Материал к уроку литературы в 9 классе «Испытание любовью» (по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»)

3
0
Материал опубликован 2 March 2023
Технологическая карта урока литературы в 9в классе по теме «Испытание любовью» (по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»)

Эпиграф урока: «А счастье было так возможно…» (А.С. Пушкин)

Цели урока: Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по содержанию, тематике,

характеристике героев, нравственной проблематике, позиции автора повести

Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по содержанию, тематике,

характеристике героев, нравственной проблематике, позиции автора повести

Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по содержанию, тематике,

характеристике героев, нравственной проблематике, позиции автора повести

Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по содержанию, тематике,

характеристике героев, нравственной проблематике, позиции автора повести

Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по содержанию, тематике, характеристике героев, нравственной проблематике, позиции автора повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Задачи:

Образовательная: проанализировать повесть «Бедная Лиза».

Воспитательная: воспитывать любовь к литературе, развивать эстетические чувства.

Развивающая: развивать образное мышление, память, логику, умение вести диалог, беседу, совершенствовать речевые навыки.

Тип урока: урок - беседа с применением технологии критического мышления

Оборудование урока: портрет Карамзина Н.М., раздаточный материал для работы в парах, кластера, видеофильм.

Методические приемы: словесные, наглядные, компьютерные технологии.

Планируемые результаты:

Личностные:

-выражение положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, желания больше узнать;

-формирование осознанного, уважительного отношения к мнению другого человека, способности к определению своей позиции в отношении различных литературных произведений;

-умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Предметные:

-способность применять понятийный аппарат и приемы литературного анализа для определения особенностей развития литературного процесса;

-умение анализировать художественное творчество писателя в контексте развития литературного направления;

-расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления личности героев и их поступков в контексте человеческого развития

Метапредметные:

-способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, представлять результаты своей деятельности.

Приёмы смыслового чтения: чтение вслух, по ролям, диалог с текстом, постановка вопроса-предположения, обращение к личному опыту.

Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, проблемная ситуация.







Организационная структура урока.


п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые умения (ууд)

1.

Мотивация к учебной деятельности. Просмотр видеофильма

Вступительное слово.

-Доброе утро, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите фильм.

-Какое отношение имеет этот фильм к произведению Карамзина «Бедная Лиза»?

-Какие выводы вы сделали для себя? Любовь удивительна. Она умет прощать предательство, измену, ложь, злость, обиду, разочарование. Но самый страшный враг чувств – равнодушие. И мы не останемся равнодушными к судьбе Лизы из повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку.

Отвечают на поставленный вопрос.

Устные ответы.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация знаний.


Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о самой известной повести Н.М.Карамзина.

Эпиграфом к нашему уроку являются слова А.С.Пушкина: «А счастье было так возможно…»

- Как вы понимаете слова Пушкина? Ребята, о чем мы будем говорить сегодня? О любви, об испытаниях, которые выпали на долю главных героев. Тема урока: Испытание любовью, записываем в тетрадь.

Формулируют тему урока: записывают в тетрадь.

Устные ответы.



Личностные:

самопроверка,оценивание своего ответа;

познавательные:анализ объектов с

целью выделения признаков.

3.

Формирование новых знаний. Работа с текстом.

- Подумайте, почему повесть названа именем Лизы? (она главный герой, с ней связана основная мысль повести)

-Почему произведение называется именно «Бедная Лиза»? Какой смысл вкладывает Карамзин в слово «бедная»? (бедная, несчастная)

-Что Лизу сделало бедной, несчастной? (Любовь) Риторический вопрос учителя: Любовь…А почему? Почему любовь, это чистое, нежное чувство, приносит боль, страдание, разочарование? В этом мы сейчас и попытаемся разобраться и рассмотрим главных героев, как складывались их отношения, составим цитатную характеристику. Работаем в группах по тексту, заполняем таблицу цитатами из текста.

1группа составляет рассказ о Лизе.

2группа составляет рассказ об Эрасте, проследит жизнь Эраста, историю его души.

Читаем получившиеся рассказы. 1)Карамзин сумел показать богатство души Лизы, глубину ее чувств. А теперь вспомним фильм «Притчу о любви». Нужно прощать обиду, измену. Если любишь, прости. 

2) В любовных отношениях Эраста присутствует некая двойственность. Это следствие «доброго сердца» и пагубной окружающей среды. Карамзин на примере жизни Эраста убедительно показывает, какую большую роль играет чувство любви в формировании человеческой личности. Является ли любовь Лизы для Эраста испытанием? (Это испытание героя, проверка его решения начать новую жизнь, проверка его чувств.)

Попробуйте перевоплотиться в героев. Прочитайте выразительно по ролям отрывок как они стр.83. Хорошо.

Слушают, отвечают на вопросы учителя, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Выразительное чтение.

Устные ответы

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношений;

регулятивные:

поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;

коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

4

Динамическая пауза

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат тех самых ландышей, которые собирала Лиза…. Нежный аромат цветов... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух про­сачивается наружу. Вдох. Выдох.


Здоровьесберегающая технология


5.

Закрепление, выводы

Итак, выдержали ли герои испытание? Эраст не выдержал испытания любовью, и душа его не очистилась от зла.

Но как ведет себя Эраст после гибели Лизы? («не мог утешиться и почитал себя убийцею», посещает ее могилу)

О чем это свидетельствует? (Он раскаивается, приобрел способность к самооценке)

Что открывают нам слова в конце повести зачитайте: «Теперь, может быть, они уже примирились»? (Речь идет о встрече душ Эраста и Лизы уже после смерти.)

Значит, возродилась душа, была прощена? При каком условии могло произойти примирение? (Только в случае очищения души Эраста, признания им собственных ошибок и заблуждений.)

Карамзин ставит вопрос о возможности и невозможности счастья в любви. 1. Что такое, по- вашему, любовь? (Высказывания учащихся)

2. Что такое это счастье?

3. Поддается ли оно контролю?

4. Какое счастье бывает полным – бездумное или разумное?

(Лизе и Эрасту суждено было испытать минутное счастье, когда они ничего не боялись, ни о чем не думали, отдавшись полностью течению чувств. И в этом всемогущая сила любви!)

-А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока. Прочитайте еще раз. «А счастье было так возможно…»

- Почему же не состоялось счастье героев?

Ответы на вопросы.

Словесная форма.

Постановка проблемного вопроса.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

6.

Подведение итогов

Карамзин не обвиняет своих героев за их «заблуждения», а лишь объясняет поведение. И позиция его мудра. Автор не поучает, а пытается вызвать у читателя сопереживание героям. Любовь-это не просто. Становишься слишком уязвим, заботясь о том, чтобы другому было хорошо.

Светлая, чистая любовь Лизы и Эраста обернулась печалью. Прошла любовь-остались слёзы.

-Ребята, как вы думаете, чему учит повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»? Классическая литература напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив.

В конце 18 века повесть «Бедная Лиза» в России была очень популярна. Вспомните, к какому литературному направлению относится? (к сентиментализму) Составим кластер. По очереди выберите карточки со словами, характеризующими произведения сентиментализма.

Ответы на вопросы. Составление кластера

Приём познавательной активности через творческое задание

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

7.

Рефлексия и самооценка

Читая повесть Карамзина, мы учимся на чужих ошибках, получаем ценные уроки жизни, становимся гуманнее и внимательнее по отношению к окружающим.

-Ребята, желаю вам быть великодушными по отношению друг к другу!

Продолжите фразу:

Повесть «Бедная Лиза» помогла мне понять …

что без настоящих чувств, без настоящей любви человек теряет душу и вряд ли будет счастлив. Например, Эраст.

что это произведение не утратило своего значения и 21веке. Она актуально, потому что люди встречаются, влюбляются, расстаются.

- Молодцы, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление оценок

Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия.

Обсуждение результата работы с произведением.

Беседа.


Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные:

рефлексия;
личностные:
смыслообразование.

8.

Д/З (на выбор)

- Написать письмо герою, в котором нужно выразить своё отношение к нему.

Или нарисовать иллюстрации к повести « Бедная Лиза»

Слушают и записывают в дневник.



Познавательные:

умение делать выбор и обосновывать его.
















Приложение.








Сентиментализм

Изображение жизни простых людей

Чувства

Переживания

Вызывает сострадание

Подражание природе

Богатый духовный мир героя-простолюдина

Стремление к идеалу

Странничество

Мир фантастики

Романтический герой






Повесть «Бедная Лиза» помогла мне понять …………



Повесть «Бедная Лиза» научила меня …………… …



Повесть «Бедная Лиза» помогла мне понять …………



Повесть «Бедная Лиза» научила меня …………… …



Повесть «Бедная Лиза» помогла мне понять …………



Повесть «Бедная Лиза» научила меня …………… …






















Эраст и Лиза

Лиза

.

Цитата

Имя Елизавета означает «почитающая Бога»

Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная… крестьянка.

1.

Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее родители?


2.

Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью? В чем Лиза видит свой долг перед матерью?


3.

Чем занималась Лиза целыми днями? Почему ей пришлось работать?


4.

Каково проявление безграничной любви Лизы?



5.

Какова судьба героев? Был ли счастлив Эраст?











Эраст


Цитата

Имя Эраст означает «возлюбленный»

Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии…

1.

Каким предстал Эраст перед матерью Лизы?


2.

Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?


3.

Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?


4.

При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?


6.

Чем закончились отношения героев?

















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.