Открытый урок развития речи в 3 классе «Посуда. Виды посуды»
МБС (к)ОУ Майкорская специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Открытый урок развития речи в 3 классе «Посуда. Виды посуды».
Учитель начальных классов: Тюнёва С.А.
Цели: Коррекционно - образовательная - расширить представление о посуде, формировать умения называть и классифицировать виды посуды.
Коррекционно-развивающая-развивать связную устную речь, зрительное восприятие и внимание, память.
Коррекционно-воспитывающая - формировать навыки сотрудничества, бережное отношение к посуде.
Оборудование: презентация, разрезные цифры и буквы, индивидуальные карточки« Какая посуда нужна?», таблички: «чайная», «кухонная», «столовая посуда», план - описание, настоящая посуда, шапочки для сценки.
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно - поисковый.
I. Организация.
II.Мобилизирующее начало.
Узнаете тему урока, если отгадаете шифровку. (Слайд).
6 4 5 1 2 3
А у д п о с
(У каждого ученика цифра, необходимо соотнести цифру и букву).
Проверяем: ПОСУДА. (Слайд).
III. Тема.
Тема урока: Посуда. Виды посуды.
IV. Артикуляционная гимнастика.
1.- А кто же к нам пришла на урок? (Федора Егоровна).
- Из какой сказки она пришла? (Федорино горе).
- Кто написал сказку «Федорино горе»? ( Корней Иванович Чуковский).
- А что случилось у Федоры? ( Сбежала посуда).
Давайте поможем вернуть посуду Федоре.
Самоварище в железную трубу : бу –бу –бу (Хором толстым голосом). (Слайд).
А за ними блюдца: дзынь – ля-ля, дзынь -ля-ля .( Хором тонким голосом).
А ножи: эй, держи, держи, держи. (Громким голосом).
2.Сочини стихотворение. Не только посуда сбежала, но и даже слова и знаки из стихотворения, давайте попробуем восстановить стихотворение. (Слайд).
………..Федора
………..горе
………..посуда
………..худо
Я предлагаю вам:
Очень грустная Федора
У неё случилось горе
От неё убежала посуда
Жилось у бабы ей худо
-А как вы думаете, какой выпал знак препинания? Почему?(!)
! выражает горе.
Образец учителя, хором, по одному.
V. Повторение.
1. Давайте вспомним, какая же посуда была у Федоры? ( Слайд).
Отгадать загадки, показать на экране.
«Суп в ней варит нам бабуля,
На столе стоит (кастрюля).
-Где стоит кастрюля? (Кастрюля стоит на второй полке).
«Ждут стакан и подстаканник
Закипит когда друг (чайник).
-Где стоит чайник? (На третьей полке, справа от кувшина).
«Армии ложек и вилок полковник,
Длинною ручкой сияет (половник).
- Где стоит половник? (Слева от сковороды).
«Неужели я один выпил сока весь (кувшин).
- Где стоит кувшин? ( На третьей полке, слева от чайника).
«Котлеты с корочкой всегда
Поджарит нам (сковорода).
-Где стоит сковорода? (На первой полке, между половником и ковшом).
«Утка в море, а хвост на заборе». (Ковш).
-Где находится ковш? ( На первой полке, справа от сковороды).
2.Задание «Битая посуда».
«А посуда говорит: «Было нам у бабы худо,
Не любила нас она.
Била, била нас она». (Слайд).
Составить предложение: Сковорода без (ручки), чайник без (носика), Кастрюля без (крышки),
VI. Физпауза- сценка.
Спор.
Раз заспорила посуда.
Кто на свете всех важней?
«Я важней!» - сказал всем чайник.
«Грею чай я для людей!»
«А без нас не съесть им суп.
Ложки - тоже людям друг.
Тут кастрюли им в ответ:
«Не сварить без нас обед».
Сковородка зашипела:
«Вот, что я сказать хотела.
Ж-ж-жарю людям я котлеты,
И картош-ш-ку и омлеты.
Прекратите этот спор,
Бесполезный разговор.
Вся посуда нам нужна.
Каждая для нас важна.
VII. Новая тема.
История. Посуда - это предметы, из которых кушают, пьют. Давным-давно у людей не было посуды. Посуду заменяли листья деревьев. Потом люди научились изготовлять из камня, глины, бересты. В одной посуде варили, из другой кушали, а из третьей пили чай. (Слайд).
Виды. В зависимости от назначения посуды, её подразделяют на: кухонную, столовую, чайную.
- Почему кухонная? ( Кухонная, п. ч. она находится на кухне. В ней варят кушать, её не выносят гостям). Слайд - кухня. ( Табличка - кухонная).
-Назовите кухонную посуду. (Слайд). (Сковорода, кастрюля, половник, чайник, эмалированная кружка). Для чего нужна сковорода и . д.?
-Из какого материала делают кухонную посуду? (Чугун, железо, алюминий).
-Почему? (Из более прочного).
-А сейчас в какую комнату попали? (Гостиная или столовая, самая красивая комната, в ней угощают гостей).
-А для гостей выносят столовую посуду. ( Табличка - столовая).
- Почему столовая? (Столовая, п. ч. из неё кушают, подают в столовой, угощают гостей).
-Назовите столовую посуду. (Слайд). (Глубокая тарелка, мелкая тарелка, вилка, десертная ложка, столовая ложка, молочник, салатник, супница). Для чего нужна глубокая тарелка? И т.д.
-Из какого материала сделана столовая посуда? (Стекло, фарфор).
В гостиной комнате можно и попить чай.
-Почему чайная посуда? (Из неё пьют чай). (Табличка-чайная).
-Назовите чайную посуду. ( Слайд).
-Из какого материала сделана чайная посуда? (Стекло, фарфор).
Итог: Какие виды посуды запомнили?
VIII. Закрепление:
« А посуда вперёд и вперёд
По лесам, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу:
«Я больше идти не могу».
И заплакали блюдца:
«Не лучше ль вернуться?»
Давайте наведём порядок в посуде.
1.Работа в парах. Давайте поможем распределить посуду Федоре на три вида, для этого разобьёмся на 3 бригады (кухонная, столовая, чайная - на столы устанавливаются таблички, предлагается разнообразная настоящая посуда).(1 пара-сковорода, 2 пара-блюдце, 3 пара-мелкая тарелка).
Составить описание нужной посуды по плану: (Слайд).
Это…
Относится…
Сделана из…
«И сказала скалка: « Мне Федору жалко».
И сказали блюдца: « Не лучше ль нам вернуться».
IX. Физкультминутка «Выбери посуду. » Хлопки. (Кастрюля - бабуля, скалка- палка, пятёрка- тёрка, блюдо-Люда, кувшин- джин, тарелка- белка, стакан-кран).
2.Игра «Четвёртый лишний». (Слайд)
1.Кастрюля, тарелка, сковорода, чайник. – Почему?
2.Сковорода, глубокая тарелка, мелкая тарелка, супница. – Почему?
3.Кружка, заварочный чайник, кастрюля, блюдце. – Почему?
«Долго, долго целовала их она.
Поливала, умывала,
Полоскала их она».
Решила Федора накрыть стол. Поможем подобрать посуду Федоре?
3.Индивидуальные задания - карточки.
Федора решила приготовить различные блюда и позвать гостей.
-Федора жарит блины.
-Куда Федора положит сахарный песок?
-Федора надумала сварить борщ.
-Федора решила пожарить картофель.
-Куда положит конфеты Федора?
-Федора жарит котлеты?
X. Итог.
Рефлексия. ( Слайд). Кластер (гроздь из четырёх кругов). Слайд.
-Какое самое главное слово, вы бы вписали в самый большой круг? (Посуда).
-А какие бы слова в три маленьких круга? (Кухонная, столовая, чайная).
Оценки.