12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фортун Ольга Владимировна597
Россия, Саратовская обл., с. Запрудное
Материал размещён в группе «Учителя физики»
3

Рабочая программа по физике «Проектная и исследовательская деятельность учащихся по физике»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Запрудное Питерского района Саратовской области»

Рабочая программа

«Проектная и исследовательская

деятельность учащихся по физике»

8 класс

 

1 час в неделю (всего 34 часа)

Составитель: учитель МОУ «СОШ с. Запрудное»

Фортун Ольга Владимировна

Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках физики»

 «Познай самого себя»

Развитие мышления методом исследовательского поиска.

Пояснительная записка.

Актуальность.

Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» разработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона «Об образовании в РФ», Устава школы.    Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

В настоящее время на первое место выходит самостоятельная деятельность учащихся, овладение исследовательскими методами, навыками структурирования этапов выполнения задания, освоение проектной деятельности, повышение интереса к экспериментированию.

В нашей школе по учебному плану вводятся проектные предметы. В 2013-2014 учебном году в 8 классе функционирует проектная деятельность по физике: «Познай самого себя», где ребята учатся выбирать проблему, ставить цели наблюдений, планировать эксперимент, подбирать соответствующее оборудование, проводить эксперименты и обрабатывать их результаты, моделировать физические процессы с использованием информационных технологий, овладевают навыками исследовательской работы.

Человек – часть природы, и его тело подчиняется тем же законам физики. Сократовское «Познай самого себя» нами понимается, в том числе, и как познай свое тело и те физические законы, которым оно подчиняется. Практические работы по изучению своего тела вызывают неподдельный интерес учащихся.

Полученные знания и экспериментальные навыки помогают учащимся реализоваться, успешно выступая на олимпиадах различного уровня, чтениях НОУ. Объединённые общими идеями, ребята образуют коллектив единомышленников, учатся решать собственные задачи, активно взаимодействуя друг с другом. Маленькие победы каждого становятся достоянием всех.

Одной из существенных задач такого проекта является совершенствование умений пользоваться современным инструментарием физика с возможностью практически применять результаты решения проблемы. Значительная часть программы проекта реализуется без специальных технических средств, оборудование учащиеся самостоятельно исследуют свое тело из доступных материалов. Интересной частью программы является измерения и вычисления своего тела. В конце года учащийся подготавливает отчёт о проведённых физических экспериментах, докладывает результаты своей работы.

Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» предназначена для обучающихся основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить в процессе исследовательской работы.

Задачи:

приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов; 

овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;

освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;

создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;

 

Принципы:

  • интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;

    непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;

    межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.

 Характеристика программы.

 

Целевые ориентации инновационной деятельности направлены на работу над методической темой: «Повышение качества обучения через интеграцию основного и дополнительного образования».

В этом ключе разрабатываются следующие направления деятельности:

повышение мотивации в учении через построение образовательного процесса через логику деятельности, имеющей личностный смысл для ученика;

организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в процессе ученического проектирования, включающее приоритетные задачи воспитания и обучения;

вывод ученика на свой, личный, уровень развития через индивидуальный темп работы над проектом;

 сбалансированное развитие основных физиологических и психических функций ученика через системный подход к разработке учебных проектов;

глубокое осознанное усвоение базовых компетенций учащихся через универсальное использование их в различных ситуациях;

формирование исследовательской культуры учащихся; умений и навыков самостоятельного и творческого труда, самостоятельной работы с научной литературой;

приобретение коммуникативных умений;

выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих возможностей; создание условий для их самоопределения и самореализации;

  

 

Содержание образовательной программы

Раздел 1.Введение - 1 часов

Тема 1. Что такое исследовательская деятельность. Цели и задачи научного общества. Специфика организации, занятий, общие требования к учащимся. Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности

Раздел 2. Организация исследовательской деятельности - 31 час

Тема 2. Тема и проблема исследования. Поиск и формулировка проблемы. Ее актуальность, новизна, значимость. Обоснование актуальности выбранной проблемы.

Раздел 3. Подведение итогов по проектам – 2 часа

Учебно - тематический план

Перечень разделов/тем

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Раздел 1.Введение

1

1

 

Раздел 2. Организация исследовательской деятельности

31

15

16

Раздел 3. Подведение итогов

2

 

2

Календарно – тематический план

Тема

Элемент содержания

Дата

план

Дата

факт

Раздел 1.Введение 6 часов

1

Что такое исследовательская деятельность

Формирование банка тем для учебно-исследовательской работы учащихся.

   

2

Вычисление объема своего тела

Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы

   

3

Вычисление объема своего тела

Формулировка гипотезы исследования.

   

4

Вычисление объема своего тела

Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся.

   

5

Определение объема и плотности своего тела

Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы

   

6

Определение объема и плотности своего тела

Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся.

   

7

Определение площади поверхности своего тела

Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы

   

8

Определение площади поверхности своего тела

Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся.

   

9

Определение силы давления атмосферы на свое тело

Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы

   

10

Определение силы давления атмосферы на свое тело

Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся.

   

11

Определение средней длины своего шага

Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы

   

12

Определение средней длины своего шага

Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся.

   

13

Определение средней скорости движения

Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы

   

14

Определение средней скорости движения

Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся.

   

15

Определение давления своего тела на поверхность

Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы

   

16

Определение давления своего тела на поверхность

Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся.

   

17

Определение силы рук при выполнении упражнения на перекладине

Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы

   

18

Определение силы рук при выполнении упражнения на перекладине

Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся.

   

19

Определение работы и мощности рук

Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы

   

20

Определение работы и мощности рук

Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся.

   

21

Определение механической работы при подъеме штанги

Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы

   

22

Определение механической работы при подъеме штанги

Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся.

   

23

Определение механической работы при прыжке в высоту

Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы

   

24

Определение механической работы при прыжке в высоту

Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся.

   

25

Определение средней мощности, развиваемой при беге на дистанцию 60 м.

Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы

   

26

Определение средней мощности, развиваемой при беге на дистанцию 60 м.

Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся.

   

27

Определение средней мощности, развиваемой при приседании

Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы

   

28

Определение средней мощности, развиваемой при приседании

Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся.

   

29

Измерение мощности, развиваемой при подъеме по лестнице

Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы

   

30

Определение средней мощности, развиваемой при приседании

Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся.

   

31

Изучение свойств глаза. Обнаружение слепого пятна. Измерение диаметра зрачка.

Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы

   

32

Наблюдение изображения на сетчатке глаза. Аккомодация глаза.

Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся.

   

33

Подведение итогов

Защита лучшего проекта

   

34

Подведение итогов

Защита лучшего проекта

   

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Рекомендуемые формы обучения

Мозговой штурм

Индивидуальная

Групповая

Коллективно – творческое дело

Методы и средства педагогической диагностики

Наблюдение

Измерение

Определение

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Овладение курсом позволит учащимся знать:

структуру учебно-исследовательской деятельности,

основное отличие цели и задач УИР, объекта и предмета исследования,

основные информационные источники поиска необходимой информации.

А также уметь:

определять характеристику объекта познания,

разделять УИД на этапы,

самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.

выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку,

планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы),

пользоваться специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.

Главным ориентиром результативности программы станет показатель участия школьников в научно-практических конференциях, интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня

Техническое обеспечение программы

Учебные столы

Ученическая доска

Компьютер

Диски СД, СДR и другие электронные носители.

Список литературы

Гоциридзе Г.Ш. Практические и лабораторные работы по физике. 7-11 классы. – М: Классикс Стиль, 2002

Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. – Народное образование, 2000, №3.

Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7

Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе. – М.: Сентябрь, 1998.

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.