12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ботакоз17
2

Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Общечеловеческое и вечное в повести». Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Общечеловеческое и вечное в повести».

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №3 городского округа Стрежевой»








Урок литературы по теме: «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Общечеловеческое и вечное в повести».
































Учитель: Баязитова Ботакоз Еркановна

Тема урока: «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Общечеловеческое и вечное в повести.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по содержанию, тематике, характеристике героев, нравственной проблематике, позиции автора повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Задачи:

обучающие:

- формировать умения видеть отличительные черты сентиментализма в произведениях искусства;

развивающие:

- способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма развивать интерес к истокам русской литературы;

воспитательные:

- способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.

Тип урока: урок –дискуссия

Технологии:

- личностно-ориентированные;

- обучение в сотрудничестве;

- применение ТСО;

- здоровьесберегающая

Вид занятия: творческая лаборатория с использованием межпредметных связей (культура речи, этика).


Оборудование: портрет Н.М.Карамзина, иллюстрации к повести "Бедная Лиза", художественный текст повести «Бедная Лиза», учебник по литературе 9 класс под редакцией Бунеева, ландыши, белое полотенце, стакан с молоком, презентация, картина О.Кипренского «Бедная Лиза».


Методические приемы: словесные, наглядные, компьютерные технологии.


Ход урока.


Учебная ситуация

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

Приветствие.

Приветствие учащихся.

Слово учителя






Слайд 1.Ландыши.

Ландыши. Какие ассоциации у вас вызывают эти цветы? Как соотносятся ландыши с темой урока?

Слайд 2.Карамзин.Повесть «Бедная Лиза». Повесть «Бедная Лиза» написана и опубликована в 1792 году в «Московском журнале», редактором которого был сам Карамзин. В 1796 году «Бедная Лиза» вышла отдельной книгой и несмотря на то, что повесть написана в конце восемнадцатого века, но и сегодня она сохранила свою притягательную силу.

О чем эта повесть?

Слайд 3.Чтение стих-я Н.Карамзина.

Что наша жизнь? Роман - кто автор? Аноним.

Читаем по складам, смеемся, плачем, спим…

Что есть жизнь наша? – Сказка;

А что любовь?- Ее завязка;

Конец печальный иль смешной,

Родись, люби - и Бог с тобой!


Как вы понимаете слово «Любовь»? Кластер.

Слайд 4 Всмотримся в экспозицию повести? Я предлагаю совершить вместе с Карамзиным заочную экскурсию по окрестностям Москвы. Какую роль играет описание вида, открывающегося со стен Симонова монастыря? В какое время года представлена панорама Москвы? Какую атмосферу создает это описание? Какие чувства выражаются в нем? Чувствуется ли в экспозиции предначертанность трагических событий, некая напряженность?




Ответы учащихся.

Весна, любовь, чувства, нежность, хрупкость.

Мы будем изучать повесть Карамзина «Бедная Лиза»,так как главная героиня продавала ландыши.







Эта повесть о любви.














Составление учащимися кластера.

Любовь.

/ / доверие

Уважение понимание

/

Ответственность забота



Читателю открывается великолепный пейзаж, красоту которого тонко чувствует и передает рассказчик, что свидетельствует о глубине и богатстве его души. Вместе с тем, противопоставляя город и деревню, автор готовит читателя к восприятию образов героев. Переход от летней панорамы Москвы к осенней настраивает на тревожное ожидание, создает грустное настроение.




Беседа по вопросам



Какую форму повествования выбрал автор? Каким предстает нам рассказчик?

















Посмотрите на предметы: ландыши, молоко, белое полотенце;

деньги. С какими образами связаны эти предметы?

Ландыши в немецком предании связаны с весной, в русском- слезы Любавы, возлюбленной Садко. Ландыши - олицетворение любви, чистоты, нежности, боли девичьего сердца.

Слайд 5.Мифологический словарь. Лиза- Елизавета-древнееврейское, почитающая Бога. Эраст- греч., милый, прелестный.


забавы, деньги

Слайд.7 Встреча Лизы и Эраста.

забавы, деньги

Анализ. Первая встреча Лизы и Эраста. С чем приходят друг к другу Лиза и Эраст? Какой символ своего мира дарят друг другу?



Лиза Эраст

Природа, семья, трудолюбие.

Эраст Эраст

Москва, светские забавы, деньги



















Что мы узнаем об Эрасте?


Можно ли сказать, что образ его мыслей складывался под влиянием сентиметальной литературы?

Наблюдение за состоянием души Эраста и его отношения к Лизе. Интерес к Лизе - братская любовь -страстная любовь -обман- предательство. Эраст- проблемный герой, у него противоречивый характер. Встреча с Лизой- это проверка на порядочность, который Эраст не выдержал. Он ни разу не задался вопросом: что дальше.








Работа 1группы

Эраст- коварный искуситель или несчастный человек?






























Работа 2 группы.

Как вы думаете, Лиза-страдалица или блудница? Почему Лиза не выбросила деньги Эраста?

Почему Лиза решила умереть? Что было главным в отношении Лизы к Эрасту? Каким словом можно заменить? Чувства Лизы отличаются глубиной, постоянством. Что ей могло бы справиться с этим чувством? Что такое чувство, разум?






























Работа 3 группы.

В каком образе представлены высшие силы? Что обозначают ландыши в руках Лизы?

Почему ландыши Лиза бросает в Москву-реку?


Природа у Карамзина многолика в отношении к человеку: она сочувствует ему, может одобрять его или порицать, она способна предупредить его об опасности и обернуться врагом. И человек, и человечество могут нахо­диться в гармонии с Природой, и они же могут превратиться в игрушку страшных, роковых сил.





.








Работа 4 группы.


В повести есть ещё один главный герой. Это рассказчик. Каков он?











Прослушайте

«Жестокий романс» в исполнении Понамаревой.


Ответ на проблемный вопрос: Почему не состоялась любовь Лизы и Эраста?

.




К какому литературному направлению относится повесть Карамзина «Бедная Лиза»?

Что такое сентиментализм?(

Как в этом отношении прослеживаются традиции писателя-сентименталиста.





Объясните смысл названия повести «Бедная Лиза»? О чем предупреждает автор? Как человек должен строить свое счастье? Чему нас учит повесть?


Посмотрите картину О.Кипренского «Лиза».Ответьте, пожалуйста, на вопрос:»Какой изображена Лиза?»




Рефлексия.

Напишите синквейн «Повесть «Бедная Лиза».







Повествование ведется от первого лица.

Это рассказ в рассказе, построенный по принципу кольцевой композиции: рассказчик открывает повествование, и он же заканчивает его.

Рассказчик присутствует не только во вступлении и эпилоге, но и там, где ведётся рассказ о трагической любви Лизы и Эраста. Часто он открыто обнаруживает свою симпатию или антипатию иногда бросает лишь замечание, позволяющее судить о его мнении, но при чтении повести мы постоянно ощущаем его присутствие.



Ландыши, белое полотенце, молоко связаны с образом Лизы, а деньги с образом Эраста.















Так первая встреча с Эрастом рождает в ее душе робость и смущение, которые, спустя некоторое время, сменяются волнением, предостережения матери вызывают ее слезы, но, не встретив молодого человека на другой день, Лиза грусти


Природа воспитала в Лизе восприимчивость, чувствительность, стремление к прекрасному, нравственную чистоту, семья научила заботиться о ближнем, быть ответственной за любимых людей, самопожертвованию. Какие эпитеты использует автор при описании Лизы? (Небесная, восхитительная).









Эраст вынут из семейных отношений, поэтому он не знает об ответственности и самопожертвовании. Он живет в Москве, которую автор называет алчной, следовательно, бескорыстности в Эрасте нет. Главную роль в мире Эраста играют деньги.

Эраст старается за все заплатить, причем дороже цены. Платит за все: за цветы, за любовь, отказ от любви. В итоге закладывает свою душу пожилой вдове за деньги. В мировой литературе деньги олицетворяли предательство, зло. В первой же встрече Лизы и Эраста можно увидеть столкновение природы и цивилизации.


Эраст от природы наделен добрым, но слабым и ветреным сердцем. От светских забав и чтения беспечных романов в душе его поселилась скука, душа жаждала непосредственных чистых чувств и ощущений. Любовь Лизы - это испытание героя, проверка его решения начать новую жизнь, проверка его сердца, глубины его чувств. Однако мы видим, что эгоизм Эраста побеждает. В нем одерживают победу низкие, привычные для него чувства. Он теряет интерес к Лизе, обманывает ее, изменяет своей клятве. Эраст не выдерживает испытания любовью.

Из финала повести мы узнаем, что Эраст после смерти Лизы почитал себя убийцею, и что он часто посещает могилу Лизы. Возможно, Эраст понял собственные ошибки и заблуждения. Так Карамзин на примере жизни Эраста убедительно показывает, какую большую роль играют чувства любви в формировании человеческой личности.


Появляется Эраст - и сердце Лизы охватывает безумная радость. Ночью она не может спать, ее мучают печальные раздумья о том, что Эраст не «простой крестьянин», но признания его в любви приводят Лизу в восторг, появляется надежда на счастье с любимым человеком. Однако матушка строит планы замужества Лизы, не связывая их с Эрастом, и Лиза в тревоге говорит об этом своему другу. Он утешает ее и она, в упоении всё забывает. Забыла и себя... И тут же ей становится страшно. Узнав от Эраста о его предстоящем отъезде в армию, Лиза приходит в отчаяние. Дни без любимого становятся днями тоски и горести. Наконец, женитьба Эраста, его обман, деньги. Все это потрясает её душу, и она кончает жизнь самоубийством.

Лиза, полюбив, проходит через разные психологические состояния. За короткое время любви она испытала робость, смущение, волнение, грусть, радость, печальные раздумья, восторг, надежду, тревогу, страх, отчаяние, тоску, потрясение. Это проявление безграничной любви. Лиза-страдалица. Она понимала, что с Эрастом они разные, и их любовь обречена.Но ее сердце искренне любило. Только разум мог ей справиться с этим чувством.




Природа в повести всегда рядом с Лизой.

Весна, утро, солнце, ландыши, заря, птицы, тихая луна, гроза, молнии, дождь — все принимает участие в ее радостях и печалях, все говорит о гармонических отношениях, установившихся между Лизой и Природой.

В поведении Природы есть сочувствие, жалость к бедной Лизе, но нет проклятья, осужденья...

Мы видим: Природа включена во все основные события повести, поэтому она рядом с героями, видит их и оценивает их полно, достаточно эмоционально и в то же время справедливо.

Карамзин утверждает мысль, что Природа наделена разумом и не считаться с ее оценками невозможно.





Автор - человек тонко чувствующий природу, любящий природу, способный видеть красоту природы, ощущать гармонию с природой.

Автор не обвиняет своих героев, он объясняет их поведение, сочувствует Лизе, сожалеет о её гибели. В его позиции выражено гуманное отношение к человеку.





В отношениях Лизы и Эраста не было ответственности, заботы, самопожертвования




П Повесть относится к сентиментализму. ССентиментализм- литературное направление 2-й половины 18 века.

Главная героиня-девушка-крестьянка, выросшая на лоне природы, способная на глубокое чувство.В повести много внимания отводится чувствам героев, а не поступкам.)










Формула синквейна.

Повесть «Бедная Лиза».

2 прилагательных

3 глагола

Фраза

Вывод.

Подведение итогов































Все герои, стиль повести помогают нам осознать авторскую позицию как гуманистическую. Создавая свою повесть, Карамзин соединил категории «доброе» и «прекрасное» — нравственное и эстетическое.

В небольшом по объему произведении Карамзин воспел любовь как чувство, способное обогатить человеческую душу, испытать и возродить ее; он выступил за гармонию рассудка и чувства в любви; он пропагандировал гуманное отношение к человеку, порицая его за отступления от законов морали.

Нравственные уроки Карамзина достойны внимания и в сегодняшние такие сложные дни, тем более что это уроки человека, «твердый разум» которого, по словам В. А. Жуковского, «всегда смягчен был нежнейшим чувством».

Повесть пронизана уважением к человеку и воспитывает гуманность. Она открывает читателям их собственные души, будит сострадание и другие благородные чувства.






.

Домашнее задание

Написать сочинение на тему: «Какие нравственные ценности я извлёк(ла) из прочтения повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».


Источники:

Галузина Л.В. Уроки литературы в 8-м классе: Развёрнутое планирование. Ярославль, 2003.

Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 512с. – (В помощь школьному учителю).

Марченко Н.А. Карамзин Николай Михайлович. – Уроки литературы. – №7. – 2002/ Приложение к журналу «Литература в школе».

Золотарёва И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 8-й класс. М., 2002.

rusedu.rudetail_2259.html

power-point-ppt.narod.rubiografiya…prezentaciya…

рефак.рф1726_gotovye_prezentatsii_po…o_karamzine/

ps.1september.ru

























Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.