Эссе «Психологический портрет учителя»

8
0
Материал опубликован 21 November 2017 в группе

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

НОВОШАХТИНСКИЙ ФИЛИАЛ

государственного бюджетного профессионального

образовательного учреждения Ростовской области

«ШАХТИНСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ им. ак. Степанова П.И.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучшее эссе «Профессия, которая нужна России»

 

 

«Психологический портрет учителя»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: И. Е. Марьясова

г. Новошахтинск

зав.учебной части по В и СР,

преподаватель географии и экологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017 г.

Психологический портрет учителя.

 

«На любви к детям держится мир». 

 

Я люблю свою работу. Мне очень давно хотелось поделиться мыслями и раздумьями по поводу моей профессии. Так сказать нарисовать психологический портрет учителя, а в нём и себя. Еще сидя за школьной партой, пыталась представить себя в роли учителя, потому что для меня был пример - это мои учителя. Их многих уже нет, а я их помню... Я не сразу пришла в образование. Пробовала себя в разных профессиях, но где-то там подсознательно глубоко я знала, что всё равно стану учителем. Моя мечта сбылась.  Вот уже 19 лет я учу детей и учусь сама, последние четыре года я не работаю в школе, а преподаю в колледже. Сейчас быть учителем не особенно престижно (увы!). Но для меня моя профессия любимая, а это, на мой взгляд, важно. Нередко приходится встречать людей, отбывающих на работе время. Мне таких искренне жаль, потому что работа занимает семьдесят процентов нашей жизни, а учительская – все девяносто девять и девять десятых.

Учитель – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Непрофессиональной педагогической деятельностью занимаются практически все люди, но только учителя знают, что, где и как нужно делать, умеют действовать в соответствии с педагогическими законами, несут в установленном порядке ответственность за качественное исполнение своего профессионального долга. Современная система образования испытывает потребность в учителе, не только знающем свой предмет и способном объяснять учащимся материал, но и умеющем грамотно управлять учебной деятельностью ребят, способном вдохновить их. Это качество, по-моему, является одним из главных качеств учителя. Труд учителя в современном обществе сложен и многогранен. Специфика его работы заключается в том, что он является и педагогом, и психологом, и психотерапевтом, способным оказать действенную помощь себе, ученикам в конфликтных ситуациях, при депрессиях. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.

Слово учителя находит отзвук в сердцах учеников и становится их личным достоянием лишь тогда, когда ребят привлекает мудрость учителя, одухотворяет их цельностью, красотой идейно - жизненных взглядов, морально-этических принципов. Дети очень хорошо чувствуют фальшь слов, их не обмануть. «Корень многих бед воспитания как раз в том, что зачастую питомца призывают следовать за знаменем, в то время как это знамя никто не несёт».

Ещё в самые далекие времена обнаружилась железная закономерность: какие учителя, такое и общество. В истории развития человеческой цивилизации лишь только те государства вырывались в перед, где были лучше школы и учителя. 
На наших глазах происходит заметная трансформация учебных заведений в производственные учреждения, предоставляющие «образовательные услуги» населению, где действуют планы, контракты, случаются забастовки, развивается конкуренция – неизбежный спутник рыночных отношений. В этих условиях особую важность приобретают человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в учебно-воспитательном процессе. В ряду этих качеств человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, эмоциональная культура и многие другие. Обязательное для учителя качество – гуманизм, то есть отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого отношения в конкретных делах и поступках. Учитель – это всегда активная, творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни детей. Пробуждать интересы, вести учащихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводиться решающее место. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как  детский коллектив, обязывает преподавателя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Педагог – образец для подражания, побуждающий учащихся следовать за ним, равняться на близкий и доступный для подражания образец. Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах (а их бывает немало), обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Никаких срывов, растерянности и беспомощности преподавателя учащиеся не должны чувствовать и видеть. Ещё А.С. Макаренко указывал, что учитель без тормозов – испорченная, неуправляемая машина. Нужно это помнить постоянно, контролировать свои действия и поведение, не опускаться до обид на учащихся, не нервничать по пустякам. Душевная чуткость в характере учителя – своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние учащихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Естественное состояние педагога – профессиональное беспокойство за настоящее и будущее своих питомцев. Такой учитель осознает свою личную ответственность за судьбы подрастающего поколения. Неотъемлемое профессиональное качество учителя – справедливость. По роду своей деятельности я вынуждена систематически оценивать знания, умения, поступки учащихся. Поэтому важно, чтобы мои оценочные суждения соответствовали уровню развития обучающихся. По ним они судят о моей объективности. Ничто не укрепляет нравственный авторитет педагога, как его умение быть объективным. Учитель обязан быть требовательным. Это важнейшее условие его успешной работы. Высокие требования я прежде всего предъявляю к себе, ибо нельзя требовать от других того, чем не владеешь сам. Педагогическая требовательность должна быть разумной. Нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в педагогическом процессе, помогает преподавателю чувство юмора. Недаром говорят: веселый педагог обучает лучше угрюмого. В моём арсенале всегда есть подходящая шутка, прибаутка, пословица, удачный афоризм, дружеская подковырка, улыбка – всё, что позволяет создать в детском коллективе положительный эмоциональный фон, заставляет обучающихся смотреть на себя и на ситуацию с комической стороны. Следует сказать и о профессиональном такте педагога как особого рода умении строить свои отношения с воспитанниками. Педагогический такт – это соблюдение чувства меры в общении с учащимися, концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры учителя. Центром педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника. Понимание воспитываемых предостерегает учителя от бестактных поступков, подсказывая ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации. Если рассматривать специфику работы учителя, то, прежде всего, следует отметить, что он не имеет возможности выбирать партнеров по общению, нужную аудиторию, отдавать предпочтение отдельным лицам и строить процесс взаимоотношения с определенным типом учеников. Каждый ученик, каждый детский коллектив индивидуален, а следовательно для эффективной работы, позитивного педагогического общения преподаватель должен иметь необходимую психолого-педагогическую подготовку. Таким образом, психологический портрет учителя в соответствии со статусным представлением общества выглядит так – это типичный сангвиник или флегматик, направленный на общение и взаимодействие, открытый, доброжелательный и терпимый, коммуникабельный, склонный к лидерству, уверенный в себе, умеющий убеждать, управлять своими эмоциями, с быстрой реакцией и мышлением, умеющий мыслить нестандартно, обладающий современным привлекательным обликом, деловым стилем общения. Как показали исследования педагогической психологии, затрудняют работу учителя: высокомерие, застенчивость, сухость, а также излишняя эмоциональность, взрывчатость, агрессивность, медлительность; облегчают педагогическое общение разумное сочетание личностных и деловых качеств, перечисленных выше.

Возможно сейчас покажусь не скромной, но мой психологический портрет выглядит именно следующим образом: я типичный сангвиник, очень коммуникабельна, открыта для коллег, учеников, их родителей, доброжелательна и терпима, не без того, склонна к лидерству, уверенная в себе, умеющая убеждать, эмоциональна, очень ранима, с быстрой реакцией, нестандартно мыслю и также принимаю решения, стараюсь выглядеть так, чтобы ученики, коллеги, родители учеников гордились бы не только за мой внешний облик, но и за внутренний мой мир. Я человек очень жизнерадостный, с большим чувством юмора. Достаточно объективный. Поэтому очень часто слышу от своих коллег «Ну все дети в Ирину Евгеньевну… Назовите нам группу, и мы вам скажем кто их учитель». А, по сути, в кого же им ещё быть?! Я очень люблю своих детей и стараюсь развивать в них те положительные качества, которые заложены и развиты во мне. 

Учитель воспитывает не только идеями, заложенными в знаниях, но и тем, как он несет их в детский коллектив. Есть в процессе обучения особая магия. Она – в напряжении воли учителя и воли ученика. Надо почувствовать сопротивление материала, чтобы ощутить всю прелесть полученного результата. Методические ухищрения, конечно, важны, без них к уму нынешнего ученика не достучишься. Но есть вещи и поважнее их: «От живого, страстного, хотя и не совершенного в своих качествах, - от живого и жизнь идет. Учитель – не ангел с крылышками, и не с херувимчиками имеет он дело. От ангела до ненавистного всеми человека в футляре, склеенном из предписаний начальства, - один шаг. Не ангел, не душа в футляре, не особого рода существо, будто специально рожденное для поучений, а также исправления несчастных детей, - живой, земной, грешный человек, понятный детям и в достоинствах своих, и в пороках, не скованный – распахнутый для детей». Эти проникновенные строчки об учителе написал С.Соловейчик. Спешу согласиться с ним безоговорочно, присовокупив лишь одно примечание: страстью и человечность не заменить науку, но сделать последнюю доступной, осязаемой, зримой для ребенка можно… лишь страстью и человечностью.

Вот эта страсть и человечность моих учителей и захлестнула меня, когда я ещё сидела с косичками за школьной партой и жадно глядела в глаза моих любимых учителей, пытаясь подражать им мимикой,жестами, а иногда и интонацией голоса. Именно их поступки, способность встать на место ученика, понять, разобраться, помочь, простить, способность отдавать себя целиком и полностью с такой страстью нам детям, больше не давало шансов другим профессиям затмить мой разум. Выбор сделан… Я также как, и мои учителя живу одним – моими учениками, моей любимой работой.

Иногда меня захлёстывает рутинная, ненужная работа: бумаги, журналы, приказы, отчёты на министерство, разгневанные родители, раскаявшиеся двоечники и т.д. Работа заместителя руководителя колледжа, совмещаемая с преподаванием географии, мало привлекательная, но творческая. Сложная и ответственная. Особенно когда приходится принимать серьёзные решения в отношении судьбы ребёнка. И поверьте мне эту судьбу ты пропускаешь через всю себя, проживаешь её вместе с ребёнком.

Вот тогда я начинаю тосковать и сочинять по ночам сценарии будущих  общеколледжских праздников, акций, форумов, концертов. Потом начнём с ребятами распределять концертные номера, репетировать, подбирать нужный материал для проведения мероприятий. Конечно, буду злиться, а они обижаться на меня. Но наступит минута, когда я буду стоять за кулисами и смотреть, как уверенно ведут себя на сцене вчера ещё стеснявшиеся всего мальчишка и девчёнка. А ребята, как это они обычно делают, будут посматривать в мою сторону, чтобы уловить благодарную, довольную за проделанную работу улыбку похвалы и одобрения их работы. Листают страницы сценария или сценки, «ловят» друг друга на неверном прочтении фразы. Увлекаются, спорят до хрипоты. Ради этого стоит жить. И ещё ради слов, которые через год или два после расставания ребят с колледжем вдруг услышишь: «Как помогли мне ваши советы, я стал совсем другим…», «Что же я теперь буду делать без наших задушевных разговоров?», «Спасибо вам за то, что боролись за меня до конца…. Если бы вы отступили в ту минуту, то я уже ни когда бы и не стал хорошим человеком…», «Мы ни когда не забудем наших уроков, наших концертов…».

А говорят, что профессия учителя самая неблагодарная! Пусть со временем забудут моё имя и отчество, и даже мою фамилию, но останутся у них в памяти ролевые игры на уроках, когда в роли учителя мог стать любой ученик, наши концерты, первый выход на сцену, дрожащий от волнения голос. А ещё пусть мои ученики полюбят жизнь, колледж, своих учителей навсегда. Ведь видеть счастливого ребёнка, который влюблён в учителя, в его предмет, в то дело, которое они делают сообща это и есть простое учительское счастье. Надеюсь, верю, этим и живу.

Очень не хотелось бы, чтобы обо мне когда - нибудь сказали: «Нам не повезло с учителем». Поэтому ищу, пробую, анализирую, думаю над новыми формами, методами, приёмами работы. Урок за уроком… Мероприятие за мероприятием ….

 

Психологический портрет учителя
DOCX / 22.73 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.