12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Ушивая Маргарита Алексеевна62
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Введение.

Учение, лишенное всякого интереса
и взятое только силой принуждения, убивает
в ученике охоту к овладению знаниями.
Приохотить ребенка к учению гораздо более
достойная задача, чем приневолить.
К.Д. Ушинский

Интерес - один из инструментов, побуждающий учащихся к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. Геометрическая экскурсия как способ формирования познавательного интереса школьников к учению на уроках математики. С геометрическими экскурсиями я впервые познакомилась в книге Т.Г. Ходот, А.Ю. Ходот, О.А. Дмитриева «Математика 5-6 класс. Наглядная геометрия. Книга для учителя» (в период обучения в институте Т.Г. Ходот преподавала у меня геометрию).

Я разработала ряд интерактивных экскурсий, которые можно провести, не выходя из школы, используя презентацию.

Цель экскурсии:

показать учащимся возможности применения геометрических знаний на примерах архитектурных и парковых сооружений, от истории создания архитектурного объекта – к изучению его внешних форм, расчленение этих форм на детали, определение форм этих деталей, рисование отдельных деталей и зданий в целом в разных ракурсах, а затем конструирование моделей этих сооружений, а также попытка придумывания новых.


Материалы геометрических экскурсий могут служить основой для проектной деятельности учащихся.



Урок 2. Урок – экскурсия по теме: «Виды симметрии и великолепие фонтанов».

Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления).

Цель урока: расширить представления об известных фигурах, закрепив знания свойств, связанных с симметрией, развивать пространственное и конструктивное мышление.

Задачи:

- образовательные: закрепление знаний о видах симметрий; развитие умения находить оси, центры, плоскости симметрии в различных геометрических фигурах и предметах окружающей действительности; развитие умений применять знания теории на практике.

- развивающие: развитие мышления учащихся, развитие математической речи; развитие исследовательских способностей; развитие внимания, наблюдательности, мышления, интереса к предмету, математической речи, стремления к творчеству.

- воспитательные: обсудить, насколько красиво всё, что симметрично, почему не всё красивое и симметричное нам нравится, развивать культуру речи учащихся, умение публично выступать.



Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель: «Здравствуйте ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся гулять по Петродворцу (слайд № 1). Познакомимся кратко с его историей, полюбуемся на замечательные фонтаны и на тенистые аллеи со скульптурами. Однако, мы на уроке математики, поэтому посмотрим на всё это и с другой точки зрения – геометрической. Давайте вместе сформулируем тему урока (слайд № 2). (Ребята предлагают свои названия). Молодцы! Тема нашего урока: «Виды симметрии и великолепие фонтанов».

2. Актуализация знаний.
Учитель: - Что такое симметрия?

Предполагаемые ответы учеников:

- Слово “симметрия” в переводе с греческого звучит как “гармония”, означая красоту, соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей.

- Симметрия – одинаковое расположение равных частей по отношению к плоскости или линии.



Уt1597394159aa.png читель: - Какие виды симметрии вы знаете?
На доске (слайд № 2) изображены различные виды симметрии. 

Ответы учащихся:

Центральная симметрия;





t1597394159ab.png

Осевая симметрия;

t1597394159ac.png






Зеркальная симметрия.





3. Учитель: «Начнём прогулку по Петродворцу (слайды № 3-15). И каждый раз будем не только любоваться чудесными творениями, но и искать знакомые виды симметрии».

Каждый слайд учитель комментирует и задаёт вопросы (количество слайдов можно изменить): Какие виды симметрии вы видите? Нарисуйте их. Какой вид симметрии чаще всего встречается? Может ли одна и та же фигура иметь несколько видов симметрии? И т.д.

Например: слайд № 4. Римские фонтаны состоят из двух плоских каменных чаш — верхнего и нижнего яруса. Поток воды из верхнего яруса устремляется высоко вверх, последовательно падает на верхнюю и нижнюю чаши и затем стекает в широкий бассейн. Тем самым создается водная блестящая завеса, придавая фонтанам удивительно красивый вид.

Эти фонтаны часто называют Пирамидальными, поскольку по своей форме они напоминают две восьмигранные призмы, как бы вырастающие друг из друга.

t1597394159ad.jpgt1597394159ae.jpg











t1597394159af.jpg


t1597394159ag.jpg










Учитель: Посмотрите на эти фонтаны. Обратите внимание на отдельные фрагменты. Постарайтесь увидеть в данном архитектурном ансамбле различные виды симметрии. Составьте в тетрадях схему: вид симметрии – в каком фрагменте. Обсудим ваши записи.

Ученик (вариант ответа):

Центральная симметрия

Восьмигранная призма; диски каменных чаш

Осевая симметрия

Фонтаны, относительно дорожки; каменные чаши; маски

Зеркальная симметрия

Весь ансамбль из фонтанов и газонов


Учитель: Какой вид симметрии чаще всего встречается?

Ученик: Осевая и зеркальная.

Учитель: Может ли одна и та же фигура иметь несколько видов симметрии?

Ученик: Да, конечно. Диски каменных чаш – центральная и осевая симметрии.

Учитель: Как вы думаете,  какую роль играет симметричность в архитектуре?

Ученик (вариант ответа):

- Симметричные сооружения нам кажутся более красивыми.

- Симметричные сооружения более устойчивые.

- Здания получаются уравновешенными, понятными, простыми для интуитивного восприятия. 

4. Вывод: Наиболее распространенный вид симметрии, использующийся при проектировании сооружений, зеркальный. Симметрия в архитектуре является мощным инструментом эмоционального восприятия города на плоскости, местности. Данное понятие проходит сквозь многовековой период человеческого творчества, противостоит хаосу, разрухе. Она – гарант уравновешенности, упорядоченности. Симметричность вездесуща, разнообразна. Для создания определенной атмосферы, зодчие используют множество приемов: криволинейность, чередование пространств, сочетание различных объемов. Самым сильным является использование одинаковых фрагментов, плоскостей. Человек, абсолютно не разбирающийся в архитектуре, наравне со знатоками способен оценить всю прелесть сооружения.

5. Подведение итогов, выставление отметок.

Итак, мы с вами совершили геометрическую экскурсию и увидели, что примеры всех видов симметрии, что мы изучали на уроке, можно найти в окружающем нас мире. Сегодня все работали хорошо. Домашним заданием будет: выполнить рисунок с использованием различных видов симметрии (слайд № 16).





Данный материал может использовать учитель при подготовке к уроку или раздать ученикам для выступления на уроке.

1. Римские фонтаны. Строительство двух фонтанов было запланировано еще в начале 1720-х годов, когда велись работы по созданию Руинного каскада (сейчас Руинный или Мраморный каскад называется Шахматной горой). По проекту Николы Микетти водометы планировалось разместить на площади перед Руинным каскадом.

Вместе с тем, к сооружению источников приступили лишь в 1738 году. Проект был разработан архитекторами Иоганном Бланком и Иваном Давыдовым.

Работы по прокладке труб велись под руководством фонтанного мастера Поля Суалема. Сначала вода поступала от небольшого водоема, расположенного на горе, затем для усиления напора фонтанные трубы проложили к недавно вырытому водоему — Красному пруду. Работы завершились осенью 1739 года.

Первоначально Римские фонтаны были выполнены из дерева, покрытого свинцовыми листами. Для оформления бассейна использовались плиты из путиловского песчаника и пудовский известняк.

В 1756 –1759 годах Бартоломео Франческо Растрелли подготовил проект, согласно которому пирамиды планировалось перестроить в каменные.

В 1763 году их перенесли на восемь метров дальше от Руинного каскада в сторону Монплезира, установив на оси Березовой аллеи (эта аллея связывает Марли и площадь Шахматной горы).

Однако, замысел архитектора был реализован лишь частично: сами чаши и пьедесталы остались деревянными, их окрасили под мрамор и только фундамент был сделан из камня. Вместе с тем, сооружения стали выглядеть монументальными, а резные деревянные детали придали им пышность и нарядность.

Со временем деревянные конструкции обветшали и в 1797 году вышел указ о сооружении Римских фонтанов из гранита и мрамора. Работы велись под руководством архитекторов Франца Броуэра, Фридриха Штенгеля и Тимофея Насонова, а также мастера фонтанных дел Федора Стрельникова.

Римские пирамиды украсили разноцветной мраморной облицовкой и отлитыми из свинца маскаронами, фестонами и венками, гирляндами и раковинами.

Работы были завершены к лету 1800 года. В 1817 году по рисункам скульптора Ивана Мартоса были выполнены новые маскароны из позолоченной бронзы, которые установили на нижних восьмигранных чашах. В таком виде фонтаны сохранились до настоящего времени.

2. Создание фонтана Солнце относится к 1717 году, когда архитекторы Александр Леблон и Иоганн Браунштейн построили бассейн в той части Нижнего парка Петергофа, где в вольерах содержались экзотические птицы и звери для царской охоты.

В построенном бассейне плавали лебеди, утки и гуси, а также содержались огромные осетры, привезенные с Волги и предназначенные для императорского стола.

По приказу Петра Первого в 1721–1724 годах архитектор Никола Микетти построил в центре бассейна фонтан, благодаря чему, эта часть парка приобрела торжественный вид. Центральный водяной столб устремлялся вверх с поверхности бассейна, а 12 дугообразных струй, расположенных по окружности, направлены к центру композиции.

В конце XVIII века архитектор Юрий Фельтен перестроил водоем в купальню для царской семьи, отгородив его высокой стеной, украшенной росписью.

Изменился и сам фонтан — в его пьедестале было установлено колесо, приводимое в движение водой, которое в свою очередь с помощью зубчатой передачи вращало столб, на вершине которого поместили диски с отверстиями. Из них вырывались водяные струи, напоминающие солнечные лучи, в связи с чем, фонтан и получил название Солнце.

3. Львиный каскад представляет собой бассейн, размеры которого составляют 30 на 18,5 метров. На гранитном цоколе установлены 14 колонн из тёмно-серого сердобольского гранита, высота которых восемь метров. В промежутках расположены 12 ваз из белоснежного каррарского мрамора с фонтанами, вода которых устремляется высокой вертикальной струей вверх.

Снизу основание украшено маскаронами, размещенными под каждой чашей. Вода из фонтанов чаш стекает через маскароны в бассейн.

В центре, на возвышении из гранитных плит установлена скульптура Нимфа Аганипа, держащая на плече опрокинутый кувшин, вода из которого падает на гранитное подножие. Статуя Нимфы создана скульптором Федором Толстым.

По сторонам колоннады расположены две бронзовые скульптуры львов, из пастей которых вырываются водяные струи.

4. По замыслу Петра, дворец Монплезир создавался как удобное жилище для просвещенного человека. Вместе с тем, учитывая, что строили его самые знаменитые мастера того времени, Монплезир можно считать образцом архитектуры и декоративно-прикладного искусства начала XVIII века. В его строительстве и оформлении учитывались все самые новые веяния того времени.

Планировка здания отличается лаконичностью и четкостью. К центральной части, покрытой шатровой крышей, примыкают две галереи с небольшими павильонами.

Со стороны северного, выходящего к морю фасада устроена Морская терраса, с которой открывается великолепный вид на Финский залив и на Кронштадт с его фортами.

Ближе к берегу с западной стороны террасы установлена медная статуя Нептуна — владыки морей, символизирующая победу России в борьбе за выход к Балтийскому морю.

Внутреннее устройство также просто и рационально: в центре здания находится Парадный зал, к которому с западной стороны примыкают Секретарская, Спальня и Морской кабинет Петра I, а с восточной стороны — Китайский кабинет, Кухня и Буфетная.

Залы украшены голландскими изразцами и мрамором, китайскими панно и тканями, дубовыми резными панно и паркетом из ценных пород дерева. Восхищает и скульптурное оформление интерьеров в виде декоративной лепки.

В своем любимом дворце Петр Первый открыл первую в России картинную галерею, он сам приобрел коллекцию полотен европейских живописцев XVII–XVIII веков. Также сюда была привезена коллекция китайского фарфора и голландского фаянса, русского стекла и посуды.

В экспозиции Вы увидите личные вещи Петра I и подарки, полученные императором.

Здание возводилось с 1714 по 1723 годы, в его создании принимали участие архитекторы Андреас Шлютер и Иоганн Браунштейн, Жан Батист Леблон и Николо Микетти, а также лучшие строители, мастера живописи и скульпторы того времени.

Дворец Монплезир является не только архитектурным, но и историческим памятником. Он был местом проведения ассамблей и парадных приемов, сюда приезжали русские купцы и капитаны кораблей, здесь Петр Первый встречался со своими сподвижниками и иностранными послами.

Последний раз Петр побывал во дворце в октябре 1824 года. После его смерти Екатерина I приняла здесь первых членов Академии наук, а Екатерина II в Парадном зале часто устраивала ужины для приближенных к ней лиц.

Со второй половины XVIII века дворец Монплезир стал рассматриваться как памятник, связанный с именем Петра Первого, где хранятся особо почитаемые экспонаты, рассказывающие об истории России.

Напротив южного фасада дворца протяженностью почти 73 метра расположен Монплезирский сад с яркими узорчатыми партерами. Как и планировку здания, Петр Первый сам создал эскиз сада и фонтанной системы. По его наброскам проект был выполнен архитектором Николо Микетти, созданием фонтанов руководил фонтанный мастер Поль Суалем.

Центральное место в композиции занимает фонтан Сноп, по сторонам которого на равном расстоянии расположились четыре фонтана Колокол со скульптурами. Первоначально статуи над фонтанами были свинцовыми, а в 1817 году их заменили на бронзовые, модели которых выполнил известный скульптор Иван Мартос. Золоченые скульптуры Психеи и Вакха, Сатира с козленком и Аполлино установлены на постаментах, выполненных в виде ваз и колонн с каннелюрами (желобками). Фонтанная вода выходит под скульптурой и стекает тонкой пеленой в виде стеклянного колокола.

В годы Великой Отечественной войны статуи были спрятаны и, таким образом, их удалось спасти.

На боковых аллеях сада стоят совсем безобидные скамейки в виде диванчиков. На самом деле, это фонтаны-шутихи, созданные по рисунку Петра Первого в 1723 году. Стоило гуляющим по парку ступить на камешек рядом со скамейкой, как струи воды обливали гостей.

В Монплезирский ансамбль входят также Банный корпус, Ассамблейный зал и Екатерининский корпус.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.