Логопедическое занятие с использованием ЛЕГО-конструирования «Дом, в котором мы живем»

36
28
Материал опубликован 1 October 2019 в группе

Филиал №1 МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в п.Заводской

Первомайского района Тамбовской области


 

 

Логопедическое занятие с использованием ЛЕГО-конструирования

«Дом, в котором мы живем»


 


 

Подготовила: учитель – логопед

Порошина Ольга Анатольевна


 

 

2019 г


 

Пояснительная записка

Актуальность

Создавать из отдельных элементов что-то целое: дома, машины, мосты, то есть заниматься конструированием – одно из любимых детских увлечений. Используя конструктор, ребенок развивает мелкую моторику. Собирая изделие, он учится самостоятельности и целеустремленности в работе. С появлением новых технологий расширился ассортимент детских игрушек-конструкторов, который предполагает различное сцепление деталей. Самые традиционные – блочные конструкторы из пластмассы. Среди них наиболее известный - конструктор «Лего», полученные постройки в котором отличаются прочностью и устойчивостью, так как детали прочно скрепляются между собой. Для малышей разработаны крупные по размеру детали, для детей постарше - более мелкие. Хочу предложить вашему вниманию конспект логопедического занятия с использованием конструктора «Лего».

Логопедическое занятие с использованием ЛЕГО-конструирования

«Дом, в котором мы живем»

Цель: формировать обобщенные представления детей о зданиях с помощью технологий ЛЕГО-конструирования, стимулировать познавательный интерес к кубикам LEGO® и подручным материалам

 

Задачи:

Развивающие:

развивать наблюдательность, инициативу, художественный вкус в осуществлении строительного замысла;

развивать ВПФ: произвольное внимание, память, логическое мышление, зрительное восприятие, творческое воображение, речевую активность, общую и мелкую моторику;

содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности

Образовательные:

расширять знания и полезные навыки дошкольников через практико-ориентированное обучение;

расширять представления о многообразии предметного окружения;

понимать пространственные отношения между предметами в реальности, на рисунке и на плане;

учить самостоятельно подбирать нужный строительный материал;

учить внимательно рассматривать образцы, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций;

побуждать детей к выполнению различных видов речемыслительной деятельности в процессе учебной работы;

формировать полноценные представления о звуковом составе слова;

обучать усвоению значений слов, расширению стоящей за ними системой связей

учить выполнять постройку согласованно

Воспитательные:

удовлетворять потребность детей в декоративном оформлении конструкций;

вызвать у детей эмоциональное отношение к постройке;

воспитывать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом;

удовлетворять потребность детей в декоративном оформлении конструкций;

воспитывать отзывчивость, сопереживание;

продолжать усваивать нормы и ценности, принятые в обществе.

 

Методы и приемы:
1. Наглядные: демонстрация наглядного материала.

2. Словесные: рассказ педагога, беседа познавательного содержания.

3. Практические: моделирование для формирования и закрепления знаний.

Формы организации деятельности: подгрупповое занятие

Возрастная аудитория: логопедическое занятие с использованием ЛЕГО-конструирования на тему «Дом, в котором мы живем» является частью системы коррекционных занятий, проводимых с детьми 6-7 лет.  

Материалы и оборудование: 

Проектор, компьютер, мультимедийная доска, аудио проигрыватель, электронное дидактическое пособие (Приложение к конспекту), флешка с программой «Конструктор картинок 2», наборы конструктора LEGO®.

Предварительная работа: знакомство со стихотворением С.Я. Маршака «Дом, который построил Джек», просмотр мультипликационного фильма «Трое из Простоквашино», слушание песен «Я хочу построить дом», «А у меня есть домик!», «Волшебный дом», разучивание игры «У оленя дом большой»

Ход занятия:

Организационный момент.

Учитель – логопед: Здравствуйте, ребята! Начинаем наше интересное занятие. Тему занятия вы узнаете, посмотрев на слайды.

 

t1571338179aa.png


 

t1571338179ab.png

t1571338179ac.png

t1571338179ad.png

Ответы детей.

Учитель – логопед:

- Правильно, ребята, сегодня поговорим с вами о доме, в котором мы живем.

I.Беседа «Городской, загородный дом, его строение».

Чем отличаются дома, построенные в городе и за городом?

Ответы детей.

t1571338179ae.png

II.Развитие тонкой моторики

Упражнение «Здравствуй, пальчик»

Цель: развитие динамической организации движений пальцев рук.

Поставить локти на стол. Прижимать подушечки пальцев поочередно к подушечкам остальных пальцев. Упражнение выполняется под счет учителя-логопеда (медленный или быстрый) пальцами то правой, то левой руки и одновременно пальцами обеих рук. Можно свои действия сопровождать словами:

Здравствуй, мизинчик,

Здравствуй, безымянный,

Здравствуй, средний,

Здравствуй, указательный,

Здравствуй, большой.

Учитель-логопед: Ребята, соединили пальчики. Что у вас получилось? На что похоже?

Ответы детей: На крышу дома.

III.Лексико-грамматические игры

Игра «Что делают»

Учитель – логопед: Ребята, давайте подберем слова-действия к слову дом.

Ответы детей: построили, отремонтировали, покрасили, любят, берегут, украшают, наряжают и т.д.

Составление предложений:

Ответы детей: Рабочие строят дом. Маляры красят здание. Люди любят и берегут свой дом.

Игра «Я в домике»

Учитель – логопед: Ребята, давайте подберем слова-предметы к слову дом, сходные по значению.

Ответы детей: дом – здание – сооружение – постройка – новостройка

Учитель – логопед: Ребята, давайте подберем слова-признаки к слову дом.

домашняя работа, домашние тапочки, домашнее задание, домашнее животное

Игра «Домик, ты с чем?»

Учитель - логопед показывает части дома, а дети рассказывают:

Ответы детей: Мой дом с потолком. Наш дом с крышей. Твой дом со стенами. Ваш дом с дверями. Мой дом с этажами. Наш дом с комнатами. Твой дом с окнами. Ваш дом с балконами. Мой дом с лифтами. Наш дом с подъездами.

Игра «Домик, ты какой?» с использованием флешки с программой «Конструктор картинок 2»

t1571338179af.png

Учитель-логопед показывает геометрическую форму и спрашивает детей: «Вы любите строить домики? А так сумеете? Какие детали каждого вида понадобились на все эти постройки?»

t1571338179ag.png

Ответы детей: У первого домика крыша треугольная, красного цвета, стена квадратная зеленого цвета, два окна овальные белого цвета и т.д.

IV.Физкультминутка

Учитель-логопед: Устали сидеть, давайте сделаем зарядку.

Динь-дон, динь-дон-                         Наклоны из стороны в сторону, руки на поясе.

Гномы строят новый дом.                  Кулак на кулак.

Красят стены, крышу, пол,               Руками, словно кистями, «красим» сбоку, вверху,

                                                    внизу.

Прибирают все кругом.                    «Метем» метлой.

Мы к ним в гости придем                  Шаги на месте.

И подарки принесем.                        Вытянуть руки вперед, ладонями вверх.

На пол - мягкую дорожку,                Наклон вперед, руками «стелем» дорожку.

Расстелив ее к порожку.                 Попятиться назад.

Две подушки на диван,                   Руки сложить ладонями вместе - сначала под одну

                                                    щеку, затем под другую.

Меду липового жбан.                      Руки округлить, вытянуть перед собой.

V.Игровая форма индивидуальной работы по разрезным азбукам.

Учитель-логопед: Сейчас, ребята, мы с вами будем строить. Каждому дается задание – «построить» из букв слова:

ДОМ ПОЛ

ДОМИК ПОТОЛОК

ГАРАЖ ОКНО

МОСТ КРЫША

ЗАБОР

Учитель-логопед: Кто будет жить с вами в доме? Задание – составить слова:

МАМА СОБАКА

ПАПА КОТ

МАША

Учитель-логопед: В доме уютно, светло и чисто. А по субботам вся семья собирается вместе, чтобы отдохнуть. А как отдыхает ваша семья?Ответы детей.

VI.Развитие связной речи

Рассказ «Как дом появился?» Цель: Учить употреблять существительные в родительном падеже множественного числа.

В один прекрасный солнечный денек на улице появился дом. Сначала он был одноэтажным домиком, домишком, потом стал расти, расти и превращаться сначала в двухэтажный дом, а потом – в трехэтажный, пятиэтажный.., десятиэтажный.., двадцатипятиэтажный. И стал уже не домиком, а превратился в многоэтажный дом, домище!

- Кто помог ему в этом, ребята? Ответы детей.

- Правильно, достигнуть таких небывалых высот он смог благодаря труду строителей. И теперь в нем всего много. Давайте вспомним, что есть в большом доме.

Ответы детей: Много этажей, много окон, много лестниц, много подъездов, много дверей, много лифтов, много ступенек, много комнат, много потолков, стен и полов, много балконов.

Правильно, ребята, в большом доме и квартир много, поэтому он называется многоквартирным. В квартире живет семья: папа, мама и дети, а с ними их домашние питомцы: кошка, собака или другие животные. Они ходят в гости к бабушке и дедушке. Им уютно, весело и дружно жить в таком доме.

Дети пересказывают текст.

Учитель-логопед: Как вы понимаете значение этой пословицы «Труд человека кормит»?

При затруднении с ответом учитель-логопед объясняет ее смысл.

VII. Выполнение работы по конструированию с использованием флешки с программой «Конструктор картинок 2»

Учитель-логопед: Ребята, создайте свои конструкции из кубиков LEGO®

t1571338179ah.png

t1571338179ai.png

t1571338179aj.png

t1571338179ak.png

t1571338179al.png

Учитель-логопед: Молодцы, ребята! Перед вами различные детали, необходимые для постройки дома. Дети раскладывают конструктор LEGO®, придумывают назначение каждой детали.t1571338179am.jpg

t1571338179an.jpg

Учитель-логопед: Веселые человечки будут нам помогать в постройке дома.

t1571338179ao.jpg

 

t1571338179ap.jpg

t1571338179aq.jpg

t1571338179ar.jpg

t1571338179as.jpg

t1571338179at.jpg

t1571338179au.jpg

t1571338179av.jpg

t1571338179aw.jpg

t1571338179ax.jpg

t1571338179ay.jpg

 

t1571338179az.jpg

t1571338179ba.jpg

t1571338179bb.jpg

В процессе работы выясняется:

-Из каких деталей сложен фасад?

-С чего нужно начинать строить? Какое может быть основание у домика?

Ответы детей: Квадратное, прямоугольное, с разной длиной сторон.

VIII. Подведение итогов. Рефлексия.

t1571338179bc.jpg

t1571338179bd.jpg

Учитель-логопед: Ребята, вы справились с заданием. Замечательные у вас получились домики! Вы молодцы!

Речь Чебурашки:«Строили мы, строили, и наконец, построили! Ура!» 

" target="_blank">

t1571338179be.jpg

Скажите, в каком доме мы живем?

Ответы детей.

Учитель-логопед: Правильно. Мы живем в уютном, чистом, светлом доме. Ваше участие в этом тоже важно. Давайте пожелаем, чтобы в каждом доме, в каждом городе и селе нашей большой страны царили мир и дружба.

Источники:

https://yandex.ru/images/search?pos=0&img_url=https%3A%2F%2Ffsd.multiurok.ru%2Fhtml%2F2018%2F06%2F03%2Fs_5b130cde4dcb4%2F911506_8.jpeg&text=%D0%98%D0%B7%D0%B1%D0%B0&lr=13&rpt=simage&source=qa

Трое из ПростоквашиноМультфильм, 1978

https://yandex.ru/efir?from=serp&reqid=1570130786505246-713622224110996982500107-man1-4037&stream_id=43c81d83c0b852ab8433f51a53482cf4

Е.Железнова Песня «Я хочу построить дом» https://yandex.ru/search/?text=%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F%20%D1%8F%20%D1%85%D0%BE%D1%87%D1%83%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D1%8C%20%D0%B4%D0%BE%D0%BC&clid=2186621&lr=13&redircnt=1570133864.1#/videowiz?filmId=2269799626826551354

Песня «А у меня есть домик!»https://yandex.ru/search/?text=%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D0%B4%D0%BE%D0%BC%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5&clid=2186621&lr=13&redircnt=1570134130.1#/videowiz?filmId=6369684080898329283

Песня «Волшебный дом»https://yandex.ru/search/?text=%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D0%B4%D0%BE%D0%BC%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5&clid=2186621&lr=13&redircnt=1570134130.1#/videowiz?filmId=12128482916243251449

Игра «У оленя дом большой» https://yandex.ru/search/?text=%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D0%B4%D0%BE%D0%BC%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5&clid=2186621&lr=13&redircnt=1570134130.1#/videowiz?filmId=12128482916243251449

Использованная литература:

1.Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников.-С.-Петербург, Изд. Союз, 2000

2.Комарова Л.Г. «Строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО». М. «Линка- Пресс».2001

3.Куцакова Л.В. « Занятия по конструированию и ручному труду в детском саду». М. «Просвещение».2000

4. Самуил Маршак. Дом, который построил Джек

https://deti-online.com/stihi/stihi-marshaka/dom-kotoryy-postroil-dzhek/

5.Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.-М.:Мозаика-Синтез,2007

6.Фешина Е.В Лего-конструирование в детском саду. ФГОС ДО Сфера 2019

 

Спасибо за внимание!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю! Отличная разработка!

2 October 2019

Спасибо, Наталья Федоровна!

2 October 2019

Очень интересное и полезное занятие с развивающими играми и упражнениями! Спасибо за Ваш труд, Ольга Анатольевна!

2 October 2019

Благодарю за отзыв, Елена Владимировна!

2 October 2019

Спасибо. Интересно и познавательно.

2 October 2019

Приятно получать положительный отзыв! Благодарю!

2 October 2019

Отличная работа,Ольга Анатольевна!

2 October 2019

Спасибо, Светлана Николаевна!

3 October 2019

Спасибо, интересная публикация!

2 October 2019

Благодарю, Елена Федоровна!

3 October 2019

Замечательное занятие, спасибо!

9 October 2019

Полина Николаевна, благодарю за отзыв!

10 October 2019

Ответ #262798 был удален 10 October 2019

Спасибо, Ольга Анатольевна! Интересное занятие!

26 October 2019

Благодарю, Светлана Николаевна!

29 October 2019

Ольга Анатольевна, поздравляю с заслуженной Победой в конкурсе!!!

13 November 2019

Спасибо за поздравление, Светлана Анатольевна!

13 November 2019

Ольга Анатольевнчэа, поздравляю с победой!

13 November 2019

Спасибо, Ольга Алексеевна!

13 November 2019

ЧУДЕСНАЯ РАБОТА!!!

13 November 2019
Показать больше комментариев