Портфолио учителя-дефектолога
ПАПКА ДОСТИЖЕНИЙ
учителя-олигофренопедагога
Васильевой Елены Николаевны
«Дорогу осилит идущий!»
г. ….., 2020 г.
Содержание портфолио:
Введение. Пояснительная записка
Раздел 1. Информационная справка
Раздел 2. Результативность педагогической деятельности
Раздел 3. Учебно-методическая деятельность
Раздел 4. Внеурочная деятельность
Заключение
Приложения
Раздел 1. «Информационная справка»
ФИО: Елена Николаевна Васильева
Дата рождения:
Специальность: олигофренопедагог
Должность: учитель-дефектолог
Педагогический стаж: 27 лет, из них 14 – учителем-дефектологом
Повышение квалификации:
2019г.- удостоверение о повышении квалификации «Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов по ФГОС основного общего и среднего общего образования», Государственное образовательное частное учреждение организации дополнительного профессионального образования «актион-МЦФЭР», Москва, 2019г., Регистрационный номер У2019012090, 72 часа;
2019- удостоверение о повышении квалификации "Совершенствование компетенций учителя русского языка в соответствии с требованиями профстандарта и ФГОС», Государственное образовательное частное учреждение организации дополнительного профессионального образования «актион-МЦФЭР», РМосква, 2019г,егистрационный номер У2019019689, 140 часов;
2019г.- удостоверение о повышении квалификации «Профилактика суицидального поведения : Организация работы с подростками», ООО «Столичный учебный центр», Москва, 2019г., Регистрационный номер 22090, 72 часа;
2017г.- Удостоверение о повышении квалификации "Здоровьесберегающие технологии в общем образовании в условиях внедрения ФГОС», ООО «Центр онлайн-обучения Нетология-групп», Москва, 2017г., Регистрационный номер Ф 006465, 72 часа;
2015г.- Удостоверение о повышении квалификации «Современные коррекционно-развивающие технологии в организации учебного процесса в коррекционной школе (с учетом требований ФГОС), АНМЦ «Развитие и коррекция», Москва, Регистрационный номер 10.1-У/ХШ-1679/2, 240 часов;
2017г.- Удостоверение о повышении квалификации «Психология учителю: работа с «трудными» учениками и родителями», ООО «Центр онлайн-обучения Нетология-групп», г.Москва, Регистрационный номер Ф 006 466, 72 часа;
2019г.- свидетельство «Навыки оказания первой помощи», АНО ДПО «ИПК технопрогресс», Г.Москва, 8 часов;
2019г.- сертификат «Подросток. Способы взаимодействия с подростком», Мирнинское районное управление образования, 34 часа;
2020г.- Удостоверение о повышении квалификации «Организация деятельности педагогических работников по классному руководству», г.Саратов, ООО «Центр инновационного образования и воспитания», 17 часов;
2020г.- Сертификат «Профориентация в современной школе», Фоксфорд, г.Москва, 108 часов.
2020г.- Сертификат «Трудные дети. Как организовать учебную деятельность», Учебный центр «Урок РФ», Сертификат №В-008005, 2 часа;
2020г.- Сертификат «Девиантное поведение подростков: профилактика и коррекция», Учебный центр «Урок РФ», Сертификат №В-008004, 1 час;
2020г.- Сертификат «Школьная тревожность: понятие, практические меры профилактики», Учебный центр «Урок РФ», Сертификат №В-008003, 2 часа;
Распространение опыта:
2016г.- сертификат ИРОиПК о распространении опыта, г. Якутск;
2017г.- сертификат за участие в семинаре для педагогов «Технология первичной профилактики употребления психоактивных веществ детьми и молодежью», Управление РС(Я) по государственному регулированию алкогольного рынка;
2020г.- свидетельство об обобщении и представлении на Международном уровне педагогического опыта работы, учебная программа «Специальная программа развития», Международный журнал «Педагог»;
2020г.- Диплом за распространение педагогического опыта в рамках формирования «Сборника методических разработок и педагогических идей», педагогическое сообщество УРОК.РФ;
2020г.- сертификат участника конференции «Инклюзивное образование в России: проблемы внедрения в регионах, своеобразие адаптивных программ».
Мои публикации
2017г.- сертификат «Мониторинг обученности обучающихся 5-9 классов», Педагогическое сообщество «УРОК.РФ». №17-922999;
2017г.- сертификат «Олимпиадные задания для 5-10 классов», Педагогическое сообщество «УРОК.РФ». №17-754314;
2017г.- сертификат «Технологическая карта урока в 4 классе по развитию речи «Рыбы. Составление сложных предложений», Педагогическое сообщество «УРОК.РФ». №17-930284;
2017г.- сертификат «План воспитательной работы на 2017-2018 учебный год», Педагогическое сообщество «УРОК.РФ». №17-798496;
2017г.- свидетельство «План – конспект урока по чтению в 5-м классе», Инфоурок, № ДБ-696589;
2017г.- свидетельство «План – конспект урока по русскому языку в 5-м классе», Инфоурок, № ДБ-700624;
2018г.- сертификат «План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Склонение имен существительных», (VIII вид)», Педагогическое сообщество «УРОК.РФ». №18-510072;
2018г.- сертификат «План-конспект урока чтения в 5 классе по теме: «Басня как литературный жанр. И.А.Крылов», (VII вид)», Педагогическое сообщество «УРОК.РФ». №18-510072;
2020г.- свидетельство «Смотр строя и песни», INTOLIMP.ORG, №122763;
2020г.- свидетельство «План работы школьного ПМПк по сопровождению пятиклассников в период адаптации в среднем звене на 2016-2018 уч.г.», Педагогическое сообщество «УРОК.РФ». №20-744750;
2020г.- сертификат «Анализ воспитательной работы в 7-м классе за 2019-2020 учебный год», Педагогическое сообщество «УРОК.РФ». №20-300705;
2020г.- сертификат «Специальная индивидуальная программа развития», Педагогическое сообщество «УРОК.РФ». №20-160160;
2020г.- сертификат «Педагогическая характеристика», Педагогическое сообщество «УРОК.РФ». №20-246388;
2020г.- свидетельство «Анализ проведенной работы учителем-дефектологом Е.Н.Васильевой за I полугодие 2017-2018 учебного года», Педагогическое сообщество «УРОК.РФ». №20-992625.
Рецензии
«Анализ воспитательной работы в 7-м классе за 2019-2020 учебный год», рецензент Шкунов В.Н., Доктор педагогических наук, доктор исторических наук, профессор, заслуженный учитель школы РФ, член Диссертационного совета по защите докторских диссертаций по педагогическим наукам при УлГУ, стаж-40 лет.
Квалификационные тесты
2020г.- «Работа ПМПК при психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ»;
2020г.- «Внедрение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс».
\
Результаты работы:
Позитивные результаты внеурочной деятельности: Российский уровень:
2017г.- сертификат участника всероссийского конкурса для учителей коррекционных классов на лучшую разработку технологической карты урока; Педагогическое сообщество «УРОК.РФ». №17-149860;
2017г.- Диплом II степени за тест «Стресс и стресс-менеджмент в деятельности педагога»; Проект Инфоурок.Ру;
2017г.- Благодарность за активное участие в работе международного проекта для учителей intolimp.org;
2018г.- Благодарность за активное участие в работе международного проекта для учителей intolimp.org;
2018г.- Диплом III степени дистанционного конкурса методических разработок по вопросам образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в номинации «Лучший конспект урока», Мирнинское управление образования;
2018г.- Диплом, тест «Классные руководители», Единый урок;
2019г.- Благодарность за активное участие в работе международного проекта для учителей intolimp.org;
2019г.- Диплом активного участника Всероссийской добровольной интернет-акции «Безопасность детей на дороге», №1543323063-9353-7981-1468;
2020г.- Благодарственное письмо за активную работу на платформе Учи.Ру в период с 1 марта по 31 мая 2020года;
2020г.-Грамота за 2 место в школе в образовательном марафоне «Супергонка» на платформе Учи.Ру;
2020г.- сертификат за Iместо в школе по итогам сентябряна платформе Учи.Ру.;
2018г.- сертификат участника Всероссийского педагогического сообщества «УРОК.РФ». №18-473820;
2020г.- сертификат активного участника Всероссийского педагогического сообщества «УРОК.РФ», №20-139402;
2020г.- Диплом призера Всероссийского сетевого конкурса «Современный урок» в номинации «Современный урок (занятие) с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями» Автономная некоммерческая образовательная организация дополнительного профессионального образования «Альтернатива»; Инфоурок.Ру;
2020г.- Благодарственное письмо от Платформы Учи.ру за помощь
в проведении всероссийской онлайн-олимпиады «Олимпийские игры на Учи.ру по русскому языку» для 1-9 классов;
2020г.- Благодарственное письмо от Платформы Учи.ру за успешное выступление учеников на всероссийской онлайн-олимпиаде «Олимпийские игры на Учи.ру по русскому языку» для 1-9 классов.
2019г.- Диплом победителя в международной олимпиаде проекта intolimp.org «ИЗО 7 класс», Францев Даниил;
2019г.- Диплом победителя в международной олимпиаде проекта intolimp.org «Русская литература 7 класс», Лемешев Коля;
2019г.- Диплом победителя в международной олимпиаде проекта intolimp.org «Русская литература 6 класс», Макаров Александр;
2019г.- Диплом победителя в международной олимпиаде проекта intolimp.org «Русская литература 6 класс», Коренев Даниил;
2019г.- Диплом победителя в международной олимпиаде проекта intolimp.org «Викторина «Детям планеты мир без тревог»», Лемешев Коля;
2019г.- Диплом победителя в международной олимпиаде проекта intolimp.org «Викторина «Детям планеты мир без тревог»», Ардышев Дмитрий;
2020г.- Диплом победителя в международной олимпиаде проекта intolimp.org «Викторина «Берегите зрение, чтобы видеть мир»», Лемешев Коля;
2020г.- Диплом победителя в международной олимпиаде проекта intolimp.org «Викторина «Великая война – Великая Победа», 7 класс», Лемешев Коля;
2020г.- Диплом победителя в международной олимпиаде проекта intolimp.org «Викторина «Великая война – Великая Победа», 7 класс», Лемешев Коля;
2020г.- Диплом призера в международной олимпиаде проекта intolimp.org «Русский язык 8 класс», Ардышев Дмитрий;
2020г.- Диплом победителя Всероссийской онлайн-олимпиады «Олимпийские игры на Учи.Ру по русскому языку для 1-9 классов», Ардышев Дмитрий, 8 класс;
2020г.- Диплом победителя Всероссийской онлайн-олимпиады «Олимпийские игры на Учи.Ру по русскому языку для 1-9 классов», Ардышев Константин, 8 класс;
Общественная деятельность
Член комиссии по распределению стимулирующих выплат.
Использование информационно-коммуникативных технологий
Страница на сайте Педагогическое сообщество Урок.РФ
https://uchi.ru/teachers/stats/main
Страница на сайте https://infourok.ru
Успешный ученик Успешный учитель
Развитая личность;
уровень знаний и умений учащихся;
победители школьных, районных, республиканских, российских конкурсов.
Эссе
«Моё педагогическое кредо»
Моя педагогическая философия заключается в том, чтобы не быть равнодушным, шаблонным педагогом. Понимание того, что ты учитель, который работает с категорией «особых» детей – постоянно заставляет меня объективно относиться к принятию тех или иных решений. Подчас я понимаю, что от того, насколько я буду компетентна в своей работе, зависит судьба ребенка в дальнейшем. Я всегда смотрю в глаза родителям, кого коснулась проблема воспитания «особого» ребенка и задаю в первую очередь вопрос себе: «Хватит ли у них сил, чтобы поддержать своего ребенка и вместе с ним преодолеть все преграды, возникшие у него на пути?». Как и все специальные педагоги, понимаю, каким тернистым будет этот путь, сколько падений и подъемов преодолевать нам вместе. За многие годы моей педагогической деятельности приходит понимание того, что работа с родителями – важнейший фактор в позитивном решении множества проблем детей с особыми нуждами в развитии и обучении.
Имею первую квалификационную категорию. В настоящее время веду учебные занятия по программам специальной (коррекционной) школы VIIIвида и VII видов.
Работая над темой самообразования «Развитие коммуникативной компетентности обучающихся», строю свои занятия с учетом знания возрастных и психологических особенностей учащихся. Для каждой группы создаю раздаточный материал, позволяющий эффективно усваивать учебный материал; обучение ведется через дидактические и развивающие игры, упражнения.
Корригирую и развиваю мышление обучающихся, прививаю навыки грамотного письма, владения устной и письменной речью. Главным считаю развитие в ребенке в достаточной мере активной, самостоятельной мыслительной деятельности, т.к. от этой активности и самостоятельности во многом зависит возможность его социальной адаптации.
На моих уроках практически всегда хороший психологический климат, все обучающиеся чувствуют себя комфортно и активно включены в работу. В итоге нет неуспевающих по моим предметам. Уровень успеваемости составляет 100%.
Постоянно работаю над повышением своей квалификации, выступаю с докладами на заседаниях педагогических советов, методического объединения учителей. Много лет являлась членом школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
Учитель ХХI века обязан быть творческой личностью, чтобы реализовать себя. Течет время. Новый XXI век полновластно вошел в нашу жизнь. Что несет он моим ученикам? Что ждет их на дороге жизни? Сказать трудно, практически невозможно. Да и не стоит, наверное, гадать.
«Урок окончен», - говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь. Выпуская ребят, я всегда думаю о том, стал ли мой урок для них проповедью Добра, Чести, Справедливости, Достоинства, Профессионализма.
Я, как учитель – дефектолог, буду стремиться к тому, чтобы реализовывать на практике свои идеи и замыслы, постоянно повышать собственный образовательный уровень, свое педагогическое мастерство, осуществлять личностно-ориентированный подход к учащимся. Результатом моего педагогического труда должна стать развитая личность, удовлетворенная своим положением в школе, обществе, знающая себя, свои возможности, способная к самореализации в жизни.
«Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей
всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что
призвание моё – нести любовь и радость»
Раздел 2. «Результативность педагогической деятельности»
Успешный ученик
| | | | Поступление выпускников в учебные заведения , трудоустройство |
Победители конкурсов | ||||
Уровень знаний и умений учащихся, показатель успеваемости по предмету 100% | ||||
Показатели развития устной речи учащихся | ||||
Коррекционно-развивающая и учебно-воспитательная работа с учётом имеющихся у детей специфических нарушений |
Коррекционно-развивающая и учебно-воспитательная работа
с учётом психофизических особенностей детей
Главная цель моей педагогической деятельности – коррекция имеющихся у детей специфических нарушений, коррекция всей личности в целом; формировать такие черты характера и всей личности, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества, обеспечить детям психологическую защищенность.
Задачи:
- дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по трудовому обучению, воспитывать в них положительные личностные качества – честность, правдивость, доброжелательность, к окружающим, любовь и уважение к труду, корригировать имеющиеся у них дефекты, и таким образом – подготовить их к социальной адаптации, к жизни;
- повышение продуктивности коммуникативной активности детей как механизма их личностного развития;
- коррекция недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания учащихся в процессе овладения каждым учебным предметом.
Способы достижения поставленных целей и задач:
- дифференцированный подход к каждому ребенку;
- использование разнообразных коррекционных методов и приемов;
- индивидуальный подход, доступность содержания предлагаемого материала;
- разработка и использование дидактического материала, ИКТ;
- оптимальное воздействие на детей средствами языка.
Как классный руководитель, проводим вместе с воспитателями соответствующую работу по социальной адаптации класса: все 100% участвуем во всех школьных мероприятиях, имеем положительные результаты в городских и республиканских конкурсах, заочных российских.
Имею два выпуска в данной школе. Принимаю действенное участие в жизни своих учеников после выпуска из школы.
Мои выпускники все сдали экзамен по трудовому обучению и профессиональной подготовке в 9-м классе, 100% получили проф.образование, трудоустроены. Мои ученики отличаются хорошей учебной мотивацией, доброжелательностью, спокойствием, не было нарушений учебной дисциплины.
Много работы мною проводится по повышению уровня воспитанности, самостоятельности, развитию личностных качеств. Большое внимание уделяю также развитию навыков самообслуживания в школе-интернате, воспитанию ответственности за порученное дело.
Разработка программ
Специальная индивидуальная программа развития для ученика 8-го класса специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида;
План работы школьного ПМПк по сопровождению пятиклассников в период адаптации в среднем звене на 2016-2018 уч.г.;
План проведения предметной недели по русскому языку и чтению Девиз недели ««О великий, могучий русский язык!»;
Мониторинг обученности обучающихся 5-9 классов коррекционных школ VIII вида;
Олимпиадные задания для 5-10 классов.
Совершенствование коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей освоение учащимися моделей коммуникативного поведения
Проблема взаимодействия человека с окружающей действительностью в социальных науках всегда рассматривалась как одна из центральных, концептуальных проблем. В современных условиях развития российского общества, условиях обострения противоречий жизни, сознании людей, эта проблема приобрела новое звучание, требующих новых подходов к ее изучению.
Социальная идентичность с окружающей средой, осознание себя субъектом деятельности, социальных отношений стимулирует конструктивность и гармоничность развития внутреннего «Я», личностный рост на уровне самосознания, самоактуализации, самовыражения.
Повышение продуктивности коммуникативной активности детей с интеллектуальной недостаточностью как механизма их личностного развития представляется одной из важнейших задач коррекционной школы, реализация которой требует модернизации образовательных программ как в области определения иерархии задач воспитания, приоритетом которых должно стать развитие «социального» интеллекта» как условия и фактора развития способностей к межличностному взаимодействию.
Формирование речи у «особого» ребенка отстает от нормы, это касается и ее коммуникативной функции. Школьники с нарушенным интеллектом без специального обучения оказываются слабо подготовленными к общению с окружающими.
Работа по формированию у данной категории учащихся средств речевого общения и умения практического их использования полностью ложится на учителя. Коммуникативная направленность обучения умственно отсталых учащихся должна стать одним из основных принципов программного и методического обеспечения уроков русского языка, литературного чтения, культуры общения.
Уроки литературного чтения создают условия для общения учеников как с учителем, так и с одноклассниками через изучаемый текст произведения. Специальная методика организации уроков чтения позволит повысить уровень коммуникативных возможностей старшеклассников.
Для этого я использую приемы, которые позволяют повысить уровень интереса к тексту, побуждают их высказываться по поводу обсуждаемых вопросов, вовлекают их в активную работу. Естественно, что в пределах урока можно говорить о работе только над учебными диалогами. Однако уже они формируют ряд важных качеств, которые должны быть присущи ситуации общения. К этим качествам прежде всего относятся:
- проявление интереса к беседе;
- обеспечение интереса к собеседнику;
- умения вести беседу, не перебивая собеседника, последовательно переходя с позиции говорящего на позицию слушающего и обратно;
- строить речь грамматически правильно;
- точно отбирать слова для выражения мыслей;
- придавать речи соответствующую интонационную окраску.
Важно формировать не только элементарные умения и навыки, но и более сложные речемыслительные процессы, которые играют ведущую роль в развитии школьников.
Уровень знаний и умений учащихся, показатель успеваемости по предмету «Русский язык»
Показатель среднего балла по предмету «Русский язык» за период 2017-2020 гг. в возрастающей динамике, успеваемость – 100%
Сформированность навыка чтения на начало 2017-2018 уч.г.
| Навык чтения не сформирован | Послоговое чтение | Послоговое с переходом на целые слова | Чтение без ошибок | Понимание смысла прочитанного | Самостоятельный пересказ | Пересказ прочитанного по вопросам учителя | Не понимание смысла прочитанного |
5кл. | - | 68% | 33% | 0% | 39% | 16% | 51% | 33% |
Сформированность навыка чтения на конец 2017-2018 уч.г.
| Навык чтения не сформирован | Послоговое чтение | Послоговое с переходом на целые слова | Чтение без ошибок | Понимание смысла прочитанного | Самостоятельный пересказ | Пересказ прочитанного по вопросам учителя | Не понимание смысла прочитанного |
5 кл | - | 58% | 41% | 1% | 45% | 22% | 59% | 19% |
Сформированность навыка чтения на начало 2018-2019 уч.г.
| Навык чтения не сформирован | Послоговое чтение | Послоговое с переходом на целые слова | Чтение без ошибок | Понимание смысла прочитанного | Самостоятельный пересказ | Пересказ прочитанного по вопросам учителя | Не понимание смысла прочитанного |
6 кл. | - | 51% | 48% | 1% | 49% | 22% | 61% | 17% |
Сформированность навыка чтения на конец 2018-2019 уч.г.
| Навык чтения не сформирован | Послоговое чтение | Послоговое с переходом на целые слова | Чтение без ошибок | Понимание смысла прочитанного | Самостоятельный пересказ | Пересказ прочитанного по вопросам учителя | Не понимание смысла прочитанного |
6кл | - | 30% | 58% | 12% | 68% | 34% | 53% | 13% |
Сформированность навыка чтения на начало 2019-2020 уч.г.
| Навык чтения не сформирован | Послоговое чтение | Послоговое с переходом на целые слова | Чтение без ошибок | Понимание смысла прочитанного | Самостоятельный пересказ | Пересказ прочитанного по вопросам учителя | Не понимание смысла прочитанного |
7кл. | - | 20% | 61% | 19% | 70% | 38% | 54% | 8% |
Сформированность навыка чтения на конец 2019-2020 уч.г.
| Навык чтения не сформирован | Послоговое чтение | Послоговое с переходом на целые слова | Чтение без ошибок | Понимание смысла прочитанного | Самостоятельный пересказ | Пересказ прочитанного по вопросам учителя | Не понимание смысла прочитанного |
7 кл | - | 10% | 39% | 51% | 87% | 53% | 44% | 3% |
Победители конкурсов
Раздел 3. «Учебно - методическая деятельность»
Характеристики профессиональной деятельности
Разработка программ, методических разработок по предмету | Владение современными технологиями | Доклады и выступления по обобщению опыта работы, открытые уроки по предмету | Участие в инновационной деятельности |
Специальная индивидуальная программа развития для ученика 8-го класса специальной (коррекционной) школы-интернат VIII вида; План работы школьного ПМПк по сопровождению пятиклассников в период адаптации в среднем звене на 2016-2018 уч.г.; План проведения предметной недели по русскому языку и чтению Девиз недели ««О великий, могучий русский язык!»; Мониторинг обученности обучающихся 5-9классов коррекционных школ VIII вида; | Использование ИКТ Коллективное творческое дело Мозговой штурм Диалоговые технологии Здоровьесберегающие технологии Страница на сайте Педагогическое сообщество Урок.РФ https://uchi.ru/teachers/stats/main Страница на сайте https://infourok.ru | МО учителей Педсоветы Курсы Семинары | Проектно-исследователь ская деятельность Электронное портфолио учителя Обобщение и распростране ние собственного опыта |
Раздел 4. «Внеурочная деятельность»
Коррекционная работа во внеклассное время осуществляется в двух направлениях:
- сопутствующем;
- планомерном.
Планомерный путь | Сопутствующее направление |
Работа в виде экскурсий, речевых и ролевых игр, общешкольных праздников, занятий в кружках | Использование любой возможности для развития речи и расширения словарного запаса, кругозора, развития в ребенке в достаточной мере активной, самостоятельной мыслительной деятельности в естественных условиях и условиях бытовой обстановки |
Заключение
Таким образом, коррекционная работа проводится целенаправленно, имеет много аспектов, пронизывает всю систему учебно-воспитательного процесса, что положительно влияет на качество образовательного процесса. Сочетание различных форм коррекционной работы по развитию устной и письменной речи, формированию активной, самостоятельной мыслительной деятельности дает положительный эффект, способствует совершенствованию социальной адаптации и развитию личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в целом.
Перспективный план профессионального роста педагога:
- повышение квалификации в области дефектологии, методики преподавания;
- развитие навыков коммуникативного общения учащихся на уроках и во внеурочной деятельности;
- работать над уровнем творческих достижений учащихся;
- совершенствовать навыки использования компьютерных технологий и Интернет-ресурсов в своей работе;
- продолжить активную проектную деятельность;
- опубликовать свои разработки в профессиональной прессе и в сети Интернет;
- принять участие в конкурсах для педагогов (очных или заочных);
- добиться активного участия обучающихся в различных конкурсах, республиканских, районных, российских, международных.
33