Доклад «Портрет учителя глазами своих учеников»

0
1
Материал опубликован 13 April 2019

МБОУ «Сылгы-Ытарская средняя общеобразовательная школа им.А.Н.Явловского»

Лучший дар страны детям — хороший учитель…(М.А. Алексеев)

Тема доклада: «Портрет учителя глазами своих учеников»

(о народном учителе СССР М.А.Алексееве)

Автор: Винокурова Татьяна Николаевна-

учитель физики

2019г
 

Содержание:

1.Вступительное слово…………………………………………………………….1стр.

2. Немного из биографии .Начало жизненного пути……………………………………2стр.

3. Годы войны……………………………………………………………………………...2стр.

4. Возвращение на Родину………………………………………………………………...3стр.

5.М.А.Алексеев- создатель первых физико-математических классов………………....3стр.

6.Главные человеческие качества учителя……………………………………………….5стр.

7.Последователи учителя…………………………………………………………………..6стр.

8.Мы в долгу перед Учителем своим.

Память о первом и единственном Народном учителе СССР из народа Саха…………7стр.

9.Использованная литература…………………………………………………………… 8стр.

«Портрет учителя глазами учеников»

(о народном учителе СССР М.А.Алексееве)

Значимость наследия первого и единственного Народного учителя СССР из Республики Саха (Якутия).

1.Вступительное слово

С именем М.А.Алексеева связаны яркие страницы становления и развития физико-математического движения в республике, появления национальной технической интеллигенции - интеллектуальной элиты республики.

Множество его выпускников получили высшее образование в престижных вузах Советского Союза и трудятся в сфере науки и образования, промышленности и экономики. Всех нас объединяет Верхневилюйская школа, ШКОЛА Михаила Андреевича АЛЕКСЕЕВА. Школа сотрудничества и сотворчества Учителя и его Учеников.

В 60-х годах прошлого столетия, в период активного промышленного освоения Якутии, размышляя о будущем нашей молодежи, Михаил Андреевич писал, что следует поддерживать и направлять талантливую, способную к научно-исследовательской работе молодежь. При этом

особенно подчеркивал значимость фундаментального и технического образования в развитии всех отраслей науки.

В интересах родной республики Учитель стремился создать все условия для раскрытия способностей и возможностей каждого ученика, умело простраивал мотивацию к дальнейшему получению ими высшего профессионального образования в престижных учебных заведениях наравне с лучшими выпускниками московских, ленинградских, новосибирских и других школ.

Сегодня мы многие выпускники с благодарностью вспоминаем уроки Учителя, часы общения с ним. Недаром народная мудрость гласит: «За хорошим человеком ищи хорошего учителя».

Как и у всех великих российских педагогов, у него была трудная судьба, в которой было все: сиротство и тяготы войны, пленение, открытые обвинения в пребывании в сталинских лагерях, преодоление консерватизма в системе образования, недопонимание коллег в видении перспектив политехнического обучения в якутской сельской школе.

Учитель говорил: «Я полностью испил чашу мук и чашу счастья, уготованную судьбой для одного человека». Пройдя достойно непростой жизненный путь, он до последнего оставался патриотом своего народа.

Нас же, выпускников Михаила Андреевича, вел по жизни незримый подвиг Учителя, его пример стойкости и мужества, неугасающей веры в силу добра, обретение утерянных ценностей, возрождение народа. Его любовь к детям, удивительная доброта и тепло души, озаряющая воспитанников, скромность и трудолюбие, человеческое достоинство и истинная интеллигентность, здоровый образ жизни были и остаются для всех нас образцом ЧЕЛОВЕКА И ПЕДАГОГА.

Актуальными остаются до сих пор вопросы подготовки местных кадров в области политехнического образования не только республики, но и России в целом.

Еще тогда, в далекие 60-е, сельский учитель Алексеев остро поднимал проблему подготовки технических кадров из числа местной молодежи. В переломный момент истории проявляется его гениальность как педагога, заключающаяся в пророческом видении перспектив республики и роли молодежи в реализации планов промышленного освоения края. Его идея подготовки со школьной скамьи научных и технических кадров, послужила катализатором роста национальной научно-технической интеллигенции, пробуждения интеллектуальных сил народа. 

1

Таким образом, ключевая роль в развитии общества, по словам Алексеева, отводится Учителю, который принимает вызов времени, готовя своих учеников к грядущим переменам.

Лучший дар страны детям — хороший учитель…(М.А. Алексеев)

Основатель первой в Якутии школы с углубленным изучением основ физики и математики, инициатор и вдохновитель физико-математического движения в республике, реформатор образования, инноватор профильного обучения 60-х годов ХХ-го века, много сделавший для становления научно-технической интеллигенции Якутии. 

Нас не перестает удивлять его уникальный прозорливый дар. Вот уже более двух десятилетий, как он ушел из жизни, но чем дальше уходит время, тем отчетливее мы, находясь в информационном веке, в его идеях и практических делах видим пути решения актуальных проблем современного образования

2.Немного из биографии .Начало жизненного пути

М.А. Алексеев родился в переломный для России год,  5 мая   1917 года   в Баппагаинском наслеге  Вилюйского улуса . Вот что писал сам М. А. Алексеев в 1979 г.: «Вилюйский район — один из самых отдаленных в Якутии… Каждый район у нас делится на несколько наслегов. Речь пойдет об одном из самых дальних наслегов Вилюйского района — Баппагайском. От райцентра до него больше 300 километров. Я родился в этом наслеге, там прошло мое сиротское детство …». По его собственным словам, родители были «совершенно неграмотные якуты», занимавшиеся охотой и скотоводством. В 1923 году, когда сыну едва исполнилось шесть лет, они умерли от сыпного тифа. Сиротскую долю ему пришлось хлебнуть с лихвой: батрачил - заготавливал дрова, молол зерно, ухаживал за скотом, убирал двор, чтобы заработать миску каши или кусок лепешки, получить право на ночлег в случайных семьях. Первые комсомольцы наслега помогли мальчишке, определили в детский дом. В десять (!) лет увидел книжки, началась учеба, о которой не только не мечтали, но даже и не знали его родители. Была пионерская организация, с горнами, барабанами, алыми галстуками, походами на безграмотность, с войной против предрассудков и невежества, с борьбой за колхозы в Якутии...

Любознательность, азарт и способности к учебе не остались незамеченными: в 13 лет он стал делегатом республиканского слета юных пионеров, в 14 – делегатом областной комсомольской конференции.

Нелегкое детство и отрочество стали краеугольным камнем формирования его личности, удивительно стойкого характера, благодаря которому он сумел противостоять неоднократным жестоким ударам судьбы.

В 1937 году, в 19 лет, после окончания Якутского педагогического техникума он был назначен учителем математики и физики в Родчевскую семилетнюю школу Среднеколымского района ЯАССР, здание которой было построено заключенными Дальстроя.

3.Годы войны

Радость обретения в 1942 году «своих» обернулась новыми испытаниями, допросами, обвинениями, осуждением и суровым приговором по статье 58-16 «за измену Родине» к десяти годам заключения, которое он отбывал в туруханских, енисейских, унженских лагерях. Только в 1951 году он вышел на свободу. Полностью был реабилитирован и восстановлен в правах Военным трибуналом Северо-Кавказского военного округа в 1956 году. 

Через 14 лет он вернулся в родную Якутию.Трудно представить, как сложилась бы дальнейшая судьба будущего народного учителя СССР, если бы директором Якутского государственного педагогического института не был в тот период еще один удивительный человек - Степан Федотович Попов, поверивший рассказу человека, носившего на себе клеймо «изменника Родины», и на свой страх и риск принявшего его, изгоя, в институт. И здесь студент Алексеев был отличником учебы, но диплома с отличием не получил, так как по предмету «Педагогика» на

2

государственном экзамене по требованию одного из высокопоставленных чиновников ему была выставлена отметка «хорошо». Снова так «отозвались» плен и лагеря Гулага.

4.Возвращение на Родину.

Окончив в 1955 году пединститут, молодым специалистом, но уже не очень молодым 38-летним человеком, он начинает свою педагогическую деятельность, и с этого времени начинается уже иная точка отсчета его жизненного и профессионального пути, позволившая впоследствии современникам назвать его «великим гражданином земли якутской».

Он работал в Далырской,Верхневилюйской, Бердигестяхской школах Горного районов, Вилюйской средних школах. Апогей его деятельности пришелся на период с 1960 по 1985 годы – годы работы в Верхневилюйской средней школе имени Исидора Никифоровича Барахова и Верхневилюйской средней школе №2 с углубленным изучением физико-математических дисциплин.

Это сейчас принцип обучения Алексеева называют проблемно-развивающим, когда учитель учил не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному пониманию природы мира. Он считал, что главное заронить интерес к предмету изучения и обучить навыкам самостоятельного поиска новых знаний, привить вкус к умственной работе посредством приобщения учащихся к проектной деятельности, применять полученные знания для построения своего жизненного пути.

Благодаря поддержке Сибирского отделения Академии наук СССР в Верхневилюйской школе имени Исидора Барахова тогда были открыты физико-математические классы. А в начале семидесятых прогрессивные педагогические идеи сельского учителя поддержал в то время руководитель района, первый Президент Республики Саха (Якутия) Михаил Ефимович Николаев. Так появилась Верхневилюйская школа №2 с углубленным изучением физики и математики.

В интересах родной республики Учитель стремился создать все условия для раскрытия способностей и возможностей каждого ученика, умело простраивал мотивацию к дальнейшему получению ими высшего профессионального образования в престижных учебных заведениях наравне с лучшими выпускниками московских, ленинградских, новосибирских и других школ.

Я училась в физико-математическом классе Верхневилюйской средней школы им. Исидора Барахова.с 1967-1969г. Мы были вторым выпуском. Классным руководителем у нас был Долгунов Василий Софронович, его коллега и единомышленник. Михаил Андреевич вел внеурочные, дополнительные занятия, как сейчас их называют :кружки, консультации. Одновременно заведовал лабораторией и научной библиотекой .Мы видели его каждый день и общались.

Михаил Андреевич был добрый, но строгий, всегда чуткий и внимательный к нам. Все наши учителя были профессионалами своего дела. Все, что мы впитали от них, несомненно, помогало и помогает по сей день.

5.М.А.Алексеев –создатель первых физико-математических классов

Далее хочу остановиться на его педагогических инновациях, которые назовут «Школой Алексеева», и ставших в последующие годы целевыми линиями развития современной российской образовательной политики - это политехнизация физико-математическое и олимпиадное движение, индивидуализация, развитие способностей, одаренности, талантов, исследовательских качеств школьников, раннее приобщение к науке , детское самоуправление, духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание и др.

«Сеятель разумного, доброго, вечного - народный учитель СССР Алексеев М.А.»» «Сеятелем разумного, доброго, вечного» был инициатор физикоматематического движения, основатель профильного обучения в школах республики, народный учитель СССР Михаил Андреевич Алексеев. Он своей жизнью и подлинным служением народу действительно подтвердил эти мудрые слова об учителях 69лет назад в Верхневилюйской школе имени Исидора Барахова Михаил Андреевич и его единомышленники в 1966 году добились открытия специального класса

3

с углубленным изучением физики и математики, а затем, в 1974-м году – Верхневилюйской физико-математической школы. Большинство выпускников этих классов и школы учились в престижных вузах нашей страны. Многие из них сейчас плодотворно трудятся на ниве науки и образования, экономики и промышленности. Ученики с благодарностью вспоминают свою школу, учителей, их уроки.

Первое – политехнизация. Михаил Андреевич Алексеев с первых же лет работы сельским учителем физики и математики стал убеждённым пропагандистом политехнизации обучения в якутских сельских школах и соединения обучения с производительным трудом.

Конец 50-х и 60-е годы в Советском Союзе ознаменовались достижениями в космонавтике, физике высоких энергий, теории систем, различных дисциплинах естественнонаучных знаний. В Якутии начиналось освоение месторождений якутских алмазов, природного газа, каменного угля, развитие энергетической базы.

Он часто обращался к своим мыслям, когда в ожидании парохода в порту, невольно обратил внимание на то, что среди водителей судов, шоферов, механизаторов не было якутов. Не было их и среди летчиков пролетающих самолетов, среди экипажей речных судов. Это стало толчком к решению: буду насколько хватит сил готовить “технарей”, технических специалистов, будущую инженерно-техническую элиту республики. 

Условий для системной работы в этом направлении в школах республики, особенно сельских, практически не было. Однако учитель не отступил, не опустил руки, а нашел простой, но одновременно очень «эффективный» практический путь.

С первых же дней работы в Далырской и Бердигестяхской школах он ввел изучение учащимися автодела и трактороведения. Особое значение Михаил Андреевич придавал дополнительным занятиям, кружковой работе. Где бы он ни работал, везде появлялись технические кружки: фото, кино, мотористов, мотоциклистов, физический, электромонтажный.

Уже тогда отчетливо проявились его педагогические принципы: сознательности и активности обучения, связи обучения с жизнью, высокого уровня усвоения знаний через доступность обучения.

Впоследствии, размышляя о перспективах развития Якутии, М.  А.  Алексеев неоднократно подчеркивал и, будучи блестящим публицистом, много писал о необходимости развития политехнического образования в республике, поэтому совсем неслучайно реализация принципа политехнизации в школьном образовании Якутии тесно связана с именем Михаила Андреевича.

 Второе направление, связанное с его именем – развитие физико-математического образования.Сегодня лидером страны Владимиром Путиным поставлена задача: за 10 лет вывести российское математическое образование на лидирующие позиции в мире. У Якутии имеется задел и потенциал для свершения прорыва в этом направлении благодаря Михаилу Андреевичу Алексееву.

Уже в 1961-1962 году М.А. Алексеев с коллегами по Верхневилюйской средней школе имени Исидора Никифоровича Барахова, отобрав самых способных учащихся школы, стал заниматься с ними по программам повышенной сложности, решать задачи Сибирской олимпиады по физике и математике. В 1962-1963 годах была установлена связь школы с Новосибирским государственным университетом, Сибирским отделением АН СССР.

В 1963 году 6 лучших учеников 7-10 классов, олимпиадники, отобранные новосибирскими учеными, продолжили учебу в новосибирском Академгордке.  Они были первыми ласточками. 

Так было положено начало открытию в 1966 году в экспериментальном порядке специализированных классов с углубленным изучением физико-математических дисциплин; во вновь открывшийся 9 класс поступили школьники из Верхневилюйского, Вилюйского, Нюрбинского, Сунтарского районов.

4

Со своими сподвижниками, среди которых учителя математики Александр Иванович Семенов, Николай Федорович Иванов, Афанасий Алексеевич Маччасынов, учителя физики Василий СофроновичДолгунов, Николай Павлович Саввинов, учитель химии Петр Поликарпович Одорусови их коллеги, создали уникальную систему образования, конкурирующую с лучшими школами страны.

Результат был потрясающий: 26 первых выпускников физико-математических классов школы все поступили в вузы; 12 из них - на механико-математический факультет Новосибирского государственного университета, 5 на физико-математический факультет Якутского государственного университета, 2в Новосибирский электротехнический институт и т.д.

Выпускники школы Алексеева практически стопроцентно поступали в самые различные вузы страны: Московский, Ленинградский, Новосибирский Томский, Якутский государственные университеты, Рижский инженеров гражданской авиации, Челябинский электрификаци и механизации, Восточный технологический, Благовещенский медицинский, Свердловский юридический, Тбилисский и Магаданский педагогические институты и др. Трудно сегодня переоценить их вклад в развитие производственных, научных отраслей, в становление современной государственности Якутии, ее социально-экономическое развитие.

Третьим направлением современной образовательной политики, в республике связанной с именем Михаила Андреевича Алексеева, является, несомненно, развитие способностей, одаренности, талантов . Как вы знаете, в работе по развитию детской одаренности значительное место занимают олимпиады разных уровней и направлений .

Четвертое направление , которое становится трендом российской образовательной политики – индивидуализация!

В методическом пособии “Из опыта внеклассной работы по физике и технике”, изданном Якутским республиканским институтом усовершенствования учителей в 1968 году, Михаил Андреевич писал: “... в школах, где нет индивидуального подхода, ... уровень развития способных учащихся бывает далеко ниже их возможностей... В результате они постепенно теряют интерес к своему любимому предмету и приравниваются к середнякам.

Он считал, что все содержание обучения и воспитания должно выстраиваться вокруг личности ребенка и быть направлено на  выявление и развитие творческих возможностей и способностей, инициативы и самостоятельности каждого ученика. Он создал новый для своего времени тип общения педагога и учащегося, обеспечил индивидуальный подход к формированию личности ребенка.

6.Главные человеческие качества учителя

Народный учитель был глубоко убежден, что настоящий Учитель - не просто передатчик знаний, а духовный наставник, движущей силой которого является любовь к ребенку, уважение и бережное отношение к его личности.

Он личным примером показывал, как Учитель должен разговаривать с Учеником, и в любой жизненной ситуации оставаться, прежде всего, Учителем, показывающим наглядный пример жизни по законам совести.

Учителю не приемлемо занимать позицию только урокодателя, тем самым формально относиться к своей высокой миссии, миссии носителя общечеловеческих ценностей, освещающего дорогу в будущее.

Учитель стремился раскрыть в своих учениках высокие нравственные качества и без принуждения, личным жизненным примером, помогал им в формировании мировоззрения. Своего учителя школьники уважали, любили за неиссякаемую доброту, титаническую трудоспособность, глубочайшую эрудицию, за справедливую требовательность, ответственность и гражданственность. Он мастерски владел методикой преподавания, был интересным собеседником, знал несколько иностранных языков.

5

Сам Михаил Андреевич был учителем не только своих учеников, но и наставником их родителей. Большое значение Михаил Андреевич придавал семейному воспитанию, считая, что «…в конфликтных семьях дети не вырастают заботливыми и  ласковыми, и еще неизвестно, каким будет их будущий жизненный путь… Традиционно счастливыми дети воспитываются в счастливых семьях». Обращаясь к родителям своих учеников, Михаил Андреевич подчеркивал: «Никогда не унижайте своих детей, если хотите вырастить их настоящими людьми, храбрыми и достойными способными вынести все невзгоды жизни и сохранить свой человеческий облик, великую духовность и бесконечную душевность». Сам он был счастлив в браке со своей женой Варварой Иннокентьевной, воспитав сына и двух дочерей. В его словах, приведенных сыном Михаилом Михайловичем: «Нигде обо мне так не заботились, моя Варвара лечит лучше любого врача»,сквозила и любовь, и безмерная благодарность верной спутнице жизни.

Те, кто учился у Михаила Андреевича  Алексеева, хорошо помнят, как он высоко ценил в своих учениках такие качества, как умение видеть проблему, ставить вопросы, способность рассматривать объект со всех сторон, предлагать нестандартные способы решения. Он учил их не только перенимать и усваивать новое, передовое, но и самим смело творить, создавать новое, более совершенное. Побуждая учеников быть ответственными за свое будущее, будущее республики, своей страны, он воспитывал людей с гражданским чувством достоинства и свободы.

7.Последователи учителя

Ученики М.А. Алексеева также пошли по стопам своего великого учителя, став педагогами, среди них д.ф.-м.н., директор республиканского лицея, депутат Госсобрания Ил Тумэн Иван Иванович Шамаев, Виктор Филиппович Потапов, Илья Гаврильевич Кысылбаиков, Олег Егорович Филиппов, Андрей Андреевич Семенов, Николай Иванович Васильев и мн.др. Они создали свои школы, впечатляющими успехами которых сегодня гордится республика, – Республиканский лицей-интернат, Верхневилюйкая республиканская гимназия имени своего учителя (впоследствии лицей-интернат), прообразом которых стала школа их любимого учителя и где культивируются принципы и ценности выдающегося новатора образования. 

В рамках одного доклада невозможно назвать всех тех, кто считает, что своими делами и успехами они обязаны учителям, называя, прежде всего, святое для них имя – Михаил Андреевич Алексеев. Они, ставшие знаковыми личностями во многих сферах жизнедеятельности республики, имена которых также, как и имя их великого учителя сегодня у всех на слуху, объединились в Ассоциацию «Ученики М.А. Алексеева – народного учителя СССР» и делают многое для увековечения памяти своего УЧИТЕЛЯ. Не это ли подтверждение их слов: «Где бы мы ни жили, кем бы ни работали, мы всегда чувствуем свою сопричастность, нас всех объединяет особый дух нашей школы»

 

География Ассоциации очень обширна: охватывает почти весь континент-начиная от республики, регионы России, ближнего и дальнего Зарубежья, Канады,Англии,США,Европейские страны,Австралии, страны Азии, Латинской Америки, где живут и трудятся ученики и выпускники Народного Учителя. По профессии они тоже разные:немало посвятивших к физико-математическим , техническим наукам (кандидаты,доктора), медики, учителя, политике, даже есть учителя иностранных языков,переводчики, бизнесмены, журналисты, строители,первый учредитель консалтинговой компании «Argys Inc»,Канада , директор ИФТПС СО РАН и.т.д.

Как вы знаете, с 1 января 2018 года в Российской Федерации действует Национальная система учительского роста, о формировании которой было объявлено в декабрьском поручении Президента России 2015 года. Именно профессиональный рост определяет развитие педагога и качество образования в целом.


 

 

6

Он был первым в Якутии, единственным и последним народным учителем СССР. И очень знаменательно, что в Год столетия великого учителя по инициативе Главы республики Е.А. Борисова в феврале 2017 года учреждено почётное звание «Народный учитель Республики Саха (Якутия)». 

По-настоящему вдохновенная самоотверженная деятельность Михаила Андреевича Алексеева подтверждает истинность утверждения, что    «Учитель – профессия дальнего действия».  В чем заключается феномен личности рядового сельского учителя? На этот вопрос до сих пор нет исчерпывающего ответа. Но, вне всякого сомнения, главная составляющая – это бескорыстное служение своему народу.

На одном из педсоветов М.А. Алексеев сказал: «Лучший дар страны детям — хороший учитель», а я бы хотела добавить: встретить такого УЧИТЕЛЯ на своем пути – это подарок судьбы. У каждого из нас, посвятивших себя педагогической деятельности, есть такой ориентир и идеал - настоящий патриот, народный учитель СССР Михаил Андреевич Алексеев. УЧИТЕЛЬ на все времена!

8.Мы в долгу перед Учителем своим.

Память о первом и единственном Народном учителе СССР из народа Саха.

* Ученики, выпускники его класса увековечили память Михаила Андреевича Алексеева объявляя ежегодно в день его рождения – 5 мая - Уроки народного учителя во всех школах республики.

*Установлены Памятники в его честь в.селе Верхневилюйск около Републикансой гимназии, носящей его имя и в.г.Вилюйске, где последние годы жизни он провел.

*Традиционно проводится научно-практическая конференция памяти народного учителя СССР Михаила Андреевича Алексеева в Верхневилюйской республиканской гимназии, носящей его имя.

* Ежегодно проводятся «Алексеевские чтения» республиканского уровня для учащихся всех школ Верхневилюйского улуса учащихся и его родном поселке.

*В Баппагайской школе открыт музей, мемориальный памятник

* В г.Якутске на аллее учителей воздвигнут тоже памятник в его честь. Средства на эти сооружения собрали его бывшие ученики, выпускники.

* Действует «Ассоциация бывших учеников, выпускников», создан фонд им.М.А.Алексеева.

*Выпущен двухтомник «Народный учитель Михаил Алексеев», в год его 100 летия, выпущено более 10 видеоматериалов силами его учеников .

*Готовятся к изданию еще несколько материалов,1 выпуск (1968г )физматкласса издал свою книгу, 2 выпуск (1969г) физматкласса к 50-летнему юбилею готовим к изданию альбом-буклет. Эта традиция будет продолжена.

Разрешите выразить огромную Благодарность от имени всех учеников, выпускников М.А.Алексеева организаторам «Родчевские чтения», участникам первой НПК учителей Среднеколымского улуса. Желаем удачной работы конференции!

 

Использованная литература:

1.Народный учитель «Михаил Алексеев»: 1том, 2том.-Якутск 2017г.издательство «Бичик»

2.Фотоархив Д.Т.Иванова-ученик М.А.Алексеева3 выпуск-1970г)

3.Материалы из выступлений на 18-йреспубликансой научно-практической конференции памяти народного учителя в честь его 100-летнего юбилея-5 мая 2017г.Якутск.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень хороший материал

4 May 2020