Занятие по развитию речи «Постановка звука Р»
Учитель-логопед Гашимова И.Г.
МБОУ СОШ №6 г.Великие Луки Псковская обл.
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: Постановка звука [р]
Цели:
Закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений.
Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.
Учить правильно произносить звук [р] с механической помощью.
Развивать фонематическое восприятие: учить выделять звук [р] из ряда слов.
Продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные.
Упражнять в правильном употреблении падежных форм имен существительных.
Развивать внимание, память, мелкую моторику.
Воспитывать интерес к занятиям.
Содействовать воспитанию взаимопомощи.
Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
Оборудование: картинка с изображением щенка; картинки с изображением артикуляционных упражнений; зонд для постановки звука [р]; игрушки: трактор, машина; набор геометрических фигур; набор предметных картинок (зонт, шляпа, туфли, велосипед, глобус, телефон, утенок) с символами на обратной стороне; картинки с изображением животных (заяц, белка, лев, олень); счетные палочки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед. Ты пришел на занятие один. А хочешь, к тебе присоединится еще кто-то? Вместе будет интереснее. Ты с ним знаком. Кого недавно мы делали с другими ребятами? (По контуру картинки с изображением щенка приклеивали зерна кофе, раскрашивали красками детали).
Правильно, к тебе пришел твой щенок. Он еще маленький, а что делать щенку, если ему будет грозить опасность? (Рычать, чтобы враг испугался). А он не умеет рычать. (Нужно его научить). Ты тоже учишься правильно произносить звук [р]. Значит, вы сможете друг другу помочь!
2. Для начала нужно хорошо размять и подготовить язычок. Покажи щенку, какие упражнения для этого нужно выполнить.
Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику по картинкам, обозначающим названия упражнений для язычка: «Чашечка», «Индюк», «Лошадка», «Барабан» и для воздушной струи: «Парус», «Жучок».
3. Давай немного погуляем вместе со щенком. Посмотри-ка, по дороге едет трактор и громко-громко тарахтит. Покажи щенку, как работает трактор, а я тебе помогу нашей волшебной палочкой (постановка звука [р] с механической помощью).
Ребенок выполняет.
4. Немного дальше водитель ремонтирует машину, ищет нужные детали. Помоги ему, подай ему только ту деталь, если в слове слышится звук [р]. А щенок тебе поможет.
Логопед поочередно предлагает ребенку детали — геометрические фигуры — и проговаривает ряд слов: корка, вилка, банка, марка, белка, пулька, парта, полка, норка, норма. Ребенок должен взять деталь, которую логопед сопровождает словом со звуком [р].
5. Отремонтировал водитель машину и завел. Покажи щенку, как он это сделал (постановка звука [р] с механической помощью).
Ребенок выполняет.
6. Побежал щенок за машиной по дороге. Чтобы он не заблудился, помоги ему запомнить дорогу. Для этого назови картинки и запомни символ на обратной стороне каждой из них. (Выкладывает картинки в виде дорожки, после называния каждую картинку переворачивает и ребенок видит соответствующий символ.)
Ребенок выполняет.
8. Конечно, это лев рычит, потому что ему нужна новая клетка. Придумай и построй ему новую, удобную, просторную клетку.
Ребенок выкладывает изображение клетки из счетных палочек.
Рад лев новой клетке и довольно рычит (постановка звука [р] с механической помощью).
9. Ходит щенок по зоопарку, животных рассматривает. Постоял около ... льва, посмотрел на ... лису, увидел ... зайца, остановился рядом с ... оленем, подошел к ... медведю, подумал о ... волке, посмеялся над ... обезьяной. Посмотри, щенка очень хвосты интересуют. У него хвост собачий, а у лисы, зайца, волка, льва, оленя, обезьяны чей хвост?
Ребенок образует прилагательные.
Тут обезьяна дернула щенка за хвост, и от неожиданности он зарычал. Покажи, как он это сделал (постановка звука [р] с механической помощью).
Ребенок выполняет.
Обрадовался щенок, что теперь сам может рычать, и побежал домой. Помоги ему вспомнить обратную дорогу. Посмотри на символы и назови картинки, которые они обозначают.
Ребенок по символу вспоминает картинку, которую логопед тут же переворачивает, чтобы ребенок мог проверить правильность своего ответа.
10. Итог занятия.
Логопед. Щенок по дорожке вернулся домой. И наше занятие подошло к концу. Сегодня ты снова учился произносить звук [р]. Давай еще раз посмотрим, как это у тебя получается (постановка звука [р] с механической помощью).
Ребенок выполняет.
Логопед. Как ты думаешь, хорошо у тебя получилось сегодня? Что понравилось? Что было трудно? Выбери солнышко, которое соответствует твоему настроению.
Ребенок обобщает, выбранное солнышко кладет в свой конверт (у каждого ребенка в кабинете логопеда имеется конверт, куда помещаются символы настроения).
Тихомирова Екатерина Витальевна