Логопедическое занятие с использованием ЛЕГО-конструирования «Дом, в котором мы живем»
Филиал №1 МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в п.Заводской
Первомайского района Тамбовской области
Логопедическое занятие с использованием ЛЕГО-конструирования
«Дом, в котором мы живем»
Подготовила: учитель – логопед
Порошина Ольга Анатольевна
2019 г
Пояснительная записка
Актуальность
Создавать из отдельных элементов что-то целое: дома, машины, мосты, то есть заниматься конструированием – одно из любимых детских увлечений. Используя конструктор, ребенок развивает мелкую моторику. Собирая изделие, он учится самостоятельности и целеустремленности в работе. С появлением новых технологий расширился ассортимент детских игрушек-конструкторов, который предполагает различное сцепление деталей. Самые традиционные – блочные конструкторы из пластмассы. Среди них наиболее известный - конструктор «Лего», полученные постройки в котором отличаются прочностью и устойчивостью, так как детали прочно скрепляются между собой. Для малышей разработаны крупные по размеру детали, для детей постарше - более мелкие. Хочу предложить вашему вниманию конспект логопедического занятия с использованием конструктора «Лего».
Логопедическое занятие с использованием ЛЕГО-конструирования
«Дом, в котором мы живем»
Цель: формировать обобщенные представления детей о зданиях с помощью технологий ЛЕГО-конструирования, стимулировать познавательный интерес к кубикам LEGO® и подручным материалам
Задачи:
Развивающие:
развивать наблюдательность, инициативу, художественный вкус в осуществлении строительного замысла;
развивать ВПФ: произвольное внимание, память, логическое мышление, зрительное восприятие, творческое воображение, речевую активность, общую и мелкую моторику;
содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности
Образовательные:
расширять знания и полезные навыки дошкольников через практико-ориентированное обучение;
расширять представления о многообразии предметного окружения;
понимать пространственные отношения между предметами в реальности, на рисунке и на плане;
учить самостоятельно подбирать нужный строительный материал;
учить внимательно рассматривать образцы, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций;
побуждать детей к выполнению различных видов речемыслительной деятельности в процессе учебной работы;
формировать полноценные представления о звуковом составе слова;
обучать усвоению значений слов, расширению стоящей за ними системой связей
учить выполнять постройку согласованно
Воспитательные:
удовлетворять потребность детей в декоративном оформлении конструкций;
вызвать у детей эмоциональное отношение к постройке;
воспитывать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом;
удовлетворять потребность детей в декоративном оформлении конструкций;
воспитывать отзывчивость, сопереживание;
продолжать усваивать нормы и ценности, принятые в обществе.
Методы и приемы:
1. Наглядные: демонстрация наглядного материала.
2. Словесные: рассказ педагога, беседа познавательного содержания.
3. Практические: моделирование для формирования и закрепления знаний.
Формы организации деятельности: подгрупповое занятие
Возрастная аудитория: логопедическое занятие с использованием ЛЕГО-конструирования на тему «Дом, в котором мы живем» является частью системы коррекционных занятий, проводимых с детьми 6-7 лет.
Материалы и оборудование:
Проектор, компьютер, мультимедийная доска, аудио проигрыватель, электронное дидактическое пособие (Приложение к конспекту), флешка с программой «Конструктор картинок 2», наборы конструктора LEGO®.
Предварительная работа: знакомство со стихотворением С.Я. Маршака «Дом, который построил Джек», просмотр мультипликационного фильма «Трое из Простоквашино», слушание песен «Я хочу построить дом», «А у меня есть домик!», «Волшебный дом», разучивание игры «У оленя дом большой»
Ход занятия:
Организационный момент.
Учитель – логопед: Здравствуйте, ребята! Начинаем наше интересное занятие. Тему занятия вы узнаете, посмотрев на слайды.
Ответы детей.
Учитель – логопед:
- Правильно, ребята, сегодня поговорим с вами о доме, в котором мы живем.
I.Беседа «Городской, загородный дом, его строение».
Чем отличаются дома, построенные в городе и за городом?
Ответы детей.
II.Развитие тонкой моторики
Упражнение «Здравствуй, пальчик»
Цель: развитие динамической организации движений пальцев рук.
Поставить локти на стол. Прижимать подушечки пальцев поочередно к подушечкам остальных пальцев. Упражнение выполняется под счет учителя-логопеда (медленный или быстрый) пальцами то правой, то левой руки и одновременно пальцами обеих рук. Можно свои действия сопровождать словами:
Здравствуй, мизинчик,
Здравствуй, безымянный,
Здравствуй, средний,
Здравствуй, указательный,
Здравствуй, большой.
Учитель-логопед: Ребята, соединили пальчики. Что у вас получилось? На что похоже?
Ответы детей: На крышу дома.
III.Лексико-грамматические игры
Игра «Что делают»
Учитель – логопед: Ребята, давайте подберем слова-действия к слову дом.
Ответы детей: построили, отремонтировали, покрасили, любят, берегут, украшают, наряжают и т.д.
Составление предложений:
Ответы детей: Рабочие строят дом. Маляры красят здание. Люди любят и берегут свой дом.
Игра «Я в домике»
Учитель – логопед: Ребята, давайте подберем слова-предметы к слову дом, сходные по значению.
Ответы детей: дом – здание – сооружение – постройка – новостройка
Учитель – логопед: Ребята, давайте подберем слова-признаки к слову дом.
домашняя работа, домашние тапочки, домашнее задание, домашнее животное
Игра «Домик, ты с чем?»
Учитель - логопед показывает части дома, а дети рассказывают:
Ответы детей: Мой дом с потолком. Наш дом с крышей. Твой дом со стенами. Ваш дом с дверями. Мой дом с этажами. Наш дом с комнатами. Твой дом с окнами. Ваш дом с балконами. Мой дом с лифтами. Наш дом с подъездами.
Игра «Домик, ты какой?» с использованием флешки с программой «Конструктор картинок 2»
Учитель-логопед показывает геометрическую форму и спрашивает детей: «Вы любите строить домики? А так сумеете? Какие детали каждого вида понадобились на все эти постройки?»
Ответы детей: У первого домика крыша треугольная, красного цвета, стена квадратная зеленого цвета, два окна овальные белого цвета и т.д.
IV.Физкультминутка
Учитель-логопед: Устали сидеть, давайте сделаем зарядку.
Динь-дон, динь-дон- Наклоны из стороны в сторону, руки на поясе.
Гномы строят новый дом. Кулак на кулак.
Красят стены, крышу, пол, Руками, словно кистями, «красим» сбоку, вверху,
внизу.
Прибирают все кругом. «Метем» метлой.
Мы к ним в гости придем Шаги на месте.
И подарки принесем. Вытянуть руки вперед, ладонями вверх.
На пол - мягкую дорожку, Наклон вперед, руками «стелем» дорожку.
Расстелив ее к порожку. Попятиться назад.
Две подушки на диван, Руки сложить ладонями вместе - сначала под одну
щеку, затем под другую.
Меду липового жбан. Руки округлить, вытянуть перед собой.
V.Игровая форма индивидуальной работы по разрезным азбукам.
Учитель-логопед: Сейчас, ребята, мы с вами будем строить. Каждому дается задание – «построить» из букв слова:
ДОМ ПОЛ
ДОМИК ПОТОЛОК
ГАРАЖ ОКНО
МОСТ КРЫША
ЗАБОР
Учитель-логопед: Кто будет жить с вами в доме? Задание – составить слова:
МАМА СОБАКА
ПАПА КОТ
МАША
Учитель-логопед: В доме уютно, светло и чисто. А по субботам вся семья собирается вместе, чтобы отдохнуть. А как отдыхает ваша семья?Ответы детей.
VI.Развитие связной речи
Рассказ «Как дом появился?» Цель: Учить употреблять существительные в родительном падеже множественного числа.
В один прекрасный солнечный денек на улице появился дом. Сначала он был одноэтажным домиком, домишком, потом стал расти, расти и превращаться сначала в двухэтажный дом, а потом – в трехэтажный, пятиэтажный.., десятиэтажный.., двадцатипятиэтажный. И стал уже не домиком, а превратился в многоэтажный дом, домище!
- Кто помог ему в этом, ребята? Ответы детей.
- Правильно, достигнуть таких небывалых высот он смог благодаря труду строителей. И теперь в нем всего много. Давайте вспомним, что есть в большом доме.
Ответы детей: Много этажей, много окон, много лестниц, много подъездов, много дверей, много лифтов, много ступенек, много комнат, много потолков, стен и полов, много балконов.
Правильно, ребята, в большом доме и квартир много, поэтому он называется многоквартирным. В квартире живет семья: папа, мама и дети, а с ними их домашние питомцы: кошка, собака или другие животные. Они ходят в гости к бабушке и дедушке. Им уютно, весело и дружно жить в таком доме.
Дети пересказывают текст.
Учитель-логопед: Как вы понимаете значение этой пословицы «Труд человека кормит»?
При затруднении с ответом учитель-логопед объясняет ее смысл.
VII. Выполнение работы по конструированию с использованием флешки с программой «Конструктор картинок 2»
Учитель-логопед: Ребята, создайте свои конструкции из кубиков LEGO®
Учитель-логопед: Молодцы, ребята! Перед вами различные детали, необходимые для постройки дома. Дети раскладывают конструктор LEGO®, придумывают назначение каждой детали.
Учитель-логопед: Веселые человечки будут нам помогать в постройке дома.
В процессе работы выясняется:
-Из каких деталей сложен фасад?
-С чего нужно начинать строить? Какое может быть основание у домика?
Ответы детей: Квадратное, прямоугольное, с разной длиной сторон.
VIII. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель-логопед: Ребята, вы справились с заданием. Замечательные у вас получились домики! Вы молодцы!
Речь Чебурашки:«Строили мы, строили, и наконец, построили! Ура!»
Скажите, в каком доме мы живем?
Ответы детей.
Учитель-логопед: Правильно. Мы живем в уютном, чистом, светлом доме. Ваше участие в этом тоже важно. Давайте пожелаем, чтобы в каждом доме, в каждом городе и селе нашей большой страны царили мир и дружба.
Источники:
Трое из ПростоквашиноМультфильм, 1978
Е.Железнова Песня «Я хочу построить дом» https://yandex.ru/search/?text=%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F%20%D1%8F%20%D1%85%D0%BE%D1%87%D1%83%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D1%8C%20%D0%B4%D0%BE%D0%BC&clid=2186621&lr=13&redircnt=1570133864.1#/videowiz?filmId=2269799626826551354
Песня «А у меня есть домик!»https://yandex.ru/search/?text=%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D0%B4%D0%BE%D0%BC%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5&clid=2186621&lr=13&redircnt=1570134130.1#/videowiz?filmId=6369684080898329283
Игра «У оленя дом большой» https://yandex.ru/search/?text=%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D0%B4%D0%BE%D0%BC%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5&clid=2186621&lr=13&redircnt=1570134130.1#/videowiz?filmId=12128482916243251449
Использованная литература:
1.Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников.-С.-Петербург, Изд. Союз, 2000
2.Комарова Л.Г. «Строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО». М. «Линка- Пресс».2001
3.Куцакова Л.В. « Занятия по конструированию и ручному труду в детском саду». М. «Просвещение».2000
4. Самуил Маршак. Дом, который построил Джек
https://deti-online.com/stihi/stihi-marshaka/dom-kotoryy-postroil-dzhek/
5.Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.-М.:Мозаика-Синтез,2007
6.Фешина Е.В Лего-конструирование в детском саду. ФГОС ДО Сфера 2019
Спасибо за внимание!
Кияйкина Наталья Федоровна
Порошина Ольга Анатольевна
Елена Владимировна
Порошина Ольга Анатольевна
Шабанова Алёна
Порошина Ольга Анатольевна
Белянина Светлана Николаевна
Порошина Ольга Анатольевна
Перминова Елена Федоровна
Порошина Ольга Анатольевна
Габова Полина Николаевна
Порошина Ольга Анатольевна
Лещёва Светлана Николаевна
Порошина Ольга Анатольевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Порошина Ольга Анатольевна
Володченкова Ольга Алексеевна
Порошина Ольга Анатольевна
Ефимова Алла Ивановна