Представление опыта работы: «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология»
Пояснительная записка к презентации
Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология.
Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать. Но самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы - ему помогает педагог.
Анализируя свою деятельность, мы пришли к выводу, что необходимо организовывать проектнуюдеятельность, которая является эффективным методом развития ребёнка. Но как сформировать исследовательское поведение у детей дошкольного возраста?
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей.
Гипотеза – основы исследовательских навыков детей старшего дошкольного возраста будут формироваться, если в работе с ними использовать метод проекта.
Цель - формировать основы исследовательских навыков дошкольников на основе использования метода проекта.
Оригинальность проектной деятельности - возможность интеграции всех образовательных областей, учета интересов, опыта и предпочтений участников проекта, развития творческого потенциала и основ исследовательских навыков.
Новизна работы заключается в следующем – выражено авторское видение содержательности этапов введения метода проектов в целях формирования основ исследовательских навыков дошкольников, разработан механизм реализации проектной деятельности, включающий в себя постановку и реализацию целей и задач по определенным направлениям и предложен прогноз развития детей. Данная форма взаимодействия детей и взрослых позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимоотношения со сверстниками.
Методическая ценность – возможность внедрения положительного опыта в практику работу других дошкольных образовательных учреждений.
1. На общем родительском собрании в феврале ознакомили родителей с доступностью и практической значимостью метода проектной деятельности в формировании целевых ориентиров дошкольного образования детей на этапе завершения дошкольного образования, важностью взаимодействия детского сада и семьи в этом вопросе.
2. Была проведена диагностика исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста, их интересов, заинтересованности родителей, педагогов.
3.Проанализировав полученные данные, приступили к практической реализации проекта. Решение было общее – организация проектной деятельности на основе годовой тематики. 2017 год, является - годом экологии в России.
Хочется повторить высказывания доктора педагогически наук А. Савенкова «Обучение должно быть «проблемным», оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской работы. Организовать его надо по законам проведения научных изысканий, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение - творческая деятельность».
Итак, начинается поэтапная работа над проектом: «Огород по дорогам сказок». С детьми собирается художественная литература по теме, к работе привлекаются родители. Прочитанная детьми художественная литература обсуждаютсяв беседах. Параллельно реализуем подпроект: «Огород на окне», сажаем семена овощей, являющихся героями, сказок и рассказов, на рассаду, узнаем способы ухода, за каждым видом растений. Опыт побуждает детей сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, дети учатся рассуждать, делать умозаключения. В конце мая, подпроект- завершается,и публикуется, на моем мини сайте. Совместно с родителями готовим почву для высадки рассады, каждый ребенок, принял участие в работе, дети с нетерпением ожидали изменений. На огороде неоднократно появлялся ёж, вызвав восторг, у детей, желание узнать больше, в проект был включен цикл наблюдений за ежём, закончившийся конкурсом рисунков на асфальте. Так как наш проект был, приурочен, к году экологии в России, в июле начали подготовку к организации художественной выставки, дети самостоятельно выбрали тему: «Животные красной книги», определились со своим рисунком, обосновав свой выбор. Два рисунка стали участниками конкурса детского и юношеского творчества «Животные красной книги России». Организованным Дарвиновским музеем города Москвы. Один из рисунков занял диплом второй степени в конкурсе фотографий и рисунков: «Экология глазами детей. Наша выставка была презентована родителям, значима в рамках конкурсного движения детского сада.
В августе мы с детьми приблизились к промежуточному итогу нашей деятельности. Это самостоятельная исследовательская деятельность детей, но под руководством родителей. В процессе экспериментирования ребёнку необходимо ответить на вопросы: как я это делаю, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я делаю, что я хочу узнать, что получилось в результате. Темой проектов была выбрана: «Моё любимое домашнее животное», детям младшего возраста и их родителям были предложено изготовить поделки, исполненные в разных техниках. Привлекли к участию в проекте членов семьи ребенка. Опыт работы показал, что многие родители заинтересовались исследованиями и по собственной инициативе стали помогать сыновьям и дочерям: подсказывали, как выбрать объект, как ухаживать за ним, участвовали в оформлении альбомов. Таким образом, работа в рамках проекта способствовала формированию и поддержанию семейных традиций, сотрудничеству детей и родителей.Все проекты были презентованы детьми на празднике посвященному дню знаний, проводимого совместно с музыкальным руководителем.
В сентябре проект завершился сбором урожая, оформлением фотовыставки «Наш урожай», участием в выставке цветов и поделок на площади и утренником посвященному осени.
На заключительном этапе осуществляется подведение промежуточных итогов реализации педагогического проекта, это диагностика детей, результатом которой явилось: основная часть детей научились самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, обращаясь при надобности за помощью к взрослым, достигать результата, обозначать его с помощью условной схемы (зарисовывать, обобщать результат опыта). При обсуждениях в группах, а также в процессе самостоятельной исследовательской деятельности дети приобретают умение строить гипотезы и высказывать предположения об ожидаемом результате, формируются навыки сотрудничества. Работа над использованием метода проекта продолжается.
Я считаю, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.