Урок проектно-исследовательской деятельности по физике в 8 классе «Потребление электроэнергии бытовыми приборами»

7
3
Материал опубликован 6 September 2016

МОУ Ильинская основная школа имени Подольских Курсантов

Урок – проектно-исследовательской деятельности по физике
в 8 классе на тему:
«Потребление электроэнергии, бытовыми приборами».

Учитель физики: Косарева Антонина Михайловна

Проблема:

  • Использование электроэнергии нерационально, приводит к её высокой стоимости, к загрязнению окружающей среды и обеднению природных ресурсов.

Цель урока:

  • Выяснить, почему нерациональное использование электроэнергии влияет на окружающую среду и запасы природных ресурсов;
  • Рассчитать стоимость электроэнергии бытовых электроприборов;
  • Разработать рекомендации по экономии использования электроэнергии.

Гипотеза:

При переходе к этапу формирования гипотезы надо показать применение физических характеристик, связанных с работой тока.

Учащимся работающим в парах предложить технический паспорт электрического прибора, по которому нужно определить: рабочую мощность, напряжение, частоту тока.

Выписать данные на доске и выдвинуть гипотезу о том, как работа тока и стоимость потребляемой энергии связаны и как работа тока зависит от мощности.

Но как? (это предстоит выяснить в ходе урока).

Задачи урока:

Изучить экологические проблемы, связанные с производством электроэнергии.

Исследовать, как влияет работа приборов в режиме ожидания?

Рассмотреть способы экономии электроэнергии.

Выяснить, какие источники электроэнергии существуют?

Работа по группам:

1 группа «Исследователи»- исследуют, как влияет работа приборов в режиме ожидания на экономию электроэнергии (приложение 1);

2 группа «Экологи» - изучают экологические проблемы, связанные с производством электроэнергии (приложение 2);

3 группа «Финансисты» - выясняют, какие источники электроэнергии существуют. Каковы их преимущества (приложение3);

4 группа «Экономисты» - рассматривают способы экономии электроэнергии (приложение 4).

Приложение1:

Сколько энергии потребляют ваши приборы в режиме ожидания?

Задача для 1 группы «Исследователи»

Электрические приборы одной квартиры потребляют среднюю мощность 1 к Вт*ч в течение 12 часов в сутки. А оставшееся время суток – 0,5 к Вт*ч. Оцените работу тока по этим приборам за 1 год.

Приложение 2:

Экологические проблемы энергетики

В современном мире энергетические потребности обеспечиваются главным образом за счет трех видов энергоресурсов: органического топлива (газ, уголь), воды и атомного ядра. Энергию воды и атомную энергию человек использует после превращения ее в электрическую. Одновременно большое количество энергии, которая заключена в органическом топливе, используется человеком в виде тепловой и только часть ее преобразуется в электрическую. При этом и в первом, и во втором случаях высвобождение энергии из органического топлива связано с его сжиганием и, таким образом, с выбросом продуктов горения в окружающую среду.

Энергетика сегодня является определяющей и для экономики и для экологии. Именно от нее в значительной мере зависит экономический потенциал всех государств и благосостояние людей. Она же оказывает очень сильное воздействие на окружающую среду экосистемы биосферу в целом. Самые актуальные экологические проблемы (изменение климата, кислотные дожди общее загрязнение среды) прямо или косвенно связаны с использованием или производством энергии. Именно энергетике принадлежит первое место, как в химическом, так и в других видах загрязнения: тепловом, электромагнитном, аэрозольном, радиоактивном. Следовательно, не будет преувеличением утверждать, что от решения энергетических проблем зависят возможности решения главных экологических проблем.

За счет сжигания топлива (учитывая дрова и другие природные ресурсы) сегодня производится примерно 90% энергии. Доля тепловых источников снижается до 80—85 % в производстве электроэнергии. В промышленно развитых странах нефть и нефтепродукты используют в основном для нужд транспорта. В частности, в США нефть в общем энергобалансе страны составляет 44 %, а для получения электроэнергии – только 3 %. Для угля присуща противоположная закономерность. В общем энергобалансе – 22 %, но как основной источник для получения электроэнергии – (52 %). В Китае же доля угля в получении электроэнергии составляет около 75 %. В России преобладающим источником для получения электроэнергии сегодня является природный газ (примерно 40 %), на долю угля приходится только 18 % вырабатываемой энергии, а доля нефти не более 10 %.

В мировом масштабе гидроресурсы используют для получения около 5 – 6 % электроэнергии (но в России – 20,5 %). Атомная энергетика вырабатывает 17—18 % электроэнергии. В России же ее доля около 12%, хотя в некоторых странах она является преобладающей в энергетическом балансе (Франция – 74 %, Бельгия – 61 %, Швеция – 45 %).

Задание: По тексту выделить 4-5 проблем и озвучить их.

Приложение 3:

1. Используя текст учебника, выписать достоинства и недостатки обычной лампы накаливания и люминесцентной лампы.

2. Задача: сколько стоит за сутки горение лампочки в подъезде дома, мощность которой 40 Вт, если стоимость электроэнергии 2,74к/ к Вт*ч?

Приложение 4:

Задача для 4 группы:

Рассчитать сколько кВт *ч энергии можно сэкономить за 1 год, если заменить лампу накаливания мощностью 100 Вт на энергосберегающую мощностью 20 Вт.

Итог урока:

Задумывались ли вы. Что в режиме ожидания ваши приборы потребляют энергию? Измените ли вы свое отношение к режиму ожидания?

Как работа тока зависит от мощности?

Какие способы экономии электроэнергии мы сегодня рассмотрели?

Домашнее задание:

Составьте план экономии по своим приборам в квартире.

Подсчитайте, что из необходимых вещей вы сможете приобрести с родителями на сэкономленные деньги.

Используемая литература:

  1. А. В. Перышкин, Физика – 8, М. – Дрофа , 2015 г.
  2. Физика в школе, № 16, 2010 г.
  3. http://www. energosber.info/lesson.
  4. http://www.razlib.ru/shpargalki/yekologija/p41.php
Комментарии

Спасибо. Очень интересно и познавательно.

28 October 2016

Способов экономии электроэнергии очень много. В целях заявлено, разработать рекомендации для экономии. Способов экономии много, может и рекомендации надо было разработать с разных позиций или цель сформулировать более корректно. А так урок интересный.

23 November 2016

Спасибо, разработка рекомендаций по экономии использования электроэнергии, была задана для домашней работы. И на втором уроке были озвучены рекомендации.

23 November 2016

Похожие публикации