Урок проектно-исследовательской деятельности по физике в 8 классе «Потребление электроэнергии бытовыми приборами»
МОУ Ильинская основная школа имени Подольских Курсантов
Урок – проектно-исследовательской деятельности по физике
в 8 классе на тему:
«Потребление электроэнергии, бытовыми приборами».
Учитель физики: Косарева Антонина Михайловна
Проблема:
- Использование электроэнергии нерационально, приводит к её высокой стоимости, к загрязнению окружающей среды и обеднению природных ресурсов.
Цель урока:
- Выяснить, почему нерациональное использование электроэнергии влияет на окружающую среду и запасы природных ресурсов;
- Рассчитать стоимость электроэнергии бытовых электроприборов;
- Разработать рекомендации по экономии использования электроэнергии.
Гипотеза:
При переходе к этапу формирования гипотезы надо показать применение физических характеристик, связанных с работой тока.
Учащимся работающим в парах предложить технический паспорт электрического прибора, по которому нужно определить: рабочую мощность, напряжение, частоту тока.
Выписать данные на доске и выдвинуть гипотезу о том, как работа тока и стоимость потребляемой энергии связаны и как работа тока зависит от мощности.
Но как? (это предстоит выяснить в ходе урока).
Задачи урока:
Изучить экологические проблемы, связанные с производством электроэнергии.
Исследовать, как влияет работа приборов в режиме ожидания?
Рассмотреть способы экономии электроэнергии.
Выяснить, какие источники электроэнергии существуют?
Работа по группам:
1 группа «Исследователи»- исследуют, как влияет работа приборов в режиме ожидания на экономию электроэнергии (приложение 1);
2 группа «Экологи» - изучают экологические проблемы, связанные с производством электроэнергии (приложение 2);
3 группа «Финансисты» - выясняют, какие источники электроэнергии существуют. Каковы их преимущества (приложение3);
4 группа «Экономисты» - рассматривают способы экономии электроэнергии (приложение 4).
Приложение1:
Сколько энергии потребляют ваши приборы в режиме ожидания?
Задача для 1 группы «Исследователи»
Электрические приборы одной квартиры потребляют среднюю мощность 1 к Вт*ч в течение 12 часов в сутки. А оставшееся время суток – 0,5 к Вт*ч. Оцените работу тока по этим приборам за 1 год.
Приложение 2:
Экологические проблемы энергетики
В современном мире энергетические потребности обеспечиваются главным образом за счет трех видов энергоресурсов: органического топлива (газ, уголь), воды и атомного ядра. Энергию воды и атомную энергию человек использует после превращения ее в электрическую. Одновременно большое количество энергии, которая заключена в органическом топливе, используется человеком в виде тепловой и только часть ее преобразуется в электрическую. При этом и в первом, и во втором случаях высвобождение энергии из органического топлива связано с его сжиганием и, таким образом, с выбросом продуктов горения в окружающую среду.
Энергетика сегодня является определяющей и для экономики и для экологии. Именно от нее в значительной мере зависит экономический потенциал всех государств и благосостояние людей. Она же оказывает очень сильное воздействие на окружающую среду экосистемы биосферу в целом. Самые актуальные экологические проблемы (изменение климата, кислотные дожди общее загрязнение среды) прямо или косвенно связаны с использованием или производством энергии. Именно энергетике принадлежит первое место, как в химическом, так и в других видах загрязнения: тепловом, электромагнитном, аэрозольном, радиоактивном. Следовательно, не будет преувеличением утверждать, что от решения энергетических проблем зависят возможности решения главных экологических проблем.
За счет сжигания топлива (учитывая дрова и другие природные ресурсы) сегодня производится примерно 90% энергии. Доля тепловых источников снижается до 80—85 % в производстве электроэнергии. В промышленно развитых странах нефть и нефтепродукты используют в основном для нужд транспорта. В частности, в США нефть в общем энергобалансе страны составляет 44 %, а для получения электроэнергии – только 3 %. Для угля присуща противоположная закономерность. В общем энергобалансе – 22 %, но как основной источник для получения электроэнергии – (52 %). В Китае же доля угля в получении электроэнергии составляет около 75 %. В России преобладающим источником для получения электроэнергии сегодня является природный газ (примерно 40 %), на долю угля приходится только 18 % вырабатываемой энергии, а доля нефти не более 10 %.
В мировом масштабе гидроресурсы используют для получения около 5 – 6 % электроэнергии (но в России – 20,5 %). Атомная энергетика вырабатывает 17—18 % электроэнергии. В России же ее доля около 12%, хотя в некоторых странах она является преобладающей в энергетическом балансе (Франция – 74 %, Бельгия – 61 %, Швеция – 45 %).
Задание: По тексту выделить 4-5 проблем и озвучить их.
Приложение 3:
1. Используя текст учебника, выписать достоинства и недостатки обычной лампы накаливания и люминесцентной лампы.
2. Задача: сколько стоит за сутки горение лампочки в подъезде дома, мощность которой 40 Вт, если стоимость электроэнергии 2,74к/ к Вт*ч?
Приложение 4:
Задача для 4 группы:
Рассчитать сколько кВт *ч энергии можно сэкономить за 1 год, если заменить лампу накаливания мощностью 100 Вт на энергосберегающую мощностью 20 Вт.
Итог урока:
Задумывались ли вы. Что в режиме ожидания ваши приборы потребляют энергию? Измените ли вы свое отношение к режиму ожидания?
Как работа тока зависит от мощности?
Какие способы экономии электроэнергии мы сегодня рассмотрели?
Домашнее задание:
Составьте план экономии по своим приборам в квартире.
Подсчитайте, что из необходимых вещей вы сможете приобрести с родителями на сэкономленные деньги.
Используемая литература:
- А. В. Перышкин, Физика – 8, М. – Дрофа , 2015 г.
- Физика в школе, № 16, 2010 г.
- http://www. energosber.info/lesson.
- http://www.razlib.ru/shpargalki/yekologija/p41.php
Соколова Наталья
Омарова Альмира Шигаповна
Косарева Антонина Михайловна