Рабочая программа по физике «Проектная и исследовательская деятельность учащихся по физике» (8 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Запрудное Питерского района Саратовской области»
Рабочая программа
«Проектная и исследовательская
деятельность учащихся по физике»
8 класс
1 час в неделю (всего 34 часа)
Составитель: учитель МОУ «СОШ с. Запрудное»
Фортун Ольга Владимировна
Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках физики»
«Познай самого себя»
Развитие мышления методом исследовательского поиска.
Пояснительная записка.
Актуальность.
Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» разработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона «Об образовании в РФ», Устава школы. Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
В настоящее время на первое место выходит самостоятельная деятельность учащихся, овладение исследовательскими методами, навыками структурирования этапов выполнения задания, освоение проектной деятельности, повышение интереса к экспериментированию.
В нашей школе по учебному плану вводятся проектные предметы. В 2013-2014 учебном году в 8 классе функционирует проектная деятельность по физике: «Познай самого себя», где ребята учатся выбирать проблему, ставить цели наблюдений, планировать эксперимент, подбирать соответствующее оборудование, проводить эксперименты и обрабатывать их результаты, моделировать физические процессы с использованием информационных технологий, овладевают навыками исследовательской работы.
Человек – часть природы, и его тело подчиняется тем же законам физики. Сократовское «Познай самого себя» нами понимается, в том числе, и как познай свое тело и те физические законы, которым оно подчиняется. Практические работы по изучению своего тела вызывают неподдельный интерес учащихся.
Полученные знания и экспериментальные навыки помогают учащимся реализоваться, успешно выступая на олимпиадах различного уровня, чтениях НОУ. Объединённые общими идеями, ребята образуют коллектив единомышленников, учатся решать собственные задачи, активно взаимодействуя друг с другом. Маленькие победы каждого становятся достоянием всех.
Одной из существенных задач такого проекта является совершенствование умений пользоваться современным инструментарием физика с возможностью практически применять результаты решения проблемы. Значительная часть программы проекта реализуется без специальных технических средств, оборудование учащиеся самостоятельно исследуют свое тело из доступных материалов. Интересной частью программы является измерения и вычисления своего тела. В конце года учащийся подготавливает отчёт о проведённых физических экспериментах, докладывает результаты своей работы.
Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» предназначена для обучающихся основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить в процессе исследовательской работы.
Задачи:
приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов;
овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;
Принципы:
-
интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;
непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;
межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.
Характеристика программы.
Целевые ориентации инновационной деятельности направлены на работу над методической темой: «Повышение качества обучения через интеграцию основного и дополнительного образования».
В этом ключе разрабатываются следующие направления деятельности:
повышение мотивации в учении через построение образовательного процесса через логику деятельности, имеющей личностный смысл для ученика;
организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в процессе ученического проектирования, включающее приоритетные задачи воспитания и обучения;
вывод ученика на свой, личный, уровень развития через индивидуальный темп работы над проектом;
сбалансированное развитие основных физиологических и психических функций ученика через системный подход к разработке учебных проектов;
глубокое осознанное усвоение базовых компетенций учащихся через универсальное использование их в различных ситуациях;
формирование исследовательской культуры учащихся; умений и навыков самостоятельного и творческого труда, самостоятельной работы с научной литературой;
приобретение коммуникативных умений;
выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих возможностей; создание условий для их самоопределения и самореализации;
Содержание образовательной программы
Раздел 1.Введение - 1 часов
Тема 1. Что такое исследовательская деятельность. Цели и задачи научного общества. Специфика организации, занятий, общие требования к учащимся. Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности
Раздел 2. Организация исследовательской деятельности - 31 час
Тема 2. Тема и проблема исследования. Поиск и формулировка проблемы. Ее актуальность, новизна, значимость. Обоснование актуальности выбранной проблемы.
Раздел 3. Подведение итогов по проектам – 2 часа
Учебно - тематический план
Перечень разделов/тем |
Количество часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
Раздел 1.Введение |
1 |
1 |
|
Раздел 2. Организация исследовательской деятельности |
31 |
15 |
16 |
Раздел 3. Подведение итогов |
2 |
2 |
Календарно – тематический план
№ |
Тема |
Элемент содержания |
Дата план |
Дата факт |
||
Раздел 1.Введение 6 часов |
||||||
1 |
Что такое исследовательская деятельность |
Формирование банка тем для учебно-исследовательской работы учащихся. |
||||
2 |
Вычисление объема своего тела |
Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы |
||||
3 |
Вычисление объема своего тела |
Формулировка гипотезы исследования. |
||||
4 |
Вычисление объема своего тела |
Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся. |
||||
5 |
Определение объема и плотности своего тела |
Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы |
||||
6 |
Определение объема и плотности своего тела |
Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся. |
||||
7 |
Определение площади поверхности своего тела |
Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы |
||||
8 |
Определение площади поверхности своего тела |
Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся. |
||||
9 |
Определение силы давления атмосферы на свое тело |
Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы |
||||
10 |
Определение силы давления атмосферы на свое тело |
Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся. |
||||
11 |
Определение средней длины своего шага |
Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы |
||||
12 |
Определение средней длины своего шага |
Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся. |
||||
13 |
Определение средней скорости движения |
Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы |
||||
14 |
Определение средней скорости движения |
Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся. |
||||
15 |
Определение давления своего тела на поверхность |
Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы |
||||
16 |
Определение давления своего тела на поверхность |
Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся. |
||||
17 |
Определение силы рук при выполнении упражнения на перекладине |
Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы |
||||
18 |
Определение силы рук при выполнении упражнения на перекладине |
Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся. |
||||
19 |
Определение работы и мощности рук |
Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы |
||||
20 |
Определение работы и мощности рук |
Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся. |
||||
21 |
Определение механической работы при подъеме штанги |
Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы |
||||
22 |
Определение механической работы при подъеме штанги |
Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся. |
||||
23 |
Определение механической работы при прыжке в высоту |
Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы |
||||
24 |
Определение механической работы при прыжке в высоту |
Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся. |
||||
25 |
Определение средней мощности, развиваемой при беге на дистанцию 60 м. |
Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы |
||||
26 |
Определение средней мощности, развиваемой при беге на дистанцию 60 м. |
Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся. |
||||
27 |
Определение средней мощности, развиваемой при приседании |
Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы |
||||
28 |
Определение средней мощности, развиваемой при приседании |
Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся. |
||||
29 |
Измерение мощности, развиваемой при подъеме по лестнице |
Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы |
||||
30 |
Определение средней мощности, развиваемой при приседании |
Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся. |
||||
31 |
Изучение свойств глаза. Обнаружение слепого пятна. Измерение диаметра зрачка. |
Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательской работы |
||||
32 |
Наблюдение изображения на сетчатке глаза. Аккомодация глаза. |
Формулировка гипотезы исследования. Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым обучающимся. |
||||
33 |
Подведение итогов |
Защита лучшего проекта |
||||
34 |
Подведение итогов |
Защита лучшего проекта |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Рекомендуемые формы обучения
Мозговой штурм
Индивидуальная
Групповая
Коллективно – творческое дело
Методы и средства педагогической диагностики
Наблюдение
Измерение
Определение
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Овладение курсом позволит учащимся знать:
структуру учебно-исследовательской деятельности,
основное отличие цели и задач УИР, объекта и предмета исследования,
основные информационные источники поиска необходимой информации.
А также уметь:
определять характеристику объекта познания,
разделять УИД на этапы,
самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.
выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку,
планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы),
пользоваться специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.
Главным ориентиром результативности программы станет показатель участия школьников в научно-практических конференциях, интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня
Техническое обеспечение программы
Учебные столы
Ученическая доска
Компьютер
Диски СД, СДR и другие электронные носители.
Список литературы
Гоциридзе Г.Ш. Практические и лабораторные работы по физике. 7-11 классы. – М: Классикс Стиль, 2002
Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. – Народное образование, 2000, №3.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе. – М.: Сентябрь, 1998.