12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чичерина Татьяна Александровна18

Портреты А.С. Пушкина

Цели мероприятия: знакомство с портретами А.С. Пушкина, созданными разными художниками; воссоздать цельный образ Пушкина-поэта и человека; отметить, что подчёркивает каждый из художников в облике великого русского поэта; эстетическое воспитание обучающихся. Оборудование: портреты А.С. Пушкина (художники О.А. Кипренский, В.А.Фаворский, В.А.Тропинин, В.А.Серов, Н.В.Кузьмин, П.Ф.Соколов,

И. Линёв). Выставка книг, рисунки учащихся.

Ход мероприятия

1.Частушки Ой вы, гости дорогие, Поддержите-ка вы нас. Мы такие удалые, Мы споём сейчас для вас.

Мы с подругой боевые, Боевые только две, Мы нигде не подкачаем: Ни в учёбе, ни в труде.

Из издательства прислали Много книжек к нам в село, Мы с подружкой прочитали Уже Пушкина всего.

Я сегодня повстречалась С милыми подружками, Похвалюсь, что я читаю Александра Пушкина.

Что же ты, наша Ирина От подружек отстаёшь? Книжек Пушкина не знаешь Некультурною слывёшь.

Книги Пушкина, известно, Помогают людям жить, И работать, и учиться, И отчизной дорожить.

 

2.Ученик. Когда мы слышим имя Пушкина, мы вспоминаем знакомый облик-вьющиеся волосы, бакенбарды, большой рот с полными губами, светлые ясные глаза, красивые руки с длинными пальцами. Выражение энергии в лице или другое-задумчивой грусти. Таким мы с детских лет знаем великого поэта по двум самым популярным портретам выдающихся русских художников – Василия Андреевича Тропинина и Ореста Адамовича Кипренского. Пушкин-гениальный поэт, интересная личность, обаятельный человек – всегда привлекал внимание художников. При жизни поэта было сделано 12 портретов. Большая часть их приходится на одно десятилетие: вторую половину 20-х – начало 30-годов 19 века. На портретах, созданных в одно десятилетие, Пушкин выглядит по-разному. И это объясняется не только индивидуальностью художника, его творческой задачей, но и особенностью внешности поэта. Лицо его было живым, часто менялось, отражая яркую и напряжённую духовную жизнь. Множество раз Пушкин изобразил себя сам. Сохранилось около 60 автопортретов… Он хорошо знал своё лицо, подчёркивал в нём ганнибаловские черты, унаследованные через мать от прадеда – Ибрагима Ганнибала. Поэт называл их «арапскими»,говорил о себе «потомок негров безобразный».Но автопортреты поэта позволяют думать, что он не был так уж недоволен своей внешностью. Она его занимала, интересовала своим своеобразием, оригинальностью. Его характерный профиль с выпуклыми губами, прижатым книзу кончиком носа и открытым вырезом ноздрей разбросан по его рукописям на полях, среди стихов, в окружении других портретов, рисунков, росчерков. Изредка он рисовал себя на отдельных листках. Большая часть автопортретов сделана пером в то время, когда он писал. Почти все они профильны (показываю несколько автопортретов) Пушкин любил рисовать себя в различных видах. Он фантазировал: то изображал себя морщинистым, плешивым стариком, то юношей с длинными рассыпавшимися кудрями, то надевал себе парик по моде 18 века, то представлял себя монахом, то воином в бурке, с пикой наперевес, а то изображал себя слугой-арапом в чалме и ливрее. Ведущий. Автопортреты и портреты, созданные с натуры, позволяют нам представить поэта таким, каким он был в жизни. Воссоздать живой облик Пушкина помогают и сохранившиеся воспоминания современников. Знакомый Пушкина по Кишинёву В.П.Горчаков записал в дневнике своё впечатление от встречи с поэтом:»… особенно обратил моё внимание вошедший молодой человек небольшого роста, но довольно плечистый и сильный, с быстрым и наблюдательным взором, необыкновенно живой… часто смеющийся в избытке непринуждённой весёлости…» Вот как вспоминал Пушкина другой его современник, М.В.Юзефович, увидевший поэта в 1829 году на Кавказе: «Как теперь вижу его, живого, простого в обращении, хохотуна, очень подвижного, даже вертлявого, с великолепными большими, чистыми и ясными глазами…с белыми блестящими зубами…он вовсе не был смугл, ни черноволос…а был вполне белокож и с вьющимися волосами каштанового цвета…В его облике было что-то родное африканскому типу…черты лица у него были приятные, и общее выражение очень симпатичное». Ученик. В « Словаре достопамятных людей русской земли, составленном Бантышом-Каменским», изданном в 1847 году, в статье о Пушкине, написанной на основе сведений, полученных от отца, брата и друзей поэта, мы читаем: « Александр Сергеевич Пушкин, среднего роста, худощавый, имел в младенчестве белокурые курчавые волосы, сделавшимися потом тёмно-русыми; глаза светло-голубые; улыбку насмешливую и вместе приятную; носил на умном лице отпечаток африканского своего происхождения, которому живость и пылкость характера, раздражительного, но доброго, услужливого, чувствительного. Он в особенности отличался большими своими бакенбардами и длинными ногтями, которыми щеголял. Любезность, острый ум необыкновенная память и заманчивый весёлый рассказ делали его украшением и душою общества». Мы знаем немало значительных портретов Пушкина, созданных и в последующее время. Тема Пушкина остаётся живой в изобразительном искусстве.

3.Устное описание портретов А.С. Пушкина. – Отметьте, что подчёркивает каждый из художников в облике великого русского поэта.

1. « А.С. Пушкин» художник О.А.Кипренский,1827 год. Портрет отличается подчёркнутой сдержанностью и поэтичностью. Пушкин на портрете Кипренского очень спокоен. У него тихий, задумчивый взгляд, грустная складка губ. Скрещенные на груди руки – любимая поза поэта – подчёркивает его замкнутость в себе, сосредоточенность. Художник избегал всяких внешних выигрышных приёмов: эффектного жеста, ракурса, поворота. Он не акцентирует творческую силу, темперамент поэта, не подчёркивает в нём ганнибаловские черты. Так же сдержаны и краски – портрет написан в коричневато-зеленоватых тонах. Только лицо дано тёплым розоватым тоном и ярко выделена подкладка наброшенного на плечо плаща. Статуэтка музы была написана потом, по просьбе друзей поэта. Художнику она не была нужна, и он её изобразил, почти не отделив от фона. Поэтическое начало и гармония натуры Пушкина переданы художником с большой глубиной и свободой. Пушкину портрет очень понравился. Он написал Оресту Адамовичу дружеское послание: Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит, Оно гласит, что не увижу Пристрастья важных аонид . Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид. («Кипренскому», июнь 1827 г.) Стихи эти не только дань благодарности. Они свидетельствуют, что Пушкин понял Кипренского и отметил самое существенное- большое сходство и высокую поэтичность портрета. Эти две мысли переплетаются в образном строе стихотворения. Всё в нём говорится серьёзно, но без торжественной напряжённости, скорее даже с оттенком шутливости, как это часто свойственно Пушкину. Чуть-чуть подсмеивается он над своей внешностью, над пристрастиями моды, способной создать художнику успех, над заблуждениями света, предпочитающего художников- иностранцев, и даже над такой важной философской проблемой, как бессмертие творца – художника. Портрет был написан по заказу Дельвига, друга Пушкина, летом 1827 года в Петербурге и появился на осенней выставке Академии художеств. Он был воспринят как большое явление русского искусства, о нём писали в газетах и журналах. Предполагалось, что портрет будет показан на выставке Кипренского за границей ( об этом и говорил Пушкин в последних строках своего послания). Портрет работы Кипренского – самый популярный портрет великого поэта. Он множество раз копировался и репродуцировался. Образ Пушкина, созданный Кипренским, лёг в основу произведений многих художников и скульпторов последующих поколений.

2. «Александр Пушкин». Миниатюра работы неизвестного художника,1802-1803. На детском портрете у Саши Пушкина выпуклые губы, чуть прижатый книзу кончик носа, открытый вырез ноздрей, глубокая борозда посреди подбородка. Видно, что мальчика тщательно причесали перед позированием. Кудри его приглажены, но отдельные прядки уже приподнялись, готовые опять завиться. У мальчика живой взгляд серо-голубых блестящих глаз.

3. «Пушкин – лицеист» Гравюра Фаворского,1935 г. Художник Владимир Андреевич Фаворский(1886-1964) , крупнейший мастер ксилографии(гравюры по дереву) , талантливо иллюстрировавший произведения поэта , создал трогательный и обаятельный образ Пушкина –подростка. Это мальчик- поэт. Широко раскрыты его глаза: он видит мир по- иному ,чем его товарищи, которые сейчас играют и шалят где –то поодаль. В те дни в таинственных долинах, Весной, при кликах лебединых, Близ вод, сиявших в тишине , Являться муза стала мне.(«Евгений Онегин») 4. «А.С.Пушкин» художник В.А.Тропинин, 1827 г. « Портрет Александр Сергеевич заказал Тропинину для меня и подарил мне его на память в золочёной великолепной рамке,»- вспоминал в 1868 году друг Пушкина Сергей Александрович Соболевский. Зимой 1826-1827 годов Пушкин жил у Соболевского в Москве, ходил позировать к знаменитому московскому портретисту Василию Андреевичу Тропинину. Портрет был закончен весной 1827 года. В майском номере журнала «Московский телеграф» Н.А.Полевой поместил отзыв. Он писал: « Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не мог совершенно( то есть в совершенстве) схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта.» По желанию Соболевского Пушкин был изображён в том виде, в каком обычно бывал дома: в нарядном халате красивого коричневого цвета с синей отделкой, в белой сорочке с мягким отложным воротничком, с небрежно повязанным платком, не закрывающем шеи. На большом пальце правой руки, также по желанию Соболевского, был изображён заветный перстень –талисман. Подаренный поэту Екатериной Воронцовой. Но домашний костюм и естественная поза не делают портрет обыденным, будничным. При первом же взгляде нас поражает духовное богатство и сила изображённого на портрете человека. Художник осветил почти всё лицо, повёрнутое к нам в три четверти. Мы видим его в целом и можем разглядеть каждую черту. Лицо Пушкина полно жизни и мысли. Большой чистый лоб не закрыт кудрями, откинутыми назад. Ноздри как будто приподняты дыханием. Губы готовы разомкнуться, большие глаза, полные света, видят что-то, недоступное нам. Это вдохновенный образ поэта, исполненного творческих сил. Живописные складки одежды, рассыпавшиеся в беспорядке завитки волос подчёркивают артистичность образа. Всё это сообщает портрету особую, ликующую праздничность. Шедевр Тропинина был выставлен впервые для широкого обозрения в 1868 году в Москве. 5) «А.С.Пушкин в парке».Художник Валентин Александрович Серов, 1899 г. Поэт дан не просто на фоне пейзажа, а слит с ним в одно целое. В образе Пушкина сочетаются задумчивость , лёгкая грусть и едва намечающаяся, только ещё рождающаяся улыбка. Настроение этого портрета близко «Элегии», созданной болдинской осенью 1830 года. 6) «А.С.Пушкин в Болдине», художник Н.В.Кузьмин, 1949 г. Художник Кузьмин изобразил Пушкина пишущим в Болдине осенью 1830 года. Пушкин поглощён своей работой, сосредоточен, строг. Николай Васильевич Кузьмин много и плодотворно изучал Пушкина –его биографию, поэзию, рукописи. Он изучил тщательно автопортреты Пушкина. Художник изображает Пушкина точно, содержательно. 7) «А.С.Пушкин», художник Пётр Фёдорович Соколов, 1831 г. Портрет А.С. Пушкина, вероятно, был сделан в 1831 году, после женитьбы, как было принято в те времена. Этот портрет запечатлел наиболее светского Пушкина. Художник П.Ф.Соколов (1787-1848),знаменитый мастер камерного акварельного портрета, увидел, главным образом элегантного аристократа. Может быть, это соответствовало желаниям Пушкина иногда чувствовать себя просто светским человеком. Существует предположение, что портрет написан не с натуры, а по впечатлениям от встреч с Пушкиным в обществе. Композиция – поза, поворот головы –сближает этот портрет с портретом Кипренского. Но Соколов не только сглаживает характерные черты лица ,а придаёт ему миловидность, делает губы «сердечком», уточняет все черты. 8) «А.С.Пушкин», художник И.Линёв,1834 -1837. Это Пушкин последних лет жизни. Портрет написан предельно естественно, просто, без всяких прикрас. У поэта усталое, измученное лицо, утратившее свойственные ему живость и энергию. Волосы значительно поредели, стали меньше виться. Грустный взгляд , горькое выражение рта. Портрет создаёт трагическое настроение безысходности и обречённости. И хотя неизвестно, когда он создан, но облик Пушкина подсказывает самую вероятную дату -1836 г. Портрет был обнаружен лишь в 1887 году, на нём есть надпись: «Рисовал с натуры Иван Линёв». Никаких достоверных сведений о художнике нет.

9. «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском», «Пушкин на лицейском экзамене», И. Е.Репин ,1911 г. 10. А.С.Пушкин в своих произведениях создал неповторимые образы героев. Викторина « Чей портрет?» 1) Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда , ломлива, Своенравна и ревнива.( злая царица, «Сказка о мёртвой царевне…») 2)Белолица ,черноброва, Нраву кроткого такого.(царевна молодая) 3)Стройная, бледная 17-летняя девушка. Она считалась богатой невестою, и многие прочили её за себя или за сыновей.(Марья Гавриловна, «Метель») 4)Сущий мученик 14-го класса, ограждённый только от побоев ,и то не всегда.( Самсон Вырин, « Станционный смотритель») 5) Я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину и не мог надивиться, как 3 или 4 года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика.(Самсон Вырин) 6) Лик его прекрасен…(Пётр 1 «Полтава») 7) На берегу пустынных волн стоял он , дум великих полн (Пётр 1 «Медный всадник»)

8) Покорный Перуну старик одному, заветов грядущего вестник…любимец богов(кудесник «Песнь о вещем Олеге») 9) Маленькая кокетка. Девочка лет 14. Большие голубые глаза. Красота её …поразила. Такая разумная, такая проворная (Дуня, «Станционный смотритель»)

11.Инсценировка эпизода из поэмы Пушкина «Цыганы» «Песня Земфиры» 12.Назовите русские пословицы о внешности ,о лице. 1) С личика – яичко, а внутри – болтун. 2)Не по виду суди ,а по делам гляди. 3)Видать волка и в овечьей шкуре. 4)Лицо – зеркало человека. 5)Не пригож лицом ,да хорош умом. 6)С лица не воду пить. 7)Что в сердце варится ,на лице не утаится. 8) Лицом в грязь не ударит. 9) Не тот хорош ,кто лицом пригож ,а тот хорош ,кто для дела гож. 7.Итак, вы познакомились с портретами А.С.Пушкина ,созданными разными художниками. Вас ещё ждут встречи с Пушкиным, с его произведениями.

Опубликовано


Комментарии (1)

Ирина Анатольевна, 27.01.18 в 11:28 0Ответить Пожаловаться
Говорят, что художники льстили поэту. Видела я в одной книге неизвестный широкой публике портрет. Если бы не не был подписан, не узнала бы.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.