Урок физики «Сообщающиеся сосуды» (7 класс)
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старогольская средняя общеобразовательная школа»
Урок - презентация
по физике в 7 классе
Тема: «Сообщающиеся сосуды»
учитель физики
Третьякова
Марина
Михайловна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Старогольская средняя общеобразовательная школа»
Цель урока: изучить свойства сообщающихся сосудов и сформулировать основные законы сообщающихся сосудов.
Задачи урока:
Образовательная- продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение применения закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах;
Развивающая- формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе, развивать навыки самостоятельной работ;
Воспитательные- воспитание аккуратности, бережного отношения к оборудованию кабинета, умения слушать и быть услышанным.
Оборудование: модель сообщающихся сосудов, стеклянные трубки, резиновая трубка, штатив, зажим, видеоролик Закон сообщающихся сосудов.wmv презентация Power Point Сообщающиеся сосуды.ppt.
1.Мотивационный этап.
У Здравствуйте! Сегодня на уроке речь пойдёт о сообщающихся сосудах.
Слайды 1 и 2.
(Учащиеся записывают дату и тему урока в тетради).
Слайд 3 и 4.
Научное открытие сообщающихся сосудов датируется 1586годом и принадлежит голландскому учёному Симону Стевину. Но он было известно ещё жрецам древней Греции.
2.Этап объяснения нового материала
Слайд 5
У. Сообщающиеся сосуды мы встречаем ежедневно. Приведите примеры?
Д. Лейка, чайник, кофейник.
У. Что общего у этих предметов?
Д. Вода, налитая, например, в чайник, стоит всегда в резервуаре чайника и в боковой трубке на одном уровне. Боковая трубка и резервуар соединены между собой в нижней части.
У. Правильно. Сообщающимися сосудами называют сосуды, соединённые между собой в нижней части
(Учащиеся записывают определение в тетради).
Слайд 6
У. С сообщающимися сосудами можно проделать простой опыт. Возьмём стеклянные трубки, соединённые резиновой трубкой. Сначала резиновую трубку в середине зажимают и в одну из трубок наливают воду. Что произойдёт, если открыть зажим?
Д. Жидкость установится в сосудах на одном уровне.
У. Как поведёт себя жидкость, если одну из трубок наклонить?
Д. Жидкость установиться в сосудах на одном уровне.
У. Однородная жидкость в сообщающихся сосудах устанавливается на одном уровне.
(Учащиеся записывают закон в тетрадях).
Изменится ли уровень жидкости, если правый сосуд будет шире левого? Уже левого? Если сосуды будут иметь разную форму?
Д. Нет, жидкость установится в сосудах на одном уровне.
Демонстрация опыта с сообщающимися сосудами.
Слайд 7
У. При изменении формы сосудов может изменяться лишь высота уровня воды в сосудах, отмеренная от уровня стола (из-за того, что изменится объём сосудов). Однако, уровни воды в сообщающихся сосудах не зависят от формы сосудов и останутся равны.
У. В сообщающиеся сосуды налита однородная жидкость. Давления Р1 ир Р2 равны, так как колена сосудов соединены между собой. Давление в жидкости передаётся во все стороны одинаково, значит, р1 равно р2. Давление на дно сосудов определяются
Слайд 8
Записать в тетради:
В сообщающихся сосудах свободная поверхность жидкости находится на одном уровне.
В сообщающихся сосудах любой ширины и любой формы жидкость устанавливается на одном уровне.
У. А сейчас посмотрим видеоролик опыта с сообщающимися сосудами.
Слайд 9 (видеоролик)Закон сообщающихся сосудов.wmv
У. Что произойдёт, если в сообщающиеся сосуды налить две несмешивающиеся жидкости разной плотности? Например, вода- плотность 1000кг/м3 и масло- плотность 700кг/м3.
Слайды 10 и11
Д. Высота столбов жидкости в сосудах будет различной.
У. При равенстве давлений высота столба жидкости большей плотности меньше, чем высота столба жидкости меньшей плотности.
(Учащиеся записывают закон в тетрадь).
Учащиеся Паскаля р1=р2, по определению гидростатического давления р1= , р2= , отсюда ,т.е
Высоты столбов разнородных жидкостей сообщающегося сосуда обратно пропорциональны их плотностям.
(Учащиеся записывают в тетрадь).
3.Применение сообщающихся сосудов в быту, природе и технике.
Закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах: водопровод с водонапорной башней, водомерное стекло, гидравлический домкрат, шлюз и др.
Слайд 12
Так, водонапорная башня и система водопровода являются сообщающимися сосудами, оэтому жидкость в них устанавливается на одном уровне.
Объясните принцип работы).
Слайд 13
В водомерном стекле парового котла паровой котёл (1) и водомерное стекло (3) являются сообщающимися сосудами. Когда краны (2) открыты, жидкость в паровом котле и водомерном стекле устанавливается на одном уровне, так как давления в них равны.
Артезианский колодец состоит из слоя земли 2 и слоя песка, легко пропускающего воду. Слои 1 и 3, наоборот, водонепроницаемы. Объясните действие такого колодца.
Слайд 14
В гидравлической машине (домкрат для подъёма грузов) большой и малый цилиндры являются сообщающимися сосудами. Это позволяет малой силой поднимать большой груз (автомобиль). Более подробно об устройстве гидравлических машин вы будете говорить на одном из следующих уроков физики.
Слайды 15 и 16
Каскады падающей воды украшают многие города, а действуют фонтаны благодаря закону сообщающихся сосудов.
Виды знаменитых фонтанов Версаля, Петродворца.
Слайд 17
Горячий фонтан в местечке Гейзер в Исландии. От названия местечка возник термин «гейзер».
Слайды 18 и 19
Акведуки. Римлянам был неизвестен закон сообщающихся сосудов. Для снабжения населения водой они возводили многокилометровые акведуки, водопроводы, доставлявшие воду из горных источников. Инженеры древнего Рима опасались, что в водоемах, соединенных очень длинной трубой, вода не установится на одинаковом уровне. Они полагали, что если трубы проложены в земле, следуя уклонам почвы, то в некоторых участках вода ведь должна течь вверх, – и вот римляне боялись, что вода вверх не потечет. Поэтому они обычно придавали водопроводным трубам равномерный уклон вниз на всем их пути. Одна из римских труб, Аква Марциа, имеет в длину 100 км, между тем как прямое расстояние между ее концами вдвое меньше. Полсотни километров каменной кладки пришлось проложить из-за незнания элементарного закона физики!
4. Этап закрепления материала.
Слайд 20
У. Повторим изученное. Приведите примеры использования акона сообщающихся сосудов в природе, быту и технике.
Д. Это гейзеры, фонтаны, шлюзы, водопровод с водонапорной башней, гидравлический пресс, водомерные стекла, артезианские колодцы, сифоны под раковиной.
У. Используя схему устройства шлюза и схему шлюзования судов, объясните принцип действия шлюзов.
Слайды 21 и 22
Д. В работе шлюзов используется свойство сообщающихся сосудов: жидкость в сообщающихся сосудах находится на одном уровне. Когда ворота 1 открываются, вода в верхнем течении и шлюзе устанавливается на одном уровне и т.д., когда последние ворота откроются, уровень воды в шлюзе и нижнем течении сравняется, корабль будет опускаться вместе с водой и сможет продолжить плавание.
У. А сейчас проведём небольшое тестирование.
Слайды 23- 28
Учащиеся выполняют работу на листочках. Проходит взаимопроверка и выставление оценок.
Ответы
Вариант 1
1.Б 2. 1 3. В 4. А 5. 2
Вариант 2
1.А 2. 2, 3 3. Б 4.А. 5. 3
Слайд 29 – решение качественных задач по рисункам.
5. Итоги урока.
У. Сегодня на уроке мы познакомились с сообщающимися сосудами, в которых жидкость устанавливается на одном уровне. Мне очень интересно было работать с вами. Вы показали отличный уровень подготовки к уроку. Теперь вы знаете, что закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах: водопроводах с водонапорной башней; водомерных стеклах; гидравлическом прессе; фонтанах; шлюзах; сифонах под раковиной, «водяных затворах» в системе канализации.
Слайд 30
Всем спасибо за работу. Записываем домашнее задание.
Обязательное: изучить § 39, задание 9.
Дополнительное: подумайте, как можно было бы наиболее простыми средствами устроить фонтан где-нибудь в парке или во дворе, начертите схему такого устройства и объясните его действие.
(Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.)
А закончим мы урок стихами:
Слайд 31
Где физика сокрыта,
В законах или в схемах,
В учебниках, в приборах,
В космических проблемах?
А может, в установках,
Что стоят миллионы,
Где физики пытаются
Опровергать законы?
Эйнштейн язык покажет,
И станет ясно, вроде,
Что физика - наука,
Живёт в самой природе!
(Стихи взяты из неустановленного источника).
Презентация
Здесь будет файл: /data/edu/files/o1454426278.ppt (Сообщающиеся сосуды)
Здесь будет файл: /data/edu/files/u1454426793.wmv (Сообщающиеся сосуды)