Материал к уроку литературы в 9 классе «Испытание любовью» (по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»)
Эпиграф урока: «А счастье было так возможно…» (А.С. Пушкин)
Цели урока: Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по содержанию, тематике,
характеристике героев, нравственной проблематике, позиции автора повести
Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по содержанию, тематике,
характеристике героев, нравственной проблематике, позиции автора повести
Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по содержанию, тематике,
характеристике героев, нравственной проблематике, позиции автора повести
Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по содержанию, тематике,
характеристике героев, нравственной проблематике, позиции автора повести
Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по содержанию, тематике, характеристике героев, нравственной проблематике, позиции автора повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
Задачи:
Образовательная: проанализировать повесть «Бедная Лиза».
Воспитательная: воспитывать любовь к литературе, развивать эстетические чувства.
Развивающая: развивать образное мышление, память, логику, умение вести диалог, беседу, совершенствовать речевые навыки.
Тип урока: урок - беседа с применением технологии критического мышления
Оборудование урока: портрет Карамзина Н.М., раздаточный материал для работы в парах, кластера, видеофильм.
Методические приемы: словесные, наглядные, компьютерные технологии.
Планируемые результаты:
Личностные:
-выражение положительного отношения к процессу познания, проявление внимания, желания больше узнать;
-формирование осознанного, уважительного отношения к мнению другого человека, способности к определению своей позиции в отношении различных литературных произведений;
-умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.
Предметные:
-способность применять понятийный аппарат и приемы литературного анализа для определения особенностей развития литературного процесса;
-умение анализировать художественное творчество писателя в контексте развития литературного направления;
-расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления личности героев и их поступков в контексте человеческого развития
Метапредметные:
-способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, представлять результаты своей деятельности.
Приёмы смыслового чтения: чтение вслух, по ролям, диалог с текстом, постановка вопроса-предположения, обращение к личному опыту.
Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, проблемная ситуация.
Организационная структура урока.
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые умения (ууд) |
1. | Мотивация к учебной деятельности. Просмотр видеофильма | Вступительное слово. -Доброе утро, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите фильм. -Какое отношение имеет этот фильм к произведению Карамзина «Бедная Лиза»? -Какие выводы вы сделали для себя? Любовь удивительна. Она умет прощать предательство, измену, ложь, злость, обиду, разочарование. Но самый страшный враг чувств – равнодушие. И мы не останемся равнодушными к судьбе Лизы из повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку. Отвечают на поставленный вопрос. | Устные ответы. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. | Актуализация знаний. | Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о самой известной повести Н.М.Карамзина. Эпиграфом к нашему уроку являются слова А.С.Пушкина: «А счастье было так возможно…» - Как вы понимаете слова Пушкина? Ребята, о чем мы будем говорить сегодня? О любви, об испытаниях, которые выпали на долю главных героев. Тема урока: Испытание любовью, записываем в тетрадь. | Формулируют тему урока: записывают в тетрадь. | Устные ответы. | Личностные: самопроверка,оценивание своего ответа; познавательные:анализ объектов с целью выделения признаков. |
3. | Формирование новых знаний. Работа с текстом. | - Подумайте, почему повесть названа именем Лизы? (она главный герой, с ней связана основная мысль повести) -Почему произведение называется именно «Бедная Лиза»? Какой смысл вкладывает Карамзин в слово «бедная»? (бедная, несчастная) -Что Лизу сделало бедной, несчастной? (Любовь) Риторический вопрос учителя: Любовь…А почему? Почему любовь, это чистое, нежное чувство, приносит боль, страдание, разочарование? В этом мы сейчас и попытаемся разобраться и рассмотрим главных героев, как складывались их отношения, составим цитатную характеристику. Работаем в группах по тексту, заполняем таблицу цитатами из текста. 1группа составляет рассказ о Лизе. 2группа составляет рассказ об Эрасте, проследит жизнь Эраста, историю его души. Читаем получившиеся рассказы. 1)Карамзин сумел показать богатство души Лизы, глубину ее чувств. А теперь вспомним фильм «Притчу о любви». Нужно прощать обиду, измену. Если любишь, прости. 2) В любовных отношениях Эраста присутствует некая двойственность. Это следствие «доброго сердца» и пагубной окружающей среды. Карамзин на примере жизни Эраста убедительно показывает, какую большую роль играет чувство любви в формировании человеческой личности. Является ли любовь Лизы для Эраста испытанием? (Это испытание героя, проверка его решения начать новую жизнь, проверка его чувств.) Попробуйте перевоплотиться в героев. Прочитайте выразительно по ролям отрывок как они стр.83. Хорошо. | Слушают, отвечают на вопросы учителя, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Выразительное чтение. | Устные ответы | Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений; регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание; коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
4 | Динамическая пауза | Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат тех самых ландышей, которые собирала Лиза…. Нежный аромат цветов... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох. | | Здоровьесберегающая технология | |
5. | Закрепление, выводы | Итак, выдержали ли герои испытание? Эраст не выдержал испытания любовью, и душа его не очистилась от зла. Но как ведет себя Эраст после гибели Лизы? («не мог утешиться и почитал себя убийцею», посещает ее могилу) О чем это свидетельствует? (Он раскаивается, приобрел способность к самооценке) Что открывают нам слова в конце повести зачитайте: «Теперь, может быть, они уже примирились»? (Речь идет о встрече душ Эраста и Лизы уже после смерти.) Значит, возродилась душа, была прощена? При каком условии могло произойти примирение? (Только в случае очищения души Эраста, признания им собственных ошибок и заблуждений.) Карамзин ставит вопрос о возможности и невозможности счастья в любви. 1. Что такое, по- вашему, любовь? (Высказывания учащихся) 2. Что такое это счастье? 3. Поддается ли оно контролю? 4. Какое счастье бывает полным – бездумное или разумное? (Лизе и Эрасту суждено было испытать минутное счастье, когда они ничего не боялись, ни о чем не думали, отдавшись полностью течению чувств. И в этом всемогущая сила любви!) -А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока. Прочитайте еще раз. «А счастье было так возможно…» - Почему же не состоялось счастье героев? | Ответы на вопросы. | Словесная форма. Постановка проблемного вопроса. | Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
6. | Подведение итогов | Карамзин не обвиняет своих героев за их «заблуждения», а лишь объясняет поведение. И позиция его мудра. Автор не поучает, а пытается вызвать у читателя сопереживание героям. Любовь-это не просто. Становишься слишком уязвим, заботясь о том, чтобы другому было хорошо. Светлая, чистая любовь Лизы и Эраста обернулась печалью. Прошла любовь-остались слёзы. -Ребята, как вы думаете, чему учит повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»? Классическая литература напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив. В конце 18 века повесть «Бедная Лиза» в России была очень популярна. Вспомните, к какому литературному направлению относится? (к сентиментализму) Составим кластер. По очереди выберите карточки со словами, характеризующими произведения сентиментализма. | Ответы на вопросы. Составление кластера | Приём познавательной активности через творческое задание | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
7. | Рефлексия и самооценка | Читая повесть Карамзина, мы учимся на чужих ошибках, получаем ценные уроки жизни, становимся гуманнее и внимательнее по отношению к окружающим. -Ребята, желаю вам быть великодушными по отношению друг к другу! Продолжите фразу: Повесть «Бедная Лиза» помогла мне понять … что без настоящих чувств, без настоящей любви человек теряет душу и вряд ли будет счастлив. Например, Эраст. … что это произведение не утратило своего значения и 21веке. Она актуально, потому что люди встречаются, влюбляются, расстаются. - Молодцы, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок | Осуществляют самооценку собственной учебной | Обсуждение результата работы с произведением. Беседа. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; рефлексия; |
8. | Д/З (на выбор) | - Написать письмо герою, в котором нужно выразить своё отношение к нему. Или нарисовать иллюстрации к повести « Бедная Лиза» | Слушают и записывают в дневник. | | Познавательные: умение делать выбор и обосновывать его. |
Приложение.
Сентиментализм
Изображение жизни простых людей
Чувства
Переживания
Вызывает сострадание
Подражание природе
Богатый духовный мир героя-простолюдина
Стремление к идеалу
Странничество
Мир фантастики
Романтический герой
Повесть «Бедная Лиза» помогла мне понять …………
Повесть «Бедная Лиза» научила меня …………… …
Повесть «Бедная Лиза» помогла мне понять …………
Повесть «Бедная Лиза» научила меня …………… …
Повесть «Бедная Лиза» помогла мне понять …………
Повесть «Бедная Лиза» научила меня …………… …
Эраст и Лиза
№ | Лиза . | Цитата Имя Елизавета означает «почитающая Бога» Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная… крестьянка. |
1. | Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее родители? | |
2. | Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью? В чем Лиза видит свой долг перед матерью? | |
3. | Чем занималась Лиза целыми днями? Почему ей пришлось работать? | |
4. | Каково проявление безграничной любви Лизы? | |
5. | Какова судьба героев? Был ли счастлив Эраст? | |
№ | Эраст
| Цитата Имя Эраст означает «возлюбленный» Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии… |
1. | Каким предстал Эраст перед матерью Лизы? | |
2. | Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой? | |
3. | Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить? | |
4. | При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы? | |
6. | Чем закончились отношения героев? | |