12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шучалина Анна Степановна219

«Лэпбук как инновационная технология в образовании».

В современной основе обучения детей лежит системно-деятельностный подход. Педагоги включают в свою работу интерактивные методики, моделирование и анализ ситуаций из жизни, а так же вовлекают ребят в проектную и исследовательскую деятельность.

Проектная деятельность содержит большое количество различных учебных действий. Развиваются познавательные, творческие навыки, используются приемы критического мышления. Формируются умения самостоятельной добычи знаний, способности активно использовать и ориентироваться в информационном пространстве.

В век интернета существует множество технологий и методик организации проектной деятельности, как на уроках, так и на занятиях в сфере дополнительного образования. Все больше набирает популярность использование одной из таких технологий, способной структурировать и систематизировать результаты проектной деятельности обучающихся, имеющей конечный интерактивный продукт – лепбук.

Лэпбук – это папка книжка на коленях. Существует множество различных названий этой разработки: тематическая или интерактивная папка, книжка копилка, папка проектов. Для лэпбука подойдет материал определённой темы, который раскрывается в виде самодельной интерактивной папки с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые модно передвигать, перемещать, заполнять, дорисовывать менять местами, играть.

Лэпбук предназначен для усвоения новой информации или закрепления пройденного материала в занимательно-игровой форме. Пособие имеет яркое оформление, интересные, занимательные задания, четкую структуру. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение вопросов, выполнение заданий. И тогда ребенок будет готов к изготовлению тематической папки вместе с родителем или педагогом. В таком ключе лэпбук будет играть роль закрепляющего, информационно систематизирующего дидактического и игрового пособия. Создание папки можно оформить в персональный проект с одним ребенком или коллективный с группой детей.

Создание лепбука в качестве продукта исследовательской деятельности может объединить огромное количество интересной и полезной информации. Вроде бы мы включаем детей в стандартный творческий процесс по изготовлению книжечки по определенной теме. Но на самом деле, мы побуждаем детей анализировать информацию по этой теме, выделить от общего числа нужную, обработать ее, оформить в интересной форме, и в конце получить конечный продукт, собравший, и полезную информацию, и яркую обложку, и доступную в понимании детей игру.

Значимость и преимущества технологии «лэпбук»:

пробуждает интерес ребёнка к познавательной деятельности;

активизирует учащегося самостоятельно собирать нужную информацию (в старшем возрасте);

развивает творческое мышление, креативность, мелкую моторику, речь;

помогает разнообразить занятия, совместную деятельность с детьми и родителями;

помогает детям лучше понять и запомнить информацию (особенно если ребенок визуал);

позволяет сохранить собранный материал;

объединяет и обеспечивает партнёрские взаимоотношения педагогов, детей и родителей;

способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;

способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;

способствует творческой самореализации педагога.

В образовательном процессе использование готовых лепбуков так же несет большую смысловую нагрузку. Неизменным остается тот факт, что лучшее восприятие информации происходит через игру. Среди прочих можно выделить несколько планируемых результатов использования лэпбука в процессе образовательной деятельности:

Объединение детей, родителей и педагогов в ходе реализации мини-проекта.

Обучение детей находить информацию самостоятельно, определять достоверность обнаруженных фактов.

Развитие творческого мышления, любознательности, находчивости, воображения.

Совершенствование мелкой моторики, пространственной ориентировки.

Расширение представлений детей об окружающем мире.

Так как лэпбук это собранная информация по определенной теме. Педагог может проявить творческие способности и сделать сборник не только для занятий по календарно тематическому планированию, но и включить данную технологию в организацию воспитательной деятельности. Например, собрать игровую папку, которую будут использовать в свободное от занятий время. Еще один вариант это внедрение технологии в работу с родителями, перед празднованием какого-либо праздника, можно предложить обучающимся собрать информацию «Как отмечается праздник в их семьях?» (Что готовят? В какие игры играют? Как поздравляют друг друга? и т.д.). В связи с выше перечисленным, такие информационные папки можно разделить по нескольким категориям.

1. По назначению:

учебные (по предметным темам);

игровые (сборники по народным играм, интеллектуальным, спортивным, логическим, интерактивным и т.д.);

поздравительные (входят книжные копилки, несущие подарочный характер к предстоящему торжеству или знаменательному событию),

праздничные (материалы, приуроченные к определенному празднику, описывающие интересные особенности, подробности, традиции и т.д.);

автобиографические (папки содержащие информацию отчет о произошедщем событии в жизни человека).

В зависимости от формы:

стандартная книжка с двумя разворотами;

папка с 3-5 разворотами;

книжка-гармошка;

фигурная папка.

Каждый созданный лэпбук индивидуален и эксклюзивен. Во время работы можно проявить свой талант и сделать настолько интересную подачу материала, что каждому ребенку захочется изучить каждые его элемент. Нужно использовать качественные материалы, яркие, но не раздражающие акценты. Наполнение папки может быть, каким угодно, главное, чтобы педагогу и ребенку было удобно им пользоваться. Каждый кармашек, вращающаяся деталь или окошко должно быть продуманно и нести смысл. Организовать материал в папке можно с помощью таких вариантов:

стандартные кармашки;

обычные и фигурные конверты;

кармашки-гармошки;

кармашки-книжки;

окошки и дверцы;

вращающиеся детали;

высовывающиеся детали;

карточки;

стрелки;

пазлы;

чистые листы для заметок и т.д.

Для того чтобы создать интересный лепбук, необходимо придерживаться следующей схемы.

1. Определить тему.

Выбрать тему достаточно просто, она может совпадать с темой вашего занятия, или воспитательного мероприятия или событий, предстоящих к обсуждению. Тема может быть обширной, например: животные Коми республики, в которой собрана информация о животных обитающий в республике, так и узкой, например: северный олень, отражающей информацию только северном олене.

2. Составить план работы.

Необходимо продумать какая именно информация будет отражена в вашем лепбуке, а после оценить, раскрыта ли ваша тема в этой папке. Информацию разбить по блокам.

3. Создать макет и заполнить папку.

Можно нарисовать макет на бумаге и представить как будет размещен каждый блок в папке. Необходимо использовать различные варианты представления информации, чтобы папка была интересной для изучения. Включите фантазию и воображение и вперед вдохновляться и творить!

В данной статье мы представляем фотогалерею, в которой отражён опыт использования лэпбука на тему «Коми орнамент». Популяризация родного языка, традиций, орнамента является приоритетной в современном образовании. Каждый педагог старается включить такие темы в свой учебный план, для того чтобы в интересной форме знакомить детей с родным краем. Так появилась идея создать пособие, с которым будет интересно изучать орнамент Коми. Проанализировав и собрав необходимое количество информации, был изготовлена папка, в которой отражены задания связанные с орнаментом. По данной папке можно закрепить уже пройденный материал или ребёнок может самостоятельно изучить материал, если он отсутствовал на занятии, когда проходили данную тему. Папка состоит из трех разворотов. На одном из разворотов представлены элементы коми орнамента, на двух других задания:

Первое задание: отгадай загадку и найди подходящий элемент. Загадки со временем можно менять, подбирать по возрасту, с учетом пройденных тем.

Второе задание: найди пару (перемешаны картинки и элементы коми орнамента). В этом задании необходимо подобрать к картинке обозначение орнамента, например, к изображению пилы нужно найти орнамент обозначающий пилу и слово «пила».

Третье задание: придумай элемент орнамента. Ребятам предлагается придумать обозначение чего либо, то есть придумать новый элемент орнамента.

Четвёртое задание: дорисуй орнамент. Познакомившись с некоторыми элементами, дается карточка, на которой нарисован элемент, а ребятам необходимо его дорисовать.

Пятое задание: найди лишнее. На карточке изображены несколько различных элементов орнамента, необходимо выбрать лишний.

Шестое и седьмое задание: применение коми орнамента (нарисуй пояс или закладку, раскрась варежку). Обучающимся предлагается немного проявить фантазию и порисовать.

Восьмое задание: одень куклу в национальный костюм (здесь мы используем современную одежду и традиционный коми костюм). Этим заданием можно проверить запомнили ли ребята, как выглядит национальный Коми костюм.

Каждое задание прорисовано вручную, карточки придуманы и вырезаны совместно с детьми творческого объединения «Радуга». Совместно с детьми была просмотрена литература Коми авторов, в которых изображен коми орнамент или есть упоминание о происхождении различных элементов.


t1631358615aa.jpgСодержимое лэпбука.  

Автор фото: Шучалина А. С.t1631358615ab.jpg

Наглядный материал по коми орнаменту.

Автор фото: Шучалина А. С.

t1631358615ac.jpg

Закладки.

Автор фото: Шучалина А. С. t1631358615ad.jpg

Найди лишний элемент.

Автор фото: Шучалина А. С.

t1631358615ae.jpgПродолжи узор.

Автор фото: Шучалина А. С. t1631358615af.jpg

Придумай элемент.

Автор фото: Шучалина А. С.

t1631358615ag.jpgНайди пару.

Автор фото: Шучалина А. С. t1631358615ah.jpg

Одень куклу в коми костюм.

Автор фото: Шучалина А. С.

t1631358615ai.jpg

Элементы коми орнамента.

Автор фото: Шучалина А. С.

Во время работы над данным лепбуком ребята активно учавстворали во всех этапами работы. Предлагали различный варианты систематизации собранного материала, С большим удовольствием делились собранной информацией друг с другом. Придумывали задания и конечно тестировали их. После того, как все работы были завершены и ребята проиграли все задания, у них не остановилась работа над этим проектом, каждый уже придумывал, как можно усложнить или немного изменить данный лепбук. Данная разработка пользуется спросом не только на занятиях в творческом объединении «Радуга», но и в других объединениях центра, при изучении данной темы.

Собранные материалы помогают разнообразить проведение занятий по теме «Коми орнамент». Заинтересовать и сохранить интерес учащихся. Дети пропустившие занятия по данной теме могут самостоятельно изучить материал. Такой наглядный сборник, является эффективной иновационной технологией и отличным инструментом для достижения многих образовательных задач.

Список использованной литературы:

1. Гарносько, Н. М. Лэпбук как эффективный инструмент обучения и развития универсальных компетенций учащихся / Н. М. Гарносько // Современные тенденции развития начального и эстетического образования : Сборник статей Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию факультета начального и музыкального образования, Могилев, 28 марта 2019 года. – Могилев: Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова, 2019. – С. 80-81

2. Климова, Г.Н. «Узорное вязание коми» Коми книжное издание. Сыктывкар, 1978г.

3. Климова, Г.Н. «Текстильный орнамент коми». Коми книжное издательство. Сыктывкар 1984. 144с. С ил.

4. Конанов, Н.Д. «Зырянский мир» Очерки о традиционной кульнуре коми народа. Издание второе, исправленное и дополненное. Сыктывкар коми книжное издательство. 2004. – 432с.

5. Кудряшов, В.М «Коми народные загадки» Сыктывкар: Издательство «Эском» 2008 – 192с. С ил.

6. Тигрова, Н. И. Лэпбук - новый инструмент в работе учителя / Н. И. Тигрова, Ю. Н. Понятовская // Региональное образование: современные тенденции. – 2018. – № 1(34). – С. 54-58.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Калягина Ирина Владимировна, 11.09.21 в 14:34 2Ответить Пожаловаться
Анна Степановна, спасибо за публикацию с замечательными авторскими фотографиями!
Потамошнева Наталья Алексеевна, 11.09.21 в 18:56 2Ответить Пожаловаться
Очень понравился материал, спасибо, Анна Степановна! А фото, в виде приложения, увеличивают его ценность.
Шпак Оксана Васильевна, 20.09.21 в 19:46 1Ответить Пожаловаться
Анна Степановна, поздравляю с победой в конкурсе! Очень интересный материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.