Мастер –класс «Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии» («Великолепные губки»)

4
0
Материал опубликован 16 April 2017
 Мастер –класс  «Проектно-исследовательская

 деятельность на уроках биологии»  («Великолепные  губки»)

Цель: Познакомить учащихся с общей характеристикой типа губок, многообразием, классификацией; показать родство с одноклеточными животными, сформировать понятия о колониальных формах, о двуслойном животном, раскрыть особенности строения и жизнедеятельности классов губок животных, сформировать у учащихся представление о губках как о тупиковой ветви в эволюции.

Задачи

Обучающие: раскрыть особенности организации губок как примитивных многоклеточных животных; охарактеризовать образ жизни, места обитания, питание, размножение губок, их регенерации; раскрыть значение этой группы

Развивающие: сформировать умения узнавать этих животных, наблюдать, сравнивать, анализировать; развитие кругозора, воображения, самостоятельной познавательной активности; умения ориентироваться в информации, выделять главные моменты, излагать эту информацию различными способами кодирования: тезисами, схемами, кластерами, синквейнами, моделями, таблицами.

Воспитательные: воспитывать желание узнавать новое в области биологии, работать в коллективе, принимать совместные решения.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, губка «Бодяга» (порошок и гель); лабораторная посуда, колбы, воронки, покровные, стёкла, предметные стёкла, пипетки, стаканы, пробирки, бокалы, лупы, микроскопы, зубочистки, раздаточный материал: овощи и фрукты, искусственные губки, карточки-задания, информационные листы для работы в группах;

Использованные источники В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. Учебник. 7 класс, изд. Дрофа, Москва, 2015г.

Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Биология.

Ссылки на сайт: http://ts1.mm.bing.net/

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

1.Развитие мотивов учебной деятельности.

2.Умение управлять своей познавательной деятельностью.

3.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Предметные:

1.Давать определение основным терминам и понятиям:

фотосинтез, автотрофы, гетеротрофы, фагоцителлы, колония, многоклеточность, дифференциация, малоподвижный образ жизни, губка, спонгиология, устье, фильтры, фильтрация, гигроскопичность, спикулы, регенерация, эктодерма, энтодерма, мезоглея, аксон, сикон, лейкон, симбиоз;

2.Выявлять отличительные признаки формы строения тела губки;

3.Описывать особенности внутреннего и внешнего строения губки;

4.Определять и классифицировать представителей губок;

5. Обосновывать роль губок в природе и медицине.

Метопредметные:

Регулятивные УУД

1.Умение планировать и регулировать свою деятельность;

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач ;

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

4.Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

  Познавательные УУД

1.Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

2.Выявлять причины и следствия простых процессов (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, моделей, рисунков, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий);

3. Осуществлять поиск информации с использованием различных источников.

Коммуникативные УУД

1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства;

2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами;

3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию;

4.Использовать информационные ресурсы для поиска информации

Тип урока: Урок-презентация (открытие нового знания)

Форма урока:

проблемный диалог, подводящий к озвучиванию темы урока с элементами технологии проектно-исследовательской деятельности обучения.

Формы работы:

фронтальная, индивидуальная, групповая.

Формы контроля:

Самоконтроль, взаимоконтроль, защита заданий.

Ход урока.

I.Этап Самоопределение к деятельности

Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, настроимся на рабочий лад. Подарим улыбку друг другу. И скажем: Все будет хорошо. Сегодня мы будем работать в групповых сообществах.

I I Актуализация знаний. Мотивация.

Приём «Я рисую» «Скрайбинг»)

Угадай, нарисуй, обозначь, подпиши.

(По рассказу учителя, ученики должны угадать животное, зарисовать, обозначить и подписать все органы, узнать недостающие органы.)

Учитель. Я рисую одноклеточный самостоятельный организм, неопределённой формы. На теле которого образуются выпячивания или выросты-ложноножки (псевдоподии).Они служат для захвата пищи: бактерий, водорослей, простейших. Образуется пищеварительная вакуоль. Для них характерен фагоцитоз и пиноцитоз. Есть так называемая сократительная или пульсирующая, вакуоль. Это пузырек водянистой жидкости, который периодически нарастает, достигнув определенного объема, лопается, опорожняя свое содержимое наружу. Вскоре на том же месте снова появляется маленькая капелька, проделывающая тот же цикл. Основная функция сократительной вакуоли - регуляция осмотического давления внутри тела простейшего. Что это за простейшее? Какие недостающие органы вы зарисовали? (Цитоплазму и ядро.)

Учитель. Да это одноклеточный организм амёба. А какие вы ещё организмы знаете? (Многоклеточные). Какие были первые многоклеточные организмы? Кто их открыл? (Фагоцителлы, И. И. Мечников)

Учитель. Чем отличатся одноклеточные организмы от многоклеточных? (У одноклеточных все функции выполняет одна клетка, а у многоклеточных клетки дифференцированы. Клетки специализировались на выполнение разнообразных функций: защитной, пищеварительной, двигательной и др)

Учитель. К чему привело эволюционное развитие многоклеточных животных?

(Эволюционное развитие многоклеточных привело к возникновению колоссального количества форм, видов)

Приём «Что бы это значило? (Показываю разные искусственные губки). Что это? (губки). А зачем они нужны? (Мыть, стирать, убирать, чистить) Так что такое губка?

(Губка- моечный" инструмент. Губка-предмет для чистки уборки мойки. Губка -аксессуар для кухни)

Возьмите в руки губки, потрогайте, повертите, помните. Какая она? Какими свойствами обладает? (Эластичная, мягкая, пористая, упругая)

Эксперимент

Возьмите губку и протрите мокрую поверхность плитки. Что наблюдаете? (Стало сухо и чисто)

У вас есть сосуд с водой. Положите губку в этот сосуд. Что произошло? (Губка впитала воду) А кто знает какое это свойства? (Гигроскопичность) Сделайте вывод.

(Благодаря высокой гигроскопичности материала губки эффективно впитывают жидкость, насухо вытирают поверхность, не оставляя разводов) Да, губки сделаны из синтетических материалов, хотя очень напоминают настоящую губку и удобны в употреблении

Учитель. Давайте поработаем с толковыми словарями: Биологический энциклопедический словарь .М.С.Гилярова, В .И.Даля, С.И Ожигова. Найдём, что означает слово губка.

Губка (англ. Sponge) — блок, удаляющий воду вокруг себя, становясь мокрым.

Губка-мягкий, ноздреватый остов, хорошо впитывающий воду. Губка-неподвижное многоклеточное животное.

III. Постановка учебной задачи

Учитель. Оказывается в природе существуют, еще и животные губки. Именно морские существа - губки дали название этому "моечному" инструменту, поскольку некоторые виды губок исключительно подходят для таких целей. Так какая тема нашего урока? (Тип губки. Губки-неподвижные многоклеточные животные.) Поставьте цели? (Учащиеся формируют цели)

Учитель. Имя нашего урока «Великолепные губки» А тема: Губки-примитивные, неподвижные многоклеточные животные. (Учащиеся записывают тему)

Учитель. В художественной литературе существует такое выражение «Впитывает, как губка»? Когда так говорят?( Говорят о человеке, который внимательно слушает: "все впитывает, как губка". Грибы могут впитывать яды, которые содержатся в выхлопных газах)

IV.Изучение нового материала. Основная часть.

Вот и мы сегодня на уроке должны впитывать, как губки, анализировать, систематизировать все знания. А будем мы сегодня работать в роли учёных. А каких, вы скажите сами.

Учитель. Приём «Перевёртыши» (На доске слово. Перевернув его, можно прочитать названия науки, а затем и учёных.) ИЯГОЛОИГНОПС (Спонгиология-наука о губках)

А учёные-спонгиологи. Итак, мы сегодня спонгиологи. А что мы будем изучать ? (Будем изучать жизнь губок)

Из всех современных многоклеточных животных по строению тела губки проще всех. Возникли губки на нашей планете очень давно. Их окаменелые останки находят в геологических породах, образовавшихся более полумиллиарда лет назад на дне древних, ныне исчезнувших морей (в геологический период, который называется кембрий, а расцвета они получили в мезозойе, и дошли до наших дней. Но от них никто не произошел. Следовательно, губки-тупиковая ветвь эволюции. В царстве Растения, о каких организмах мы говорили, что они – тупиковая ветвь эволюции?

( моховидные).

Долгое время многие были уверены, что знают все о губках.

Губки считались некоей переходной формой между растениями и животными - зоофитами.
Пока в 1825 году Роберт Грант доказал, что губки когда-то были животными! Он рассмотрел губки в воде через микроскоп. И увидел струйки воды, которые входили через одни отверстия и выходили через другие.

Давайте посмотрим на экран и познакомимся с их основными представителями

Учитель. Кто они – губки? Сколько их и какие? Для чего нужны? Попробуем ответить на эти вопросы. Проанализируйте текст и рисунки.

Приём «Чтение с остановкой». Работа с учебником стр101.Прочитайте текст. Задайте вопрос соседу. (Взаимовопрос)

Учитель. Так кто такие губки? (Примитивные многоклеточные животные)

Назовите характерные признаки этих животных (Беспозвоночные, морские-5тыс.видов, живут колониями, сидячий образ жизни, нет органов и тканей, имеют минеральный или органический скелет.)

Что бы ответить на вопрос: Для чего нужны губки?- поработаем в группах

Информационные листы (Приложение1,2,3)

Учащиеся работают в группах с информационными листами, анализируют, сравнивают, конструируют, отвечают на вопросы, комментируют, контролируют добавляют, исправляют. Представляют информацию различными способами: схемой, кластером, моделью, инсценированием)

Учитель. Теперь мы можем ответить на вопрос: Для чего нужны губки? (Для очистки водоёма) Составьте синквейн со словом губка.

Приём «Синквейн»

1.Губка

2.Пористая, колониальная, известковая.

3.Губка очищает водоём.

4.Губка-биофильтр, индикатор, санитар.

Объясните лексическое значение слов.

Индикатор-1группа - Прибор (устройство, элемент), отражающий какой-нибудь
процесс, состояние наблюдаемого объекта.)

Биофильтр-2группа- ( Сооружение для биологической очистки.)

Фильтр- 3 группа- (Прибор для очищения жидкостей путем процеживания.)

Устье -4группа- выводное отверстие на свободном конце тела (выводится вода)

Фильтрация –5 группа- процесс естественного просачивания природных жидкостей или газов сквозь пористую среду.

Подошва- 2группа-приспособление , при помощи которого губка крепится ко дну или другому субстрату

Так что же делает губку животным?

То, как она питается. Губка отлавливает свою пищу. Она не производит, подобно зеленым растениям, пищу для самой себя, а питается маленькими растениями и животными, обитающими в воде рядом с ней, т. е. фагоцитозом

Как же она это делает? Проведём исследование. У вас на столе лабораторное оборудование. Вам нужно собрать модель губки. И выяснить как губка участвует в биологической очистки воды. Итак, губки - биофильтраторы. Определите проблему, гипотезу и цель.

Губчатые стенки напоминают сито, или фильтр, который отцеживает маленькие растения и животные из воды. Вода загоняется и выводится из губки при помощи постоянно двигающихся маленьких, похожих на хлыстики нитей, называемых жгутиками. Жгутиковые клетки захватывают пищу. Вокруг основания жгутика располагается липкая поверхность, к которой и пристает пища. Какая-то часть пищи переваривается там, а оставшуюся пищу «путешествующие» по губке клетки разносят по другим участкам

Учитель. Какое пищеварение у губки? (Внутриклеточное) Какие параллельно идут процессы? (Дыхание и выделение).

Работа с учебником стр102. И с информационными листами.

Какой процесс индивидуален? И мы о нём не говорили (Размножение). Расскажите, как размножаются губки?

(Размножение у губок происходит как половым, так и бесполым способом. Половые клетки формируются в слое мезоглее. Затем продукты выходят через поры тела наружу и с током воды попадают в тело других губок, где и происходит оплодотворение. В результате образуется зигота, дающая начало личинке. Мальки могут называться по-разному: амфибластулы, паренхимулы, целлобластулы.

Если же говорить о бесполом размножении, то в его основе лежит процесс почкования, то есть отсоединения части тела с последующей регенерацией недостающих структур. В большинстве своем тип губки включает гермафродитных животных.

Учитель. Что напоминает вам эта картина? (Это озеро Байкал) Что вы о нём знаете?

(Там живут байкальские губки. Длина ветвей 1метр. А вода там кристально чистая.)

Учитель. А есть ли у губки враги? (У губок сравнительно немного врагов. Но, враги есть.)

Учитель. А как она защищается? ( Очень хорошей защитой им от нападения хищников служит минеральный скелет, состоящий из большого количества игл)

Учитель. Поэтому животных, питающихся губками, очень мало. В желудках некоторых рыб и тюленей находят остатки губок, в особенности таких, как пробковая губка, морской каравай, мясистая губка и др.

Учитель. Значительно больше мелких животных, которые паразитируют на губках или внутри их. А паразитирующие на животных им вреда не приносят. Почему ?

Это некоторые голожаберные моллюски, голотурии, ракообразные. К их числу присоединяются также личинки ручейников и других насекомых, личинки водяных клещей, встречающиеся на пресноводных губках. Эти животные в той или иной степени используют тело губок в пищу. Правда, существенного вреда они губкам, как правило, не приносят и обычно не вызывают их гибели. Выеденные и поврежденные участки тела быстро зарубцовываются или восстанавливаются. У губок много нахлебников и квартирантов. В полостях и пустотах колоний губок обитает масса мелких ракообразных, червей. Уних хорошая защита. Иглы-спикулы и спонгин, вещество скрепляющее иглы между собой

Учитель. Скелет у губок внутренний; он основной признак по которому они разделяются на классы.

У 1 класса Известковые губки – скелет из известковых игл различных по форме, расположенных в мезоглее.

2 класс Стеклянные губки – скелет из кремниевых игл, которые срастаются своими концами, образуя ажурные, но прочные конструкции (корзинка Венеры).

3 класс Обыкновенные губки – скелет из органического вещества – спонгина – нежный (туалетная губка); может быть из спонгина и кремниевых игл (чаша Нептуна, бадяга); или вообще отсутствует.

Как губка выращивает внутри себя иглы? Давайте изобретём. Посмотрите в инструкционную карту.(Возьмите любой фрукт или овощ и зубочистки. Изобретите губку с зарождающими иглами (воткните зубочистки в разных направлениях.).Надуйте два шарика-это будут хищники. Хищники нападают на губку. Что происходит? (Одни шарики лопаются, а другие нет. Почему? (Чем больше иголок, тем они менее колючие.)

А всё-таки если хищника удалось полакомиться. Что будет с остальными кусочками?

Учитель. Какой процесс?

Учитель. А сейчас проклассифицируйте. Назовите основные таксоны классификации.(Империя. Царство. Подцарство. Тип. Класс. Семейство. Вид.)

VI. Итог урока

Учитель. Ох, уж эти губки! А Почему же они всё-таки примитивные и такие удивительные? О чём мы говорили? Что узнали?

Многоклеточные, неподвижные. Двухслойные водные животные.

Органы и ткани отсутствуют

Выражена специализация клеток с разделением труда.

Пищеварение внутриклеточное.

Скелет внутренний минеральный или органический скелет.

Ведут прикрепленный образ жизни.

Удивительная форма тела. Разная среда.

Размножение: бесполое и половое. Способность к регенерации.

Своеобразная водоносная система

Биофильтраторы.

Примитивность губок обусловливает высокую способность их к регенерации (восстановлению.)
VII. Рефлексия

VIII. Домашнее задание

 Д.З. стр 101-102.Анализ текста, рисунков, вопросы. Творческое: Сделать презентацию. Мини- проек. Сообщение. Губки-лекари. Губки строители. Губки удивительные, своеобразные. Выбрать один вид работы.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.