12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Косарева Антонина Михайловна426
Образование высшее, стаж работы 33 года. Учитель физики
Россия, Калужская обл., село Ильинское Малоярославецкого района

МОУ Ильинская основная школа имени Подольских Курсантов

Урок – проектно-исследовательской деятельности по физике
в 8 классе на тему:
«Потребление электроэнергии, бытовыми приборами».

Учитель физики: Косарева Антонина Михайловна

Проблема:

  • Использование электроэнергии нерационально, приводит к её высокой стоимости, к загрязнению окружающей среды и обеднению природных ресурсов.

Цель урока:

  • Выяснить, почему нерациональное использование электроэнергии влияет на окружающую среду и запасы природных ресурсов;
  • Рассчитать стоимость электроэнергии бытовых электроприборов;
  • Разработать рекомендации по экономии использования электроэнергии.

Гипотеза:

При переходе к этапу формирования гипотезы надо показать применение физических характеристик, связанных с работой тока.

Учащимся работающим в парах предложить технический паспорт электрического прибора, по которому нужно определить: рабочую мощность, напряжение, частоту тока.

Выписать данные на доске и выдвинуть гипотезу о том, как работа тока и стоимость потребляемой энергии связаны и как работа тока зависит от мощности.

Но как? (это предстоит выяснить в ходе урока).

Задачи урока:

Изучить экологические проблемы, связанные с производством электроэнергии.

Исследовать, как влияет работа приборов в режиме ожидания?

Рассмотреть способы экономии электроэнергии.

Выяснить, какие источники электроэнергии существуют?

Работа по группам:

1 группа «Исследователи»- исследуют, как влияет работа приборов в режиме ожидания на экономию электроэнергии (приложение 1);

2 группа «Экологи» - изучают экологические проблемы, связанные с производством электроэнергии (приложение 2);

3 группа «Финансисты» - выясняют, какие источники электроэнергии существуют. Каковы их преимущества (приложение3);

4 группа «Экономисты» - рассматривают способы экономии электроэнергии (приложение 4).

Приложение1:

Сколько энергии потребляют ваши приборы в режиме ожидания?

Задача для 1 группы «Исследователи»

Электрические приборы одной квартиры потребляют среднюю мощность 1 к Вт*ч в течение 12 часов в сутки. А оставшееся время суток – 0,5 к Вт*ч. Оцените работу тока по этим приборам за 1 год.

Приложение 2:

Экологические проблемы энергетики

В современном мире энергетические потребности обеспечиваются главным образом за счет трех видов энергоресурсов: органического топлива (газ, уголь), воды и атомного ядра. Энергию воды и атомную энергию человек использует после превращения ее в электрическую. Одновременно большое количество энергии, которая заключена в органическом топливе, используется человеком в виде тепловой и только часть ее преобразуется в электрическую. При этом и в первом, и во втором случаях высвобождение энергии из органического топлива связано с его сжиганием и, таким образом, с выбросом продуктов горения в окружающую среду.

Энергетика сегодня является определяющей и для экономики и для экологии. Именно от нее в значительной мере зависит экономический потенциал всех государств и благосостояние людей. Она же оказывает очень сильное воздействие на окружающую среду экосистемы биосферу в целом. Самые актуальные экологические проблемы (изменение климата, кислотные дожди общее загрязнение среды) прямо или косвенно связаны с использованием или производством энергии. Именно энергетике принадлежит первое место, как в химическом, так и в других видах загрязнения: тепловом, электромагнитном, аэрозольном, радиоактивном. Следовательно, не будет преувеличением утверждать, что от решения энергетических проблем зависят возможности решения главных экологических проблем.

За счет сжигания топлива (учитывая дрова и другие природные ресурсы) сегодня производится примерно 90% энергии. Доля тепловых источников снижается до 80—85 % в производстве электроэнергии. В промышленно развитых странах нефть и нефтепродукты используют в основном для нужд транспорта. В частности, в США нефть в общем энергобалансе страны составляет 44 %, а для получения электроэнергии – только 3 %. Для угля присуща противоположная закономерность. В общем энергобалансе – 22 %, но как основной источник для получения электроэнергии – (52 %). В Китае же доля угля в получении электроэнергии составляет около 75 %. В России преобладающим источником для получения электроэнергии сегодня является природный газ (примерно 40 %), на долю угля приходится только 18 % вырабатываемой энергии, а доля нефти не более 10 %.

В мировом масштабе гидроресурсы используют для получения около 5 – 6 % электроэнергии (но в России – 20,5 %). Атомная энергетика вырабатывает 17—18 % электроэнергии. В России же ее доля около 12%, хотя в некоторых странах она является преобладающей в энергетическом балансе (Франция – 74 %, Бельгия – 61 %, Швеция – 45 %).

Задание: По тексту выделить 4-5 проблем и озвучить их.

Приложение 3:

1. Используя текст учебника, выписать достоинства и недостатки обычной лампы накаливания и люминесцентной лампы.

2. Задача: сколько стоит за сутки горение лампочки в подъезде дома, мощность которой 40 Вт, если стоимость электроэнергии 2,74к/ к Вт*ч?

Приложение 4:

Задача для 4 группы:

Рассчитать сколько кВт *ч энергии можно сэкономить за 1 год, если заменить лампу накаливания мощностью 100 Вт на энергосберегающую мощностью 20 Вт.

Итог урока:

Задумывались ли вы. Что в режиме ожидания ваши приборы потребляют энергию? Измените ли вы свое отношение к режиму ожидания?

Как работа тока зависит от мощности?

Какие способы экономии электроэнергии мы сегодня рассмотрели?

Домашнее задание:

Составьте план экономии по своим приборам в квартире.

Подсчитайте, что из необходимых вещей вы сможете приобрести с родителями на сэкономленные деньги.

Используемая литература:

  1. А. В. Перышкин, Физика – 8, М. – Дрофа , 2015 г.
  2. Физика в школе, № 16, 2010 г.
  3. http://www. energosber.info/lesson .
  4. http://www.razlib.ru/shpargalki/yekologija/p41.php
Опубликовано


Комментарии (3)

Соколова Наталья, 28.10.16 в 20:55 0Ответить Пожаловаться
Спасибо. Очень интересно и познавательно.
Омарова Альмира Шигаповна, 23.11.16 в 14:09 0Ответить Пожаловаться
Способов экономии электроэнергии очень много. В целях заявлено, разработать рекомендации для экономии. Способов экономии много, может и рекомендации надо было разработать с разных позиций или цель сформулировать более корректно. А так урок интересный.
Косарева Антонина Михайловна, 23.11.16 в 18:13 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, разработка рекомендаций по экономии использования электроэнергии, была задана для домашней работы. И на втором уроке были озвучены рекомендации.

Отредактировано 23-11-2016 18:14

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.