Методическая разработка «Портфолио дошкольника как инновационная технология в ДОУ»
В современном мире обращают огромное внимание на индивидуальное развитие ребенка, с его личным темпом, особенностями развития, способностями. Технология «Портфолио» поможет раскрыться, заметить свою «изюминку», оценить индивидуальные достижения, покажет, в чем сложности и способы их исправления. Данная технология помогает выстраивать взаимоотношения, совместную деятельность родителей с ребенком и педагогом, воспитателя и дошкольника.
Портфолио – это прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.
Составляется портфолио на одного воспитанника, коллектив - группу детского сада, спортивную команду, ансамбль, дуэт, или на конкретную семью. Мы будем составлять портфолио для каждого ребенка.
Целью портфолио является развитие творческого потенциала дошкольника.
Задачи:
создание ситуации успеха для каждого ребенка, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
развитие познавательных интересов и формирование готовности к самостоятельному познанию;
формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности;
формирование положительных нравственных качеств личности;
приобретение умений рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Функции портфолио:
диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;
целеполагательная – поддерживает образовательные цели;
мотивационная - поощряет достигнутые ребенком результаты;
содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ;
развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;
рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений.
Для успешной работы в технологии детского портфолио нужно соблюдать условия:
Самое важное добровольность создания портфолио, в нем должны быть заинтересованы. Отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно, конечно помощь взрослых уместна. Если он не согласен разместить, какой-либо материал в папке, не размещайте.
Вторым важным условием является чёткое понимание цели сбора информации, создания портфолио.
Каждое портфолио индивидуально и отличается количеством разделов, рубрик, тематикой, оформлением, содержанием.
Важно удобство хранения, доступность. Весь собранный материал необходимо систематизировать, сложить в папку, чтобы в любой момент дети могли взять и посмотреть.
Информацию необходимо собирать систематически, можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю или месяц).
Есть несколько видов портфолио:
Электронное портфолио. Это новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
Портфолио-раскраска
Портфолио традиционное, в виде папки.
Этапы работы технологии «Портфолио дошкольника»:
Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
Определить вид портфолио.
Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информации.
Определить структуру портфолио: количество, название рубрик.
Презентация портфолио.
Структура портфолио используемая часто, состоит из разделов:
Титульный лист содержит информацию о дошкольнике (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фотографию, название детского сада, группы. На момент начала и окончания ведения портфолио ставится дата, изображение ладошки малыша.
Раздел 1 «Давайте познакомимся» добавляются фото, рисунки малыша и небольшая информация.
Раздел 2 «Моя семья» размещаются фотографии, рисунки, информация о членах семьи (личные данные, прозвища, профессии, любимые занятия, блюда, черты характера, совместные, забавные истории).
Вкладыши:
• «Моя родословная» (семейное дерево)
• «Моя ладошка», где обведена ладошка с момента создания портфолио, и в дальнейшем будет обведена ладошка по окончанию ведения портфолио, т.е.перед выпуском ребенка из детского сада.
Раздел 3 «Мое творчество» добавляются творческие работы, выполненные дошкольником на занятиях (рисунки, рассказы, открытки, оригами и пр.).
Раздел 4 «Мои достижения» складываются грамоты, дипломы, сертификаты (с конкурсов, соревнований проводимых в детском саду, секциях и т.д.).
Вкладыши:
Раздел 5 «Мой детский сад» размещаются фотографии внешнего вида детского сада, моменты из жизни дошкольника в детском саду (занятия, прогулки, игры с детьми и т.д.).
Вкладыши:
• «Праздники в детском саду» фото со спектаклей, утренников, развлечений.
В этом году воспитателями и детьми группы был открыт новый раздел «Наши семейные традиции и праздники», где будут размещаться фотографии родителей и деток за совместным провождением времени.
В январе 2024года будет проведена совместная работа с родителями над разделом «Портрет моего ребенка», где родители напишут сочинение каким они видят своего ребенка.
Тарасова Ирина Викторовна
Радивил Лилия Владимировна