12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

Конспект открытого занятия по теме "Посуда"

 

Цели:

  • закрепить знания детей о различных видах посуды, её назначении
  • Коррекционно-образовательные:
    • систематизировать и обобщить знания детей о посуде, ее назначении, деталях и частях; материала, из которого она сделана;
    • формировать понятия: чайная, столовая, кухонная;
    • уточнять и активизировать словарь по теме «Посуда»;
    • совершенствовать грамматический строй речи:
      • согласование существительных с помощью суффиксов «ИЦ», «ИК»,
      • изменение  формы глаголов в зависимости от числа (ед., мн.),
      • образование прилагательных от существительных (из стекла – стеклянная), работа с относительными прилагательными;
  • Коррекционно-развивающие:
    • развивать связанную речь, зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением, конструктивный праксис, память.
  • Коррекционно-воспитательные:
    • формировать навык сотрудничества, взаимодействия в игре и на занятии; культуру сервировки стола, бережное отношение к посуде.

Оборудование: различные предметы кукольной посуды, муляжи баночек варенья, картинки с предметами посуды и видов продуктов, силуэты посуды , цветные карандаши, самовар.

ТСО: магнитола, аудиозапись «Жили у бабуси» (музыка и слова народные).

Предварительная работа: экскурсия с родителями в магазин посуды, чтение К.И.Чуковского «Федорино горе», разучивание стихов о посуде пальчиковой гимнастики «Помощники» и «Посуда».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Логопед: 

– Ребята, сегодня утром я получила необычное письмо с приглашением в гости.

Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю,
Всех вас в гости приглашаю

(Самовар-Самоварыч).

– Из какой сказки к нам пришло такое необычное приглашение? («Федорино горе»). Кто написал эту сказку? (К.И.Чуковский).
– А разве в гости ходят с пустыми руками? Давайте возьмем наши гостинцы и отправимся в сказку. (Корзинка с муляжами баночек с вареньем).

(Музыка – двери в сказку отворяются.)

Логопед: Ребята, посмотрите какой беспорядок вокруг.

(Декорации квартиры Федоры, на столе записка «Ушла искать Самовар – Самоварыча»).

Снова горе у Федоры

Не пошел ей впрок урок.

Чистоты, порядка нету

И опять переполох.

Разбежалась вся посуда

Нет тарелок, а еда

Фрукты, овощи, продукты

Разбежались кто куда!

  1. – Ребята, Федора посуду не жалела, не мыла, била. Вот посуда и убежала от нее. Посмотрите внимательно на картинку и. дорисуйте  недостающую часть посуды. Расскажите, какие предметы посуды убежали от нее, и без какой части они остались.

(Дети рассматривают рисунок, дорисовывают недостающую деталь и называют)

От Федоры убежал чайник. Чайник был  без носика.
От Федоры убежала чашка. Чашка была без ручки… и т.д.

  1. Упражнение «Разложи продукты на место»

На столе лежат карточки с изображение продуктов, а вы должны догадаться, куда их сложить? 
(Каждый раскладывает карточки и называет «Сахар я положу в сахарницу»,
масло - в масленку
салфетки всалфетницу     хлеб – в хлебницу

Сухари - в сухарницу                   салат – в салатницу

Соус -  в соусницу                        селёдку – в селёдочницу

Соль -  в солонку                         фрукты – во фруктовницу

Конфеты -  в конфетницу        сухари – в сухарницу

– Давайте попробуем показать состояние посуды, которая была у Федоры до уборки.

  1. Физминутка «Помощники»

Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли.
Чайник, чашку, ковшик, ложку,
И большую поварешку
Мы посуду перемыли
Только чашку мы разбили.
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Поварёшку потеряли,
Так мы дружно помогали.
(Н.Нищева)

Дети сжимают, разжимают кулачки.
Трут одной ладошкой другую.
Загибают пальчики по одному, начиная с большого.
Опять трут ладошки.
Загибают пальчики

  1. Игра «Четвертый лишний»

Ребята, посмотрите на картинку и скажите, какой предмет лишний и почему.

  1. Игра «Найди пару»

– Молодцы! А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Найди пару!» На столе разложены картинки, вы должны найти себе пару, и объяснить, почему вы так решили: (словообразование существительных с помощью суффиксов)

хлеб – хлебница
сахар – сахарница
перец – перечница
конфеты – конфетница                                                                                    

соль – солонка

масло – масленка

сухарь – сухарница

суп – супница

селёдка – селёдочница

салат – салатница

салфетки – салфетница

фрукты – фруктовница

соус – соусница

(Ответы детей: «Хлеб мы кладем в хлебницу. Салат мы кладем в салатницу. Перец мы насыпаем в перечницу и т.д.)

– Ребята, посмотрите, какая странная картинка лежит под столом.

  1. Задание «Узнай предмет по силуэту»

– Какие предметы спрятались в картине? (Чашкакастрюляложка и т.д.)

-- Контур каждого предмета обведите разными карандашами.

-- Сосчитайте и назовите предметы (кастрюля, чашка, чайник, ложка, тарелка и графин)- Какие детали есть у чайника?(носик,крышка,донышко,ручка)

-- Носик у чайника. Какой еще может быть носик? (Носик у ребёнка)

-- Ручка у чайника. Какая еще может бытьручка?(Ручка у девочки; ручка, которой мы пишем)

8. «Из чего может быть сделана посуда» (с мячом)

Чашка сделана из стекла – значит, она стеклянная.
Ваза сделана из фарфора – значит она фарфоровая.
Кастрюля из железа – значит она железная.
Ложка из алюминия – значит она алюминиевая.

Горшочек из глины – значит он глиняный.

Рюмка из хрусталя – значит она хрустальная.

Котелок из меди – значит он медный.

Кружка из дерева – значит она деревянная.

Сковородка из чугуна – значит она чугунная.

Тарелка из керамики – значит она керамическая.

Конфетница из серебра – значит она серебряная.

Соусница из золота – значит она золотая.

Стаканчик из пластмассы – значит он пластмассовый.

–Молодцы, а теперь можем немного отдохнуть.

  1. Физминутка «Посуда».

Вот большой стеклянный чайник                               (Надули живот, одна рука изогнута

Очень важный,как начальник                                         как носик, другая на поясе)

Вот фарфоровые чашки,                                               (Присели, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.                    

Вот фарфоровые блюдца,                                              (Кружатся, рисуя руками круг)

Только стукни- разобьются.

Вот серебряные ложки,                                                    (Потянулись, руки сомкнули над головой)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос                                              (Руки перед собой, сомкнуты в круг)

Он посуду нам принёс

 

  1. Игра «Накрой на стол»

– Вот мы  все и убрали, навели порядок, отдохнули и теперь можем  накрывать на стол. Мы будем пить чай. Какая посуда нам понадобится? (Чайная).
– Какая посуда еще бывает? (Столовая для обеда; кухонная для приготовления еды.)

(Появляется Федора.)

Ах, вы чистые сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Их почистили песочком
Окотили кипяточком
И вы будете опять
Словно солнышко сиять!

Федора: Да, у меня гости. Здравствуйте ребята! Я смотрю, вы все прибрали и даже на стол накрыли. Но только на столе для чаепития не хватает чего-то самого главного. Как  вы думаете, чего? (Ответы детей) А я вам загадку загадаю.

Загадка:

Мой сердечный друг-приятель
В чайном тресте председатель.
Все семейство вечерком
Угощает он чайком.
Парень дюжий он и крепкий
Без вреда глотает щепки
Хоть и ростом не велик,
А пыхтит, как паровик.

(Самовар)

Федора приносит под платком самовар и ставит его на стол.

– Конечно, это наш Самовар-Самоварыч вернулся.

- А отгадайте ещё загадки о посуде:

Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
(Чайник )

Новая посуда,
А вся в дырках. 
(Решето)

Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
Однако, это не река. 
(Тарелка)

Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. 
(Нож)

Среди ложек я полковник.
И зовут меня…
(Половник )

Сама не ем,

А всех кормлю

(Ложка)

Круглоухая сестрица

Чаю даст тебе напиться.

(Чашка)

Чтоб сосиску съесть, котлету.
Мы берем "железку" эту.

(Вилка)

Федора приглашает всех пить чай.

Логопед: Федора, а чай  пьют с вареньем. Мы к тебе пришли не с пустыми руками, а с гостинцами.

Игра «Назови варенье»

Наварили мы Федоре – ароматного варенья,
Вкусного такого, ну просто объеденье.
Вот сейчас возьмем мы ложку,
И отведаем немножко.

Логопед: Федора мы будем угадывать какое варенье ребята тебе принесли.

(Каждый ребенок по очереди достает баночку с вареньем, пробует его и говорит)

Ответы детей:

Из вишни – вишневое,
Из малины – малиновое,
Из  черники – черничное,
Их клубники – клубничное,
Из яблок – яблочное.

Из смородины – смородиновое

Из земляники – земляничное

Из брусники- брусничное

Федора: Спасибо, ребята! Какое вкусное варенье.

Федора:

Буду всем я помогать,
Чисто мыть посуду,
И поставить все на место
Я не позабуду.

Федора:

Спасибо, ребята за вашу помощь, а я приготовила вам маленький подарочек (Раздает каждому листочки с заданием на дом «Где,чья чашка?»).

(Федора приглашает всех к столу, совместное чаепитие с угощением.)

 

 

Список литературы:

Л. М. Граб «Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР»

Н. Е. Арбекова 2Развиваем связанную речь» у детей 6-7- лет с ОНР. Москва, издательство «ГНОМ», 2011 год.

О. И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно!», Издательский дом «Литера», Санкт-Петербург, 2001 год.

Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», Москва, Издательство «ГНОМ и Д», 2008 год.

Б. Е. Гаврина «Окружающий мир» тетрадь для рисования, КОГУП «Кировская типография», 2005 год

Н. Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР, Москва, Издательство «ГНОМ и Д», 2006 год.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.