Инновационная технология «Мозартика» в профессиональной деятельности педагога-психолога с дошкольниками

16
9
Материал опубликован 26 December 2017 в группе

Инновационная технология «Мозартика»

в профессиональной деятельности

педагога-психолога с дошкольниками

Кияйкина Наталья Федоровна

педагог-психолог

МБДОУ детского сада № 31 «Заря» г. Пятигорска

Ставропольского края

Увлекательная технология «Мозартика» направлена на гармонизацию эмоционально-личностной сферы, как детей, так и взрослых.

Инновационная игровая методика «Мозарт-развитие» – это не просто развивающая игра, это очень простой и эффективный способ достичь через ведущий вид деятельности дошкольников, гармоничного развития личности ребенка. В процессе жизнедеятельности ребенок порой многого не осознает и не может высказать, а увлекательная игра отражает реальность, показывает внутренний мир ребенка, способствует развитию его творческого потенциала. 

«Мозартика» помогает ребенку узнать и освоить цвет, величину, форму, счет, анализ и синтез, моделирование. Данная методика последовательно развивает когнитивные процессы: восприятие, ощущение, память, речь, мышление и воображение. Дети с большим удовольствием создают совместные картины и сочиняют сказки и рассказы.

 

Методика является диагностическим инструментарием, пособием для коррекционно-развивающей и психотерапевтической деятельностей. С помощью специально разработанной методологии, игровой процесс, с заложенными методами игротерапии, арт-терапии и психоанализа, позволяет педагогу-психологу определить эмоциональное состояние ребенка, выявить внутри-личностный конфликт, истинные причины возникающих проблем, получить представление о межличностных взаимоотношениях и вовремя оказать психологическую помощь.

 

Увлекательное пособие представляет собой набор разноцветных игровых полей разного размера, карточек с изображением геометрических фигур, картинок.

Игровое пособие по методике «Мозарт-развитие» несложно подготовить родителям вместе со своими детьми в домашних условиях, необходимо только желание, интерес к процессу и… цветной картон, открытки, старые журналы, книги, ножницы. Родитель вместе с ребенком вырезает различные геометрические фигуры, картинки, затем приклеивают все заготовки на прочную основу – картон, после этого можно выкладывать на игровом поле мозаику, сюжетные картины, сочинять рассказы и сказки.

Совместная деятельность родителей и детей способствует развитию у дошкольников любознательности, усидчивости, самостоятельности, а также формирует гармоничные отношения в контексте «родитель-ребенок».

Разнообразная тематика: «Семья», «Времена года», «Город», «Любимый праздник», «Витражи», «Космос»… стимулирует аналитико-синтетическую деятельность головного мозга, что в сою очередь развивает все психические процессы.

Литература

1. Болотова Н.П. Инновационные направления работы в педагогической деятельности. Актуальные проблемы образования в условиях его модернизации. Материалы Международной конференции. М. МПГУ, 2007.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересная технология!!!

26 December 2017

Пишу комментарий, т.к. являюсь автором Мозартики. К сожалению, то, что сделал автор статьи, при всём том, что автор явно человек увлечённый, неординарный, увы, Мозартикой не является. Это замечательная геометрическая мозаика, красивая и разноцветная, которой, наверно, уже много веков. Мозартика строится на определённых принципах разработки, есть строгая система разработки её элементов. К сожалению, источник, которым пользовался автор статьи, не объясняет, где граница между Мозартикой и тем, что на неё внешне похоже, но категорически ею не является. А я всё думаю: разве русский язык беден? Неужели нельзя замечательной красивой мозаике дать своё название? Почему нужно использовать термин, значение которого непонятно, и который к тому же зарегистрирован как товарный знак, вследствие чего охраняется законом РФ. Ну почитайте хотя бы тут: https://psy.su/feed/5499/ С уважением, Полина Руссавская

27 December 2017

Комментарий наполнен негативными чувствами... Очень жаль! Беспокойства автора мне понятны, но напрасны. Технология "Мозартика" привлекла мое внимание еще два года назад, что способствовало использованию методик "Мозарт-развитие", "Мозарт-терапия", "Мозарт-семейный ресурс" в моей профессиональной деятельности. Чему я очень рада, так как прослеживаю эффективность применения данного пособия. А право выбора по его изготовлению - оставляю за собой, так как использую его в своей профессиональной деятельности, а не для розничной торговли.

28 December 2017

Полина Ернестовна! Мой отец художник - Жеребцов Егор Семенович. Несколько детей в школе искусств нарисовали "кулю-мулю" и подписали "в стиле работ Жеребцова Е.С." Я была в ужасе и говорю ему: "Папа, но это же ужас!!!". А он мне: "Дочка! Они видят так этот мир, и стремятся выразить свои мысли и это здорово! А то, что ссылаются на меня - значит я авторитет! Значит они стараются быть хоть в чем то на меня похожими. Научить невозможно - можно только научится!!! И они это делают." Я приведу старое мудрое изречение: "Спрячешь - потеряешь, отдашь - приобретешь!" Русский язык очень богат. Но разве картина написанная акварелью, а не маслом не являться произведением искусства? Мне лично понравилось. Я бы гордилась, что у меня есть последователи. "Хоть горшком назови - только в печку не ставь!" Хорошо, я проведу эксперимент: спрошу, что означает слово "Мозартика". Результат Вам сообщу. С уважением, Трегубова Татьяна Егоровна.

27 December 2017

Благодарю за поддержку!

28 December 2017

Очень печально, что психологии не всегда юридически грамотны, и, к сожалению, в научных изысканиях считают возможным опираться лишь на один источник литературы. До сих пор никто не решился нарезать треугольники разных цветов и назвать это новым тестом Люшера. Коллеги, давайте не будем забыть не только про авторское право, но и про зарегистрированные названия, которые охраняются законом. Создание нового - процесс сложный, длительный. Если у Вас есть идея, Вы создали новый ресурс - Это замечательно. Назовите его иначе, чтобы не было конфликта интересов. Если не считаете возможным использовать название «коллаж», что и есть приклеивание, то хотя бы не пытайтесь один инструмент подменить другим http://inpsycho.ru/student/biblioteka/stati-prepodavatelej/raboty-s-kollazhami-v-artterapii

7 January 2018

Применяемая в моей профессиональной деятельности технология - не мое "детище". И на авторство я не претендую!!! Данную технологию нельзя назвать "Коллаж", как предлагает автор комментария, так как в процессе деятельности участники не пользуются приемами приклеивания изображений. Изученный мною разнообразный материал, в том числе и автора Болотовой Н. по методикам: "Мозарт-развитие", "Мозарт-терапия", "Мозарт-семейный ресурс" относится большей части к игротерапии, где все участники выкладывают картины по своему усмотрению, а в дальнейшем, по желанию, могут передвигать изображения в процессе коррекционно-развивающей деятельности. Все зависит от выбора методики, целей и поставленных задач.

8 January 2018

Автор статьи предполагает, что в отсутствии коммерческого использования можно в публичном пространстве называть Мозартикой что угодно по своему разумению. Это не так. Закон РФ позволяет правообладателю товарного знака «Мозартика» привлечь автора статьи к ответственности за дезинформацию. Доказать факт дезинформации очень легко – во-первых, Мозартику описывает комплекс экспертных заключений (начиная с 2004 г.), в том числе от главных экспертных учреждений страны. Во-вторых, Мозартика очень подробно представлена в справочнике технологий, рекомендованных Министерством образования РФ. Но я не хочу прибегать к силовым методам. Я пока ещё верю, что увлечённый специалист ошибается искренне, и верю в силу разъясняющего слова и научной истины. Начнём с главной иллюзии автора статьи. Суть Мозартики вовсе не в том, что люди «выкладывают картины по своему усмотрению, а в дальнейшем, по желанию, могут передвигать изображения в процессе коррекционно-развивающей деятельности». Категорически нет! Играть симфонию – разве это просто клавиши нажимать, даже если пианино имеется? А в данном случае и пианино нет… А теперь объясняю строго и последовательно. 1. Мозартика – научная категория. Мозартика – это система принципов разработки материальных сред, организующих глубоко личное интерактивное общение человека с ресурсным полем мирового изобразительного искусства. Каждая разработанная материальная среда (конкретная игра Мозартики) опирается на свой ресурсный пласт. Слово «Мозартика» устроено так – в середину слова «мозаика», точнее, в сердцевину этого слова, вставлено слов «art» (искусство). Без базисной основанности на ресурсном поле изобразительного искусства ни о какой Мозартике речь идти не может. 2. Каждая игра создаётся достаточно долго, иногда годы. Сначала идут исследования ресурсного поля. Затем разрабатывается сам формат общения, материальное воплощение архетипической канвы и образного конструктора. В основе любой игры Мозартики лежит математическая модель, а не личное авторское творчество, поверхностный креатив, дизайнерские находки и т.д. Это именно научная разработка. 3. Игра «Витражи», якобы аналог которой присутствует на фото в статье, основана на результатах исследования ассоциативных амплитуд гармонических пар цветового круга. Аналогичные результаты получили американские исследователи. Каждый цвет и каждая форма в этой игре строго выверены. Для издания «Витражей» разработана специальная полиграфическая технология, т.к. стандартная не позволяет получить требуемую цветовую палитру. Эту палитру уместно сравнить с нотами в музыке. 4. О взаимоотношениях Мозартики и технологий Мозарт. В 2004 году вышел сборник «Игра как в высшей степени достойное занятие (новинки российских игр)», под редакцией доктора технических наук В. В. Берендта. В сборнике есть очень подробная глава о Мозартике. Там же приводится одно из первых экспертных заключений нашего главного эксперта, профессора, доктора медицинских наук Николая Васильевича Вострокнутова, много лет возглавлявшего Отделение социальной психиатрии детей и подростков в ФГУ «ГНЦ ССП Росздрава им. В. П.Сербского» (сейчас ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, это учреждение много лет является одним из главных экспертных учреждений страны). Никаких технологий Мозарт ещё не было и в помине. Они впервые упоминаются в статье П. Э. Руссавской и Н. П. Болотовой «Мозартика: её история, возможности и перспективы» (журнал «Прикладная психология и психоанализ», № 3-4 за 2007 год) как одни из возможных методик работы с играми Мозартики, в этом же номере есть и более подробная статья Н.П.Болотовой о применении Мозарт-терапии. Н.П. Болотова занимается именно разработкой методик работы с Мозартикой, а не разработкой Мозартики. А методики могут быть разными. 5. Можно ли использовать технологии Мозарт для работы с другими вещами – отдельный вопрос. Но хочу сказать сразу, что во всех самых разных работающих с Мозартикой методиках идёт опора на тот внутренний процесс, который в играх Мозартики идёт, а при работе с Вашими поделками не идёт. Яркий пример: по приведённым фотографиям и в этой статье, и на сайте МБДОУ детский сад комбинированного вида № 31 «Заря», в котором работает автор статьи, видно, что имеет место поверхностный сюжет, а не глубинные личные проекции. И уж точно нет ресурсного поля. Анализ изобразительных текстов – часть моей регулярной работы. Этот случай – скорее анти-Мозартика. Могу это доказать в любом научном сообществе. 6. На высказывания в мой адрес я даже отвечать не буду. В своём ответе я руководствуюсь тем, что мне всегда говорил главный эксперт Мозартики Николай Васильевич Вострокнутов: «Полина, не допускайте профанации Мозартики!». К сожалению, Николая Васильевича уже нет, но я его наставления помню. И мой ответ - это ответ человека, отвечающего за развития данного научного направления. Автору статьи придётся убрать слово «Мозартика» со своих разработок. В любом случае ярлык «Мерседес», прилепленный на автомобиль «Жигули», не заставит автомобиль «Жигули» ездить, как «Мерседес». Понимать или не понимать – дело автора статьи. Но я сделаю всё от меня зависящее ради торжества научной истины в данном случае.

11 January 2018

Смотрю и вспоминаю анекдот: "Встречаются два еврея: — Слышал я «Битлз», не понравилось. Картавят, фальшивят... Что людям в них нравится?! — А где ты их слышал? — Да мне Мойша напел…" Я настоящую Мозартику имею в своем рабочем арсенале. Я ее купила за собственные, не маленькие деньги, долго изучала, кучу времени и усилий потратила.... И когда я вижу, как вышеприведенное кустарное пособие госпожа Кийякина смело именует Мозартикой, у меня смешанные чувства. Я всегда восхищалась людям, которые достаточно внутренне свободны, чтоб болтовню на кухне назвать "психоанализом", Битлз напеть соседу, нарезать цветной картон, и вуаля! сделать "Мозартику". Для детей и любителей любое самовыражение- это прогресс. Однако, в профессиональной среде фабрикование подделок, и их распространение называется профанацией. Профаны всегда жили и кормились рядом с наукой, это так. Психологическая информированность населения низка, потребители малограмотны, и их неведением удобно пользоваться. Какая разница госпоже Кияйкиной, что граждане понесут ее дезинформацию дальше в геометрической прогрессии? Мол, «видали мы эту Мозартику, что людям в ней нравится». Но каждый профессионал должен отвечать за качество услуг и подлинность товаров, которые предоставляет своему клиенту! Я считаю, что в данном случае процедура защиты авторских прав- будет прежде всего ЗАЩИТОЙ ПОТРЕБИТЕЛЯ, далее- защитой профессионального сообщества, и в конечном итоге- защитой общества от профанического знания. Чтоб подкрепить свою позицию, приложу фото настоящей Мозартики.

13 January 2018

Похожие публикации