Логопедическое занятие в 7 классе на тему Посуда. Использование суффиксов посредством, которых образуются названия посуды

1
0
Материал опубликован 20 December 2015

Логопедическое занятие в  7 классе

специальной коррекционной школы VIII вида

по теме «Посуда. Использование суффиксов, посредством которых образуются названия посуды и предметов-вместилищ».

Цели:

 1) закрепить знания и умения по теме «Состав слова. Образование новых слов суффиксальным способом»;

2) научиться образовывать слова, обозначающие предметы посуды, с помощью суффиксов -ник-, -ниц-;

3) уточнить лексическое значение суффиксов -ник-, -ниц-;

4) закрепить полученные навыки образования относительных прилагательных;

5) расширить и активизировать словарный запас по теме «Посуда»;

6) развивать коммуникативную сторону речи;

7) развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: картинки с изображением посуды, карточки с текстами, рисунок с изображением Почемучки, тетради, ручки, доска, мел.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Логопед: «Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришёл Почемучка. Он очень любознательный, его интересуют новые, незнакомые слова. Почемучка всегда спрашивает: «А почему этот предмет называется так? А как получилось это слово? А почему мы так говорим?» Однажды Почемучка пришёл в магазин посуды и увидел на полках огромное количество разных предметов. Но как выяснилось, он не знает их названия и для чего каждый из этих предметов предназначен. Сегодня мы все вместе должны разобраться, как называются предметы посуды и для чего они нужны.

II. Основная часть занятия.

1.Логопед: «Ребята, назовите посуду, которую вы видите на картинках. Какую посуду мы используем для приготовления пищи?»(На картинках изображены сковорода, кастрюля, дуршлаг, чайник, половник).

- Где находится эта посуда у нас дома? (На кухне). Для чего мы используем

кухонную посуду? (Для приготовления пищи).

- Для приготовления каких блюд мы используем сковороду, кастрюлю?

- А это что такое?

Длинная ручка у ложки большой,

Себе я налью суп куриный с лапшой,

Ей наливают и борщ, и окрошку,

Её назовите, подумав немножко. (Это половник).

- Когда используется половник? (Половником разливают суп и другую

жидкую пищу)

3.Образование новых слов.

Логопед: «Ребята, а вы слышите, какие-то странные звуки доносятся? Почемучка спрашивает вас, а что это такое?»

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела,

Пейте чай, вода вскипела. (Это чайник)

- Назовите предметы посуды, которые мы используем для того, чтобы пить чай? (чашка, блюдце, заварочный чайник, сахарница)

- Ребята, а от какого слова образовано слово «чайник»? Как называется часть слова, которая служит для образования слов? С помощью какой части слова мы получили из слова «чай» - «чайник».

(С помощью суффикса – ник-).

Логопед: «Суффикс – ник- помогает получить нам новые слова, которые обозначают ёмкость для хранения чего-либо.

Подумайте, что и куда мы поместим. (На доске карточки со словами, обозначающими продукты, и картинки с изображением посуды. Дети должны определить, что и куда нужно положить).

Чай - в чайник,

кофе - в кофейник,

молоко - в молочник,

салат - в салатник,

соус - в соусник.

- Как мы используем кофейник, молочник, салатник, соусник?

Логопед: «Ребята, Почемучка спрашивает вас, почему для приготовления пищи мы используем кухонную посуду, а за столом во время еды другую? Как называется посуда, которую мы употребляем за столом во время еды?»

(Эту посуду называют столовой).

Какую посуду мы относим к столовой?

(Тарелки глубокие и мелкие, супницу, салатник).

- А ещё у нас есть столовые приборы. Это ложки, вилки, ножи.

(Показываем картинки с изображением столовых приборов).

4.Логопед: «Посмотрите внимательно на эти слова. Вам нужно распределить их в два столбика. В первый – слова, обозначающие посуду, а во второй – другие слова, обозначающие предметы».

(На доске перемешаны карточки со словами).

хлебница мыльница

супница салфетница

селёдочница чернильница

конфетница игольница

- Для чего предназначен каждый из этих предметов. С помощью какого суффикса получились эти слова?

Учащиеся записывают слова в тетрадь, выделяют суффикс – ниц- .

5. Логопед: «Ребята, скажите, а как называются эти предметы?»

Есть в шкафу на кухне для всего посуда:

Супница для супа и для мяса блюдо.

Назови посуду, что в шкафу за дверцей:

Для соли и для сахара,

Для горчицы и для перца?

(Показываем картинки с изображением солонки, сахарницы, горчичницы, перечницы)

Логопед: «Как называется предмет, в котором хранят масло? Для соли – солонка, а для масла – маслёнка». (Записать слово «маслёнка», выделить

суффикс).

6. Физкультминутка.

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

(Надули животик, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

(Присели, одна рука на поясе)

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

(Покружились, рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

(Остановились, руки сомкнули над головой)

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принёс.

(Присели, руками изобразили овал)

7. Образование относительных прилагательных.

Логопед: «Ребята, из чего может быть сделана посуда?»

(Из стекла, из дерева, из металла, из пластмассы, из глины, из фарфора)

Детям выдаются карточки с заданием. Вставить вместо скобок слово, заменив предмет на признак предмета.

1) Бабушка налила молоко в ( …..) кувшин из глины. (глиняный)

2) ( …..) Ложки из серебра очень красивые. (серебряные)

3) В магазине продаётся красивая ( …..) ваза из фарфора. (фарфоровая)

4) ( …..) Графин из стекла наполнен водой. (стеклянный)

5) Хлеб нарезают ( …..) ножом из металла. (металлическим)

6) Тесто раскатывают ( …..) скалкой из дерева. (деревянной)

8. Логопед: «Мы сегодня узнали много новых слов. Сейчас, ребята, вспомните названия посуды и для чего она предназначена. Перед вами текст. Вам нужно вместо пропущенных слов вставить слова, подходящие по смыслу».

Во время обеда на стол был поставлен столовый сервиз. Ароматный запах супа доносился из ….. . Овощной салат разложили в ….. . На второе подали жареное мясо, а к нему был подан соус в ….. . Белый и чёрный хлеб лежал в ….. . Специи находились в ….. . После обеда гости пили кофе из ….. , а к нему подавали молоко в ….. . Конфеты блестели золотистыми обёртками в ….. .

(Дети читают текст, вставляют уже знакомые слова, обозначающие посуду).

III. Подведение итогов.

- Как вы думаете, ребята, помогли мы Почемучке объяснить значения новых

слов?

- С помощью каких суффиксов мы образовали слова, обозначающие посуду?

- Какие новые слова вы сегодня узнали?

- Что вам понравилось на уроке?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.