
82% |
-
Доля педагогов, охваченных диагностическими процедурами
Психодиагностика эмоционально-личностной сферы педагогов проводится по их личному запросу. Построение образовательного процесса в соответствии с новыми требованиями предполагает изменение практически всей системы деятельности педагога, пересмотр его взглядов на структуру коммуникации с детьми и родителями. Этот процесс требует больших эмоциональных затрат и зачастую вызывает растерянность и неуверенность в своей компетентности у педагогов. Все это привело к мысли более глубоко изучить данную проблему.
В 2013-2014 учебном году в нашем детском саду мною начал реализовываться проект по формированию коммуникативной компетентности педагогов, мотивации к самосовершенствованию. В рамках данного проекта были проведены диагностические процедуры, направленные на выявление типологических особенностей личности педагогов, оценку основных элементов коммуникабельности (способности к эмпатии, общительности, агрессивности, умения разрешать конфликты).
В вышеуказанных процедурах приняли участие 62,5 % педагогов. Полученные результаты показали необходимость продолжить работу по проекту.
-
Доля воспитанников, охваченных индивидуальными диагностическими процедурами, содержательный анализ запросов, цели и результаты диагностики
Психологическое сопровождение направлено на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическое сопровождение предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. В нашем дошкольном учреждении для выявления состояния эмоциональной сферы ребенка я заполняю карты наблюдения и оценки эмоциональных состояний. Использую такие индивидуальные диагностические методики, как графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус» (проводится с детьми 4-5 лет с целью выявления состояния эмоциональной сферы ребенка, наличия агрессии, ее направленности и интенсивности); методика Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой «Волшебная страна чувств» (проводится с детьми старшего дошкольного возраста с целью исследования психоэмоционального состояния).
На основании полученных данных формируются коррекционные группы. Таким образом, проанализировав журнал учета видов работ, можно сделать вывод, что индивидуальными диагностическими процедурами ежегодно в среднем охвачено 8 % обучающихся.
-
Доля педагогов, охваченных индивидуальными диагностическими процедурами, содержательный анализ запросов, цели и результаты
Индивидуальная диагностика педагогов проводится с целью решения текущих проблем и повышения интереса к психологическим знаниям. Данная форма диагностики проводится в виде анкетирования.
Такие диагностические процедуры помогают мне качественно подготовиться к педсоветам, родительским собраниям, семинарам, круглым столам; позволяют выявлять существующие проблемы для поиска путей решения.
Мною были проведены такие диагностические процедуры, как: опросник «Эмоциональное выгорание»; анкеты для выявления способности педагогов к саморазвитию, «Каков ваш творческий потенциал?»; «Изучение социально-психологического климата в дошкольном учреждении»; «Какой вы собеседник?» и др.
-
Доля участников экспериментальной и инновационной деятельности учреждения, охваченных психодиагностическими процедурами
Проблема формирования познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии и педагогике, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности. В то же время имеет место недостаток информации о влиянии психологического самочувствия в семье на познавательную активность дошкольников. Несмотря на то, что бесспорно признается решающее значение психологического самочувствия ребенка и общения его с близкими взрослыми. В связи с этим в 2013 году мною было проведено экспериментально-психологическое исследование, целью которого является выявление влияния психологического самочувствия в семье на формирование познавательной активности.
Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что психологическое самочувствие детей 6-7 лет в семье оказывает непосредственное влияние на формирование познавательной активности.
Подобранные методики рассчитаны на детей подготовительной группы, следовательно, в экспериментальной деятельности приняли участие 10 % воспитанников ДОУ.
Критерий 2. Коррекционно-развивающее сопровождение образовательного процесса
2.1. Доля воспитанников, охваченных индивидуальными коррекционно-развивающими процедурами
Одним из направлений работы педагога по психолого-педагогическому сопровождению воспитательно-образовательного процесса в ДОУ является коррекционно-развивающее сопровождение: развитие школьно-значимых функций, познавательных процессов, снижение индекса тревожности, агрессивности, импульсивности.
Индивидуальная коррекционно-развивающая работа в нашем ДОУ ведется по запросу педагогов или родителей (законных представителей) по следующим направлениям: работа с агрессивными детьми (сказкотерапия), работа с детьми, имеющими проблемы с эмоциональной стабильностью (коррекционно-развивающие занятия А.Ю. Кремляковой), работа с детьми с гиперактивностью (программа А.Л. Сиротюк), работа по развитию школьно-значимых функций (программа М.М. Безруких).
2.2. Оценки степени адаптации детей к условиям учреждения
Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям. Для многих детей приход в детский сад – это первый сильный стресс в их жизни; привыкание проходит бурно и более или менее продолжительно.
Для облегчения адаптационного периода детей мною проводятся игры и упражнения для детей раннего возраста, направленные на: сближение детей друг с другом и педагогом («Давай познакомимся!», «Раздувайся пузырь!», «Лови – лови!» и т.д.); освоение окружающей среды («Найди игрушку», «Чьи вещи?», «Как пройти?» и др.).
С целью диагностики степени адаптации каждого ребенка я провожу наблюдение за детьми в адаптационный период с заполнением листов адаптации.
Для оказания помощи родителям в воспитании малышей, повышения педагогической компетентности родителей, снижения напряженности адаптации детей раннего возраста при поступлении в ДОУ мною был разработан проект «В детский сад с радостью!». Данный проект создан для детей, не посещающих детский сад. Работа проводится в три этапа: консультация для родителей, игровые сеансы для детей и родителей, общее родительское собрание по итогам проведенных мероприятий.
Проанализировав степень адаптации детей к условиям учреждения, можно сделать вывод, что наблюдается позитивная динамика адаптации детей раннего возраста. Что свидетельствует о правильности выбранного пути в помощи малышам наиболее легко и комфортно привыкнуть к новым условиям.
Критерий 3. Результативность участия педагога – психолога в методической и научно-исследовательской работе
3.1. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта через открытые занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, круглых столах, конференциях, фестивалях.
Систематически провожу обобщение и распространение собственного педагогического опыта:
Являлась членом комиссии по проведению тематического контроля «Качество реализации общеобразовательной программы по разделу «Игровая деятельность»;
Входила в состав инициативной группы по подготовке к тематическому педсовету «Пути обогащения игровой деятельности – одно из условий формирования личности ребенка»;
Являлась членом комиссии по проведению тематического контроля «Качество реализации образовательной программы по разделу «Безопасность»;
Выступала на тематическом педсовете «Безопасность и дорожное движение»;
Являлась членом комиссии по проведению тематического контроля «Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме ДОУ»;
Провела семинар – практикум для педагогов «Формирование познавательной активности детей 6-7 лет в зависимости от их психологического самочувствия в семье»;
Приняла участие в районной родительской конференции «Обсуждение общественного проекта Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
Являлась членом комиссии по проведению тематического контроля «Качество образовательной деятельности в реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»;
Являлась членом комиссии по проведению тематического контроля «Развитие логического мышления дошкольников в процессе образовательной деятельности по ФЭМП и в повседневной жизни»;
Участвовала в методической декаде – фестиваля науки и творчества «Шаг в будущее»;
Приняла участие в районной родительской конференции «Сотрудничество семьи и школы в образовании, воспитании и развитии личности ребенка»;
Создала в социальной сети работников образования свой персональный сайт.
3.2. Наличие публикаций по вопросам профессиональной деятельности
Публикации в электронных СМИ:
«Проект по сопровождению семьи до поступления ребенка раннего возраста в ДОУ»;
Памятка «Капризы и упрямство малыша»;
Презентация «Организация игры»;
Презентация Психологическая безопасность».
Публикация в районной газете «Выль туйод».
Критерий 4. Психопрофилактическое и здоровье сберегающее сопровождение образовательного процесса
4.1. Доля воспитанников, охваченных групповыми психопрофилактическими занятиями
Для профилактики дезадаптации осуществляю психологическое сопровождение обучающихся в условиях ДОУ. Работа заключается в групповых занятиях с детьми. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятий определяется возрастом детей. Главным условием успешности работы является умение и желание играть с детьми. Работа проводится с воспитанниками средних и старших групп.
Целью таких занятий является снятие эмоционального и мышечного напряжения, помощь ребенку понять себя, стать увереннее, наладить отношения с окружающими, снизить тревогу.
Для достижения этой цели использую практические материалы для работы с детьми О.В. Хухлаевой с учетом особенностей каждого возрастного этапа.
Структура занятий с детьми средних групп состоит из: приветствия, разминки (активизация психических процессов, эмоционального и физического состояния детей), основного содержания (совокупность психотехнических упражнений и игр), рефлексии (эмоциональная и смысловая оценка занятия) и ритуала прощания.
Структура занятий с детьми старших групп следующая: подготовительный этап (снятие от речевых и мышечных напряжений), основной этап (совокупность психотехнических упражнений и игр), завершающий этап (анализ и усиление психотерапевтического группового взаимодействия через высказывания детей).
4.2. Доля педагогов (специалистов), охваченных индивидуальными психологическими консультациями, содержательный анализ запросов, цели и результаты
Целью консультативной работы с педагогами является оказание помощи в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, в актуализации личностных особенностей; содействие сознательному и активному присвоению нового социального опыта; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений; решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, самосознании и саморазвитии.
В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема общения с «трудными детьми». В связи с этим для педагогов были проведены индивидуальные консультации на тему «Особенности подхода к трудным детям».
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых, а нервная система ребенка далека от своего совершенства. Для эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом, эмоциями; создать благоприятную атмосферу и т.д. Для достижения этой цели были проведены следующие консультации: «Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми», «Роль педагога в эмоциональном развитии ребенка».
Наряду со многими проблемами сегодня педагоги все чаще говорят об агрессии слова, проявляющейся у детей дошкольного возраста. В связи с этим встала необходимость более детально изучить этот вопрос, найти пути решения. Данная цель была достигнута путем проведения консультации по такой теме, как «Речевая агрессия у детей».
Так же в своей профессиональной деятельности я не могла упустить такой феномен личностной деформации, как выгорание педагогов. С целью сохранения и повышения стрессоустойчивости, помощи преодоления негативных последствий было организовано индивидуальное консультирование «О синдроме профессионального выгорания педагогов».
Таким образом, проанализировав проделанную работу, можно сделать вывод, что индивидуальным психологическим консультированием было охвачено 48% педагогов. Результатом такого рода деятельности является повышение психологической компетентности педагогических кадров; повышение умения правильно понимать себя, должным образом оценивать свои мысли и поступки; возрастание умения принимать правильные решения в процессе столкновения с разного рода трудностями в воспитательно-образовательном процессе.
4.3. Участие в организации и проведении ПМПк в ОУ
С целью своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей проводится работа муниципальной психолого-медико-педагогической комиссии.
Согласно Приложению 6 к Приказу Управления образования администрации муниципального района «______» № _____ от ______ года я являюсь членом психолого-медико-педагогической комиссии.
4.4. Повышение психологической компетентности педагогического коллектива (профилактика профессионального выгорания, работа с молодыми педагогами и др.)
Данное направление работы осуществляю путем проведения семинаров, тренингов, практикумов. За три года работы мною были проведены такие мероприятия, как:
Семинар – практикум «Общение воспитателя с родителями воспитанников»;
Семинар – практикум «Азбука общения»;
Тренинг коммуникативной компетентности;
Практикум «По обучению приемам саморегуляции педагогов»;
Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального истощения (выгорания);
Практическое занятие «Нетрадиционные способы поддержки ребенка раннего возраста в адаптационный период».
Критерий 5. Профессиональное развитие педагога
5.1. Освоение программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки
Особое место в деятельности каждого педагога занимает повышение профессионального мастерства. Педагог должен обладать компетентностью, умением использовать различные технологии. Курсы повышения квалификации являются одним из средств достижения этих целей.
С ______ по ______ я прошла обучение в ГОУДПО «КРИРО» по дополнительной профессиональной образовательной программе повышения классификации воспитателей, старших воспитателей дошкольных образовательных организаций. Модуль 3. «Психолого-педагогические аспекты взаимодействия детского сада и семьи в развитии ребенка раннего возраста» в объеме 72 часов, регистрационный номер _____.
5.2. Владение навыками пользователя персонального компьютера
Современный педагог должен владеть основами работы на персональном компьютере. Владение работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием позволяет значительно интенсифицировать и облегчить труд.
В своей работе я пользуюсь как программой Microsoft Office Word для оформления конспектов занятий, подготовки консультаций для педагогов и родителей; электронной почтой и браузерами для поиска информации в сети интернет, обновления собственного мини-сайта, участия в конкурсах; так и программой Power Point для создания презентаций к педсоветам: «Организация сюжетной игры с детьми дошкольного возраста», «Психологическая безопасность детей в детском саду»; родительским собраниям: «Наши будни», «Год перед школой: формируем школьную зрелость», «Улыбка малыша в период адаптации» и др.
5.3. Наличие правительственных, отраслевых наград, почетных грамот, дипломов, благодарственных писем за профессиональные заслуги
Деятельность современного педагога невозможна без обобщения и трансляции собственного опыта. В результате участия в различных профессиональных конкурсах мною были получены следующие дипломы, благодарственные письма:
Диплом лауреата Всероссийского конкурса творческих работ «Неповторимый новый год!»
Благодарственное письмо за активное содействие в проведении и подготовку участников II Всероссийского конкурса юных художников «Семицветик»
Диплом II степени в общероссийском конкурсе «Безопасная дорога»
Диплом II степени в VI муниципальной выставке «Образовательная инициатива – 2014»
Благодарственное письмо за активное участие в районной родительской конференции «Обсуждение общественного проекта Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года»
Диплом участника республиканского конкурса «Детский сад – территория здоровья»
Сертификат участника всероссийского конкурса «Лучшая методическая разработка»
Диплом II степени в муниципальном профессиональном конкурсе «Лучшая методическая разработка».
Критерий 6. Сохранение и укрепление здоровья детей
6.1. Динамика состояния здоровья детей
Сохранение и укрепление здоровья детей – актуальнейшая проблема современного образования. Обеспечение развития дошкольника полноценной личностью возможно лишь при условии обеспечения физического здоровья, психоэмоционального благополучия ребенка, формирование потребности детей в здоровом образе жизни.
Для реализации поставленных задач в нашем ДОУ была составлена программа «Здоровячок», которая включает в себя решение вопросов психологического благополучия дошкольников.
В работе по сохранению и укреплению здоровья я осуществляю мониторинг особенностей развития психических процессов, поведения, эмоционально-волевой сферы, что позволяет в дальнейшем строить образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Также провожу групповые и индивидуальные занятия с детьми с целью снятия эмоционального и мышечного напряжения, преодоления стрессового состояния у детей, активизации речевых процессов, развития навыков общения.
Осуществляю психологическое просвещение, основной смысл которого заключается в том, чтобы знакомить педагогов, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности. Психологическое просвещение проходит в виде выступлений на педсоветах, родительских собраниях, бесед, семинаров, информационных папок, консультаций, а также, в оформлении собственного мини-сайта и блока информации на сайте детского сада.
Применение вышеуказанных форм работы позволили: улучшить показатель посещаемости в связи со снижением заболеваемости, улучшить состояние здоровья детей.
Приложение
Диагностический комплекс
группа |
цель |
диагностический инструментарий |
II младшая группа |
Диагностика уровня развития мелкой моторики |
«Нарисуй дождик» |
Диагностика уровня развития восприятия |
«Найди одинаковые предметы» |
|
Диагностика сформированности внимания |
«Заштопай коврик» |
|
Диагностика уровня словесной памяти |
«Найди хозяина собачки» |
|
Диагностика уровня развития словесно-логического мышления |
«Мама и детеныш» |
|
Средняя группа |
Диагностика сформированности мышления |
«Разложи геометрические фигуры» |
Диагностика уровня развития сенсорного восприятия |
«Соедини половинки предметов» |
|
Диагностика уровня развития зрительной памяти |
«Зрительная память» |
|
Диагностика сформированности внимания |
«Найди похожие фигуры» |
|
Диагностика уровня развития словесно-логического мышления |
«Кто где живет» |
|
Старшая группа |
диагностика умения сосредотачиваться, распределять внимание |
«Построим домик» |
Диагностика уровня развития саморегуляции, восприятия |
«Дорисуй фигуру» |
|
Диагностика сформированности мышления |
«Зачеркни лишнее» |
|
Диагностика уровня словесно-логического мышления |
«Найди предметы на один звук» |
|
Диагностика уровня развития памяти |
«Запомни и подчеркни» |
|
Подготовительная группа |
Диагностика уровня развития мелкой моторики |
«Проведи линии» |
Диагностика сформированности сенсорного восприятия |
«Нарисуй по точкам» |
|
Диагностика уровня сформированности внимания |
«Зашей коврик» |
|
Диагностика умения сосредотачиваться, уровня развития кратковременной памяти |
«Корректурная проба» |
|
Диагностика характера логических связей и отношений между понятиями |
«Зрительные анологии» |
Приложение
Методики для определения готовности к школе детей подготовительных групп
№ |
цель |
диагностический инструментарий |
1 |
Определение степени «школьной зрелости» |
«Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Йерасека |
2 |
Диагностика уровня развития слухоречевой памяти |
«10 слов» |
3 |
Диагностика уровня сформированности произвольного внимания
|
Корректурная проба |
4 |
Диагностика развития мелкой моторики |
«Нарисуй по точкам» |
5 |
Диагностика эмоционально-мотивационной готовности |
Тест Д.В. Солдатова |
Приложение
Конспект первого занятия с детьми средних групп
«Удивительный мир».
Цель: Знакомство. Способствовать сплочению группы, создание атмосферы доверия, формирование адекватной самооценки.
Материалы: клубочек пряжи яркого цвета, игрушка «Солнышко».
- Доброе утро, ребята! Я рада вас всех видеть. И хочу подарить вам солнышко. Появляется игрушка Солнышко. Здравствуй, солнышко! А теперь я передам солнышко Леночке. Здравствуй, Леночка! Я рада тебя видеть. Лена передаст солнышко Ване и скажет: «Здравствуй, Ваня! Я рада тебя видеть» и т.д.
- А теперь мы с вами немного поиграем в волшебную игру. Эта игра сделает так, чтобы мы крепко – крепко подружились. Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит этот клубок, чувствует, как его зовут, что хочет пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку. Когда клубок вернется к психологу, дети натягивают нить и видят объединившую их паутинку.
- Ребята, покажите, где у вас находятся хорошие ушки, красивые глазки, быстрые ножки. А теперь погладьте себя и скажите «хороший мальчик» или «хорошая девочка».
- Вы знаете, что в нашем детском саду живут домовые? Днем они тихо дремлют в укромных уголках, а вечером, когда мы все расходимся по домам, они вылезают, зажигают свечку и садятся вокруг неё. И тогда домовые начинают разговор. Они любят поговорить. Особенно им интересно рассказывать разные истории из тех, что случаются с нами днем. Но поскольку сами домовые днем спят, они очень любят слушать наши истории. Просто мечтают, чтобы кто-нибудь чего-нибудь о себе рассказал!
Причем все наши домовые – абсолютно разные, как и мы с вами. Один любит веселые истории, любит прыгнуть на ладошку и ждет, блестя глазами, когда с ним поделятся радостью! А вот его приятель больше любит истории грустные. Прижмется пушистым бочком, слушает и очень-очень рассказчику сочувствует. Третьему домовому нравятся истории сердитые. Брови насупит, кулачки сожмет и слушает, затаив дыхание, историю, в которой есть какой-нибудь злодей или обидчик. Сердится, сопереживает! Четвертый домовой предпочитает истории страшные. Пряниками не корми – дай послушать и испугаться! Только ушки мелко дрожат и шерстка дыбом становится. Пятый домовой любит удивительные истории про то, что, кажется, и на свете то не бывает. Слушает, раскрыв глаза, и удивляется!
Рефлексия.
- А теперь, когда наше занятие подошло к концу, давайте встанем, возьмемся за руки, закроем глаза и мысленно передадим друг другу радость.
Приложение
Консультация для педагогов
«Особенности подхода к «трудным детям»
В последнее время проблема общения с «трудными детьми» стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность «трудных детей» неуклонно растет.
Если в былые годы «трудными детьми» становились по преимуществу подростки, то теперь дети попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 6 – 11 лет. В настоящее время даже по отношению к детям – дошкольникам педагоги и воспитатели применяют выражение «трудный ребенок». Так кого же можно отнести к категории «трудный ребенок»? На основании анализа современной научно-педагогической и психологической литературы понятию – «трудные дети» можно дать следующее обоснование – «наличие у детей и подростков отклоняющегося от нормы поведения». Для них характерна замкнутость, отдаленность от родителей и сверстников, проблемы с родителями и педагогами, а также нередки приступы гнева и ярости. В данном случае выделим следующие категории детей, относящихся к понятию «трудные дети». Это:
- тревожные;
- гиперактивные;
- агрессивные;
- импульсивные;
- замкнутые;
- медлительные дети.
«Тревожные дети»
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.
Портрет тревожного ребенка.
Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Как выявить тревожного ребенка?
Опытный воспитатель или учитель, конечно, в первые же дни знакомства с детьми поймет, кто из них обладает повышенной тревожностью. Однако прежде чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной деятельности, в общении с другими детьми.
Причины возникновения тревожности у детей.
До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.
Также тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутреннего конфликта, который может быть вызван:
-
Противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями либо воспитателями;
Неадекватными требованиями (чаще всего завышенными);
Негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.
Как помочь тревожному ребенку.
Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время. Рекомендуется проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях: повышение самооценки; обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях; снятие мышечного напряжения.
В работе с такими детьми используют игры – драматизации. Сюжеты выбираются в зависимости от того, какие ситуации тревожат ребенка больше всего. Применяются приемы рисования страхов, рассказов о своих страхах. В таких занятиях не ставится цель полностью избавить ребенка от тревоги. Но они помогут ему более свободно и открыто выражать свои чувства, повысят уверенность в себе. Постепенно он научится больше контролировать свои эмоции.
Тревожным детям часто мешает справиться с каким-то заданием страх: «У меня не получится», «Я этого не сумею», - говорят они себе. Если ребенок отказывается взяться за дело по этим мотивам, попросите его представить себе малыша, который знает и умеет намного меньше, чем он. Затем пускай представит себе другого ребенка, который наверняка справится с заданием. Ему будет легко убедиться, что он далеко ушел от неумехи и может, если попробует, приблизится к полному умению.
Теперь попросите его сказать: «Я могу…» - и объяснить самому себе, почему ему трудно выполнить это задание. «Я могу…» - ответить то, что уже сейчас ему по силам. «Я сумею…» - насколько он справится с заданием, если приложит все усилия. Подчеркните, что каждый что-то умеет, чего-то не может, но каждый, если захочет, добьется своей цели.
Уметь расслабляться важно всем детям, но для тревожных ребят – это просто необходимость, потому что состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц. Обучить ребенка расслаблению – не такая простая задача, какой она кажется на первый взгляд. Дети хорошо знают, что такое сесть, встать, пробежать, но что значит расслабиться – им не совсем понятно. Поэтому в основу некоторых игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Он заключается в следующем правиле: после сильного напряжения мышц само собой следует их расслабление.
Далее следует выявление и работа с агрессивными, гиперактивными и др. детьми.