12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ильина Татьяна25
2

Анализ стихотворения «Цветок»



Урок по внеклассному чтению литературе 7 класс

Тема: А.С. Пушкин. Анализ стихотворения « Цветок»

Цели урока: продолжить знакомство с биографией А.С.Пушкина, проанализировать стихотворение «Цветок».

Приемы и методы в соответствии с ФГОС были: целеполагание, обобщение, систематизация, анализ, методы: словесный, наглядный, поисковый

Планируемые результаты

презентация Дорогою Пушкина
PPT / 2.99 Мб

Предметные: познакомить со стихотворением А.С.Пушкина “ Цветок ”, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки анализа стихотворения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий и действий других.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, раздаточный материал.

Литература: Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

Метапредметные связи: русский язык, музыка, живопись.

(У портрета Пушкина.)

Учитель: Мы у портрета Пушкина. Давайте зажжём свечи памяти, которые будут гореть весь урок, согревая и объединяя нас.

У поэтессы В. Т. Дорожкиной есть стихотворение «Перед портретом Пушкина». Прослушайте отрывок из этого стихотворения

(читает 1ченик):

Писать стихи – конечно, не забава,

Когда любовь пером руководит

И не прельщает призрачная слава,

А в мыслях – вечно молодой пиит…

… Наедине с бумагой – до рассвета.

За окнами – ни звука, ни огня…

Достоин ли я звания поэта?

И строго Пушкин смотрит на меня.

- Какие мысли и чувства возникают у вас, когда вы смотрите на портрет Пушкина?

(чтение отрывков из домашних творческих работ «У портрета Пушкина»)

 

- Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

 

2Ученик: Изучать творчество поэта.

Учитель: Да сегодня мы попробуем сделать открытия и разгадать тайны пушкинского творчества. Для этого я приглашаю вас в путешествие. Что нам потребуется в этом путешествии?

3Ученик: Воображение

4Ученик: Знания

Возьмём с собой знания, фантазию, сообразительность, желание работать в одиночку и вместе со всеми.

Презентация

(Слайд: Дорогами Пушкина)

Учитель: Вы работали в творческих группах и ваши сообщения помогут нам совершить путешествие по дорогам творчества поэта.

3Ученик: Дороги Пушкина… Просёлочные дороги. Размытые осенью. Пыльные летом. Зимой – теряющиеся в снежной мгле.

Весной – больше похожие на реки. Дороги вечного путника.

- А начиналось всё так же, как и у всех, с дороги детства.

(Слайд: Москва. Пушкин – ребёнок)

4Ученик: 6 июня 1799 года в Москве родился Пушкин.

- Звони, Москва! И гласи о нашем праве называться великим народом, потому что среди этого народа родился Пушкин!

4Ученик:- Пройдут годы, и обратится с такими проникновенными словами к родному городу великий поэт А. С. Пушкин.

1Ученик:

Москва! Как я люблю тебя!

Святая родина моя!

Как часто в горестной разлуке.

В моей блуждающей судьбе.

Москва! Я думал о тебе!

2Ученик - Прошло детство. Дорога отрочества привела Пушкина в лицей. Шесть лет провёл Пушкин в Лицее, безвыездно живя в Царском селе.

(Слайд:Лицей-картина)

- Это были прекрасные незабываемые годы дружбы, поэзии, любви. Всю жизнь поэт будет вспоминать о них с нежностью, восторгом.

2Ученик: В Лицее Пушкин нашёл товарищей, дружбу с которыми сохранил на всю жизнь.

Особенно полюбил он Пущина, Дельвига, Кюхельбекера.

(Слайд: друзья Пушкина)

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен-

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз…

4Ученик: Каким он был, как учился, о чём мечтал? Об этом вспоминает его друг Пушин:------------------------------------------------

2Ученик: - Быстро промчались лицейские годы, шесть лет позади.

Расставаясь с друзьями, лицеисты уже устремлены в будущее, полное надежд, веры, любви.

(Слайд: юный Пушкин)

Учитель: оцените себя в дневнике оценивания

Творческая мастерская.

Учитель- В дальнейшем мы продолжим знакомство с биографией поэта. Вам хочется разгадать секрет его вдохновения?

Давайте отправимся в творческую мастерскую поэта.

(Слайд: творческая мастерская)

- Мне очень хочется, чтобы каждый из вас почувствовал себя мастером, большим, а, может быть, маленьким, но обязательно Мастером.

Вперёд к новым открытиям!

- Давайте напишем на доске слово «стихотворение».

- Какие слова притягивает оно к себе и какие вызывает ассоциации?

4, 3 Ученики: поэт, строки на бумаге, слова

-Какова особенность морфемного состава слова? (в слове два корня: стих- и твор-). А родственными словами являются такие слова: стихи, творчество, творить). И что получается?

1ученик: творение стихов.

-Да, творить стихи – это настоящее искусство.

Откройте книги, которые лежат перед вами, полистайте их, что нашли?

Ученики: засохший цветок.

Какие ассоциации возникают у вас при виде этого цветка?

4Ученик: кто-то сорвал и положил его сюда.

Учитель: Как называется стихотворение, которое лежит перед вами?

3ученик: « Цветок»

-На создание этого произведения автора натолкнул всего лишь небольшой высохший цветок, случайно увиденный им среди страниц какой-то книги. Всего лишь цветок – засохший, бездыханный, когда-то кем-то забытый. Но какую бурю чувств он вызвал в душе поэта!

На минуту вернемся к теме нашего путешествия-урока.

1 ученик: изучение творчества Пушкина.

Учитель: какова цель нашего урока?

2Ученик: Попытаться понять, о чем это стихотворение.

3Ученик: Проанализировать его.

Учитель: Да в этом стихотворении есть какая-то тайна. Оно пробуждает настроение, которое невозможно выразить словами.

Но попытаемся хоть немного проникнуть в его тайну.

И для начала попробуем прочитать это стихотворение про себя.

-Пушкин заворожил и околдовал нас трепетными и таинственными словами.

Читая «Цветок», продолжите дальше по очереди….

1ученик: погружаешься в воспоминания,

2ученик: представляются люди, которые жили когда-то,

3ученик: будто слушаешь музыку.

Учитель: Эту музыку услышал и русский композитор Метнер.

(прослушивание романса)

- Какое настроение романса? Ваши впечатления?

3Ученик: мне понравился романс.

2Ученик: наводит на грусть.

1Ученик: у меня возникает картина прошедшей любви.

3Ученик: Соучастие, размышление о жизни

Учитель: На какие размышления наводит автора найденный между страницами книги цветок?

 

Учитель: Какое слово вам незнакомо?

4Ученик: Безуханный

Учитель: Найди нам это слово в словаре. А остальным предлагаю составить кластер Цветок он какой?

( ученики пишут на доске: засохший, забытый, неведомый)

Учитель: Что означает незнакомое слово?

4Ученик: «Безуханный – неблагоухающий, неблаговонный, непахучий, недушистый. (по В. И. Далю)

Учитель: впиши его в кластер.

Учитель: - Ребята, как вы думаете, героя волнует только цветок?

Ответить на этот вопрос к нам поможет таблица.

Работа с таблицей в парах.

Учитель: Первые 2 строфы берет одна пара, следующие 2 другая пара.

(Слайд: таблица)

СТРОФА

Что чувствует лирический герой

1

 

2

 

3

 

4

 

Учитель: - Возвращаемся к вопросу: героя волнует только цветок?

2Ученик: Не только цветок, но и человек, положивший растение на память.

1 ученик: он попытался восстановить историю цветка и жизни людей.

Учитель:- О чём заставляет задуматься это стихотворение?

Отвечая на вопрос, посмотрите на листы с разным цветом, на названия чувств и выберите то, что будет ответом на вопрос и прикрепите это на наш цветок.

Учитель: Подходит к концу наше путешествие «Дорогами Пушкина». В этом путешествии нам потребовалось что?

3Ученик: знание фактов из жизни Пушкина.

4Ученик: умение анализировать стихотворение.

2 ученик: внимание, умение понять, о чем хотел сказать поэт.

Попробуйте составить алгоритм сегодняшнего анализа стихотворения. Итак, по очереди записываем на доске ...

1 Ученик: знакомство с текстом стихотворения

2 ученик: тема, идея

3 ученик: определения чувства, переживания лирического героя

4 ученик: собственное отношение к стихотворению

Учитель: Какой этап был затруднительным?

Оцените свою работу на работе в дневнике оценивания.

Домашнее задание: выписать средства выразительности стихотворения « Цветок»,

по выбору: составить кроссворд, а кого-то наш урок вдохновит на создание собственных стихов. Дерзайте!

Заключение.

-Имя Пушкина никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в книгах, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, что Пушкин стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей нашей Родины.

Слайды: иллюстрации к пушкинским произведениям.

Всё изучив, узнав о Пушкине так много.

Пока ведёт нас наша школьная дорога.

Пускай проходят быстротечные года,

Но с нами Пушкин остаётся навсегда!

Стихотворение А.С.Пушкина «Цветок»

Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя:

Где цвел? когда? какой весною?

И долго ль цвел? и сорван кем,

Чужой, знакомой ли рукою?

И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,

Или разлуки роковой,

Иль одинокого гулянья

В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?

И нынче где их уголок?

Или уже они увяли,

Как сей неведомый цветок?

 

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1.Сквозной элемент урока

Индивидуальная работа, парная, коллективная

регулятивные: саморегуляция

у портрета Пушкина.

Проверка домашнего задания

2.Мотивация к учебной деятельности

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД: основы гражданской идентичности путём знакомства с достопримечательностями России.

регулятивные УУД: целеполагание

Проблемный вопрос: Какие мысли и чувства возникают у вас, когда вы смотрите на портрет Пушкина?

(чтение домашних творческих работ «У портрета Пушкина»)

Сегодня мы попробуем сделать открытия и разгадать тайны пушкинского творчества. Для этого я приглашаю вас в путешествие. Возьмём с собой знания, фантазию, сообразительность, желание работать в одиночку и вместе со всеми.

- Виртуальное путешествие.

Анализ, сопоставление.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

Задание

Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? (изучать творчество поэта). Посмотрите в учебнике на странице 26 стихотворения Пушкина. Какова цель урока? ( анализ стихотворения). Что нам потребуется для этого анализа?

Целеполагание.

Сформулируйте тему нашего урока.

Отвечают на вопросы.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

1. Творческая мастерская

Словесный, познавательный, эвристический

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку.

регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.

доске слово «стихотворение».

- Какие слова притягивает оно к себе и какие вызывает ассоциации?(поэт, строфа, художник слова). Какова особенность морфемного состава слова? (в слове два корня: стих- и твор-). А родственными словами являются такие слова: стихи, творчество, творить)

Проблемный вопрос:– На какие размышления наводит автора найденный между страницами книги цветок?

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. - О чём заставляет задуматься это стихотворение?

Почему в нём так много вопросительных предложений?

 

2.Работа со словарем

 

Словарная работа.

«Безуханный – неблагоухающий, неблаговонный, непахучий, недушистый. (по В. И. Далю)

 

.

Коллективная проверка.

.

3.Мини-исследование в группе.

 

Работа с таблицей в парах.

СТРОФА

ЧТО ВИДИМ

КАК ЧИТАЕМ

Исследовательская работа.

Обсуждение и поиск общего решения в парах, представление результатов работы в парах.

Заполнение общей таблицы

Физ. минутка (пауза релаксации)

 

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.

Физ.минутка «Бабочка»

Организует разминку.

Активно выполняют физические упражнения

Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом

Работа с текстом стихотворения.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

А теперь попробуем прочитать это стихотворение так, как вы его поняли, прочувствовали, постарайтесь передать тайну его впечатляющей силы. (выразительное чтение)

выразительно читают стихотворение

Прослушивание романса

 

Беседа о прослушанном.

- Какое настроение романса? Ваши впечатления?

слушают романс. Делятся впечатлением.

Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.

Этап 5. Закрепление полученных знаний

Самостоятельный анализ цветописи и настроения стихотворения

Работа в группах и выступление перед аудиторией.

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач

 

Самостоятельный анализ стихотворения

Этап 6. Подведение итогов урока

1.Обобщение

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.

Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта.

Афиширование результатов.

2.Самооценка

Самоанализ

 

Анализ работы учащихся.

Самооценка работы на уроке.

3.Домашнее задание

творческое, наглядный

 

Дифференцированное домашнее задание.

иллюстрации к любимым пушкинским произведениям, кроссворд по творчеству Пушкина, создание собственных стихов.

Записывают

задания в дневники.

4.Рефлексия

Метод контроля,

познавательно-рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя? Какие открытия вы сделали?

- Какие тайны попытались разгадать на сегодняшнем уроке?

- Кто из вас может сказать, что гораздо лучше узнал поэта?

Итоговый комментарий.

Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют «Экран успеха»

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.