Методическая разработка «Портфолио дошкольника как инновационная технология в ДОУ»

7
2
Материал опубликован 29 July

В современном мире обращают огромное внимание на индивидуальное развитие ребенка, с его личным темпом, особенностями развития, способностями. Технология «Портфолио» поможет раскрыться, заметить свою «изюминку», оценить индивидуальные достижения, покажет, в чем сложности и способы их исправления. Данная технология помогает выстраивать взаимоотношения, совместную деятельность родителей с ребенком и педагогом, воспитателя и дошкольника.

Портфолиоэто прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

Составляется портфолио на одного воспитанника, коллектив - группу детского сада, спортивную команду, ансамбль, дуэт, или на конкретную семью. Мы будем составлять портфолио для каждого ребенка.

Целью портфолио является развитие творческого потенциала дошкольника.

Задачи:

создание ситуации успеха для каждого ребенка, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

развитие познавательных интересов и формирование готовности к самостоятельному познанию;

формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности;

формирование положительных нравственных качеств личности;

приобретение умений рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Функции портфолио:

диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;

целеполагательная – поддерживает образовательные цели;

мотивационная - поощряет достигнутые ребенком результаты;

содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ;

развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;

рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений.

Для успешной работы в технологии детского портфолио нужно соблюдать условия:

Самое важное добровольность создания портфолио, в нем должны быть заинтересованы. Отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно, конечно помощь взрослых уместна. Если он не согласен разместить, какой-либо материал в папке, не размещайте.

Вторым важным условием является чёткое понимание цели сбора информации, создания портфолио.
Каждое портфолио индивидуально и отличается количеством разделов, рубрик, тематикой, оформлением, содержанием.

Важно удобство хранения, доступность. Весь собранный материал необходимо систематизировать, сложить в папку, чтобы в любой момент дети могли взять и посмотреть.
Информацию необходимо собирать систематически, можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю или месяц).

Есть несколько видов портфолио:

Электронное портфолио. Это новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.

Портфолио-раскраска

Портфолио традиционное, в виде папки.

Этапы работы технологии «Портфолио дошкольника»:

Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.

Определить вид портфолио.

Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информации.

Определить структуру портфолио: количество, название рубрик.

Презентация портфолио.

Структура портфолио используемая часто, состоит из разделов:
Титульный лист содержит информацию о дошкольнике (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фотографию, название детского сада, группы. На момент начала и окончания ведения портфолио ставится дата, изображение ладошки малыша.

Раздел 1 «Давайте познакомимся» добавляются фото, рисунки малыша и небольшая информация.

Раздел 2 «Моя семья» размещаются фотографии, рисунки, информация о членах семьи (личные данные, прозвища, профессии, любимые занятия, блюда, черты характера, совместные, забавные истории).

Вкладыши:
• «Моя родословная» (семейное дерево)
• «Моя ладошка», где обведена ладошка с момента создания портфолио, и в дальнейшем будет обведена ладошка по окончанию ведения портфолио, т.е.перед выпуском ребенка из детского сада.

Раздел 3 «Мое творчество» добавляются творческие работы, выполненные дошкольником на занятиях (рисунки, рассказы, открытки, оригами и пр.).

Раздел 4 «Мои достижения» складываются грамоты, дипломы, сертификаты (с конкурсов, соревнований проводимых в детском саду, секциях и т.д.).
Вкладыши:

Раздел 5 «Мой детский сад» размещаются фотографии внешнего вида детского сада, моменты из жизни дошкольника в детском саду (занятия, прогулки, игры с детьми и т.д.).
Вкладыши:
• «Праздники в детском саду» фото со спектаклей, утренников, развлечений.

В этом году воспитателями и детьми группы был открыт новый раздел «Наши семейные традиции и праздники», где будут размещаться фотографии родителей и деток за совместным провождением времени.

В январе 2024года будет проведена совместная работа с родителями над разделом «Портрет моего ребенка», где родители напишут сочинение каким они видят своего ребенка.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Елена Юрьевна, для полноты представления, хорошо бы фото!

29 July